Когда народ увидел Христа, он поспешил Ему навстречу, чтобы поприветствовать Его. Вдруг некто из народа воскликнул: Учитель! умоляю Тебя взглянуть на сына моего, он один у меня: его схватывает дух, и он внезапно вскрикивает, и терзает его, так что он испускает пену; и насилу отступает от него, измучив его. Я просил учеников Твоих изгнать его, и они не могли (Лк. 9, 38–40). Евангелист Матфей добавляет, что этот мальчик бесновался в новолуния, то есть он был подвержен лунатизму. У человека было большое горе: его единственный сын тяжело и неизлечимо болен с младенчества, одержим нечистым духом, который мучил ребенка. Отец привел его к ученикам Христа, но они не смогли исцелить его. Почему? Ведь им была дана власть над нечистыми духами. Видимо, потому, что у этого отца, который набегался по врачам, не было твердой веры, что исцеление может произойти по слову учеников Христа. И народ, находящийся здесь, пришел ко Христу за чудом без веры. Тут же были книжники и фарисеи, весьма довольные, что ученики Христа не смогли совершить исцеление, и, естественно, всячески обращали на это внимание народа. И сами ученики засомневались в том, что именем Христа в Его отсутствие могут исцелить бесноватого, как засомневался и начал тонуть Петр, шедший по воде. Поэтому Господь говорит им всем: «Неверующие! Сколько чудес совершено среди вас Мною и учениками Моими во Имя Мое? Сколько же еще времени Мне надо быть с вами и терпеть ваши требования все новых знамений и чудес, чтобы вы, наконец, поверили?» Он велел привести к Нему отрока. Иисус, конечно, не спрашивал о вере этого мальчика, потому что у него веры не могло быть, да и ответить он не смог бы. И, обращаясь к его отцу, Христос сказал: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (Мк. 9, 23). Отец отвечал со слезами, прося дать здоровье своему сыну: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Для получения просимого нужна вера просящего в возможность исполнения его просьбы. У этого человека такой веры не было, но он очень захотел, чтобы эта вера у него появилась. Отец больного отрока хотел верить, вера уже зарождалась в его душе, но была еще слаба и нуждалась в укреплении. И Господь исцелил его больного сына. Он запретил нечистому духу, который, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал (Мк. 9, 26–27).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Мф.9:18 .  Сия Ему глаголющу к ним, се, князь некий пришед кланяшеся Ему, глаголя, яко дщи моя ныне умре: но пришед возложи на ню руку Твою, и оживет. Когда Он говорил им сие, подошел к Нему некоторый начальник и, кланяясь Ему, говорил: дочь моя теперь умирает; но приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива. Дочь Иаира обозначает душу каждого, умершую вследствие неисполнения заповедей закона и Божественных повелений. Иаир был начальник синагоги иудейской, как говорят Марк ( Мк.5:22 ) и Лука ( Лк.8:41 ). Он оставил свою дочь еще живой, потому что, по словам Марка, он сказал: «дщи моя на кончине есть» ( Мк.5:23 ), дочь моя при смерти, а, по словам Луки, она уже умирала ( Лк.8:42 ). Итак, он по предположению сказал: «ныне умре», потому что думал, что дочь до того времени, конечно, умерла. Вероятно, что прежде он сказал: на кончине есть, а потом: ныне умре, т.е. до этого времени. Высказал двойную просьбу, чтобы Христос пришел и возложил руки, так как имел грубый образ мыслей. Мф.9:19 .  И востав Иисус по нем иде, и ученицы Его. И встав, Иисус пошел за ним, и ученики Его. Марк ( Мк.5:24 ) и Лука ( Лк.8:42 ) говорят, что следовало также много народу, так как большинство, живя плотской жизнью, желало видеть не столько пользу души, сколько исцеление тела. Мф.9:20 .  И се, жена кровоточива дванадесяте лет, приступльши созади, прикоснуся воскрилию ризы Его... И вот, женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, подойдя сзади, прикоснулась к краю одежды Его... Об этом пространнее и яснее написал Лука: его повествование в восьмой главе. «Воскрилие» есть край одежды, который, покрывая ноги, касается при путешествии земли. Мф.9:21 .  Глаголаше бо в себе: аще токмо прикоснуся ризе Его, спасена буду. ...ибо она говорила сама себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Она имела великую веру, потому что верила, что, прикоснувшись края одежды Его, будет спасена, т.