Протоиерей Георгий Шаповалов в течение десяти лет являлся певчим, уставщиком и администратором братского хора, нес послушание его келейника. В своем сообщении « " Достигайте любви " (1 Кор. 14:1). Архимандрит Матфей (Мормыль) — образ деятельной любви» отец Георгий отметил, что среди фотографий на письменном столе регента лежал фрагмент нотного автографа диакона Сергия Трубачева на слова апостола: «Достигайте любви», что, с точки зрения докладчика, является свидетельством особого внимания батюшки к этой новозаветной заповеди. Отец Матфей являлся «деятелем любви» по отношению ко всем, с кем общался, что выражалось, в частности, в особой заботе о каждом участнике его творческого коллектива. Отец Георгий поделился с присутствующими и некоторыми личными воспоминаниями об общении с архимандритом Матфеем. Так, в частности, при обращении за советом к нему по поводу того, как лучше раскрыть тему письменной работы, «отец Матфей дал подсказку, сказав, что жизнь человека проходит в трех направлениях, в трех осях координат: по отношению к Богу, по отношению к ближним и по отношению к самому себе». «Впоследствии, — сказал докладчик, — со временем я осознал, что буквально все в своей жизни отец Матфей делал с великой любовью к Богу, к ближним и высокой монашеской аскетической требовательностью к самому себе». Игумен Лазарь (Гнатив) на протяжении многих лет являлся регентом одного из академических хоров. С 1996 года хор под его руководством совместно с хором отца Матфея регулярно принимал участие в лаврских богослужениях. Когда отец Лазарь заканчивал обучение в МДА, профессор Академии архимандрит Матфей являлся рецензентом его кандидатской диссертации «Реформа певческой нотации XVII века (церковно-историческая оценка)». На вечере игумен Лазарь выступил с докладом об отношении архимандрита Матфея к древним распевам. Доклад Е.Н. Садиковой «Архимандрит Матфей (Мормыль). Регент, распевщик, литургист» был посвящен регентской деятельности отца Матфея. Через рассмотрение особенностей репертуара Лаврского хора, тщательно отобранного приснопамятным регентом в течение жизни, и анализа специфики его исполнительского почерка Е.Н. Садикова показала, как глубокое знание литургических, гимнографических основ богослужебного пения при бережном отношении к вековому певческому богатству Русской Церкви помогли отцу Матфею создать целостную органичную богослужебно-певческую традицию Лавры второй половины XX века.

http://radonezh.ru/2023/03/08/v-moskovsk...

Б. Резниченко. М., 1991. 10, 11; Песнопения всенощного бдения: В певч. традициях МДАиС/Собр.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992. С. 29–30, 31, 46, 81, 115, 129; Песнопения Страстной седмицы: Из репертуара хора МДАиС/Сост.: игум. Никифор (Кирзин). Серг. П., 1992/1993. С. 35, 42, 43, 44, 65, 109; Всенощное бдение: Неизменяемые песнопения для монастырских хоров/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; Коломна, 2000. С. 62, 69, 167, 172, 262, 327, 487; Песнопения Постной Триоди/Сост.: архим. Матфей (Мормыль). Серг. П.; Коломна, 2010. С. 13, 15, 17, 41, 46, 47, 50, 52, 71, 81, 93, 108, 110, 114, 122, 133, 134, 136, 137, 146, 150, 216, 229, 232. См. также нотогр. в статьях об авторах гармонизаций. Лит.: Феоктист (Мочульский), архиеп. Руководство к нотному простому церк. пению. СПб., 1813; Разумовский Д., прот. Церковное пение в России: Опыт ист.-техн. изложения. М., 1867-1869. 3 вып.; Потулов Н. М. Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Правосл. Рос. Церкви. М., 18843; Вознесенский И., прот. Осмогласные распевы трех последних веков Правосл. Рус. Церкви. Вып. 1: Киевский распев и дневные стихирные напевы на «Господи воззвах» (техн. построение). К., 1888. М., 18982; он же. Образцы осмогласия распевов киевскаго, болгарскаго, греческаго с объяснением их техническаго устройства: Прил. к соч. «Осмогласные роспевы трех последних веков Правосл. Рус. Церкви». Рига, 1893; он же. Церковное пение правосл. Юго-Зап. Руси по нотно-линейным Ирмологам XVII и XVIII вв. М., 18982; Лисицын. Обзор; Преображенский А. В. Очерк истории церк. пения в России. СПб., 19102; Biдryku минулого: О. Кошиць в листах до П. Маценка. Bihhiner, 1954; Маценко П. Нариси до icmopiï укр. церк. музики. Роблин; Bihhiner, 1968; он же. Склад та mexhiчha будова мeлoдiй киïвського poзcniby в вид. 1775 р.//Павло Маценко: Музиколог, композитор i громадський дiяч: Зб. на пошану 90-лimmя народин/Упоряд.: В. Верига. Торонто, 1992. С. 127- 238; Скребков С. С. Русская хоровая музыка XVII - нач.

