Ср. иеромонах Лев (Жиллэ). Иисус Назарянин по данным истории. Париж 1934, стр. 78. Эту же возможность допускает С. А. Жебелев (Христос-Плотник. «Христианский Восток», изд. Российской Академии Наук, т. VI, вып. III, Петроград 1922, стр. 303—314), отмечающий, однако, понимание тектон в смысле плотника, уже у христианских писателей II века. Правда, Жебелев подвергает сомнению историческую достоверность самого предания об Иисусе, как тектоне и готов видеть в нем преломление в народном сознании слова Иисуса о разрушении и восстановлении храма (Мк 14:57-58 и паралл.), но для обоснования этого мнения он не располагает никакими положительными данными.    Предлагаемое согласование Мф. и Лк. не есть единственно возможное. Так, св. Иоанн Златоуст и его продолжатели думали, что звезда явилась волхвам до Рождества Христа, и что к моменту Рождества они были уже в Иудее.    В русском переводе восполненное подлежащее «Иоанн» не отвечает контексту. Подразумевающееся подлежащее — Иисус.    О плане Ин. см. ниже, в истории Апостольского века.    В русском переводе несовершенный вид «приходивший» позволяет думать о повторных посещениях    Известная в науке попытка исключить указание на праздник Пасхи и в 6опирается на недостаточные текстуальные данные.    Если лучшие тексты Мк. 1имеют: «Евангелие Божие», а не «Евангелие Царствия Божия» (русский перевод), то содержание Евангелия Божия, как Евангелия Царствия Божия, с несомненностью вытекает из следующего (15) стиха и подтверждается такими указаниями, как Лк.4: 43 и Мф. 4:17, 23 (­ 9:35).    В Мф. Царство Божие называется Царством небесным (3:2, 4:17, 5и т. д.). Термин «Царство Божие» встречается в Мф., как исключение (напр., 19:24, ср. наше разночтение 6:33, где лучшие рукописи не имеют при Царстве никакого определения). Это различие — чисто терминологическое. Оно связано с иудейским характером Мф., о котором речь будет ниже. В послепленную эпоху неизреченность священной тетраграммы (в обычном условном произношении: Иегова, в научном, тоже небесспорном: Ягве), которою обозначалось имя собственное Бога Израилева, повела к замене ее описательными наименованиями, к числу которых принадлежало и слово «небо». «Царство Небесное» есть не что иное, как транскрипция Царства Божия в духе послепленного иудейства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Христианство является именно исцелением, оздоровлением природы человеческой, избавлением его от духовной гибели и духовной смерти и возвращением ему истинной, вечной жизни в состоянии теснейшего богообщения через глубочайшее единение со Христом, – в Его жизни, страданиях, воскресении и прославлении. Внешнее благосостояние человека нимало не обеспечивает его действительного достоинства и истинной жизни, так что все зависит от того или иного состояния его внутренней, духовной жизни. В этом же отношении не принесут пользы человеку никакие внешние преимущества, даже приобретение целого мира (Мф. 16:26 паралл.), и для «спасения» своей души человек должен сделать тò, чтó, по суду мира, является её гибелью (Мф. 16:25). Но в состоянии тягчайшей, неисцельной собственными силами и средствами болезни находится всё человечество 278 . «Взыскать и спасти погибшее» во грехах человеческое естество, «спасти грешников» и пришёл «Сын Человеческий» ( Лк. 19:10 . Мф. 18:11), во исполнение воли Отца, пославшего «Сына Спасителем миру» ( 1Ин. 4:14 ). Уже само имя Иисус, наречённое ангелом, указывало на то, что воплотившийся Эммануил «спасет людей своих от грехов их». Мф. 1:21. Деян. 13:23 . Цель служения Предтечи состояла в том, чтобы «дать уразуметь народу Его (Господа) спасение в прощении грехов их». Лк. 7:50 ; Деян 5:31 ; Иак. 4:12 . И первым делом, основной задачей спасительной деятельности Господа на земле было «призвать... грешников к покаянию» (Мф. 9:14). Покаяние, как отвращение от «мертвых дел» ( Евр. 6:1 ), и является началом того пути, посредством которого человек призывается перейти из области смерти «в жизнь» ( Деян. 11:18 ), из области греха в царство любви Божией, в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа ( 2Пет. 1:2 ), – началом «погубления» греховного, себялюбивого строя своей души (Ср. Мк. 8:35 ; ( Лк. 9:24 ); Лк. 17:33 и Ин. 12:25 ) и созидания на его место настроения самопреданной веры и самоотверженной любви к Богу и ближним, при постоянном и мощном содействии Божественной благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

