«Падши, поклонились»: обычный у иудеев и вообще у восточных народов способ воздавать почтение важным лицам ( Есф.8:3 ; Иов.1:20 ; Дан.3:7 ; Пс.71:11 ; Ис.46:6 . ср. Быт.23:7 дал. Быт.43:26, 50:18 и др.). – «Дары»: это был также обычай Востока – выражать дарами свое почтение великим лицам ( Быт.32:14, 43:11 ; 1Цар.10:27 ; 3Цар.10:2 и др.), обычай, сохраняющийся доселе. – «Золото» было самою ценною вещью из всех драгоценностей, известных древним, и волхвы, принесши его в дар, выразили тем особенно высокое свое почтение к Новорожденному. – «Ладан» – это сгущенный сок из дерева; его получали, делая насечки на коре дерева, отчего вытекал и сгущался сок. Он очень благоуханен, когда его жгут, а потому употреблялся (и употребляется) при богослужении, как символ жертвы, приятной Богу ( Исх.30:8 . Лев.16:12 ). – «Смирна» или мирра добывалась из дерева, так же как и ладан. Ее употребляли главным образом для намащения мертвых тел, так как она имела свойство предохранять тела от порчи ( Ин.19:39 ). Еще с древних времен мирра была важным предметом для торговли ( Быт.37:25 ); как составная часть она входила в елей для помазания священников ( Исх.30:23 ); употреблялась также как приятная мазь ( Есф.2:12 ; Пс.44:9 ; Притч.7:17 ); ее примешивали в известных случаях к вину для питья, и вот это именно питье предлагали Спасителю вкусить, когда Он страдал на кресте ( Мк.15:23 ). В выборе и принесении этих именно даров Господу нельзя не видеть высшего значения, чем простое почтение, именно: золото прилично Иисусу Христу, как царю, ладан – как Богу, смирна – как имеющему вкусить смерть человеку (ср. Ирин., Ориг., Феофил., Зиг.). – «Не возвращаться»: ибо Ирод, точно узнав от волхвов о Младенце, без сомнения, принял бы скоро все меры для убиения Младенца. – «Иным путем»: вероятно, на юг от Вифлеема, чрез Хеврон и южную сторону Мертвого моря. Мф.2:13 . Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Посему-то наблюдающие хронологический порядок – при составлении ли то, или при изучении священной истории Нового Завета (если не желают в таком важном деле руководствоваться произволом или же слепо держаться чужого авторитета) – должны поставить для себя задачею, чтобы по тем или другим выражениям св. евангелистов, не противореча церковному преданию и не упуская из виду писаний св. отцов, сколько можно достовернее решить: где именно в евангельском повествовании указывается порядок времени и где надобно предполагать отступление от этого порядка. Желая по возможности способствовать к более или менее удовлетворительному решению этой задачи, мы и предлагаем здесь некоторые соображения относительно упомянутых евангельских событий. I. Относительно проповеди Христовой в Назарете прежде всего надобно сказать, что повествование об этом событии у евангелистов Матфея и Марка излагается после притчей о сеятеле и семени и других, а сии притчи, как известно, были произнесены в пределах Капернаума, у берега Галилейского моря, с лодки ( Мф. 13:1–2 ; Мк. 4:1 ), – уже после многих других дел Христовых и, конечно, не ранее, как после второй Пасхи или в продолжение второго года общественного служения Иисуса Христа роду человеческому (между второю и третью Пасхою). «И когда окончил Иисус притчи сии, – говорит св. евангелист Матфей, – пошёл оттуда. И, пришедши в отечество своё (по воспитанию, т. е. в Назарет), учил их в синагогах их…» ( Мф. 13:53–54 ). «Оттуда» – то есть, от тех же пределов г. Капернаума и Галилейского моря, где произнесены притчи о семени и др. и где произошли также другие события ( Мк. 4:35–41; 5:1–43 ) – хотя, по свидетельству евангелиста Матфея, произошли в другое время ( Мф. 8:33–34; 9:1–36 ), – «оттуда вышел Он, – говорит св. евангелист Марк, – и пришёл в своё отечество. За Ним следовали