Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОНАСТЫРСКИЙ ПРИКАЗ Орган центрального государственного управления по церковным вопросам в 1649-1677 и в 1701-1725 гг. Создание М. п. исследователи связывают с различными причинами, в т. ч. с процессом абсолютизации светской власти и ее наступлением на права Русской Церкви, развитием поместного землевладения и сословным оформлением духовенства. К сер. XVII в. церковные владения стали чрезвычайно обширными и разнообразными по формам управления и подсудности: духовные лица, а также население церковных вотчин подлежали ведению и суду (как духовному, так и гражданскому) патриарха, епархиальных архиереев, властей крупных монастырей. Многочисленные и различные по содержанию жалованные и несудимые грамоты позволяли отдельным обителям и духовным лицам апеллировать к царскому суду. Особую группу составляли государевы монастыри и церкви, к-рыми с сер. XVI в. ведал приказ Большого дворца. В его структуре в 20-40-х гг. XVII в. упоминается специальное повытье по церковным вопросам - Монастырский и Переносных дел приказ. Чересполосица в управлении и отсутствие специального органа сословного суда для духовенства создавали сложности в предъявлении исков духовным лицам и жителям церковных вотчин (ограничение срока подачи исков неск. днями в году, необходимость выезжать в епархию по месту подсудности духовных лиц и проч.). В 1642 и 1648 гг. на царское имя подавали челобитные «разных чинов люди» об устранении этих проблем. Ответом властей стало учреждение М. п. В XVII в. Создание М. п. было зафиксировано в гл. Соборного уложения 1649 г. Оно закрепило за М. п. полномочия «во всяких исцовых искех суд давати» на «митрополитов, и на архиепископов, и на епископов, и на их приказных и дворовых людей, и на детей боярских, и на их крестьян, и на монастыри, на архимаритов, и игуменов, и на строителей, и на келарей, и на казначеев, и на рядовую братью, и на монастырских слуг, и на крестьян, и на попов, и на церковной причет» (Соборное уложение. 1987. Гл. 13. Ст. 1). Взаимные иски духовных лиц также рассматривали в М. п. Судебные полномочия М. п. включали дела гражданские, финансовые, административные. Духовный суд оставался в компетенции церковных иерархов, а решение мелких исков - до 20 р.- было отнесено к полномочиям местных светских властей. Из подсудности М. п. была выведена Патриаршая область, на территории к-рой эти функции выполнял Патриарший Разрядный приказ.

http://pravenc.ru/text/2564104.html

п. Но других гражданских дел мы не видели. О гражданском судопроизводстве, бывшем в Приказе, ничего не можем сказать, потому что деятельность Приказа не доставила материалов для суждений об этом предмете. Вообще судебно-гражданская деятельность Приказа вовсе незаметна в пылу его обширной деятельности по другим отношениям. Скажем более,—гражданская жизнь в ведомстве Приказа была убита им. Несравненно заметнее против нее уголовно-судебная деятельность Приказа. Она была и богата и имела свои особенности. Здесь более всего обращает на себя наше внимание судопроизводство по отношению к духовным лицам. В случае открытого или тайного доноса на духовное лицо, или отправлялись нарочные чиновники Приказа для производства следствия, или призывались сами обвиняемые в Приказ для допроса. Обвиняемого сажали в тюрьму при Приказе на цепь или в ножные железа. Как при следствии, так и при допросе отбирались показания от обвиняемого и записывались. Допрашиваемый подписывал показания по окончании допроса. При отобрании показаний допускались пытки, удары кнутом; число ударов иногда определялось судьею и весьма часто записывалось в документы при делах. По окончании допроса, если духовное лицо не подвергается за преступление лишению сана, налагалось наказание по Уложению и новоуказанным статьям. Если же преступник должен был быть подвергнут лишению сана, то он из Приказа вместе с указом отправляем был под арестом в патриарший Духовный Приказ (в провинциях к епархиальным архиереям) для «обнажения священства» или монашества. На церковном суде делался иногда допрос преступнику; после допроса, a весьма часто и без допроса, «обнажали» его священства или монашества. «Обнаженный монах или поп» возвращаем был при указе о обнажении в Монастырский Приказ «к розыску». В Приказе состоящие под судом находились под караулом, в ножных железах, и назывались «Розыск состоял в том же, в чем и допрос, но в судопроизводстве отличался по времени. Удары при розыске повторялись «допрошенному и обнаженному». После розыска налагалось наказание по Уложению и новоуказным статьям.—В Монастырский Приказ нередко присылали духовных лиц и из Преображенского Приказа для допроса и обнажения, после чего обвиняемые снова отправлялись в Преображенский, где и наказывались.—Относительно рода преступлений всего чаще встречались дела о побеге крестьян., по растрате денежной казны и монастырского имущества, о воровстве и убийстве и по обвинениям, подлежавшим суду Преображенского Для следствий по преступлениям в ведомстве приказа посылались особые чиновники из Приказа.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

