Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX века настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. 4 февраля 1810 году монахиня Досифея почила о Господе, её похоронили в Новоспасском монастыре – родовой усыпальнице бояр Романовых. (Отметим, что преп. Серафима Саровского в юности благословила поступить в Саровскую обитель другая старица Досифея (1721–1776 гг.) Прозорливая старица, в юности, скрываясь от родных, назвав себя мужским именем Досифей, попросила принять её в лавру послушником, позже она поселилась в горной пещере, окружённой лесом. Многие верующие, узнав об отшельнике, приходили к старцу (старице) за советом и помощью, подвижница разговаривала со страждущими лишь через окошко кельи. Слава о прозорливости отшельника разнеслась по всей России. Побывала у пещерника Досифея и Императрица Елизавета Петровна. По преданию: «Она сама поднялась пешком на гору Китай. Когда затворник поклонился ей до земли, спросила: «Отчего ты избрал такую суровую жизнь?» В ответ она услышала: «Печальны будете, – сказал нам Господь, – но печаль ваша в радость будет». Земля, на которой мы живем, суть страна нашего изгнания, где мы должны обучаться скорбям, чтобы наследовать утраченное нами блаженство. И только претерпевший до конца, тот спасен будет. Без кровопролития нельзя праздновать победы. Ибо всякий знает, что наше торжество не здесь, а за пределами нашей жизни, где и ожидает нас венец или осуждение». Императрица,узнав, что мудрый старец до сих пор не пострижен, велела тотчас исполнить обряд. Имя же Досифей пожелал оставить прежним». После того как в России вышел указ, запрещающий отшельникам жить, где бы то ни было, старцу Досифею предложили жить в лавре и назначили келейника Феофана.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Другие хотя и знали это, но не могли подвигнуть его оставить любимое свое молчание, и только изредка, по просьбе немногих лиц, соглашался он объяснить то или другое неудобопонятное место из Священного Писания или побеседовать о чем-либо духовном, и тогда все заслушивались мудрых его слов. Однажды особенный случай заставил отца архимандрита сделать некоторым лицам в обители наставление в присутствии отца Макария. Из уст старца-настоятеля так и полились речи, исполненные мудрости и силы духовной. Все с изумлением слушали его, изумляясь и тому, как он говорит, и еще более тому, как он всегда молчит, имея такие дарования. По духовной своей мудрости он самым настоятельством своим пользовался не для того, чтобы выставлять себя, а более скрываться внутри себя: ни малейше не завидовал старцам в их духовной деятельности и ее плодах, но со смиренною мыслью оставлял себе только настоятельские труды и попечения» 64 . Старец Леонид, а потом и Макарий появились в Оптиной не без участия отца Моисея. «Не будь настоятель муж поистине духовный, – пишет отец Ювеналий, – не содействуй он введению старчества, оно не могло бы утвердиться в обители. Отец Моисей с любовию принял старцев и водворил их в своей обители. Он лучше других понимал высокое значение и силу их благотворной деятельности, и, судя обо всем не по человеческим толкам и понятиям, а с духовной точки зрения, он с редким доброжелательством и беспристрастием содействовал трудам старцев всеми зависевшими от него мерами: без их совета не определял и не постригал никого... сам во многом советовался со старцами касательно внутреннего благоустройства обители и избрал отца Леонида своим духовником» 65 . В обители нашлись иноки, которые не только не понимали старчества, но считали его даже «ересью» и писали жалобы и в Калугу, и в Петербург, отчего отец Моисей имел много неприятностей. «Таким образом, – пишет отец Ювеналий, – старчество было насаждено в Оптиной пустыни. Политое слезами духовно мудрого настоятеля и его благих помощников, возделанное их сердечными воздыханиями, скорбями и молитвами, оно возросло и укрепилось, а потом принесло и добрый плод – благоустройство обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именно от этой знаменитой в Москве затворницы Досифеи получил свои первые наставления в монашеской жизни преподобный схиархимандрит Моисей (Путилов), настоятель Оптиной пустыни вместе со своим родным, младшим братом, впоследствии – игуменом Исайей II (Путиловым), настоятелем Саровской пустыни. Пришли братья Путиловы к старице Досифее благочестивыми юношами 19 и 14 лет. Незадолго до своей кончины преподобный Моисей Оптинский в письме к строительнице Московского Ивановского монастыря и благотворительнице Оптиной пустыни Марии Александровне Мазуриной писал, что мудрая старица Досифея послужила ему «указанием на избрание пути жизни монашеского звания». Уже будучи в монастыре, Тимофей – будущий оптинский старец и настоятель Оптиной отец Моисей и его брат Иона – будущий саровский настоятель отец Исайя продолжали поддерживать связь с духовной наставницей, а она не оставляла их своим попечением, письменными наставлениями и молитвами. В книге приведена и всестороннее исследована их сохранившаяся переписка. Любителей истории Оптиной пустыни и её духовного наследия несомненно заинтересует драматичная история взаимоотношений юных братьев Путиловых и их родственников, противившихся уходу юношей из мира. В книге приводится также переписка братьев между собой и с их духовным наставником архимандритом Новоспасского монастыря Александром (Подгорченковым). Кроме того, в книге опубликованы редкие архивные документы из фондов Оптиной пустыни, Иоанно-Предтеченского, Новоспасского, Саровского монастырей и другие материалы из музейных собраний. Надеемся, что новая книга вызовет интерес широко круга читателей и послужит их духовной пользе. Источник: Московский Иоанно-Предтеченский женский ставропигиальный монастырь Другие новости Православие о Опросы  Загрузка ... Популярное Сейчас в разделе 5  чел. Всего просмотров 426 тыс. Всего записей 3132 ©2024 Азбука новостей к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок:

