Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День рождения воскресного дня 6 мин., 06.03.2017 Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах? Воскресенье – день субботний? У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу. Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10). Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9). Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

http://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnog...

Тело ломимое не означает просто физическое тело. На языке Священного Писания – это плоть, то есть все человеческое существование. И слова «сие творите в Мое воспоминание» означают прежде всего это преломление. Первое слово, которое употребляет Церковь , говоря о Евхаристии, – преломление. В Книге Деяний святых апостолов мы читаем о первых христианах, о том, что они пребывали в учении апостолов, в послушании и в преломлении хлеба. И в другом месте: «Они преломляли хлеб по домам». А в Евангелии от Луки сказано, что апостолы узнали Христа в преломлении хлеба. И есть еще слово апостольское, которое мы слышали сегодня за Божественной литургией. «Всякий раз, – говорит апостол Павел, – когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет». Мы не сомневаемся, что апостол имеет в виду и Воскресение Христово. Но слово, которое мы слышим здесь, – смерть. Тайная Вечеря – это жертвенное приношение Господа на Кресте, которое Он предлагает Своим ученикам, совершенное явление Его любви к нам, наше спасение. Господь до конца возлюбил Своих учеников, как мы читаем в Евангелии от Иоанна. Христос совершает Пасху вместе со Своими учениками, ту Пасху, которую Он совершит, когда Сам станет Пасхальным Агнцем в Великую Пятницу. И нам открывается, что и в умовении ног, и в Евхаристии – свидетельство одной и той же любви Господа, отдающего Свою жизнь за нас. Возрадуемся о даре Христовом, приносимом Им сегодня Своей Церкви. Но не будем забывать, что Великий Четверг уготовляет Великую Пятницу – с тем чтобы и мы могли праздновать Пасху Христову не только в полноте радости, но и в полноте ответственности, которой требует Пасхальная тайна. Великая Пятница Утреня Евангелия Последования Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа: 1-е. Ин, 46 зач., 13, 31 – 178, 1. 2-е. Ин, 58 зач., 18, 1–28. 3-е. Мф, 109 зач., 26, 57–75. 4-е. Ин. 59 зач., 18, 28 – 19, 16. 5-е. Мф, 111 зач., 27, 3–32. 6-е. Мк, 67 зач., 15, 16–32. 7-е. Мф, 113 зач., 27, 33–54. 8-е. Лк, 111 зач., 23, 32–49. 9-е. Ин, 61 зач., 19, 25–37. 10-е. Мк, 69 зач., 15, 43–47. 11-е. Ин, 62 зач., 19, 38–42. 12-е. Мф, 114 зач., 27, 62–66.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это разрушение Иерусалима – образ кончины мира и потери всех земных благ. Какой ужас ожидает тех, кто рассчитывал только на земное, а не позаботился приобрести вечные ценности! Увидеть, что вся жизнь прошла впустую. Душа не материальна, со смертью тела не уничтожается, каково же будет ей? Наступит всеобщее воскресение. Одни воскреснут для Вечной Жизни и нескончаемой радости вместе с телами. А другие тоже воскреснут, но уже лучше бы им было не воскресать!.. Все это будет. Но дело не только в этом. Именно в своем христианском служении – несении жизненного креста, верующий обретает величайшую радость от духовной близости и единения со своим Господом! Иисус Христос не только в будущем обещает радость и блаженство. Счастье Вечной Жизни входит в жизнь истинного христианина уже на земле и согревает сердце ощущением жизни бессмертной и полноценной. 2008 год 75. Все кончено?.. Перед взором друзей и врагов Христа Крест с мертвым Телом Иисуса. Одни с облегчением вздохнули: теперь никто не мешает в земной жизни жить для своего удовольствия и наслаждения материальными ценностями. Для других смертельная скорбь и разочарование. Они надеялись было, что смерть и зло можно победить. Но теперь, после позорной и мучительной смерти Галилейского Учителя, все надежды на это рухнули. В душах пустота и смятение. Иудейские начальники, добившись ускорения смерти распятых разбойников и разрешения снять их тела с крестов, отнюдь не собирались их с честью захоронить. Возможно, тела всех казнённых на Голгофе они предполагали выкинуть в нечистое место, куда выбрасывался городской мусор и трупы животных. По римскому же обычаю тела распятых оставались на крестах и делались добычею хищных птиц. Оставалось лишь два-три часа до начала субботы (то есть вечера перед субботой), когда по закону уже нельзя было производить какие-либо работы, в том числе и снятие с креста. Кроме того, начало субботы в этот год было началом пасхального праздника. И как уже настал вечер, – потому что была пятница, то есть день перед субботою, – пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия… ( Мк.15:42-43 ). Евангелист Лука добавляет: Человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их… ( Лк.23:50-51 ). Осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова ( Мк.15:43 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

