Имя Дата посещения [источник информации] Свт. Филарет, 1 октября 1855 г. освятил Троицкий храм и возглавил литургию [Творения святителя ФИЛАРЕТА, митрополита Московскаго и Коломенскаго. М.: CDIL, 1885. Т. 5. На книгу Бытия. С. 328–332] митрополит Московский и Коломенский Прп. Антоний (Медведев), наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Много раз. Например: 16–17 октября 1851 г. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария.М., 1997. С. 133), 12 января 1863 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 93 и 103–104] Прп. Антоний (Путилов), старец Оптинский Много раз. Например: 17 мая 1844 г., 18 июля 1844 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 60, д. 2, л.22об., 32об.], 11 – 17 октября 1851 г. [Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария.М., 1997. С. 133], 1 октября 1855 г. [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об.,221], 21–25 июля 1857 г. [ОР РГБ. Ф.213, к.79, д.З, д.61] Прп. Моисей (Путилов), старец Оптинский 1 октября 1855г.[ОРРГБ. Ф.214.д.362. л.220об., 221] Несколько раз. Например: 20 сентября 1840 г. [ ОР РГБ. Ф. 213, к. 76, д. 22, л. 121], 11–17 октября 1851 г. (Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонахаМакария. М., 1997. С. 133), 1 октября 1855 г. [ОР РГБ. Ф. 214, д. 362, л. 220об., 221], 21–25 июля 1857 г. [ОР РГБ. Ф. 213, к. 79, д. 3, л. 61] Владыка Леонид 19сентября 1866 г. (не служил) [ОР РГБ. Ф. 262, к. 57, д. 26, л. 4; к. 35, д. 98, л. 17] (Краснопевков), епископ Дмитровский Владыка Савва 21–25 августа 1863 г. возглавлял литургию 24 августа [ОР РГБ.Ф. 213, к. 60, д. 2, л. 285–286] (Тихомиров), епископ Можайский Владыка Игнатий 7 октября 1866 г. возглавлял литургию [ОР РГБ. Ф. 262, (Рождественский), к. 57, д. 26, л. 6]. В 1872 году возглавлял литургию [РГИА. Ф. 796, оп. 442, епископ Можайский д. 80, л. 6–7] Владыка Анастасий В начале июля 1907 г. посетил Зосимову пустынь во время обзора церквей Верейского уезда [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 549, д. 121, л. 8–9] (Грибановский), епископ Серпуховской Владыка Ювеналий 20 августа 1999 г. 9 апреля 2000 г. возглавлял литургию [Московские епархиальные ведомости. 2000. 5–6];

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В Тамбовском и Нижегородском крае Н. попечительствовал жен. общежительным мон-рям. Еп. Тамбовский и Шацкий Феофил (Раев) рекомендовал Н. Екатеринославскому еп. Платону (Любарскому) на настоятельство в одном из мон-рей его епархии. Н. был «ростом великоват, волосом светло-рус, лицом чист, сухощав, глаза серые, борода невелика». Он 6 лет носил одни и те же сапоги, ходил практически в рубище. Н. похоронен у алтаря теплой ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», близ могилы духовника иеросхим. Варлаама. Над погребением Н. был установлен памятник со стихотворной эпитафией. Его сменил черный мраморный крест с распятием на постаменте красно-бурого гранита (уничтожен в советское время). В пустыньке поселился иером. Агафодор. Прп. Назарий Валаамский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 12) Прп. Назарий Валаамский. Портрет. 2-я пол. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 113. Ед. хр. 12) О почитании Н. свидетельствовали свт. Игнатий (Брянчанинов) , писавший, что старец славился «духовными познаниями и опытностью» (Посещение Валаамского мон-ря// Игнатий (Брянчанинов), свт. Соч. М., 1993. Т. 1. С. 435); прп. Александра Дивеевская (Мельгунова) (Житие прп. Александры, первоначальницы Дивеевской. Дивеево, 2001. С. 16); буд. оптинские старцы прп. Антоний (Путилов) и его брат прп. Моисей (Путилов) , к-рый обращался к нему за духовным советом (Житие прп. схиархим. Моисея Путилова. Козельск, 1992. С. 215); игум. Антоний (Бочков), А. Н. Муравьёв , посетивший его могилу. Известны стихи «Жизнь и похождение Валаамского игумена Назария», «Плач горножалостнаго сердца рыдания в день скончания игумена Назария» с «Прибавлением» (1828). При игум. Дамаскине (Кононове) напротив пустынной кельи Н., среди дубов и кедров, был поставлен каменный крест из черного гранита в память его пустынных подвигов. В 1885 г. было издано жизнеописание старца с его духовными наставлениями. Наставления были разделены по темам: о любви Божией, о монашестве, о пребывании в келье и об исхождении из нее, о тщеславии, о причащении Божественных Св. Таин, о воздержании, о молитве келейной, о молитве в церкви, об осуждении, о трапезе.