http://pravenc.ru/text/1684569.html

Ведь у отца Матфея были разные ситуации в жизни. Мне рассказывали, что когда ему было тяжело (даже при выборе новых семинаристов для хора), он говорил: «Ну, я пойду к преподобному Сергию, к мощам! Я его попрошу, и он все уладит». Вот, опять же, не с музыки начинается все, а с духовного служения, где слово, звук – подчиняются молитве! Если все это будет так, что с лаврским хором все будет хорошо. А если будет иначе – Господь не попустит! – Я еще раз хочу коснуться вопроса преемственности: хор Свято-Троицкой Сергиевой лавры и его регент, отец Матфей (Мормыль), появились в начале 1970-х годов по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова), который сам, как известно, был регентом и посему очень ценил отца Матфея именно как регента и как священника. Вот это преемство в последнее время ощущается как бы утраченным, потому что если даже священник сегодня возглас из алтаря не может правильно подать, если нет у начальства ощущения значимости хора за богослужением – это очень тонко чувствует регент. И когда отец Матфей скончался, один из наших авторов, вспоминая отца Матфея, говорил: «Он не пережил лишь равнодушия...». Все-таки, значит, было какое-то равнодушие, ощущал его отец Матфей своей тонкой душой... – Не мне об этом судить. Конечно, он и это переживал. Хотя есть такие вещи сокровенные, о чем мне отец Матфей говорил в личной беседе, о которых я вряд ли кому-то скажу. Но любого человека, подвизающегося на ниве церковного пения, я прошу следовать путем отца Матфея. Всегда вспоминайте, как бы поступил он в той или иной ситуации. Любого человека, подвизающегося на ниве церковного пения, я прошу следовать путем отца Матфея Церковное пение не предполагает равнодушия. И я вспоминаю, как назвал отец Матфей одну из бесед с ним: «Я на чужом основании ничего не строил». Хотя в реальной жизни он вспоминал: «Вот, этот пел так, этот возгласы произносил так...». И он никогда не перечеркивал чужой опыт. Он все равно себя чувствовал наследником и последователем этих людей. Это была основа основ для него.

