Долгие годы я мечтал попасть в Сербию. Учил язык; как в музыку, вслушивался в чудные названия: Дечани, Студеница, Жича, Джурджеви ступови... Наконец, благодаря молитвам святого Саввы и гостеприимству наших сербских друзей, мечта осуществилась: я побывал в Сербии, в самом её сердце — Косово и Метохии. Наш приезд в Сербию совпал по времени с парламентскими выборами. Вся страна была увешана политической агитацией. Основная борьба развернулась между патриотическими силами и проевропейскими партиями. Как известно, Евросоюз поддержал провозглашённую албанцами «независимость» Косово. Один серб так объяснил нам ситуацию: «Выбор — не за Европу или против. Как всегда, выбор стоит между земным царством и Царством Небесным. Как царь Лазарь отказался от земного в пользу Небесного, так и нам нужно сегодня и всегда и во всём выбирать Небесное Царство. А нас снова настойчиво соблазняют земным...» Показательно, что в сербских анклавах Косово и Метохии, которые участвовали в выборах, не было ни одного плаката «за Европу». Косовским сербам не надо объяснять, что такое Европа. Первое моё впечатление от Косово и Метохии — какая-то удивительная серьёзность, внутренняя собранность сербов, которые остались жить в окружении албанцев. Из сербской части Косовской Митровицы в монастырь Печка Патриаршия на своей машине нас везла, возможно, единственная оставшаяся в городе Печ сербская семья: муж и жена. Всю дорогу они молчали. Дружелюбно отвечали на все вопросы, а потом замолкали. Вне Косово в подобной ситуации всегда завязывался разговор, даже если мы мало понимали друг друга. Эти же поразили сосредоточенной тишиной. За всю дорогу они не обогнали ни одной албанской машины, ни на один километр в час не превысили скорость... Вели себя как вброшенные в клетку с хищниками: цена одного неверного движения слишком высока. Албанцы Албанцев сербы называют шиптарами, и это не обидное прозвище — они и сами себя называют шкиптарами. Шипуче-змеиное звучание этого слова как нельзя лучше передаёт небалканское происхождение албанцев. На Балканах дикие племена шиптаров из азиатского Закавказья появились b XI beke. В Косово и Метохию их начали переселять турки в конце XVII века. Во время Второй мировой войны этот народ массово сотрудничал с фашистами, которые приветствовали приток шиптаров в Косово и Метохию из Албании. После Второй мировой албанцы записались в коммунисты, и власти Югославии оставили всех албанцев, которые появились в Косово и Метохии за время войны, а затем и позволили поселиться в этом краю беженцам из Албании.

http://pravoslavie.ru/37087.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАННИКИЙ [серб. Joahukuje, (Мичович; род. 20.04. 1959, с. Велимле, близ г. Никшич, Черногория), архиеп. Цетиньский, митр. Черногорско-Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский. Окончил гимназию в Никшиче, в 1990 г.- Богословский фак-т Белградского ун-та, прослушал полный курс философии на философском фак-те Белградского ун-та. 30 окт. 1990 г. пострижен в монашество в мон-ре Челия Пиперска. 7 февр. 1991 г. рукоположен во диакона, 17 февр. того же года - во иерея и назначен настоятелем мон-ря Савина . С 1 сент. 1992 г. настоятель Цетинского мон-ря, воспитатель и преподаватель возобновленной ДС (богословии) в Цетине. В сент. 1995 г. назначен протосинкеллом и исполняющим обязанности ректора Цетинской богословии. В мае 1999 г. Св. Архиерейский Собор СПЦ избрал И. викарием митр. Черногорско-Приморского Амфилохия (Радовича) с титулом «епископ Будимлянский». Хиротонисан 3 июня 1999 г. в Цетине Патриархом Сербским Павлом (Стойчевичем) в сослужении митр. Амфилохия и 12 иерархов СПЦ. В мае 2001 г. назначен администратором, а в мае следующего года - правящим архиереем Будимлянско-Никшичской епархии , интронизация состоялась 4 авг. 2002 г. в мон-ре Джурджеви Ступови. В 2005-2007 гг. член Св. Архиерейского Синода СПЦ. И. инициировал в епархии восстановление и строительство более 50 храмов и монастырей, в которых ввел общежительный или скитский устав. Основал епархиальный ж. «Свевидже» Возглавил проведение многочисленных культурных и общественных мероприятий, в т. ч. для детей и молодежи. Неоднократно посещал Россию, дважды встречался с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II (17 апр. 2001 вместе с учащимися Цетинской богословии и во время визита в Москву с 27 февр. по 3 марта 2006 делегации Синода СПЦ). Сопровождал десницу св. Иоанна Предтечи во время ее принесения в Россию в июле 2006 г. Автор ряда исследований и статей по богословию, истории СПЦ и серб. лит-ры, опубликованных в церковных и светских журналах. Принимал участие в международных и научных симпозиумах, посвященных анализу церковно-гос. отношений. 23 мая 2015 г. назначен управляющим Милешевской епархией. 29 мая 2021 г. избран архиеп. Цетинским, митрополитом Черногорско-Приморским, Зетско-Брдским и Скендерийским. Настолован 5 сент. того же года патриархом Сербским Порфирием в сослужении еп. Крушевацкого Давида (Перовича) и собора духовенства в Цетинском монастыре. Лит.: бorocлobuja: 1992-2002. 2002. С. 232-233. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/577976.html

