1097. «Чрез Крещение «решаемый изменяется в уме, в слове и деле и, по данной ему силе, делается тем же, что Родивший его». 20 нравственное правило св. Василия Великого. Творения св. Отцов. 1098. Преподобный Марк Подвижник. Слово о Крещении; Святые Каллист и Игнатий Ксанфопулы, главы 1–6. Добротолюбие. Ч. 2. 1099. Ioanni Chrisostomi in Epistola 11 ad Cor. Homila VII, cap. 5. 1100. Деян. 8. 39. 1101. Деян. 10. 44–46. 1102. Скобель — плотничный инструмент, которым скоблят дерево. 1103. «Церковная История» Флери, книга 8, гл. 49. Подобная этой повести помещена в Четьих-Минеях, сентября в 15 день. Комедиант Порфирий, погрузясь в воду для насмешки над крещением, был претворен святым Таинством в христианина. Это произошло пред взорами императора Юлиана Отступника. Порфирий исповедал Христа, обличил царя в нечестии, за что был жестоко мучим и потом казнен. 1104. Святитель Григорий Богослов. Слово 18. Творения святых Отцов. 1105. Святитель Григорий Богослов. Слово 40. Творения святых Отцов. 1106. Четьи-Минеи, 1 января. 1107. Ин. 7. 38. 1108. Пс. 50. 20–21. 1109. Слово 4 о послушании. 1110. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3. 2). 1111. Мф. 3. 11. 1112. …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 1113. …покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1. 15). 1114. Мф. 10.7. 1115. Деян. 20. 21. 1116. …что нам делать, мужи братия? …Покайтесь, и да крестится каждый из вас. во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2. 37–38). 1117. См. сочинения св. Григория Богослова, св. Кирилла Иерусалимского, св. Иоанна Златоуста и других. 1118. …во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25. 30). 1119. «Закон свободы, — сказал преподобный Марк, — разумением истинным чтется; деланием же заповедей (евангельских) разумеется»: глава 32, О Законе Духовном. 1120. …в единство веры… в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4. 13). 1121. Заключение «Слова о Крещении». 1122. …моего собственного виноградника я не стерегла. …Паси козлят твоих (Песн. 1. 5–7). |
В. Как человек может сделаться христианином? О. Для этого всякому необходимо уверовать в Господа Иисуса Христа и Его спасение и присоединиться к Церкви Божией через св. крещение. В. Нельзя ли сделаться христианином без св. крещения? О. Нет, нельзя, потому что Христос Спаситель сказал о крещении так: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие " ( Ин.3:5 ). И в другом случае Господь сказал: » кто будет веровать и крестится , спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). В. Как совершается св. крещение? О. Св. крещение совершается через троекратное погружение в воду с произнесением слов: «крещается раб Божий (имя) во Имя Отца и Сына и Святого Духа». В. Откуда взялись эти слова св. крещения? О. Так заповедал Господь, говоря Апостолам и их преемникам: «идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа « ( Мф.28:19 ). В. Нужна ли необходимо вода для крещения? О. Необходимо нужна, потому что Господь говорил: » кто не родится от воды и Духа не может войти в Царствие Божие» ( Ин.3:5 ). Поэтому и Апостолы всегда крестили всех уверовавших и присоединяющихся к Церкви Православной в воде. Ап. Филипп и Евнух, передается в Св. Писании, " приехали к воде , и Евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду , Филипп и Евнух; и крестил его». ( Деян.8:36–38 ). В. Что нужно для того, чтобы принять св. крещение? О. Для св. крещения нужно «покаяние» в грехах ( Деян.3:19 ), вера в Спасителя и Его искупление ( Деян.8:37 ) и «обещание Богу доброй совести» ( 1Пет.3:21 ). В. Что дается человеку во св. крещении? О. Во св. крещении человеку прощаются все грехи его, и он присоединяется к Церкви Христовой, через это делается христианином. Поэтому и проповедовал Ап. Петр так: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во Имя Иисуса Христа для прощения грехов , – и получите дар св. Духа... Охотно принявшие Слово Его крестились, и присоединились в тот день душ около трех тысяч» к Церкви. ( Деян.2:38 ) ( Деян.2:41 ). |