Но уже в начале сороковых годов в дни голода Иерусалиму оказала помощь Антиохийская Церковь. Этот факт был отмечен выше, как показательный для иерархического положения Иерусалима. Но он говорит и о материальной силе молодых Церквей. Антиохия была в состоянии помочь Иерусалиму. Во время третьего периода истории Апостольского Века она была тем центром, откуда ап. Павел выходил на свой миссионерский труд (Деян. 13:1-3 и слл. 15:35—41; 18:22—23), и куда он возвращался по окончании своих благовестнических путешествий (14:26—28; 18:22).    Последним событием, обессилившим Иерусалимскую Церковь, было гонение, воздвигнутое на нее царем Иродом Агриппою (Деян. 12). Это гонение произошло в самом конце его царствования, т. е., по всей вероятности, в 44 году нашей эры.    В гонении приял мученическую смерть ап. Иаков Зеведеев (ср. стт. 1—2), первый из Двенадцати, запечатлевший кровью свою верность Христу. Так исполнилось на нем то слово, которым ответил Господь на просьбу его и Иоанна о почетных местах в Царстве Славы (ср. Мк. 10:38, 39 и паралл.).    Второю жертвою Ирод наметил Петра, но он накануне казни был чудесно изведен из темницы. Повествование о спасении Петра кончается указанием, что он повелел уведомить «о сем Иакова и братьев, потом вышед, пошел в другое место» (ст. 17). Этим другим местом был, по всей вероятности, не Рим, как этого хотят римские католики, утверждающие факт его двадцатилетнего епископства в столице империи, а Антиохия. Но бесспорно то, что удаление его из Иерусалима было концом его Иерусалимского служения. Мы увидим, что в течение третьего периода истории Апостольского Века предстоятелем Иерусалимского центра был уже не Петр, а Иаков, брат Господен. Его и велел известить Петр о своем отбытии. После общего упоминания братьев Иисуса в Деян. 1:14, Иаков назван по имени в первый раз в 12:17. Поручение Петра можно понимать по-разному; некоторые видят в нем доказательство того, что Иаков в это время уже занимал руководящее положение. Но возможно (и даже вероятно) другое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3485...

Ин. 1:46 ), откуда получает уничиженное название Назорея 11 во исполнение пророчеств о Ростке, или Отрасли, указывающих на уничиженный образ явления Спасителя человечества и Царя царей 12 . Общественное служение Спасителя человечеству предваряется явлением Предтечи, Крещением Господа и искушением Его. Явление Предтечи перед пришествием Мессии составляло предмет всеобщего ожидания на основании пророчеств Исаии о Гласе вопиющего в пустыне ( Ис. 40:3 ) и Малахии о Вестнике и Илии пророке ( Мал. 3:1, 4:5 ). Ожидали или самого Илию Фесвита (у Семидесяти, Мф. 11:14, 16:14, 17:10–12, 27:47–49 ; Лк. 1:17 ; Ин. 1:21–25 и паралл.), или вообще какого-либо пророка ( Мф. 16:14 ; Мк. 8:28 ; Лк. 9:19 ; Ин. 1:25 ; то же в Мишне, в древнераввинском толковании на Второзаконие, у Иустина Мученика и др. мн.). Этот Глас вопиющего в пустыне, Вестника Господа и Илию пророка (в духе и силе Илии) евангелист видит в Иоанне Крестителе ( Мф. 3:3, 11:10,14, 17:12 ), своей проповедью, жизнью, всей своей личностью произведшего сильное впечатление на народ и на самих фарисеев ( Мф. 3:5–7, 14:5 ; Ин. 4:1–3 ) 13 . Но и этот подвижник пустыни и носитель великого духа и нравственной силы Илии Фесвита, ставший жертвой насилия внешнеполитической власти ( Мф. 14:1–12 ; ср. Иосифа Флавия, ibid.), с одной стороны, обличает фарисейские вожделения, строившиеся на основании плотского происхождения от Авраама (ср. Ин. 8:33–58 ; Рим. 2:17, 9:7–9 и др. 14 ), а с другой, – указывает на грядущего за ним Сильнейшего его, который также будет крестить, только не водой в покаяние, а Духом Святым и огнем, следовательно, будет представлять не внешнеполитическую, а тоже нравственную силу, но только безмерно превосходнейшую Предтечи. Крещение Господа было внешне торжественным откровением Спасителя Предтече и через него ученикам его и народу и посвящением Его на общественное служение человечеству, причем Он объявляется Сыном Божиим возлюбленным, имеющим всю полноту даров Святого Духа, во исполнение всей правды преобразовательной и согласно ветхозаветным пророчествам: Пс. 2:7 (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