Монастырь Старая Павлица Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Старая Павлица — монастырь-церковь, является одной из самых старых святынь Рашской школы. Расположен на реке Ибар и притягивает взгляд своей живописностью. Рядом находится действующий женский монастырь Новая Павлица. Содержание История [ править править код ] Монастырь Стара Павлица расположен обособленно, над сельским кладбищем. Он возвышается над железной дорогой, которая проходит по долине Ибара. Церковь Стара Павлица была построена, по одним данным в период от VI до IX века, по другим данным приблизительно в XII веке, на возвышенности рядом с правым берегом реки Ибар, в селе Павлица, которое находится восемь километров севернее села Рашка. Первое упоминание об этой церкви встречается в XIII веке, в дарственной Стефана Первовенчанного , как мужской монастырь и подворье монастыря Студеница . Основатель Старой Павлицы неизвестен. Некоторые исторические факты говорят о том, что церковь была посвящена св. Петру и, возможно, эта церковь связана с церковью святого Петра в Новом Пазаре . Существует мнение, что церковь Стара Павлица являлась когда-то монастырем, и ее строительство приходилось на период приблизительно с 1040 до 1150 годы. В таком случае это подтверждает версию, что существование Старой Павлицы приходилось на время начала правления Стефана Немани , родоначальника династии Неманичей. Современное состояние [ править править код ] Церковь Стара Павлица трехпредельная, с вписанным крестом и тремя аспидами с восточной стороны: самая большая – средняя, трехсторонняя, две другие – в форме полукруга. Архитектурный тип куполов соответствует одной из древнейших архитектурных идей – купол на квадрате. Монастырь построен из камня и кирпича. Считается, что акустика в этой церкви лучшая на всех Балканах. Позже церковь была частично разрушена, в 30-х годах XX века сказалось на состоянии храма и строительство железной дороги. Однако на стенах храма сохранились два пласта живописи, поздний из которых относится к середине XIII века. Небольшое количество сохранившихся фресок в верхней части храма поблекли, но по отдельным, лучше всего сохранившимся фрагментам, очевидно, что фрески были высокого уровня и по стилю очень похожи на фрески монастыря Джурджеви Ступови . Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Павлица, Сербия Проезд: Монастыри Старая и Новая Павлица находятся в селе Павлица на берегу р. Ибар рядом с селом Павлица, недалеко от остатков крепости Брвеник, в 9 километров от Ибарской магистрали, в западном предгорье Копаоника. Паломнику [ править править код ] Неподалеку от Старой Павлицы находится действующий женский монастырь Новая Павлица . Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Стар...

