Введение § 1. Содержание введения Предметом настоящего сочинения будет история христианской проповеди от её начала до IV века. Считаем необходимым предварительно дать понятие: 1) о проповеди, 2) об истории проповеди и её видах вообще, 3) о порядке изучения истории проповедничества, а также о материалах и пособиях для неё. § 2. Понятие о проповеди Под именем христианской проповеди разумеется открыто предлагаемое пред многими ( 1Тим. 6:12 ; 2Тим. 2:2 ) слово или учение о Христе, которое бывает или 1) возвещением (κρυγμα, μαρτυρα, μαθητεα, υαγγλειον) глагола Веры – ρμα τς πστεος – Рим. 10:8 ), т. е. предварительным кратким сообщением людям о неведомой им дотоле единой истинной религии – Иисуса Христа, устрояющей в мире царствие Божие ( Мк. 1:14 ), царствие духа и истины ( Ин. 4:23 ), или 2) изложением и объяснением (διδαχ, διδασκαλα, μιλα) самого Божественного учения Иисуса Христа, соединенное с наставлением и руководством людей в жизни, согласной с Его заповедями и учением. Первое – возвещение людям Иисуса Христа, как Спасителя мира, образует проповедь миссионерскую, огласительную, обращенную к неведущим дотоле Христа; второе – изложение и объяснение Его учения составляет проповедь внутреннюю, церковную, обращенную к чадам Церкви. Из сказанного видно, что мы считаем ошибочным мнение тех гомилетов (а таких большинство) 1 которые понятие о проповеди ограничивают изложением и объяснением (μιλα, διδασκαλα) учения Иисуса Христа, обращенным к верующим. В первоначальной заповеди Иисуса Христа апостолам о проповеди оба её вида представляются неразрывно один с другим: шедше, сказано в ней, научите (μαθητεσατε) вся языки... учаще (διδσκοντες) их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф. 28:19–20 ). Назначение церкви в мире, по учению Иисуса Христа, состоит не в том только, да вси верующие приидут в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), но и в том, чтобы и ины овцы, яже не суть от двора сего, были приведены в ограду церкви, да будет во всем мире едино стадо и един пастырь ( Ин. 10:15 ). Но како уверуют, говорит апостол, его же не услышат, како услышат без проповедующаго (χρις κηρσσοντος – Рим. 10:14 )? По сему самим Господом предназначено, чтобы и проповедь огласительная или миссионерская продолжалась чрез все время существования Церкви в мире, до скончания века, которое и последует не ранее, как проповедано будет евангелие во всем мире ( Мф. 24:14 ; Мк. 13:10 ; Лк. 24:47 ; 1Тим. 3:16 ). А отсюда следует, что оба вида проповеди, как проповедь миссионерская – апостольская, так и проповедь внутренняя – церковная в равной мере могут и должны быть предметом как теоретических наставлений, так и исторического изучения. Главные руководственные наставления о проповеди внутренней или осноположения учения о ней извлекаются теорией проповеди не из иных каких-либо источников, как из наставлений о проповеди миссионерской, данных Иисусом Христом апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Глава 4 1–11. Искушение Иисуса Христа диаволом в пустыне. – 12–16. Удаление в Галилею и поселение в Капернауме. – 17–22. Проповедь Иисуса Христа и избрание учеников. – 23–25. Дальнейшая проповедь в Галилее, исцеление больных и стечение ко Христу множества народа. Мф.4:1 .  Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, (Ср. Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–2 .) «Тогда» служит и здесь не столько для обозначения времени, сколько для связи речи. Однако из сравнения с показаниями других евангелистов можно заключить, что искушение Христа было непосредственно после крещения. У Марка ( Мк.1:12 ) вместо «тогда» – «немедленно» ( εθς), у Луки указывается не на время, а на обстоятельства, поставляющие искушение и крещение в ближайшую связь ( Лк.4:1 ). Лука говорит как бы так: на Иисуса Христа во время крещения сошел Дух Святой в виде голубя, и в то время, как Он исполнился Духа Святого, Он возвратился от Иордана и т.