«И воины ругались...» (стихи 36–37). Об этом замечает один евангелист Лука, прибавляя, что насмешки свои они, между прочим, выражали в предложении распятому Христу уксуса. Нечто подобное говорит и евангелист Марк ( Мк.15:36 ). Из всего характера повествования евангелиста Луки о смерти Христа можно выводить заключение, что это были не римские, а иудейские солдаты, по всей вероятности, из числа служивших при храме. «И была над Ним надпись» (стих 38). И помещение этой надписи евангелист Лука очевидно понимает как издевательство над Христом. «Один из повешенных...» (стих 39). Евангелист Лука здесь обстоятельнее изображает дело, чем первые два евангелиста, согласно которым злословили Господа вообще распятые разбойники ( Мк.15:32 ; Мф.27:44 ). «Если ты Христос...» Правильнее: «не Ты ли Мессия? ( οχ σ ε Χριστς) Спаси в таком случае Себя и нас». «Или ты не боишься Бога» (стих 40), т.е. ужели в тебе нет страха пред Богом – если уже ты не способен и в этот час покаяться, – ведь ты осужден также на смерть, как и Тот, над Кем ты насмехаешься! Говорящий, очевидно, сам каялся в том деле, которое привело его на крест (ср. стих 41). «Помяни меня, Господи» (стих 42), т.е. вспомни обо мне (воскреси меня и прими в Свое Мессианское Царство), когда Ты придешь на землю в Своем царском величии (ср. Мф.16:28 ). Покаявшийся разбойник, очевидно, слышал учение Господа о Своем втором пришествии на суд для основания славного Своего Царства, и теперь впечатление от слышанного до того ожило под влиянием мысли о скорой смерти, что он уверовал во Христа как в Мессию. Конечно, при этом ему помогла и благодать Божия, таинственно располагающая сердца людей к вере во Христа. «Ныне же будешь со Мною в раю» (стих 43). Вместо далекой награды в будущем земном Своем славном Царстве Господь обещает уверовавшему в Него разбойнику скорейшую награду: ныне же они оба, Христос и разбойник, умрут (иногда распятые оставались живыми по нескольку дней), и оба вместе войдут в рай. Этот рай ( παρδεισος), как можно выводить из притчи о богатом и Лазаре ( Лк.16:23 ), находился, по верованию иудеев, в «шеоле» и был блаженным местопребыванием праведных душ до дня воскресения. Его не нужно смешивать с «небесным раем», о котором говорит апостол Павел ( 2Кор.12:4 ) и Апокалипсис ( Откр.2:7 ) 29 . Но представляет ли ответ Христа обещание удовлетворить просьбу разбойника? Некоторые толкователи утверждают, что разбойник получил не то, что просил. Но это неправда. Господь именно дает понять разбойнику, что его просьба будет исполнена, так как если душа разбойника пойдет в рай, то, значит, ему обеспечено этим участие в воскресении праведных и в будущем славном Мессианском Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Фес. 5:4 . Но вы. братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. Пророчества о будущем страшном суде : а) Ветхого Завета: Быт.18:25 ; Ис. 3:13–14; 4:4 ; Иер. 25:30; 48:21 ; Ос.4:1 ; Мал. 3:5 и Пс. 1:5; 75:10 . б) Прямые указания Нового Завета: Мф. 13: 49–50; 16:27; 21:25–27; 24:36–51 . Только о дне и часе страшн. суда никому не известно, кроме Бога: Мк. 13:32–37 ; Мф. 25:14–30 ; 2Пет. 3:10 ; Откр. 3:3; 16:15; 22:20 и друг. III. Для миссионерской полемики с сектантами о кончине мира b страшном суде Тексты свящ. Писания, которыми сектанты оправдывают свое мудрование. Истинный смысл сих текстов. Тексты свящ. Писания, коими опровергается сектантское мудрование Откр. 1:1 . Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре. И Он показал, послав оное чрез Ангела Своего рабу Своему Иоанну, 2 .Который свидетельствовал слово Божие и свидетельство Иисуса Христа, и что он видел. 3 .Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем, ибо время близко. Откр.2:12 . И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит имеющий острый с обеих сторон меч: 13 . Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей, даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой, Антипа. Основываясь на 1–3 главах Откровения вообще и на 3 ст. 1гл. особенно, сектанты проводят ту мысль, что близок конец мира и наступление второго пришествия. В этих главах пророчески указана апостолом судьба древних семи малоазиатских церквей; все это уже исполнилось еще в 8-м веке при нашествии магометан. Сближающие Пергамскую церковь ( Откр. 2:12 ) с г. Петербургом делают это без всякого основания, и тем обнаруживают незнание истории и свое собственное неразумие. В Откр. 1:3 не указаны прямо люди нынешнего времени, а подразумеваются именно люди того времени, когда приблизится страшный день Христов, а потому пророческое описание обстоятельств второго пришествия, высказанное в книге «Откровение Иоанна Богослова», наир, в местах 4:2; 21:1–2, с ясностью нами понимаемо не может быть: Деян. 1:7 . Полное объяснение пророчества этой книги о кончине мира мы должны предоставить тем людям, которые жить будут пред самым вторым пришествием Господа: Мк. 13:26–27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В 1920 г. в Египте Бернардом Гренфеллом в походной сумке умершего во II в. египетского солдата был найден папирус p52, содержащий отрывок из Евангелия от Иоанна (разговор Христа с Пилатом [см.: Ин. 18, 31–33 и 37–38]). Затем этот папирус хранился в Библиотеке Райленда в Манчестере; исследован и опубликован в 1935 г. С. Робертсом. По особенностям почерка все ученые независимо от своей конфессиональной принадлежности датируют этот папирус первой половиной II в. (вероятно, ранее 130 г.) – (См.: Мецгер Б. Текстология Нового Завета… С. 36–37. Крывелев И.А. Библия : Историко-критический анализ. М., 1982. С. 61.). Евангелие от Иоанна написано после всех Евангелий; Ап. Иоанн был юношей во времена земной жизни Спасителя, и он был единственным из Апостолов, кто не был убит и дожил до старости, скончавшись в 117 г. по Р.Х. Евангелие Апостол написал в конце жизни, т.е. на рубеже I–II веков. Значит, копия, имеющаяся в нашем распоряжении, отстоит всего на два десятилетия от времени написания оригинала – (Четвертое Евангелие составлено, вероятно, в 90-е гг.» (Козаржевский А.Ч. Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. С. 55). Служебная Минея датирует написание Евангелия от Иоанна «ок. 95 года» (Минея. М., 1996. Т. 1: Сентябрь. С. 772). «Считается установленным с полной достоверностью, что четвертое Евангелие было создано в 95–100-е гг.» (Косидовский З. Сказания евангелистов. М., 1987. С. 70). 6 . «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). К 1972 г. испанский ученый-палеограф Хосе ОКаллахан завершил работу по идентификации 9 фрагментов из пещеры близ Мертвого моря в качестве новозаветных отрывков ( Мк. 4:28; 6:48, 52–53; 12:17 ; Деян. 27:38 ; Рим.5:11–12 ; @1Тим. 3:16; 4:1–3;@ 2Пет. 1:15 ; Иак. 1:23–24 ). Отрывок рукописи 7Q4 с фрагментом, идентичным тексту Первого послания к Тимофею (см.: 1Тим. 3, 16–4, 3 ) – (См.: Там же. P. 8 и 17). 7Q4 ученый относит к 70-му году.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

