Согласно с тем, как было предсказано Исаии ( Ис. 40:3 ) и Малахии ( Мал. 3:1 ), Его общественное служение роду человеческому было предварено пришествием и покаянной проповедью Предтечи Иоанна Крестителя, уготовлявшего Ему путь ( Мф. 3:3; 11:10 ; Мк. 1:2 ; Лк. 7:27 ). Во время же Своего служения, Он, как пророчествовали о Нем Моисей и Исаия ( Втор. 18:15–18 ; Ис. 9:1; 61:1 ), явился Пророком ( Деян. 3:22 ), и Пророком великим ( Лк. 7:16 ) и сильным в деле и слове пред Богом и всем народом ( Лк. 24:19 ), а также Просветителем всех, сидящих во тьме и сени смертной ( Лк. 1:79 ), так как Он светом Своим просвещал, как всю Иудею, так, в особенности, страну Завулонову и Неффалимову ( Мф. 4:15 ), и учил не как кто-либо и когда-либо из людей ( Ин. 7:46 ), а, как власть имеющий ( Мф. 7:29 ), всегда Свое учение сопровождая самыми благотворными, а также изумительными и чудесными действиями ( Лк. 4:18, 19 ; Мф. 15:30, 31 ; Лк. 7:22 ). Но, как предсказано было пророками, Христос пришел в мир не для того только, чтобы просветить светом истины людей, а для того, чтобы пострадать и умереть за грехи их ( Ис. 53 ; Лк. 23:26 ), и обстоятельства Его страданий и смерти представляли в себе самое поразительное сходство с теми частными и характеристическими чертами, в каких предызображался пророками страждущий Мессия. Так, согласно с, этого рода, предсказаниями, после того, как Христос торжественно вошел в Иерусалим ( Зах. 9:9 ; Мф. 21:5 ), вскоре за тридцать сребреников был предан ( Зах. 11:12 ; Мф. 26:15 ) в руки восставших против Него вождей и правителей народных ( Пс. 2:1 ; Деян. 4:27 ) и, несмотря на то, что не сделал греха и не было лжи в устах Его ( Ис. 53:9 ), был ими к злодеям причтен ( Ис. 53:12 ; Лк. 22:37 ). Ему плевали в лицо, заушали и били по ланитам ( Мф. 26:67 ), но Он не отнимал ланит Своих от бьющих и не закрывал лица Своего от поругания и оплевания ( Ис. 50:6 ), Он страдал добровольно и не открывал уст Своих, как овца веден был Он на заклание, и, как агнец, пред стригущим его, безгласен, так Он не отверзал уст Своих ( Ис. 53:7 ; Деян. 8:32–35 ). Ему враги Его пронзили (на кресте) руки и ноги ( Пс. 21:17 ), и, тогда как, среди Своих тяжких мук, Он взывал к Богу: Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил ( Пс. 21:2 ; Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ), они богохульно насмехались над Ним, говоря: Он уповал на Господа, пусть избавит Его и спасет, если Ему угоден ( Пс. 21:9 ; Мф. 27:43 ), кроме того, они подали Ему в пищу желчь и в жажде поили уксусом ( Пс. 68:22 ; Мф. 27:34 ), прободали Ему, также, ребра ( Зах. 12:10 ; Ин. 19:34 ), делили ризы Его между собою и об одежде Его бросали жребий ( Пс. 21:19 ; Ин. 19:23, 24 ), в конец предназначили Ему гроб со злодеями, но Он погребен был у богатого ( Ис. 53:9 ; Мф. 27:60 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

И исцелилась дочь ее в тот час; и, пришедши в дом свой, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели. Эта сила веры и неотступность мольбы хананеянки должны служить примером для нас. Мы часто охладеваем к молитве только потому, что, молясь, не сейчас же получаем просимое. Но мы должны всегда помнить, что Господь нередко испытывает нас, силу нашей веры в Его всемогущество и милосердие; и потому не должны отчаиваться, если Господь медлит исполнить наши моления. 