Мф.16:19 : Церковь на земле служит дверью в Царство Небесное («дам тебе ключи Царства Небеснаго»). Ср. Мф.25:1–34 , – 26:29 (ср. 1Кор.15:25 сл.) Мк.14:25 , – 9:47. Лк.19:31 , – 22:16–18, – 1Кор.15:50 ср. ст. 24, Гал.5:21 , – 2Сол.1:5 , – Иак.2:5 , – Откр.22:5 др. К Небесному Царству Триипостасного Бога относятся: Ин.1:1–2 , – 1Кор.15: 24–28 , – Кол.1:15–17 . Это Небесное Царство Бога – Отца, Сына и Духа – служит основою, средоточием и целью пространственно-временного бытия мира, или «Царства Божия на земле“, ибо «все чрез Него (начало) и в Нем (средина) и для Него (конец) создано и существует 1Кол.1:16–17), – «все чрез Него произошло, в Нем жизнь, Он в мире и мир чрез Него, Он просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин.1:3–4, 9–10 ). Это – весь круг временно-пространственного или космического бытия, по своей божественной стороне, как проявление божеской благости – премудрости (Бог Творец, Логос-Разум) и любви (Бог Отец, Сын), – вселенная вся по своей красоте, разумности и целесообразности, – вся тварь по своему назначению к славе и блаженству ( Рим.8:19 сл.), – все человечество, просвещаемое светом Божественного Логоса и носящее в себе дыхание Божие и образ Божий, – во всяком народе боящийся Бога, делающий правду и приятный Богу ( Деян.10:35 , – ищущие Неведомого Бога и чтущие Его ( Деян.17:23 ), – познающие Бога и исполняющие Его закон по естественному откровению Его в их богообразной природе и в мире ( Рим.1:19–21 , – 2:14). Одним словом, это все мы, кои «в Нем живем и движемся, и существуем» ( Деян.17:28 ). В таком смысле идея царства Божия раскрыта главным образом в Ветхом Завете – в пятикнижии Моисеевом, псалмах и пророческих писаниях, – и осуществлена преимущественно в истории богоизбранного народа Божия Израиля. Но также и в Новом Завете Бог называется «Царем – βασιλυς» Мф.5:35 , – 1Тим.1:17; 6:15 , – Откр.11:17; 15:3–4; 19:6 ) и употребляется «Царство Божие – βασιλεα (το) θεο» или просто «царство – βασιλεα», напр. Мф.6:13 (не во всех текстах), Мф.15:43 , – 1Кор.4:20; 6:9–10 , – Кол.4:11 др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Так же научает и апостол Павел: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле, доброе или худое ( 2Кор.5:10 ). А в Послании к Евреям читаем: человекам положено однажды умереть, а потом суд ( Евр.9:27 ). В. Люди будут судимы на основании своих деяний (а не на основании тысячелетнего их испытания). Наказанием грешников будет не их уничтожение, но вечное мучение. Если же людям предстоит быть судимыми на основании их поведения во время тысячелетнего царства, то какой смысл может иметь призыв, обращенный Господом и святыми апостолами к их слушателям, о том, чтобы те покаялись ради спасения (см. Деян.2:38; 17:30–31 83 )? Какой тогда смысл может иметь повествование Господа о будущем Суде (см. Мф.25:31–46 ) и повествование о богаче и нищем Лазаре (см. Лк.16:19–31 )? И евангелист Иоанн ясно говорит: и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими ( Откр.20:12 ). Снова выслушаем Господа: и пойдут сии (грешники) в муку вечную ( Мф.25:46 ; Мф.13:42 ; Мк.9:43–47 ) 84 . Человеколюбие Божие проявляется в нынешней жизни, что известно каждому благочестивому христианину. А вечное наказание в аду есть вечное отлучение от Бога, которое ужасно и мучительно. Г. Царство Христово будет иметь духовную природу. Свои же взгляды на тысячелетнее Царство иеговисты заимствовали из апокрифических раввинистических текстов, в которых прослеживается напряженная тоска по иудейскому освобождению и господству со столицей на Сионе, по причине их многолетнего рабства. Ведь известно, что Мессию они ожидали как мирского и земного освободителя. Господь же характеризовал Царство Свое как Царство Небесное. Люди в воскресении будут как Ангелы Божий на небесах ( Мф.22:30 ), не вступающие в брачное общение. Ибо Царствие Божие не пища и питие ( Рим.14:17 ). Чрево и пища будут упразднены (см. 1Кор.6:13 ). Господь нигде не обещал мирских должностей, правительств, министерств, высоких рангов или Своего временного правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Kapsan...

