Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИФИЗИТСТВО [от греч. δο - два и φσις - природа], богословская доктрина, выражающая христ. веру в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа в концепции двух природ Христа - божественной и человеческой. Вера Церкви в истинное божество и истинное человечество Иисуса Христа изначальна и укоренена в Свящ. Писании. Свящ. Писание ясно свидетельствует как об истинном Божестве Христа (см., напр.: Ин 1. 1-3; 3. 13, 16-18; 5. 17-26; 8. 58; 10. 15, 24-30; 17. 5; Мф 26. 63-64; Мк 11. 27; 14. 61-62; Лк 10. 22; 1 Тим 3. 16; 1 Кор 2. 8; Тит 2. 13), так и о Его истинном человечестве (Ин 8. 40; Мф 4. 2; 8. 20, 29-30; 26. 38; 27. 40-61; Мк 4. 38; 10. 13; 14. 8; Лк 2. 21, 52; 22. 41-44; 24. 39; Ин 4. 6; 8. 6; 11. 33; 12. 3). В доникейский период св. отцы и учители Церкви преимущественно в полемике против ересей защищали веру Церкви в то, что Христос есть истинный Бог и истинный человек. Важнейшим ориентиром при этом для св. отцов являлось сотериологическое основание христ. веры - веры в истинное соединение во Христе Божества и человечества и уврачевание от греха последнего. В борьбе с гностиками (см. Гностицизм ) и докетами (см. Докетизм ), учившими о призрачности человечества Христа, мужи апостольские, апологеты, св. отцы и учители Церкви свидетельствуют веру Церкви в истинность человечества Христа ( Ign. Ep. ad Trall. X; Iren. Adv. haer. III 19; V 1, 2. 1; Tertull. Adv. Marcion. III 8; V 7; Idem. Adv. Prax. XXVII). В борьбе с триадологическими ересями доникейского периода, а также арианской ересью (см. Арианство ) Церковь отстаивала веру в истинное Божество Спасителя. Терминологическую определенность концепция двух природ приобретает во 2-й пол. IV в. в контексте полемики как с арианством, отвергавшим истинное Божество Логоса, так и с аполлинарианством , учившим о неполноте человеческой природы Христа. Несмотря на то что Аполлинарий , еп. Лаодикийский, был борцом с арианством, концептуально его христология оказывалась созвучной арианству в части описания единства Христа, рассматривавшегося и в арианстве и в аполлинарианстве как результат непосредственного, природного единства Логоса и неполного человечества - плоти без разумной души.