О страшном суде 1Ин.2:18 . «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придёт антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время». Объясн. Нужно помнить, что в тех местах Священного Писания, в коих говорится о пришествии антихриста и кончине мира, не указаны люди какого-либо известного времени, а подразумеваются люди именно того времени, когда приблизится страшный день Христов, ибо «о дне же том никто не знает»: Мк.13:32 . О всеобщем воскресении 2Тим.2:19 . «Но твёрдое основание Божие стоит, имея печать сию:«познал Господь Своих»; и: «да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа». Объясн. Основание – Церковь , основатель которой есть Сын Божий: 1Кор.3:11 ; Мф.16:18 ; этого основания никто не может поколебать, так как оно положено Самим Богом. «Познал Господь Своих» – верующих истине воскресения: 1Кор.15:12–14 , вопреки лжеучению некоторых: ст.17–18, «да отступит от неправды» – от открыто вооружающихся на истину всеобщего воскресения. О воскресении мёртвых Мф.22:30–32 . «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мёртвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мёртвых, но живых ( Исх.3:6 )». Объясн. Если Сам Бог сказал: «Я Бог Авраама, Исаака... Бог не есть Бог мёртвых, но живых» (32), если Иисус Христос засвидетельствовал, что мёртвые воскреснут: Лк.20:37 , и, наконец, если апостол говорит, что живём или умираем – всегда Господни: Рим.14:8 , то как же не верить в воскресение мёртвых? А если верить, то нельзя оставлять без нашей молитвы умерших прежде нас близких нам людей: 1Тим.2:1 ; Вар.3:4–5 ; Сир.7:36 ; Тов.4:17 . Ин.5:25–27 . «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе». Объясн. Вот ясное доказательство того, что у Бога все живы: Лк.20:38 , и что искупительная жертва Спасителя послужит на пользу всех, в вере и надежде скончавшихся: 1Пет.3:18–20:4:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Впервые мы видим Иоанна на берегу Иордана, когда он был учеником и последователем Иоанна Крестителя ( Ин. 1:36, 37 ). Иоанн Креститель был проповедником правды ( Мф. 3:15 ), а потому учение его привлекло к себе немедленно чистую душу Иоанна, будущего Богослова. Но здесь на Иордане является Тот, которому, по выражению Крестителя, он недостоин развязать ремень обуви ( Ин. 1:28 ); Креститель указывает на Него и говорит: «се Агнец Божий, который берет на Себя грех мира»... Он есть крестящий Духом Святым... Сей есть Сын Божий ( Ин. 1:29, 33, 34 ). Тогда Андрей и с ним Иоанн идут за Господом ( Ин. 1:37, 40 ). Здесь кстати заметить, что призвание на служение Симона и Андрея, Иакова и Иоанна, записанное в трех первых Евангелиях ( Мф. 4:18–22 ; Мк. 1:16–20 ; Лк. 5:4, 10 ), есть событие несколько позднейшее. Впервые эти Апостолы узнали Господа на Иордане, а на озере Генисаретском они получили уже повеление следовать за Ним. В тот же день, когда Иоанн с Андреем впервые видят Господа, они принимаются в то убежище, где пребывал около Иордана Господь, и впервые беседуют с Ним и слышат благодатные слова из уст Его. Мы не знаем однако, сопровождают ли они Господа до Галилеи, куда Господь идет, возвращаясь из пустыни, где был искушен, мимо того места, где крестил Иоанн. Об этом ничего не сказано в первой главе Ев. от Иоанна. Но в главе 2указание, что Господь в Кане Галилейской был зван на брак «с учениками», как бы указывает, что путь от Иордана к Кане Господь совершил, сопутствуемый теми, которые удостоились узнать Его на Иордане. Но потом, по всей вероятности, Господь приказал им отправиться по домам и приняться за обычные занятия впредь до их призвания. Поэтому следующее известие об Иоанне мы встречаем в Евангелии от Матфея ( Матф. 4:18–22 и парал.) когда он с братом и отцом, как и Андрей и Симон, занимаются рыболовством и когда по слову Господа они оставляют все и делаются «ловцами человеков». Евангелия и первых трех Евангелистов и самого Иоанна выясняют нам совершенно огненную, верующую, любящую и иногда увлекающуюся натуру Евангелиста Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, которому Он трижды отвечает «написано...» и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея ( Втор. 8:3 ), которую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. и его истин для жизни человека: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:1–11 ; ср. Втор. 32:46.47 ; Иер. 15:16 ; Ин. 6:63 ). Иисус – тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было «творить волю Пославшего Его и совершить Его дело» ( Ин. 4:34 ; Ин. 5:30 ). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ); «Вот, иду, как в начале книги [Священного Писания] написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ; ср. Пс. 39:9 ). Он принимает крещение, указывая при этом, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: «...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:15–21 ). Иисус учит в синагогах ( Мф. 4:23 ; Мф. 9:35 ; Мф. 12:9 ; Мф. 13:54 ; Мк. 1:21.39 ; Лк. 13:10 ) и в конце Своей жизни свидетельствует: «Я всегда учил в синагоге и в храме» ( Ин. 18:20 ; Ин. 6:59 ). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ ( Мф. 7:29 ; Мк. 1:22 ; Лк. 4:32 ; Ин. 7:46 ). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни ( Ин. 19:28 ). На это «исполнение» С.П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы ( Мф. 1:22 ; Мф. 2:15.17.23 ; Мф. 4:14 ; Мф. 8:17 ; Мф. 12:17 ; Мф. 13:14.35 ; Мф. 21:4 ; Мф. 26:54.56 ; Мф. 27:9 ; Мк. 14:49 ; Лк. 21:22 ; Лк. 22:37 ; Лк. 24:44 ; Ин. 13:18 ; Ин. 15:25 ; Ин. 17:12 ; Ин. 18:9 ; Ин. 19:24.28.36 ; Деян. 1:16 ; 1Кор. 15:54 ; Иак. 2:23 ). У Иисуса не было сомнений в том, что «не может нарушиться Писание» ( Ин. 10:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Вот как воздействует на нас самолюбие. И это происходит именно тогда, когда ум спит и не имеет трезвения внимания. Ибо когда трезвится, он всегда произносит: «Господи Иисусе Христе…» или размышляет об иных духовных вещах. И тогда он смиряется, ибо познаёт свою немощь. А тут что происходит? При сосложении ум наш согласился с помыслом, полученным от диавола, который находится там. Он видит, что ум теперь или блудит, или грезит о тщеславии, или мечтает о деньгах или о чем-нибудь еще. Душа, если она согласилась, беседует с любым грехом. Завершая эти немногие слова, помолимся Преблагому Богу и Всещедрому Спасителю нашему, да ниспошлет Он нам Свою милость и щедроты, всем нам, живущим здесь, и всем право верующим, внимательно проводящим свою жизнь. Не будем забывать Его Божественных слов, убеждающих нас всегда трезвиться и бодрствовать, как написано в Святом Евангелии: «Чтобы, придя внезапно, Он не нашел вас спящими. А что вам говорю, говорю всем: бодрствуйте» (Мк. 13: 36–37)! Рейтинг: 9.5 Голосов: 232 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Сергей 8 декабря 2017, 18:35 Есть какая то книга о происхождение грехов , какой грех из какого происходит . Если кто понял о какой книге идёт речь подскажите . Анна 9 октября 2016, 13:00 Ну вот, а я думала, что самоуважение и уверенность в себе это чуть ли не добродетели, что к этому надо стремиться, а это оказывается одни из последних ступеней греха. Юлия 17 ноября 2012, 08:30 Спасибо большое за статью и комментарии. Владимир 12 января 2012, 10:51 Внутренняя красота - вот счастье! Умыть себя Христом, влиться в вечный поток света! Какие там помыслы, прилоги! Будешь за тысячу километров обходить всякую нечисть! Владимир 12 января 2012, 10:50 Внутренняя красота - вот счастье! Умыть себя Христом, влиться в вечный поток света! Какие там помыслы, прилоги! Будешь за тысячу километров обходить всякую нечисть! Наталья 17 декабря 2011, 15:22 Теперь понятно, почему на русских знаменах было изображение Христа. Это предопределяло и смысл, и духовное оружие.