http://pravenc.ru/text/2564620.html

Небольшой лесной скит вырос в монастырь. В нем по Божию Промыслу преподобные старцы несли духовную оборону и показывали душам путь к Богу и к самим себе. Нередко там происходили чудеса, неподвластные уму, но самое большое чудо,  незаметное глазу — преображение человеческого сердца. Так уж получилось, что спасались монахи в монастыре, уходя подальше от людей, но смирение их переродилось в мощнейшую духовную силу, она притягивала людей, подверженных греху, и исцеляла их.  От людей не спрячешься, тем более, если это угодно Богу. Высочайшее смирение – уйти из мира, чтобы прийти к людям.  «Есть смирение — всё есть, нет смирения — ничего нет», — говорил преподобный Макарий. Каждый из старцев оставил в обители свой драгоценный вклад. После смиренного Льва первым принял традицию его ученик Макарий, при нем появились издатели и переводчики духовной литературы, а на исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А. К. Толстой, И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, А. Н. Муравьев. Следующим старцем-настоятелем был схиархимандрит Моисей (Путилов). Его стараниями обитель достигла расцвета, он принимал странников, широко благотворительствовал. Его брат Схиигумен Антоний (Путилов) нес крест болезней, но письменные наставления преподобного старца стали для многих поддержкой. Его слова выражают общий оптинский дух: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». Иеросхимонах Иларион (Пономарев) многих отступников вернул в лоно церкви молитвами и беседами. Скончался он с четками в руке, молясь. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) более 30 лет окормлял многие монастыри, основал Шамординскую женскую обитель. Письма и наставления старца Амвросия — духовные ориентиры для ищущих спасения. Старец Амвросий говорил о иеросхимонахе Анатолии (Зерцалове),  что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается. Старец Анатолий сменил старца Амвросия, служил людям своим даром утешения. Схиархимандрит Исаакий (Антимонов) с простотой и нестяжательностью древних подвижников хранил в обители духовные традиции старчества. Его келия всегда была открыта для страждущих. Может, и мы, задумавшись над его жизнью, откроем дверь своего сердца тому, кто нуждается в помощи.

http://azbyka.ru/life/svyatye-optinskie-...

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро - А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. 2015/11/05, 05:25:17 (Ветхий Завет) жена Лота, которая, ослушавшись, оглянулась, чтобы в последний раз увидеть покидаемые семейством Лота города и превратилась в соляной столб. А не слишком ли современное общество привязано к прошлому, к прошлой истории, с этой навязчивой идей выяснить кто прав и кто не прав был в прошлом? Так мы и застряли в этом прошлом и не движемся в будущее.... Василий 2015/10/11, 16:41:19 «Старайся более внимать себе, а не разбирать дела, поступки и обращения к тебе других», – преподобный Лев (Наголкин). «Если укоришь себя, обвинишь и осудишь перед Богом за грехи, совестью чувствуемые, и за то оправдана будешь», – преподобный Моисей (Путилов). «На вопрос, в чем состоит счастливая жизнь – в блеске ли, славе и богатстве или в тихой, мирной, семейной жизни, скажу, что я согласен с последним. Да еще прибавлю: жизнь, проходимая с неукоризненной совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиной многих грехов, и ненадежно это счастье», – преподобный Макарий (Иванов). «Не беспокойся много об устройстве судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время», – преподобный Амвросий (Гренков). «Болезни телесные посылаются человеку от Бога не всегда за грех в наказание, но иногда и по благоволению для освобождения или предохранения нас от недугов душевных, которые не в пример опаснее телесных», – преподобный Антоний (Путилов). «Если чувствуешь, что гнев объял тебя, сохраняй молчание и до тех пор не говори ничего, пока непрестанной молитвой и самоукорением не утишится твое сердце», – преподобный Иларион (Пономарев). «Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию; в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных», – преподобный Исаакий(Антимонов).