О. В. Лосева Иконография Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 86 об.) Прп. Матрона К-польская. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 86 об.) Имя М. упоминается в греч. руководстве для иконописцев, Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733), в ряду др. преподобных жен (без описания) (Ерминия ДФ. С. 178). Святую изображают в монашеских одеждах. Ее образ представлен в минейных циклах на ноябрь. На миниатюрах в рукописях: в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 169, 1-я четв. XI в.) - в рост, в 3/4-ном повороте вправо, к небесному сегменту, руки в молении, облачена в темно-коричневое платье и скрывающий фигуру длинный серый мафорий; в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 266r, кон. XI в.) - фронтально в рост, в правой руке держит крест, левая - в молении открыта ладонью вовне, облачена в охристое платье, темную мантию, в схиме, с аналавом; в Минологии деспота Фессалоники Димитрия Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, 1322-1340 гг.) - полуфигура, в руке держит крест; дважды в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58, кон. XV в.) - оглавно (Л. 59) и в рост (Л. 86 об.), так же как и в рукописи Vat. gr. 1156. В настенных минологиях притворов ряда храмов: ц. Сорока мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230) - на одре; ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) - фронтально, в рост, с крестом в правой руке, левая - в молении; ц. вмч. Георгия мон-ря Джурджеви Ступови близ Нови-Пазара (2-я пол. XIVb.; надпись не сохр.); собора Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (между 1390 и 1391) - фронтально в рост, руки скрыты мафорием; ц. св. Апостолов (св. Спаса) в Печской Патриархии (1561) - оплечно. Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника) Прп. Матрона К-польская. Икона. XVII в. (музей Византийской культуры, Фессалоника) С XIV в. изображение плата на голове М. иногда заменяет клобук с расширяющейся вверх тульей (напр., на фреске в притворе мон-ря Дечаны под черным клобуком с наметкой виден светлый плат, напоминающий совр. апостольник). В подобном головном уборе М. изображена среди избранных святых на нижнем поле балканской иконы «Деисус, с Этимасией и святыми» (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). В поствизант. время встречаются и плат (мафорий или куколь) (греч. икона XVII в., ГИМ) и клобук (роспись ц. свт. Николая в Рэдэуци, Румыния, 1559). Иконы М. сохранились в Музее византийской культуры в Фессалонике (XVI в.), в собрании Р. Андреадиса (кон. XVI - нач. XVII в.) и др.; М. представлена в темном схимническом одеянии, с 8-конечным крестом в руке, на покрывающем голову плате (куколе) - монограмма «IC XC NIKA».

http://pravenc.ru/text/2562592.html

Ист.: BHG, N 118-119а; ActaSS. Aug. T. 3. P. 720-726; PG. 115. Col. 596-610; ЖСв. Авг. С. 319-328. Лит.: Clugnet L. André (8)//DHGE. T. 2. Col. 1603-1604; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 668-669; Раппопорт П. А. О датах закладки и сроках строительства древнерусских храмов//ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 38, 42; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 40. П. Б. Михайлов, О. В. Лосева, А. Ю. Н. Иконография Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент Мч. Андрей Стратилат. Минейная икона. Кон. XIX в. (ЦАК МДА). Фрагмент В визант. искусстве существовало неск. типов изображения А. С. Наиболее распространена его иконография как молодого воина-мученика в доспехах, с темными волосами и небольшой бородой, напр., в ц. Богородицы в Студенице (Сербия), ок. 1235 г.; в ц. Вознесения в Милешево (Сербия), до 1228 г.; в ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония), 1294-1295 гг.; в ц. Св. Троицы мон-ря Ресава (Манасия) (Сербия), до 1418 г.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 125; XV в.) - в рост, в кольчуге и плаще, с мечом в правой руке, левой придерживает щит. В хитоне и гиматии А. С. представлен, как правило, в визант. настенных минологиях: в нартексе ц. Сорока мучеников в Тырново (Болгария), 1230 г.,- под 13 июля; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.,- под 6 июля - единоличное изображение и под 19 авг.- старец вместе с пострадавшими с ним (4 фигуры); в ц. Успения Богородицы мон-ря Грачаница (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1320 г.,- под 19 авг., вместе с пострадавшими с ним; в ц. свт. Николая в Пелиново, 1717-1718 гг. Усекновение мечом А. С. и с ним пострадавших представлено (под 19 авг.): в настенном минологии нартекса ц. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; одного А. С.- в ц. вмч. Георгия в Ст. Будимле (Джурджеви Ступови, Югославия, Черногория), 2-я пол. XIV в.; в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), ок. 1337 г. В древнерус. искусстве А. С. обычно изображался в воинских доспехах и плаще, с крестом в руке, с короткой бородой и вьющимися волосами с проседью; в храмовых росписях - обычно на столпе, в рост, как на фреске кон.

