А если бы это было не так, то разве мог Он прежде Своей крестной смерти сказать Закхею: «Ныне пришло спасение дому сему» ( Лк.19 Примеч. ред.), и расслабленному: «чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ; Мк.2:5 ; Лк.5:20 ), и многим: «Вера твоя спасла тебя»? Спасение человеческого рода, совершенное досточудным Богочеловеком Иисусом, знаменует собой бесконечную Богочеловеческую тайну, В ней спасительно сопряжена тайна Бога и тайна человека, жизнь Бога и жизнь человека. Поэтому в ней всё – Богочеловеческое, от начала до конца. Никакая людская мысль, сколько бы ни была она укрепляема благодатью, не способна всецело проникнуть в эту святую Богочеловеческую тайну. Вознесенный над ней своим величественным умом апостол Павел заканчивает свои размышления о подвиге спасения, подъятом Спасителем, восхищением и изумлением: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» ( Рим.11:33 ). В Богочеловеческий подвиг спасения человеческого рода Господь Иисус внес «премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» ( 1Кор.2:7 ). «Тайну Своей воли» Трисолнечный Господь явил нам в Богочеловеческом домостроительстве спасения, совершенном Богочеловеком Иисусом ( Еф.1:9 ). Единая и неделимая Божественная тайна пронизывает Богочеловеческую Личность Господа Иисуса Христа и Его дело. На всех путях Богочеловеческого подвига спасения благая и кроткая Христова тайна встречает и ведет человеческую душу, наполняя ее Божественной благостью и бесконечной радостью. Дело Богочеловека Христа – спасти людей, погибших в грехе (см. Мф.18:11 ), избавить людей от греха и смерти (см. Ин.4:34, 6:40, 17:4 ). Другими словами, Его дело – обновить, возродить человека (см. Ин.3:1–10 ), просветить его (см. Ин.1:9, 8:12, 9:5 ; Еф.5:8 ; 1Фес.5:5 ), усовершить его (см. Еф.4:13 ), сделать его подобным Христу (букв.: «охристоподобить». – «Примеч. пер».), обожить (см. Ин.10:34 ; 2Пет.1:4–5 ), соделать бессмертным и овековечить (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

12:22, Мф. 13:34, Мк. 4:11, Лк. 8:9), пароймия (παροιμα – поговорка, см. Прит. 26:7, Ин. 10:6, 16:25, 2 Пет. 2:22), тренос (θρνος – плач, 2 Цар. 1:17, Амос 5:1, Ис. 14:4, Иез. 19:1), исос (σος – равный, Иов 10:10, 13:12, Флп. 2:6) и другие не всегда обозначают собственно притчу, отсюда и дискуссии в отношении того, какие параметры должны ограничивать круг текстовых единиц, называемых притчами. На первый взгляд евангельские притчи кажутся простыми, понятными без интерпретации. Однако, как резюмирует Джон Сайдер, за сто лет исследований данного жанра ученые не пришли к согласию в отношении основного стержня, который должен объединять все разнообразие текстов, называемых библейскими притчами . Главным идентификатором данного жанра, начиная с Адольфа Юлихера, по сей день остается аналогия (сравнение, подобие) . Притча является такого рода аналогией , которая исключает поговорки, загадки и неповествовательные формы речи . Притчи Спасителя первоначально бытовали в устной форме, но в последующем были вплетены в рассказ того или иного евангелиста в соответствии с его богословскими замыслами. По мнению Иоахима Иеремиаса, с которым соглашается большая часть современных библеистов, притчи более всего передают оригинальную речь Иисуса Христа . Притчи присутствуют в Ветхом Завете, их использовали и раввины . Однако данный жанр редко встречается в ранней христианской литературе . Некоторые исследователи полагают, что Иисус рассказывал притчи на арамейском языке, и с уходом арамейского языка из употребления в древней Церкви в ней перестали рассказываться типичные для еврейской среды притчи . Апостол Павел, в отличие от Спасителя, предпочитает использовать аналогии (см. сравнение его с бегуном на соревнованиях в 1 Кор. 9:26-27) или аллегории (см. сравнение Агари и Сарры с нынешним и вышним Иерусалимом в Гал. 4:21-31). В Послании к Евреям скиния становится образом настоящего времени (Евр. 9:9), а попытка Авраама принести в жертву Исаака становится прообразом , символом добровольной смерти и воскресения Христа (Евр.