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=215...

Саровская Пустыня. Строитель иеромонах Исаия. Что сие свидетельство дано, и подписано рукою Саровской Пустыни Строителя иеромонаха Исаия, в том удостоверяю, находящийся в оной на пребывании Игумен Маркеллин. В том же удостоверяю Игумен Назарий Головин. У сего свидетельства Саровской Пустыни монастырская печать. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Явитель сего, Московской третей гильдии купецкой сын Тимофей Иванов Путилов, по данному ему вечному от Московского Купеческого Общества увольнению в монашество, находился в Брянском Успенском Свенском монастыре, добропорядочно и в монастырских послушаниях вел себя ревностно и честно. В уверение чего и дано сие за подписаниеем и приложениеем монастырской печати. Ноября 27-го дня 1810 года. Свенский Игумен Амвросий. 51-й. У сего свидетельства печать Брянскаго Успенского Свенского монастыря. СВИДЕТЕЛЬСТВО. Дано сие, Орловской епархии из Брянской Белобережской Предтечевой Пустыни, Московскому купцу Тимофею Иванову Путилову в том, что он Путилов, с данным ему от Московского Купеческого Общества в монашество увольнением, находился по нижеписанное число в сей Пустыни честно и трезво и добропорядочно; возлагаемыя ему всякие монастырские послушания, проходил с усердием и неленостно. А как ныне, по имеющейся в нем благословной надобности своей, возжелал посвятить себя путешествием в губернский город Смоленск, для поклонения, из усердия своего, чудотворной иконе Смоленской Божией Матере. На что испросил себе благословение от Обители сей отправиться на некоторое время, с тем расположением, чтобы по исполнении своего удовольствия паки возвратиться в оную. Для того с подлинного увольнения его, оставшегося в Обители сей копия, сие свидетельство во уверение, как о добром его поведении и о нашем к нему благорасположении. Так и во всех ему, ежели, где случатся препятствующие случаи и выдается. За подписанием оной Пустыни Настоятеля и с приложением казенной монастырской печати. Ноября 30-го дня 1819 года. Вышеозначенной Пустыни Строитель иеромонах Моисей. 66-й. IV. Собственноручная записка О. Игумена Монсея

http://azbyka.ru/otechnik/Yuvenalij_Polo...