ученики Его. Когда настала суббота, Он начал учить в синагоге» ( Мк. 6:1–2 ). О таком же событии, т. е. о проповеди Христовой в синагоге назаретской, св. евангелит Лука повествует тотчас после искушения Господа от диавола в пустыне. «И окончив все искушение, диавол отошёл от Него до времени. И возвратился Иисус – в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем. И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» ( Лк. 4:13–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В своей хвалебной песни по случаю рождения богодарованного сына ( Лк.1:67 и дал.) священник Захария с восторгом говорит о посещении и спасении Богом Своего народа от руки всех ненавидящих его, а целью общественного служения Мессии он ставит служение пред Богом в святости и правде, прощение грехов и руководительство народом по пути мира и справедливости. А какой искренней и сердечной представляется благодарность престарелого Симеона за исполнение его надежды, когда он от всей глубины сердца восклицает: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля!» ( Лк.2:29–32 ), Как согласно звучало с этими словами Богоприимца Симеона и похвальное слово пророчицы Анны, этой восьмидесятичетырехлетней вдовы, когда она прославляла Господа и говорила о Нем всем ожидающим избавления в Иерусалиме ( Лк.2:36 и далее). И таких благочестивых, верующих, надеющихся душ, было, конечно, немало среди иудейского народа; на основании ветхозаветных пророчеств они твердо держались того убеждения, что уже должно быть близко к ним время спасения не только государственного, но и душевного, а что Ожидаемый ими должен явиться среди Своего народа как Искупитель, как Спаситель, как Свет мира и Слава людей Своих – Израиля! Знатные, каким был, например, «благообразный» советник Иосиф Аримафейский ( Мк.15:43 ), ожидали приближающегося Царствия Божия так же, как и представители простого народа – позднейшие ученики Иисуса Христа. И если от имени апостолов Петр торжественно исповедует своего Учителя: «Ты – Христос, Сын Бога живого!» ( Мф.16:13 и далее; ср. Мк.8:27 и далее; Лк.9:18 ), то этим высказывается лишь общая уверенность учеников, что уже исполнилось в лице их Учителя то, чего они давным-давно ожидали (Ср. Мф.14:33 ). Подобным образом Марфа ( Ин.11:27 ) и Нафанаил ( Ин.1:49 ) также исповедуют Господа как Христа, как Сына Божия, Царя Израилева. Даже когда искуситель в пустыне и изгоняемые демоны ( Мф.4:3, 6 ; Мк.3:11 и др.) говорят об Иисусе Христе как о Сыне Божием, то этим они доказывают также только ту мысль, что таковым в то время ожидали Мессию многие из иудеев; они пользуются в этом случае лишь выражением, которое было тогда в народном употреблении.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Глава 6 Зач. 22. Проповедь Иисуса Христа в Назаретской синагоге. Читается во вторник 15-й недели по Пятидесятнице. Событие учения Христова в Назаретской синагоге описано и евангелистом Матфеем ( Мф.13:54–58 ) почти одинаково, как у Марка. Мк.6:1 . Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. В отечество Свое, т. е. в город Назарет в Галилее, который был отечеством Иисуса Христа, как место жительства мнимого отца Его Иосифа, с обрученной ему Богоматерью Марией. Назарет, это был небольшой город с бедным населением (чит. еще о Назарете в объясн. 23 ст. 2 гл. Матф.). Из слова оттуда можно заключить, что Иисус Христос прибыл в Назарет из дома Иаира, где воскресил дочь сего начальника синагоги (ст. 38, гл. 5); но из сличения с повествованиями Матфея ( Мф.13 ) и Луки ( Лк.4 ) видно, что тут опущены евангелистом Марком некоторые события, последовавшие за чудом воскрешения Иаировой дочери, уже после которых Господь прибыл в Назарет. Мк.6:2 . Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Начат в сонмищи учити (Он начал учить в синагоге) и пр. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. И силы таковы (чудеса) руками Его бывают (совершаются)? Руками, т. е. вообще Им, Иисусом Христом – Его действием или словом и в частности возложением, прикосновением рук. Мк.6:3 . Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Не сей ли есть тектон (плотник), сын Мариин, по еванг. Матфею, не плотников ли Он сын? Из этих слов видно, что Иисус Христос не только воспитывался в доме плотника, но и Сам был обучен тому же ремеслу, на что указывает и древнее предание, сохранившееся у мученика Иустина, Феодорита и др. (Мих.). Это было одним из видов уничижения Господа ради нашего спасения. О братьях и сестрах Христовых чит. в объясн. 21 ст. 3 гл. Жители Назарета, где жил Иосиф с Богородицей и Богомладенцем, или не знали, или не верили преестественному воплощению и рождению Иисуса Христа и считали Его просто сыном Иосифа и Марии (Мих.). Они не хотели понять, что Господь Иисус Христос есть воплощенный Сын Божий. Посему и блажняхуся (соблазнялись) о Нем. Объясняя эти слова, св. Златоуст пишет: „Неизвинительно блазнение Назаретян об Иисусе Христе, ибо и в прежние времена много примеров имели тому, что у незнатных родителей бывали знаменитые дети. Таковы: Давид, Амос, Михей. Следовательно, и пред Христом должно было благоговеть и прийти в изумление, потому наиболее, что, имея таковых родителей, говорил необыкновенно. Сие ясно показывало в Нем не человеческое обучение, а божественную благодать... Но зависть лукава и часто противоречит сама себе; что было и странно, и чудно, и достаточно к тому, чтобы привлечь их, то самое их соблазнило“.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.27:61 .  Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Ср. Мк.15:47 ; Лк.23:55–56 .) Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56-м стихе. В то время как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает несколько иначе. Мф.27:62 .  На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Дальнейший рассказ до конца главы только у Матфея. Относительно времени посещения Пилата первосвященниками и фарисеями мнения сильно разнятся. Мейер думает, что пятницей ( παρασκευ) называется или день перед субботой, или – перед праздником. Из выражений евангелистов ( Мф.27:62 – μετ τν παρασακευν; Мк.15:42 – πε ν παρασκευ; Лк.23:54 – μρα ν παρασακευ; Ин.19:14 – ν δ παρασακευ το πσχα; Ин.19:31 – πε παρσακευ ν; Ин.19:42 – πε ον δι τν παρασκευν τν ουδαων) можно вывести, что все евангелисты говорят не о пятнице перед пасхальной вечерей, а перед субботой на пасхальной неделе. Потому что иначе их выражения можно было бы понимать в том смысле, что у иудеев были пятницы перед пятницами (когда в последние случался праздник), что еще не доказано. Иудеи пришли к Пилату не в ночь с пятницы на субботу, а в саму субботу, когда Спаситель был уже погребен. Предполагают,что это было вечером в саму субботу, когда она уже миновала. Но едва ли это было нужно. Приваливать камень, запечатывать гроб и приставлять стражу – все это не относилось к деятельности самих иудеев. Мф.27:63 .  и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; «Обманщик» – имеет непереходное и переходное значение: заблуждающийся сам и вводящий других в заблуждение (ср. 2Ин.1:7 ; 2Кор.6:8 ; 1Тим.4:1 ). «Еще будучи в живых» – слова эти, вопреки теории о воскресении, согласно которой Иисус Христос был снят с Креста и приведен в чувство, показывают, что Христос был теперь мертв. Дальнейшая речь служит припоминанием того, о чем говорил Сам Христос ( Мф.16:21, 17:23, 20:19 ; Мк.8:31, 9:31 и др.; Ин.2:19 ). Слово γερομαι поставлено в настоящем времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

