— Наверное, этот период самый счастливый в моей жизни, самый яркий, потому что это и юность, и множество друзей, и насыщение духовным богатством семинарской библиотеки. Ведь богословские книги тогда были редкостью. Библиотека Академии нас просто поглощала: мы пытались прочитать все, сделать какие возможно копии. А ведь в те годы еще не было ксерокса, перепечатывали на машинках. И если тебе доставался четвертый, почти чистый, как мы говорили — слепой экземпляр, это считалось счастьем! Какие споры разгорались о том, кому он достанется. А наши преподаватели! Архимандрит Матфей (Мормыль), Царство ему Небесное, архимандрит Венедикт (Князев), Константин Евфимович Скурат, Михаил Степанович Иванов, Алексей Ильич Осипов, Владимир Дмитриевич Юдин — можно назвать целую плеяду. Для нас они были носителями подлинного церковного, православного духа, сохранившими его несмотря на притеснения и прещения от советской власти. Одним своим поведением, своей глубокой верой они нас заставляли быть лучше. Сейчас уже, будучи ректором Киевской Духовной Академии, я понимаю, насколько важен сам коллектив и дух школы. Одно из самых ярких студенческих впечатлений у меня до сих пор перед глазами: длинные очереди студентов духовной семинарии, регентской и иконописной школ на исповедь в Лавре. Вот такое прекрасное стояние! Мы почти каждую субботу исповедовались, старались причащаться, если допускали. Это была подлинная церковная жизнь. — А Вы, будучи студентом, ощущали, что за стенами семинарии — недружелюбная среда? — Присутствовало осознание того, что ты идешь против общего течения. Тогда экскурсии по Лавре вели люди нецерковные, и все их рассказы были наполнены атеистическим содержанием и ложью. Через забор, отделявший пространство МДАиС, нас показывали, как в зоопарке. Да и само желание поступать в духовную школу считалось вызовом обществу. Надо было еще ухитриться попасть на вступительные экзамены, потому что существовала такая уловка: когда узнавали, что юноша подал документы в духовную семинарию, его как раз на этот период вызывали в военкомат. За мной также приехали, чтобы забрать на переподготовку (я уже к тому времени отслужил срочную), — мы просто чудом разминулись. Военкомовская машина двигалась по центральной дороге, а я тем временем просто шел другой тропинкой, поэтому смог беспрепятственно уехать в Москву.

http://pravoslavie.ru/63800.html

Андрей Золотов Исполнительница спела философский духовный стих «О грешном человечке», в котором темы смерти, веры, раскаяния причудливо переплетаются, вызывая размышления о смысле жизни. Далее прозвучал стих «Слово «мама» дорогое…» Как рассказала Смольянинова, ноты этого стиха ей дал сам архимандрит Матфей (Мормыль) , благословив ее на пение. Говоря о своей роли в музыкальной жизни современности, исполнительница отметила: «Если говорить образно, то я больше в тени, чем на свету. Положительная сторона — это помогает мне сохраниться, не засохнуть, не завянуть. Однако меня знают те люди, которым тоже важно не разменяться и не завянуть. Эти люди помогают мне жить. Возможно, если бы я не встретила Ольгу Сергееву и этих чудесных бабушек, я бы увлеклась славой, успехом, ведь артистическая душа увлекающаяся. Может быть, я бы направила свои силы и торила дорогу до невозможности, чтобы только выйти на поверхность. Однако я увидела своих бабушек, которые совершенны в том, что они делают и при этом остаются совершенно скромными людьми. Лишь немногие могли их увидеть. И тогда я поняла, что самое необычайное, самое дорогое находится в тайне». «С точки зрения моих творческих амбиций, наверное, мне бы хотелось большей славы, но нельзя же так глупеть…», — с улыбкой под аплодисменты зала заключила Смольянинова. В завершение вечера прозвучали две песни ее собственного сочинения и снова «Динь-динь», которую певица спела вместе со всем залом. Справа — Андрей Золотов У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 сентября, 2021 10 мая, 2021 24 февраля, 2024 16 декабря, 2023 23 июля, 2023 21 июня, 2022 7 мая, 2022 4 февраля, 2022 24 декабря, 2021 25 сентября, 2021 10 мая, 2021 24 февраля, 2024

http://pravmir.ru/evgeniya-smolyaninova-...