1026.  …ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4. 12). 1027. Слово 36. По переводу старца Паисия. 1028. Святой Исаак Сирский Слово 1. 1029. Беседа 7, гл. 4. 1030. Святой Тихон Воронежский. Том 15, письмо 103, пункт 4. 1031. Слово 56. 1032. Беседа 27, гл. 16. 1033. Алфавитный патерик. 1034. Patrologiae 50, 73. De vitis patrum, lib. 4, cap. 13. 1035. Алфавитный патерик. 1036. Слово 34. 1037.  …ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5. 14). 1038.  Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4. 3). 1039. Лк. 16. 22. 1040. Евр. 12. 6 и проч. 1041. Евр. 12. 3. 1042. Преподобный Марк Подвижник. 226 глав о мнящих от дел оправдитися, гл. 6. 1043. 2 Кор. 12. 7–10. 1044. Алфавитный патерик. 1045. Алфавитный патерик. 1046. Преподобный Исаия Отшельник. Слово 27. 1047. Преподобный авва Дорофей. Поучение 7. 1048. Мф. 10. 28–31. 1049. Мф. 28. 20. 1050. Ответ 139. 1051.  …заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом (Рим. 3. 19). 1052. Слово 37. 1053. Лк. 21. 25. 1054. Благовестник. На Мк. 8. 11, 12. 1055. Быт. 1. 14. 1056. Мф. 2. 2. 1057. Мф. 27. 45. 1058. Мф. 24. 29. 1059. Ин. 6. 63. 1060.  …одно только нужно (Лк. 10. 42). 1061. Святой Исаак Сирский. Слово 25–28. 1062.  …се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28. 20). 1063. Лествица. Слово 26, гл. 52. 1064. Евр. 11. 27. 1065. Святой Исаак Сирский. Слово 28. 1066. Слово 89. 1067. Преподобный Ефрем Сирский. Слово 106. 1068. Откр. 12. 12. 1069. Святой Исаак Сирский. Слово 38. 1070. Мысль эта принадлежит святому мученику Иакову Персянину. Четьи-Минеи, ноября в 26 день. 1071.  Смотрите, бодрствуйте, молитесь, ибо не знаете, когда наступит это время (Мк. 13. 33). 1072.  [Если] же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди (Мф. 19. 17). 1073.  Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Лк. 18. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2003 г. О смирении (в день памяти св. Иоанна Богослова и преп. Арсения Великого 8/21 мая) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры, сегодня мы чтим память одного из тех святых угодников Божиих, которых Церковь назвала Великими. Это преподобный Арсений, бывший воспитатель сыновей императора восточной части Римской империи Феодосия, тоже названного Великим. Правда, величие одного и величие другого принципиально различаются между собой, так как исходят из двух друг другу противоположных миросозерцаний. То, что считается великим в глазах людей, как правило, является ничтожным и даже мерзким в очах Божиих ( Лук. 16:15 ). И когда любимый ученик Господа, память которого так же празднуется сегодня, не понимая еще сути божественного учения, попросил себе чести в Царстве Божием, то встретил неодобрение, как со стороны своего Учителя, так и со стороны своих товарищей, которые, впрочем, возмущались из нежелания признавать над собой чье-либо превосходство ( Мк. 10:36–41 ). Движимые тщеславием и корыстолюбием они мечтали о том, что составляло по их понятиям величие, т.е. о первенстве, грандиозности дел и популярности среди людей. Они ожидали этого и от Учителя своего и толкали даже Его на это как в высшей степени способного к этому. Этим искушал Его и сатана еще в начале Его деятельности среди людей ( Мф. 4:8–10 ). Но Он отказался от такой заманчивой на первый взгляд перспективы, зная, что истинное величие определяется иными условиями. Первое и обязательное условие истинно великого дела состоит в том, чтобы оно имело целью своей не славу человеческую, но славу Божию ( 1Кор. 10:31 ). Второе же необходимое условие то, чтобы оно было не ради себя, но ради других. «Вы знаете, – сказал Божественный Учитель своим несмысленным ученикам, – что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» ( Мк. 10:42–44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

27:57—60; Мк. 15:43—46; Ин. 19:38—42), куда в день Воскресения, «зело рано, еще сущей тме», пришли мироносицы «посмотреть гроб», где увидела Мария Магдалина «Садовника» и обратилась к нему с недоуменным вопросом: «взяша Господа моего от мене, и не вем, где положиша Его» (Ин. 20:1—16; Мк. 16:1—8; Мф. 28:1—8), — и воздвигаешь перед предстоящим народом церковным Самого Живого Господа, Святая — святым, призывая их: «Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, а тот, кто свят; к святыне допускаются только одни святые», те, кто освящен Самим Господом, потому что «никто не получает освящения сам от себя, ибо это не есть дело человеческой добродетели, но от Него и через Него; и как если ты поставишь много зеркал под солнцем, то все они сияют и посылают лучи, и тебе будет казаться, что ты видишь много солнц, но на самом деле одно солнце сияет во всех зеркалах; точно так же Един, будучи Святым, изливаясь в верных, является во многих душах, и этим Он многих представляет святыми, но на самом деле Он Один единственно Свят»!    