е. выздоровеет, но, однако – веру несовершенную, потому что думала скрыть от Того, Который видит и тайные движения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(Ср. Мк.5:28–29 ; Лк.8:44 .) У Марка сообщаются подробности о самом процессе исцеления, у Луки – о том же весьма кратко. У Матфея об исцелении не говорится, но оно, конечно, подразумевается само собой. Поступок женщины и ее мысли нельзя считать «суеверными», потому что это слово означает напрасную, суетную веру; обстоятельства же показали, что вера женщины не была ни напрасна, ни суетна. Этим устраняются все рассуждения о суеверном поступке женщины и о том, что она верила в пользу от прикосновения к одеждам Спасителя. Мф.9:22 .  Иисус же, обратившись и увидев ее, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова. (Ср. Мк.5:30–34 ; Лк.8:45–48 .) Сравнительно с рассказами Марка и Луки рассказ Матфея отличается краткостью. У Матфея передается только о том, что Спаситель, обратившись назад и увидев женщину, сказал ей, что ее вера спасла ее, и она стала здорова с того часа. У Матфея представляется не так ясно, как у других синоптиков, в чем заключалась или отчего происходила боязнь женщины. Однако то, что она действительно чего-то боялась, можно вывести и из его рассказа, потому что она тайно прикасается ко Христу, а заговорить с Ним воспрепятствовали ей, конечно, ее боязнь или страх. «Дочь» в этом случае может служить добавлением к слову «дерзай». Женщина должна быть смелой, потому что она не чужая Христу, а Его дочь, как и расслабленный – Его «чадо» ( Мф.9:2 ), как и все другие люди, верившие в Христа. Обращение, полное любвеобилия. Мф.9:23 .  И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении, Мф.9:24 .  сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним. (Ср. Мк.5:35–40 ; Лк.8:49–53 .) Сообщение о том, что на пути в дом Иаира к начальнику подошли люди (согласно Луке, τις – один какой-то человек), сказавшие ему, что девица умерла, что он не должен утруждать Учителя, и остальные подробности у Марка и Луки Матфей пропускает. Самый подробный рассказ у Марка. Согласно рассказу Матфея, Иисус Христос входит в дом Иаира (который по имени не называется) и видит игроков на флейтах ( αλητς) и народ, приведенный в замешательство ( τν χλον θορυβομενον), повелевает всем выйти вон ( ναχωρετε – выражает движение назад, отступление, удаление), потому что девица не умерла, а спит.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мк.12:9 . Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим. Тут Господь заставил Иудеев – их первосвященников и старейшин, чтобы они произнесли приговор сами себе и осудили себя на заслуженное наказание. Под пришествием хозяина здесь разумеется не второе пришествие Христово для суда и воздания; так как при повествовании о сем у еванг. Матфея говорится ( Мф.21:41 ), что виноградник, т.е. Церковь Божия, будет отдана другим делателям, и они будут отдавать хозяину плоды во времена свои, чем указывается на продолжение настоящей земной жизни: а это – время разрушения Иерусалима, когда совершился суд Божий над приставниками в ветхозаветной церкви (Феоф.). Отдаст виноградник другим (инем), т.е. истинная Церковь будет уже, вместо бывшей до пришествия и смерти Иисуса Христа, Иудейской, христианская. Таким образом, Иудеи, не понимая цели притчи, этими словами сами осудили себя, как небрежных и недостойных делателей в церкви Божией; потому что слова: придет и предаст смерти виноградарей, по Евангелию Матфея, высказали сами Иудеи, Господь же, по всей вероятности, повторил их. Так Господь заставил Иудеев произнести приговор самим себе и осудить самих себя на заслуженное наказание. Мк.12:10 . Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла: Мк.12:11 . это от Господа, и есть дивно в очах наших ( Пс.117:22–23 )? Здесь Господь приводит слова из псалма о Своем отвержении со стороны еврейского народа ( Пс.117:22–23 ) и подтверждает произнесенный Иудеями суд над самими собой. Камень, который отвергли строители (егоже не в ряду сотвориша зиждущие). Образ заимствован от постройки дома. При постройке дома обыкновенно большие и твердые камни кладутся под углы его. Камни эти называются краеугольными. Здесь таким камнем Иисус Христос называет Самого Себя, потому что Он составляет основание Церкви. В Свящ. Писании Иисус Христос нередко называется краеугольным камнем Церкви ( Деян.4:11 ; Еф.2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Совершать богослужебные действия полагалось лишь священникам, которым помогали левиты; всем прочим это категорически возбранялось. Известно, что преступивший запрет царь Озия был поражен от Бога проказой (см.: 2Пар.26:16–23 ). Корея, Дафана и Авирона, восставших против богоустановленного священства, живыми поглотила земля (см.: Числ.16:1–33 ). И царя Саула Бог отрешил от царствования, как безумца, потому что он принес жертву Богу вместо священника (см.: 1Цар.13:1–14 ). Таким образом, в Ветхом Завете было священство всеобщее, в силу которого все израильтяне именовались царственным священством и народом святым ( Исх.19:5–6 ; и 1Пет.2:9 ) и священство богоучрежденное, ограниченное родом Аарона и имеющее три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (см.: Исх.28:1–3 ). Вместе с тем уже во времена пророческие, за семьсот лет до пришествия Христова, Бог предсказал, что изберет Себе священников не только из колена Левиина и из потомков Аарона, но из всех народов земли, по закону благодати: Я... приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам... и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... на святую гору Мою, в Иерусалим... Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь ( Ис.66:18–21 ) 120 . Христос, будучи Сам концом закона ( Рим.10:4 ), установил по Своем пришествии в мир новое священство (см.: Евр.7:12 ). Из множества учеников Он избрал двенадцать, которых назвал апостолами (см.: Мф.10:1–2 ; Мк.3:13–19 ; Лк.6:13–16 ), а затем еще семьдесят (см.: Лк.10:1–24 ). Впоследствии двенадцать апостолов поставили в Церкви семерых диаконов (см.: Деян.6:3–6 ). Двенадцать апостолов были научены Господом совершать крещение и во время земного Его служения крестили народ (см.: Ин.4:2 ). Те же двенадцать научились от Него помазанию больных елеем и изгнанию бесов (см.: Мк.6:7–13 ; Иак.5:14–15 ), молитве и преломлению хлеба то есть Божественной литургии (см.: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–23 ; Лк.22:19–20 ). Этим же двенадцати Господь являлся в течение сорока дней по воскресении, говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). И на них же сошел в день Пятидесятницы Дух Святой, ниспосланный Господом от Отца и облекший их силою свыше для проповеди Евангелия (см.: Деян.1:5; 2:1–4 ; Лк.24:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Если же сектанты скажут, что рожденным от Бога называется также « всякий верующий, что Иисус есть Христос » ( 1Ин.5:1 ), то мы спорить не будем, но предложим им пояснить, что необходимо разуметь под верой? Господь сказал: « Если будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас » ( Мф.17:20 ). Если признать рожденными от Бога и не делающими греха тех, которые имеют такую степень веры, то это верно; но едва ли сектанты, при всей своей гордыне, осмелятся так говорить о себе. Рассмотрим возражения сектантов против некоторых таинств в отдельности. 2. Таинство крещения Как известно, сектанты совершают крещение, но таинством его не считают. Крещение у сектантов только видимый знак вступления человека в общество сектантов. Другою особенностью является то, что сектанты крестят только взрослых, крещение же младенцев отвергают. Β доказательство своего учения, о некрещении младенцев сектанты, говорят, будто крестить младенцев нельзя потому, что они не имеют личной веры. При этом сектанты ссылаются на следующие места св. Писания: 1) Мк.16:16 . «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Но Православная Церковь совершает крещение младенцев по вере приносящих их. Господь же, как видно из Писания, вменяет веру приносящих приносимым. « Иисус, видя веру их , (людей, принесших расслабленного) говорит расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои » ( Мк.2:5 ). Укажем также, как по вере сотника Господь исцелил его больного слугу, сказав при этом: « И во Израиле не нашел Я такой веры » ( Мф.8:10 ) и как исцелил Господь глухонемого бесноватого отрока по вере его родителя, сказав последнему: « если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему » ( Мк.9:23 ) и, т. д. 2) 1Петр.3:23 . « Крещение не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести ». А так как дети, говорят сектанты, не могут давать обещания, то крестить их нельзя. Но если так, то почему же возможно было в Ветхом Завете обрезание младенцев? Ведь и обрезание также предполагало известное обещание человека при заключении завета с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

