В 1764 г. гетманство упразднили, на укр. землях в составе Российской империи была создана Малороссийская губ., в 1781 г. она прекратила существование и была разделена на Новгород-Северское, Черниговское и Киевское наместничества. В 1785–1799 гг. действовала Новгород-Северская епархия , куда входили все церкви и монастыри сев. части Черниговщины, в т. ч. Глуховского и Конотопского уездов. В 1799 г., после упразднения Новгород-Северской епархии в результате восстановления Малороссийской губ. (1796), центром которой стал Чернигов, Глуховская и Конотопская протопопии вновь стали частью Черниговской епархии. В 1939 г. была создана Сумская обл. УССР, в нее из Черниговской обл. перешли Конотопский и Глуховский районы. В 1945 г. Синод Русской Церкви учредил Сумскую епархию, в ней имелись Глуховское и Конотопское благочиния. Решением Синода УПЦ от 22 июня 1993 г. была создана Глуховская епархия, первым ее епископом стал Пантелеимон (Романовский). С 20 июля 2012 г. по 25 сент. 2013 г. в К. и Г. е. существовало Ямпольское викариатство во главе с еп. Иосифом (Масленниковым) . Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в. Молченская Софрониева пуст. Фотография. Нач. XXI в. В 90-х гг. XX в. шло восстановление монастырей, открытие приходов. 16 авг. 2008 г. в К. и Г. е. состоялась канонизация в лике местночтимых святых 13 подвижников благочестия, подвизавшихся в XIX–XX вв. в Глинской пуст., 21 авг. 2010 г. был совершен чин прославления еще 3 Глинских подвижников; в наст. время в Никольском храме обители открыто почивают мощи 9 преподобных. 27 июня 2009 г. в Путивле прошли торжества в связи с восстановлением почитания путивльского кн. св. Владимира (Иоанна) Иоанновича (чтимая икона хранится в Преображенском соборе в Путивле), 28 июня того же года были прославлены преподобные отцы Молченские. В епархии особо чтится память святых, чья деятельность была связана с этой землей: святителей Ефрема Переяславского , Димитрия Ростовского , Филофея (Лещинского) Тобольского, священномучеников Павлина (Крошечкина) , Дамиана (Воскресенского) , Никодима (Кононова) , Дамаскина (Цедрика) , прп. Паисия (Величковского) , прав. Павла (Павловича) Таганрогского и др.

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в. Вход в пещеры. Фотография. Кон. XIX в. 25 марта 1654 г. патриарх Никон своей грамотой приказал игум. Иосифу не отнимать у М. п. доходы от храмовых праздников. 10 марта 1656 г. в новой грамоте патриарх Никон известил путивльского воеводу Н. А. Зюзина о том, что по просьбе старца Софрония (Батоврина) и других молченских пустынников повелевает им «жить особно», а все заботы по материальной поддержке пустыни возлагает на путивльского воеводу ( Павел (Преображенский). 1877. С. 14). Той же грамотой игум. Иосифу запрещалось въезжать в М. п. и притеснять игум. Александра, строителя старца Софрония (Батоврина) и братию. 12 мая 1670 г. грамотой царя Алексея Михайловича самостоятельность М. п. была подтверждена. В этом документе мон. Софроний назван строителем пустыни ( Палладий (Батенин). 1895. С. 90). В 1671 г. царь разделил между 2 обителями земельные угодья, передав для М. п. из владений путивльского Б. Молченского мон-ря 10 дес. под огороды и сады. Грамотой царя Феодора Алексеевича от 12 янв. 1682 г. обители были переданы еще 10 дес. из владений Путивльского монастыря (Там же. С. 92-97). В 1672 г. в М. п. поселился ученик Симеона Полоцкого послушник Симеон (в монашестве Сильвестр) Медведев вместе с братом Борисом. В пустыни С. Медведев вел активную переписку с московскими адресатами - Симеоном Полоцким, настоятелем Чудова мон-ря о. Евфимием и др. Вскоре С. Медведев переселился во Льпиновскую пуст. В XVII в. митр. Сарский и Подонский Павел III ( 1675) передал для М. п. редкое издание Острожской Библии (1581; впосл. утрачено). Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. Колокольня, Благовещенская ц. и собор Рождества Пресв. Богородицы. Фотография. Кон. XIX в. В условиях нестроений мон. Софроний был оклеветан и в 1672 и 1677 гг. высылался из мон-ря, но впоследствии возвращен. При строителе Софронии близ дер. Куровяковка был основан, очевидно, 1-й пустынножительный скит мон-ря, сначала имевший статус подворья. О нем впервые упоминается в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 31 дек. 1693 г. (Там же. С. 30). На подворье проживало 8 послушников. По имени строителя пустынь стала именоваться также Софрониевой. В 1692 г. игум. Софроний был похоронен в соборном храме.