Для того, чтобы совершить все это не в суд или во осуждение, — сколько потребно тебе работы, душа моя! Если для того, чтобы убрать дом наш внешний, келлию нашу земную, нам потребно много труда, чтобы ничего по углам не осталось из сора и ометов, то сколь больше труда нужно для того, чтобы очистить дом души нашей от сора греха и ометов всякого непотребства!    И — так очистить, чтобы этот внутренний дом был приуготовлен к вселению полноты Божества (Ин. 14:23)., чтобы не повторил он той судьбы, которая описана в словах притчи евангельской: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12:43—45; Лк. 11:24—26).    Это ли — не работа, для которой необходимо преодолеть и зной дневный, и мраз нощный, и всякое иное лишение, лишь бы «паче снега убелить» себя омовением Божественным (Пс.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

32). Как и в ВЗ, у новозаветных авторов Д. является средоточием эмоций. В этом качестве она подвержена внешним влияниям. Согласно повествованию Деяний св. Апостолов, противящиеся проповеди апостолов Варнавы и Павла иудеи настроили против них души жителей Иконии: «...неверующие Иудеи возбудили и раздражили против братьев сердца (τς ψυχς) язычников» (Деян 14. 2). Также Д. есть «орган» принятия решений и веры. В послании Апостольского Собора сказано, что некоторые «поколебали души (νασκευζοντες τς ψυχς)» братьев из язычников, «говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон» (Деян 15. 24). Апостолам было необходимо утверждать души учеников (πιστηρξειν τς ψυχς τν μαθητν), «...увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян 14. 22). В Д. пребывают любовь и благое расположение, довольство, веселье и благодарность. В этом значении ψυχ может относиться и к Богу: «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя» (Мф 12. 18; ср.: Ис 42. 1). В Евангелии от Луки человек, обладающий богатством, говорит, обращаясь к самому себе: «...душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись» (Лк 12. 19). Любовь к Богу и хвала Ему также совершаются в Д.: «...возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею» (Мк 12. 30; Лк 10. 27; ср.: Втор 6. 5). В молитве Пресв. Богородицы благодарение Богу выражено словами: «...величит душа Моя Господа» (Лк 1. 46). В той же мере Д. может находиться во власти печали, смущения и страха. Так Евангелия описывают состояние Спасителя в преддверии Распятия: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» (Мк 14. 34; ср.: Пс 41. 6); «душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин 12. 27) - и страдания Пресв. Богородицы: «...и Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк 2. 35). Послания ап. Павла Большинство сохранившихся высказываний ап. Павла, к-рые могут свидетельствововать о его антропологических представлениях, были сформулированы им в полемике.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Боясь думать, что Христос говорит о смерти, встревоженный Петр спросил: « Господи, куда Ты идешь ?» « Куда Я иду, ты не можешь теперь идти …» (Ин.13:36) – ответил ему Христос. Но ревностный Петр хотел немедленно последовать за Христом, понимая, что «последовать за Христом» означает «умереть»: « Я душу мою положу за Тебя », — сказал Петр Учителю (Ин.13:37). « Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды » (Ин.13:38). Христос знал характер Петра, но предвидел, что в страшный час сердце его дрогнет. Но Он также знал, что Петр раскается и впоследствии сможет утвердить в вере других апостолов. Оставляя апостолов, Господь дал им новую заповедь – о любви, образом которой стал Он Сам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою… Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам » (Ин.13:34–35; 15.13–14). Господь предупредил апостолов, что их ожидает множество страданий. Ненависть мира, лежащего во зле, после ухода Христа обрушится на Его учеников. Но будущие страдания – ничто, потому что настоящая победа, победа над смертью и грехом, всегда останется за Христом: « В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир » (Ин.16:33). Гефсиманская молитва (Мф.26:36–46; Мк.14:32–42; Лк.22:39–46) Уйдя из горницы, Христос с апостолами перешел поток Кедрон, и направился в Гефсиманию – большой сад на склоне Елеонской горы. Утомленные ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, удалился вглубь сада. « Душа Моя скорбит смертельно , — сказал Он трем ученикам, — побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. Молитесь, чтобы не впасть в искушение » (Мф.26:38). Отойдя от них немного, Он пал на землю и стал молиться: « Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет » (Лк.22:42). Безгрешная человеческая природа Христа сопротивлялась чуждой ей смерти. Вернувшись к трем апостолам, Господь нашел их спящими и, обратившись к Симону-Петру, который недавно выказал готовность идти с Ним до конца, укорил его: « Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна » (Мк.14:37–38). Он трижды отходил от них и возвращался, но у уставших апостолов не было сил выполнить просьбу Учителя и они по-прежнему спали.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