Не стало отца Матфея, отца Матфея (Мормыля), великого Архирегента всея Руси. Явления необычайной духовной силы. Человека, излучавшего эту силу, которую чувствовали и слушатели, и прихожане, и слушатели на просветительских концертах… Чувствовали на всех уровнях человеческого восприятия – и на духовном, и на душевном, и на физическом. Духовное музыкальное искусство утратило церковного служителя, сотворившего целую эпоху. И этой эпохой был он сам: отец Матфей (Мормыль). Нет таких эпитетов в русском языке и в других языках, которые могли бы выразить гениальность (если возможно употребить это слово в отношении архимандрита), Божий дар отца Матфея, явление «самозамыкающего». Отец Матфей был великим духовно-певческим наставником, но он не мог, в силу своей ярчайшей особенности своего могучего таланта, оставить равновеликих последователей. Все попытки подражать хоровой манере отца Матфея безуспешны. Ибо невозможно копировать невероятную, но явленную силу русского православного духа, воплощенную в исполняемых песнопениях. Те, кто пытается подражать отцу Матфею, в основном, пытаются следовать ему на внешнем уровне музыкальных оттенков и других средств выразительности. Но невозможно подражать неповторимому. Так уже (теперь – уже) никогда неповторимому! Мне воистину посчастливилось быть знакомым лично с отцом Матфеем: хор Духовных школ принимал участие в Международных фестивалях православной музыки, а также я имел радость и счастье общаться с отцом Матфеем в Германии, когда хор сопровождал визит Святейшего Патриарха Алексия II в Германию. Дар отца Матфея был таковым, что немцы, не знающие церковнославянского языка, постигали сакральную суть богослужебных песнопений. Это была воистину проповедь в звуках! Они постигали суть, раскрываемую пением, непостижимую суть, которую мы именуем русским православным духом. Должен сказать, что те записи, которые оставил отец Матфей, замечательны. Конечно, это школа на века. Но все же эти записи не способны передать тот возвышенный дух, который царил, парил, который входил в нас на богослужениях и на духовно-просветительских концертах. Ну, это можно в какой-то мере сравнить с присутствием на литургии или же прослушивания литургии в воспроизведении на записи: утрачивается то сакральное, необыкновенное, неизъяснимое, но то великое, что и есть Божественное служение, Божественное пение, – то, чему служил отец Матфей.

http://pravoslavie.ru/37805.html

Тишина. Художник: Татьяна Юшманова «Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая…». На этом стихе из Канона Пресвятой Богородице я остановилась, поняв, что он содержит нечто особо для меня важное. Да, что касается душевных бурь, смущения и печали – это точно про меня. Но это ведь не то, что мне надо. Потому-то я и задаю вопрос: что она такое, эта тишина, Начальник – Причина – которой – Христос? А что такое тишина вообще? Мне по душе цветаевское определение: «Тишина – не отсутствие звуков, а отсутствие лишних звуков». Впрямь, нарушает ли тишину мерный шум морских волн? Шелест листвы и щебет птиц – когда мы сидим на скамейке под огромным дубом в старом парке? Воркование городских голубей на вешнем солнышке? Скрип снега под ногами – морозным деревенским вечером, когда закат горит жаром, а дымы стоят розовыми свечками? Наконец, нарушает ли бездонную тишину стук метронома – во всероссийскую Минуту молчания? Нет: все эти звуки тишину не нарушают, а создают. Можно сказать иначе – тишина цветет эти звуками. В предрассветной тишине медленно гаснут звезды – и она расцветает многоголосым петушиным хоралом. А вот рев мотоцикла, попсовая музыка из какого-нибудь динамика, громкие голоса праздных людей, выстрелы, да мало ли что еще – чужеродны тишине и мигом ее уничтожают. Отсутствие звуков – это глухота, а тишина – это гармония. Это строй. Почему мы так ищем тишины – в природе, в искусстве? Потому что нам необходима тишина внутренняя, строй духовный. «Устави сердце мое от настоящаго мятежа Только в тишине, в гармонии, в подчиненности истинно высшему душа оживает, и жизнь духа становится возможной (…) настави мя чудно к тишине животней» – это уже из Канона Ангелу-хранителю. Животной – значит, животворной: только в тишине, в гармонии, в подчиненности истинно высшему душа оживает, и жизнь духа становится возможной. Только в такой тишине можно по-настоящему услышать Христа. Только из нее можно по-настоящему к Нему обратиться. Недаром великий регент Троице-Сергиевой лавры архимандрит Матфей (Мормыль) призывал своих хористов: «Пойте из тишины»… И тишина процветала священным песнопением.