—623— на земле царства Божия, частичного осуществления царства Божия в её членах. Тем же авторам (и ещё Шнедерманну) уделяет внимание статья А. Иванова. „Новозаветное учение о царствии Божием“ (Правосл. Собеседник 1900, кн. 12). В полемике с немецкими богословами или с „немцами“ (Шмоллер, Шнедерманн, Вейсс, Иссель) автор приходит к довольно правильному определению царства Божия: „Царство Божие есть сыновнее единение всех в Боге, как дар благодати и милости со стороны Бога и как постоянная задача для человека (и человечества)?“ (стр. 47). Оно не есть нечто готовое и совершённое, а уготовляемое и совершенствующееся... Его сфера совесть и свобода, а потому оно исключает „всякую правовую организацию“ (43, 50). Казалось-бы, таким описанием царства Божия исключается смешение царства Божия с Церковью, но на стр. 50 мы узнаём, что это царство Божие, исключающее правовую организацию и ещё только уготовляемое, есть церковь (ср. Мк.9:1 )!! Таким образом автор не нашёл в себе смелости возвыситься над традиционным воззрением, по которому царство Божие осуществляется и заключается только в церкви, единственной его носительнице на земле. В конце статьи видим „разбор церковно-политических воззрений Владимира Соловьева и Л. Толстого“, в котором трудно узнать действительные воззрения Вл. Соловьева, так в учении своём о теократии или христианском государстве Вл. Соловьев, оказывается, „стоит на том же пути насилия, на конце коего виднеются и костры для еретиков“ (стр. 75)! Галлюцинацию эту легко однако исправить внимательным чтением произведений Вл. Соловьева, особенно последнего периода, и критической проверкой установившегося в известной части печати мнения о латинском образе мыслей Вл. Соловьева. Заслуживает внимания в ряду критико-библиографических статей о царстве Божием обширная статья почтенного Н.М. Иванцова-Платонова „Новое протестантское учение о церкви в её отличии от царства Божия“ (Правосл. Обозрение 1878, июль и октябрь). Под именем нового протестантского учения о церкви и царстве Божием здесь разумеются воззрения Эбрарда, Ротэ, Швейцера и Краусса, с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А она сказав, что сберегла для них прекрасную долю, показала остатки своего сына. Ужас и изумление тотчас объяли их, и они окаменели при этом зрелище. «Это родное дитя мое, – сказала она, – это мое произведение, ешьте, я уже ела; не будьте нежнее женщины и жалостливее матери; если же вы богобоязливы и гнушаетесь моим приношением, то как я уже половину съела, так мне же пусть достанется остальное». После этого они ушли, объятые трепетом, в этом одном оказавшись робкими и только эту пищу уступив матери. Тотчас весь город исполнился негодования; и всякий, имея перед глазами такое страшное дело, ужасался, как будто бы сам был виновником его. Голодавшие желали смерти и называли счастливыми тех, кто умер ранее, не слышав и не видев таких бедствий. Скоро разгласилось это страшное дело у римлян; одни из них не верили, другие жалели, большинство же еще сильнее возненавидело этот (иудейский) народ». Так, Христос, взошедши на гору и увидев окружающий Его во множестве народ, после других наставлений сказал: «Не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего»; и: «Мнози рекут Мне во он день: ...не в Твое ли имя пророчествовахом, и Твоим именем бесы изгонихом, и Твоим именем силы многи сотворихом? И тогда исповем им...: отидите от Мене, делающии беззаконие; ...не вем вас» ( Мф.7:21–23 , Лк.13:27 ). Далее, всякого, кто слушает, но не исполняет слов Его, Он уподобил глупому человеку, который строит дом на песке и делает его удоборазрушимым от рек, дождей и ветров ( Мф.7:26–27 ). И в другом месте проповедуя, Он говорит: «Как рыбаки, извлекши сеть, выбрасывают вон худую рыбу; так будет и в тот день, когда Ангелы ввергнут в пещь всех грешников» ( Мф.13:47–50 ). Также, беседуя о развратных и нечистых людях, Он сказал, что они отойдут туда, где червь неумирающий и огонь неугасающий ( Мк.9:43 и сл.). И еще: «Царь, – говорит, – сотвори браки сыну своему», и, увидев «человека, ...оболчена в ризы гнусны..., рече к нему: друже, како вшел еси семо не имый одеяния брачна? Он же умолча.