д. Таким образом, мы не должны предполагать, что между крещением и искушением был промежуток. То, что у одного Матфея представлялось бы неясным, делается ясным из показаний других евангелистов. «Иисус возведен был Духом в пустыню». Матфей заменяет словом «возведен» ( νχθη) более резкое выражение Марка κβλλει, смягченно переведенное в русской Библии – «ведет», точный смысл – выбрасывает, выталкивает. У Луки – «поведен был» ( γετο) – выражение по смыслу одинаковое с выражением Матфея, с той только разницей, что у Матфея глагол, сложенный с ν, означает – подниматься снизу вверх, восходить (собственно, быть отводимым вверх). Следуя Матфею, мы должны понимать какую-нибудь возвышенную местность сравнительно с той, где было крещение. «В пустыню». Неизвестно, какая пустыня здесь подразумевается. Мы видели, что Иоанн проповедовал в пустыне Иудейской ( Мф.3:1 ), и под этим словом нельзя понимать пустыни в собственном смысле (вроде, например, Сахары), но – местность, хотя и мало, но населенную и не лишенную совсем всякой растительности. Говоря об отведении Христа, евангелисты о пустыне Иудейской не упоминают. Ввиду такой неопределенности некоторые экзегеты имеют в виду здесь ту пустыню, по которой евреи странствовали сорок лет. К такому предположению приводят несомненные параллели, существующие между странствованием евреев по пустыне и обстоятельствами искушения, и именно следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава первая. Панихида и агрипния Ночь как благоприятное время для сосредоточенной молитвы упоминается в ветхозаветном Писании: «Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем, во время ночи. Воздвигните руки ваши к святилищу, и благословите Господа. Благословит тебя Господь с Сиона, сотворивший небо и землю» ( Пс. 133, 1–3 ). В новозабетном Писании имеется шесть упоминаний о ночной молитве. Во всех случаях она происходила в связи с чрезвычайными обстоятельствами и была ознаменована видимым «благословением с Сиона» – явлением славы Божией. Первый случай – молитва Иисуса Христа после насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек. Она предшествовала Его чудесному хождению по морю Галилейскому ( Мф. 14, 23–33 ; Мк. 6, 42–52 ; Ин. 6, 15–21 ). Второй случай – молитва Иисуса Христа, предшествовавшая Его славному преображению ( Лк. 9, 28–37 ). Третий случай – Его молитва в саду Гефсиманском накануне Его крестных страданий ( Мф. 26, 36–45 ; Мк. 14, 32–41 ; Лк. 22, 40–46 ), о которой евангелист Лука говорит: «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (22, 44). Эта молитва настолько укрепила Его человеческую природу, что пришедшие Его связать, услышав Его слова «это Я», «отступили назад и пали на землю» ( Ин. 18, 6 ). Четвертый случай – чудесное освобождение ангелом апостола Петра из темницы. Оно совершилось ночью в то время, когда «многие собрались и молились» в доме Марии, матери Иоанна, называемого Марком ( Деян. 12, 4–17 ). Пятый случай – чудесное освобождение из темницы апостола Павла и его спутника Силы. Оно сопровождалось великим землетрясением, поколебавшим основание темницы, и произошло «около полуночи», когда «Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их» (16, 25–34). Шестой случай имел место в Троаде, когда апостол Павел и его ученики собрались в ночь на «первый день недели», т. е. на воскресный, для совершения Евхаристии. Во время затянувшегося на всю ночь синаксиса сидевший в оконном проеме юноша Евтих, заснув, упал с третьего этажа и смертельно разбился. Апостол Павел воскресил умершего и, совершив после этого Евхаристию, «беседовал довольно, даже до рассвета» ( Деян. 20, 7–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Не прейдет род сей, как всё сие будет: почему конец света не случился еще при жизни апостолов? Источник Скачать epub pdf Постановка проблемы, основные цитаты Действительно, в Новом Завете можно найти немало высказываний, в которых, как кажется на первый взгляд, говорится о том, что Христос должен прийти во славе (то, что принято называть Вторым пришествием) уже во время земной жизни апостолов (или некоторых из них). Вот основные цитаты, выражающие указанную идею: Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий ( Мф.10:23 ). Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем ( Мф.16:28 ; Мк.9:1 ; Лк.9:27 ). Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет ( Мф.24:34 ; Мк.13:30 ; Лк.21:32 ). Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. ( 1Фес.4:15–17 ). Се, гряду скоро ( Откр.3:11, 22:7, 12:20 ). Сразу следует заметить, что все указанные фрагменты можно истолковать в ином смысле, необязательно видеть в них идею пришествия Христа при земной жизни апостолов. Рассмотрим их по порядку. «Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23) У этих слов есть два варианта объяснений: или применительно к ближайшим событиям земной жизни Христа, или эсхатологическое 1 . Толкование в ближайшем историческом контексте может быть таким: Он отправил их на проповедь по иудейским городам, в это время Сам хотел уединиться. Однако Христос им как бы говорит: не падайте духом, скоро мы с вами воссоединимся. Такое понимание поддерживает святитель Иоанн Златоуст : «Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День рождения воскресного дня 6 мин., 06.03.2017 Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах? Воскресенье – день субботний? У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу. Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10). Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9). Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

http://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnog...

С юности апостол Андрей отличался духовной жаждой обретения Бога. Он, в отличие от своего брата Симона Петра, не вступил в брак, желая посвятить себя Богу. Когда святой Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, многие думали, что, возможно, он и есть ожидаемый Мессия. Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым, происходившим из одного с ним города Вифсаиды, сделались учеником пророка, надеясь в его учении найти ответы на свои духовные вопросы. Скоро юноша Андрей стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя. Когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1,36), то есть добровольная жертва, приносимая ради спасения всего человечества. Услышав это, Андрей с Иоанном Зеведеевым немедленно последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» - «Пойдите и увидите», - ответил Иисус. И они провели почти весь тот день в беседе с Иисусом. Эта встреча и беседа с Учителем произвели на них настолько сильное впечатление, что они с того дня сделались Его учениками. Поскольку Андрей первым последовал за Иисусом, то он традиционно и зовётся «Первозванным». В этот же день апостол Андрей с радостью сообщил своему брату Симону: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин.1,41-42). Таким образом, Андрей был первым из апостолов, который исповедал Иисуса Спасителем (Мессией). После возвращения Господа из пустыни Он увидел братьев Андрея и Петра на берегу Геннисаретского озера, закидывающих сети, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». (Мф. 4,18-20; Мк.1,16). Из Евангелия мы узнаем, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек; вопрошал Господа вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Масличной горе о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк.13,3). Вместе с апостолом Филиппом привёл к Иисусу эллинов - язычников, которые пришли в Иерусалим на Пасху, чтобы увидеть Иисуса Христа (Ин.12,20-22). Он присутствовал на Тайной вечере. После славного Воскресения Христова и Его Вознесения, свидетелем которого также был святой апостол Андрей (Деян. 1,13), он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей он исполнился Духа Святого, как и предсказал Сам Господь.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/31/...