В. В чём заключается пост? О. В безусловной умеренности и ограничении себя в пище и питии вообще, и в воздержании от некоторых («скоромных») видов пищи в постные дни вовсе. В одни посты не едят мяса, яиц, молока, а в другие более строгие, – и рыбы. При этом с постом телесным должен соединяться и – притом – считается более важным – пост духовный, состоящий в усиленной молитве и в добрых делах. В. Кем установлен пост? О. Пост есть, несомненно, предание апостольское, и установлен ими в исполнение слов Иисуса Христа, «придут дни, когда отнимется от них Жених, и тогда БУДУТ ПОСТИТЬСЯ, в те дни» ( Мк. 2, 20 и паралл.), а также в подражание Ему Самому, ибо Господь Собственным примером освятил сорокадневный пост. В. Какие посты установлены в Православной Церкви? О. 1. Великий пост или Святая Четыредесятница, соединяемая со Страстной неделей (перед Пасхой) – самый главный и самый строгий из постов (т. е. без рыбы). 2. Двухнедельный пост пред праздником Успения Божией Матери, подобный ему по строгости (также не едят рыбы); 3. Рождественский пост («филипповки») за 40 дней пред Рождеством Христовым и 4. Петров – апостольский пост, пред днём апостолов Петра и Павла (начинается через неделю после Троицына дня). Кроме многодневных постов, есть у нас ещё однодневные. Таковы: среда и пятница на каждой седмице (среда – день предательства Иуды, пятница – день самого распятия), день Воздвижения Креста Господня (14 сент.), Усекновения главы Иоанна Крестителя (29 авг.). Самые строгие постные дни, когда по крайней мере не едят вовсе до вечера: Страстная Пятница и сочельники 78 под Рождество Христово и под Крещение. В. Кто грешит против 4-й заповеди? О. 1. Те, кто совсем не почитают праздников, без уважительных причин заполняя их обычными житейскими делами и заботами. 79 2. Те, кто вместо христианского освящения этих дней (как сказано выше), просто проводит их в праздности и ничего-не-делании, в особенности же – если заполняет их пустыми забавами и развлечениями, или объедением и пьянством. 3. А также те, кто в будние шесть дней ленится и не «делает», как заповедано Богом. 5-я Заповедь Закона Моисеева

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Если же, напротив, кто отвергается Христа, тому возвещается, что и Он будет отвергнут Христом на суде: „а кто не верует, осужден будет“ ( Мк.16:16 ). Здесь, таким образом, действительно, производится суд над миром; и первая Христианская Пятидесятница есть, действительно, великий и страшный (славный) день Господень, в который спасается только тот, кто призывает имя Господа. Таким образом, пророчество Иоиля о дне Господнем можно прилагать ко временам Мессианским – дню сошествия Святого Духа. Но в этом событии оно еще не нашло своего окончательного исполнения. Необходимо допустить и четвертое из указанных нами изъяснений этого пророчества: необходимо относить его к Страшному Суду. Это делается ясным из того, что сказано о дне Пятидесятницы как дне суда над миром. В день Пятидесятницы открылся суд над человечеством; но именно только открылся, начался, а не закончился. Напротив, суд продолжает совершаться во все то время, в которое проповедуется Евангелие, т. е. до того времени, пока, действительно, не настанут те страшные явления, которые, как говорит пр. Иоиль, будут предшествовать дню Господню, – пока не „подвигнется небо и земля и не увидят все племена земные Сына человеческого, идущего на облаках небесных с силою и славою великою“ ( Мф.24:30 и паралл.). До этого времени проповедь евангельская никогда не умолкнет и, таким образом, человеку всегда будет предлагаем выбор между оправданием и осуждением; после же этого будет произнесен решительный приговор суда над всеми людьми. Те люди, которые уверовали в Сына Божия, услышат тогда Божественный Его голос: „приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира“ ( Мф.25:34 ), – а те, которые отвергли Его, – страшное осуждение: „идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его“ (41). Так закончится суд над человечеством, начавшийся еще со дня первой Пятидесятницы; так исполнится пророчество Иоиля о дне Господнем при наступлении окончательного Страшного