О Божественности Иисуса Христа Его ученики свидетельствовали как во время Его земной жизни, так и после Его смерти и Воскресения. Апостол Петр, познав по действию благодати Божественное происхождение своего Учителя, воскликнул: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» ( Мф 16:16 ). И Христос подтвердил эти слова: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф 16:17 ). Апостол Фома исповедал Иисуса Христа Богом — «Господь мой и Бог мой!» ( Ин 20:28 ) — после того, как Христос сказал ему: «Подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» ( Ин 20:27 ). В посланиях апостолов Павла и Иоанна Богослова Иисус Христос неоднократно именуется истинным Богом: «Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» ( Рим 9:5 ); «Ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит 2:13 ); «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол 2:9 ); «Да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин 5:20 ). Будучи истинным Богом, Иисус Христос является истинным Человеком. В Священном Писании ясно говорится о человеческой природе Иисуса Христа. Он обладал человеческим телом ( Лк 24:39 ; Рим 1:3 ; Евр 2:14 ), был обрезан по закону Моисееву ( Лк 2:21 ), возрастал ( Лк 2:42,52; 3:23 ), алкал и жаждал ( Мф 4:2; 21,18–19 ), вкушал пищу ( Лк 4:2; 5:29; 12:2 ), утомлялся ( Ин 4:6 ), спал ( Лк 8:23 ), страдал от телесных истязаний. Его руки и ноги во время казни на кресте были пробиты гвоздями, а тело пронзено копьем ( Ин 19:34; 20:25 ). Он умер и был погребен ( Лк 23:53 ). Священное Писание определенно говорит о Его душевной радости и скорби ( Ин 11:39,41 ), о действии в Нем человеческой воли ( Лк 22:42 ; Флп 2:8 ), о душевных страданиях перед крестной смертью ( Мф 26:37–50 ; Лк 22:40–48 ). В Евангелиях говорится о Его душе ( Мф 26:38 ; Мк 14:34 ; Ин 12:27 ) и о том, что в момент смерти Он предал свой дух Богу ( Лк 23:46 ; Мф 26:38 ). |
Обновление падшего человека, начатое в Крещении, окончательно и вполне совершится обновлением для вечной и блаженной жизни. Хотя грех , и по обновлении св. Духом ( 1Тим.3:5 ), возникает в крещенном во время земной его жизни, но возрожденный Крещением имеет уже благодатную силу побеждать и здесь на земле и совершенно победить грех в будущем веке. Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир, не грешит; но хранит себя, и лукавый не прикасается к нему ( 1Ин.5:4,18 ). А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности. Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас ( Рим.8:10–11 ). И так Крещение есть дверь спасения. Только страдания за Иисуса Христа, иногда не допускавшие Мучеников принять Крещение, заменяли оное, по учению Самого Господа, Который назвал чашу страданий Крещением ( Мк.10:38–39 ). Согласно с словами Господа, страдания за Него называются истинным Крещением в постановлениях Апостольских и в писаниях Отцов Церкви – Кирилла Иерусалимского , Григория Богослова и других 265 . Будучи необходимо для спасения, Крещение издревле совершается, как над возрастными, так, и над младенцами. Пример вступления последних в Завете с Богом представляют младенцы Ветхозаветной Церкви, которые в восьмой день по рождении своем принимали обрезание, – знамение завета с Богом. Так младенцы вступают в Новый Завет , в котором Крещение заступило место обрезания ( Кол.2:11–12 ), и в который вступать внушает младенцам Сам Господь, сказавший: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф.19:14 ), внушают и св. Апостолы, призывая ко Крещению всех без изъятия ( Деян.2:38–39 ), и благовествуя о Крещении целых семейств ( Деян.16:15,33; 18:8 ; 1Кор.1:16 ) и целых селений ( Деян.8:14 ), где конечно были и младенцы. О крещении младенцев в древние времена Христианства свидетельствуют постановления Апостольские 266 , и многие писатели Церкви, как то: Дионисий Ареопагит в Церковной Иерархии, Ориген , Священномученик Киприан 267 , Отцы Карфагенского 4-го Собора, св. Амвросий Медиоланский 268 , Бл. Августин 269 и другие. Ориген пишет, что Крещение младенцев совершается для очищения греха прародительского, и по Апостольскому преданию 270 . Собор Африканский 4-й, в 254-м году держанный под председательством св. Киприана, постановил крестить младенцев без отлагательства на том основании, что дары св. Духа сообщаются крещаемым по вере, а не по дням и возрасту 271 . |
