до 1669 года архиепископ Иосиф IV 1674–1681 Павел Моравский 1681–1686 Авраамий 1687–1700 Стефан Яворский 1700–1722 Епископы Рязанские и Муромские: Сильверст Холмский 1723–1725 Гавриил Бужинский 1726–1731 Лаврентий Горка 1731–1733 Алексий Титов, архиеп. 1733–1750 Димитрий Сеченов 1752–1757 Палладий Юрьев 1758–1778 с 1764 года “Рязанский и Шатский” Архиепископы Рязанские и Зарайские: СимонЛобов 1778–1804 Амвросий Яковлев-Орлин 1804–1809 Феофилакт Русанов 1809–1817 Сергий Крылов-Платонов 1817–1824 с 1819 года архиепископ Филарет Амфитеатров 1825–1828 с 1826 года архиепископ Григорий Постников 1828–1831 Евгений Казанцев 1831–1837 Гавриил Городков 1837–1858 Смарагд Крыжановский 1858–1863 Иринарх Попов 1863–1867 Алексий Ржаницын 1867–1876 Палладий Раев 1876–1882 с 1881 года архиепископ Феоктист Попов 1882–1894 с 1885 года архиепископ Иустин Полянский 1894 Михайловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Рязани): Ювеналий Карюков 1868–1871 Василий Левитов 1873–1880 Авраамий Летницкий 1880–1881 Августин Гуляницкий 1881–1883 Иустин Полянский 1883–1885 Феодосий Рождественский 1886–1892 Иоанникий Казанский 1892 Саратовская Учреждена в 1828 году. Кафедра в Саратове. Епископы Саратовские и Царицынские: Моисей Богданов-Платонов (Антипов) 1828–1832 Иаков Вечерков 1832–1847 Афанасий Дроздов 1847–1856 Иоанникий Горский 1856–1860 Евфимий Беликов 1860–1863 Иоанникий Руднев 1864–1873 Тихон Покровский 1873–1882 Павел Вильчанский 1882–1889 Авраамий Летницкий 1889–1893 Николай Налимов 1893 Симбирская Учреждена в 1832 году. Кафедра в Симбирске. Епископы и архиепископы Симбирские и Сызранские: Анатолий Максимович, архиеп. 1832–1842 Феодотий Озеров 1842–1858 с 1856 года архиепископ Евгений Сахаров-Платонов 1858–1874 Феоктист Попов 1874–1882 Варсонофий Охотин 1882 Смоленская Учреждена в 1137 году. 70 Кафедра в Смоленске. Епископы Смоленские: Мануил Кастрат, грек 1137–1169 Константин 1180 Симеон I 1190–1197 Игнатий I 1206–1219 Лазарь хир. 1219 Афанасий Иоанн I Дионисий упом.до 1238 Порфирий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 26.11.1787, Сергиевский посад Московской губ.- 17.09.1856, С.-Петербург), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский. Род. в семье священника Успенской ц. при Троице-Сергиевой лавре с. Клементьева (с 1782 в составе Сергиевского посада) Стефана Алексеева († 17 мая 1806), служившего в Клементьеве с нояб. 1786 г., и его супруги Ксении Григорьевой († 10 янв. 1831). Крещен 4 дек. 1787 г., восприемниками были дед Н., священник Покровской ц. с. Заболотья Переславской епархии Григорий Иванов, и Екатерина Фёдорова, жена диакона Сергиевской ц. в Рогожской слободе Михаила Григорьева - брата матери Н. 2 сент. 1797 г. С. Алексеев подал прошение в семинарскую контору Свято-Троицкой лавры о принятии 9-летнего сына «по фамилии Клементьевского» для обучения «свободным наукам» на свое содержание. К тому времени Николай умел читать и писать, знал лат. алфавит (РНБ ОР. Ф. 15. А-141. Л. 2), был принят во 2-й класс («фару») Троицкой семинарии при ректоре архим. Августине (Виноградском) и префекте архим. Моисее (Близнецове-Платонове) . Прошел полный курс за 8 лет и 4 месяца, учился географии, истории, поэзии, риторике, философии, богословию, лат. и франц. языкам, много внимания уделял рус. истории, греч. и евр. языкам. Преподавателями греч. языка Клементьевского были Павел Аничков и выпускники Московской Славяно-греко-латинской академии , которые по ее окончании стажировались в греч. мон-рях,- С. Я. Ершов-Платонов и Н. Платонов. Клементьевский находился в товарищеских отношениях с М. М. Богдановым (впосл. экзарх Грузии Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) ), Г. П. Постниковым (впосл. митр. С.-Петербургский Григорий ), П. И. Подлипским (впосл. архиеп. Черниговский Павел ), особенно был дружен с К. Л. Богословским-Платоновым (впосл. архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл ), с к-рым одновременно поступил в семинарию. Письма архиеп. Кирилла к Н. (21 дек. 1831 - 11 мая 1840) вместе с письмами др. лиц включены в сборник, составленный самим Н. и переданный им незадолго до кончины в б-ку Александро-Невской лавры (РНБ ОР. Ф. 15. А-39. Л. 78-92). Н. любил вспоминать, как в сент. 1801 г. при посещении лавры после коронации имп. Александром I Павловичем он в числе лучших учеников класса поэзии вместе с Богословским и Богдановым декламировал сочиненный по этому случаю «разговор» в стихах, за что получил в награду от государя 20 р.

