Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЖРУЧИ Джручи [груз. ], вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен на склоне горы в отрогах Лихского хребта, в ущелье р. Джручула, близ г. Сачхере. Точная дата основания мон-ря неизвестна. Учитывая данные 4 лапидарных надписей, основание церкви и мон-ря относят к XI в. На зап. стене ц. вмч. Георгия, возле входа, рядом с ктиторским рельефом, расположена строительная надпись местного эристава Кахи: «Во время владычества Джручского эристава Кахи Кувел воздвиг крест во имя святого Георгия». На зап. фасаде церкви помещена надпись настоятеля мон-ря Микаела, на вост. фасаде - неизвестного ктитора и его сыновей Иоанна и Гавриила, в интерьере церкви, на юго-вост. подкупольном устое,- каменщиков Георгия и Фадлона. Мон-рь Джручи. Фотография. Кон. XIX в. Мон-рь Джручи. Фотография. Кон. XIX в. Долгое время мон-рь принадлежал роду князей Палавандишвили, о чем свидетельствует лапидарная надпись, высеченная рядом с рельефом вмч. Георгия над зап. входом в храм и упоминающая сына Абаша Палавандишвили Георгия. Надпись относят к периоду одного из этапов обновления и перестройки храма. В XVII в. Д. в результате, вероятно, княжеских междоусобиц был полностью разорен и покинут: Вахушти Багратиони , описывая этот район Гурии, указывает лишь на то, что в древности здесь были строения, в его время уже разрушенные ( Вахушти Багратиони . 1973. С. 760). В 1778 г. церковь обновил митр. Джуматский Симеон (Абашидзе), ставший настоятелем Д. ( Бочоридзе. 1995. С. 222, 227-228). В этот период в мон-ре находилась кафедра Джручского епископа, здесь хоронили представителей княжеского рода Абашидзе: в церкви сохранились могильные плиты митр. Джуматского Симеона († 1778) и иером. Николая († 1810). В кон. XVII-XVIII в. Джручское ущелье являлось причиной раздора между рачинскими эриставами и княжеским домом Церетели. В 1789 г. приказом имеретинского царя Соломона II Рачинское эриставство было упразднено и Д.

http://pravenc.ru/text/171863.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ДЕЧАНЫ муж. мон-рь во имя Христа Пантократора Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ) ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. ДИБЕЛИУС Фридрих Карл Отто (1880 - 1967), епископ Берлинско-Бранденбургской евангелической церкви в Германии, руководитель нем. Исповедующей Церкви в период правления Гитлера ДИВША жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви «DIGNITATIS HUMANAE» декларация Ватиканского II Собора о религ. свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии «ДИДАХЕ» раннехристианский памятник, содержащий уникальные сведения о церковной жизни, богословии и нравственном учении апостольской эпохи ДИДУБЕ в честь Боголюбской и «Взыскание погибших» икон Божией Матери жен. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДИЛИУ мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_90.html

яз.); Baumgarmner В. Studien zur historischen Geographie von Tao-Klareti: Diss. W., 1996. S. 357-371; Чагунава Р. Одна из двух датированных фресковых надписей Ишханского храма//Мравалтави (Многоглав). 1999. Вып. 18. С. 344-350 (на груз. яз.); Гивиашвили И., Коплатадзе И. Великая пятерка Тао: Ишхани//Тао-Кларджети. Тбилиси, 2004. С. 129-137 (на груз. яз.); Гаприндашвили К. Тао-Кларджети// Она же. Об истоках груз. духовности. Тбилиси, 2005. С. 73-150 (на груз. яз.); Ишхани//Духовная сокровищница Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 164-166 (на груз., англ. языках); Силогава В. Ишханская епархия// Силогава В., Шенгелия К. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. С. 115-132; Вирсаладзе Т. Грузинские купольные схемы зрелого средневековья// Она же. Грузинская средневек. монументальная живопись: Избр. труды. Тбилиси, 2007. С. 225-261; Bogisch M. The Appropriation of Imperial Splendour: Ecclesiastical Architecture and Monumental Sculpture in Medieval Tao-Klarjeti around 1000 AD. Copenhagen, 2009; Ишхани: Альбом/Сост., фот.: Т. Двали; текст: Н. Андгуладзе. Тбилиси, 2010 (на груз. и англ. языках). Э. П. Ц. Рубрики: Ключевые слова: ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1237981.html