http://bogoslov.ru/article/6177836

В изумительном поэтическом плане с очевидностью раскрывается аллегория, которая, однако, является только первой, потому что за ней, естественно, следует второй и высший слой её. На верном и твердом фундаменте первой аллегории и восстают новые образы, которые дорисовываются с совершенной ясностью при свете Новозаветного Писания. Какой иной образ можно видеть в царе Соломоне, особенно в отношении к Суламите, символизирующей народ Божий, как не образ Мессии – Христа? Когда родился Соломон, «Господь возлюбил его, и послал пророка Нафана, и он нарек имя ему: Иедидиа, по слову Господа» ( 2Цар.12:24–25 ), что значит – «возлюбленный Богом». Пророки ожидали, что когда народ взыщет царя своего, Господь восстановит им пастырем «Давида князем вечным» ( Иер.30:9 ; Иез.34:23, 37:24–25 ; Ос.3:5 ). На Соломоне, непосредственном сыне Давидове, на первом могло осуществиться пророчество о Мессии. Но пришел последний Потомок Давида, о Котором ангел возвестил: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» ( Лк.1:32–33 ). Он в евангельской истории исповедуется Сыном Давидовым ( Мф.1:1, 21:9 ; Мк.10:47 ; Лк.20:41 ; Ин.7:42 и пр.) называется новым Царем Израилевым ( Лк.19:38 ; Ин.1:49 ) нового вечного царства. Он-то и есть Сын Божий, возлюбленный Отцом ( Мф.3:17 и пр.), и Сын Человеческий, Мессия ( Дан.7:13–14 ). Если в дни Соломона «не осталось неисполненным ни одного слова из всех благих слов Его (Бога), которые Он изрек через раба Своего Моисея» ( 3Цар.8:56 ), то в дни Мессии-Христа исполнилось все Писание, закон и пророки, и совершилось дело спасения, которое Бог поручил Ему исполнить. ( Ин.17:4 ; Лк.4:21 ). Из пророчески-прообразовательного смысла аллегорических образов книги Песнь Песней укажем кое-что. Знакомство – первый момент истории святой любви. Подобно Суламите, ветхозаветная церковь нашла Царя своего Мессию в самой простой пастушеской обстановке, если не в саду под яблоней, то в поле и в пещере, в уничижении бедных людей. Христос явился пред народом Божиим, как Соломон пред Суламитой, не в царском величии, а в смирении. И не мы пришли к Нему, а Он – к нам. Как Суламита не увидела сразу в Соломоне царя, а предположила пастуха, так и избранные люди народа Божия не сразу узнали в Иисусе своего Мессию, а разве только Пророка и Учителя ( Лк.7:16 ; Мф.7:28 ). И только в самом конце Его пребывания на земле познали в Нем Сына Божия и Царя Небесного Царства. Соломон приходил в свой сад в сокрытии своего царского звания, и Сын Божий явился, как человек, в сокрытии Своего Божественного достоинства..

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

2Тим.1:9 . «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен». Объяснение. «Спасшего нас и призвавшего». Первым словом означается спасение, как оно Господом устроено, всё воплощённое домостроительство, а вторым, как каждый спасаемый вступает в участие в нём, – вступает, будучи призываем благовестием: Рим.10:14–15 ; и Слово Божие всюду ходит, приглашая через благовестников: Еф.4:11 ; 2Тим.4:2 к спасению всех желающих. Званием святым, – ибо идёт от Святого Бога Отца, действуется благодатью Святого Духа и приводит к освящению в Сыне Божием воплотившимся (епископ Феофан). Иоил.2:32 . «И будет, всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовёт Господь». Объяснение. Утверждающим на основании этих слов, будто для спасения достаточно только «призвать имя Господне», так как де «всякий» призвавший имя Господне, спасётся, следует припоминать слова Писания: «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное»: Мф.7:21 , но творящий волю Господню: Лк.6:46 . Основные места Священного Писания в учении о спасении Мф.19:17 . Никто не благ, как только один Бог, Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Мф.7:21 . Не всякий, говорящий мне: Господи! Господи! войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Мк.8:34 . И подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мной, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной. 2Кор.13:5 . Испытывайте самих себя, в вере ли вы? самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть. Гал.6:9–10 . Делая добро, да не унываем, ибо в своё время пожнём, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере. Ин.15:5 . Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Св. Кирилл Иерусалимский , участник 2 Вселенского Собора, объясняя вступавшим в его время в Церковь оглашенным строй богослужения и таинств, писал, между прочим, по поводу церковного поминовения усопших на литургии: «превеликая будет польза душам, о которых моление возносится в то время, когда Святая предложит и страшная жертва» (Тайноводств. поуч. 5. гл. 9). Св. Кирилл говорит об Освященных Дарах, – Тела и Крови Христовых (частицы, вынимаемые из просфор в поминовение живых и умерших, полагаются на дискосе у подножия Агнца, где и остаются до того момента, пока опускаются в чашу со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих»). Указанные признаки приближения кончины мира: а) проповедь Евангелия во всем мире; б) великое падение веры и нравственности: необычайные бедствия и соблазны; в) пришествие антихриста. – Учение об антихристе Когда наступит последний день мира и всего человеческого рода, этого не знает никто из людей, ни даже ангелы Божии ( Мф. 24:36 ) 33 и потому надо быть всегда к тому готовым ( Мф. 25:13 ). 34 Но сокрыв от нас день и час Своего второго пришествия и кончины мира, Господь и Сам, и через Своих апостолов указал нам некоторые признаки его приближения. 1) Евангелие будет проповедано всем народам ( Мф. 24:14 ; Мк. 13:10 ), и не останется ни одного уголка на земле, куда не проникла бы проповедь евангельская, ни одного народа, который не услышал бы слова спасения, и потому никто не оправдается в своем неверии и беззаконии тем, что не слыхал евангельской проповеди. Вместе с тем последует обращение ко Христу всего Израиля ( Рим. 11:26–27 ) в его целом составе. 2) Но наряду с всемирным распространением евангелия, перед кончиной мира будут замечаться необычайные успехи и распространение зла в мире. Вера и любовь в людях оскудеют ( Лк. 18:8 : Мф. 24:12 ). Наступит время широкого, беспримерного распространения неверия и безбожия и разного рода пороков и беззакония. Прозревая в это ужасное время, Сам Господь сказал: «Сын человеческий, пришед, обрящет ли веру на земли» ( Лк. 18:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

16. Ин. 11:16 . Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдём и мы умрём с Ним. Ин. 20:24, 21:2, 14:5, 11:8 . Фома – Дидим, т. е. близнец. Вероятно, под этим последним именем он был известен в преданиях христиан, для которых первоначально писано Евангелие от Иоанна, и этим изъясняется прибавление этого названия в его Евангелии при упоминании имени Фомы (ср. 20:24 и 21:2). Вероятно, прозвание это получил он потому, что был действительно близнец, а не в каком-либо иносказательном смысле. – Пойдём и мы умрём с Ним: несмотря на успокоительное и ободрительное изречение Господа (ст. 9–10), в решимости Его идти в Иудею Фома видел путь к смерти своего Учителя и живо выражает своё опасение, с желанием положить жизнь свою вместе с Ним: если Он идёт на явную смерть, то неужели мы оставим Его? Пойдём и мы на смерть с Ним. Это восклицание Фомы выражает, конечно, более личную преданность и любовь к Учителю, чем уверенность в мудрости Его решения снова идти в Иудею, хотя бы и ради друга их Лазаря. Но какая мудрость, какая любовь Господа к Своим ученикам проявляется в том способе, каким Он препобедил их опасения и нежелание снова идти в Иудею! 17. Ин. 11:17 . Иисус, придя, нашёл, что он уже четыре дня в гробе. Ин. 11:6 . 18. Ин. 11:18 . Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати; Мк. 11:1 . Придя: к селению, но, не входя ещё в самое селение (ст. 30), вероятно недалеко от места, где была гробница Лазаря (ст. 34). – Нашёл и пр.: общее замечание евангелиста, что прошло четыре дня со времени погребения Лазаря (см. прим. к ст. 11–13). – Вифания же была и пр.: замечание, служащее объяснением дальнейшего сказания, что много иудеев было в то время в доме Марфы и Марии в немноголюдном селении. Селение было близко от Иерусалима, и из этого последнего пришло много иудеев (ср. Злат., и Феофил.). – Стадиях в пятнадцати: на полчаса ходу, т. е. вёрст около двух с половиною. – Была: выражение можно считать указанием, что Евангелие было писано после разрушения Иерусалима и опустошения его окрестностей, когда селения уже не было, а были одни развалины его. Впрочем, это – не решительное указание, ибо прошедшее время могло быть употреблено просто потому, что повествуется о прошедшем времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пс.2:1–5 ), о чем и свидетельствует история Церкви, повествуя о том, какой каре небесной нередко подвергались гонители и другие враги христианства. Поражая главные антимессианские силы (нечестивых царей), Господь сил будет побеждать и целые народы, которые окажутся враждебными Царству Сына Его, праведно осуждая их, еще в настоящей жизни, на истребление, подобно тому, как это совершилось уже с целыми царствами, оказавшимися враждебными духу Царства Божия в Ветхом Завете ( Дан.2:6–45 ), и как будет совершаться до времени Страшного суда Христова ( Дан.7:9–27 ) с теми, которые окажутся также враждебными Сыну Божию. Сокрушит Он и главу диавола, главнейшего виновника восстания царей и народов против Него и Сына Его. Начало победы над ним уже положено твердое. Апостолы с радостию заявили своему Учителю: «Господи, и беси повинуются нам о имени Твоем». И Спаситель, находясь еще на земле, сказал: «Видех сатану, яко молнию с небесе спадша» ( Лк.10:17–18 ), т.е. потерявшего власть. Окончательная победа над ним не дремлет: «Бог мира», по слову апостола, «сокрушит сатану вскоре» ( Рим.16:20 ). Она совершится над ним и над его клевретами тогда, когда истребится и последний враг – смерть ( 1Кор.15:26 ), в тот, следовательно, день, в который закончится существование Церкви воинствующей и начнется существование Церкви торжествующей – Царства славы. К этому моменту все враги Мессии и Господа сил, и оставшиеся в живых, и восставшие из мертвых для «смерти второй» ( Апок.20:14 ), сознают себя побежденными; земля обширная наполнена будет их трупами (исполнит падения). Сыну Человеческому, Мессии-Иисусу, Который явится тогда «с силою и славою великою» ( Мф.24:30 ), «в славе Отца Своего» ( Мк.8:38 ), останется воздать возмездие благочестивым и нечестивым ( Мф.25:34,41 ). Пс.109:7 От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу. По-видимому, о маловажном случае в жизни Мессии-Иисуса здесь упоминается, именно, о том, как Он, идя на страдания в Гефсиманский сад, чрез поток Кедрон, от потока на пути пиет.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Тот факт, что Марк снабжает арамейские выражения переводами (3:17; 5:41; 7:11,34; 15:22) и объясняет еврейские обычаи (7:3 и сл.; 15:42), приводит к выводу, что он писал для язычников. “Антимар­кионитский Пролог” утверждает, что он написал Евангелие в Италии. Климент Александрийский говорит, что он написал его в Риме. Аргументы в пользу Рима гораздо сильней, чем аргументы в пользу любого другого места написания. Объяснение того, что две лепты соответствуют одному квадранту (“кодранту”), монете, которая не имела хождения на Востоке, в 12:42 и присутствие значительного числа других латинских заимствований и некоторых предполагаемых латинизмов в выражениях говорят скорее в пользу западного, а не восточного происхождения. Дополнительная поддержка в пользу Рима обнаруживается в 1 Пет 5:13: возможно, здесь можно усмотреть прямое свидетельство того, что Марк находился в Риме (ясно, что под “Вавилоном” имеется в виду Рим) незадолго до мученичества Петра. Возможно, что на Рим указывает и Мк 15:21 — тот факт, что сыновья Симона названы по имени, предполагает, что они были известны в той Церкви, для которой писал Марк. При этом Руф, сын Симона, должен быть отождествлен с Руфом, которого упоминает апостол Павел (Рим 16:13) в серии приветствий, которые были скорее всего (невзирая на сомнения некоторых ученых) адресованы именно Римской Церкви. Быстрое и широкое распространение Евангелия, чему свидетельство использование его текста другими синоптиками и, возможно, также автором четвертого Евангелия, говорит о том, что за ним стоял авторитет какой-то значительной Церкви. Именно такой была Церковь в Риме, хотя, разумеется, не она одна. То, что Марк выдвигает на первый план речения о преследованиях и мученичестве (например, 8:34–38; 13:9–13), может также рассматриваться как указание на Рим — такое подчеркивание очень понятно в том случае, если Евангелие было написано там вскоре после Неронова гонения. II. Характеристика Евангелия После того, как Евангелие от Марка на некоторое время приобрело исключительное влияние и было использовано авторами других Евангелий, оно в течение многих столетий сравнительно с ними оставалось в тени.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