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А таковое дело может совершаться благоуспешно только при Божием благословении и содействии. А Божие содействие приобретается молитвой. Дело православия не есть дело только защитников православия, а вместе с тем и дело всякого правоверующего: всякий сын Церкви должен не только сохранять православное вероучение во всей чистоте, но и заботиться, чтобы вера православная и другими сохранялась в таковой же правоте и распространялась среди неверующих или неправоверующих. Поэтому на всех верующих лежит обязанность содействовать этому возможными для них средствами. А так как одним из могучих средств, способствующих обращению заблудших на путь истины, служит молитва о спасении их, и это средство для всякого верующего во всякое время удобоисполнимо, то будем все молиться, чтобы Господь извел делателей на дело Свое ( Мф.9:38 ; Лк.10:2 ), чтобы изведенным на делание сие даровал дух терпения и благоразумия, чтобы Господь умножил пособников этому святому делу и утвердил желание возжелавших вспомоществовать миссионерскому делу делами любви благотворящей, чтобы благодеющим Он воздал Своими благословениями, живым подал здравие, усопшим – упокоение. Да соберет Господь воедино всех рассеянных овец Своих, дабы, по обетованию Его, было едино стадо и един Пастырь ( Ин.10:16 )! Беседа по окончании занятий епархиального съезда миссионеров и сотрудников Братства святителя Димитрия в городе Томске, 1898 год Не мир пришел Я принести, но меч. ( Мф.10:34 ). Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь. ( 2Кор.10:4 ). С мечом шел на Христа иудей, чтобы взять и предать Пилату на распятие ( Мф.26:47 ; Мк.14:43 ; Лк.22:52 ). Мечом гонения терзали Церковь Христа цари Рима. С мечом слова восставали на нее мудрецы мира древние и новые. Мечом раздора и разделения наносил рану Церкви ересиарх Арий с полчищами следовавших за ним еретиков и раздорников. И до сегодня этот меч не вложен в ножны его, и доднесь Церковь Христова на земле пребывает воюемой. Но, претерпевая нападения, она сама не оставалась и не остается беззащитной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В Свящ. писании отрицание нередко употребляется в смысле ограничения (ст. 29. Мф.8:14, 25:31 ). Посему слово не знавший значит менее знавший. Неведение хотя извиняет, но не вполне; так как неведущий мог бы узнать, если бы был рачителен и заботлив (чит. в притче же о талантах 25:26–30). «Если один биен будет много, а другой мало, то почему же говорят, что нет конца мучению грешников? вопрошает св. Василий Великий . И отвечает на этот вопрос таким образом: сказанные слова указывают не конец, а разность мучения. Ибо если Бог есть праведный судия не только добрых, но и порочных, воздающий каждому по делам его, то иной может быть достойным огня неугасимого, но или слабейшего, или более пожигающего; другой, – червя неумирающего, но опять или сноснее или нестерпимее причиняющего боль, по достоинству каждого; и иной – геенны, в которой без сомнения есть разные роды мучений и другой тьмы кромешной, где один доведен только до плача, а другой, от усиленных мучений, и до скрежета зубов. Господь то решительно говорит, что идут сии, т. е. грешники, в муку вечную ( Мф.25:46 ), то отсылает иных в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его, (4), а в другом месте именует геенну огненную и присовукупляет: идеже червь их не умирает и огнь не угасает. ( Мк.9:47–48 ). И если будет когда-нибудь конец вечному мучению, то и вечная жизнь должна иметь конец.» Зач. 69-е. Действие учения Господня. Знамение времени и о примирение с ближним. Тут речь иносказательная. Огонь в Свящ. писании изображает собою бедствия, потрясения, перевороты ( Пс.76:12 ; Ис.43:2 ). Здесь Господь им изображает более частные бедствия, т. е. семейные раздоры и разногласия, как это видно из дальнейших слов Его (ст. 51 и дал). Слова: огня приидох воврещи (низвести) на землю не значат, что Иисус Христос, Который есть мир наш ( Еф.2:14, 16 ), пришел на землю для того, чтобы произвести раздоры и несогласия. Но это значит, что разделения среди людей необходимо должны произойти сами собой с пришествием Господа. Злоба людей, а не Он и Его Евангелие будут причиною сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Некоторые экзегеты, впрочем, усиливаются придать другое значение свидетельству ев. Луки. Еще св. Златоуст 44 усматривал в 32 ст. обозначение «большего отягчения, происшедшего в них (апостолах) от видения, ибо как чрезмерный блеск ослепляет глаза, так и они испытали подобное