На вершине духовной жизни христианин живет уже под непосредственным водительством Святого Духа, руководимый Его постоянными внушениями, ясно различая в сердце своем, чего хочет от него Бог. На менее высоких ступенях водительство Божие совершается менее ощутительно, но при духовном возрастании становится более различимым; например, внимая слову Божию, человек все более и более различает, что в нем относится к обстоятельствам его жизни, а при встрече с людьми все чаще извлекает из них указания на свою духовную пользу. Так, встречая кого-либо безобразно гневающегося, он может найти в этом предостережение против зреющих в нем самом обиды и недовольства. Для возрастания в духовной жизни и для все более ясного различения воли Божией и точного ее исполнения пригодны все средства, предлагаемые Церковью: участие в святых таинствах, чтение Слова Божия и духовных книг, общественные и частные молитвы, очищение своего сердца от помыслов, ограничение своих естественных потребностей (пост) и стремление к исполнению заповедей, хотя бы не было еще к тому настоящего расположения. Необходимо и личное общение с живущими церковной жизнью людьми и испрашивание у них духовных советов, особенно у своего духовного отца. Эти советы следует исполнять, как и все, в чем человек прозревает указание свыше. Необходимо еще развивать все свои дарования, следуя призванию и обращая его на служение Богу и людям. Среди всех указанных средств исключительное значение имеет молитва. В ней самая сердцевина духовной жизни, которой просто и нет без молитвы. Молитва бывает частная и общественная, а по содержанию - просительная, благодарственная и хвалебная. Прошения возносятся за себя и за других, как о даровании внешних, так и духовных благ, в особенности же о прощении грехов, о помощи в борьбе с искушениями и, наконец, об указаниях свыше о том, как поступить. Язычники более всего молятся о своей удаче, а христиане о том, как поступать по воле Божией. Бог отвечает на такую молитву, в особенности если она касается других. Молитва за других - путь к любви и плод любви. Еще выше совместная молитва - " если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них " (Мф.18:19-20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

На самом деле в словах Христовых против многословия заключается та мысль, что длительная молитва – не заслуга молящегося; те, кто смотрят на молитву как на показатель своего благочестия заблуждаются. Продолжительная молитва нужна не Богу, а нам самим рассеянным и закосневшим в духовной лени и мирской суете. Она согревает сердце людей и вызывает постепенное возникновение в них религиозной настроенности. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение. Дух бодр; плоть же немощна наставлял Своих учеников Спаситель ( Мф.26:41 ). Сам Он уходил в пустынные места и молился ( Лк.5:16 ). Перед избранием двенадцати апостолов взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу ( Лк.6:12 ). Апостол Павел также заповедал непрестанно молиться ( 1Фес.5:17 ) и, обращаясь к фессалоникийцам, говорил: Радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей. ( 1Фес.3:9–10 ). Корнилий сотник угодил Богу тем, что подавал милостыню и постоянно молился. Святые апостолы, поручив диаконам внешние дела церковной общины, так определили свое назначение: А мы постоянно пребудем в молитве и служении слова. И угодно было это предложение всему собранию ( Деян.6:4–5 ). Вторая ступень молитвымолитва ума. На этой молитвенной ступени христианин достигает способности сосредоточивать свой ум, свое внимание на предметах молитвы. Внешним средством к тому, по мнению опытных в молитве старцев, служит вдумчивое неторопливое чтение молитв. Внутреннее средство к стяжанию этого подвига, изложенное отцами, собрано в Добротолюбии преосвященного Феофана Затворника . Высшая степень молитвымолитва чувства, когда молящийся живо чувствует и вполне переживает сам все, заключающееся в содержании молитвы, когда при славословии Бога сердце его возгорается радостью; при воспоминании Евангельских событий – сопереживанием страданий Иисуса Христа, скорбью о греховном ожесточении людей. Как же совершается переход к этой третьей ступени молитвы? Нужно, прежде всего, остерегаться искусственного напряжения своих чувств.