В 1698 году подтверждено запрещение строить в монастырях здания без государева указу, с прибавлением: «буде прилучится монастырю строить какие каменные прочные здания, без которых им пробыть не можно, о том посылать Государю челобитье, по которому и учинен будет рассмотрительный указ 405 . – С восстановлением Монастырского Приказа переданы были ему из Приказа Большого Дворца и строительные дела. Поэтому Монастырский Приказ имел описи всех монастырских зданий и принадлежностей. Они составлялись, как говорено было, монастырскими властями при участии чиновников Приказа. Изменять что-либо против этих описей, перестраивать или вновь возводить здания не имели права ни монастырские, ни епархиальные власти без разрешения Приказа. В 1701 году не велено было без соизволения государя ни под каким видом строить монастырей, пустынь и пустынных скитов 406 . В Москве в монастырях и на монастырских подворьях позволено было с дозволения Приказа строить вновь каменные здания вместо деревянных и ветхие строения починивать, непременно за присмотром Приказа, а для тех досмотров посылать из Приказа людей добрых 407 . В случае надобности в новой постройке церкви или другого здания, ограды, колокольни и т. п. в селах, городах или монастырях, равно и при значительных поправках, епархиальные и монастырские власти обязаны были со сметой и описями посылать в Приказ челобитье а дозволении постройки или переправки и об ассигновании на то сумм 408 . Приказ рассматривал челобитье и разрешал осуществление сметы своею властью или указом государя, а со времени существования Камер-коллегии 409 требовался ее указ. Без послушных указов из Приказа не велено было ни под каким видом строить зданий, особенно на монастырских землях 410 . Самое производство работ начиналось лишь по получении разрешения. За ходом их и за израсходованием сумм наблюдали весьма часто посланные от Приказа. По окончании постройки представлялись в Приказ расходные книги для проверки и хранения 411 . Не только отчетность по строительной части церковных учреждений была во власти Приказа, но на его обязанностях лежала выдача средств к поддержанию строений в тех монастырях и архиерейских домах, вотчины которых находились в полном его распоряжении 412 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Вследствие значительных сумм, собиравшихся таким образом, число богаделен в Москве к 1721 году возросло до 93-х, а нищих в этом году призиралось 4411 человек. Нищие разделялись по окладам: в 1721 г. 3159 человек получало по 2 деньги, а остальные по 1 деньге, так что в этом году вышло на них 13,852 р. 13 алт. 2 д. 445 . Кроме устройства богаделен, собственными распоряжениями Приказ обязывал монастыри, которым возвращал вотчины, заводить богадельни и под этим условием оставлял за ними особые преимущества в распоряжениях 446 . Равно Приказ предписывал заводить и поддерживать богадельни при архиерейских домах и приходских церквах, особенно в вотчинах патриарших, архиерейских, монастырских и церковных 447 . В Новгороде заведены были богадельни новгородским митрополитом Ионой. В 1714 г. у митрополита было 10 странноприимниц, 15 нищепитательниц или больниц, домик подкидышок,... прокормлено в них до 1714 г... всяких чинов людей 166,058,... да больных солдат 64 человека 448 . Израсходовано на эти учреждения с февр. 1716 г. по апрель 1717 г. 4148 р. 30 алт. 3 д.; а призревалось за это время 468 человек 449 . Передавались в ведение Приказа богадельни из других приказов 450 , содержавшиеся на счет церковных учреждений. При московских богадельнях образовался особый штат чиновников Приказа. Были в этом штате лекари и подлекари с определенным жалованьем из патриаршей казны 451 ). Кроме того были и другие служащие в значительном числе. Их требовала сложность дел при богадельнях: назначение и выдача жалованья служащим и призреваемым, ежемесячный пересмотр находящимся в богадельнях 452 , составление списков последним наличным, вновь поступающим и выходящим, ведение перечневых именных ведомостей, переводы из одного оклада в другой, разбор по окладам и прием, надзор, исполнение указов и пр. Притом делались распоряжения, расспросы, решения и наказания при поимке нищих и приводе их в Приказ. Поэтому в 1721 году когда Монастырский Приказ отдан был в распоряжение и подчинение Синода, предполагалось в Приказе учредить для дел по богадельням штат из 2 канцеляристов, 4 подканцеляристов и 10 копиистов, из которых почти все уже были налицо при занятиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