Поэтому не удивительно, что таких конструкций больше всего у Луки, максимально привлекавшего текст Септуагинты. Большая часть аргументов Карминьяка сводится к поиску игры слов и ассонансов, которые якобы могли стоять за греческим текстом (причем лексику он подбирал сам, не указывая при этом никаких критериев). Среди примеров, приводимых Карминьяком, много выражений, которые явно существовали и вне Нового Завета (например, сравнение «камни» и «сыны» в Мф 3. 9 и Лк 3. 8 может быть расхожим выражением или пословицей). Можно подобрать подобные примеры на арамейском: wrchesasthe и eklausate/ekopsasthe в Лк 7. 32/Мф 11. 17 соответствуют raqedton/arqedton. Странное выражение «огнем осолится» в Мк 9. 49 по одной из гипотез может быть смешением двух арамейских слов tbl (приправлять) и thbl (крестить), т. е. иметь значение «каждый будет крещен огнем» (ср. Мф 3. 11; Лк 3. 16) (Baarda T. J. Mk 9. 49//New Testament Studies. 1958/1959. Vol. 5. P. 318–321). Мессианское пророчество в Мк 10. 34 имеет ветхозаветную основу и явно составлено из Ис 50. 6; 53. 3, 5, 8–9, 12 и Пс 21. 7. Выражение «был со зверями» в Мк 1. 13 объясняется отнюдь не «прекрасной игрой слов» (такое выражение явно не подходит для объяснения текста Священного Писания). На самом деле, здесь, во-первых, использованы ветхозаветные образы (Ис 13. 21–22; 34. 13–14; Иез 34. 5, 25; Втор 8. 15 и др.). Во-вторых, подразумевается обещанная Сыну Божию в Пс 90. 11–13 ангельская защита (кстати, бывшая предметом искушения согласно Мф и Лк). Явный анахронизм — толковать выражение 2 Кор 3. 14 в нашем смысле слова «Ветхий Завет», как собрание книг, противостоящих Новому Завету. Его просто следует поместить в более широкий контекст — Иер 31. 31, Евр 8. 13. Примеры можно умножать. Но и так очевидно, что гипотеза Карминьяка не выдерживает критики. Приходится также сожалеть, что переводчики включили в текст книги полемику Карминьяка с Пьером Грело (также ныне покойным), потому что ответы Карминьяка на разумные замечания оппонента потрясают своей развязностью и постоянными переходами на личности, что разрушает образ священника-ученого (к счастью, Грело успел после этого написать более обстоятельный ответ: Grelot P. L’origine des Evangiles: Controverse avec J. Carmignac. P., 1986). Тем не менее, каждая гипотеза имеет право на существование. Выход книги Карминьяка на русском языке дает надежду, что переводческая деятельность и ознакомление русского читателя с современными проблемами и исследованиями в области библеистики будут продолжены. Александр Ткаченко Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/37880.html

Лк.11:18 .  если же и сатана разделится сам в себе, то как устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; Лк.11:19 .  и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями. Лк.11:20 .  Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие. Лк.11:21 .  Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; Лк.11:22 .  когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Лк.11:23 .  Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Лк.11:24 .  Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; Лк.11:25 .  и, придя, находит его выметенным и убранным; Лк.11:26 .  тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, – и бывает для человека того последнее хуже первого. Об исцелении бесноватого немого евангелист Лука говорит, по-видимому, следуя тому источнику, который был близок к Матфею ( Мф.9:32–34 ), а речь Христа по поводу обвинения, возведенного на Него фарисеями и законниками, излагает, держась ближе всего Евангелия от Марка ( Мк.3:22–30 ) и частично делая некоторые добавления к сказанию Марка. «Нем» (стих 14; см. Мк.9:17 ). «Некоторые» (стих 15) – это, очевидно, были фарисеи (см. Мф.9:34 ). «А другие, искушая...» (стих 16). Это прибавление евангелиста Луки (см. Мк.8:11 ; Мф.16:1 ). «Но Он, зная...» (стих 17; см. Мф.12:24 и сл.). «Перстом Божиим» (стих 20) – у Матфея: «Духом Божиим» ( Мф.12:28 ). Лука нередко употребляет такие образные выражения (см. Лк.1:66, 71, 74 ). Перст – это внешнее выражение Божеской деятельности (ср. Исх.8:19 ). «Когда сильный...» (стих 21). Эта притча здесь изложена полнее, чем у Матфея ( Мф.12:29 ) и примыкает к сравнению, приведенному еще в книге пророка Исаии ( Ис.49:24 ). «Кто не со Мною» (стих 23; см. Мф.12:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010