Читается во вторник 34-й недели по Пятидесятнице. Мк.13:14 . Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно (читающий да разумеет), тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; Мерзость запустения или омерзительное запустение, это, по толкованию св. Златоуста, – римские войска, осадившие и взявшие Иерусалим, и их языческие знамена, водруженные на месте разрушенного храма, (см. Лк.21:20 ). Известно, что, когда Римляне взяли Иерусалим, то поставили своих идолов в полуразрушенном храме и приносили здесь им жертвы. Чтый (читающий) да разумеет. Это – слова, которыми обращается особенное внимание на таинственный смысл сказанного, а именно на слова прор. Даниила и самого Евангелия. Тогда, т.е. при разрушении Иерусалима, сущии (находящиеся) во Иудеи, т.е. все, не только Иудеи, но и христиане, да бежат на горы – бегут от войны, ища себе безопасного убежища, в горы , так как в ровных местах нельзя будет найти убежища от множества неприятельского войска. Известно, что Палестина – страна гористая, и в горах ее было много пещер и глухих мест, где можно было укрыться. Так, Давид укрывался от преследования Саула в горах и пещерах. Мк.13:15 . а кто на кровле, тот не сходи в дом, и не входи взять что-нибудь из дома своего, Мк.13:16 . и кто на поле, не обращайся назад взять одежду свою. На востоке кровли домов устраиваются не так, как у нас, а плоские, и с кровли идут лестницы внутрь домов и на улицу. Слова: иже на кровле и пр. значат, что во время разрушения Иерусалима должно скорее бежать, так что если случится быть на кровле дома или на поле, не заходить и в дом за чем-нибудь, хотя бы и очень необходимым, напр., за одеждой: иначе можно погибнуть. Церк. историк Евсевий пишет, что христиане Иерусалимские и Палестинские, зная сии слова Господа, оставили города и селения и убежали в безопасные места на восточной стороне Иордана, так что неизвестно ни одного примера, чтобы кто-либо из них погиб при разрушении Иерусалима. Мк.13:17 . Горе беременным и питающим сосцами в те дни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В том виде, в каком речь Петра донесена до нас Лукой, она представляет собой первую попытку богословского осмысления событий, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. В этой речи перед нами предстает иной Петр, чем тот, с которым мы знакомы по тексту Евангелий. Там Петр спрашивает, спорит, выступает с короткими репликами, – «не знаю и не понимаю, что ты говоришь» ( Мк. 14:68 ), или «иду ловить рыбу» ( Ин. 21:3 ), – здесь же он представляет развернутую апологию христианской веры, насыщенную богословским содержанием и обильно уснащенную ветхозаветными цитатами. Эта перемена объясняется действием, которое Святой Дух оказал на Петра и на других апостолов. Иисус обещал ученикам, что, когда они останутся без Него, Сам Святой Дух придет к ним на помощь и будет говорить через них: «Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» ( Мф. 10:19–20 ; ср.: Мк. 13:11 ; Лк. 12:11 ); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14:26 ). Обещание Учителя исполнилось в день Пятидесятницы, когда наряду с даром языков ученики получили способность богословски осмысливать события, которые раньше они воспринимали лишь эмпирически, не понимая их смысла и значения. Сошествие Святого Духа на учеников в день Пятидесятницы можно сравнить с сошествием Святого Духа на Иисуса Христа, когда Он крестился от Иоанна ( Мф. 3:16 ; Мк. 1:10 ; Лк. 3:21 ). Именно с этого момента Иисус «начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф. 4:17 ). Проповедь Петра после того, как Святой Дух сошел на него, тоже содержит призыв к покаянию. Будучи продолжением проповеди покаяния, начатой Иоанном Крестителем и Иисусом Христом, она является призывом к изменению образа мыслей и образа жизни 184 . Речь Петра – первое в книге Деяний свидетельство о том, что вхождение в Церковь осуществлялось через крещение. Заповедь крестить все народы ученики получили от Самого Иисуса ( Мф. 28:19 ; Мк. 16:15 ). В качестве плодов крещения Петр называет прощение грехов и получение дара Святого Духа. Мы не будем здесь входить в обсуждение вопроса о степени достоверности, с какой автор книги Деяний изложил речь Петра. Мнения ученых по данному вопросу можно свести к нескольким основным: 1) автор Деяний сочинил речь Петра, вложив в его уста