сему». Одним словом, спутники были как бы «препобеждены величественностью сцены» 45 . Такое толкование противоречит тому факту, что сон был не после, а прежде созерцания прославленного Господа. Иначе думает обосновать мысль Мейер. Ссылаясь на то, что у одного светского писателя 46 глагол διαγρηγορε ν употребляется в значении «бодрствовать», он 47 находит неправильным перевод: postquam experrecti sunt. По его соображениям, замечание ев. Луки нужно понимать в таком смысле: несмотря на то, что сон клонил апостолов, они старались бороться с ним и вполне не засыпали; подтверждение этому дает будто бы Вульгата в слове evigilantes иди vigilantes. Глагол evigilare действительно означает иногда: «проводить без сна», как напр. у Тибулла: nox evigilanda; но гораздо обычнее (Plin. j., Quint., Suet) употребление его в смысле «пробуждаться». Точно так же связь речи не оставляет никакого сомнения, что ученики спали, ибо противоположность βεβαρημ νοι πν с последующим διαγρηγορ σαντες равняется противоположности видения и невидения. В состоянии, обозначенном βεβαρημ νοι πν апостолам было неизвестно совершавшееся с Иисусом Христом, а когда они стали διαγρηγορ σαντες, явление открылось им во всем своем блеске. Значит, раньше они были в невозможности созерцать это, то есть спали. Потому-то самый процесс Преображения ев. Лука описывает чисто объективно, без отношения к тому, насколько он был доступен восприятию Петра, Иакова и Иоанна; последнее наступило для них несколько позднее и именно после пробуждения. Наконец и у ев. Матфея при довольно сходном сочетании глагол βαρ ω представляется тожественным по значению с καθ υδω ( Мф.26:43 ). Первые два синоптика, выпустив предшествовавшие самому событию моменты, изображают всю сцену так, как будто Преображение совершилось на глазах апостолов ( Мф.17:2 ; Мк.9:2 ) 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Рассмотрим же, братия, в чем состоит это блаженство свв. мучеников, истинных рабов Христовых, и вообще всех праведных людей, живших на земле добродетельно, свято, чисто, любивших Бога и ближних своих. а)  Праведники наследуют уготованное им Царство от сложения мира (Мф. 25, 34), – Царство, которое называется так же Царством Небесным (Мф. 5, 3, 10), Царством Божиим (Мк. 9, 47), Царством Отца (Мф. 13, 43), Царством Господа Иисуса Христа (2 Петр. 1, 11); называется еще градом Бога живаго (Евр. 12, 22), домом Отца (Ин. 14, 2). б)  В этом Царствие, граде, доме Божием первым источником блаженства для праведников будет постоянное их сопребывание, сожительство с Самим Богом и Господом Иисусом Христом , и постоянное соучастие в Божественной славе, сколько то возможно для твари. Иду, – говорил Спаситель ученикам Своим пред Своим отшествием из мира, – уготовати место вам. И аще уготовлю место вам, паки прииду и пойму вы к Себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете (Ин. 14, 1–3). В Апокалипсисе Господь засвидетельствовал: побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и седох с Отцем Моим на престоле Его (3, 21). Тогда праведники явятся действительно наследницы убо Богу, снаследницы же Христу (Рим. 8, 17). в)  Пребывая постоянно с Господом в Царствии Небесном, праведники удостоятся зреть Триипостасного лицом к лицу : блажени чистии сердцем яко тии Бога узрят (Мф. 5, 8). И в этом лицезрении Всесовершенного будут непрестанно обретать: аа) Полное удовлетворение для своего ума, жаждущего истины: видим ныне (Бога), – говорит св. апостол, – якоже зерцалом в гадании, тогда же лицом к лицу: ныне разумею отчасти, тогда же познаю, яко же и познан бых (1 Кор. 13, 12). Тогда упразднится (10) вера и настанет одно непосредственное видение (2 Кор. 5, 7). бб) Полное удовлетворение для своей воли, жаждущей добра: блажени алчущии и жаждущии правды яко тии насытятся (Мф. 5, 6). По мере того, как праведники более и более будут созерцать и постигать умом своим совершенства Всесовершенного, они более и более будут воспламеняться к Нему любовью, которая, по слову апостола, николиже отпадает (1 Кор. 13, 8), более и более усовершаться в безусловном повиновении Его святейшей воле и в нравственном уподоблении Ему: возлюбленнии, – говорит св. Иоанн Богослов, ныне чада Божия есмы, и не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится подобни Ему