«Без веры угодить Богу невозможно» ( Евр.11:6 ); без веры невозможно ничего и выпросить у Бога. Это видно из следующего: отец просил об исцелении сына: Господи! «если что можешь помоги нам, – и Он отвечал: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» ( Мк.9:22–23 ). Посему и нам говорит, «имейте веру…  все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам» ( Мк.11:23–24 ). Верить не тому только, что Богу все возможно, но что он непременно подаст то, чего у него просим. Потому и апостол учит: «да просит с верою, нимало не сомневаясь; иначе же да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» ( Иак.1:6–7 ). При несомненной вере, что Бог подаст просимое, надобно еще знать, о чем молиться, чтобы не уподобиться тому, кто много зла навел на Иова, испросив над ним власть у Бога ( Иов.1:12 ). Кто не навык к различию добра и зла, тот и камень просит вместо хлеба, и змею вместо рыбы ( Мф.7:9–10 ), – того блага, которое ожесточает сердце, и удовольствия, лишающего божественной жизни. Посему и сказано: «просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак.4:3 ). Был случай, что молитва и сильного молитвенника не была исполнена, потому что Бог подавал ему нечто лучшее, чем то, чего он просил себе ( 2Кор.12:9 ). У кого же есть ревность угодить Богу, но несогласно с божественным разумом, тот может молиться так же, как и ученики, которые говорили: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их?» ( Лк.9:54 ). Многие чудеса можно совершать с молитвой, исполненной веры ( Мф.7:22 ), и однако не иметь в себе духа Христова. Потому и Господь говорит: «не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» ( Мф. 7:21 ). Многие из молитвенников неразумных услышат на суде Господнем: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня ( Мф.7:23 ). Итак, нужно знать, о чем молиться, и еще следует научиться, как должно молиться, чтобы молитва была не тщеславна и не мятежна. Учение о молитве

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

– Господи, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам (Мк. 9: 22). Поэтому я и говорил вам, что он все-таки не с должной верой подходит к Спасу Иисусу Христу. Он ведь не говорит, как некогда прокаженный: Господи, если хочешь, можешь меня очистить (Лк. 5: 12). Он не говорит и как сказал сотник в Капернауме: Господи, скажи только слово, и выздоровеет слуга мой (Мф. 8: 8). Он так не сказал. Он сказал: если что можешь… Несчастный, он не знал, Кто перед ним стоит, не знал, что это Спаситель Всесильный – Пантократор, каким Он изображается под куполом церкви, осеняющим всех. Он Вседержитель, Он может сделать это. Однако Спаситель, и в этом видна Его благостыня, Его неизреченная любовь, не хочет исцелять лишь ребенка, но и его маловерующего отца. Ведь чудо Божие состоит не только в исцелении ребенка, но и в исцелении отца. Что же говорит ему Спаситель? – Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк. 9: 23). И в этот момент отец отдает себе отчет в том, что у него нет сильной веры. Он бросается на колени и говорит: – Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9: 24). Он признаёт, что у него нет сильной веры, но слезы покаяния, которые он излил, произнося эти слова, омыли его неверие, растопили лед его окаменения. Ведь слезы покаяния – это единственно спасающие слезы. Наша вера не может быть стойкой и сильной без Божией помощи – если Бог не подкрепит нашу веру Из этих слов мы учимся еще одному: наша вера не может быть стойкой, сильной без Божией помощи, если Бог не подкрепит нашу веру. А Спаситель, рассказывает дальше святой евангелист Марк, более подробно сообщающий нам об исцелении этого лунатика, Спаситель просит, чтобы ребенка привели к Нему, и запрещает злому духу, духу немому. И злой дух в последней конвульсии злобы, попущенной Богом, с силой сотрясает его и бросает еле живым, так что некоторые уже стали говорить, что он мертв, – может, книжники, которые так и ждали увидеть, что произойдет что-нибудь плохое. Однако было не так. Спас Иисус Христос взял ребенка за руку, и тот встал исцеленным, выздоровевшим, навсегда избавившимся от лютого беса, мучившего, говорит евангелист Марк, с самого младенчества этого единственного у отца ребенка.