3) Лошадей для драгунского полка Мусина-Пушкина доставляли священники и диаконы, «вместо государственной службы». Подать на драгунских лошадей со священников и диаконов установлена марта 17 д. 1707 г. 557 . В письме князя Меньшикова к Мусину-Пушкину об установлении ее сказано: «по указу великого Государя велено брать с 1707 года повсегодно с московских и городовых церквей священников и диаконов, – приходских и уездных с 300 дворов по драгунской лошади, а с городских применительно к их состоянию перед уездными по рассмотрению излишних доходов». Монастырский Приказ определил брать от уездных священников с 150 дворов прихода по лошади ценой в 12 р., а от городских с 200 дворов. Священники и диаконы, не имеющие в своих приходах означенного количества дворов, должны были складываться со священниками других малодворных приходов, уравниваясь между собой деньгами; но ни в каком случае они не должны были делать раскладки на причетников и прихожан 558 . В этом смысле разосланы были из Приказа предписания по всем епархиям. При этом указано было произвести счисление дворов в приходах во всей России 559 . В октябре 1707 года московские священники и диаконы обратились в Приказ с просьбою – брать с них вместо драгунских лошадей деньгами по 15 р. на лошадь. Приказ удовлетворил просителей. В 1708 г. именным указом повелено с духовенства по всей России, вместо драгунских лошадей, сбирать по переписным книгам 186 года в городах по 2 алт. 3 д., в уездах по 10 денег с двора приходского на год. Но за пустотою дворов в некоторых приходах приходилось духовенству платить по 8 денег с жилых дворов, а впоследствии и более 560 . Сбирать деньги за драгунских лошадей поручено в московской провинции непосредственно Монастырскому Приказу, а в других отсылались они сборщикам к губернаторам и вице-губернаторам, от которых пересылались в Приказ 561 . Количество произведенная в 1707–1710 годах сбора на драгунских лошадей означено в одном доношении Приказа Сенату, отпечатанном в Полном Собрании Законов 562 . Но есть разности относительно количества между печатными известиями и находящимися в синодальном архиве, в документах и делах которого есть выписки из приходорасходных книг Монастырского Приказа. Именно собрано было:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

С учреждением сената, как высшего правительственного места, в котором сосредоточивалось все высшее государственное управление, Монастырский Приказ в 1711-м году был подчинен ему, наравне с другими приказами, как низшее его учреждение. От сената исходили в Приказ указы, a из Приказа восходили в сенат доношения. Сенат был высшим контрольным учреждением в финансовых делах приказа; по этому из него представлялись в сенат месячные, третные и годовые ведомости о сборах, повинностях и расходах его В пререканиях своих с другими государственными учреждениями по предметам своей деятельности Приказ прибегал к сенату, как высшему судии, который решал вопросы о — В судебных случаях по духовным делам особой важности боярин Монастырского Приказа имел участие в заседаниях сенаторов, вместе с Блюстителем патриаршего — Финансовую отчетность Приказ представлял впрочем не только в сенат, но и в Ближнюю Канцелярию Государя. Только контроль, производившийся от времени до времени в Канцелярии по особым поручениям Государя, был мерою чрезвычайною и временною, и не только по отношению к ведомству Приказа, но и — С проведением длинной цепи должностей фискалов во все государственные сферы и ведомство Монастырского Приказа подлежало также надзору их: в самом Приказе был особый значение которого здесь, впрочем, не было заметно. — Новое областное устройство России, начатое Петром с 1707-го года, — образование губерний, провинций, ландратов, комендантств и обер-комендантств,—имело влияние в разные времена на положение местных управителей ведомства приказа. Дело в том, что петровское областное устройство, по существу своему, по ходу раз-вития форм государственных учреждений в первой четверти XVIII века, наконец по мысли, целям и планам преобразователя, подавало по многим местам законные поводы областным правителям, как увидим ниже, вмешиваться в ведомство Но ведомство Приказа стремилось охранить себя от вмешательств в его сферу провинциальных общих государственных учреждений и силилось остаться особо, независимо от областных правителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