47. Исповедание Петра. Мф. 16:1–4 и 13–28; Мк. 8:27–38; Лк. 9:18–27 Пошел Иисус Христос с Апостолами в селения, расположенные близ Кесарии Филипповой. Дорогою Он спросил Алостолов: За кого почитают Меня люди? Они ответили: «Одни – за Иоанна Крестителя, другие – за Илию, а иные – за Иеремию или за одного из пророков». Тогда Господь спросил их: А вы за кого почитаете Меня? За всех ответил Петр: Т ы – Христос, Сын Бога Живого! Если бы Апостолы судили о своем Учителе по (по плоти и крови), тο не признали бы в Нем ожидаемого евреями Мессию; а если признали Его за Мессию, то потому, что Сам Бог вразумил их, что Он действительно Мессия – Христос. Потому-то Он и сказал Петру: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» . То есть: твердая, как камень, вера в Иисуса Христа, как в Сына Божия, послужит основою, фундаментом для создания на ней Царства Божия, Церкви Христовой; и Царство это будет так непоколебимо, что все силы ада, все духи зла, во всей своей совокупности, не одолеют его. Продолжая говорить с Петром, Господь сказал: «И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах». Власть эту прощать грехи Господь дал несколько позднее и всем прочим Апостолам. После того, Господь начал подготовлять Апостолов к предстоящим событиям: Своим страданиям, смерти, погребению и воскресению. Это было крайне необходимо, потому что Апостолы и думать не хотели, что Мессия, Сын Божий, может пострадать и умереть. И как только Господь начал говорить им о предстоящей смерти Своей на кресте, то Петр отвел Его в сторону и стал упрашивать: Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! – Петр говорил это тихо, чтобы другие Апостолы не слышали; но Христос, обратившись ко всем Апостолам и взглянул на них, сказал так, отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое . Петр советовал Христу избегнуть страданий и смерти. Но с такими же советами приступил к Нему и сатана, когда искушал царствами мира сего; поэтому Господь и сказал Петру: Отойди от Меня! 48. Преображение Господне. Мф. 17:1–13; Мк. 9:2–13; Лк. 9: 28–36

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

—83— этому поводу обвинять учеников, но как написано, порицали их за то, что разоряли субботу. Истинно яснейшим доказательством Господь противопоставил им пример Давида царя ( Мф.12:3,4 : ср. 1Цар. гл. 21), так как он не был наказан за подобное действие, как и за некоторые другие. Не следовало Давиду есть, 918 потому что он не был священником. 919 Священником, конечно, был Давид, (но) потому что он был обителью Святого Духа. И когда сим они, конечно, не были вразумлены, тогда ясно обличил их из собственных их действий, говоря: «священники их в храме нарушают субботу и суть без греха ( Мф.12:5 )». Но и иное нечто назнаменовал нам Господь. Раньше преследования Давид не должен был приступать к священному, когда же его начали преследовать, он получил власть взять его и есть. Таким же образом и Господь после Своих преследований разделил Свою плоть и Свою кровь ученикам Своим и верным. «Суббота создана ради человека ( Мк.2:27 )»; ибо отдых бывает после шести дней, посему ради человека, поскольку по этой причине (суббота) и получила сие имя. Итак, не ради Бога установлена суббота, но ради человека; поэтому человек, который дал её, есть господин её. Глава шестая Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел, – говорит, – Иисус —84— очи Свои на них и начал говорить: блаженны, нищие