Отец приводил уже этого мальчика к ученикам Христовым, пока Господь был с тремя апостолами на горе Фаворской, но те не смогли исцелить его. Узнав об этом, Господь сказал: «О род неверный! Доколе буду с вами и буду терпеть вас?! Приведите его ко мне!» И когда увидел Господь этого несчастного ребенка, с которым как раз начался припадок, то пожалел его и спросил: «Как давно это с ним?» Ему ответил отец: «С детства. Но, если можешь помочь нам, сделай это!» – добавил несчастный отец. Желая узнать, имеет ли этот отец веру, достаточную для чуда исцеления, Господь ответил: «Если можешь сколько-нибудь веровать – то все возможно верующему». И этот честный человек произнес замечательные слова: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» То есть он верил, что Господь может все сделать, но сознавал, что вера эта его слаба для такого великого чуда (и к тому же могла поколебаться из-за того, что ученики не смогли исцелить его сына), и просит укрепить ее. Такой ответ должен был понравиться Господу. Он с властью сказал бесу: «Дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него!» Проявляя в последний раз свою силу и власть над несчастным ребенком, дух сильно сотряс его и с криком вышел, оставив мальчика лежать на земле в бессознательном состоянии. Многие даже говорили, что он умер, и что родителям, вместо радости выздоровления, придется переживать скорбь утраты сына. Но Господь поднял его за руку с земли и отдал отцу, здорового, разумного и говорящего. Когда Господь вошел в дом с учениками, то оставшиеся девять (трое были с Иисусом на Фаворе) стали спрашивать Его наедине, почему они не смогли изгнать беса? И Он ответил им тем словом, ради которого и читается этот отрывок Евангелия в дни Великого поста, а именно: «Сей род изгоняется только молитвою и постом!» А каким же образом нападают бесы на человека? – Некоторые подвижники, молитвой и постом получившие от Бога власть над ними и даже видевшие воочию этих мерзких существ и беседовавшие с ними, утверждают, что бесы входят в человека, когда люди сами их призывают.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принесла она с собой и драгоценный фарфоровый сосуд с очень дорогостоящим ароматным миром, наглухо там заделанным, и, разбив его, возливала это миро даже не на главу, а на ноги Иисуса. Внимательно следивший за Господом хозяин подумал про себя: «Какой же это Пророк?! Он, видимо, не знает, кто и какая грешница прикасается к Нему?!» Сам он, возможно, оттолкнул бы в негодовании ногой эту грешницу, будь он на месте Христа. Господь читает его мысли и говорит ему: «Симон, я хочу нечто сказать тебе!» – «Скажи, Учитель!» – отвечает хозяин, не подозревая, что услышит нечто, к себе относящееся. И говорит Господь притчу: «У одного заимодавца было два должника. Один был должен ему пятьдесят динариев (по-нашему скажем, рублей), а другой пятьсот. Но как они не имели чем заплатить, то он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его?» Вопрос простой, и для корыстолюбивого фарисея вполне понятный. Он отвечает: «Думаю, тот, которому более простил». – «Правильно ты рассудил!» – замечает Господь, и, раскрывая тайну мыслей фарисея и смысл Своей притчи, добавляет: «Видишь ли ты эту грешницу? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила мне ноги, и волосами головы своей отерла. Ты в уста Меня не поцеловал; а она, с тех пор, как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги. Ты головы Мне маслом не помазал; а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит». Ей же сказал: «Прощаются тебе грехи». Видите, как подходит это Евангелие к житию преп. Марии Египетской. И ей простил Господь все многочисленные грехи ее за великую любовь к Себе, за горячее раскаяние, за те слезы, которыми поливала она даже не ноги Его, а горячий песок пустыни. Сегодня читалось еще одно Евангелие, которого тоже я хочу коснуться. Господь идет в Иерусалим, где недавно перед тем хотели схватить и предать Его смерти. Апостолы следуют за Ним в страхе. Подозвав их поближе, Господь предсказывает им, что будет Он предан первосвященникам и книжникам, и они осудят Его, предадут язычникам, которые поругаются над Ним, будут бить Его, плевать на Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пророчества о Мессии можно встретить и в книгах малых пророков. Так, например, о Господе Иисусе Христе предвозвещает пророк Захария: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9, 9 ). Здесь можно видеть предсказание о торжественном Входе Господнем в Иерусалим. Другой малый пророк – Михей – прямо указывает на место рождения Спасителя – Вифлеем: «И ты, Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5, 2 ). Дореволюционный преподаватель Могилевской Духовной Семинарии Л.