8–10) и дивился учению Его (дивляшеся о учении Его), и, судя по сему, они могли опасаться (боялись Его), что народ заступится за Иисуса Христа, если бы они вздумали сделать Ему какое-нибудь насилие, и таким образом это может не только сделать много неприятностей им одним, как Христовым недоброжелателям, но и навлечь беду от Римлян на всю еврейскую нацию, как и высказался, по Евангелию св. Иоанна, первосвященник Каиафа ( Ин.11:49–50 ). Зач. 51. Беседа Иисуса Христа с учениками по поводу проклятия смоковницы. Читается в среду 11-й и 32-й недель по Пятидесятнице. У еванг. Марка беседа Иисуса Христа с учениками по поводу проклятия смоковницы излагается подробнее, чем у ев. Матфея ( Мф.21:21–22 ), Мк.11:22 . Иисус отвечая говорит им: Мк.11:23 . имейте веру Божию. Ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет. Имейте веру Божию, – веру в Бога, веру в силу и всемогущество Божие ( Деян.3:16 ; Рим.3:22 и др. места), т.е. веруйте, что Бог силен легко исполнить то, что кажется для вас трудным и неудобоисполнимым, как напр. иссушение смоковницы по одному слову. При такой вере иже аще речет (если кто скажет) горе сей: двигнися и верзися в море и пр.. У еванг. Матфея прибавлено, не токмо смоковничное сотворит (не только сделает то, что сделано со смоковницей). Повелеть горе подняться и ввернуться в море, это значит, силой веры совершать дела невозможные, преодолевать самые великие и невероятные препятствия. Не усумнится в сердце: этим указывает Господь на самое главное качество действенности веры; так как сомнение, даже малейшее, свидетельствует о нетвердости веры и отнимает у нее силу ( Иак.1:6–8 ). Мк.11:24 . Потому говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам. Просим мы Господа о своих нуждах главным образом на молитве, потому при молитве и требуется непоколебимая, чуждая всякого сомнения, вера – чтобы молитва была действенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мк.2:22 . Никто не вливает вина молодого в мехи ветхие: иначе молодое вино прорвет мехи, и вино вытечет, и мехи пропадут; но вино молодое надобно вливать в мехи новые. На востоке, особенно во время путешествия, для сохранения вина, употребляют мехи из кожи животных, так называемые бурдюки, и, конечно, для молодого, как более крепкого, вина употребляются мехи новые, крепкие. Новое вино означает пост, а ветхие мехи – еще слабость учеников Христовых, которую не следует обременять постом (Феоф. и Злат.) Под словами: новая одежда, новые мехи и новое вино можно разуметь и весь новый завет Господа нашего Иисуса Христа ( 2Кор.5:17 ). Новый Завет имеет и новые свящ. книги, и обновляющие нас благодатные таинства, и новое богослужение, и новые посты (Тр. л.). Зач. 10. Защищение Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, и учение о субботе. Читается в субботу первой недели великого поста. История защищения Иисусом Христом Своих учеников, срывавших колосья в субботу, изложена у еванг. Марка совершенно согласно с Матфеем, только короче ( Мф.12:1–8 ). Мк.2:23 . И случилось Ему в субботу проходить засеянными полями, и ученики Его дорогою начали срывать колосья. Срывать колосья, это – обычай на востоке для утоления голода во время пути. Сорвав спелые колосья, растирают их руками, и вытертые зерна едят. Моисей в своем законе дозволил срывать колосья и на чужом поле для утоления голода ( Втор.23:24 ). Мк.2:24 . И фарисеи сказали Ему: смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? Четвертая заповедь закона Божия и Моисей в своих постановлениях запретили заниматься в субботу житейскими делами ( Исх.20:10 и др.), конечно, кроме самых необходимых. Предания же старцев так усилили строгость субботнего покоя, что даже дела добрые, например, лечение больных, запрещали в субботу. Поэтому срывание колосьев учениками Иисуса Христа для удовлетворения голода фарисеи почли за нарушение закона о субботе, обратили Его внимание на это дело и упрекнули Его в том, что Он дозволяет ученикам Своим явно и к соблазну других нарушать субботу (Мих.). Что же сказал Господь фарисеям в защиту Своих учеников? Во-первых, Он указал на пример царя Давида (25 и 26 ст.) и, во-вторых, на неправильное учение самих фарисеев о субботе (27 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