в духе своем ( Лк.6:20 ; Мф.5:1–3 )», то есть, нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «блаженны кроткие ( Мф.5:5 )». «Кротчайшим человеком был Моисей из всех сыновей народа своего ( Чис.12:3 )», и: «на кого призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем ( Ис.66:2 )». Также: «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его ( Пс.131:1 )», и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим ( Мф.11:29 )». – «Блажен, кто алчет и жаждет правды ( Мф.5:7 )», как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа ( Ис.49:10 ср. Пс.41:3; 62:2 )». – «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 )», как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже ( Пс.50:12 )». Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей ( Исх.33:18–23 ), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, – говорит, – все помыслы злые ( Мк.7:21 ; Мф.15:18 )». – «Блаженны, которые плачут, поскольку они утешены будут ( Мф.5:4 )», как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся ( Рим.8:17 )». – «Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими ( Мф.5:9 )», поскольку ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава, в вышних Богу и на земли мир ( Лк.2:14 )». «И устроил мир, – говорит (Апостол), – кровию креста Своего

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

151 Иез 11:19. 152 2 Кор 3:2—3. 153 Иез 11:19—20. 154 Иез 36:22—27. 155 Пс 94:8. 156 Иез 18:31—32. 157 Пс 79:4; 84:5. 158 Рим 4:5. 159 Иез 36:26. 160 Ср. Рим 6:20—22. 161 Сир 15(по LXX). В Синод. пер.: Если хочешь. Соблюдешь заповеди. 162 Т.е. в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. См. выше: блаж. Августин. О благодати и свободном решении..П.3, при.6. 163 Сир 22:31. 164 Пс 33:14. 165 Пс 140:3. 166 Сир 23:4. 167 Исх 20:17. 168 Сир 23:4. 169 Сир 23:5. 170 Притч 8(по LXX). В Синод. пер.: И получит благодать от Господа. 171 Пс 36:23. 172 Фли 2:13. 173 Иез 36:27. В Синод. пер.: Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. 174 Пс 140:3. 175 Пс 38:2. 176 Ин 15:13. 177 Рим 13:8—10. 178 1 Ин 4:18. 179 Ин 13:37. 180 Флп 1:6. 181 Флп 2:13. 182 Рим 8:28. 183 Ср.: Мф 11:30. 184 Рим 8:35—39; Пс 43:22. 185 1 Кор 12:31—13:8. 186 1 Кор 13:13—14:1. 187 Гал 5:13—14. 188 Рим 13:8. 189 Кол 3:14. 190 1 Тим 1:5. 191 1 Кор 16:14. 192 1 Фес 5:14—15. 193 1 Пет 4:8; Притч 10:12. 194 Иак 2:8; Лев 19(LXX). 195 1 Ин 2:10. 196 1 Ин 3:10—11. 197 1 Ин 3:23. 198 1 Ин 4:21. 199 1 Ин 5:2—3. 200 2 Ин 1:5. 201 Мф 22:40. 202 Мк 12:28—31; Втор 6:4—5; Лев 19:18. 203 Ин 13:34—35. 204 1 Ин 4:7. 205 Притч 3(по LXX). В Синод. пер.: как и в еврейском оригинале, эта часть стиха отсутствует. 206 Пс 83(по LXX). В Синод. пер.: …и дождь покрывает ее благословением. 207 1 Ин 4:19. 208 Ин 15:16. 209 1 Фес 3:12. 210 2 Фес 1:3. 211 2 Тим 1:7. 212 Ис 11:2—3. 213 Лк 12:5. 214 Лк 12:4. 215 Рим 5:3—5. 216 Еф 6:23. 217 Ин 1:5. 218 1 Ин 3:1. 219 1 Кор 2:12. 220 1 Ин 4:16. 221 1 Кор 8:1. 222 Еф 3:19. 223 Притч 2:6. 224 1 Ин 4:7. 225 Ис 11:2. 226 2 Тим 1:7. 227 1 Кор 13:4. 228 Т.е., по-видимому, злые воления. 229 Рим 9:22. 230 Ср.: Исх 9:16. 231 Нав 7:4—5, 10—12. 232 Нав 11:20. 233 2 Цар 16:10. 234 2 Цар 16:11—12. 235 2 Цар 16:12. 236 2 Цар 17 237 Ср.: 3 Цар 12:1—11. 238 3 Цар 12:15. 239 2 Пар 21:16—17. 240 2 Пар 25:7—8. 241 Ср.: Пс 134:6. 242 4 Цар 14:10.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2772...