http://pravoslavie.ru/124298.html

Владыка Аристарх с родителями — Екатериной Васильевной и Анатолием Васильевичем Можно утверждать, что счастье переживается особенно тогда, когда в жизни ты чувствуешь Бога, Его любовь и помощь. Такое состояние посещает нас во время совершения литургии, а также после таинства Покаяния и Причащения. Если говорить о знаменательных периодах в личной жизни, то, несомненно, это годы обучения в духовных школах и дни, когда совершилось исполнение сокровенной мечты — дни священнических хиротоний. — Вы собирались стать горным инженером, а стали кандидатом богословия. Что послужило причиной такой перемены Вашей жизни? — Со школьных лет мне хотелось стать именно священнослужителем. Большое влияние на выбор жизненного пути оказали мои родственники в лице дядей, которые являются священнослужителями. После окончания средней школы нужно было выбрать: или идти служить в армию, и поступить в ВУЗ с военной кафедрой, чтобы затем иметь возможность поступить в семинарию, куда принимали только с военным билетом. После получения высшего светского образования, окончания ВУЗа, став горным инженером, я поступил в Московскую духовную семинарию. После окончания семинарии сразу поступил и успешно закончил затем Московскую духовную Академию. После получения духовного образования стал священнослужителем Русской Православной Церкви. —  Расскажите о тех духовных людях, которые произвели на вас большое впечатление. Кто Ваши учителя? Что они Вам дали, и чем запомнилось общение с ними? — Первое влияние на выбор жизненного пути оказали мои родственники в лице дядей-священнослужителей. Кроме того, за духовным наставничеством я обращался к духовникам Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Это были архимандрит Кирилл (Павлов) , архимандрит Иларион (Форкавец), игумен Виссарион. Добрыми учителями нашими в духовной семинарии и академии в период учебы стали архимандрит Матфей (Мормыль) , Алексей Ильич Осипов , Константин Ефимович Скурат. Они имели большой жизненный и духовный опыт, умели молиться, были добрыми и чуткими с окружающими, обладали прекрасным даром педагога и живым и интересным словом. Их украшала скромность и простота во общении. Самое главное — мы имели перед собой пример благочестивой жизни и сердечной человеческой доброты.

http://pravmir.ru/mitropolit-kemerovskij...

Аминь». Здесь, конечно, могут быть варианты в зависимости от состава семьи: например, в семье может быть один ребенок, но у всех есть папа, мама, бабушка и дедушка, крестные. Детей это вдохновляет. Когда в Великий пост все делают земные поклоны, карапуз тоже с радостью присоединяется к взрослым. Или когда мы вместе поем. Я как дирижер-хоровик скажу со всей ответственностью, что не существует безголосых людей. Мы же все говорим – значит, и петь потенциально каждый может. Глухим можно назвать только человека, у которого отсутствуют аудитивные способности. Мы все слышим – значит, слух есть. Архимандрит Матфей (Мормыль) , у которого я пел в хоре, сознательно брал к себе только «глухих», чтобы из этого теста слепить знаменитый хор. Это было его убеждение, что не бывает людей, не способных петь. Итак, всей семьей становимся на колени и поем: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь». И так каждый вечер. Не знаю, как сложится жизнь моих детей или жизнь детей наших читателей (это один Бог знает), но знаю одно: молитвенный домашний опыт будет укреплять их на всех путях жизни. Когда кому-то из чад покажется, что он один и всеми брошен, он будет знать, что Богом не оставлен, что Матерь Божия всегда рядом и готова прийти на помощь. Она – ходатаица всего рода христианского и моя личная ходатаица. Пресвятая Матерь и Ее Божественный Сын всегда будут рядом. Это я могу от Господа отвернуться, уйти, как блудный сын ушел от Отца. Я могу забыть о Нем, а Господь обо мне помнит всегда, даже в такие минуты, когда мне казалось, что я один на свете. Есть красивая притча. Один человек перед смертью увидел свой жизненный путь в образе длинной дороги, тянущейся по песку вдоль океана. Обернувшись назад, он увидел отпечатки еще одной пары ног. И было ему открыто, что океан – вся его жизнь, а вторые следы принадлежат Самому Господу, Который спутешествовал ему, как путникам, идущим в Эммаус. Однако в некоторых местах пройденного пути вместо двух пар следов видел он только одну, глубоко врезавшуюся в песок.