http://pravenc.ru/text/2564084.html

По-видимому, после 1352 г., когда черниговские земли вошли в Литовское великое княжество , территория совр. К. и Г. е. присоединилась к Киевской епархии . Эти земли стали частью гетманства, возникшего в результате освободительной борьбы укр. народа под рук. Б. М. Хмельницкого в сер. XVII в. и состоявшего под патронатом России; в 1708-1764 гг. Глухов являлся столицей гетманства и резиденцией укр. гетманов. В 1658 г. Киевский митр. Дионисий (Балабан-Тукальский) передал ряд протопопий Киевской епархии на территории гетманства, в т. ч. Глуховскую и Конотопскую, Черниговской кафедре. В 1688 г. Глуховская, Конотопская и Борзенская (Борзнянская) протопопии вернулись в состав Киевской епархии (в царской грамоте Варлааму (Ясинскому) , данной при назначении его на Киевскую кафедру в 1690, этот переход был подтвержден). В 40-х - 1-й пол. 50-х гг. XVIII в. Конотопская протопопия временно не существовала. Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в. Анастасиевский кафедральный собор в Глухове. 1885–1893 гг. Фотография. Нач. XXI в. В кон. XVI-XVIII в., особенно активно в период существования гетманства, на территории К. и Г. е. велось строительство деревянных и каменных храмов, создавались монастыри. Мн. храмы и обители на этих землях находились под покровительством укр. гетманов. В 1670 г. в Глухове появился девичий Спасо-Преображенский (впосл. Успенский) монастырь, в 1681 г. обитель была приписана к киевскому Вознесенскому мон-рю (см. Киевский во имя святых Флора и Лавра (в честь Вознесения Господня) женский монастырь ), игуменией которого в кон. XVII в. являлась мать гетмана Украины И. С. Мазепы Марина Мазепа (игум. Мария Магдалина). Она приказала перенести Преображенский монастырь к Успенской ц. в Глухове, построенной ее сыном. Монастырь славился златошвейными мастерскими. В нач. XVIII в. был создан Гамалеевский Харалампиев монастырь, связанный с гетманом И. И. Скоропадским и его семьей и ставший некрополем Скоропадских. На Глуховщине вблизи с. Мутин в 1718 г. по разрешению гетмана Скоропадского была основана муж. пустынь во имя свт. Иоанна Златоуста; тут же на рубеже XVII и XVIII вв. действовала и жен. пустынь в честь Нерукотворного образа Спасителя. Настоятелем Петропавловского муж. мон-ря близ Глухова в 1694-1699 гг. был свт. Димитрий (Савич (Туптало) ), написавший здесь 2-ю кн. «Житий святых». В Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни был создан особый церковный распев. В 1-й пол. XIX в. прп. Филарет (Данилевский) перенес софрониевский распев (вместе с монастырским уставом) в Глинскую пуст., где он в основных чертах сохранялся до закрытия обители в 1922 г. В Глухове родились выдающиеся церковные композиторы М. С. Березовский (1745-1777) и Д. С. Бортнянский (1751-1825).

