На другой день, во вторник, когда Господь опять пришел с Апостолами из Вифании в Иерусалим и вошел в храм, там уже поджидали Его первосвященники, старейшины, книжники и фарисеи, составлявшие враждебную Господу партию. Подошли они к Нему и прямо начали допрос Его, как обвиняемого: «Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» ( Мф.21:23 ; Мк.11:28 ; Лк.20:2 .) То есть: «кто позволил Тебе торжественно въехать в Иерусалим, принять почести, подобающие лишь Царю Израилеву, Сыну Давидову, и затем изгнать торговцев из храма? кто позволил Тебе это?» На этот дерзкий, наглый вопрос Господь не дал ответа, но Своим вопросом о крещении Иоанновом привел врагов своих в такое смущение, что они вынуждены были отойти от Него и совещаться, как отвечать на заданный им вопрос ( Мф.21:24–27 ; Мк.11:29–33 ; Лк.20:3–8 ). Почти весь день прошел в попытках врагов Христа обвинить Его или в политическом, или в религиозном преступлении; но все попытки их оказались тщетными ( Мф.21:15–46 ; Мк.11:13–34 ; Лк.20:20–40 ). Не удались попытки врагов Христовых обвинить Его в чем-либо, но их самих Господь обличал всенародно, и они стояли перед Ним, как осужденные. Сказал Господь им притчу о злых виноградарях ( Мф.21:33–41 ; Мк.12:1–9 ; Лк.20:9–16 ), и они поняли, что злые виноградари притчи – это они, руководители народа еврейского. А когда Господь спросил их, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями, то они, желая показать народу, что эта притча к ним не относится, вынуждены были сами произнести себе приговор, сказав: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои». Утверждая этот приговор, Господь сказал им: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его!» ( Мф.21:43 ). Повествуя об этом, Евангелисты поясняют, что слышав притчи Его (Иисуса), первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорил ( Мф.21:45 , Мк.12:12 ; Лк.20:19 ). Да, это они поняли. Но они должны были также понять, что стоят перед Тем, Кого они не могли уличить в каком-либо уклонении от правды, когда Он всенародно спросил их: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» ( Ин.8:46 ); перед Тем, Кому повинуются и бесы, и бури, и волны морские, Кто словом Своим воскрешает мертвых и исцеляет больных от всяких болезней, то есть совершает такие дела, какие властен творить только Бог; перед Тем, Кто открыто объявил Себя Сыном Божиим, сшедшим с небес, единосущным Отцу. Словом, они должны были понять, что стоят перед воплотившимся Сыном Божиим. Да, все это они должны были бы понять и в раскаянии молить Господа о прощении. Но не раскаянием, а злобой пылали сердца врагов Христовых. Схватить Его и немедленно растерзать или камнями побить, – вот чего хотели они, но вынуждены были отложить исполнение своих преступных замыслов, так как боялись, что почитавшие Иисуса за Пророка ( Мф.21:46 ) могут вступиться за Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

17-18; Лк 22. 7), претерпел страдания и смерть (Мф 26. 37-38, 50, 59-67; 27. 11-50; Мк 14. 33-46, 55-65; 15. 1-37; Лк 22. 41-54, 63-71; 23. 1-37, 46; Ин 18. 3-12, 19-24, 28-40; 19. 1-18, 28-30). И. Х. Сам называл Себя «Человеком» (Ин 8. 40) и «Сыном Человеческим» (Мф 24. 27, 30, 37; 25. 31; Мк 9. 12; Лк 6. 22; 9. 56; 11. 30; Ин 1. 51; 3. 13-14 и др.). Сопоставляя И. Х. и Адама, ап. Павел пишет: «Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба» (1 Кор 15. 47). Говоря о Посреднике «между Богом и человеками», он указывает, что таким Посредником является «человек Христос Иисус» (1 Тим 2. 5). В проповеди, с к-рой ап. Павел выступил в афинском ареопаге, он называет И. Х. «Мужем», Которого Бог воскресил из мертвых (Деян 17. 31). Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Уверение Фомы. Икона. Ок. 1500 г. Дионисий и мастерская (ГРМ) Как истинный человек И. Х. имел духовно-телесную природу. Его тело пред смертью было помазано драгоценным маслом (Мк 14. 