«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». Объяснение. Господь ясно различает прощение грехов в сем веке от прощения в будущем: первое даётся через пастырей: Мф.16:19:18:18 ; а второе – непосредственно по молитвам членов Церкви земной: Сир.7:36 ; Тов.4:17 ; и небесной: Вар.3:4–5 . Мф.16:26–27 . «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо придёт Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его». Объяснение. Сам человек по смерти никакого выкупа за себя не даст, но его могут выкупить добрые дела, сделанные при жизни: Мф.25:35–46 ; а после смерти на суде последнем ( Евр.9:27 ) могут выкупить молитвы близких людей: 2Мак.12:43–45 ; Тов.4:17 ; тем более что Бог не есть Бог мёртвых: Мф.22:32 , у Него все живы: Лк.20:38 ; и что для Него всё возможно: Мф.19:26 . – Вся суть в том, что если вы любите своего умершего близкого, то постарайтесь, чтобы полюбил вас Бог за добрые дела, раз вас полюбит Бог, то исполнит и вашу просьбу о ближнем: Ин.9:31 . Мк.8:36–37 . «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» Объяснение. Умерший за себя выкупа дать не может, и не сам за себя он молится, а другие за него это делают по слову Спасителя: Мф.7:7 ; молитва с милосердием полезна не только умершему, но и ходатаям за него: Мф.25:34–35 . Примеры молитвы и приношений об умерших видны из Писания: 2Мак.12:43–44 ; Вар.3:4–5 . Только хула на Духа Святого не может быть прощена ни в сем, ни в будущем веке: Мф.12:32 . Бог и мёртвых считает живыми: Мф.22:32 ; Рим.14:8 . Лк.16:26 . «И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Предсказания о пришествии или возвращении с небес Сына Человеческого (Мф 16. 27; 24. 30; 26. 64; Мк 8. 38; 13. 26; Лк 21. 27) подразумевают предшествующее вознесение или восхождение на небеса. В Евангелии от Иоанна возвращение Христа к Отцу Небесному (Ин 3. 13; 13. 1-3; 16. 5, 28) предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (Ин 3. 17, 31; 6. 38; 8. 23; 13. 3; 16. 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф 4. 8-10 и 1 Петр 3. 18-22 (ср.: Пс 67. 19 и 138. 8). Богословие Вознесения Вознесение Господне. Икона. VIII-IX вв. (мон-рь вмч. Екатерины на Синае) Вознесение Господне. Икона. VIII-IX вв. (мон-рь вмч. Екатерины на Синае) Уже в древнейших вероисповедных формулах I-II вв. о В. Г. говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа (1 Тим 3. 16; Barnaba. Ep. 15. 9; Iust. Martyr. 1 Apol 1. 21. 1; 1. 31. 7; 1. 42. 4; 1. 46. 5; Dial. 63. 1; 85. 2; 126. 1; 132. 1). В большинстве древних Символов веры В. Г. упоминается вслед за Воскресением (напр., в никео-К-польском Символе: «    ...    ...                            »). Важность события В. Г. подчеркивается и в большинстве древних евхаристических молитв ( анафор ). После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но пребывает в нем во Св. Духе, К-рого Он послал от Отца. Через действие Св. Духа Его невидимое присутствие сохраняется в таинствах Церкви (евхаристический аспект В. Г. просматривается уже в беседе о «хлебе небесном» (Ин 6. 22-71)). Об искупительном значении В. Г. говорится в Послании к Евреям (Евр 1. 3; 9. 12). Искупление завершилось после того, как Распятый и Воскресший Христос, вознесшись, вошел со Своей Кровию в небесное святилище (Евр 9. 12, 24-26). Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян 7. 55-56) говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству. Он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян 1. 11), но уже «с силою и славою великою» (Мф 24. 30; Лк 21. 27).