http://pravenc.ru/text/1841978.html

Подобные символы неоднократно использовались в русской иконописи XVI-XVII вв., в первую очередь к ним относится появившаяся в XVI в. иконография иконы «Гора Нерукосечная» («Камень Горы Нерукосечный») (один из наиболее известных и ранних примеров - икона, происходящая из местного ряда иконостаса Преображенского собора Соловецкого мон-ря, нач. XVI в., Музей-заповедник «Кижи», см.: Кологривова. 1980. С. 273, 276, 278; Маркус. 1991. С. 67-73). Богоматерь с Младенцем сидит на высоком нарядном троне. Иконописец наряду с уже описанными символами изобразил 2 горящих светильника по сторонам трона и пышные цветы у ног Богоматери. Христос держит в руках развернутый свиток (текст: «Аз есмь прежде Авраама»). Однако нельзя утверждать, что М. и. является поясным вариантом образа «Камень Горы Нерукосечный». Сходство символов не говорит о взаимосвязи изводов, а указывает на один лит. источник, в данном случае Акафист Божией Матери. Его художественные образы были воплощены в красках, дополнили и украсили первоначальную иконографию в период повсеместного проникновения сложной символики Акафиста в иконопись. Так, напр., символы, заимствованные из Акафиста, органично вошли в иконографию рус. варианта иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В отличие от греч. традиции помещения ростовой фигуры Богоматери с Младенцем в центре горящего куста рус. вариант более сложен: этот поясной извод «Одигитрии» идентичен базовой иконографии М. и., за исключением поворота головы Пресв. Богородицы (влево, в сторону от Младенца). На иконе «Неопалимая Купина» на мафории также изображены облака, на челе и плече Богоматери - солнце и луна, на груди - лествица, гора с градом на ней, медальон с образом Христа Царя в стенах града (Пс 86. 3). Такие важные отличия М. и. от извода «Камень Горы Нерукосечный», как сокращенный (поясной) вариант фигуры Богоматери, положение Ее рук, рук и ножек Младенца, особенно открытой ступни правой ножки, профильной либо повернутой к зрителю, позволяют назвать в качестве протографа М. и. один из образов Богоматери «Одигитрия», возможно Тихвинской, который неоднократно использовался иконописцами при создании оригинальной иконографии (напр., такой, как икона «Запечная» из Соловецкого монастыря). Вероятно, М. и. не была исключением из этого ряда. И только через более чем 100 лет пребывания в Софрониевой пуст., в XVI в., в эпоху распространения символики Богородичного Акафиста в иконописи, икона была дополнена символическими изображениями и т. о. приобрела свои неповторимые черты.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Ежегодно совершаемый со св. иконой крестный ход в пуст. и обратно в Курск представляет зрелище величественное и глубоко трогательное, как по своей торжественности, так и по громадному стечению народа из Курска, окрестных селений и уездных городов на поклонение святыне. В мон. находится также Карповская Казанская икона Богоматери, перенесенная сюда в 1725 г. из Карповской пустыни. В этом же мон. хранится синодик – первый по древности местный памятник. Коренная Рождество-Богородицкая пуст., общ., в 27 в. от Курска, при р. Тускари. Основана в 1597 г., в том месте, где при корне дерева явилась некогда чудотворная икона Знамения Божией Матери, именуемая Коренной или Курской (см. выше). В смутные времена самозванщины на Руси, Коренная пуст. была разрушена до основания. С 1618 по 1764 г. пуст. была приписана к Курскому Знаменскому мон. В 1792 г. в ней устроено было общежитие. Здесь находится копия с Знаменской иконы Божией Матери, присланная в 1664 г. царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В церкви Живоносного Источника, сооруженной близ места явления св. иконы, находится посредине квадратный водоем, огражденный железной решеткой, в который протекает вода от места явления. С южной стороны храма пристроена часовня, сооруженная, по преданию, на том самом месте, где явилась св. икона. Молченский Печерский Путивльский , 3 кл., в г. Путивле. По мнению некоторых, с незапамятного времени, в черте Путивльской крепости, находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Молченской Софрониевой пустыни и был ее подворьем. В нач. XVII в. здесь поселились иноки разоренной тогда Софрониевой пуст. и тем положили основание мон. В нем находятся: чтимый список с явленной Молченской иконы Божией Матери, копия Жировицкой иконы Божией Матери и чудотворная Путивльская икона Божией Матери. На св. Путивльской иконе изображена Божия Матерь с сидящим на Ее левой руке Богомладенцем, держащим в левой руке шар (символ Его обладания всем миром), а у Богоматери изображена простирающаяся под Ее правой рукой до правого плеча лестница (символ соединения земного с небесным чрез примирение Бога с человечеством рождением Спасителя).