http://pravoslavie.ru/156391.html

Перед ребятами-студентами, конечно, он смущался, если они это замечали, а отец Марк, его друг, предполагал, что ему требуется операция. Потом, когда я его осмотрела, решила, что такую операцию ему делать ни в коем случае нельзя. По своему опыту знала, что результат приведет не к лучшему состоянию, а к худшему. Одна женщина с подобным диагнозом после совершенной операции стала страдать гораздо больше. Я рассказала отцу Матфею об этом, потом проконсультировалась и со своим профессором. Дело в том, что как раз в это время я училась в ординатуре, а наш профессор поехал в Одессу на совещание окулистов. И меня он также захватил с собой. Там я задавала по этому поводу много вопросов и получила на них ответы. Вернувшись из Одессы, твердо сказала отцу Матфею: «Давайте успокоимся: никакой операции вам не нужно! У вас хорошо видят оба глаза, всю работу вы можете спокойно выполнять: давайте на этом и успокоимся!» Так и постановили… Дружба молодых дарований: иеродиакон Марк (Лозинский) и иеродиакон Матфей (Мормыль) Игумен Марк  (Лозинский) – Что касается отца Марка (Лозинского), то они были настолько дружны с отцом Матфеем, трудно даже пересказать! Отец Марк был как бы младшим, командовал же у них отец Матфей. Но для меня оба были как два родных брата! – А жили они в лавре или в академии? – В лавре. Из лавры никуда не выходили. Встречались мы с отцом Марком в основном в ЦАКе, туда и отец Матфей к нам приходил. Если же отец Матфей, например, заболевал или еще какая беда с ним случалась, то отец Марк страшно беспокоился. Как-то он говорит мне: «Посмотрите отца Матфея, он заболел: у него с легкими неладно. Он так кашляет, что у него, видимо, воспаление легких. Я попросил студента-медика осмотреть его, но тот ничего не нашел!» Я послушала больного: действительно, обнаружила у него хрипы в легких. Тут же мы собрались, сели в машину, отвезли его в поликлинику. Там направили в больницу. А надо сказать, что больниц отец Матфей боялся несказанно! Таблетки согласен был пить, уколы– согласен, а в больницу – ни в какую!

http://radonezh.ru/2018/06/14/penie-bylo...

Архимандрит Матфей (Мормыль) Время жизни в Сергиевом Посаде стало для Трубачева периодом расцвета. Его талант, знания, профессионализм, весь опыт предыдущей жизни — все это удивительно раскрылось в служении Церкви. Здесь были установлены творческие связи и сотрудничество с хорами Троице-Сергиевой Лавры и Московских духовных школ, профессиональные и дружеские отношения с легендарным лаврским регентом архимандритом Матфеем (Мормылем). «Как-то Сергей Зосимович решился подойти к отцу Матфею, чтобы обсудить особенности заинтересовавшего его песнопения. Отец Матфей стал приглашать его на спевки, советовался с ним и как-то раз пожаловался на однообразность репертуара. Сергей Зосимович живо откликнулся на желание регента внести в пение новое звучание и выполнил обработку одного из песнопений. Предложенный вариант был принят и стал исполняться. Для Сергея Зосимовича это было счастьем», — рассказывает М. С. Трубачева. Игумен Андроник (Трубачев) поясняет, почему Сергей Зосимович начал писать духовную музыку именно здесь, в Сергиевом Посаде, после того, как вышел на пенсию: «Он всегда считал, что музыка пишется не просто так, а для исполнения конкретным хоровым коллективом. В годы преподавания с людьми, у которых были хора, скажем с В. Н. Мининым, он близок не был: это была среда светская, а он был настоящим церковным человеком. Когда же он сблизился с отцом Матфеем, он писал музыку в основном “под заказ”, в хорошем смысле этого слова. Вот не было, например, музыкального оформления Царских часов — он подготовил. Приходил на спевки, приносил материал. Отец Матфей сначала смотрел, делал какие-то замечания. Потом пробовали пропеть. Певчие, конечно, бывали довольны тем, что материал бывал для них хорошо пропеваемым, удобным. Партия ложилась на голос естественно». Отец Матфей был первым слушателем, рецензентом и исполнителем большинства произведений С. З. Трубачева. В то же время Сергей Зосимович, будучи сам опытным педагогом и дирижером, давал советы регенту и хору. В общении архимандрита Матфея и С. З. Трубачева проявлялись черты соборного церковного творчества, подчеркивает отец Андроник. Именно поэтому это сотрудничество принесло столь обильные плоды, значимые для всей возрождавшейся Русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/74678.html