И. Бриллиантов в «Кратком руководстве к изучению Священного Писания Ветхого Завета» замечает следующее: «Учение о Мессии и Царстве Его было раскрыто пророками с особенной ясностью и полнотой. Это была религиозная цель пророческого служения» 5 . Цель работы – сделать обзор пророчеств о Мессии в книгах двенадцати малых пророков и их различных толкований. Актуальность темы. Несмотря на то, что в библеистике существует большое количество авторитетных исследований пророческих книг (и великих, и малых пророков), в настоящее время не издано единой работы, в которой был бы сделан обзор и проведен анализ всех пророчеств о Мессии, содержащихся в книгах малых пророков. Объект исследования – пророчества о Мессии в книгах малых пророков. Предмет исследования – книги малых пророков. Задачи работы: -сделать обзор пророчеств о Мессии в книгах малых пророков; -провести анализ различных их толкований; -сравнить мнения разных авторов; -выявить общее и особенное. Настоящее исследование состоит из трех глав. Обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков выполнен в хронологической последовательности. Первая глава исследования посвящена обзору мессианских пророчеств в книгах малых пророков до-пленного периода: Ионы, Амоса, Осии, Михея, Софонии и Наума. Во второй главе сделан обзор мессианских пророчеств в книгах малых пророков Вавилонского периода: Авдия и Аввакума.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

св. апостолов, стр. 211—213). Об изгнании духа прорицательного из некоторой служанки и пребывании апостолов в темнице (XVI, 16—34)     Евсевия, Архиеп. Могилевского    Ст. 16. «Случилось, говорит Лука, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла своим господам большой доход».    Это событие, о котором говорит повествование, было в городе Филиппах, в Македонии. Служанка, упоминаемая в повествовании, была одержима духом нечистым. Этот дух называется пытливым, или прорицательным потому, что, при его помощи, служанка делала некоторые предсказания. Верно ли исполнялись эти предсказания, в повествовании Луки не сказано. Но можно предполагать что некоторые предсказания, основанные на усмотрении законов природы, исполнялись, и тем поддерживалось доверие к предсказательнице. Можно это предполагать потому, что дух, не стесняемый телом, яснее видит законы природы и последствия естественных сил, действующих по определенным законам, что он может предсказывать и в то время, когда обыкновенный взор человеческий или взор людей необразованных совсем еще не видит тех последствий. Прорицания служанки продавались за деньги и тем доставляли господам ее большой доход. Этот промысел, по влиянию злого духа, направляем был к целям, соответствующим его злобе.    17. «Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: «сии человеки рабы Бога всевышнего, которые возвещают нам путь спасения».    «Идя за Павлом и за нами». Отселе видно, что повествователь, св. Лука, при этом случае был с Павлом, хотя потом скоро расстался с ним, и стал говорить о Павле и Силе (ст. 20) в третьем лице.    Служанка, одержимая духом прорицательным, кричала: «сии человеки рабы Бога всевышняго, которые возвещают нам путь спасения». Такие слова истины, по-видимому, не свойственны злому духу; но они, имея вид истины, не имели силы, или духа истины; злой дух, по свойству своему, не мог желать спасения людям. Злые духи исповедовали Господа Иисуса и поклонялись Ему, когда Он изгонял их; но они искали только того, чтобы как-нибудь продолжать злое свое владычество над людьми (Марк. 5:6—10). Так и дух, обладавший служанкою, прославляя проповедников истины, или хотел поддержать свою власть ложью, будто он не враг истины, или хотел льстить проповедникам, чтобы они не преследовали его: он знал могущество имени Иисусова.