http://pravenc.ru/text/178566.html

Не прейдет род сей, как всё сие будет: почему конец света не случился еще при жизни апостолов? Источник Скачать epub pdf Постановка проблемы, основные цитаты Действительно, в Новом Завете можно найти немало высказываний, в которых, как кажется на первый взгляд, говорится о том, что Христос должен прийти во славе (то, что принято называть Вторым пришествием) уже во время земной жизни апостолов (или некоторых из них). Вот основные цитаты, выражающие указанную идею: Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий ( Мф.10:23 ). Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем ( Мф.16:28 ; Мк.9:1 ; Лк.9:27 ). Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет ( Мф.24:34 ; Мк.13:30 ; Лк.21:32 ). Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы, живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. ( 1Фес.4:15–17 ). Се, гряду скоро ( Откр.3:11, 22:7, 12:20 ). Сразу следует заметить, что все указанные фрагменты можно истолковать в ином смысле, необязательно видеть в них идею пришествия Христа при земной жизни апостолов. Рассмотрим их по порядку. «Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф. 10:23) У этих слов есть два варианта объяснений: или применительно к ближайшим событиям земной жизни Христа, или эсхатологическое 1 . Толкование в ближайшем историческом контексте может быть таким: Он отправил их на проповедь по иудейским городам, в это время Сам хотел уединиться. Однако Христос им как бы говорит: не падайте духом, скоро мы с вами воссоединимся. Такое понимание поддерживает святитель Иоанн Златоуст : «Господь говорит не о тех гонениях, которые имели быть после, но о тех, которые долженствовали быть прежде распятия и страдания Его» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Пневматология Нового Завета Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 35; 2002, 2003 6 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 34, 35; 2002, 2003 От автора Под пневматологией обычно понимается область догматического богословия, посвященная учению о Боге — Святом Духе, как в контексте внутритроичных отношений, так и в контексте Божественного домостроительства. Как особый раздел пневматология присутствует, например, в “Догматике Православной Церкви” преподобного Иустина (Поповича). Поскольку Священное Писание, наряду со Священным Преданием, является основным источником православноего богословия и основой веры, представляется целесообразным рассмотреть те места Нового Завета, где говорится о Духе Святом, и постараться с учетом текстологического комментария и опорой на святоотеческие толкования составить некоторое предварительное представление о взглядах на пневматологию каждого из новозаветных авторов. 1. Апостолы Марк и Матфей Спектр значений рпеата в словоупотреблении святых евангелистов Матфея и Марка невелик и по контексту почти всегда ясно, в каком значении оно употреблено именно здесь. Помимо указания на Лицо Святого Духа, это слово употребляется также в значении дух человеческий (Мф 26:41, Мк 2:8 и др.) и нечистый дух (Мф 8:16, Мф 12:43, Мк 1:23 и др.). Первое же упоминание Духа Святого встречается в первой главе первой книги Нового Завета, как только говорится о зачатии Иисуса Пресвятой Богородицей: имеет во чреве от Духа Святаго (Мф 1:18) и параллельное: ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго (Мф 1:20). В православной традиции не принято было толковать этот стих в отношении к самому образу зачатия Богочеловека и участию в нем Духа: “Ни Гавриил, ни Матфей не могли ничего более сказать, кроме того, что родившееся есть от Духа; но как и каким образом родилось от Духа, этого никто не объяснил, потому что сие было невозможно” 1 , — пишет Златоуст. Восемь веков спустя то же повторяет, подводя итог всем святоотеческим толкованиям, Евфимий Зигабен.

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

поиск:   разделы   рассылка Не обидеть бы обитель. Как спасают от суда фанатичных свято-боголюбских монахинь, издевавшихся над детьми Источник:  mk.ru/Московский комсомолец Скандал вокруг Свято-Боголюбского женского монастыря во Владимирской области второй год подряд разгорался по одному и тому же сценарию. Сбежавшие из православного приюта несовершеннолетние воспитанницы рассказывают, как монастырские матушки-воспитательницы за малейшую провинность жестоко стегали их ремнем, сажали в карцер (по-церковному – в затвор), морили голодом, лишали сна, заставляли бить многочисленные земные поклоны. Материалы, касающиеся жестокого обращения с детьми, выделяют в отдельное производство и направляют в ОВД Суздальского района. Следственный комитет при Прокуратуре РФ по Владимирской области дважды проводит в монастыре доследственную проверку и по ее результатам отказывается возбуждать уголовное дело о незаконном лишении свободы воспитанниц монастыря. Вердикт один: " отсутствие события преступления " . Предъявлять обвинения некому. И это несмотря на многочисленные показания потерпевших. Почему так происходит – попытался разобраться спецкор " МК " . " По три дня мы молились за Россию " Год назад " МК " уже проводил собственное расследование событий в приюте Свято-Боголюбского монастыря. Тогда из обители сбежали две девочки. Одна из них, 16-летняя воспитанница Валентина Перова, направила обличительные письма Генеральному прокурору РФ, патриарху Кириллу и Президенту РФ. Валя рассказывала, что в монастыре заставляли детей жить по древнему монастырскому уставу, жестоко пороли, принуждали спать в сырых ночных рубашках, запирали на 12 дней в затвор на одной воде и сухарях. За то, что младшая сестра Вали Маша стащила со стола еду без разрешения, воспитательница сунула ее руку в огонь. " Чтобы ожог остался не только на коже, но и на душе " , – так разъяснила она ребенку. У монахинь ответ был один: " Девочка – фантазерка, никаких побоев, издевательств и изоляции не было. Это очередная атака на православие! "