свое собственное богословское видение; 2) автор Деяний суммировал общее содержание речи Петра; 3) автор Деяний передал речь Петра с буквальной точностью. Обычно мнения колеблются между первой и второй опциями. С нашей точки зрения, возможен и третий вариант, хотя второй более соответствует правилам передачи прямой речи в исторических сочинениях. Он также косвенно подтверждается указанием на то, что автор книги передал лишь часть сказанного Петром:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Весь храм был расписан изображениями херувимов, образ которых Бог принимал на Себя. А мы, христиане, разве не исповедуем, что помимо ангельского Бог принимал образ человеческий? Он уподобился человеку во всем, кроме греха, и пребывал как Богочеловек тридцать три года. Мы, христиане, чтим, подобно евреям, образы, которые Бог принимал на земле, и расписываем ими свои храмы. Как же Спаситель отнесся к Иерусалимскому храму? Во-первых, Он сказал: «...дом Мой домом молитвы наречется для всех народов» ( Мк. 11:17 ). То есть подтвердил необходимость храма на все дальнейшие времена, имея в виду и все последующие храмы, в том числе и христианские, которые после разрушения Иерусалимского восприняли преемственность ветхозаветного богослужения. Во-вторых, Господь, зайдя в храм и осмотрев в нем все ( Мк. 11:11 ), частью Сам устранил ( Мк. 11:15, 16 ), а частью потребовал устранить ( Ин. 2:16 ) то, что в нем было неприлично и нехорошо; но против бывших там священных изображений не сказал ни слова ( Мф. 21:12, 13 ; Мк. 11:11–18 ; Лк. 19:45–46 ; Ин. 2:13–17 ). Значит, признал их достойными быть в храме. Наконец, по словам апостола Павла, в христианских храмах даже и до второго Пришествия Христова будут предметы, которые у верующих называются «святыня», а день тот не придет, доколе не будет отступления и не откроется человек греха, сын погибели, «превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог , выдавая себя за Бога» ( 2Фес. 2:4 ). Значит, храм с его святынями остается до Пришествия Иисуса Христа. В то время, как в отношении кумиров заповедано: не поклоняйся им и не служи, пред рукотворенными священными изображениями в храме Бога Израилева и поклоняются, и служат: возжигают светильники, кадят фимиам, приносят жертвы. Вспомним Исход ( Исх. 3:5 ): «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Почему земля стала святой? Может быть, изменился ее химический состав? Нет. Она осталась такой же. Но стала она святой, потому что через нее (или другую материю) Господь особым, благодатным образом проявляет Себя. Тогда священные образы указывают на Первообразы; зримое – на незримое; чувственное возносится к духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

Чудо и вера Евангелия не содержат ни одного эпизода, когда Иисус отказал бы кому-либо в исцелении. Но Он отказывался совершать чудеса в тех случаях, когда от Него требовали знамения для доказательства Его могущества. Он не захотел совершить ни одно из чудес, которых от него ожидал диавол, когда искушал Его в пустыне. Он отказал фарисеям и саддукеям, просившим Его «показать им знамение с неба» ( Мф.16:1–4 ; Мк.8:11–12 ). Фарисеи требовали чуда якобы для того, чтобы уверовать в Него, но именно вера, по Его учению, должна быть непременным условием совершения чуда: чудеса являются следствием, а не причиной веры. Своим ученикам Иисус говорил: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» ( Мф.17:20 ). Для верующего человека нет ничего невозможного. Чудо может быть реальностью его жизни – такой же очевидной и бесспорной, как и весь окружающий мир. Иисус много раз требовал веры от исцеляемых или проверял их веру. Слепцов, просивших об исцелении, Он спрашивает: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» ( Мф.9:28 ). Столь же часто Он констатировал спасительную силу веры исцеленного: «Вера твоя спасла тебя» ( Мф.9:22 ; Мк.10:52 ); «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» ( Мф.15 28; Лк.7:50 ); «Дщерь 31 ! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей» ( Мк.5:34 ; Лк.8:48 ); «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» ( Лк.17:19 ); «Прозри! вера твоя спасла тебя» ( Лк.18:42 ). Не все, кто просил Иисуса об исцелении, имели твердую веру: некоторые колебались и сомневались, находясь еще на полпути между неверием и верой. Но Господь помогал им укрепиться в вере. Один человек привел к Нему своего сына, с детства страдавшего тяжелейшими припадками, и сказал: «Если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Иисус ответил ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И отец отрока воскликнул со слезами: «Верую, Господи! помоги моему неверию» ( Мк.9:17–27 ). Исцелив отрока оттяжкой болезни, Иисус одновременно исцелил его отца от духовного недуга – неверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Однако конфликт был неизбежен. Направляясь (в Евангелии используется паломнический термин «восходить») в Иерусалим, Иисус знал, на что идет, так же как и ученики, объятые страхом: 32 Восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам (Мк. 10, 32-33). Конечно, в Мф., и Лк. эта идея сохраняется, но на нее наслаивается и многое другое. Показательно, например, что согласно Мк., единственным чудом, которое Иисус совершил в Иерусалиме, было, как его называют, проклятие бесплодной смоковницы (Мк. 11, 12-14. 20-21). Такое чудо повергает в смущение многих читателей, видящих Христа «в розовых очках»: ведь мало того, что чудо привело не к жизни, не к исцелению, а к смерти, к уничтожению, так ведь и не сезон был для созревания смокв. Гнев Иисуса выглядит как необоснованный каприз, а тут еще столь жестокое его удовлетворение. На самом деле перед нами притча в действии: Иерусалим, ветхий Израиль не принес доброго плода, и потому он отвергнут Богом. Со своей стороны, из Иерусалима не только направляется жесткая критика и неприятие Христа, но прямо зреет план погубить Его (см. Мк. 11, 18; 12, 12; 14, 1; 15, 1) — план, который и приводится в исполнение тоже в Иерусалиме. Наиболее остроумно этот трагический парадокс Священной истории выражается Иисусом в Лк. 13, 31: Не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. В богословско-географическом смысле не является нейтральным и Галилейское море (озеро): «Западный берег иудейский, восточный — языческий. Несмотря на бурю, Иисус твердо направляется с учениками к языческому берегу, приготовляя их к миссии, которая ими поначалу плохо понимается» . «Мессианская тайна» Первый стих Мк. сразу посвящает читателя в главные истины христианского Благовестия: Иисус есть Христос (1, 1). Он — Сын Божий (1, 1). Заметим еще раз (см. § 16. 4), что «Сын Божий», как и «Сын Давидов», есть мессианский титул, таким образом, синонимичный непосредственно термину «Христос» («Мессия») .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Ибо Христос придет на сей суд, имея величайшее оправдание – крест, показывая не только раны, но и постыдную смерть“. Крест назван знамением Господа, потому что он служит победным и царским знамением Его. У евангелиста же Матфея тут прибавлено: Тогда восплачутся вся колена земная, – восплачутся от страха славного пришествия Христова и великого переворота в мире; в частности восплачутся все колена земли Иудейской, оплакивая свое непослушание Христу – Мессии, Его отвержение и даже распятие на кресте, восплачутся и все, которые, хотя были и христианами, но мудрствовали земная, т.е. жили не так, как требовала Христова вера (Феоф.). Мк.13:27 . И тогда Он пошлет Ангелов Своих, и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба. Послет Ангелы Своя, по Евангелию Матфея, с трубою громогласною ( Мф.24:31 ). 3десь под трубой разумеется не труба в собственном смысле, а некое таинственное действие Божие, по которому Ангелы соберут всех людей для суда. Спаситель уподобляет это Свое действие гласу трубы, потому что у Иудеев обыкновенно были в употреблении трубы для созывания народа в собрания ( Лев.25:9 ; Суд.3:27 ). Апост. Павел в своих посланиях говорит о таковой же трубе ( 1Кор.15:52 ; 1Фес.4:16 ). Соберет избранных, т.е. истинных христиан, достойных царства небесного, для наследия его (Чит. объясн. 20 ст.). Ангелы соберут всех людей не только избранных, но и творивших беззакония – сих последних, для вечного мучения в аду ( Мф.13:41–42 ). От четырех ветров, т.е. от четырех стран света: востока, запада, севера и юга. У Иудеев страны света иногда назывались четырьмя ветрами ( Иез.37:9 ). От конца (края) земли до конца (края) неба, т.