– Так, начат будет этот вопрос положительными доказательствами, успокоивающими дух православного читателя, и закончен ими же. 1.Положительные доказательства подлинности Пятокнижия Вопрос о происхождении Пятокнижия от Моисея положительно решался издавна и имеет для такого решения следующие библейские основания. Издавна утвердившееся в христианской и еврейской литературе названия: Пятокнижие Моисея указывает на общепринятое мнение о происхождении его от Моисея. Для христианского верующего сознания это мнение имеет основание в словах Иисуса Христа: не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем, есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете. Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам? ( Ин.5:45–47 ). Здесь, очевидно, разумеется, Пятокнижие Моисея с его пророчески – прообразовательным характером, признававшимся всеми иудеями. Других писаний Моисея иудеи во время Христа, равно как и прежде, и после Него, не знали. В связи с этим изречением Иисуса Христа находятся и другие Его слова, в нем получающие свое объяснение. Так, в опровержение саддукеев Иисус Христос говорил: а о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог не мертвых, а живых? ( Мк.12:26 ). Еще: надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом, и в пророках, и в псалмах ( Лк.24:44 ). Очевидно, здесь разумеется Пятокнижие Моисея. Еще: Моисей написал заповедь о разводном письме ( Мк.10:5 ). Моисей сказал: чти отца твоего и матерь твою ( Мк.7:10 ). Моисей дал закон обрезания ( Ин.7:22 ) и мн. др. Все эти выражения ясно указывают на происхождение Пятокнижия от Моисея, и Моисею в них усвояются заповеди данные и «сказанные» Господом, очевидно, как записавшему эти заповеди в Пятокнижие (срав. Исх.20:12 ; Быт.17:10 ). Той же терминологией и в том же, конечно, смысле пользовались и апостолы, наученные Иисусом Христом. Так, св. апостол Иаков на соборе Иерусалимском говорил, что «Моисей читается» от древних родов по всем иудейским городам во все субботы ( Деян.15:21 ; ср. 2Кор.3:13 ). По свидетельству апостола Павла, Моисей книгу закона, вероятно своего письма, кропил жертвенною кровью ( Евр.9:19 = Исх.24:5–8 ). Апостолы неоднократно упоминают о Моисеевой книге закона ( 1Кор.9,9 ; 2Кор.3:15 ; Рим.9:15 ; Евр.9:19 ). В связи с вышерассмотренными изречениями Иисуса Христа апостольские изречения можно понимать как единогласное предание о происхождении Пятокнижия от Моисея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

1; 1 Кор 3. 11; Рим 1. 4 и др.). Во мн. случаях в Посланиях ап. Павла это имя используется самостоятельно, уточнение «Иисус» становится ненужным (1 Фес 2. 7; 1 Кор 1. 23; Рим 5. 6, 8). В Евангелиях такое словоупотребление встречается преимущественно в обращенных к читателю словах самих евангелистов: Мф 1. 1; 1. 17, 18; 11. 2; Мк 1. 1; Ин 1. 17; ярким исключением является Ин 17. 3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Христос (Мессия) как царь В иудаизме начала нашей эры М.- это прежде всего законный царь Израиля (Иудеи), потомок Давида, который установит справедливую власть в Израиле и по всей земле. В НЗ М. (Христос) также предстает перед читателем как царь Израилев (царь Иудейский) и потомок Давида. Иисус был предан смерти именно по обвинению в том, что претендует на царство: «И была надпись вины Его: Царь Иудейский» (Мк 15. 