е. подверженного «бесному обладанию», есть вместе время самого его «беснования»; и наоборот – без сего безвольного и бессознательного состояния человека «бесного» «беснование его» не начинает быть и, должно думать, не может иметь своего оказательства. Во втором отношении Евангельские примеры свидетельствуют о том, что все то время, в которое совершаются действия «беснующегося», принадлежит не человеку собственно, как данной личности, а действующему в нем и оказывающему себя чрез него особому – другому лицу, т. е. «бесу». «Учитель», говорил некто из народа Иисусу Христу при горе Преображения: «умоляю Тебя взглянуть на сына моего; он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его» ( Лк.9:38–39 ); «где нисхватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими и цепенеет». На вопрос Иисуса Христа о том, «как давно это сделалось с ним»? отец сказал: «с детства, и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» ( Мк.9:18–22 ); Ев. Матвей к сему описанию действий «насилуемого» от беса «отрока» прибавляет весьма существенное указание на то, что «отрок в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» ( Мф.17:15 ). Выражение: «на новы месяцы» или «в новолуние беснуется» обозначено в греческом подлиннике словом «σεληνιζεται» (lunaticum esse), – и так как дальнейшее указание Евангелия несомненно свидетельствует о том, что, вместе с припадками «лунатизма», соединялось всякий раз действование «беса» (τ δαιμνιον, τ πνεμα κθαρτον Лк.9:42 ; Мф.17:18 ; Мк.9:25): то в данном описании состояния и действий Евангельского «отрока», в период его «бесования», заключается положительное подтверждение, по предмету нашего изъяснения, той истины, что «припадок беснования» требует безвольного лично и бессознательного состояния человека, подверженного «насилованию от диавола», каковое состояние у Евангельского «отрока» и имело место по преимуществу в «новолуния», ибо было, очевидно, соединено с болезненными припадками «лунатизма».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Иисус сказал на это: «Не двенадцать ли вас избрал Я? Но один из вас диавол». В этих словах Иисус Христос указал на Иуду Искариота, который сделался впоследствии предателем Его. V. Дела и учение Иисуса Христа от третьей Пасхи до торжественного входа Его в Иерусалим 41. Исцеление бесноватой дочери Хананеянки ( Мф.15:21–29 ; Мк.7:25–30 ) Иисус Христос, желая избежать встречи с книжниками и фарисеями, пошел в северо-западную часть Галилеи, к пределам Тира и Сидона. Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал о Его приходе, и вошел в один дом, но не мог скрыться. К Нему пришла одна женщина из хананеянок, у которой дочь была одержима злым духом. Слух о чудесах и учении Спасителя прошел не только по всей Иудее, но даже в соседние страны, населенные язычниками. Женщина, узнав о приходе великого Чудотворца, пришла к Нему и стала умолять помочь ее несчастной дочери: «Господи, Сын Давидов», говорила она, «дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос, желая испытать, как сильна ее вера, не сказал ей ни одного слова. Женщина же продолжала молить о помощи. Ученикам наскучила ее просьба, и они сказали Учителю: «Отпусти ее, потому что она кричит за нами». Спаситель сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Но женщина не переставала молить Его о помощи. Господь обратился к ней и сказал: «Не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Господь сказал этими словами, что в царство Мессии должны войти сначала иудеи, а потом уже язычники. Но хананеянка твердо верила в милосердие Господа и отвечала Ему: «Так, Господи; но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Спаситель, видя, как велика вера этой женщины в Его божественную силу, сказал ей: «О, жена, велика вера твоя! Да будет тебе по желанию твоему». Женщина возвратилась в дом свой и нашла дочь свою совершенно здоровою. 42. Исповедание Петра: предсказание И. Христа о Своих страданиях, смерти, воскресении и учение о кресте последователей Его ( Мф.16:13–28 ; Мк.8:28–38 ; Лк.11:18–27 ) Иисус Христос пошел с учениками Своими к селениям близ Кесарии Филипповой, лежавшим у подошвы горы Ливана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010