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Слово в 27-неделю по Пятидесятнице Бяше (Иисус Христос) уча на едином от сонмищ в субботу. ( Лк. 13:10 ). Упоминаемый в нынешнем чтении Евангелия начальник синагоги, терзаемый завистью к Спасителю, что бедная женщина, скорченная недугом, выпрямилась от одного прикосновения руки Его, и стала славить Бога, начал говорить народу: «есть шесть дней, в которые должно делать, в те и приходите лечиться, а не в день субботний!». Как будто бы мгновенное исцеление было делом самой исцеленной, или хождение в синагоги, в которые удаленные от Иерусалимского храма Иудеи стекались по субботам на молитву и для слушания слова Божия, было преступно. Но Сердцеведец, зная, что причиной негодования старейшины синагоги была зависть силе чудотворений Спасителя, обличает мнимого ревнителя закона Божия, говоря: лицемере, кождо вас в субботу не отрешает ли своего вола или осла от яслиий и вед напаяет? Сию же дщерь Авраамлю сущу (по вере и происхождению), юже связа сатана се осмоенадесяте лето, не достояше ли разрешитися ей от юзы сея в день субботный ( Лк. 13:15, 16 )? – Таким образом, сам Господь и Спаситель наш не только словом, но и своим собственным примером научает нас освящать праздничные дни участием в общественном Богослужении, благочестивыми занятиями, и в особенности делами благотворения. He следуя этому спасительному примеру и нарушая святость праздничных дней, вопреки ясной заповеди Божией, мы сами себя подвергаем и естественным, вредным последствиям беззакония, и сверх того привлекаем на себя еще особенные наказания правосудия Божия. Если бы и не было ясного закона Божия касательно посвящения особенных времен для прославления имени Божия и благодарения Ему за Его благодеяния: то к учреждению таких дней должно бы побудить нас внутреннее сознание, что мы все, что имеем, самое бытие и жизнь нашу, имеем по одной милости Божией! Но Бог, при сотрясении Синая, изрек святую заповедь: помни день субботный, еже святити его. Шестъ дней делай и сотвориши в них вся дела твоя: в день же седмый суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в он, ты, и сыт твой, и дщерь твоя, и раб твой, и раба твоя, и вол твой, и осля твое, и всякий скот твой, и пришлец твой, обитаяй у тебе ( Исх. 20:8, 9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Marty...

сын погибели) и царей земных: и воинства их собранные, чтобы сразиться с Сидящим на коне и с воинством Его». Это антихрист и с ним лжепророк, т.е. тот завоеватель, который, по пророчеству Даниила, «разрушит город и святилище, прекратит богослужение и на кровле святилища будет поставлена мерзость запустения (изображение антихриста, портрет или статуя его), и окончательная гибель постигнет опустошителя» ( Дан. 9:26–27 ). Как постигнет, видно из Откровения Иоаннова ( Откр. 19:20 ): «И схвачен был зверь и с ним лжепророк, производивший чудеса пред ним, которыми он обольстил принявших начертание зверя и поклоняющихся его изображению. Оба живые брошены в озеро огненное, горящее серой». Какая же участь прочих участников восстания на Бога? «А прочие убиты мечом Сидящего на коне, исходящим из уст Его, и все птицы напитались их трупами». Так совершится, еще до последнего суда; суд над сыном погибели и его оруженосцем лжепророком. Что же до сатаны, то и он разделит вскоре их участь ( Откр. 20:10 ). Конец первой части. 5 Заимствованы эти подробности об иезуитах из книги «Сборник документов, уясняющих отношения латино-польской пропаганды к русской вере и народности», Вильна, 1867г. 6 Воссоединение униатов на Волыни, Подолии, Могилевской, Витебской и Минской губерниях, а затем при Николае I в Литве. 8 Что так принимает это св. Греко-Российская Церковь и ее высшие предстоятели, видно из содержания благодарственной молитвы, читаемой с коленопреклонением на молебствии в день Рождества Христова, на воспоминание изгнания Галлов, и с ними двадесяти язык. 15 Внутри – глубокий внутренний смысл Откровения о последних судьбах мира и Церкви, а также открывающий суд, внутренних побуждений в деяниях человеческих. 16 Отвне – внешнее или иносказательное выражение таинственных судеб будущего для тех, которые видя не видят и слыша не разумеют; и суд над внешними деяниями лицемерного служения Богу. 17 Семь рогов и семь очей у Агнца – это провозвестники Его пришествий: патриархи, пророки, судьи и цари, первосвященники, апостолы, вселенские учители; так.