http://pravoslavie.ru/156544.html

— Существует распев Троице-Сергиевой Лавры. Это тоже Ваше переложение? — Есть распевы, которые зафиксированы о. Нафанаилом. Мне удалось тоже достать некоторые материалы. Иногда приходилось что-то предложить на базе старых распевов. Но это все еще не издано. — О. Матфей, меня, да и не только меня одного, волнует такой вопрос: всегда ли в настоящее время пение отвечает церковности? — Кому Вы этот вопрос направляете? Я бы подходил к нему, не критикуя. У каждого хора, регента много недостатков. Я в свое время познакомился с отцом протодиаконом Федором (Юдиным). Он скончался 28 февраля 1974 года. 33″> Он один из питерских диаконов той, старой синодальной школы. Окончил школу при Придворно-певческой капелле. Из певческой семьи. Мне нравилось его отношение к службе. Он всегда приходил на службу заранее, особенно ко всенощной (к нам его прислал Патриарх Алексий I)… Казалось бы, старший чин — протодиакон, ведущий, а в половине шестого — он был уже на месте. Если есть какой-то батюшка, благословится, оденет стихарь, орарь 33 . Первым долгом приготовит Евангельское чтение — заложит утреннее воскресное Евангелие, какое надо читать за службой, посмотрит прокимен, снимет с престола покрывало, пообщается с пономарем, чтобы кадило было готово, посмотрит — свеча большая на месте ли и… сидит в Алтаре на стульчике. Потом уже постепенно собираются служащие священники. Когда он служил, помню его слова: «Отец Матфей! Для меня не существует ни иеромонахов, ни патриархов, ни наместника, никого. Когда я служу, то никого не различаю, начиная от патриарха до последнего иеромонаха, поставленного в Лавре. Для меня служба «всегда одинакова». Я стараюсь относиться к службе и к патриаршей, и к иеромонашеской — как к патриаршей». Как видите, — задача «не делать различия». У Бога все дни одинаковы. И как говорит св. Игнатий: «У христианина всегда должен быть праздник. Но он никогда не должен быть праздным». И одному оптинскому старцу как-то заметили: «А что Вы все работаете, работаете, Вы же старый?» А тот в ответ: «Если я постарел, значит должен больше работать. Когда я был молоденький, у меня многое не получалось. А теперь получается. Меньше двигаюсь, но стараюсь хоть что-то сделать».

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

— Откуда у Вас такие знания о церковном пении? Из книг или из опыта общения? — Допустим, с о. Федором было живое общение. Те же владикавказские и ставропольские монахини, о которых я говорил, и о. Иоасаф — в детстве — это же печатлеется и откладывается в памяти. — В 1994 году на первом семинаре преподавателей регентских отделений духовных училищ и семинарий в Троице-Сергиевой Лавре Вы поднимали вопрос о том, что у священников должна быть культура возгласа. — Да. Обязательно. Священник за службой должен быть Архистратигом, а все — Ангелами. Вот и все. И по интеллекту, и по степени ответственности, и по возможности — он же ведущий и главный. Вот я как раз и бьюсь, и пекусь постоянно об этом. Сейчас идет реформа школы. Я весьма опечален тем, что вижу в программах. Хотя семинария теперь становится высшим учебным заведением, количество часов, отводимых на церковное пение, сократилось вдвое (?!). На Светлой седмице я дерзнул подойти к Святейшему и сказал: «Ваше Святейшество! Мне очень обидно. Я к Вам обращаюсь не потому, что я пою. Церковное пение, хоть и стоит в числе последних в списке предметов, но… вот что получается. Когда я на ученом Совете стал возражать начальству по поводу сокращения часов, отводимых на церковное пение, мне ответили, что на это имеется заверение свыше». Святейший в ответ улыбнулся: «Ну, мы же детали не разбирали». При этом он недоумевал и добавил: «Нет, надо вернуться к прежнему». Ну, а как это будет? Я просто с совести своей снял этот печальный груз. — А вообще, как обстояло дело с церковным пением в России в XX веке? Что было до революции и после нее? Все ли было плохо в послереволюционное время или делалось что-то хорошее? Какова была позиция Патриарха? — Если говорить об участии Святейшего Патриарха Алексия I в решении этого вопроса, мне кажется, что здесь, скорее всего, шло по линии авторитета свыше, без каких-либо силовых, допустим, средств (имеется в виду ряд выступлений Патриарха Алексия I о церковном пении). В журнале написано, в календаре написано — надо выполнять. Многие так и понимали это.

http://pravmir.ru/arximandrit-matfej-mor...