http://pravoslavie.ru/48915.html

Произошло это при наступлении праздника иудейской Пасхи в первый же день опресночный ( Мф. 26; 17 ) в Сионской горнице, где Спаситель в присутствии своих учеников установил Святейшее Таинство. Но еще до этого события апостолы Христовы слышали из уст Учителя прикровенные свидетельства о Таинстве Его Тела и Крови: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем ( Ин. 6; 53–56 ). Первая Евхаристия Первоначально Евхаристия была совершена следующим образом. 1 . Иисус Христос взял хлеб в Свои Пречистые руки, возвел очи горе (то есть вверх) и воздал Небесному Отцу хвалу и благодарение. 2 . Господь разломил хлеб на части и дал его ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов " 36 . 3 . Ученики, получив Хлеб от Господа, вкусили Его. 4 . Спаситель взял Чашу с вином и, согласно апостольскому преданию, растворил его водой. 5 . Воздав благодарение Своему Отцу, Христос сказал ученикам: » Пийте от нея вси: сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов " 37 . 6 . И пили из нее все ( Мк. 14; 23 ). Вопрос о том, как располагались на Тайной Вечери Учитель и ученики евангелистами не обсуждается. Но некоторые заключения об этом исходя из контекста сделать можно. Нужно только иметь в виду несколько фактов. 1 . Схема, по которой расставлялись столы для вечери, представляла собой «триклинию» – три стола, стоящие в виде подковы. 2 . Во времена Христа полагалось возлежать у стола (на особом ложе) на левом локте, чтобы иметь правую руку свободной; кроме того, евангельская притча (См.: Лк. 14; 7 11) свидетельствует, что евреями соблюдался обычай занимать места в известной последовательности. 3 . Уйти до окончания вечери, никого не беспокоя, можно было только с определенных мест, так как на большинстве других мест ученики возлежали «в затылок друг другу».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 1—8. На литургии Еф. 2, 14—22. Ев. Лк. 8, 41—56. Понедельник 25: 2 Сол. 1, 1—10. Ев. Лк. 12, 13—15, 22—31. Вторник 2 Сол. 1, 10 — 2, 2. Ев. Лк. 12, 42—48. Среда 2 Сол. 2, 1—12. Ев. Лк. 12, 48—59. Четверг 2 Сол. 2, 13 — 3, 5. Ев. Лк. 13, 1—9. Пятница 2 Сол. 3, 6—18. Ев. Лк. 13, 31—35. Суббота Гал. 1, 3—10. Ев. Лк. 9, 37—43. Неделя 25 Воскресенье на утрени Ев. Мк. 16, 9—20. На литургии Еф. 4, 1—6. Ев. Лк. 10, 25—37. Понедельник 26: 1 Тим. 1, 1—7. Ев. Лк. 14, 12—15. Вторник 1 Тим. 1, 8—14. Ев. Лк. 14, 25—35 Среда 1 Тим. 1, 18—20; 2, 8—15. Ев. Лк. 15, 1—10. Четверг 1 Тим. 3, 1—13. Ев. Лк. 16, 1—9. Пятница 1 Тим. 4, 4—8, 16. Ев. Лк. 16, 15—18; 17, 1—4. Суббота Гал. 3, 8—12. Ев. Лк. 9, 57—62. Неделя 26 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 1—12. На литургии Еф. 5, 9—19. Ев. Лк. 12, 16—21. Понедельник 27: 1 Тим. 5, 1—10. Ев. Лк. 17, 20—25. Вторник 1 Тим. 5, 11—21. Ев. Лк. 17, 26—37. Среда 1 Тим. 5, 22 — 6, 11. Ев. Лк. 18, 15—17, 26—30. Четверг 1 Тим. 6, 17—21. Ев. Лк. 18, 31—34. Пятница 2 Тим. 1, 1—2, 8—18. Ев. Лк. 19, 12—28. Суббота Гал. 5, 22 — 6, 2. Ев. Лк. 10, 19—21. Неделя 27 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 12—35. На литургии Еф. 6, 10—17. Ев. Лк. 13, 10—17. Понедельник 28: 2 Тим. 2, 20—26. Ев. Лк. 19, 37—44. Вторник 2 Тим. 3, 16 — 4, 4. Ев. Лк. 19, 45—48. Среда 2 Тим. 4, 9—22. Ев. Лк. 20, 1—8. Четверг Тит. 1, 5 — 2, 1. Ев. Лк. 20, 9—18. Пятница Тит. 1, 15 — 2, 10. Ев. Лк. 20, 19—26. Суббота Еф. 1, 16—23. Ев. Лк. 12, 32—40. Неделя 28 Воскресенье на утрени Ев. Лк. 24, 36—53. На литургии Кол. 1, 12—18. Ев. Лк. 14, 16—24. Понедельник 29: Евр. 3, 5—11, 17—19. Ев. Лк. 20, 27—44. Вторник Евр. 4, 1—13. Ев. Лк 21, 12—19. Среда Евр. 5, 11 — 6, 8. Ев. Лк. 21, 5—7, 10—11, 20—24. Четверг Евр. 7, 1—6. Ев. Лк. 21, 28—33. Пятница Евр. 7, 18—25. Ев. Лк. 21,37 — 22,8. Суббота Еф. 2, 11—13. Ев. Лк. 13, 18—29. Неделя 29 Воскресенье на утрени Ев. Ин. 20, 1—10. На литургии Кол. 3, 4—11. Ев. Лк. 17, 12—19. Понедельник 30: Евр. 8, 7—13. Ев. Мк. 8, 11—21. Вторник Евр. 9, 8—10, 15—23. Ев. Мк. 8, 22—26.