535-537 537-538 ДЖИННЫ в исламе одна из 3 категорий (2 другие - ангелы и люди) разумных существ, сотворенных Аллахом ДЖИХАД в мусульм. традиции борьба за веру как военного, так и иного характера; одна из главных обязанностей мусульманина 538-539 539-544 ДЖОТТО ди Бондоне (1266/67 (?) - 1337), итал. живописец, архит. и скульптор, один из основоположников итал. художественной школы 544-545 545-547 ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 547-548 548-549 ДЖУГА древний город на левом берегу р. Аракс, в исторической обл. Сюник Вел. Армении (ныне Нахчыванская Автономная Республика в составе Азербайджана) 549-551 ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви 551-553 554-555 ДЖУНКОВСКИЙ Степан Степанович (1821 -1870), рус. дворянин, один из представителей рус. католицизма XIX в. 555-556 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия, в к-ром находится кафедра Будимлянско-Никшичской епархии Сербской Православной Церкви 556-557 ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви 557-558 558-559 559-560 560-561 ДЗЕГВИ жен. мон-рь во имя прп. Георгия Святогорца Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви 561-562 562-563 562-563 563-564 ДИАДОХ († кон. V в.), еп. Фотикийский (Др. Эпир, Греция) , св. (пам. греч. 29 марта), аскетический писатель 564-571 ДИАКОН одна из 3 священных степеней христ. церковной иерархии, низшая по отношению к степеням епископа и пресвитера 571-580 ДИАКОНИКОН 1) особый компартимент христ. храма; 2) Служебник особого состава, предназначенный для диакона 580-587 587-588 588-604 ДИАЛОГИ БОГОСЛОВСКИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ постоянно действующие двусторонние или многосторонние встречи и совещания представителей РПЦ с христ. и инославными церквами и конфессиями в XX-XXI вв. 604-618 618-621 ДИАЛОГИ ЛИТУРГИЧЕСКИЕ части богослужения, построенные в форме диалога между предстоятелем (епископом или священником), сослужащими, диаконом, народом

http://pravenc.ru/vol/xiv.html

В конхе апсиды изображена Богоматерь Влахернитисса (Платитера), по сторонам - архангелы, ниже - ряд святителей с развернутыми свитками. В нише сев. стены - «Христос во славе», в своде ниши представлена чета ктиторов, предположительно атабаг Кваркваре Диди (Великий), расширивший придел и заказавший новые росписи храма и придела, и его жена. На сводах и стенах - 12 сцен праздников. Стиль фресок восходит к позднепалеологовской живописи, но в нем проявляются черты т. н. народного течения, характерного для груз. монументальной живописи с кон. XV в. Фрески 1-го слоя в приделе сохранились лишь на вост. стене и примыкающем своде арки: Деисус (в тимпане двери между приделом и церковью), Сошествие Св. Духа, святые Ивлита и Квирике (Иулитта и Кирик), сцена коронования царя (предположительно Лаша-Георгия, сына царицы Тамары) и 3 фигуры неизвестных святых. В своде арки - Благовещение, Собор архангелов и Три отрока в пещи огненной. От росписи 2-го слоя в приделе сохранились фрагменты, не позволяющие идентифицировать сцены и изображения. В нач. 80-х гг. XX в. консервацию и реставрацию фресок В. провела группа реставраторов управления охраны памятников под рук. К. Бакурадзе. Лит.: Dubois de Montpereux Fr. Voyage autour du Caucase. P., 1839. vol. 2; Кипшидзе Д. А. О росписи большого храмового сооружения Вардзии//Изв. Кавказского ист.-археол. ин-та. Тифлис, 1925. т. 3; Гаприндашвили Г. М. Неизвестная надпись в Вардзиа//Сообщ. АН ГССР Тбилиси, 1951. т. 7. 4; он же. Вардзиа. Л., 1975; . - . , 1961; Алибегашвили Г. В. Светский портрет в средневек. груз. монументальной живописи. Тбилиси, 1979; Привалова Е. Вардзиа: Путев. Тбилиси, 1982; . . . 1986. 2; . . . 1991. 3; Kldiashvili A. On the Sistem of Wall Paintings of the Vardzia Dormition Church//Studies on Georgian Art. Tbilisi, 2002. Vol. 2. P. 60-61. А. Клдиашвили Рубрики: Ключевые слова: ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/154133.html