http://religare.ru/2_81071.html

Разделы портала «Азбука веры» В Святоотеческих преданиях есть упоминания о том, как некоторые святые заставляли бесов служить им, контролировали их. Меня интересует как именно это можно сделать? Меня достали бесы, пытающиеся охотиться на меня, эти нелепые паршивцы заслужили взбучку, поэтому ищу способы. 6 Ответов Артем, святость жизни позволяла святым повелевать нечистым духам. Когда достигнете святости, тогда и у Вас получится. Сила против них в молитве, посте, покаянии и Причастии. Иначе они будут только насмехаться и издеваться, опыт у них есть. Не надо пытаться получить над бесами власть, не достигнув глубокого смирения. Так можно легко попасть к ним в ловушку. А вот противостоять им, не попадать под их власть, можно. Верующие в Господа Иисуса Христа имеют особые средства для того, чтобы противостоять искушениям – это  пост  и  молитва : « Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста»  ( Мк.9:29 ). Могущественным средством против злых духов является призывание имени Иисуса Христа. Сам Господь сказал, что Его именем  «будут изгонять бесов»  ( Мк.16:17 ). Необходимыми средствами здесь являются  духовное бодрствование  и  трезвение  (см.:  1Пет.5:8 ). Прп.  Макарию Великому  диавол сам признавался: «Я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя, у тебя есть оружие, которым ты отражаешь меня, это – твое  смирение ». Из аскетической литературы известны и многие другие способы борьбы с бесами: это почитание Животворящего Креста  и употребление крестного знамения, участие в церковных таинствах, использование святой воды и других священных предметов и священнодействий. Так, святому Иоанну Вострскому бесы признавались, что более всего боятся святого креста,  святой воды  (или таинства Крещения) и особенно достойного  причащения   Тела и Крови Христовых.  Авва Маркелл, чьи слова передает блж.  Иоанн Мосх  в « Луге духовном », говорил своим слушателям: « Поверьте мне, чада, ничто так не возмущает, не беспокоит, не раздражает, не уязвляет, не уничтожает, не оскорбляет и не вооружает против нас демонов и самого виновника зла сатану, как постоянное упражнение в  псалмопении . Все священное Писание полезно и чтение его немало причиняет неприятности демону, но ничто столь не сокрушает его, как Псалтирь. Подобно тому, как среди народа – если одна часть его прославляет царя, другая не оскорбляется этим, не вооружается против прославляющих и только, подвергшись оскорблениям, возмущается и поднимется против них, так и демоны: они не столько огорчаются и возмущаются чтением св. Писания, как пением псалмов. Упражняясь в псалмопении, мы с одной стороны возносим молитву Богу, с другой – проклинаем диавола ».

http://azbyka.ru/vopros/kak-vzjat-besa-p...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Слово Евангелие (от греч. εαγγλιον — благая весть, благовестие) — 1) Благовестие Христово (апостольское, христианское ( 1Кор.15:1 )) о наступлении Царства Божия , о спасении человеческого рода от греха и смерти; 2) Книга (всего таких Книг — четыре), излагающая эту весть в форме повествования о воплощении, земной жизни, учении, обетованиях, спасительных страданиях, крестной смерти и Воскресении Иисуса Христа . Первоначально, в греческом языке классического периода, слово евангелие имело значение «воздаяние (награда) за радостную весть», «благодарственная жертва за радостную весть». Далее так стала называться сама радостная весть. Позднее слово евангелие приобрело религиозный смысл. В Новом Завете оно стало употребляться в специфическом смысле. В нескольких местах евангелие  обозначает проповедь самого Иисуса Христа ( Мф.4:23 ; Мк.1:14-15 ), но чаще всего евангелие – это христианское провозвестие, весть о спасении во Христе и проповедь об этой вести. Евангелие – книги Нового Завета , в которых присутствует описание жизни, учения, смерти и воскресения Иисуса Христа . Евангелие – это четыре книги, названные по именам авторов-составителей – Матфея, Марка, Луки и Иоанна. В числе 27 книг Нового Завета Евангелия считаются законоположительными . Состав канонических книг Библии определяется совокупностью правил в Православной церкви: 85 Апостольское правило (IV век), 60 правило Лаодикийского собора (364 год), 39-ое послание Афанасия Великого о праздниках (IV век), Стихи святого Григория Богослова (IV век), Стихи святого Амфилохия Иконийского (IV век), 33 правило Карфагенского собора. Однако структура из четырёх Евангелий была признана христианами уже к концу II века. В дальнейшем Святые Отцы и Учители Церкви написали толкования на Евангелия. Среди толковников Евангелия можно отметить, например, святителя Иоанна Златоуста , жившего в IV веке, а также блаженного Феофилакта Болгарского , жившего в XI веке. Вынос Евангелия и его чтение — один из самых торжественных моментов православного богослужения, согласно заповеди Иисуса Христа «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ), оно читается во время утрени, всенощного бдения, Божественной Литургии, молебнов на некоторых церковных Таинствах и требах. Для этой цели используется специальное богослужебное (напрестольное или требное) Евангелие. Богослужебное Евангелие разделено на фрагменты (зачала). В Евангелии по Матфею церковных зачал 116, по Марку – 71, по Луке – 114, по Иоанну – 67. Всё ли разрешено, что не запрещено в Евангелии?