http://pravenc.ru/text/115324.html

Мн. члены династии Н., в т. ч. правители, принимали монашество, а после смерти провозглашались святыми (за исключением Вукана, Радослава, Уроша I и Душана), в основном в лике преподобных. Начало почитания представителей своей династии заложили свт. Савва и Стефан Первовенчанный, написавшие каждый по Житию своего отца, Немани. Ученик Саввы, иером. Доментиан , в 1243 или 1253 г. составил его Житие и в 1264 г.- новое Житие Симеона. Развитие святосаввской агиографии продолжил иером. Феодосий Хиландарец, написавший ок. 1284-1292 гг. новое Житие свт. Саввы, а также Похвалу святым Симеону и Савве. В качестве продолжения этого цикла в нач. XIV в. архиеп. Печский Даниил II составил сб. «Жития королей и архиепископов Сербских», в к-рый включил Жития Стефана Уроша I, Стефана Драгутина, Милутина, кор. Елены Анжуйской и неск. Сербских архиепископов. Этот сборник дополнялся другими авторами до 1376 г. и стал наиболее полным, хотя иногда и субъективным, повествованием по истории Сербии эпохи Н. Н. активно занимались церковным строительством и оказывали особое покровительство мон-рю Хиландар. На фресках возведенных ими мон-рей и храмов сохранились как ктиторские изображения представителей династии, так и сцены процессий из неск. членов семьи (в разном составе), подходящих к восседающему на престоле Христу. Напр., на фреске в Джурджеви Ступови близ г. Нови-Пазар в процессии участвуют Неманя, Стефан Первовенчанный, Урош I с супругой, Драгутин (с моделью храма в руках) вместе с сыном Владиславом и женой Катилиной и правивший тогда Милутин с женой Еленой. В нач. XIV в. по образцу ветхозаветного «Древа Иессеева» сформировалась особая иконография родословного древа Н., т. н. Лоза Неманичей, которая была призвана демонстрировать как непрерывность и преемственность династии, так и святость ее происхождения. Первым изображением «Лозы Неманичей» считается фреска в мон-ре Грачаница (ок. 1320). «Лоза Неманичей» находится (обычно в притворе) в ц. св. Апостолов в Пече (ок. 1330), в мон-ре Матейче (ок.

http://pravenc.ru/text/2564902.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Раскольники потребовали у властей Черногории возбуждения уголовного дела против представителей Сербской Православной Церкви 14.03.2012 Представители раскольнической Черногорской православной церкви потребовали возбуждения уголовного дела против лиц, которые ранее способствовали " незаконной передаче церковного имущества (расположенного на территории Черногории ) Белградской Патриархии " , сообщает сербское издание " Блиц " . В специальной петиции, под которой начался сбор подписей, говорится, что имущество Православной Церкви в Черногории является государственным имуществом, поэтому его использование Сербской Православной Церковью является незаконным. На состоявшемся круглом столе, глава раскольнической Черногорской Православной Церкви митрополит Михаил (Дедеич) заявил, что Сербская Православная Церковь фальсифицирует и незаконно распоряжается национальным культурным наследием Черногории и призвал власти республики отменить все акты, на основании которых Белградская Патриархия продолжает осуществлять эту " узурпацию " . Также лидер раскольников призвал черногорские власти обеспечить его клирикам возможности для проведения богослужений во всех православных церковных объектах Черногории, в том числе в известном Цетиньском монастыре. Митрополит Михаил подверг критике намерения черногорских властей принять участие в празднованиях в честь 800-летия существования древнего сербского монастыря Джурджеви Ступови (Георгиевы столбы), так считает это празднованием событий чужой истории на территории собственного государства. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 14.03.2012 17:28:54