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Эта св. икона была перенесена в мон. из г. Путивля, где она чудесно явилась у бывших Никольских ворот в 1635 г., 2 мая, в каковой день и совершается ей празднование в мон. В смутное время Печерский мон. был главной квартирой Лжедмитрия. С того времени здесь хранятся кресло его и католический образ. Молченская Софрониева Рождество-Богородицкая Печерская пуст., зашт., общ., в 25 в. от г. Путивля, на высокой горе «Чудной», близ болота, называемого «Молче». «Печерской» пустынь называется от бывших в ней и доныне частью сохранившихся пещер. Предположительно основание пустыни относят ко временам св. равноап. кн. Владимира, а несомненным существование ее считают во времена Литовского князя Ольгерда (1345–1377 г.). Уже в древнейшую эпоху своего существования «место пустынного монастыря было разорено от нахождения варварского и иных разных людей, и лежало впусте некое время». В 1405 г., 18 сент., на месте мон. была обретена явленная икона Божией Матери и «на сем пустынном месте построился монастырь общежительный»; «от того времени от чудес Пресвятой Богородицы прославляшеся сие место и проименовася сия явльшаяся икона Пречистой Богородицы чудотворной Молченской Печерской». В XV в., при разорении татарами г. Путивля и его окрестностей, мон. пришел в запустение, но был возобновлен и несомненно уже был восстановленным в 1591 г. В начале XVII в., в смутные времена самозванцев, он был совершенно разорен и приписан к новооснованному Печерскому мон., куда и была перенесена вся святыня пуст. Впоследствии, во время большого пожара в этом мон., чудотворный образ Молченской Божией Матери исчез, неизвестно куда. В 1653 г. пуст. была восстановлена, над чем много потрудился строитель Софроний, отчего она и стала именоваться Софрониевой. Игуменом Феодосием (1779–1802 г.) в пуст. введен устав по чиноположению св. Афонской горы, отличающийся более строгим и точным соблюдением общего церковного устава и некоторыми особенными обрядами при богослужении. В мон. находится точный список вышеупомянутой чудотворной Молченской иконы Богородицы, день явления которой (18 сент.) чтится обителью с большим торжеством; на всенощном бдении на этот день бывает крестный ход, с преднесением св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Еще один список М. и. находится в собрании ГИМ. Это небольшая икона (27×20,5 см), датируемая 1-й пол. XVIII в., к-рая поступила в музей в 1937 г. с названием «Нерукосечная Гора» (103803 ИД 83/91). После расчистки живописного слоя, находившегося под плотным слоем неравномерно потемневшей олифы (имелись многочисленные восковые вставки, грубые записи по ликам Богородицы и Младенца и т. д.), открылось необычайно легкое и прозрачное авторское письмо (реставратор А. Н. Хетагуров; см.: Хетагуров. 2004. С. 30-35). Ист.: Церковная летопись Свято-Троицкого монастыря. 1890-1903 гг.//ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 98а. Л. 1 об.- 6 об.; Сказание о переносе Молченской иконы в Севск//ГАБО. Ф. 508. Оп. 1. Ед. хр. 98а. Л. 1 об.- 2, 6 об.; Летопись церквей г. Севска и Севского уезда//ГАБО. Ф. 249. Оп. 1. Д. 221. Л. 39, 46; РНБ ОЭ (Собр. В. Д. Машукова); Машуков В. Д. Молчанская Софрониева пуст. (Курской губ., Путивл. у.). 1892: [Фот.] Местночтимая Молченская икона Божией Матери. 257-258; он же. Благовещенская церковь, местная в иконостасе Успенского придела Молчанская икона Божией Матери. 265//Рус. церкви и их убранство. 1891-1900. Лит.: Описание Путивльского Молченского Печерского муж. мон-ря, сост. мон-ря настоятелем архим. Сосфеном в 1855 г.// Чурочкин А., прот. Списки с Молченской иконы Божьей Матери: проблемы истории и атрибуции (Офиц. сайт Конотопско-Глуховской епархии) [Электр. ресурс]: www.eparhija.org.ua; Очерк Троицкого девичьего мон-ря и жизнеописание игум. Паисии//Орловские ЕВ. 1873. 2. С. 68-88; Пясецкий Г. М. Описание Севского Троицкого жен. мон-ря. Орел, 1873; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и др. достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Дмитриевский А. К 300-летней истории Севского Троицкого жен. мон-ря, Орловской епархии (1612-1912 гг.). Од., 1912; Палладий, игум. Ист.-стат. описание Молчанской Рождество-Богородицкой Печерской муж. общежит. Софрониевой пуст. ... М., 1895, 1914; Кологривова Л. А. О Соловецком собрании икон//Архит.-худож. памятники Соловецких островов/Общ. ред.: Д. С. Лихачёв. М., 1980. С. 273, 276, 278; Маркус С. В. Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная» XVI в.//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 1991. Вып. 2. С. 67-73; Арцыбашева Т. Н. Курский край и монастырская культура. Курск, 1998; Хетагуров А. Созданье гения: Икона «Богоматерь Гора Нерукосечная»//Мир музея. 2004. 1. С. 30-35; Терентьева В. М. К вопросу о списках Молченской иконы Божией Матери//Путивльский збiphuk. 2005. Вип. 2. С. 27; Юрченко Н. С. Cbяmuhi Сумщини: «Образ Молченськоï ikohu Божоï Mamepi»//Там же. С. 20; Русское искусство из собр. ГМИР. М., 2006. С. 90; Вечерський В. В. Mohacmupi та храми Путивльщини. К., 2007.