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В нач. V в. бдение совершалось сразу после окончания литургии Великого четверга и краткой службы (с чтениями: Пс 22, 1 Кор 11. 23-32, Мк 14. 1-26) в церкви на св. Сионе. Для бдения указаны 7 циклов чтений, соответствовавшие 7 " остановкам " во время ночной процессии по местам Страстей. На 1-й " остановке " (на Елеонской горе) совершалось последование из 15 псалмов с 5 антифонами (псалмы образуют 5 т. н. гобал - блоков по 3 псалма с антифоном: 1) Пс 2-4 (антифон: Пс 2. 2); 2) Пс 40-42 (антифон: Пс 40. 9); 3) Пс 58-60 (антифон: Пс 58. 2); 4) Пс 78-80 (антифон: Пс 87. 6 и 78. 13); 5) Пс 108-110 (антифон: Пс 108. 3)) и коленопреклонными молитвами, в конце читался 1-й евангельский отрывок - Ин 13. 16 (или 31)-18.1. Затем процессия переходила на Имбомон, где пели Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и читали Лк 22. 1-65. На следующих " остановках " на месте ночной молитвы Христа и в Гефсимании (на месте взятия Господа под стражу) читались соответственно: Мк 14. 27-72 и Мф 26. 31-56. Затем процессия возвращалась в город и направлялась в сторону двора дома первосвященника Каиафы, где читалось Евангелие о суде над Христом и об отречении Петра (Мф 26. 57-75), после чего все шли с пением Пс 117 и 78 на Голгофу, где читали Ин 18. 2-27; наконец, с рассветом служба заканчивалась пением Пс 108 (с антифоном Пс 108. 4) и чтением Ин 18. 28-19. 16a. К кон. V в. практика уже несколько изменилась: размеры евангельских чтений сокращены (Ин 13. 31-18. 1; Лк 22. 39-46; Мк 14. 33-42; Мф 36-56 для каждой из первых 4 " остановок " соответственно), а городская часть бдения имеет иной порядок (что связано с постройкой новых храмов в Иерусалиме в V в.), вместо двора первосвященника процессия отправляется с пением Пс 117 сначала на Голгофу, где читают Мф 26. 57-27. 2, затем во дворец Пилата, где читают Ин 18. 28-19. 16a и наконец снова на Голгофу, где служба заканчивается чтением Лк 23. 24-31. Утром в Великую Пятницу совершался чин поклонения Кресту; никакие особые песнопения или чтения, сопровождающие обряд, не отмечены. В полдень начиналась служба чтений Великой Пятницы, состоявшая из 8 следующих друг за другом одинаковых блоков, каждый включал псалом с антифоном (представлявшим собой стих того же псалма), чтение из ВЗ, апостольское чтение, евангельское чтение (только в последних 4 блоках), молитву с коленопреклонением. Для службы чтений были выбраны следующие отрывки из Свящ. Писания: Пс 34 (11; после N псалма в скобках указан N стиха-антифона), 37 (18), 90 (7b), 21 (19), 30 (6), 118 (22), 117 (5b), 110 (2); Зах 11. 11-14, Ис 3. 9b-15, Ис 50. 4-9a, Ам 8. 9-12, Ис 52. 13-53. 12, Ис 63. 1-6, Иер 11. 18-20, Зах 14. 5c-11; Гал 6. 14-18, Фил 2. 5-11, Рим 5. 6-11, 1 Кор 1. 18-31, Евр 2. 11-18, Евр 9. 11-28, Евр 10. 19-31, 1 Тим 6. 13-16; Мф 27. 1-56, Мк 15. 1-41, Лк 22. 66-23. 49, Ин 19. 16b-37 (в практике кон. V в. евангельские чтения сокращены: Мф 27. 3-56, Мк 15. 16-41, Лк 23. 32-49, Ин 19. 25-37).

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010