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Нынешняя неделя в церковном порядке недель называется неделею мытаря и фарисея. Так названа она от того, что в нынешний день читается из Евангелия притча Господня о мытаре и фарисее. В притче, примером мытаря и фарисея, Господь научает нас, с каким расположением духа нужно молиться нам в церкви или где бы то ни было. Послушаем, как молился фарисей и как мытарь; который из них угодил Богу своею молитвою и который нет; чем угодил один и чем не угодил другой, чтобы и нам научиться всегда молиться богоугодно, а не в осуждение. Молитва – великое дело: чрез молитву человек сообщается с Богом, получает от Него разные дары благодати, благодарит Его, как Благодетеля за непрестанные Его милости или славит Его, как всесовершенного Творца. Фарисей и мытарь молились в церкви. Человека два, сказано, внидоста в церковь помолитися: един фарисей, а другий мытарь. Фарисей молился так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человеки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь. Пощусь два раза в неделю; даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь молился совсем не так. Он говорил немного, но много скорбел о грехах своих; не поднимал пред другими голову, но поникши лицом в землю, от сильной скорби ударял себя в грудь и говорил только: Боже, милостив буди мне грешнику. Которого из них молитва была приятна Господу и которого – нет, всякий знает: мытарь пошел из церкви домой более оправданным, хотя был грешник, а фарисей – нет, хотя и делал дела правды законной ( Лк. 18:10–14 ). Чем же была угодна Богу молитва мытаря? Тем, что он был смирен и имел на молитве сердце сокрушенное; а давно уже сказано святым пророком и царем Давидом, что сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс. 50:19 ). А отчего молитва фарисея окралась неугодною Богу? Ах! немного надо сообразительности, чтобы верно отвечать на это. Горе, иже мудри в себе самих, и пред собою разумни ( Ис. 5:21 ), говорит Бог через пророка. Фарисей в слепом самомнении и гордости забыл, кто он и с кем говорит: грешник вообразил себя праведником; грешник забыл, что он говорит с Всевидящим и с Всеправедным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Объяснение молитвы: молящийся просит Бога о ниспослании ему спасительной силы Духа Святого для подкрепления его душевных способностей, то есть ума, воли, памяти и воображения, чтобы при помощи их он мог усвоить себе преподаваемое учение и приобретенные им познания мог употребить на прославление Творца, на радость родителям своим и на пользу своей родины, то есть России. Молитва после учения. Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведущих нас к познанию блага, и подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего. В переводе на русский язык. Благодарим Тебя, Создатель, что удостоил нас своей благости (спасительной помощи), чтобы мы охотно учились. Благослови наших начальников, родителей, учителей, указывающих нам путь к добру, и даруй нам здоровье и бодрость продолжать учение. Объяснение молитвы: молящийся благодарит Бога за ниспосланную ему помощь при учении и просит о ниспослании Его благословения на своих наставников и родителей, а также просит о ниспослании ему сил для продолжения учения. Молитва Господня Отче наш, иже еси на небесех! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки. Аминь. В переводе на русский язык. Отче наш , сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого. Ибо Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь. (Истинно). Эта молитва названа Господней потому, что Сам Господ наш Иисус Христос научил ей своих учеников, а апостолы передавали ее всем верующим. Она есть важнейшая молитва для всех христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Обычно подразделяют молитвы на три категории: просительная, благодарственная и славословная. Просительная молитва – низшая степень богообщения, в которой человек осознает свое бессилие и