http://pravenc.ru/text/2564082.html

Лит.: Н. С. Софрониева и Глинская пустыни//Странник. 1862. 12. С. 529-568; Павел (Преображенский), архим. Путивльский Молчанский Печерский мон-рь. К., 1877; Палладий (Батенин), игум. Ист.-стат. описание Молчанской Рождество-Богородицкой Печерской муж. общежительной Софрониевой пуст. и состоящего при ней скита во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, находящихся в Курской епархии. М., 1895; Златоверховников Н. И. Памятники старины и нового времени и другие достопримечательности Курской губ. Курск, 1902; Лебедев А. С. Сведения о некоторых архивах духовного ведомства в губерниях Курской и Харьковской. Х., 1902; Рябинин И. М. О Путивльском Преображенском соборе и тех церквах и мон-рях, к-рые имели связь с собором//Зап. Имп. Харьковского ун-та. 1902. Кн. 2. Прил. С. 48-96; он же. История о Путивле, уездном городе Курской губ. Путивль, 1911; Левитский И., свящ. Город Путивль//Тр. XII археол. съезда в Харькове. М., 1905. Т. 3. С. 111-121; Логвин Г. Н. Чернигов, Новгород-Северский, Глухов, Путивль. М., 19802; Pyciha О. В. До icmopiï монастирського господарства на Cibepщuhi: (Випис 1606 р. путивльського Молчинського мон-ря)//Укр. apxeorpaфiчhuй щopiчhuk. К., 1999. Вип. 3/4. С. 450-457; Поселянин Е. Богоматерь: Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 254, 360; Луговский А. В. и др. Софрониевский мон-рь. К., 20022; Коваленко Ю. О. Apxeoлoriчhi дocлiджehhя на mepumopiï Coфpohiïbcьkoro мон-ря niд Путивлем//Путивльський зб. Суми, 2004. Вип. 1. С. 33-47; Чудная гора/Сост.: иером. Платон (Кислухин), А. А. Чурочкин. К., 2005; Юрченко Н. С. Cbяmuhi Сумщини: Образ Молченськоï ikohu Божоï Mamepi://Путивльський зб. 2005. Вип. 2. С. 20-25; Вечерський В. В. Moh-pi та храми Путивльщини. К., 2007; он же. Npabocлabhi cbяmuhi Сумщини. К., 2009; Терентьева В. М. К вопросу о списках Молченской иконы Божией Матери//Дамиановские чт. Курск, 2008. Ч. 1. С. 114-124; она же Синодики Молченського Piздba Пресв. Бoropoдuцi мон-ря: (Сер. XVIII-XX ст.)//Путивльський зб. 2015. Вип. 8. С. 192-198. Чурочкин А., прот. Молченский патерик: Сказание о житии преподобных отцев Молченских, на Чудной горе подвизавшихся. Путивль, 2009; он же. Путивльская земля в Х - нач. ХХ в.: (Церк.-археол. очерк). Путивль, 2010; он же. Путивльский Борисоглебский мон-рь: Новые данные//Путивльський зб. 2015. Вип. 8. С. 128-145; Иустин (Юревич), иером. Архим. Феодосий (Маслов) - основатель Григорие-Бизюкова мон-ря//ХЧ. 2015. 5. С. 281-300.