http://azbyka.ru/news/vyshla-v-svet-knig...

«Наш путь такой, что хотим или не хотим, а скорбь должна быть, попущением Божиим, к искусу нашему и обучению терпения», — говорил преподобный Макарий. Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782—1862) Прп. Моисей (Путилов) Преподобный Моисей явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея. Преподобный Моисей все свои силы отдавал служению ближним. Тяжкое бремя настоятельства, неустанные труды на благо братии, на благо обители, занятость ее неисчислимыми нуждами — все это заполняло весь его день. Изобиловавший благодатными дарами, он не имел возможности, так же как преподобные старцы Лев и Макарий, принимать откровение помыслов от братии, встречать и наставлять приезжающих. Но чудо его жизни и его служения — сама Оптина, процветшая и прославившаяся, ставшая, по существу, центром духовной жизни России. За время его настоятельства издается шестнадцать томов святоотеческой литературы. «Когда-нибудь кто-нибудь прочтет ту или иную книгу, и душевная польза одного человека вознаградит все наши труды, Бог даст, когда-нибудь будут плоды» , — говорил он. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Прп. Антоний Оптинский Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, преподобный Антоний через всю жизнь терпеливо и мужественно нес крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова…. В двух строчках напоминал о том, как важно для христианина доверие к Богу и молитвенное к Нему обращение отец Антоний:  «Кто крепко на Бога уповает, т ому Бог во всем помогает». Иеросхимонах Иларион (Пономарёв) (1805—1873)

http://pravmir.ru/prepodobnye-starcy-opt...

Отец Моисей и здесь нашёл себе занятие, связанное с любимыми духовными книгами: он переписывал полууставом Священные Писания. Из благоговения делал это стоя. Часто подстерегали пустынников опасности: целую зиму кругом выли волки, расхищали огород медведи, однажды напали на них разбойники, иногда придиралась полиция. Но страшнее всего были бури, ломавшие столетние деревья. Одно такое дерево чуть не раздавило келью отца Моисея. Игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря Антоний (Путилов) и игумен Оптиной Пустыни Моисей (Путилов)      В 1816 году к нему приехал подросший младший брат Александр, чтобы разделить с ним его жизнь монаха и пустынника. Через четыре года испытания Александра постригли в монахи с именем Антония и поручили руководству старшего брата, отца Моисея, к которому отец Антоний и сохранял послушание всю жизнь. Во время пустынной жизни отец Моисей созрел духовно, он приобрёл сосредоточенность, молчание, внимание, дар молитвы, глубокое знание учения Святой Церкви и святоотеческих творений. Из его дневниковых записей в то время можно судить о его духовной высоте: «…блеснуло в уме разумение относительно до сожительствующих со мной братий, чтобы их погрешности, видимые мною и исповедуемые ими, принимать на себя и каяться, как за собственные свои, дабы не судить их строго и гневом отнюдь не воспламеняться. Ошибки, проступки и грехи братьев да будут мои». Господь силен устроить любые внешние обстоятельства для своих избранников, нет сомнений, что в подходящее время Он приведёт ищущего спасения человека в нужное место и поместит его в подобающие условия. Так и случилось с преподобным Моисеем. Когда он созрел для духовного руководства, Господь переменил обстоятельства его жизни и призвал его на высшее служение, вручив ему пастырство и настоятельство. Произошло это следующим образом. В 1820 году, в возрасте тридцати восьми лет, отец Моисей проездом побывал в Оптиной Пустыни, и был представлен Калужскому архипастырю, преосвященному Филарету. Этот знаменитый подвижник всей душой с юности любил монашество. Дикий сосновый бор, окружающий Оптину пустынь, навёл его на мысль устроить при Оптиной скит. Знакомство с отцом Моисеем утвердило его в этом намерении. После переписки и приглашения преподобный Моисей с братом, преподобным Антонием, и ещё двумя монахами прибыли в Оптину и поместились на монастырской пасеке.