http://pravoslavie.ru/105709.html

Почему, например, «молитвы на изгнание бесов» читаются монахами, причем очень высокой жизни, имеющими высокий духовный опыт. Дело в том, что они понимают, с какой силой начинают соприкасаться, они понимают, что, во-первых, это очень высокая степень ответственности за больного, а во-вторых, это опасность повредить своей собственной душе. То есть священник идет напрямую, как говорится, «идет на Вы» с силами зла. И Христос, имея в виду бесов, говорит: «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17. 21), подразумевая, что тем, кто исцеляет, необходимо иметь определенный образ жизни. Ведь и апостолы не всегда могли исцелять. Однажды ко Христу подошел человек и попросил Его: «Господи! Помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает; …я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17. 15 – 16). Иисус приказал бесу, бес вышел вон, и отрок исцелился, как сказано, «в тот час» (Мф. 17. 18). И тогда апостолы, оставшись наедине со Христом, спросили Его, почему они, Его ученики, не смогли исцелить юношу. «Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажите горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет, и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17. 20). Он обличает их в том, что они маловеры, и потому не могут пользоваться своим даром – А что же делать человеку, если он понимает, что нуждается в помощи Божьей, но вера его еще очень слаба? – Вот как рассказывается в Евангелии от Марка о том, как произошло исцеление юноши. Когда отец больного просит Христа: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам» (Мк. 9. 22), Христос отвечает: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мк. 9. 23). И тогда отец воскликнул со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9. 24). Н. М. Языков Хор, петый в Московском благородном собрании по случаю прекращения холеры в Москве Велик Господь! Земли и неба своды – Свершители судеб Его святых! Благословен, когда казнит народы, Благословен, когда спасает их.

http://pravmir.ru/dar-celitelstva/

Пролог Мк. относится к числу наиболее кратких. В него входят проповедь Иоанна Крестителя, Крещение Иисуса на Иордане, искушение Его в пустыне, выход на общественную проповедь и призвание учеников. Остановимся на центральном повествовании пролога Мк. — о Крещении, которое Иисус принял от Иоанна в водах Иорданских: 9 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. 10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. 11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 9-11). В ст. 9 имя Иисуса впервые встречается в евангельском рассказе (если не брать 1-й стих, выполняющий роль заголовка). Поэтому Он вводится как некий новый персонаж рассказа, с которым читатель еще не знаком: «Иисус из Назарета Галилейского». Рассказ об Иоанне в начальных стт. 2-8 имеет значение только ради Иисуса, Который пришел креститься к Иоанну. Упоминание Крещения как действия — каким бы впечатляющим ни казалось оно само по себе — указывает лишь на внешнюю сторону события . Об этой внешней стороне говорится как будто вскользь, внутренний же смысл гораздо глубже и важнее. К примеру, он отражен в том, как еще называется в церковной традиции праздник-воспоминание о Крещении Господнем: Богоявление. Растолкование такого понимания дается в тропаре праздника: Во i3opдa1he kpeщa1ющycz тебе, гдси, трвческое z3bu1cz nokлohe1hie: роди1телевъ бо гла1съ свидётельствоваше тебе1, возлю1бленнаго mz сн7а u3мehyz, и3 дх7ъ въ ви1де голубинэ извёствоваше словесе2 u3mbepждe1hie: z3bлe1йcz хрсте бж7е, и3 мjpъ просвэще1й сла1ва тебЁ. Перевод: «Во Иордане во время крещения Твоего, Господи, открылось поклонение Троице; ибо голос Родителя (Отца) свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истину слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе». Итак, Богоявление (Теофания) — вот суть события. Таков смысл пролога любого Евангелия: служение Иисуса Христа есть прежде всего Богоявление. И о нем всегда заявляется с самого начала. В Мф. и Лк. в весть о Богоявлении входит повествование о Рождестве Христовом . В Мф. Богоявление выражается словами ветхозаветного пророчества «С нами Бог» (Мф. 1, 23). Главный тезис пролога Ин. также состоит в вести о Богоявлении (см. Ин. 1, 14. 18).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010