будем, ибо узрим Его, якоже есть (1 Ин. 3, 2–3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Убийство Христофора, как и арест Иисуса, совершается ночью, после трапезы, разделенной с учениками (ср.: Мф.26 и др.). Предатель встречает жертву притворным лобзанием любви (ср.: Лк.22:47–48 ). Убийство совершают иноплеменники-хорасанцы – Христа распинали римские воины ( Мф.27:27–31 и др.). Патриарх дважды назван «агнцем» 42 – наименование Христа, восходящее к пророчеству Исаии о Его кротости в страданиях ( Ис.53:6–7 ; Ин.1:29 ). Наконец, антиохийские христиане, «как только узнали, что поражен их пастырь, пришли в смятение и рассеялись в страхе от грозивших бед», – подобно апостолам после взятия Христа ( Мф.26:31 , Мк.14:50 , Ин.16:32 и др.). Однако, как отмечает автор Жития, «никто не искал их, ибо надлежало исполниться предсказанию их отца (Христофора. – С. М.) “Поистине, когда они излечатся моим убийством и извергнут яд, который накопили в своих сердцах против меня, они не будут искать других”», 43 – это пророчество подобно тому, об исполнении которого говорит евангелист Иоанн: «Иисус отвечал: ...итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, – да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого» ( Ин.18:8–9 ). Таким образом, рассказ об убийстве патриарха отличается поразительным сходством с Евангелием, а наименование «агнцем», лобзание предателя, исполнение пророчества об учениках, несомненно, являются подчеркнутыми аллюзиями. Можно предположить, что во всем повествовании о мученичестве Христофора использован скрытый прием типологического синкрисиса – так по аналогии с синкрисисом Плутарха 44 мы предлагаем называть сопоставление главного героя или связанных с ним событий со святыми или событиями священной истории Ветхого и Нового Завета 45 . В таком случае следует считать, что в глазах автора Христофор является мучеником, поскольку уподобился Христу образом своей смерти – как в ее внутренних предпосылках, так и во внешних обстоятельствах. Однако соединение похвального жития с мученичеством в рассматриваемом нами произведении – не единственная черта его жанровой неоднородности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже любодействова с нею в сердцы своем ( μοιχενειν) – называется преступление против целомудрия в брачном состоянии; однако духовное нарушение целомудрия равно возможно и Христову закону противно, как в состоянии брака, так и вне брака. Но надобно заметить, что преступление супругов против целомудрия важнее преступления безбрачных. Ибо там с удовлетворением нечистому пожеланию соединяется неуважение к благословению Божию, подаваемому в браке, и расторгается самым делом союз, в который введены супруги Богом на всю жизнь. Труднее для уразумение убеждения к сохранению целомудрия, соединенное в беседе Спасителя с заповедью о целомудрии. Аще же око твое десное соблажияет тя, изми е и верзи от себе: уне бо ти есть, да погибнет един от уд твоих и т.д. Спаситель предлагает в сих увещательных словах самое средство против нечистых пожеланий, подобно как выше, в заповеди о гневе ( Мф.5:23–26 ), присовокупил правило о примирении. То же наставление, только несколько точнее, Он повторяет при другом случае ( Мф. 18:8–9 ; Мк. 9:43–47 ). Как Господь, говоря о гневе, заповедует для примирения с братом оставлять самое важное дело, каково жертвоприношение, так для подавления нечистой похоти предписывает удалять соблазнительные предметы, хотя бы то был правый наш глаз или правая рука. Глаз у всех народов служит образом драгоценных предметов. Римляне говорили: глаз всего дороже. На то же указывают слова апостола Павла ( Гал. 4:15 ). И не просто о глазе говорит Христос, но о правом глазе: десное око. Таким образом, дабы все тело не подверглось вечным мучением, лучше лишиться самого дорогого, глаза и правой руки, которую не может заменить левая. Но ужели каждый раз должно отсекать телесный орган, как скоро он как-нибудь ведет к похоти! Если бы при каждом пробуждении нечистых пожеланий необходимо было истреблять телесные органы, то все люди должны были бы обречь себя на извержение глаз, и Церковь Христова сделалась бы обществом увечных. Апостол Павел заповедует хранить тело и пещись о нем ( Ефес. 5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010