26; параллельные места: Мф 27. 37; Лк 23. 38; Ин 19. 19). В совр. науке свидетельство об этом, сохранившееся у всех евангелистов, воспринимается как исторически достоверное ( Dunn. 1992; Dahl. 1974). Это означает, что представление о мессианстве Иисуса возникло уже во время Его земной жизни. Титул «Царь Иудейский» был важен именно для еврейского мессианизма, а не последующего христианского. В евангельских повествованиях неоднократно утверждается царский статус Иисуса Христа. В рассказе о Рождестве Иисуса (Мф 2) волхвы приходят к Ироду и спрашивают, где новорожденный царь евреев, восход звезды которого они видели на востоке. В Евангелии от Луки ангел говорит Марии о Ее ребенке: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк 1. 31-33). О том, что первые христиане почитали Иисуса как царя, имеется свидетельство в Деян 17. 7. Важную роль для понимания царского мессианизма в НЗ играет сцена торжественного входа в Иерусалим: «На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Озаренные Св. Духом галилейские рыбари неустрашимо проповедали всему миру о Распятом Царе славы ( Деян.1:8 ), и еще из апостольского века мы имеем очень важное свидетельство проконсула Плиния о том, что современные ему христиане имели обыкновение на своих богослужебных собраниях петь гимн Христу, как Богу: carmenque Christo, quasi Deo dicere 3 . Больший из рожденных женами ( Мф.11:11 ), Св. Иоанн Предтеча, свидетельствует об Иисусе словами: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня ( Ин.1:15 ). Видя грядущего к нему Иисуса, Предтеча говорит: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Ин.1:29 ). Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю ( Ин.1:31 ). Сей есть Сын Божий ( Ин.1:34 ). – Требовать более решительного и более ясного свидетельства о Божестве Спасителя, по сравнению с приведенным, невозможно. Заподозрить его подлинность нет никаких достаточных оснований, напротив, в виду других указаний из Евангелия ( Мф.3, 11:1–20, 21:32 ; Мк.1:1–11 ; Лк. 3:1–18, 20:1–8 ) и мн. др., необходимо принять его в качестве драгоценнейшего документа, имеющего очень важное значение для нашей цели. Важный по существу дела, он важен еще и по своему происхождению. Чтобы взвесить ценность последнего обстоятельства, следует помнить, что Иоанн, по свидетельству Иосифа Флавия 4 , был такой знаменитый проповедник, к которому «многие стекались отовсюду и в очень сильной степени – π πλεστου – были возбуждены его проповедью; они не задумались бы все исполнить по его совету». Пред нравственным величием Крестителя бледнело политическое могущество тетрарха. Ирод боялся Иоанна, по словам евангелиста, зная, что он муж праведный и святой ( Мк.6:20 ). Незадолго до Своих крестных страданий Спаситель отражает лукавое совопросничество Своих врагов кратким вопросом о происхождении Иоаннова крещения, – и у них мгновенно пропадает прежняя решимость схватить Господа ( Мф.21:26 ). «γαξν νδρα» называет Предтечу иудейский историк 5 , и, как бы ни желая отстать от последнего, позднейшие писатели титулуют пророка именем «великого священника» 6 . Пусть теперь каждый беспристрастный читатель судит, основываясь на приведенных данных, о важности Иоаннова свидетельства в пользу Богочеловечества Христа-Спасителя, а также подумает и о выборе между двумя свидетелями: Крестителем и Толстым. Довольно неожиданная и вместе происходящая из существа дела дилемма, выход из которой становится легким и далее понятным, благодаря, именно, сопоставлению светильника Света с Его гасителем, чтобы не выразиться сильнее в виду апостольского увещания: всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста ( 1Ин.4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010