Скачать epub pdf 5. Св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов Св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов был второй сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, младший брат св. апостола Иакова. Братья помогали отцу в рыбной ловле на озере Галилейском. Не склонный к мирской жизни, Иоанн удалялся от мира и навсегда остался девственником. Он был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии в мир Мессии – Христа. При Иордане, где Иоанн Креститель обыкновенно проповедовал народу о покаянии, он показал Христа своим ученикам. Тогда два ученика Предтечи, Андрей, сын рыбака Ионы, и Иоанн, сын рыбака Зеведея, оставили своего учителя и пошли за Христом. Им обоим хотелось видеть, где живет Христос, и они с радостью воспользовались данным им позволением идти с Ним. «Идите и увидите», – сказал Он им. Было немного за полдень. Они пошли за Христом в Его жилище и пробыли у него до ночи ( Ин.1:29–40 ). Иоанн полюбил Христа с первого же дня. Любовь Иоанна ко Христу была не такой порывистой, как у Петра. Она горела тихим, неугасимым светом, таилась в глубоких тайниках его сердца и проявлялась там, где было особенно нужно. Некоторое время он оставался в доме своего отца и продолжал помогать ему в рыбной ловле. Впрочем, немного спустя Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собой, и тогда уже ничто не могло удержать его в родительском доме. Это случилось после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Св. Иоанн видел чудесную ловлю Петра, видел, как по слову Господню он бросил свои сети и последовал за Христом, и понял, что только Бог может творить такие чудеса. Сам Иоанн в это время с братом Иаковом помогал отцу своему Зеведею, который в лодке чинил сети. Призвав двух братьев, Петра и Андрея, Господь, проходя затем мимо лодки Зеведея, призвал и других двух братьев, Иакова и Иоанна. Они немедленно пошли за Христом, оставив отца своего в лодке с работниками ( Лк.5:1–11 ; Мк.1:16–20 ; Мф.4:18–22 ). Избрав в число 12-ти апостолов Иакова и Иоанна, Господь назвал их «Воанергес», т. е. «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). В отношении к Иоанну это наименование означало, кроме его пламенной ревности, высоту и силу его учения о Христе, Сыне Божием, и то, что он имел этим высоким учением, как громом, огласить вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скворцов В. М. Отдел III. Наставления и мысли о миссии Церкви и миссионерах Из Слова Божия Божественный Пастыреначальник и Совершитель нашего спасения, основополагая Церковь Свою на земле, Сын посланный Богом Отцем ( Ин.20:19 ), «проходил грады и веси, уча и проповедуя Евангелие Царствия Божия. Увидев же народы, милосердова о них, яко бяху смятени и отвержены. Тогда сказал Он ученикам Своим: жатва многа, делателей же мало. Молитеся Господину жатвы, да изведет делателей на жатву свою». И потом, проведши «всю ночь в молитве к Богу», по наступлении дня Он призвал, их же хотяше Сам, и от них избрал дванадесять, а потом и иных 70-ть, да будут с Ним и да посылает их проповедати , ихже и апостолы нарече ( Мф.9:35–38 ; Мк.3:13–14 ; Лк.6:12, 6:18, 10:1 ). Сих-то и послал Он, заповедуя им: на путь язык не идите и в град Самарянский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Израилеву ( Мф.10:5 ). Это повеление, имея вначале характер временный и местный, получает вековечное и всемирное значение полномочий и обетований в торжественном повелении Господа, по Его воскресении, тем же ученикам: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли ( Мф.28:18 ). Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы: приимите Дух Свят ( Ин.20:21–22 ); шедше в мир весь , научите вся языки, проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Вот незыблемое историческое основание и непререкаемое свидетельство богоучрежденности и божественных полномочий и прав церковного учительства избраннейших (только, а не всех, одинаково) членов Церкви Христовой. «Той дал есть овы убо апостолы, овы же пророки, овы же благовестники... пастыри и учители к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова» ( Еф.4:11 ). Прияв сии божественные права и силы, довлеющие для своего устроения внутреннего и внешнего, Церковь , по данному ей полномочию, чрез ближайших преемников апостольской власти – епископов, по усмотрению духовных нужд, избирает сотрудников, споспешников и соработников пастырству в деле его служения словом учения. По принятому христианскою Церковью и богословскою наукою слововыражению, эти соработники на ниве сеяния слова Божия именуются «миссионерами», а дело служения их –«миссиею». Соответственно тому, куда, по преимуществу, направляется Церковью деятельность сотрудников слова и учительства – ко внутреннему ли устроению членов Церкви для духовного ее возрастания, или же ко внешнему расширению пределов ее в мире языческом, – и миссию обыкновенно называют внутреннею или внешнею.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