Суда. Потому и Христос Спаситель и Иоанн Богослов день второго славного пришествия изображают точно так же, как Иоиль изображает великий и страшный день Господень (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Сказано: „идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный“ 173 . Тоже самое находим и у блаженного Августина : „Если блаженство и осуждение вечны, то то и другое должны быть или ограниченно, или безгранично вечными. Ибо при одном и том же смысле слова сказать: вечная жизнь будет без конца, а вечное мучение напротив будет иметь конец, – весьма нелепо. А потому, как вечная жизнь святых будет бесконечна, так, без сомнения, не будет иметь конца и вечное мучение” 174 . В виду этой же попытки противников церковного учения изъяснить слово вечность в его приложении к будущим мучениям в смысле неопределенно продолжительного времени, в известном творении св. Григория Великого – „Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души“, пользовавшемся в церкви вселенской всегда особенною известностью и уважением, сказано: „Очевидно и несомненно истинно то, что как не будет конца блаженству добрых, так не будет конца и мучению злых. Ибо сама Истина говорит: идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф. 25:46); если справедливо то, что Бог обещает, то, без сомнения, не будет ложно то, чем угрожает” 175 . Те из оригенистов, для которых была очевидною невозможность отвергать значение рассматриваемых выражений в их собственном смысле, стали относить их не к состоянию мучения, а к месту и орудиям мучения; основание для этого они видели в словах Евангелия: добрее ти есть беднику в живот внити, неже обе руце имущу внити в геенну, во огнь неугасающий (в паралл. „вечный“), идеже червь их не умирает, и огнь их не угасает ( Мк. 9:43–44 ). Вечным здесь назван только огонь, а не самое мучение; по их толкованию этого места, хотя самый огонь будет вечен, но мучение в огне (combustio) не будет вечно. Мнение это, как и все другие, существовавшие в V веке мнения, шедшие в разрез с откровением и церковным учением о вечности мучений, опроверг бл. Августин: кратко, но сильно он сказал по поводу его следующее: „Господь, предвидя сие (то есть, что некоторые будут высказывать приведенное мнение), заключил Свое определение следующими словами: и идут сии в муку вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

283 См. Dial. 47. М. 580, A, Otto. р. 160: μτερος Κριος ησος Χριστς επεν· ν ος ν μς καταλβω, ν τοτοις κα κριν. Ibid. 69. M. 640. A, Otto. p. 250: чудеса Христа неверующие иудеи объясняют тем, что он был маг и прельститель народа, хотя это быть может есть только свободный перифраз Мф. 10:25, 12:24 и паралл. Ibid 88. М. 688. В, Otto. p. 324: τατα τ τεκτονικ ργα εργζετο( Χριστς) ν νθρποις ν, ροτρα κα ζυγ, – что однако ж может быть только распространением и изъяснением Мк. 6:3 , сделанным без всяких оснований в предании или в апокрифах, просто путем описания занятий плотника еврейского. Ibid. 78, М. 657. D – 660. A, Otto. 278–280: Христос родился ν σπηλα τιν и Пресвятая Дева Мария κε, τετκει τν Χριστν κα ν φτν ατν τεθεκει, – что опять Иустин, как уроженец Самарии, хорошо знакомый с бытом палестинцев, легко мог просто добавить к повествованию ев. Луки о яслях, так как ясли обычно устроялись именно в пещерах при селах или пастбищах. Впрочем это могло быть известно и из предания или же из апокрифического первоевангелия Иакова (см. Tischendorf, Evangelia, Apoerypha, Сар. XVIII. р. 32, Оригена Contra Celsum 1, 51. М. t. XI. 756. А. Преданием или личною догадкой можно объяснять и то, что волхвы пришли из Аравии (ibid). Ibid 88. М. 688. В. Otto. p. 324: при крещении Христа глас Бога изрек сл. Пс. 2:7 по LXX: «Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя», что можно объяснять простым разночтением, так как мы встречаем эти же слова у Климента Ал., Мефодия, Лактанция , по Августину они читались в некоторых рукописях, в настоящее время они читаются в Кембриджском списке и в некоторых латинских рукописях (См. Тишендорф, Nov. Test VIII. ed. major, ad. Matth. 3, 17). Наконец ibid. 88. M. 685. B. otto. p. 320: κατελθντος το ησο π τ δωρ κα πρ νφθη ν τ ορδν, κα ναδντος ατο π το δατος ς περιστερν τ γιον Πνεμα πιπτναι π» ατν γραψαν ο πστολοι ατο τοτου το Χριστο μν. Подобное же читаем мы в евангелие евионеев, по свидетельству Епифания (Haeres.