– «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. ... Он явился на земле и обращался между людьми » ( Вар.3:36–38 ) 545 ; – «Я хлеб живый, сшедший с небес ; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя , которую Я отдам за жизнь мира » ( Ин.6:51 ) 546 . Каждый раз, после цитирования соответствующего отрывка, преподобный задаёт своим оппонентам вопрос: о Ком говорит Писание? Если о простом (ψιλς) человеке, то почему тогда о Нём говорится как о Боге? А если только о (γυμνς) Боге Слове, то почему о Нём сказано как о Человеке? Поэтому и нельзя сказать о Христе, – делает вывод преподобный, – что Он простой человек или только Бог Слово, так как Свящ. Писание говорит о Христе как об Одном, который есть Бог Слово с Его Собственной плотью 547 . Преподобный обращает внимание на слова ап. Павла: «один Господь Иисус Христос» ( 1Кор.8:6 ). Господь не может быть простым человеком, так как «над всем Бог» ( Рим.9:5 ) и рождается из сущности Отца 548 , является Божией силой и Божией Премудростью 549 . Не может быть и только Богом Словом, так как рождается от жены 550 , распинается 551 . Поэтому Христос может быть только «един из двух» (ες ξ μφον) 552 . Для подтверждения единства Христа преп. Марк ссылается на места из Свящ. Писания, в которых нет различия между действиями человека Иисуса и Бога Слова ( Ин.20:13 ; Ин.9:37–38 ; Лк.8:46 ; Ин.18:22, 19:11 ; Мф.27:28 ; Мк.8:23 ; Ин.14:12, 20:27 ) 553 . Преподобный приводит свидетельство ап. Фомы, который, осязав ребра и руки Спасителя, исповедал Его Господом и Богом ( Ин.20:28 ). Апостол назвал Христа так не по причине Его удивительных дел или слов, – пишет преп. Марк, – чтобы никто не сказал, что слова ап. Фомы относятся к обитающему внутри Божеству, но осязав руками Его святое Тело 554 . Приводя слова о Христе ап. Павла: «за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» ( 2Кор.5:15 ), – преп. Марк пишет, что если Умерший и Воскресший – простой человек, то это значит, что христиане живут для простого человека, а не для Сына Божия 555 . Если Сам Христос и Его апостолы повелевают веровать в Него, то «неужели они принуждают нас веровать в простого человека?» 556 – вопрошает преподобный. |
Ср. Откр.14:14 . д) О ношении священнослужителями длинной одежды Мк. 12:38 . И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях. Мф. 23:5 . Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои, и увеличивают воскрылия одежд своих. Хотя сектанты и относят это обли чение И. Христа к православному духовенству, которые также носят длинные одежды, по есть различие между нашим духовенством и современными Христу книжниками: духовенство носит такие одежды по закону и обязанности: Исх. 28:4 . 4Цар. 2:8–13 , а книжники по собственному желанию, проистекающему из тщеславия. Вообще Господь в этом месте осуждает тщеславие, а не тот или другой покрой платья. Кроме ветхого завета, есть указание и в новом завете на употребление еще во времена апостольские длинной одежды: 2Тим. 4:13 , и даже в Церкви небесной: Откр. 1:13 . Хранилищами назывались кожаные мешечки, в которые вкладывались листки из папируса или пергамента, со словами закона Моисеева ( Исх. 13:4 . Втор. 6:8.11:18 ). Воскрилиями у иудеев назывались кисточки (четыре), которые пришивались к краям верхней одежды ( Чис. 15:38–40 . Втор. 22:12 ). Следовательно, приведенное сектантами место св. Писания нисколько не осуждает православ. пастырей за покрой одежды. е) О девственности епископов 1Тим. 3:2 . Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, страннолюбив, учителен. 4 . Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью. 5 . Ибо кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией. Тит.1:6 . Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Примеч . Этими словами сектанты укоряют православных епископов за то, что они якобы вопреки слову Божию управлять паствою, будучи не женатыми. В означенных местах из послания к Тимофею и Титу ап. Павел дает наставление, какими качествами должен отличаться тот, кто пожелал бы вступить в иерархическое служение, и что священными лицами могли быть только единобрачные, однажды вступив шие в брак, а что здесь нет повеления быть епископу непременно женатым – это можно заключить из слов того же апостола: 1Кор. 7:7–8 . |