http://pravenc.ru/text/155108.html

Дети, непокорные своим родителям а) суть для них поношение: Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный ( Притч.19:26 ); б) причиняют им печаль: Глупый сын сокрушение для отца своего ( Притч.19:13 ) и огорчение для его матери ( Притч.10:1 ). Родил кто глупого, себе на горе, и отец глупого не порадуется ( Притч.17:21 ); в) не имеют уважения к старикам: В народе один будет угнетаем другим и каждый ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем. Горе душе их! Ибо сами на себя навлекают зло ( Ис.3:5,9 ). Угрозы, проклятия и наказанья тем детям, которые а) презирают своих родителей: Проклят злословящий отца своего или матерь свою! И весь народ скажет: аминь ( Втор.27:16 ). У тебя, дом Израилев, отца и мать злословят. Наготу отца открывают у тебя: развею тебя по землям и положу конец мерзостям твоим среди тебя. И сделает сам себя презренным пред глазами народов ( Иез.22:7,10,15–16 ); б) ослушаются своих родителей: Если у кого будет сын буйный и непокорный, не повинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их: то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и скажут им: сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся ( Втор.21:18–21 ); в) насмехаются над ними: Глаз, насмехающийся над отцем и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные ( Притч.30:17 ); г) злословят их: Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти. Отца своего и мать свою он злословил, кровь его на нем ( Лев.20:9 ; Мф.15:4 ; Мк.7:10 ); д) бьют их: Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти ( Исх.21:15 ); е) насмехаются над стариками: Елисей пошел в Вефиль. Когда он шел дорогою, малые дети вышли из города и насмехались над ним и говорили ему: иди, плешивый, иди, плешивый. Он оглянулся и увидел их, и проклял их именем Господним. И вышли две медведицы из лесу и растерзали из них сорок два ребенка ( 4Цар.2:23–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Царство Божие или небесное означает а) верховное господство Господа над всем: Господне есть царство, и Он владыка над народами ( Пс.21:29 ). Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает ( Пс.102:19 ); б) распространение евангелия или царство Мессии: И говорит: покайтесь, ибо приблизилось царство небесное ( Мф.3:2 ). После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя евангелие царствия Божия ( Мк.1:14 ). После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя царствие Божие, и с Ним двенадцать ( Лк.8:1 ); в) царство благодати Божией в мире и в других верных: Да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе ( Мф.6:10 ). Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят царствие Божие ( Лк.9:27 ). Ибо царствие Божие – не пища и питье, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ); г) церковь видимую на земле; всех тех, которые участвуют или будут участвовать в царстве Божием: Поле есть мир; доброе семя, это – сыны царствия, а плевелы – сыны лукавого ( Мф.13:38 ). Еще: подобно царствие небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода ( Мф.13:47 ); д) небо и блаженство вечное: Тогда скажете Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира ( Мф.25:34 ) Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится свыше, не может увидеть царствия Божия ( Ин.3:3 ). Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царствия Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит дня Своего небесного царства. Ему слава во веки веков. Аминь ( 2Тим.4:18 ); е) не есть ни пища, ни питье, но правда мир и радость: Ибо царствие Божие – не пища и питье, но праведность и мир и радость во Святом Духе ( Рим.14:17 ). Царство Божие обещано а) нищим духом: Блаженны нищие духом, ибо их царство небесное ( Мф.5:3 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Для чего же Он сотворил мир? Конечно, не по нужде; ибо мог ли нуждаться в чем-нибудь Тот, Кто бесчисленные века существовал и до начала мира? А потому, когда сотворил мир, то, значит, не по другой причине, но единственно только по благости Своей, чтобы твари, получив от Него бытие, наслаждались