Н. Чихладзе Ист.: Бакрадзе Д. З. Археол. путешествие по Гурии и Ачаре. СПб., 1878. С. 257-269; Кондаков Н. П. , Бакрадзе Д. З. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии. СПб., 1890. С. 102-110; Гюльденштедт И. А. Путешествие в Грузию: Нем. текст с груз. пер./Исслед.: Г. Гелашвили. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 629 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. Описание царства Грузинского//КЦ. Т. 4. С. 791; Ломтатидзе Г. А. Путешествие в Гурию: Зап. кн. 1949 г.//Гурия: Результаты изысканий и исслед. края. Тбилиси, 2001. Т. 3. С. 204 (на груз. яз.). Лит.: Maculevic L. Monuments disparus de Dzumati//Byz. 1926. T. 2. Р. 77-108; Бурджанадзе Ш. Карта 1737 г. Лихт-Имерети как первоисточник феод. Грузии//Моамбе. 1959. 1. С. 195 (на груз. яз.); Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство. Тбилиси, 1959. С. 245-256. Табл. 151, 157, 158, 537; Амиранашвили Ш. Я. История груз. искусства. М., 1963. С. 257; Ломашвили Дж. Письма. Тбилиси, 1975. С. 67 (на груз. яз.); Хускивадзе Л. З. Груз. эмали. Тбилиси, 1981. С. 108-120; Сакварелидзе Т. А. Груз. чеканное искусство XIV-XIX вв. Тбилиси, 1987. Ч. 1: XIV-XVI вв. С. 115-120 (на груз. яз.); Михаил (Мегенеишвили), игум. Мтаварангелозоба в Джумати//Гза цховребиса (Жизненный путь). Тбилиси, 2002. 2. С. 17 (на груз. яз.); Гуниа. Груз. мон-ри. С. 141-142 (на груз. яз.); Картвелишвили Т. Г. Епархии Гурии. Тбилиси, 2006. С. 74-87 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/171875.html