http://pravoslavie.ru/71848.html

     В 1816 году в тот же лесной скит прибыл Александр Путилов, став послушником у своего брата. Это духовное наставничество сохранилось на всю жизнь. В дальнейшем Александр был пострижен с именем Антоний, в честь преподобного Антония Великого. В 1820 году, совершая поездку в Москву, отец Моисей посетил Оптину пустынь, где произошла его встреча с правящим архиереем Калужской епархии Филаретом (Амфитеатровым). Владыка давно желал устроить в Оптиной уединенный скит и поручить это рославльским пустынникам, зная об их подвижнической жизни. Отец Моисей понравился владыке своим смирением и духовной рассудительностью. 6 июня 1821 года с несколькими монахами (включая отца Антония) преподобный Моисей прибыл в Оптину пустынь. Первым делом началась расчистка места для будущего скита. Затем были построены храм во имя святого пророка Иоанна Предтечи и кельи. Для освящения храма в начале 1822 года приехал епископ Филарет. Отец Моисей просил у него разрешения постричься в схиму, но владыка настоял принять священство. 22 декабря 1822 года отец Моисей был рукоположен во иеромонахи и определен духовником Оптиной, продолжая заниматься устроением Предтеченского скита. Отец Моисей очень любил цветы, поэтому на территории были посажены множество различных видов цветов и деревьев, которые со временем стали настоящим украшением скита. Отец Антоний трудился на разных послушаниях, пребывая в подчинении у брата. 24 августа 1823 года он был посвящен владыкой во иеродиакона, а в 1827 году в иеромонаха.      В 1825 году отец Моисей был избран настоятелем Оптиной пустыни. Сам преподобный потом вспоминал, что согласился на настоятельство, предполагая пробыть в этой должности лет десять, а затем жить в уединении. Но труды по управлению монастырем ему пришлось нести до конца своих дней.      За это время обитель буквально преобразилась. Здание Введенского собора было расширено, сооружены два боковых придела. В братской трапезной устроена церковь преподобной Марии Египетской, возведена кладбищенская церковь. Внутри храмов стены были украшены росписями, обновлены иконостасы. Расширилась и пополнилась прекрасными облачениями монастырская ризница. Были благоустроены и расширены существовавшие братские корпуса и вновь построено еще семь; возведены каменная ограда с семью башнями, большой корпус для братской трапезы, новое каменное здание монастырской библиотеки. Настоятель сам заботился о пополнении ее книгами. Помимо душеполезной литературы отец Моисей приобретал книги по разным областям знания.