бы жизнью своею. Можем рассудить также и о том, – из чего Бог сотворил мир? – если вся Тем быша ( Ин.1:3 ), как сказано, и ничего нет самобытного, кроме одного Бога, то понятно, что небо и земля сотворены из ничего. Хотя такого творческого дела понять мы и не можем, потому что сами никакой вещи из ничего сделать не можем; но Бог не человек, для Него все возможно. Для Него не нужны ни время, ни средства, как нужны нам для какого дела. И чего не в силе сделать Бог, когда обещает дать и человеку такую силу, что может он одним словом своим сдвинуть гору? Ибо Господь говорит: истинно говорю вам: если который из вас скажет горе: двигнись и не размыслит, что этого быть не может, но веру возымеет, что сбудется по словам его, будет ему, что ни скажет ( Мк.11:23 ). Так, если и человеческому слову может быть сообщена такая сила всесильная, то по всей справедливости должны мы верить, что небо и земля созданы из ничего, одним Божественным повелением. Так и Писание говорит: яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася ( Пс.32:9 ). Ибо Писание говорит: земля сначала была не устроена и пуста, и Дух Божий носился над бездною (Ср. Быт.1:2 ). Не было на земле ни гор, ни рек, ни лесов, ни цветущих лугов; не ходило тогда по ней, не летало и не ползало ни одно живое существо. Земля была смешана так, что составляла одну грязь, почему и названа бездною. Такою сотворил ее Бог не потому, что не мог вдруг создать ее благоустроенною, но чтобы показать, что Он все делает свободно, что являются от Него творения не по принуждению, как бы какие выродки, но сообразно его назначению. И Дух Божий, Который носился вверху бездны, постепенно довершал творческое дело. (Поучение). Итак, Дух Божий, как видим, от сотворения мира и до ныне есть источник благ и жизни податель; и справедливо мы обращаемся к Нему, яко не далече от единого коегождо от нас суща ( Деян.17:27 ), умоляя Его, чтобы Он пришел и вселился в нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Н. человека не всегда бывает исполнена: «...ждал сострадания, но нет его» (   букв. «надеялся» - Пс 68. 21); «Все мы... ожидаем суда, и нет его,- спасения, но оно далеко от нас» (   букв. «надеемся» - Ис 59. 11); «...вы будете ожидать света, а Он обратит его в тень смерти и сделает тьмою» (   букв. «вы будете надеяться» - Иер 13. 16). Авторы библейских текстов «предают все в руки Яхве... и надеются на Него одного» ( Waschke. 2003. P. 571); они верят в то, что надеющиеся на Господа «не постыдятся» (Пс 25. 3). Нередко не один человек, а весь народ в Н. обращается к Богу, Который назван «надеждой Израиля» (     - Иер 14. 8; 17. 13). В Евангелиях слово λπς (надежда) не употребляется, а глагол λπζειν (надеяться) используется лишь 5 раз, причем либо со значением «верить, уповать» («...есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» - Ин 5. 45, ср.: Мф 12. 21), либо в нерелиг. контекстах («И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно...» - Лк 6. 34; ср.: Лк 23. 8; 24. 21). В Евангелиях о Н. говорится в основном в терминах «ожидания» (выражаемых глаголами προσδχομαι, προσδοκω и др.): «И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим (προσδεχομνοις) избавления в Иерусалиме (Лк 2. 38; ср.: Лк 2. 25)»; «...Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал (προσδεχμενος) Царствия Божия...» (Мк 15. 43); «Когда же народ был в ожидании (προσδοκντος)» (Лк 3. 15). Жизнь верующих и всей Церкви уподобляется ожиданию в Н., в конечном счете - ожиданию Второго пришествия Христа: «И вы будьте подобны людям, ожидающим (προσδεχομνοις) возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк 12. 36; ср.: Лк 12. 46). В Книге Деяний о Н. говорится неск. раз в разных контекстах (в т. ч. и в бытовом, нерелиг. значении - Деян 16. 19; 27. 20). Ап. Петр в речи к собравшимся в Иерусалиме, говоря о воскресении Иисуса Христа, цитирует Пс 16. 9-10: «Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (π λπδι), ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления» (Деян 2.

http://pravenc.ru/text/2564604.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010