http://drevo-info.ru/news/12567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастыри (монастырские комплексы) АКВИЛЕЯ [лат. Aquileia], древний город в Сев.-Вост. Италии (при слиянии Анче и Торре, притоков р. Изонцо), центр Аквилейского Патриархата ВАТИКАН [Государство-Город Ватикан], гос-во в пределах Рима, адм. центр католич. Церкви, резиденция папы Римского и местоположение органов церковного управления (Римской курии) ВЛАХЕРНСКИЙ МОНАСТЫРЬ памятник поздневизант. архитектуры и живописи, расположенный к северо-востоку от г. Арта (Эпир, Греция) ВРАНИНА муж. мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца Черногорско-Приморской епархии Сербской Православной Церкви ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДАДИВАНК мон-рь в исторической обл. Арцах Вел. Армении, на востоке совр. Кельбаджарского (Карвачарского) р-на Азербайджана ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДОМИНИК [Доминго де Гусман, Доминго де Калеруэга] (после 1170 - 1221), католич. св. (пам. 8 авг.), основатель католич. монашеского ордена братьев-проповедников

http://pravenc.ru/rubrics/123106.html

Полицейские силы Косова признали свою неспособность обеспечить безопасность православных сербов 8 ноября 2006 г. 22:51 В субботу 5 ноября группа паломников-сербов посетила православные кладбища в Джаковцах, Дечанах и Печи, монастыри Высокие Дечаны и Печскую Патриархию. Посещение могил в Метохии прошло без инцидентов, за исключением места Сухая Рука, где местные албанцы силой воспрепятствовали посещению православного кладбища в селе Лишан. Группа верующих, посетившая кладбище в Джаковце, присутствовала на парастасе, который на месте разрушенной часовни святого князя Лазаря отслужил протосингел Петр, игумен монастыря Джурджеви Ступови (Георгиевы Стопы) и исполняющий обязанности настоятеля монастыря Зочиште. После парастаса паломники хотели посетить разрушенную церковь в центре Джаковица на Сербской улице, но этому воспрепятствовала полицейская служба Косова, сославшись на невозможность гарантировать им безопасность. Самое большое количество разрушенных сербских кладбищ этого региона приходится на территорию Метохии, общин Клина, Джаковцы, Призрена, Печи, Истока; чуть меньше их количество в Србице, Вучитрне, Подуеве и Косовом Поле. Почти все сербские кладбища на территории, откуда были изгнаны сербы после июня 1999 года, находятся в очень тяжелом состоянии. Сотни могил осквернены, разрушены надгробные плиты, а в некоторых местах вандалы вскрыли и разбросали останки усопших. Регулярное уничтожение сербских кладбищ и святынь в последние 7 лет международного протектората в Косове и Метохии — одно из наиболее ярких доказательств религиозной нетерпимости и отсутствия толерантности по отношению ко всему, что касается Сербии и Православия, сообщает сайт Сербской Православной Церкви . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/158753.htm...

Полицейские силы Косова признали свою неспособность обеспечить безопасность православных сербов Белград, 9 ноября 2006 г . В субботу 5 ноября группа паломников-сербов посетила православные кладбища в Джаковцах, Дечанах и Печи, монастыри Высокие Дечаны и Печскую Патриархию. Посещение могил в Метохии прошло без инцидентов, за исключением места Сухая Рука, где местные албанцы силой воспрепятствовали посещению православного кладбища в селе Лишан. Группа верующих, посетившая кладбище в Джаковце, присутствовала на парастасе, который на месте разрушенной часовни святого князя Лазаря отслужил протосингел Петр, игумен монастыря Джурджеви Ступови (Георгиевы Стопы) и исполняющий обязанности настоятеля монастыря Зочиште. После парастаса паломники хотели посетить разрушенную церковь в центре Джаковица на Сербской улице, но этому воспрепятствовала полицейская служба Косова, сославшись на невозможность гарантировать им безопасность, сообщает Патриархия.Ru со ссылкой на сайт Сербской Православной Церкви. Самое большое количество разрушенных сербских кладбищ этого региона приходится на территорию Метохии, общин Клина, Джаковцы, Призрена, Печи, Истока; чуть меньше их количество в Србице, Вучитрне, Подуеве и Косовом Поле. Почти все сербские кладбища на территории, откуда были изгнаны сербы после июня 1999 года, находятся в очень тяжелом состоянии. Сотни могил осквернены, разрушены надгробные плиты, а в некоторых местах вандалы вскрыли и разбросали останки усопших. Регулярное уничтожение сербских кладбищ и святынь в последние 7 лет международного протектората в Косове и Метохии — одно из наиболее ярких доказательств религиозной нетерпимости и отсутствия толерантности по отношению ко всему, что касается Сербии и Православия. 9 ноября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19288.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010