просит у Бога исполнения своих нужд и потребностей, материальных и духовных. «Просите и дастся вам». Но не о всем должно просить Бога, Который, как любящий Отец, Сам знает наши нужды. Ищите прежде всего Царствия Божия, и все остальное приложится вам. Ревнуйте о дарах духовных, поскольку человек находится всегда в состоянии греховном, он постоянно нуждается в благодатной помощи Божией. В просительной молитве выражается также наша любовь к ближним, и она угодна Богу. В благодарственной молитве верующий стоит перед Богом, как сын перед Отцом, и уже ничего не просит, а помнит благодеяния Божии и воздает за них должное Богу. Внимание уже не обращено на свои нужды, а на Бога, Источника всех благ, Который не перестает их изливать на всех нас. Евхаристия есть церковная молитва «благодарения», в которой Церковь , вспоминая весь Христов подвиг искупления и спасения человечества: «крест, гроб, тридневное воскресение, одесную седение, второе и славное паки пришествие», – благодарит Бога. Непрестанно христианин должен благодарить Господа за Его ежедневные щедроты к нему. «Непрестанно благодарю за вас, вспоминая вас, в молитвах моих» ( Eф. I, 16 ). «Благодарю всегда за все Бога и Отца, во имя Господа Нашего Иисуса Христа» (- V, 20). Наконец, бывает молитва славословная, в которой человек находится в соприкосновении с неизреченной тайной Божественного величия. Здесь более нет речи об исполнении прошений, даже и бывшие благодеяния не воспоминаются: душа бескорыстно прославляет Бога, славословит Его Святость, исповедует Его величие, и тем самым забывает о мире, и сосредоточивается в созерцании Бога. Высшее выражение церковного славословия есть тоже литургия, когда вместе с ангельскими силами, окружающими престол Божий, мы воспеваем Трисвятую песнь: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь (полны) небо и земля славы Твоея».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Плодами покаяния Святая Церковь называет сокрушение в содеянных грехах, молитвы, слезы, выражение любви к Богу и ближним. Грешные души могут получить облегчение не в силу собственных заслуг или через раскаяние, что после частного суда невозможно, но через благотворения и молитвы, совершаемые живыми за умерших, особенно на литургии. Это учение Православной Церкви о возможности для грешников, умерших с покаянием, получить облегчение и даже освобождение от мучения основано на Слове Божием. Святые апостолы заповедуют нам молиться друг за друга ( Иак.5:16 ), молиться за всех человеков ( 1Тим.2:1 ). Но так как живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни ( Рим.14:8 ), то мы должны молиться за наших ближних и тогда, когда они живут еще на земле, и тогда, когда через смерть переселяются в другой мир. И особенно много может усиленная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Как и всякая наша молитва к Богу, молитва за ближних, живых ли, умерших ли, может быть угодна Ему, сильна и действенна только тогда, когда она возносится во имя Господа Иисуса Христа ( Ин.14:14 ), Который един и посредник между Богом и человеками ( 1Тим.2:5 ). Но Иисус Христос примирил нас с Богом и искупил от всякого греха, когда принес Ему на Кресте в жертву Самого Себя – собственное тело и собственную кровь ( Евр.9:14,26 ). В Таинстве Евхаристии и сейчас приносится Богу та же самая Жертва, преломляется то же самое Пречистое Тело нашего Искупителя за жизнь мира ( Ин.6:51 ), проливается самая Честная Кровь Его во оставление грехов ( Мф.26:28 ). Поэтому Господу угодна наша молитва за усопших, когда мы соединяем ее с приношением Бескровной Жертвы. Отпущение грехов усопшим возможно и после их смерти: если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем ( Мф.12:32 ). Кроме того, святой Иоанн Богослов прямо и ясно говорит, что Господь Иисус имеет ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ), то есть может открывать ад и освобождать оттуда грешников. Не имея возможности для покаяния, они могут получить это освобождение только по ходатайству за них перед Господом живущих на земле близких и силой молитв Церкви. Святые отцы и учителя Церкви признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение молитв и милосердия, особенно церковных молитв и Бескровной Жертвы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Преподобный Иустин (Попович) Толкование Евангелия от Матфея Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного Всемогущество людей, в чем оно состоит? В Церкви, в апостольской молитве, которая ведет свое происхождение от Святой Пятидесятницы, от Духа Святого. Всемогуща только Духоносная апостольская молитва. А она вся в Церкви. И Апостолы Духом Святым имеют свое апостольство в Церкви. Поэтому только церковная молитва всемогуща. Когда двое согласятся Духом Святым в Церкви, тогда они получают все, что требуют, от Отца Небесного. Что это так, и что это действительно относится к святым Апостолам и их наследникам, видно из самых слов Спасителя, обращенных к Апостолам: если двое из вас согласятся… «Двое из вас», не любые двое. По святым Отцам: «двое из вас» значит: двое из вас добродетельных, ведущих ангельскую жизнь; живущих по-апостольски; имеющих апостольскую веру; являющихся апостольскими наследниками, – таковых молитва будет услышана человеколюбивым Господом. А такая молитва всегда соборная, всегда апостольская, всегда святая, всегда льется из всего существа Церкви, из всего Богочеловеческого тела Церкви, из всего Господа Христа.  Молитва третьего антифона     Иерей : Иже общия сия и согласныя даровавый нам молитвы, иже и двема или трем согласующимся о имени Твоем прошения подати обещавый, Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни, подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины, и в будущем живот вечный даруя. Возглашение : Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Священник : Ты, даровавший нам эти общие и согласные молитвы, и двум или трем, согласно просящим во имя Твое, просимое подавать обещавший, Сам и ныне прошения рабов Твоих к полезному исполни, подавая нам в нынешнем веке познание Твоей истины, и в будущем жизнь вечную даруя. Возглас : Ибо Ты – благой и человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и во веки веков.

http://pravmir.ru/vyiskazyivaniya-protoi...

(Преподобный Никита Стифат . Жизнь и подвижничество иже во святых отца нашего Симеона Нового Богослова) . Поэтому, живите по заповедям, участвуйте в церковной жизни, никакие бесы и сны страшные Вам не повредят. Вероятно, что прямой связи между свечой и снами нет. Но совершенно исключать возможность бесовского искушения тоже нельзя. Бесам не нравится, когда люди стараются жить по заповедям. Поэтому в вере надо быть последовательным — не только свечи ставить, но и регулярно исповедоваться, причащаться, молиться дома и в храме, делать добрые дела. И хочется только напомнить Вам (а если до сих пор не знали, то рассказать), что свеча — не самодостаточное явление. Свеча — это жертва на храм и символ молитвы. Символ — не молитва, ей молитву не заменить. Молиться можно и без свечки, Бог и без свечки слышит. Но если и зажигаете свечи в храме или дома, то не забывайте молиться. Молитва за врагов — дело хорошее, этому учит Христос. Только молитва должна быть искренней, а не формальной, тогда от нее толк будет. Бесы реальны, но непосредственное восприятие их людьми — даже через кошмары — часто реальностью не является и успешно лечится таблетками и психотерапией. Так что тут либо просто совпадение, либо, что скорее всего, вы подспудно боитесь, что поставленная за здоровье врагов свеча разозлит бесов. Этот-то страх и выражается кошмарами. Вполне возможно, что это естественное психическое явление, а не нечто мистическое. Падшие духи действуют на наши души, устрашая, соблазняя, «подсказывая» нам суетные мысли или тревогу. Через такие  суеверные страхи  легко увести человека от доброй молитвы. Главное – не останавливать молитвы и помнить, что «Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?» ( Пс.26 ). Надеюсь, что свече сопутствовала искренняя молитва, иначе будет как-то странно. В таком случае Вы выполнили заповедь Божию: А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас ( Мф.5:44 ).

http://azbyka.ru/vopros/postavila-svechu...