Итак, видишь, что есть тесный путь. Из этого разумей, «что мало тех, которые находят» его (Мф 7:14). Видишь, что значит «отвергнутъся себя, и взять крест свой и следовать за Христом». Ведай, что мало отрицающихся себя и следующих за Христом. Все хотят с Христом прославленными быть, но с Ним страждущим мало кто хочет быть. Но Христос говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф 10:38). И еще: «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк 8:38). И еще: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19). И в Деяниях апостольских написано: «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян 14:22). Смотри, не только скорбями, но и многими скорбями входят в царствие Божие. 17) Скажут: «Мне тяжко и несносно терпеть?» Ответ. Тяжелее будет слышать: «не знаю вас, откуда вы» (Лк 13:25); «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный» (Мф 25:41). Не несносно терпеть, но не хочешь терпеть. Хотящему с помощью Божией все возможно. Истинно и действительно хотящему Бог помогает, что Сам повелевает: повелевает терпеть, и помогает терпеть (см. 2 Кор 6:2; Евр 4:16; 13:5—6). Чего не делают любящие ради любимых своих? Как не страдают, чтобы им угодить? Каких бед не принимают славолюбцы, чтобы суетную славу получить? Каких напастей не подьемлют купцы, чтобы временное богатство собрать? Какой опасности не подвергаются воины, чтобы царю земному угодить и ранг получить? Тебе ли несносно ради Бога твоего терпеть и так Ему угождать, обещанную вечную славу получить от Него, Который и терпеть велит, и хочет помогать тебе в терпении твоем? К тому же, Бог не попускает на нас искушения выше силы нашей. В хрустальный и стеклянный сосуд мастер ударяет легко, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким более тяжелое искушение попускается. «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, -» учит и утешает верных апостол Христов (1 Кор 10:13). Потому должно нам затворить уста и с молчанием терпеть все, что ни приключится, и принимать это, как от руки Господней. |
Долг же верующих обдумать сказанное и прилежно рассмотреть историю. 7. Мы же, питомцы святого поста, при воздержании телесном наслаждаясь пищей небесною, будем стараться свято соблюсти пост. «Назначьте, — говорится, — пост» (Иоил.1:14). Мы ли его освящаем, или он освящает нас? Очевидно, что пророк сказал это в том смысле, чтобы мы свято хранили пост. Смысл такой же, как и в словах нашей молитвы: «да святится имя Твое» (Мф.6:9); мы молимся не об имени Его, потому что имя Его освящает все, и говорим в смысле: «пусть имя Твое святится в нас», поскольку имя Его призвано на нас, так (христианами мы называемся от Христа). У святого все свято, потому что ничто, не будучи святым, не может приблизиться к Богу. Святый Бог почивает во святых. Свято небо Его: «услышал его с неба святого Своего»: (Пс.19:7); святы ангелы: «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38); свята земля с ее богослужением: и захочет, говорится, раззорить завет на земле святой Его; Давид называет святым двор храма: «поклонитесь Господу во дворе святом Его» (Пс.95:9); у Исаии называется святым храм: «дом освящения нашего и славы нашей» (Ис.64:11); овцы бессловесные, которых тогда приносили в жертву, назывались святыми: как «овцы святыя в Иерусалиме» (Иез.36:38); свят завет: «и утвердит» со многими «завет» святый свой (Дан.9:27); сам город назывался святым: «святой горы Твоей» отцов наших Иерусалиме (Дан.9:16). Ни что не святое не может приближаться к Богу. Потому и Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14). Мы воздерживаемся от хлеба; будем воздерживаться и от неправды. Ты не ешь хлеба? Не снедай плоти убогих, чтобы и о тебе не сказал Бог: «поедающие народ Мой, как едят хлеб» (Пс.13:4). Ты не пьешь вина? Пусть не опьяняет тебя гнев, чтобы тебе не услышать от Законодателя: «Ярость их подобна змеиной» (Пс.57:5), и еще: «вино их яд драконов» (Втор.32:33). Если ты угнетаешь бедняка, так что он стенает, то пред Богом он окажется снедающим хлеб слез. Поэтому Бог и говорит: «вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа» (Мал.2:13). |