е. со всего земного шара, со всей вселенной ( Пс.18:1–7 ), Мк.13:28 . От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. В этих и дальнейших словах Господь подтверждает, что все, предсказанное Им о разрушении Иерусалима и о втором Его пришествии, непременно сбудется. Он, указав им на одну из смоковниц, которые росли во множестве по склонам горы Елеонской, сказал: от смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки (егда уже ветвие ее будет младо) и изращает лествие, видите (то знаете), яко близ есть жатва (что близко лето). Св. Златоуст так объясняет это место: „Господь привел в пример смоковницу для подтверждения того, что Его предсказание непременно исполнится. Ибо как необходимо быть первому, т.е. оживлению смоковницы, так равно и последнему, т.е. лету“. Мк.13:29 . Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях. Мк.13:30 . Истинно говорю вам, не прейдет род сей, как все это будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

В таких-то Его действиях и переживаниях, гармонически сочетавших все Божественные совершенства Его нравственной природы, отражалась небесная красота Его Богочеловеческой души. И народ чем больше всматривался в Его лицо, в Его действия и слова, тем более поражался этою небесною красотою Его вида. Слушавшие Иисуса «дивились учению Его, ибо слово Его было со властию», могущественно и действенно ( Лк. 4:32 ). «Он учил... как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи» ( Мф. 7:29 ). Его слово становилось делом и вносило в сердца слушателей усладу, успокоение, мир. «И дивились словам благодати, исходившим из уст Его» ( Лк. 4:22 ; Мк. 1:22 ) и говорили, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек» ( Ин. 7:46 ). «Дивился народ учению Его» ( Мф. 7:28, 22:33 ; Мк. 11:18 ) и говорил «Он точно пророк» ( Ин. 7:40 ). Прислушиваясь к каждому слову Его и видя, как оно тотчас же и осуществлялось, становилось делом, все чрезвычайно дивились и говорили: «все хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими» ( Мк. 7:37, 5:20 ). Все «славили Бога и говорили: великий пророк возстал между нами, и Бог посетил народ Свой» ( Лк. 7:16 ); «это истинно тот пророк, которому должно прийти в мир» ( Ин. 6:14 ; Втор. 18:15 ). Внимавшие учению Христа и видевшие Его дела говорили, что «Он – пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом» ( Лк. 24:19 ). Его слово было творческим словом, о котором Моисей говорит: «рече и быша, повел и создашася» ( Быт. 1:3 ; Пс. 32:9 ). Его слово было словом Бога! А потому, оно являло во Христе Божественные совершенства, которые отражались во всей Его человеческой природе и своею стройною гармониею придавали ей небесную красоту. Небесная красота Божественного совершенства действительно просвечивала чрез человеческую плоть Христа. Во время преображения Его на горе, когда Он молился о предстоявшем Ему деле искупления, Он преобразился пред своими учениками: Божество Его ярко просвечивалось чрез Его тело: «лицо Его просияло как солнце, а одежды Его сделались весьма белыми, как свет», «блистающими, как снег» от обилия света, исходившего из всего Его тела ( Мф. 17:2 ; Мк. 9:3 ; Лк. 9:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/n...

Мф.17:15 .  Множицею бо падает во огнь и множицею в воду. ...ибо часто бросается в огонь и часто в воду. Так что если бы и тогда сила Божия не удержала беса, то он давно погубил бы его. Марк же ( Мк.9:17–25 ) говорит, что беснование это было соединено с глухотой и немотой; но не потому что он был по природе таким, а потому что бесы связали язык и слух бесноватого. Мф.17:16 .  И приведох его ко учеником Твоим, и не возмогоша его изцелити. Я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Не могли по причине неверия приведшего. Хотя он и привел его, однако не веровал несомненно тому, что они могут изгнать беса. Это ясно видно и из слов Христа: «о, роде неверный», – и из слов праведного: «аще что можеши, помози нам» ( Мк.9:22 ), – и из вопроса Христа приведшему: «аще что можеши веровати», – и из ответа сего последнего: «верую, Господи: помози моему неверию» ( Мк.9:24 ). Марк рассказал об этом подробнее. Мф.17:17 .  Отвещав же Иисус рече: О, роде неверный и развращенный... Иисус же, отвечая, сказал: о, род неверный и развращенный! Высказывает такое общее порицание по причине равного же неверия со стороны множества иудеев, которые, однако, видели много таких же чудес, совершенных не только Им, но и учениками. «Развращенный», т.е. коварный, неправильно понимающий. Мф.17:17 .  