К северо-востоку от кафоликона находятся 3-нефное здание (трапезная или семинария) и квадратный зал с куполом и большим отверстием в центре (монастырская кухня). В др. мон-рях Тао-Кларджети (Отхтаэклесиа, Опиза, Хандзта, Берта, Шатберди) также встречаются просторные монастырские здания, архитектура к-рых похожа на постройки О. В селе к юго-востоку от кафоликона сохранились 2 небольшие зальные церкви, выстроенные из хорошо тесанного камня. Качество строительства и архитектурные детали (капители, карнизы, украшение окон) позволяют установить, что храмы были возведены теми же мастерами, что и кафоликон О. ( Такаишвили. 1952. С. 55-57). Ист.: Такаишвили Е. Археол. экспедиция 1917 г. в юж. провинции Грузии. Тб., 1952. Лит.: Winfield D. Some Early Medieval Figure Sculpture from North-East Turkey//J. of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1968. Vol. 31. P. 33-72; Чубинашвили Г. Н. Цроми: Из истории груз. архитектуры 1-й трети VII в. М., 1969; Беридзе В. Место памятников Тао-Кларджети в истории груз. архитектуры. Тб., 1981; Castelfranchi M. Palestina - Tao - Athos: Sull " origine del Triconco Atonita//L " Arte Georgiana dai IX al XIV secolo: Atti del terzo Simposio Intern. sull " arte Georgiana, 1980. Galatine, 1986. Vol. 1. Р. 31-50; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klarjet‘i and Šavšet‘i. Stuttg., 1992; Eastmond A.Royal Imagery in Medieval Georgia. Univ. Park, 1998; Гагошидзе Г. Купольная церковь Хожорни: Из истории груз.-арм. культ. отношений. Тб., 2003 (на груз. яз.); Силогава И. Гивиашвили Рубрики: Ключевые слова: ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Небольшая икона Божией Матери «Умиление» с Младенцем на правой руке (сер. XV в., ГМИГ; 24,5 ´ 20 см) имеет посвятительную надпись царя Имерети Вахтанга IV (1443-1446). Лики живописные; позолоченный серебряный чеканный фон и обрамление покрыты лиственным орнаментом. Крупный нимб Богоматери украшен бирюзой и рубинами; драпировки проработаны схематично. К. Мачабели Ист.: Dubois de Montp é reux F. Voyage autour du Caucase. P., 1839. Vol. 1. P. 176, 191, 383; Гримм Д. И. Памятники христ. архитектуры в Грузии и Армении. СПб., 1866. С. 4; Церетели Г. Ф. Полное собр. надписей на стенах и камнях и приписок к рукописям Гелатского мон-ря. М., 1891; Путешествие Гюльденштедта по Грузии. Тбилиси, 1962. Т. 1. С. 144 (на груз. яз.). Лит.: Завещание св. царя Давида Строителя// Сабинин М. Рай Грузии. Пг., 1882. С. 512 (на груз. яз.); Кондаков Н. П. Опись памятников древности в нек-рых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. З. Бакрадзе. СПб., 1890; он же. Иконография Богоматери. С. 227, 229, 245-246, 351; Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию, 1650-1652 гг./Изд. и введ.: М. Полиевктов. Тифлис, 1926. С. 74-79, 144-152; Каухчишвили С. Гелатская академия. Тбилиси, 1948; Ломинадзе Б. Р. Гелати. Тбилиси, 1955, 19592; Чубинашвили Г. Н. Груз. чеканное искусство: Исслед. по истории груз. средневек. искусства. Тбилиси, 1959. С. 240, 417-420, 539, 588-592, 619, 623, 626-631; Меписашвили Р. С. Архитектурный ансамбль Гелати. Тбилиси, 1966; Меписашвили Р. С. , Вирсаладзе Т. Б. Гелати: Архитектура, мозаика, фрески. Тбилиси, 1982; Мамалашвили И. М. Иконографические особенности росписи XVI в. главного Гелатского храма//Литература и искусство. Тбилиси, 2001. 1. С. 151-161 (на груз. яз.). Рубрики: Ключевые слова: ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ)