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Мф.3:2, 8 ; Деян.2 и паралл.). Деян.26:21 .  За это схватили меня Иудеи в храме и по­кушались растерзать. «За сие», т. е. за проповедь о покаянии, обращении к Богу иудеев и язычников (общее обозначение предмета проповеди), «схватили меня Иудеи в храме». В Деян.21 и д. указывается ближайший повод к нападению иудеев на Павла, здесь же приводится самая внутренняя причина их ненависти к нему. Деян.26:22 .  Но, по­лучив по­мощь от Бога, я до сего дня стою, свиде­тель­ствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем про­роки и Мо­исей говорили, что это будет, «Получив помощь от Бога», явленную, видимо, в быстром прибытии военачальника на выручку апостола из рук озверевшей толпы ( Деян.21 и д.). «До сего дня стою» – пребываю до сего дня цел, свидетельствуя о Христе всем, кто хочет слушать, от малого до великого, от юноши до старца, от бедного до богатого, от незнатного до знатного (ср. Златоуст). «Ничего не говоря», – т. е. своего, самоизмышленного, а только предвозвещенное Моисеем и пророками. Деян.26:23 .  то есть что Христос имел по­страдать и, восстав первый из мертвых, воз­вестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. Апостол раздельнее указывает общее содержание и смысл пророчеств Моисея и пророков о Христе (ср. Деян.3 и паралл.), указывая следующие три главных черты: страдание Христово ( Ис.53 и пар.), воскресение ( Пс. 15:8–11 ; ср. Деян.2 и др.), возвещение света иудеям и язычникам ( Ис.60:1–3 ; ср. Мф.12:21 ; Втор.18:15–18 ; Деян.3 и д.). «Восстав первый из мертвых», – в том же смысле, как «перворожден из мертвых» ( Кол.1:18 ), положивши Своим воскресением начало и основание для воскресения всех людей ( 1Кор.15:23 ; ср. Деян.26 6 и пар.). «Возвестить свет» – просветить истинным учением о спасении мира (ср. Мф.4:16 ). Деян.26:24 .  Когда он так защищал­ся, Фест громким голосом сказал: безум­с­т­ву­ешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасше­с­т­вия. Речь Павла прерывается громким сердитым восклицанием Феста, понятным при легкомысленном скептицизме и презрительном отношении ко всякой вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

1Кор.9:2 .  Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостоль­ства – вы в Го­с­по­де. 1Кор.9:3 .  Вот мое защище­ние про­тив осужда­ю­щих меня. Раскрывая последнюю мысль, Ап. заявляет, что Коринфская Церковь прямо может быть названа «печатью», которую поставил на его апостольском служении Сам Господь. – «Осуждающим меня» – правильнее: производящим дознание (о правильности моего апостольства). 1Кор.9:4 .  Или мы не имеем власти есть и пить? 1Кор.9:5 .  Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и про­чие Апостолы, и братья Го­с­по­дни, и Кифа? 1Кор.9:6 .  Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Ап. имеет право получать содержание от Коринфской Церкви. – «Мы», т. е. я, Варнава и, может быть, Тимофей и Сила, принимавшие участие в основании Церкви Коринфской как сотрудники Ап. Павла. – «есть и пить» – конечно, на счет коринфской христианской общины. – «Иметь спутницею сестру жену». С греч. точнее перевести: «сестру, т. е. сестру по вере – как жену». Вульгата переводит: «жену как сестру» – конечно, для того чтобы найти здесь основание для целибата духовенства. Новый английский перевод разделяет оба выражения так: «сестру, жену». Правильнее – первый перевод: «сестру, т. е. христианку как жену», потому что Ап. далее ссылается на пример других апостолов, которые, по свидетельству древности, все были женаты, исключая Иоанна (Климент Алекс. и Амвросиаст ). – «Братья Господни» – см. Мф.13:55 и паралл. места. – Ап. таким образом хочет сказать, что и другие Апостолы и он, если бы были женаты, в праве были получать содержание от основанных ими христианских общин не только на себя, но и на своих жен. – «Варнава» хотя не был призван Самим Христом, как Ап. Павел, к апостольскому служению, но тем не менее, как его сотрудник, ( Деян.13:1 и сл.; Гал.2:1 и сл.), он занимал высокое положение. – «Не работать» – конечно, для снискания себе пропитания. 1Кор.9:7 .  Какой во­ин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010