http://pravoslavie.ru/118203.html

Преподобные Оптинские старцы: схиигумен Антоний (Путилов), схиархимандрит Моисей (Путилов), иеросхимонах Макарий (Иванов)      В 1821 году по благословению епископа Калужского Филарета (впоследствии митрополита Киевского) отец Моисей и отец Антоний приезжают в Оптину Пустынь, первый становится настоятелем монастыря, а второй — скитоначальником. Скит и храм в честь святого Иоанна Предтечи они сами же и строят, очищая от многовекового леса участок земли. Ввиду малочисленности братства сам скитоначальник исполнял многие братские послушания. Часто доводилось ему оставаться без келейника, который исполнял обязанности то повара, то садовника, то хлебопека. «Как самый бедный бобыль, — писал старец Антоний в 1832 году одному родственнику, — живу в келье один: сам и за водой, сам и за дровами... Чином священства почтенных теперь у нас в скиту собралось пять человек, но все они престарелы и многонемощны, почему и тяготу служения за всех несу один». Однажды во время всенощного бдения его ноги так кровоточили, что новые кожаные сапоги насквозь промокли От многих трудов, от многочасовых молитвенных подвигов старец приобрёл тяжёлую болезнь — ноги от колен были покрыты ранами, когда раны вскрывались, текла кровь. Братия вспоминали, что многие, видя всегда светлое лицо отца Антония и слыша его оживленную беседу, не понимали, какой страдалец перед ними. Однажды во время всенощного бдения обе его ноги так кровоточили, что новые кожаные сапоги насквозь промокли, будто старец по колено стоял в воде. Болезнь продолжалась около 30 лет, до самой кончины преподобного. Ежедневно днём и ночью отец Антоний испытывал невыразимую боль в ногах, даже посмотреть на них нельзя было без содрогания: больные ноги были тверды как дерево и скорее походили на прямые круглые брёвна шириной в диаметре до пяти вершков, темно-красного цвета, постоянно рделись. Из ран глубиной до самой кости сочилась всегда сукровица. Медицинские средства почти не помогали, а часто наносили ещё больший вред и усиливали болезнь.

http://pravoslavie.ru/73045.html

Все, что явилось, как по мановению, в общей гармонии и красоте, стоило настоятелю больших усилий — общение с подрядчиками, изыскание средств на строительство, заботы о пасеках и о покосах, не говоря уже о духовном строе, — а между тем, отец Моисей с молодых лет был человеком всецело монашеского устроения… Отшельник По преданию, благословение на монашеский путь Тимофей Иванович Путилов — таково было имя будущего старца в миру — получил от известной и почитаемой подвижницы – инокини Досифеи, прожившей много лет в строгом уединении в стенах Московского Ивановского монастыря . Она направила братьев Тимофея и Иону Путиловых к старцам Новоспасского монастыря Филарету и Александру, к ее совету прибегали они и впоследствии. Первые три года иноческой жизни Тимофей провел вместе с братом в стенах Саровского монастыря. В обители жили тогда замечательные подвижники — схимонах Марк, восстановитель Валаама игумен Назарий, Преподобный Серафим. Послушания, назначенные Тимофею, требовали и физических сил, и прилежания: и в хлебне пришлось потрудиться, и научиться приемам ухода за больными. Однако, присмотревшись к обстановке, Тимофей предпочел другое место – Свенский Успенский монастырь. Возможно, причиной тому послужило стремление к подражанию древним пустынникам. Неподалеку от нового места были Рославльские и Брянские леса, служившие пристанищем для монашеских келий. Пройдя первые ступени монашества в монастыре, со временем Тимофей присоединился к отшельникам. Жизнь монахов подвергалась опасности не только из-за капризов природы — случалось, бури с корнем вырывали вековые деревья, — но и от шалых людей. В лесу нет ни стен, ни надежной крыши, но полное доверие Промыслу давало мир душе и рождало молитву. В строгом постничестве, в молчании, за переписыванием наставлений святых отцов провел он десять лет жизни, постигая суть монашества. За оказание милости странникам при постриге ему дали имя в честь Преподобного Моисея Мурина, прославившегося этой добродетелью. В то время стал складываться и круг его духовных связей. Среди людей, близких ему по устроению, оказались свенские, белобережские, глинские подвижники и старцы. Ничего иного не желал для себя о. Моисей, как до конца дней пребывать в уединенной молитве, разрешившись от земных привязанностей и попечений.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-moisej-opt...