Сказка эта очень хорошо объясняет, что значит молитва . В молитве мы обращаемся к Богу, направляем к Нему наше внимание, открываем себя Его воле, ставим себя в такое положение, в котором мы способны слышать и понимать Его указания. Конечно, иногда мы молимся Богу в момент большой опасности или когда нам очень нужна помощь, молимся, не задумываясь и не рассуждая: «Господи, помоги!», «Госпо­ди, спаси!» Иногда мы испытываем чувство благодарности Богу в момент большой радости или счастья. Это хорошо и важно для нас, но для правильной жизни нам нужны не только такие минуты вдохновения или озарения, а нужна молитва ежедневная, постоянная, ставшая правилом на­шей будничной, каждодневной жизни. Такая регулярная будничная молитва помогает нам правильно видеть самих себя, свою жизнь, свое отношение к людям и к Богу. Ежедневная молитва может быть и «своими словами», и словами церковных молитв, составленных святыми людьми, жившими иногда сотни лет назад, а иногда совсем недавно. Святые эти боролись со своими грехами, преодолевали трудности, каялись, просили Бога о помощи, и слова их часто помогают нам, учат нас. Наша способность молиться меняется по мере того, как мы взрослеем. «Когда я был маленьким, – говорил мне один мальчик-подросток, – я молился, потому что так учила меня моя мать, просто из послушания. Это нужно было делать, потому что так велит мама. А теперь, когда я молюсь, я разговариваю с Богом». Дай Бог каждому из нас сохранить и развить в себе способность такого общения с Богом. О том, как надо молиться Богу, спрашивали Иисуса Христа и Его ученики, и Он научил их молитве, которую мы называем «молитвой Господней». В церкви часто поют и читают эту молитву. Вот как она читается по-русски в Еван­гелии от Луки (11:1–5): «Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; и прости нам грехи наши, как и мы прощаем должни­кам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого».

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Скачать epub pdf Неделя 7-я по Пятидесятнице «Когда Иисус шел… за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» Такая картина в то время могла наблюдаться очень часто, потому что Господа Иисуса Христа окружало бесчисленное множество больных, слепых, убогих – Он так и ходил в толпе болящих. И вот об одном из эпизодов рассказывает нам евангелист Матфей. «Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: да, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их». Часто мы свою молитву оцениваем неправильно. Если нам удалось спокойно помолиться, никто нам вроде не мешал, была на душе тишина и мысли особенно не разбегались, то у нас на душе бывает сладкое чувство исполненного долга и нам кажется, что мы помолились хорошо. На самом деле это чаще всего глубокое заблуждение. Собственно, плохой молитвы или хорошей не существует – существует либо молитва, либо не молитва. Молитва может оцениваться только по ее результату: то, что исполняется, и было молитвой, то есть общением с Богом. Слепые, которые шли за Иисусом Христом, обратились к Богу – и получили просимое. Почему евангелист Матфей из многих эпизодов выбрал именно этот? За тридцать три года, живя на земле, Господь совершил столько чудес, что всему миру не вместить бы об этом книг, если бы они были написаны. Но отдельные чудеса остались в памяти церковной для нашего назидания. Чаще всего мы приходим в храм с какой-то нуждой, и каждый изо всех сил хочет, чтобы его прошение исполнилось, некоторые даже плачут. И в этом Евангелии написано, что нам надо делать, чтобы наша молитва исполнилась. Поэтому это евангельское повествование нам надо усвоить назубок, чтобы по возможности следовать ему. Когда у человека возникает какая-то нужда, он готов куда угодно обращаться, особенно если касается его здоровья. Люди-то все в основном плотские, поэтому за плоть их зацепи – они сразу реагируют. Мать не беспокоится о том, что ребенок Священное Писание не знает, что он не имеет какой-то добродетели, например кротости или милостивого сердца. А коснись тела: нога заболела или рука – тут она беспокоится. Хотя, если подумать, милостивое сердце важней, чем здоровая нога. А почему мать больше переживает, когда ребенок нос расшиб? Или, например, начинает ребенок капризничать – мать ничего не предпринимает: «Ну, подумаешь, все дети такие». А ведь каприз есть проявление гордыни, своеволия – мерзкого качества души. Но мать не волнуется, а когда ребенок нос расшиб или кто-то ему наподдал во дворе, она готова даже в драку вступить, биться за него, спасать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010