Долг же верующих обдумать сказанное и прилежно рассмотреть историю. 7. Мы же, питомцы святого поста, при воздержании телесном наслаждаясь пищей небесною, будем стараться свято соблюсти пост. «Назначьте, – говорится, – пост» ( Иоил.1:14 ). Мы ли его освящаем, или он освящает нас? Очевидно, что пророк сказал это в том смысле, чтобы мы свято хранили пост. Смысл такой же, как и в словах нашей молитвы: «да святится имя Твое» ( Мф.6:9 ); мы молимся не об имени Его, потому что имя Его освящает все, и говорим в смысле: «пусть имя Твое святится в нас», поскольку имя Его призвано на нас, так (христианами мы называемся от Христа). У святого все свято, потому что ничто, не будучи святым, не может приблизиться к Богу. Святый Бог почивает во святых. Свято небо Его: «услышал его с неба святого Своего»: ( Пс.19:7 ); святы ангелы: «в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ); свята земля с ее богослужением: и захочет, говорится, разорить завет на земле святой Его; Давид называет святым двор храма: «поклонитесь Господу во дворе святом Его» ( Пс.95:9 ); у Исаии называется святым храм: «дом освящения нашего и славы нашей» ( Ис.64:11 ); овцы бессловесные, которых тогда приносили в жертву, назывались святыми: как «овцы святыя 3 в Иерусалиме» ( Иез.36:38 ); свят завет: «и утвердит» со многими «завет» святый свой ( Дан.9:27 ); сам город назывался святым: «святой горы Твоей» отцов наших Иерусалиме ( Дан.9:16 ). Ничто не святое не может приближаться к Богу. Потому и Павел говорит: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ). Мы воздерживаемся от хлеба; будем воздерживаться и от неправды. Ты не ешь хлеба? Не снедай плоти убогих, чтобы и о тебе не сказал Бог: «поедающие народ Мой, как едят хлеб» ( Пс.13:4 ). Ты не пьешь вина? Пусть не опьяняет тебя гнев, чтобы тебе не услышать от Законодателя: «Ярость их подобна змеиной» ( Пс.57:5 ), и еще: «вино их яд драконов» ( Втор.32:33 ). Если ты угнетаешь бедняка, так что он стенает, то пред Богом он окажется снедающим хлеб слез. Поэтому Бог и говорит: «вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа» ( Мал.2:13 ). |
Кстати, то слово, которое у нас переведено как «слуга», в греческом оригинале читается как paЭw – «ребенок», «мальчик». Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу, ребенка, и последний получает по его вере исцеление. Также примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях, когда, «видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мф.9:2 ). Здесь, как в других случаях, Христос не обращает внимания на самого больного (который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою), а смотрит на веру его друзей и по их вере исцеляет его. Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа» ( Деян.2:37–38 ). Обратим внимание на то, что, когда апостол Петр говорит «покайтесь», он не говорит «покайтесь все», как в той части, где он говорит о крещении: «и да крестится каждый из вас». Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться (то есть взрослых). Малые дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит «да крестится каждый из вас», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь, как мы установили, и дети и взрослые находятся под грехом. И он (Петр) именно это имеет в виду, когда добавляет о крещении «…во имя Иисуса Христа для прощения грехов». Далее он говорит еще более определенно: «и получите дар Святаго Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» ( Деян.2:38–39 ). А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он Сам засвидетельствовал, сказав: «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» ( Мк.10:14 ). И далее мы читаем: Мф.19:15 . «И, возложив на них руки, пошел оттуда». Родители имеют право благословлять детей, подобно пророкам и священникам. Причем благословение, полученное от отца, может в корне поменять жизнь ребенка – достаточно вспомнить благословение Исааком Иакова, которого сначала он не хотел благословлять. Равно как и проклятие родителя может полностью изменить жизнь не только ребенка, но и всего его потомства – случай с Ноем и Ханааном, сыном Хама ( Быт.9:25 ). Благословение Израилем (Иаковом) Манассии и Ефрема даже поменяло степень их родства (48, 5). |
| |