Отец преподобных Моисея и Антония, Иван Григорьевич, строго соблюдал посты и часто посещал храм Божий, пел на клиросе, был очень умён и начитан, особенно любил читать Священное Писание, церковную историю, жития святых и исторические книги. Работал отец сборщиком налогов у хозяина-откупщика, и честность его была так очевидна, что хозяева в течение нескольких лет повысили ему плату от двухсот до тысячи двухсот рублей в год после того, когда Иван Григорьевич обзавёлся семьёй. Мать преподобных Моисея и Антония, Анна Ивановна, была благочестива, милостива к нищим и беднякам, смиренна, усердна к молитве. Дети её вспоминали, как часто их мать по ночам молилась Богу. С семилетнего возраста она почти ежедневно ходила к обедне в монастырь, в котором жил её родной дедушка, иеродьякон, старец маститых лет. Схиигумен Антоний (Путилов) (1795—1865) Когда она приносила гостинец дедушке, он каждый раз говорил ей о сокровище. Когда Анна Ивановна спрашивала: «Где же сокровище? Ибо у вас в келье нет и сундучка», старец отвечал, что это сокровище лежит под престолом Божиим. Лишь много лет спустя она поняла, что старец предугадывал её счастливую семейную жизнь и то, что три её сына будут в монашеском чине настоятелями и наставниками. И действительно, все сыновья стали священнослужителями и после смерти отца, на его простом мраморном памятнике, у алтаря церкви Всех Святых, написали, что памятник сей воздвигли «Путилова дети: Моисей, игумен Оптиной Пустыни, Исаия, игумен Саровской Пустыни, Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря». Мать преподобного Илариона, Евфимия Никифоровна, женщина достопочтенная и богобоязненная, воспитавшая четырёх сыновей, дважды брала отрока Родиона, будущего старца, в паломничество к святыням Киево-Печерской Лавры. Александр, будущий преподобный Амвросий, родился в благочестивой семье Гренковых, тесно связанной с Церковью: дед был священником, а отец, Михаил Фёдорович, – пономарём. Перед рождением ребёнка к деду-священнику съехалось так много гостей, что родильницу, Марфу Николаевну, перевели в баню, где она и родила сына, названного в святом крещении в честь благоверного великого князя Александра Невского. Родители, воспитывавшие восьмерых детей, отдали Александра учиться сначала в духовное училище, а затем в семинарию.

http://pravoslavie.ru/56923.html

Всех приходящих за советом Мефодий встречал у порога кельи, предлагал прикладываться к висевшей у него на груди иконе Пресв. Богородицы. Молча выслушивал просьбы и пожелания богомольцев и также молча писал ответ углем на стене кельи или веткой на земле. Встречу со старцем описал Д. Деменков (Посещение прп. Серафима в 1816 г. и в 1823 г.//Дивеевский правосл. календарь-сб. 2006 г. Дивеево, 2005. С. 53). Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г. Прп. Марк Молчальник. Гравюра. Ок. 1839 г. В нач. 1805 г. на богомолье в Саровскую обитель приехали братья Путиловы Тимофей (впосл. Моисей , архим. Оптиной пуст.) и Иона (впосл. Исаия II , игум. Саровской пуст.), 29 окт. того же года Тимофей получил письмо от старицы московского во имя святого Иоанна Предтечи монастыря мон. Досифеи. В нем упоминается таинственный эпизод: братья привезли в своем экипаже в Саров безмолвного старца, встреченного на дороге и указавшего им путь (РГБ ОР. Ф. 214. Д. 447. Л. 14-14 об.). Спустя некоторое время Тимофей покинул Саровскую обитель, став насельником Оптиной пуст. 4 апр. 1811 г. Иона, оставшийся в Сарове, сообщал брату, что мон. Мефодий «крайне болен и в болезни пострижен в схиму и переименован Марком... Теперь ему стало полехче и паки и замолчал». 22 апр. 1813 г. Иона писал: «Безмолвствующие отцы Серафим и Марко живы, и держат по-прежнему тесный путь, первый в обители затворясь в келлии, а последний в пустыне, отнюдь ни с кем не беседуют кроме Бога, и жительство их подобно безпечностию птицам небесным» (Там же. Ф. 213. Карт. 92. Д. 37. Л. 13-13 об., 31). В монастырской летописи о кончине М. М. записано: «Марко Схимонах, пополунощи в девятом часу, в день воскресный на 78 году ровно. А в обители жил 53 года; безмолвствовал более 20 лет» (ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 2. Д. 27. Л. 65).Тело старца было погребено с юж. стороны алтаря Успенского собора Саровского мон-ря; в 1833 г. рядом был похоронен и прп. Серафим Саровский. Почитание М. М. продолжалось и после его кончины. Так, в письме от 9 июня 1831 г. прп. Антоний (Путилов) обратился к игум. Исаии (Путилову) с предложением написать «на холсте портреты четверых вашея обители великих старцов», в т. ч. и М. М., «всех в малом виде на одной картине величиною не более в аршин или в аршин с четвертью; и оную при оказии или чрез почту прислать» (Там же. Оп. 1. Д. 389. Л. 24 об.). К 2016 г. обнаружить групповой портрет саровских подвижников не удалось.

http://pravenc.ru/text/2562264.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010