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Таким образом видимые действия таинств предохраняют верующих от грехов и содействуют к возбуждению в них раскаяния и к исправлению их. Вообще, видимой своей стороной спасительные таинства удобнее возносят мысли и чувства христиан как бы по лестнице, к невидимому и горнему и через то много способствуют им к возрастанию в совершенствах духовных. Не все верующие во Христа имеют право совершать таинства, но только призванные из них. Господь сперва усвоил это право избранным ученикам Своим, св. апостолам, а потом через апостолов – преемникам их – епископам, и через епископов – сотрудникам их, пресвитерам. III. Так, во всем этом, братия, открывается великое Божие милосердие к нам. Все это должны мы хранить в памяти и за все благодарить Господа Спасителя нашего, так любвеобильно пекущегося о нас и так премудро устрояющего наше спасение. Аминь. (Сост. по «Проповедям» Евсевия, архиеп. Могилевского). Беседа 2. О достойном участии в таинствах I. Для достойного участия в таинствах и вообще в богослужении особенно необходимы, по внушению слова Божия и Церкви, вера, смирение и внимание. «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ); «сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» ( Иак.1:6–7 ). II. а) Одно имя таинств достаточно уже показывает, что они не подлежат исследованию разума и по сему достойно приемлются только верующими . Посему Символ веры постановлено Церковью произносить перед крещением, миропомазанием, исповедью и причащением. Перед причащением сверх того всегда внушается: со страхом Божиим и верою приступите. Перед рукоположением в священство избранный свидетельствует о вере своей духовному отцу на исповеди; а избранный на епископство свидетельствует правую веру свою перед всей Церковью всенародным и пространнейшим исповеданием православной веры. Вступающим в брак Церковь внушает прежде исполнить долг веры христианской – исповедью и причащением. При елеосвящении напоминается больному, что Бог хранит верных елеем 32 и что «молитва веры исцелит болящего» ( Иак.5:15 ). Таким образом только верой можно приникать в св. таинства и усвоять благодатную и спасительную их силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таков был святой предок по плоти Господа нашего Иисуса Христа, про которого правдивая книга Библия рассказывает для нашего назидания не только хорошее, но и грехопадения его, и покаяние. Если бы и мы все умели так горячо каяться, как это делал Давид! Он имел от Бога дар пророчества и за тысячу лет до Рождества Христова предсказал много подробностей о рождении Христа, Его проповеди, страданиях и Воскресении. Это то, о чем предсказывал древний пророк Исаия, когда говорил: Се Дева (а не жена) во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Эммануил, что значит – «с нами Бог! " ». Иосиф поверил ангелу и с благоговением стал ожидать чудесного рождения. Как раз к этому времени была объявлена всенародная перепись, и каждый должен был пойти записаться в городе своих предков. Пошли и Иосиф с Мариею из Назарета, где они жили, в город своего предка, царя Давида – в Вифлеем. Там пришлось им остановиться в пещере, куда пастухи загоняли свой скот в непогоду, так как не хватило им места в гостинице. Все мы знаем, как славословили Бога ангелы в ночь Рождества Христова, как пришли поклониться Младенцу сперва местные пастухи, а затем с далекого Востока прибыли волхвы, то есть мудрецы, принося в подарок ему золото (как Царю), ладан (как Богу) и смирну (как смертному Человеку). Царь Ирод, рассерженный тем, что волхвы отправились в страну свою, минуя Иерусалим и не сообщив ему подробностей о Младенце, приказал избить в пределах Вифлеема всех младенцев до двухлетнего возраста, и ближайшие дни мы почитаем этих маленьких страдальцев за Христа. Как я уже упоминал вам, местность та, благодаря своему исключительному плодородию, была густо населена, поэтому и число убитых младенцев достигает огромной цифры – 14 тысяч. В древних пещерах Киево-Печерской Лавры в подземной церкви в честь Рождества Христова имеется небольшой ковчежец (ящичек) с мощами одного из этих, убитых Иродом, младенцев. Но замысел Ирода не удался, потому что ангел во сне явился Иосифу и повелел ему немедленно взять Младенца и Матерь Его и бежать с Ними в соседнюю страну, где когда-то евреи были в тяжелом плену – в Египет. Через несколько лет, по смерти Ирода, ангел снова явился во сне Иосифу с повелением вернуться в Палестину, и они снова поселились в Назарете. Евангелие еще повествует нам о том, как Иосиф и Мария искали в Иерусалиме Отрока Иисуса и нашли Его в храме среди ученых раввинов, которые удивлялись Его мудрым вопросам. После этого ни Священное Писание , ни предание не упоминают о старце