Сейчас чаще в семинарии приходят вчерашние школьники – и в этом есть как плюсы, так и минусы. Безусловно, юноши не испорчены сложными жизненными обстоятельствами, не наломали еще дров, как это было у нас, но, с другой стороны, их жизненный опыт объективно недостаточен, что может стать причиной ошибок. Зачастую такой молодой человек, уже получивший богословское образование, еще лишен личной зрелости. Он не готов взять ответственность за свой личный поступок и тем более за другого. И это, на мой взгляд, проблема, которую надо решать. – Батюшка, а кто преподавал вам в духовной школе? – Это очень уважаемые и любимые мною люди. Многие преподают и сейчас: ректор – архиепископ Евгений, архимандрит Матфей (Мормыль), профессор Константин Ефимович Скурат, протоиерей Максим Козлов, протоиерей Валентин Асмус, профессор Алексей Иванович Сидоров, профессор Алексей Константинович Светозарский и многие другие. Они делились с воспитанниками своим личным духовным опытом и, конечно же, обширнейшими богословскими знаниями. И для меня они являются примером в моей преподавательской деятельности. – Как вы познакомились с ректором Сретенской духовной семинарии архимандритом Тихоном (Шевкуновым)? – Об отце Тихоне я слышал, конечно же, давно. Еще когда я только воцерковлялся, имя его уже постоянно появлялось в различных СМИ, церковных и светских. Он всегда впечатлял меня своей активной и плодотворной деятельностью. А в 2003 году, по ходатайству инспектора Амвросия (Ермакова), тогда еще иеромонаха, а ныне епископа Гатчинского, ректора Санкт-Петербургских духовных школ, я был приглашен в Сретенскую духовную семинарию на должность преподавателя догматического богословия. Тогда и состоялось наше личное знакомство, и оно до сих пор продолжается. Архимандрит Тихон – удивительно тонкий, мудрый человек. И находится на своем месте. Дай Бог ему сил, чтобы он и дальше с такой же любовью и вниманием относился к семинарии, к ее учащимся и преподавателям. – Как, с вашей точки зрения, надо преподавать догматическое богословие?

http://pravoslavie.ru/30383.html

Виктор Саулкин: - А мне тоже отец Кирилл помог решить важный вопрос. Я его спросил, он помолился и говорит: мне не открыто. Видно -  не надо было, я только потом понял, через год -  два, что надо было мне самому принять какое-то решение. Но потом мне один опытный батюшка сказал: знаешь, так мог сказать только старец, потому что я бы начал советовать что-то, исходя из своего разума. Вот, ему открыто, но он тебе ничего не говорит. Другие пытаются из собственного разумения дать тебе совет - а отец Кирилл всегда тебе открывал волю Божью. О.Владимир Соколов: - Он понимал и чувствовал это. Помните, как Серафим Саровский говорил о себе: я иногда говорил не от Бога, а от себя. Так, значит, он различал это, понимал..... Виктор Саулкин: - ...где воля Божья. Святейший патриарх сказал, что последние годы Господь сохранял физическую жизнь отца Кирилла, вывел его из общения с миром. Это был какой-то особый затвор. Он ушел из этого мира, оставаясь физически живым человеком. Многие не понимали. Пришлось говорить недавно. Многие не понимали, почему так произошло со старцем. Но это, сказал Святейший патриарх, был некий Божий знак. Он был нужен даже тогда, когда не мог говорить с людьми. И многие приходили к отцу Кириллу, чтобы просто постоять у его ложа, прикоснуться к его руке. Он продолжал служить людям своим безмолвием, своей болезнью, своей отрешенностью от этого мира и своей молитвой. Это же удивительное чудо! Сегодня спрашивали меня те, кто не мог побывать в Лавре. Его могилка рядом, можно прийти каждому, помолиться. Они лежат рядом -  великий подвижник и великий русский человек, архимандрит Матфей (Мормыль). Два креста будут стоять  рядом, между Успенским собором и трапезным храмом. Будем молиться теперь на его могилке, а батюшка будет слушать. Не зря мы «Христос Воскресе!» пели. Весь храм пел. О.Владимир Соколов: - Это было  именно церковное, народное признание. Ведь его жизнь завершилась Торжеством Православия, потому что весь православный народ ощущал его благословляющую руку. Почему к нему приходили постоять рядом, прикоснуться его руке?  Потому что это молчание благодатно освящалось. Когда благодатно освящается, то и является тайной будущего века. Открывается эта тайна через молчание. Почему многие подвижники молчали и совершали этот молчальнический подвиг. То, что отец Кирилл много лет молчал -  это тот же самый подвиг с соответствующим результатом. Потому что древние подвижники выходили потом, а отец Кирилл сначала выходил, а потом ушел в затвор.

http://radonezh.ru/text/pozdravlyaem-s-d...