http://pravenc.ru/text/2565314.html

33. Мефодий Писнячевский с 1804 до 1810, в коем вызван в Александро-Невскую Семинарию для Инспекторской должности и Профессии Философии, и был там Ректором Семинарии; с 181З г. Епископом Викарием Новгородской Митрополии; с 1816 г. Полтавским Епископом, а с 1824 Астраханиским Архиепископом. 34. Иоасаф Мохов 1810 до 1814 г. 35. Мелетий Носков с 1814 г., а по увольнении Ректора Иоасафа он обучал Богословии с исправлением Ректорской должности и настоятельства Братского монастыря, будучи Архимандритом Выдубицкого, а 1817 г. переведен в Черниговскую Семинарию Инспектором, учителем Богословии и Архимандритом Домницкого монастыря. За сим по Указу Св. Синода от 14 Августа 1817 г. Киевская Академия оставлена была на Уставе Семинарии по новому распоряжению и Ректором оные, Профессором Богословских наук и Киево-Братского монастыря Архимандритом определен из Бакалавров Александро-Невской Академии Моисей Платонов-Богданов, который по окончании двугодичного Семинарского курса переименован Ректором новообразованной Киевской Академии, по Указу Св. Синода от 26 Августа 1819 г., открытой того же года Сентября 28 торжественно с Крестным ходом из Успенского Собора; а Ректором и Богословии учителем Киевской Семинарии тогда же определен из учителей Словесности по Семинарскому курсу Соборный Киево-Печерской Лавры Иеромонах Кирилл Куницкий, в 1825 г. Генваря 25 по Указу Св. Синода посвященный во Архимандрита третьего класса, с оставлением в Ректорской же должности. В Июне 182З г. кончился первый Академический курс наук по новому Уставу и по учиненному экзамену на основании препоручения, данного Комиссиею Духовных училищ от 11 Июня того же года Преосвященному Митрополиту Евгению, а по представлению его и Академического Правления произведено Комиссиею из студентов 15 в Магистры, 5 в Кандидаты с правом выслуги в училищной службе с одобрением Начальства чрез один год на степень Магистра, в Кандидаты без упомянутого права 21. Все Магистры снабдены дипломами, а за тем по представлению Преосвященного Митрополита Комиссия Духовных училищ утвердила Конференцию Киевской Академии и избранных для оной действительных и почетных Членов. Конференция открыта 18 Декабря 1823 г. в нововыстроенной с 1822 г. при Братском монастыре каменной Академии, а с 1824 года Марта 21 и Цензурный при Конференции Комитет. В 1823 г. Декабря 9 Ректор Академии Архимандрит Моисей по представлению Св. Синода всемилостивейше пожалован Епископом, Викарием Новогородской Митрополии и в С.-Петербурге посвящен 2 Марта 1824 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия

http://pravenc.ru/rubrics/121796_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Церковное устройство МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКАНОР († после 1704), архим. Акатова во имя святителя Алексия монастыря, церковный писатель, автор сочинений в стихотворной форме

http://pravenc.ru/rubrics/121792_20.html

Учреждена в 1682 году. 74 Кафедра в Тамбове. Епископы Тамбовские и Козловские: Леонтий 1682–1684 Питирим, святой 1685–1697 Игнатий Шалгин 1697–1699 Епископы Тамбовские и Шацкие. 75 Феофил Раев 1788–1811 Платон Любарский 1794 Иона Василевский 1812–1821 Феофилакт Ширяев 1821–1824 Афанасий Телятьев 1824–1829 Евгений Бажанов 1829–1832 Арсений Москвин 1832–1841 Николай Доброхотов 1841–1857 Макарий Булгаков 1857–1859 Феофан Говоров 1859–1863 Феодосий Шаповаленко 1863–1873 Палладий Раев 1873–1876 Палладий Ганкевич 1876–1885 Виталий Иосифов 1885–1890 Иероним Экземплярский 1890–1894 Александр Богданов 1894 Козловское викариатство Учреждено в 1868 году. Епископы (в Тамбове): Иоанникий Москвин 1869 Тверская Учреждена в 1271 году. Кафедра в Твери. Епископы Тверские: Симеон, кн. Полоцкий, святой 1271–1289 Андрей Ерденев, кн. 1289–1315 Варсонофий 1315–1328 Феодор I 1330–1341 Феодор II 1342–1360 Василий 1361–1372 Евфимий Вислень 1374–1390 Арсений, святой 1390–1409 Антоний 1411–1434 Илия 1434–1457 Моисей 1458–1461 Геннадий Кожа 1461–1477 Вассиан, кн. Стригин-Оболенский 1477–1508 Нил, грек 1508–1521 Епископы Тверские и Кашинские: Акакий 1522–1567 Варсонофий, святой 1567–1570 Савва 1570–1573 Феодорит 1573–1578 Архиепископы Тверские и Кашинские: Захарий, еп. 1578архиеп. 1579–1602 Феоктист 1603–1609 Арсений, грек 1613–1615 Пафнутий 1620–1627 Евфимий 1628–1642 Иона 1642–1654 Лаврентий 1654–1657 Иоасаф (Иосиф) 1657–1676 Симеон (Симон) 1676–1681 Варсонофий Чертков Еропкин 1681 Сергий, митроп. 1682–1702 Каллист Поборский 1703–1712 Епископы Тверские и Кашинские: Алексий Титов 1713–1714 Варлаам Косовский 1714–1720 Сильверст Холмский, митроп. 1720–1723 Феофилакт Лопатинский 1723–1738 с 1725 года архиепископ Митрофан Слотвинский 1738–1752 с 1744 года архиепископ Вениамин Пуцек-Григорович 1753–1758 Афанасий Вольховский 1758–1763 Иннокентий Нечаев 1763 Гавриил Петров 1763–1770 Платон Левшин , архиеп. 1770–1775 Арсений Верещагин 1775–1783 Иоасаф Заболотский 1783–1788 с 1785 года архиепископ Тихон Малинин 1788–1792