http://pravenc.ru/text/2564084.html

В посл. четв. XVIII в. в рус. М. начался духовный подъем. Во многом он связан с переводами прп. Паисия (Величковского) творений св. отцов, посвященных духовной аскезе, афонским монашеским традициям и практике старчества . В России многочисленные ученики прп. Паисия сначала подвизались в небольших монастырях и скитах, все необходимое для жизни делали сами и питались с собственных огородов. Когда в 1825 г. полиция закрыла неск. скитов в лесах под г. Рославлем из-за опасений распространения раскола, пустынники разошлись по др. монастырям, способствуя введению в нек-рых из них афонских иноческих правил. Традиции старчества продолжили прп. Серафим Саровский, иером. Василий (Кишкин) , прп. Клеопа I , иеросхим. Клеопа II (Антонов) , схим. Афанасий (Захаров) , архим. Феодосий (Маслов) , старцы Саровской (см. Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь ), Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Белобережской брянской , Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыней, Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от прп. Паисия и его учеников, окормлявших только монашествующих, у прп. Серафима и оптинских старцев духовное руководство стали получать и миряне. Прп. Серафим способствовал подъему женского М. в России. По его благословению стали открываться жен. общины, в к-рых сестры, за исключением настоятельницы, не постригались в М., но, подобно монахиням, давали обет проводить жизнь в целомудрии, труде и молитве. Близ Саровской пуст. возникли ок. 10 женских общин, большинство которых впосл. стали мон-рями (напр., Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ), а недалеко от Оптиной пуст. прп. Амвросий (Гренков) основал Шамординскую жен. обитель (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). Эти общины, став уже монастырями, продолжали заниматься широкой социальной и благотворительной деятельностью, при них открывались школы, приюты, больницы, богадельни, различные мастерские. В 1832 г. минимальный возраст для пострига женщин был снижен до 40 лет. К кон. XIX в. власти стали поощрять создание жен. общин для развития благотворительности и миссионерства. В 1896 г. существовали 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В Софрониевой пустыни Молченская икона Божией Матери в киоте в соборе Рождества Пресв. Богородицы Молченской Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Молченская икона Божией Матери в киоте в соборе Рождества Пресв. Богородицы Молченской Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) В Софрониевой пустыни один из списков явленной иконы ¾ местночтимая М. и.- находился на рубеже XIX и ХХ вв. в киоте на левом клиросе соборного храма и был сфотографирован в 1892 г. В. Д. Машуковым ( Машуков. 1892. 257-258). Небольшого размера икона была заключена в раму со сценами «жития» М. и. Обрамление делилось по горизонтали на 3 части. В центре средней части крепилась икона, по сторонам ее были написаны ростовые фигуры 2 ангелов, «поддерживавших» святыню. В верхней трети в 2 больших клеймах излагались события обретения образа, в нижней трети изображен крестный ход с чудотворным образом. «Житие» иконы, сопровождавшееся пояснительными надписями, выполнено в живописных традициях 2-й пол. XIX в. Характерные черты лика, соответствующие иконописной традиции XVIII в., позволяют предположить, что на снимке запечатлен список, который был выполнен для Софрониевой пуст. с чудотворной иконы севского Троицкого монастыря. Молченская икона Божией Матери в Успенском приделе Благовещенского собора Молченской Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Молченская икона Божией Матери в Успенском приделе Благовещенского собора Молченской Софрониевой пуст. Фотография В. Д. Машукова. 1892 г. (РНБ ОЭ) Еще один список М. и. размещался в местном ряду иконостаса Успенского придела Благовещенской ц. Софрониевой пуст. и также известен по фотографии 1892 г. (Там же. 265; снимок помещен в книге Поселянина в качестве одной из 2 иллюстраций к тексту о М. и.- см.: Поселянин Е. Богоматерь. Ил. на с. 599). Эта икона, написанная в классических традициях академической живописи, отличается лиричностью образа Богоматери. В верхних углах фона - херувимы (по 3 в каждом). Под изображением Божией Матери находится белый картуш с плохо читаемой на снимке надписью: «Изображение с чудотворной иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и присно Девы Марии нарицаемой Молченской… в приделах града Путивля над великим болотом Молчю в великом лесу на Чудней горе древе липе… виде и глас от иконы слыша в лето от сотворения мира SЦГI (6913.- И. З.) г. от рождества же Христова… АУЕ (1405.- И. З.) сентября IU (18.- И. З.) де. При благоверном князе всероссийском Василии Димитривиче при митрополите же московском… по повелении от иконы Божией Матери выше помянутому бортнику и обитель сия устроена».

http://pravenc.ru/text/2564082.html

   001    002   003     004    005    006    007