Указом Архиерейского Синода РПЦЗ 11 мая 1990 г. канонизированы старцы Лев, Макарий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий и Никон, а также схиархим. Моисей (Путилов), схиигум. Антоний (Путилов) , схиархим. Исаакий (Антимонов) и архим. Исаакий (Бобраков). Всем им дано обобщающее определение «старцы оптинские», хотя не все из них старчествовали. На Поместном Соборе РПЦ 1988 г. канонизирован старец Амвросий. Во Введенском соборе 16 нояб. 1988 г. произошло чудо мироточения Казанской иконы Божией Матери и образа прп. Амвросия. 26 июля 1996 г. состоялась канонизация в лике местночтимых святых старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария и Никона, а также схиархим. Моисея, схиигум. Антония, схиархим. Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова). Все они вошли в состав Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, решением Архиерейского Собора 2000 г. утверждено их общецерковное почитание. Мощи большинства старцев обретены в июле 1998 г. в результате раскопок под рук. археолога С. А. Беляева. Обретенные мощи помещены в саркофаги и выставлены на поклонение в Казанском соборе (мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия (Антимонова)), во Введенском соборе (мощи старцев Амвросия и Нектария) и Владимирском храме-усыпальнице (мощи старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)). Дореволюционные часовни на могилах старцев восстанавливать не стали, вместо них установили надгробные плиты. Кроме того, в разные годы были канонизированы ок. 20 выходцев из О. п., пострадавших от репрессий в ХХ в. Мощи одного из них - преподобноисп. Рафаила (Шейченко), находятся в Преображенском храме. Ряды мучеников пополнили в постсоветскую эпоху оптинские насельники иером. Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв), убиенные на Пасху 18 апр. 1993 г. В 2008 г. над их могилами в мон-ре воздвигнута часовня, служатся панихиды.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Этот храм находится на месте бывшего монастырского кладбища за пределами монастыря. В годы богоборчества был полностью разрушен и сейчас находится в стадии восстановления. Часовня на месте погребения убиенных оптинских братий: иеромонаха Василия, иноков Трофима и Ферапонта Эту часовню построили в 2008 году. Сейчас она расположена на территории монастырского кладбища. Читайте также — Оптина Пустынь: секреты монастырского хозяйства (+ ФОТО) Оптинские старцы Оптинское старчество основал Иеросхимонах Лев (Наголкин) (1768–1841) Огромное количество обездоленных и паломников стекалось в Оптину пустынь, чтобы стать свидетелями многочисленных чудес, творимых старцем. Учеником и сотаинником старца Льва был Иеросхимонах Макарий (Иванов) (1788–1860) Он понес подвиг старческого окормления, а основой жизни христианина считал смирение. Известны слова старца: «Есть смирение — все есть, нет смирения — ничего нет». Еще одним учеником старца Льва был Схиархимандрит Моисей (Путилов) (1782–1862) Он был кротким и мудрым. Застал расцвет Оптиной пустыни, во многом своим расцветом обитель обязана именно ему. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Сподвижником и братом Схиархимандрита Моисея (Путилова) был Схиигумен Антоний (Путилов) (1795–1865) Будучи смиренным молитвенником, он нес тяжелый крест телесной немощи. В болезни, незадолго до своей кончины он говорил « Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку». У старца Макария был преемник Иеросхимонах Иларион (Пономарев) (1805–1873) Он был известен тем, что возвратил в лоно Церкви многих, отпавших от нее и скончался в молитве, сжимая четки в руках. Одним из самых известных Оптинских старцев был и остается Иеросхимонах Амвросий (Гренков) (1812–1891) Он известен многочисленными чудесами. Будучи учеником старцев Леонида и Макария, старец Амвросий унаследовал от них благодатный дар, он служил людям тридцать лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри. Широко известны письма и наставления старца Амвросия. Он прославлен в лике святых. Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов) (1824–1894)

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Но от многочисленных трудов ослабевало здоровье старца Макария, преследовали его умножающиеся болезни, участились припадки. Упокоился старец Макарий 7 сентября 1860 г. в день предпразднества Пресвятой Богородицы, к которой старец питал глубокую сердечную веру. Из числа замечательных подвижников и старцев Оптиной пустыни необходимо назвать ее знаменитого настоятеля схиархимандрита Моисея и его брата игумена Антония, которые по приглашению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) переселились из Рославльских лесов в Оптину пустынь, и приняли непосредственное участие в ее восстановлении и духовном возрождении. Братья Путиловы были учениками иеросхимонаха Афанасия (Степанова), знаменитого подвижника Рославльских лесов. Схиархимандрит Моисей, в миру Тимофей Иванович Путилов, родился в 1782 г. в Ярославской губернии. Юного Тимофея родители воспитывали в страхе Божием, наставляя в вере и благочестии. В 18 лет Тимофей с братом Ионою были определены в Москву, где служили у одного откупщика. В свободное время братья Путиловы читали духовные книги и общались с духовными людьми. Здесь они познакомились со старицей Иоанновского монастыря Досифеей, которая отправила их в Московский Новоспасский монастырь для духовного окормления к иеромонахам Александру и Филарету, находившимся в духовном общении с великим старцем Паисием Величковским . По совету о. Александра братья в 1805 г. поступают в Саровскую пустынь, где они несли различные послушания и духовно возрастали. Иона Путилов, в монашестве Исаия, так и остался в Саровской пустыни, и в 1842 г. стал ее настоятелем. В 1808 г. Тимофей в Москве знакомится с о. Серафимом, учеником старца Василия Кишкина, который приглашает его в Свенский монастырь. Около о. Серафима в Свенской обители собралось немало замечательных подвижников: ученики и постриженики архимандрита Паисия Величковского схимники Афанасий (Охлопов) и Афанасий (Захаров), бывший духовник Оптиной пустыни иеромонах Афанасий (Степанов), ученик старца Василия Кишкина иеродиакон Анастасий, монах Варфоломей из Молдавского Нямецкого монастыря, о. Арсений-пустынник. Общество этих старцев, вероятно, и привлекло Тимофея в Свенскую обитель 224 .