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но Платон приказал «удержать его при семинарии и быть ему во всегдашнем обращении при обучающихся французскому языку для упражнения их в разговоре на том языке и для вспомоществования учителю, за что выдавать ему для ободрения по рублю на месяц». В июле 1771 года Сусальников опять подавал прошениеПлатону, чтоб его уволить от семинарии для поступления в университет. Платон приказал его уволить, но вместо университета Сусальников в 1772 г. поступил во священника московской церкви Сергия в рогожской слободе, и в 1778 г. овдовев, постригся в монашество и определен проповедником в московскую академию, каковую должность проходил до 1782 года. Скончался в 1787 г. в сане архимандрита Троицкой Сергиевой пустыни и в должности законоучителя кадетского корпуса. Сочинения его изданы В. Розановым в 3 частях (М. 1803) под названием: христианское училище, или собрание трудов Макария. Под его смотрением кадетами переведены и изданы книги: новый мантор или наставления отрокам в вере и благочестии. 2 ч. Спб. 1785 г. и наставление детям в законе веры, предложенное в кратких и простых между отцем и сыном разговорах. Спб. 1785 г. Михаил (Матвей) Десницкий, села Топоркова пономарев сын. Родился в 1761 г. поступил учиться в Троицкую семинарию в январе 1776 г. В 1782 г. будучи студентом философии, в которой оказал «преизрядные успехи», отправлен в дружеское ученое общество, которое поместило его в филологическую семинарию, где он обучался наукам и языкам, а богословие слушал в московской академии. По спискам Троицким за 1785 г. значится окончившим курс в Троицкой семинарии в сем году, в котором поступил во священника к московской церкви Иоанна Воина. Здесь он прославился как проповедник. В 1796 г. взят в придворные священники, и по овдовении постригся в монашество в 1799 г. Скончался в 1821 г. в сан митрополита новгородского и петергского. Извстен многими сочинениям, который последним изданием вышли в 1856–7 г. в 16 частях. Моисей (Матвей) БогдановПлатонова, коломенской округи села Богдановского дьячков сыпь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

(Леонтович Михаил Иванович; 6.11.1784, мест. Ст. Сенжары (ныне с. Ст. Санжары Полтавской обл., Украина) - 29.02. 1840, Харьков), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиеп. Харьковский и Ахтырский. Отец М., Иван Леонтович, был купцом 2-й гильдии Петриковской слободы, мать (2-я жена отца), Анастасия Ивановна (1757-1833),- дочь протоиерея. Один из братьев М., Кирилл, впосл. стал иеромонахом Александро-Невской лавры . Михаил получил домашнее образование, обучался чтению, чистописанию, началам рус. и лат. грамматики. По воспоминаниям прот. Николая Лисневского, племянника М., после гибели отца семья из-за земельных тяжб с соседним помещиком «осталась практически нищей» ( Кулжинский. 2001. С. 4). Ок. 1791 (1794?) г. Леонтович был определен в Полтавское приходское уч-ще, 2 сент. 1795 г. переведен в уездное уч-ще в Екатеринославе, где проживал его дядя, свящ. Иеремия Леонтович. В 1808 г. окончил Екатеринославскую ДС и архиеп. Екатеринославским, Херсонским и Таврическим Платоном (Любарским) с одобрения семинарского начальства направлен, как лучший воспитанник, в Духовную Академию при Александро-Невской лавре. 14 янв. 1809 г. прибыл в столицу. Товарищами по учебе Леонтовича были буд. митр. Новгородский и С.-Петербургский Григорий (Постников) , архиеп. Подольский и Брацлавский Кирилл (Богословский-Платонов) , еп. Нижегородский и Арзамасский Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) , филолог, переводчик прот. Герасим Павский и др. 7 июля 1813 г. определением правления академии Леонтович был назначен «старшим» среди товарищей. Митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , служивший в 1812-1817 гг. ректором академии, вспоминал: «Мелетия Леонтовича я помню очень хорошо, как благонравнейшего из моих учеников» (Там же. С. 14). В авг. 1814 г. Леонтович окончил СПбДА по 1-му разряду, 13 авг. решением Временного испытательного комитета был удостоен степени магистра богословия и определен бакалавром греческого языка в низшее отделение академии, а в окт. того же года - конференц-секретарем.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