Рус. композиторы XIX-XX вв., основываясь на синодальных изданиях, делали гармонизации песнопений Г. р.: предначинательного псалма (А. Ф. Львов, Г. Ф. Львовский, Д. Н. Соловьёв, В. А. Бирюков, прот. Д. В. Аллеманов, свящ. И. Беляев, свящ. М. А. Березовский, А. Д. Кастальский, И. Я. Андриевский, Н. Н. Толстяков, Н. Д. Лебедев, А. Ф. Пащенко, И. Н. Разсохин, П. Г. Чесноков, Н. Н. Кедров-сын), антифона «Блажен муж» (свящ. И. Беляев, Соловьёв, А. А. Филатьев, Чесноков, Н. Н. Черепнин, свящ. А. Беляев), гимна «Свете тихий» (Чесноков), тропаря «Богородице Дево» (А. А. Архангельский, Кедров-сын), полиелея (Львов, свящ. И. Беляев), воскресных тропарей по непорочнах (В. А. Жданов, Кедров-сын и М. Е. Ковалевский), антифона 4-го гласа «От юности моея» (А. П. Жаворонков, Аллеманов, В. А. Нелидов, Бирюков, Львов, свящ. И. Беляев, прот. М. Лисицын, Пащенко), степенн 8 гласов (Львов, Аллеманов), ирмосов воскресных, праздничных и др. канонов (Д. С. Бортнянский, Львов, прот. Д. Разумовский, иером. Нафанаил (Бачкало), С. В. Смоленский), «Величит душа Моя Господа» (П. И. Чайковский, Жаворонков, Бирюков), «Взбранной Воеводе» (свящ. И. Беляев, Толстяков, свящ. А. Беляев, А. В. Касторский, С. В. Рахманинов, диак. Сергий Трубачёв), «Приидите, поклонимся» (Н. И. Смирнов, Бирюков, Ковалевский), херувимской песни (Львовский, И. С. Дворецкий, А. В. Никольский, Б. Рандхартингер, Ковалевский), «Достойно есть» (Львов, свящ. М. И. Георгиевский, иером. Викторин, свящ. А. Беляев, Чесноков), «О Тебе радуется» (Львовский, Жданов, Смоленский, В. Д. Беневский, свящ. И. Беляев, прот. П. Турчанинов, Н. И. Компанейский, Андриевский, прот. В. Металлов, иером. Нафанаил, Е. С. Азеев, А. Ф. Шишкин, Бирюков, В. А. Фатеев, свящ. А. Беляев, А. Правдолюбов, диак. С. Трубачёв), причастна «Творяй ангелы» (Ковалевский), «Да исправится» (М. И. Глинка, Львовский, Георгиевский, Азеев, П. Г. Григорьев, Жданов, Металлов, А. И. Нешумов, Смирнов), Κριε λησον (Львов, Смирнов, Ковалевский), Αξιος (И. А. Гарднер), «На реках Вавилонских» (А. И. Рожнов, свящ. М. Георгиевский, свящ. И. Беляев, свящ. А. Беляев), «Тебе, Бога, хвалим» (Георгиевский, И. Я. Тёрнов, Д. М. Яичков), песнопения «Под Твою милость» (Бортнянский), различных тропарей и кондаков (Львовский, Компанейский, Тёрнов, В. М. Орлов, Смоленский, свящ. И. Беляев, Архангельский, А. Е. Ставровский, Трубачёв, архим. Матфей (Мормыль)) и др. ( Лисицын. Обзор; Свод напевов).