XXXIX. Об обрядах Получая в таинствах Церкви от Бога всё потребное для жизни и благочестия, мы твёрдо должны помнить, что благодатные силы не стесняют свободы человека, не влекут его насильно к добру, а только призывают, возбуждают, помогают, освящают и спасают, если он не противится им ( Откр.3:20 ; Деян.7:51 ; Евр.3:7–8 ). Для нравственного усовершенствования, исправления и преуспеяния на пути добродетели необходимы усилия и самого человека. Приходя в этом случае на помощь усилиям его, Церковь предлагает ему различные средства, содействующие сохранению, укреплению и возвышению в нём нравственной христианской жизни. Из этих средств она прежде всего указывает на молитву. Сам Христос Спаситель учил о том, что должно всегда молиться. Бодрствуйте на всякое время и молитесь ( Лк.21:36 ; Лк.18:1–8 ; Мф.6:6–13:7:7–11 ; Ин.16:23–24 ; Лк.5:16:6:12:9:18:28–29 ). Об этом же учили и апостолы словом и примером. Непрестанно молитесь ( 1Фес.5:17 ). Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением ( Кол.4:2 ). Молитва укрепляет нашу веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ); она приобретает просвещение уму нашему ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорбях и страданиях ( Иак.5:13–15 ), содействует нам в борьбе с искушениями и врагом нашего спасения – диаволом ( Мф.26:41:17:21 ). Вообще молитва приобретает нам всё, что служит к истинному нашему благу. Всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет вам ( Мк.11:24 ). Молитвы наши к Богу, по тесной связи у нас души с телом, естественно, выражаются в словах, поклонах и других внешних действиях и знаках, ибо от избытка сердца говорят уста ( Лк.6:45 ), Сам Христос Спаситель хотя и был духовен в высшей степени, но и Он духовную молитву Свою выражал и словами, и возведением очей на небо, и преклонением колен и лица на землю ( Лк.3:21:6:12 ; Мф.26:39 ; Лк.22:41–46 ; Ин.17:1 ; Евр.5:7 ). То же свидетельствует нам Слово Божие и об апостолах ( Деян.1:14:2:46–47:3:1 ; Еф.3:14 ; Деян.20:36 ). Апостол Павел заповедует верующим: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ) и выражает желание, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

3. Научение Церкви Кроме свойств Церкви, по которым можно узнать истинное общество Христово среди множества разных сект, есть еще признаки истинной Церкви Божией. Первым таким признаком является то, что Церковь Божия имеет истинное научение от Христа и Духа Божия – истинное слово Божие. Этим Церковь Божия выделяется из всех лживых вер, имеющих ложное научение. Христос передал Свое научение св. Апостолам, а Апостолы и составили первоначальную Церковь : «Я передал им слово Твое» ( Ин.17:14 ). Дух Святой напоминает Церкви Христово учение, умудряет Церковь и не дает ей погрешать в истине: «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). «Дух истины наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ) Христос передал Церкви истину не письменно, но устно: Спасение, «быв сначала проповедано (а не написано) Господом, в вас утвердилось слышавшими от Него» ( Евр.2:3 ). Господь повелел распространять Свое научение не письменно, но чрез проповедь : «Идите, научите все народы»... «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Только в Церкви и есть истина, потому что она есть: " Церковь Бога живого, столп и утверждение истины« (не Писание есть столп и утверждение истины, но Церковь ) ( 1Тим.3:15 ). Без Церкви нельзя узнать истину, потому что даже на небе премудрость Божия узнается чрез Церковь : «ныне соделалась известною чрез Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия» ( Еф.3:10 ). Даже особым избранникам Божиим: ап. Павлу и Корнилию Сотнику Господь известил истину не лично, а чрез Церковь , чрез служителей Церкви – Апп. Петра и Ананию ( Деян.9:10 ; Деян.22 ). Учение Церкви сохранилось в Священном Писании и в Священном Предании. Писания – наследство от Ветхого Завета: Ветхозаветные Писания признавал и требовал Сам Спаситель ( Лк.24:25–27, 44–45 ; Ин.5:46 ). Ветхозаветные Писания признавали необходимыми Апостолы: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения» ( 2Тим.3:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010