http://pravenc.ru/text/161963.html

был передан фамилии Церетели (Кавказский календарь. 1854. С. 498). Монашеская жизнь в Д. была возрождена, храм отреставрирован, возведены хозяйственные постройки. 14 сент. 1804 г. архимандритом Д. был назначен Давид (Церетели). 24 апр. 1805 г. за обустройство мон-ря он был хиротонисан во епископа с возведением в сан архиепископа и в том же году возведен в сан митрополита. Митр. Давид управлял Д. до 1829 г., после чего был назначен митрополитом Мингрельским. 9 июня 1834 г. митр. Давид был уволен на покой в Д., там же скончался (18 февр. 1853) и погребен. При нем в монастыре были произведены значительные восстановительные работы и расширены владения. Митрополит и члены его семьи делали значительные пожертвования мон-рю, в частности 58 крестьянских семей. В XIX в. Д., как и мон-рь Кацхи , стал фамильным склепом рода Церетели. В храме сохранились могильные плиты с эпитафиями Кайхосро Церетели († 1828) и его сыновьям: генерал-майору Зурабу († 1823) с супругой Тамарой († 1823) и дочерью Кетеван († 1823) и Григорию († 1845); здесь похоронены супруга Гиго Церетели Васаси (дата отсутствует) и Григорий Церетели († 1895). Описания XIX в., сделанные Г. Церетели, Д. З. Бакрадзе , позволяют установить, что монастырь, входивший в это время в Гурийско-Мингрельскую епархию Грузинского Экзархата РПЦ , занимал достаточно большую территорию и представлял собой огороженный комплекс, состоявший из размещенных вокруг храма келий, высокой колокольни, хозяйственных построек и др. сооружений. Во 2-й пол. XIX в. Д. принадлежало 220 крестьянских семей, обширные пахотные земли, многочисленные стада, ульи. С 20 марта 1860 по 7 дек. 1865 г. настоятелем Д. был архим. Виссарион (Дадиани; впосл. епископ Имеретинский). В 70-х гг. XIX в. князья Церетели овладели монастырским имуществом, и еп. Имеретинский свт. Гавриил (Кикодзе) подал на них жалобу в Грузино-Имеретинскую синодальную контору . Святейший Синод удовлетворил ходатайство и обязал Церетели выплачивать мон-рю ежегодную компенсацию в размере 700 р.

http://pravenc.ru/text/171863.html

н. Архиерейском холме в Кутаисе. Были проведены существенные преобразования: значительно уменьшена численность церквей и духовенства, оставлено 2 архимандрии (в Киккском мон-ре на о-ве Кипр и в храме Баграта), 6 мон-рей (мужские: гелатский Успения Пресв. Богородицы и гелатский вмч. Георгия, Джручи, Моцамета, Кацхи, Челиши; жен. мон-рь Мгвимеви был открыт после учреждения И. е.), из к-рых только гелатский Успения Пресв. Богородицы был признан мон-рем 1-го класса (История груз. иерархии. 1826. С. 47-49; Кавказский календарь. 1854. С. 650). Упраздненные церкви и монастыри разрушались, в тяжелом положении оказались также действующие храмы и обители, поддерживаемые лишь иждивением местного духовенства, поскольку у властей не было средств, необходимых для обновления разрушавшихся древних строений. За казенный счет в сер. XIX в. был отреставрирован только монастырский комплекс Гелати. Территория И. е. была разделена на 3 уездных благочиния (Кутаисское, Шорапанское и Рачинское), которые в свою очередь подразделялись на благочиния волостные. В кон. XIX в. в состав Кутаисского церковного благочиния входили Кутаисское, Ванское, Кулашское, Свирское, Окробское и Симонетское благочиния; Шорапанского - Шорапанское, Сачхерское, Харагаульское, Сверское и Чхарское; Рачинского - Онское, Барское, Садмельское и Никорцминдское (Груз. календарь. 1890. С. 184). В 1826 г. была утверждена должность благочинных в монастырях гелатском Успенском и Челиши (ЦГИАГ. Ф. 489. Оп. 1. Д. 2014; Кавказский календарь. 1885. С. 70). Часть духовенства состояла в штате и получала жалованье из казны, другая находилась за штатом и существовала за счет церковных доходов и пожертвований. Материальное обеспечение духовных лиц, освобожденных от должности в результате реформы, должно было взять на себя гос-во, однако из-за отсутствия средств это сделано не было. Церковная реформа подразумевала также улучшение социального положения церковнослужителей: при непосредственном вмешательстве митр. Ионы и на основе представленных им документов в 1829 г.

http://pravenc.ru/text/389493.html

  001     002    003