http://azbyka.ru/evangelie

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance День рождения воскресного дня 6 мин., 06.03.2017 Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах? Воскресенье – день субботний? У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу. Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3) . Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя. Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10). Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42) . Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду . И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9). Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

http://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnog...

С юности апостол Андрей отличался духовной жаждой обретения Бога. Он, в отличие от своего брата Симона Петра, не вступил в брак, желая посвятить себя Богу. Когда святой Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, многие думали, что, возможно, он и есть ожидаемый Мессия. Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым, происходившим из одного с ним города Вифсаиды, сделались учеником пророка, надеясь в его учении найти ответы на свои духовные вопросы. Скоро юноша Андрей стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя. Когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий» (Ин. 1,36), то есть добровольная жертва, приносимая ради спасения всего человечества. Услышав это, Андрей с Иоанном Зеведеевым немедленно последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» - «Пойдите и увидите», - ответил Иисус. И они провели почти весь тот день в беседе с Иисусом. Эта встреча и беседа с Учителем произвели на них настолько сильное впечатление, что они с того дня сделались Его учениками. Поскольку Андрей первым последовал за Иисусом, то он традиционно и зовётся «Первозванным». В этот же день апостол Андрей с радостью сообщил своему брату Симону: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привел его к Иисусу» (Ин.1,41-42). Таким образом, Андрей был первым из апостолов, который исповедал Иисуса Спасителем (Мессией). После возвращения Господа из пустыни Он увидел братьев Андрея и Петра на берегу Геннисаретского озера, закидывающих сети, и говорит им: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним». (Мф. 4,18-20; Мк.1,16). Из Евангелия мы узнаем, что святой апостол Андрей был вместе с Господом Иисусом Христом во время чуда с пятью хлебами, насытившими пять тысяч человек; вопрошал Господа вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном на Масличной горе о признаках Второго Пришествия Спасителя (Мк.13,3). Вместе с апостолом Филиппом привёл к Иисусу эллинов - язычников, которые пришли в Иерусалим на Пасху, чтобы увидеть Иисуса Христа (Ин.12,20-22). Он присутствовал на Тайной вечере. После славного Воскресения Христова и Его Вознесения, свидетелем которого также был святой апостол Андрей (Деян. 1,13), он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей он исполнился Духа Святого, как и предсказал Сам Господь.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/31/...