Иосифе: надо думать, что вскоре после этого он и скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Только полное безверие и совершенная неосведомленность в Священном Писании могли допустить такое крайнее ожесточение, каким является бесчеловечный, никогда не бывший в истории мира эксперимент, проделанный Немецкими Властями с евреями, о которых Святой Апостол Павел говорит: “Великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти” ( Рим.9:2–3 ) и далее говорит: “Не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей (чтобы вы не мечтали о себе), что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников” ( Рим.11:25 ). Наконец и Иисус Христос говорит: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” ( Мф.27:25 ). Хотя своим криком – “Кровь Его на нас и на детях наших” ( Мф.13:14 ) и постоянным противлением Евангельскому Учению евреи сами навлекают на себя [исполнение] грознаго определения Божия, о котором оповещал их пророк Иезекииль – “Излиянием ярости буду господствовать над вами и введу вас в узы Закона” (20,33), тем не менее, истинные христиане не могут не скорбеть по поводу тех ужасов, которые евреи претерпели во время войны...» 424 Именно в оккупированной Белоруссии произошла значительная часть известных к настоящему времени случаев спасения евреев православными священниками и мирянами. Так бежавших из гетто еврейских подростков скрывали православные священнослужители под Брестом и в Борисове. В г. Пинске православный священник отдал свой золотой крест, чтобы узники гетто смогли выплатить наложенную на них контрибуцию. Заслуживающее особенного внимания упоминание о спасении еврейских детей можно встретить в статье журнала «Вестник Германской епархии Русской Православной Церкви за границей», посвященной кончине архиепископа Филофея (Нарко) 425 . В годы войны Владыка управлял Могилевской, Смоленской и Минской епархиями, а в июне 1942 – апреле 1943 г. по поручению интернированного в этот период нацистами митрополита Минского Пантелеймона даже фактически управлял всей Белорусской Православной Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тут же, у дорогой могилы, просят прощения, помощи и руководства к дальнейшей жизни. И уходят от могилы не печальные, а умиротворенные, радостные, что есть у них дорогая могила и дорогой владыка. Твердо верят они, что он слышит их и помогает им своими молитвами и до сих дней. Так до сей поры общаются все, оставшиеся в Алма-Ате духовные его чада, а те, которые разъехались, которых жизнь разметала по разным уголкам страны, в день кончины владыки и в день его Ангела в своих храмах служат панихиды и молятся о нем, глубоко надеясь, что он слышит всех, кто обращается к нему, где бы они не находились. Да, такая уверенность есть у всех, кто знал и лично общался с владыкой Николаем. Почему? Потому что все мы верим, что всей своей жизнью владыка жил только для людей, любил людей, а значит жил для Бога и любил Бога, потому что ап. Иоанн, совершенно ясно говорит: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 7-8). А усопший владыка любил людей. Любил всех, не разделяя на сословия. Вот поэтому мы верим, что Он с Господом и сейчас, после своего упокоения. Мы не решаемся давать характеристику почившего митрополита Николая и оценивать его труды по управлению обширной епархией, которую он воспринял, можно сказать из развалин и которую усердно окормлял в течение десяти лет, посвящая без остатка все силы на дело своего служения и никогда «не ища своего си, но токмо еже ближнего». Мы крепко надеемся, что Господь в Небесном Царствии воздаст достойную награду верному Своему и благому рабу, стоявшему на своей страже до последнего вздоха. А на земле да будет ему наградой вечная, светлая и благодарная память всех, его знавших, всех его духовных чад и почитателей, единодушно и убежденно признающих, что «таков нам подобаше архиерей». Ибо все, что ищет в своем архипастыре верующая русская православная душа, было нам дано почившим святителем. Вот то немногое, чем я хотел бы поделиться с Вами. А сейчас молю Господа Бога даровать мир и покой душе нашего незабвенного святителя земли Российской, нашей Русской Православной Церкви, телу которого Господь-Благодатель предназначил мирное лежание в братской нам земле Казахстана, а нам надежду на встречу с ним в блаженной вечности. Аминь.

http://pravoslavie.ru/59707.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010