В 1817 г., после открытия в зданиях коллегии Киевской ДС, первым ее ректором и настоятелем К.-Б. м. стал архим. Моисей (Богданов-Платонов-Антипов) . В 1819-1824 гг. он являлся первым ректором новообразованной Киевской ДА (далее КДА), сохранив за собой и должность настоятеля К.-Б. м. Созданная в Киеве т. н. пожарная комиссия выработала новый план застройки Подола, который предполагал и перепланировку обители. По новому плану усадьба К.-Б. м. охватывала 6894 кв. саж. В 1818 г. завершилось восстановление монастырской колокольни и был обновлен настоятельский дом. Поскольку в эти годы правительственные средства на восстановление К.-Б. м. не выделялись, архим. Моисей мог использовать лишь скудные монастырские и академические суммы. Поэтому был организован масштабный сбор пожертвований среди киевлян. 22 дек. 1818 г. был освящен восстановленный центральный придел Богоявленского собора, а 24 июня 1820 г.- придел Иоанна Предтечи. В новой планировке К.-Б. м. было решено сохранить единый комплекс монастырских и академических построек. Для монастырских зданий отводилась вост. сторона усадьбы К.-Б. м., а для академических - зап., сев.-зап. и юго-зап. стороны. В монастырской части был построен корпус братских келий (во 2-й пол. XIX в. над ним надстроен 2-й этаж). Монастырь находился за каменной стеной. Восстановительные работы были окончены лишь в 30-х гг. XIX в. Существенные перемены в жизни обители произошли в 30-х гг. XIX в. при настоятеле св. Иннокентии (Борисове). На монастырских землях в с. Сподарец была построена мельница, которая стала главным источником доходов монастыря, братия полностью обеспечивалась хлебом. В 1832 г. во владение К.-Б. м. был передан хутор Пирогов, где устроена монастырская дача. Неподалеку от дачи в урочище Гадючий Лог свт. Иннокентий обнаружил древние пещеры, при которых с 1899 г. велось строительство Рождество-Богородичного мужского скита. В нач. 1919 г. по благословению митр. Антония (Храповицкого) скит был отделен от К.-Б. м. и стал самостоятельной обителью - Киевским Церковщинским в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. монастырем.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

Вследствие такой заботливости этого иерарха в Владикавказе было открыто духовное училище, а в селе Алагире двухклассный пансион, не мало принесшие пользы мало-просвещенным, а то даже и совсем необразованным осетинам того времени. 5 марта 1832 года высокопреосвященный Иона был вызван для присутствования в святейший Синод, с увольнением от управления экзархатом; умер в Санкт-Петербурге 22 июня 1849 года и погребен в Николаевской церкви Александро-Невской лавры. После высокопреосвященного Ионы грузинским экзархатом управлял (с 12 марта 1832 года и по 13 июля 1834 года) высокопреосвященный Моисей (Богданов-Платонов), перемещенный с саратовской епископской кафедры. Он известен, как образованнейший архипастырь, опытный администратор и хороший начальник; трудолюбие его простиралось до того, что без просмотра этого архипастыря не переписывалась в экзаршеской канцелярии ни одна ремарка, почему, за его время, везде наблюдается аккуратное и законное отношение к делу. К сожалению, высокопреосвященный Моисей потрудился на пользу грузинской церкви слишком мало времени: 13 июля 1834 года он скончался и похоронен в Тифлисском Сионском кафедральном соборе. Но и за это время он сделал истинное благодеяние для вдов и сирот грузинской епархии, так как, благодаря его благопопечительности и любвеобильному сердцу, в Тифлисе 30 августа 1833 года было открыто высочайше утвержденное попечительство о бедных духовного звания, существующее и по настоящее время и оказавшее материальную помощь множеству сирот. На средства этого попечительства, как увидим ниже, не мало воспитывалось девочек в мцхетском, при Самтаврском монастыре, женском училище. Пятым экзархом Грузии был высокопреосвященный Евгений (Баженов), правивший экзархатом с 1 сентября 1834 по 12 ноября 1844 года, а до того состоявший епископом на минской кафедре. По прибытии в Грузию, он обратил внимание на возобновление храмов Божиих, в особенности же тех, которые играли в истории Грузии выдающуюся роль; следствием этого было исправление снаружи мцхетского патриаршего собора, сооруженного в V веке христианской эры.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010