http://pravenc.ru/text/166465.html

Протокол 502 заседания Богослужебно-календарной комиссии 10–11 февраля 1969 года Заседание 10 февраля, понедельник На заседании присутствовали Преосвященный Питирим, епископ Волоколамский, председатель Издательского отдела Московской Патриархии; Карманов Евгений Алексеевич, секретарь редакции «ЖМП»; Успенский Николай Димитриевич, профессор Ленинградской духовной академии; игумен Матфей (Мормыль), преподаватель Московской духовной академии; протоиерей Сергий Орлов; протоиерей Николай Деснов, преподаватель Одесской духовной семинарии; Уржумцев Павел Васильевич, литературный редактор ЖМП; Просвирнин Анатолий Иванович, литературный редактор ЖМП; священник Александр Сложеникин. Отсутствовал Д.П. Огицкий (по болезни). Перед началом заседания, по прочтении молитвы, епископ Питирим поздравил с возобновлением заседаний Богослужебно-календарной комиссии, ранее возглавлявшейся епископом Афанасием (Сахаровым) , поделился добрыми воспоминаниями о почивших членах комиссии епископе Афанасии и Ольге Андреевне Дашкевич и высказал пожелание отслужить о них заупокойную литию в обеденный перерыв. Секретарем Богослужебно-календарной комиссии был избран священник Александр Сложеникин. Цель заседания Комиссии – решить возникшие в настоящее время вопросы издания календарей, являющиеся предметом особой заботы редакции. Программа: I. Выслушать мнения об издаваемом церковном календаре. ΙΙ. Рассмотреть вопросы, связанные с изданием богослужебных книг. ΙΙΙ. Наметить дальнейшую программу работы. По первому пункту программы было представлено 20 вопросов, которые рассматривались поочередно. 1. Сентябрьская преступка чтений в календарях. Уржумцевым П.В. была дана краткая историческая справка о сентябрьской преступке в календарях Московской Патриархии. Сентябрьская преступка является не нововведением, а существовала на Руси с давних времен, есть она у греков, указания на нее имеются в Богослужебном евангелии. В 1958 году еп. Афанасием был сделан обстоятельный доклад на эту тему и поднят вопрос о внесении сентябрьской преступки в календарь, что и было сделано в 1959 году. Через некоторое время посыпались письменные протесты в Московскую Патриархию. Протопресвитер Н. Колчицкий передал эти письма Святейшему Патриарху Алексию, который положил резолюцию: «восстановить традицию». Сентябрьскую преступку в календарях перестали делать. Спустя несколько лет Преосвященный Никодим (Ротов) снова поднял вопрос о внесении сентябрьской преступки в церковный календарь. В качестве «восстановления традиции» преступка вновь была введена в календарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Как-то я ездил в паломничество и услышал одну женщину, которая говорила: «Моя мама из Алма-Аты пешком ходила в Киев на поклонение преподобным угодникам...». И действительно, раньше люди со всего мира считали делом чести сходить в Киево-Печерскую лавру и поклониться ее святыням. А ведь мы сегодня имеем эту возможность каждый день! Я преподаю в семинарии и в академии, и распев – этот уникальный язык, если говорить профессиональным языком, – объединяет в себе и Средневековье, и новое время. Он примиряет в себе эти две культурные парадигмы, между которыми, казалось бы, существует водораздел. В своем многоголосии он «воцерковляет» период монодический, как бы примиряет одноголосие и многоголосие, и на все века дает тот уникальный образ пения, славословия Богу, который соединяет в себе гармоническую красоту и тот духовный этос молитвы, внутренней сути, который должен являться в музыке. Главное в нем – уход от аффектации, от внешнего. Пение – всегда через внутреннее содержание! Это очень важно. Уходить от внешнего и думать о внутреннем – У нас в православном храме все имеет значение: и живопись, и музыка, и священнодействие, и образы, и обряды, и даже внешнее изображение храма. Все это имеет сокровенный, глубинный смысл. Музыка же церковная оказывает очень сильное воздействие на человека: это язык молитвы, прообраз ангельского пения. Вы сказали о серьезном духовном багаже, которым должен обладать человек, чтобы правильно воспринимать хорошую музыку, в том числе и духовную. Значит ли это, что человек совершенно неподготовленный (и даже невоцерковленный) способен в своей душе открыть какие-то глубины при звучании тех или иных песнопений, той или иной музыки? Или все-таки необходим тот самый культурный багаж, фундамент (как угодно назовите), чтобы ее воспринимать? В таком случае, как же молились наши бабушки – часто вообще необразованные, – стоя в храме и воспринимая божественные звуки наших хоров, руководимых почившими в настоящее время церковными дирижерами, например, такими, как архимандрит Матфей (Мормыль), В. С. Комаров, Г. Рождественский и другими? Но я более чем уверен, что они воспринимали это пение во всей полноте! Как и те, например, кто обладает настоящим музыкальным образованием... Или я не прав?

http://pravoslavie.ru/132736.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010