А в Коллегиях, и в губерниях, и в провинциях, и в городах ничего того не ведать, и в помянутые вотчины ни для каких дел без послушных указов из Святейшего Правительствующего Синода не посылать; а ежели такие дела прилучатся, при оных делах быть общее посланным из Монастырского Приказу управителем. А по присланным из других Коллегий и канцелярий и из городов от управителей указам без послушных же из Правительствующего Духовного Синода указов вышепомянутых вотчин правителям как по оных послушания, так и отправления за многими от гражданских управителей тягостьми не чинить; а оных гражданских управителей духовных особ и их служителей на дворах постойства иметь, и других им нападок и вотчинным крестьянам разорения чинить не допускать. А сего ж Июля в 14 день в указе ж Великого Государя из Святейшего Правительствующего Синода в Монастырский приказ написано: Июня-де в 21 день по Его Великого Государя указу и по приговору Святейшего Синода велено отосланные из Монастырского Приказу вершёные и не вершёные дела и с подьячими, которые были при тех делах, в Земскую Канцелярию, також и те, которые сверх оных отосланных по челобитью разных чинов людей на прежде бывших патриарших, и архиерейских, и монастырских, и церковных служителей и вотчинных крестьян в той Земской Канцелярии имеются, собрав, купно с помянутыми присланными делами, и по тем делам собранными пошлинами, штрафными деньгами, и по которым есть колодники, учиня реестр, с подлинным объявлением из Земской Канцелярии отослать в Монастырский Приказ по-прежнему, того ради: по именному Его Царского Величества указу, писанному Его Царского Величества высокомонаршею рукою, повелено бывшим патриаршим, и архиерейским, и монастырским служителям и вотчинным крестьянам сборами и всяким правлением ведомым быть в Святейшем Правительствующем Синоде. И об отсылке-де из Земской Канцелярии в Монастырский Приказ оных дел с подьячими, и с деньгами, и с колодниками в Юстиц-Коллегию Его Великого Государя указ послан, и по тому Великого Государя указу о присылке оных дел, и колодников, и пошлинных и штрафных денег из Монастырского Приказу в Канцелярию Земских Дел Великого Государя указ послан Монастырского Приказу с подьячим Никитою Викульским, и оный подьячий Викульский, пришед в Монастырский Приказ, сказал, что он, Викульский, в Земской Канцелярии о вышеписанном Его Великого Государя указ обер-ландрихтеру Ивану Петровичу Топильскому подал, и он, обер-ландрихтер господин Топильский, приняв вышеписанный Великого Государя указ и прочет, сказал: к нам-де из Юстиц-Коллегии в Земскую Канцелярию Великого Государя указу об отсылке дел и подьячих с колодники против вышеписанного указу не прислано; а как-де Великого Государя указ из Юстиц-Коллегии в Земскую Канцелярию о вышеписанном прислан будет, и он против вышеписанного Великого Государя указу учинит непременно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10) Валовой счет принадлежит ему о сборах со своей команды учинить немедленно, которой в последнем числе марта следующего года надлежит в Монастырской Приказ за его рукой отдан быть, а буде он со своими подчиненными того счету не учинит и в Монастырский Приказ к назначенному сроку не пришлет, то за каждый прогульной день штраф по два рубли с человека и, по подании в Монастырском Приказе, ожидать, как примутся, за исправные или некоторые отметки спорные на них учинить, дабы он или присланный от него на то изъяснение и отповедь дать мог. 11) А когда случится Его Императорского Величества войску проход или оные в провинции поставлены будут, то надлежит ему с подчиненными своими елико возможно воинских людей по указом во всем, что им надлежит, довольствовать и смотреть всемерно, чтоб все деревни синодальной команды с дворцовыми и шляхетскими равную тягость несли, как дальние так и те, которые обретаются близь большой дороги, и охранять, чтоб никакого насильства жителем от оных не было. А когда по указу Его Императорского Величества повелено будет набрать по расположению рекрут с провинций, то надлежит ему по данным или впредь присылаемым указом оное исправлять с усердием и смотрением, чтоб синодальной команды подданные никто от такого расположения не был обижен и никакого бы в том подлогу не было. 12) Ему комиссару подьячих брать число потребное без всякого излишества из домов архиерейских и из монастырей годных людей с таким усмотрением, чтоб от того взятья в домах архиерейских и в монастырях настоящим делам остановки не было, а именно по 4 человека, а для караулов и посылок брать из отставных солдат по 10, счетчиков из слуг монастырских по 2 человека, а квартиру ему комиссару иметь в городах на архиерейских и монастырских подворьях, буде где обретаются, и ежели самим тех подворий начальствующим частого не бывает приезду и нужды им в том не будет; а где таких подворий нет, то в домах синодальных подчиненных, и светских управителей в таковые дома для постоев не пущать, а собранную денежную казну для отдачи в рентерей и для отсылки в Монастырской Приказ содержать во архиерейских домах и в монастырях в безопасных местах, токмо в отдаче той казны в рентерей и в посылке в Монастырской Приказ отнюдь никакого коснения не чинить, а на приказные расходы, то есть, на бумагу, на свечи, на чернила денег держать по самой неминутой нужде без всякого излишества из таких доходов, из каких в светских командах обретающиеся у таковых же сборов управители употребляют.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Выдача денег для таких случаев зависела вполне от усмотрения Приказа. В архиве Приказа есть множество дел по поводу челобитий о постройках. Но Приказ был очень нещедрым в расходах на этот предмет. Монастырские власти с 1708 года стали жаловаться, что монастырские здания и церкви ветшают и разрушаются, собственными средствами поддержать их не могут, все приходить «в великое разрушение и оскудение». Жалобы эти и были, между прочим, причиной возвращения в управление и заведывание вотчин в монастыри. Монастырский Приказ имел некоторое попечение и об устройстве приходских церквей и их причтов. На них лежали заботы и распоряжения о содержании таких церквей и их причтов, поддержка которых требовалась по государственным расчетам, напр. по покорении Азова руга и содержание там церквей выдавались из доходов Приказа 413 . Чрез него предписывалось заводить при сельских и городских приходских церквах воспитательные дома для детей незаконнорожденных 414 . Чрез Приказ было обнародовано в 1718-м году, чтобы служащие священно- и церковнослужители собственных домов не имели и мест не продавали, а жили бы в домах, купленных на церковный деньги, и пристройки к таким домам производили бы на счет церковных же сумм. Если же у них есть собственные дома, а церковных нет, то велено было выплачивать им деньги из церквей и вновь поступающим священникам отдавать купленные дома на прожитие безденежно. Приходским монастырским причтам некоторых определенных монастырей назначена была выдача жалованья из монастырских доходов 415 . – Приказ охранял самоуправление прихожан в содержании приходских церквей и причтов, если они содержались на их счет исключительно, от вмешательства воевод и других властей и поручал церковным старостам их с прихожанами представлять приходные и расходные книги их непосредственно на свою проверку 416 . – Содержание полковым священникам при Петре шло от городского и сельского духовенства в виде подможных денег. Этот источник содержания их был найден и поддерживаем при содействии Приказа 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