Батя. Архиепископ Астраханский Иона — об отце Матфее (Мормыле) Отец Матфей не был жестоким, но полностью отдавался своему послушанию. Вряд ли могу вспомнить случай, когда бы он поступил с кем-то строго в быту. Но если взять любого преданного своему делу регента, несложно увидеть, что ему необходимо быть строгим. Эта строгость принесла плоды, которые мы сейчас можем оценить. 14 сентября, 2010 Отец Матфей не был жестоким, но полностью отдавался своему послушанию. Вряд ли могу вспомнить случай, когда бы он поступил с кем-то строго в быту. Но если взять любого преданного своему делу регента, несложно увидеть, что ему необходимо быть строгим. Эта строгость принесла плоды, которые мы сейчас можем оценить. 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный профессор Московской Духовной академии архимандрит Матфей (Мормыль) , музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ее бессменный регент на протяжении 30 лет. Об отце Матфее вспоминает его близкий друг и коллега по преподавательской деятельности архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона. — Владыко, как Вы познакомились с отцом Матфеем? — Наше знакомство состоялось в 1959 году. Я тогда поступил в первый класс семинарии, а отец Матфей уже в Академию после Ставропольской духовной школы. Особенно мы подружились в дни богослужебной практики после первого года обучения. Отец Матфей, тогда ещё Лев, управлял певческой группой в Академическом храме. Затем он перешёл в Троице-Сергиеву Лавру , где ему дали послушание регента монашеского братского хора. Мы вместе несли послушание в этом братском хоре, я пел под его управлением. На тот момент в Лавре хор был, признаться честно, среднего уровня и отец Матфей сразу же принялся его поднимать. Впоследствии это стало его любимым занятием — петь за богослужением, проводить спевки, подготавливать песнопения и так далее. Могу сказать, что в его лице Бог даровал пример очень строгого, прежде всего к себе, монаха и регента. — Помимо общего послушания вас объединяют и годы в стенах московских духовных школ. Что Вы можете вспомнить из них?

http://pravmir.ru/batya-arxiepiskop-astr...

«Необычно, но очень полезно, - делится впечатлениями студент 3 курса бакалавриата Иван Павлов. - Понял наконец, что имеется в виду, когда хору на репетициях говорят, что главное в музыке — Слово». Очень хочется верить, что молодые люди, многие из которых совсем скоро станут проповедовать с амвона и организовывать на приходах общинную жизнь, «унесут» с этого мастер-класса еще и трепетное отношение к музыке, к ее авторам и исполнителям, которое главенствует далеко не на всех клиросах. Сам же регент Горбик оценил результаты первого в лаврских стенах мастер-класса крайне высоко: «Работа с братским хором Троице-Сергиевой Лавры и студентами Московской духовной академии для меня — огромная честь, ведь этим хором управлял великий регент архимандрит Матфей (Мормыль). Надеюсь, первая встреча не станет последней, и наработанный за последние двадцать пять лет на Троицком подворье опыт окажется востребованным в Лавре и в Московской духовной академии». КОММЕНТАРИЙ Архимандрит Глеб (Кожевников), регент объединенного хора Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии: - Этим событием мы продолжаем заложенную архимандритом Матфеем (Мормылем) традицию проведения музыкантами высочайшего профессионализма занятий на нашей репетиционной базе в помещении первого яруса лаврской колокольни. К примеру, здесь навыками голосоведения делились солисты Большого театра. Нашему хору это интересно и нужно, в первую очередь, для совершенствования пения за богослужением. Для себя я черпаю здесь полезный опыт в практической работе с хором; ребята-хористы, надеюсь, усваивают необходимые навыки в правильной нюансировке в своей хоровой партии внутри большого коллектива, в красивом и благородном звукоизвлечении. 9 октября 2019 г. 14:59 HTML-koд для сайта или блога: Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.

http://e-vestnik.ru/reports/nota_kak_mis...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010