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Назначенный в Оптину настоятелем иеромонах Авраамий занялся благоустроением обители. Вместе с ним в пустынь перешло несколько иноков из подмосковного Песношского монастыря. Со временем к ним присоединились монахи из других обителей. Общими усилиями они возродили Оптину. В монастыре была воздвигнута колокольня и начато строительство храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Митрополит Платон с этих пор называть Оптину «второй Лаврой своей епархии». В начале 1825 года настоятелем Оптиной был поставлен монах Моисей (в миру Тимофей Путилов). Он родился в 1782 году в Борисоглебске Ярославской епархии. Монашеское призвание почувствовал уже в юности. В Москве, куда Тимофея вместе с братом Ионой послали для обучения коммерческому делу, встретились с затворницей матерью Досифеей, а она познакомила их с Новоспасскими старцами Александром и Филаретом, которые состояли в переписке со схиархимандритом Паисием (Величковским) . В 1804 году оба брата, оставив дела, отправились в Саров и были приняты там послушниками. Иона, постриженный с именем Исаия, впоследствии стал Саровским настоятелем, a Тимофей, оставив Саров, поселился отшельником в Рославльских дремучих лесах в сообществе нескольких старцев, которые пришли из Молдавии от преподобного Паисия. Здесь он принял монашеский постриг, сюда к нему прибыл и его младший брат Александр, постриженный с именем Антоний. Однажды отец Моисей, проездом из Москвы, посетил Оптину, где его представили архиепископу Калужскому Филарету, который поручил ему устроить скит при Оптиной. В 1821 году отец Моисей вместе с братом Антонием переселился в Оптину и приступил к устройству скита. Новоприбывшие пустынники очистили место от растущего здесь леса, из выкорчеванных деревьев выстроили церковь , освященную во имя Пророка и Предтечи Иоанна, и келлии, которые стали наполняться монахами. В 1825 году отец Моисей был поставлен во главе Оптиной пустыни. 37 лет продолжались его непрерывные настоятельские труды. За время его настоятельства число братии увеличилось во много раз, и к началу 1860 года приблизилось к 150. В обители развели фруктовые сады, построили трапезную, гостиницу, семь корпусов келлий, мельницу, воздвигли две новые церкви, устроили библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По совету жившего в Московском Симоновом монастыре иеросхимонаха Алексия (Блинского), который в 1790–1800 годы был строителем Коневского монастыря, а до этого жил в орловских и смоленских лесах, в 1811 году Тимофей Путилов отправился к пустынникам рославльских лесов и вверился духовному руководству отца Афанасия (Степанова), оптинского постриженика, который в свое время в числе 12 человек прибыл из Пешношского монастыря с отцом игуменом Авраамием для восстановления Оптиной пустыни. В рославльских лесах этот отец подвизался безвыходно более 20 лет. С ними был и монах Досифей, постриженик Площанской Богородицкой пустыни. В лесах Тимофей провел десять лет и был келейно пострижен в мантию отцом Афанасием с именем Моисей. Под руководством этого опытного старца отец Моисей приобрел великую сосредоточенность, кротость, дар молитвы и внимания к себе. Все эти дарования были присущи ему и потом, во всю жизнь его, не только в пустынном безмолвии, но и во время многотрудной и многопопечительной его настоятельской деятельности в Оптиной пустыни. В 1812 году начавшаяся война с французами понудила подвижников оставить любезное место уединения. Отец Моисей был приглашен в Брянскую Белобережскую Иоанно-Предтеченскую пустынь, жил в Свенском монастыре, а в 1814 году вновь вернулся в рославльские леса, где подвизался еще 8 лет. В 1816 году к отцу Моисею присоединился его младший брат Александр (впоследствии схиигумен, преподобный старец Оптинский), который в 1820 году был келейно пострижен в монашество с именем Антоний. Вступив на тернистый путь монашеского делания, Александр избрал духовным руководителем своего старшего брата — отца Моисея. В 1821 году по приглашению епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) братья Моисей и Антоний (Путиловы) с монахами Иларием (Дранкиным) и Савватием прибыли в Оптину пустынь для постройки там Иоанно-Предтеченского скита и основания в нем монашеской жизни. В 1822 году святитель Филарет рукоположил отца Моисея в сан иеродиакона, а затем — иеромонаха и вскоре назначил общим духовником Оптиной пустыни. С 1826 года и до своей кончины он был настоятелем монастыря.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1307...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010