Скачать epub pdf 5. Св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов Св. апостол и Евангелист Иоанн Богослов был второй сын рыбака Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника, младший брат св. апостола Иакова. Братья помогали отцу в рыбной ловле на озере Галилейском. Не склонный к мирской жизни, Иоанн удалялся от мира и навсегда остался девственником. Он был одним из первых последователей Иоанна Предтечи, от которого узнал о пришествии в мир Мессии – Христа. При Иордане, где Иоанн Креститель обыкновенно проповедовал народу о покаянии, он показал Христа своим ученикам. Тогда два ученика Предтечи, Андрей, сын рыбака Ионы, и Иоанн, сын рыбака Зеведея, оставили своего учителя и пошли за Христом. Им обоим хотелось видеть, где живет Христос, и они с радостью воспользовались данным им позволением идти с Ним. «Идите и увидите», – сказал Он им. Было немного за полдень. Они пошли за Христом в Его жилище и пробыли у него до ночи ( Ин.1:29–40 ). Иоанн полюбил Христа с первого же дня. Любовь Иоанна ко Христу была не такой порывистой, как у Петра. Она горела тихим, неугасимым светом, таилась в глубоких тайниках его сердца и проявлялась там, где было особенно нужно. Некоторое время он оставался в доме своего отца и продолжал помогать ему в рыбной ловле. Впрочем, немного спустя Сам Христос призвал Иоанна идти вслед за Собой, и тогда уже ничто не могло удержать его в родительском доме. Это случилось после чудесной ловли рыбы на озере Галилейском. Св. Иоанн видел чудесную ловлю Петра, видел, как по слову Господню он бросил свои сети и последовал за Христом, и понял, что только Бог может творить такие чудеса. Сам Иоанн в это время с братом Иаковом помогал отцу своему Зеведею, который в лодке чинил сети. Призвав двух братьев, Петра и Андрея, Господь, проходя затем мимо лодки Зеведея, призвал и других двух братьев, Иакова и Иоанна. Они немедленно пошли за Христом, оставив отца своего в лодке с работниками ( Лк.5:1–11 ; Мк.1:16–20 ; Мф.4:18–22 ). Избрав в число 12-ти апостолов Иакова и Иоанна, Господь назвал их «Воанергес», т. е. «сыны Громовы» ( Мк.3:17 ). В отношении к Иоанну это наименование означало, кроме его пламенной ревности, высоту и силу его учения о Христе, Сыне Божием, и то, что он имел этим высоким учением, как громом, огласить вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Седмица 16-я по Пятидесятнице ПОНЕДЕЛЬНИК. Мк. Зач. 27. (6,54–7,8) О СПАСЕНИИ ВО ХРИСТЕ … И елицы аще прикасахуся Ему, спасахуся ( Мк.6,56 ). Главное в спасительном домостроении во плоти – привести человеческое естество в единение с самим собою и со Спасителем и, истребив сечение, восстановить первобытное единство, подобно тому, как наилучший врач целительными врачеваниями вновь связывает тело, расторгнутое на многие части (5,360). Помни сам себя, чтобы не забыться тебе, взирая на Бога. Ты дал клятву, помни о своем спасении. Увы! Обаятель обманывает тебя своими лживыми умствованиями, обманывает тебя неприязненный. Обратись скорее к Слову, чтобы не пасть глубже, обними крест и остановишь вред (5,17). Кто намерен душу и тело по закону благочестия привести к Богу и воздать Ему непорочное и чистое служение, тот, соделав руководительницею жизни благочестивую веру, которую возглашают по всему Писанию уста святых, с доверчивою и послушною душою должен предаться течению добродетели, отрешив себя от уз жизни, всецело и единственно предать себя вере и жизни Божией, ясно зная, что в ком благочестивая вера и непорочная жизнь, тому присуща и сила Христова, а в ком Христова сила, от того бежит зло (20,264). Человек так уязвлен, что никому невозможно исцелить его, кроме единого Господа (30,172). В какой мере предается каждый телесному и душевному подвигу со всяким услаждением добрыми делами, в такой же мере приобретает он причастие Святого Духа к духовному возрастанию ума, по благодати и туне получая спасение, а по вере, любви и подвигу свободного произволения входя в преспеяние и меру, чтобы как по благодати, так и по правде стать наследником Вечной Жизни и не всецело Божиею силою и благодатию, без собственного человеческого содействия и старания, возрастая в преуспеяние, и не всецело собственною силою и крепостью, без содействия и помощи Духа, имея возможность прийти в совершенную волю Божию и в меру чистоты (24,321)… Как невозможно видеть глазами без света, или работать без рук, или ходить без ног, или слышать без уха, или говорить без языка, так невозможно человеку спастись и войти в Царство Небесное без Господа Иисуса (27,452).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010