13 алт. 2 Кроме устройства богаделен, собственными распоряжениями Приказ обязывал монастыри, которым возвращал вотчины, заводить богадельни и под этим условием оставлял за ними особые преимущества в Равно Приказ предписывал заводить и поддерживать богадельни при архиерейских домах и приходских церквах, особенно в вотчинах патриарших, архиерейских, монастырских и В Новгороде заведены были богадельни новгородским митрополитом Ионою. В 1714 г. у митрополита было 10 странно-приимниц, 15 нищепитательниц или больниц, домик подкидышек,... прокормлено в них до 1714 г... всяких чинов людей 166,058,... да больных солдат 64 Израсходовано на эти учреждения с февр. 1716 г. по апрель 1717 г. 4148 р. 30 алт. 3 д.; a призревалось за это время 468 Передавались в ведение Приказа богадельни из других содержавшиеся на счет церковных учреждений. При московских богадельнях образовался особый штат чиновников Приказа. Были в этом штате лекари и подлекари с определенным жалованьем из патриаршей Кроме того были и другие служащие в значительном числе. Их требовала сложность дел при богадельнях: назначение и выдача жалованья служащим и призреваемым, ежемесячный пересмотр находящимся в составление списков последним-наличным, вновь поступающим и выходящим, ведение перечневых именных ведомостей, переводы из одного оклада в другой, разбор по окладам и прием, надзор, исполнение указов и пр. Притом делались распоряжения, распросы, решения и наказания при поимке нищих и приводе их в Приказ. Поэтому в 1721 году когда Монастырский Приказ отдан был в распоряжение и подчинение Синода, предполагалось в Приказе учредить для дел по богадельням штат из 2 канцеляристов, 4 подканцеляристов и 10 копиистов, из которых почти вое уже были на лицо при занятиях.—В 1722 году указ Государя предписывал завести при всех достаточных монастырях странноприимницы или лазареты, для призрения престарелых и здравия Вследствие этого указа и других забота о призрении богаделенных людей вскоре вышла из под ведения Приказа и перешла в непосредственное ведение церковных властей на заботу которых и возложено устройство

http://sedmitza.ru/lib/text/439439/

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010