Доколе буду с вами? доколе терплю вам? Доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Негодует и желает смерти, так как по своему недоверию они не исцелимы. Мф.17:17 .  Приведите Ми его семо. Приведите его ко Мне сюда. Чтобы и Самому не показаться бессильным, изгоняет беса. Привести же бесноватого приказал, чтобы стала очевидною Его сила и тем, которые считали Его бессильным. Мф.17:18 .  И запрети ему Иисус. И запретил ему Иисус. Т.е. повелел. Марк ( Мк.9:25 ) и Лука ( Лк.9:42 ) говорят, что Он повелел духу нечистому. Повелел обоим, – бесноватому – быть в здравом уме, а демону – удалиться. Мф.17:18 .  И изыде из него бес: и изцеле отрок от часа того. И бес вышел из него; и отрок исцелился в тот час.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Событие входа И. Х. в Иерусалим вызвало недовольство иудейских учителей, весь город пришел в движение (Мф 21. 10). Евангелист Иоанн подчеркивает, что народ приветствовал Христа, потому что был потрясен совершившимся накануне чудом воскрешения Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие с последовавшим за ним изгнанием торгующих из храма. Иудейские первосвященники, книжники и старейшины из синедриона решают предать И. Х. суду, чтобы затем выдать на казнь рим. властям (Мф 26. 1-5; Мк 14. 1-2). В это время, по Евангелию от Луки, «вошел… сатана в Иуду», к-рый договорился с первосвященниками о предательстве (Лк 22. 1-3; ср.: Мф 26. 14-16). Согласно Мк 14. 3-14; Мф 26. 6-13, в Вифании, когда И. Х. находился в доме Симона прокаженного , женщина совершает помазание, пророчески символизирующее предстоящие страдание и смерть Учителя. Накануне праздника Пасхи И. X. в кругу 12 апостолов на Тайной вечери устанавливает таинство Евхаристии (Мф 26. 26-29; Мк 14. 22-25; ср.: Лк 22. 15-20; о времени совершения Тайной вечери и о согласовании повествований синоптиков и евангелиста Иоанна см. в ст. Евхаристия ). Во время трапезы Господь предсказывает, что один из учеников предаст Его, и, преломив хлеб и благословив его, подает ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14. 22-23; Мф 26. 26-28: «...изливаемая во оставление грехов»). Установительные слова в Евангелии от Луки: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22. 19b); «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22. 20) (об особенностях повествования в Евангелии от Луки см. в ст. Евхаристия ). Евангелист Иоанн относит к этому событие умовения И. Х. ног учеников как поданный Им пример взаимного служения (Ин 13. 1-17; см. Умовение ног ).

http://pravenc.ru/text/293939.html

Тем обстоятельством, что Иуда не ожидал такого исхода своего предательства, нельзя не только оправдывать Иуду, но даже и смягчать тяжесть его преступления. Он не мог не знать об исходе своего гнусного дела. Христос об этом постоянно говорил не только ученикам, но и народу. Что же касается Иуды, то Христос с особенным вниманием и заботливостью внушал ему мысль, что за его предательством последует смерть Его, Иисуса. Мы укажем эти случаи. После исповедания Иисуса Христа «Сыном Бога Живаго» ( Мф. 16:16 ) в Кесарии Филипповой Он начинает прямо и открыто говорить о Своих страданиях, смерти и воскресении, пополняя каждый раз их новыми подробностями. Так, евангелисты отмечают: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту. и в третий день воскреснуть» ( Мф. 16:21 ; Мк. 8:31 ; Лк. 9:22 ). После славного преображения Христос, сходя с горы, заявил ученикам, что «Сын Человеческий пострадает от них» (книжников), как пострадал и Иоанн Креститель ( Мф. 17:12–13 ) «… и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену» ( Мк. 9:12 ). Когда проходил Иисус с учениками через Галилею, то Он учил и говорил им, что «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и по убиении в третий день воскреснет» ( Мк.9:31 ). Когда Иисус шел в Иерусалим, то «отозвав… двенадцать учеников Своих» (следовательно, в числе их был и Иуда), «сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет» ( Лк. 18:31–33 ; Мф. 20:17–19 ; Мк. 10:33–34 ). Во время Пасхальной вечери, когда Иуда уже решился выдать Иисуса по предварительному условию с первосвященниками и старейшинами ( Мф. 26: 14– 16 ), Христос сказал ученикам: «очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания» ( Лк. 22:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010