3-9); после смерти оно погребается в пещере (Мф 27. 58-60; Мк 15. 43-46; Лк 23. 50-55; Ин 19. 38-42). Воскресает И. Х. также с телом, хотя для Его учеников это чудо оказалось столь необычным, что они долго не верили в него, а при встрече с Воскресшим думали, что «видят духа» (Лк 24. 37). Он укорял их за это: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И, сказав это, показал им руки и ноги» (Лк 24. 38-40; ср.: Ин 20. 27). Как истинный человек И. Х. имел и душу, о чем свидетельствуют Его слова: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26. 38); и: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23. 46). По словам ап. Павла, «первый человек Адам стал душою живущею», а последний Адам (т. е. И. Х.- Авт.) есть дух животворящий» (1 Кор 15. 45). Употребляемые в данных случаях понятия «дух» и «душа» обозначают духовную составляющую человеческой природы. Как человек И. Х.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Но теперь был четырнадцатый день месяца, когда естественное затмение невозможно. Пророческое изречение Господь произносит по-еврейски, показывая, что Он до последнего дыхания чтит еврейское. «Для чего Ты Меня оставил?» – говорит Он от лица человеческого естества как бы так: почто Ты, Боже, оставил меня – человека, чтобы я имел нужду в распятии за меня Бога? Ибо оставлены были мы, люди, а Он никогда не был оставляем Отцом. Послушай, что Сам Он говорит: «Я не Один, потому что Отец со Мною» ( Ин. 16, 32 ). Или же говорит что и за евреев, так как и Сам был по плоти еврей: «для чего Ты Меня оставил», то есть еврейский народ, чтоб он распял Сына Твоего? Как мы обыкновенно говорим: Бог облекся в меня, вместо – в человеческое естество, так и здесь выражение: «Меня оставил» надобно разуметь вместо – Мое человеческое естество или Мой иудейский народ. «А один побежал, наполнил губку уксусом и давал Ему пить» для того, чтобы горечь уксуса скорее умертвила Его. Иисус испустил дух, возопив громким голосом, то есть как бы призывая смерть, как Владыка и умирающий по Своей власти. А какой был глас, это означил Лука: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23, 46 ). Этим Господь соделал для нас и то, что души святых отходят в руки Божии. Ибо прежде души всех содержались в аде, пока не пришел Проповедавший плененным отпущение. Мк.15:38 .  И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Мк.15:39 .  Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Мк.15:40 .  Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, Мк.15:41 .  которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Завеса раздралась в знамение того, что благодать Духа отступила от храма, что Святое Святых сделается видимым и доступным для всех, как это и сбылось, когда вошли римляне, и что самый храм сетует. Как обыкновенно иудеи поступали в несчастьях и раздирали одежды свои, так и храм, как бы одушевленный, показал то же во время страданий Творца, раздрав одежду свою.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Спасает соприкосновение (всего лишь!) совести с Богом. Оно возрождает и преображает всего человека, всю его жизнь, в том числе и прошлую, ведь покаянию прошлое доступно. Это подобно пробуждению, так как совесть можно понимать как спящий образ Бога в нашей душе. Началом многотрудного пути к милости можно считать и настойчивость “вдовицы” 7 — души, оставшейся в одиночестве без Бога и “стучащей к судье”-совести с тем, чтобы она проснулась и помогла увидеть во свете свою грешную жизнь (Лк 18:2–8). Это соединение раскаяния с надеждой, с узнаванием и, наконец, с ведением милости. Именно тут встречаются, соединяются милость и истина, правда и мир, Дух и душа, ибо Господь даст благо, и земля наша даст плод свой (Пс 84:11–13). Если мы любим — значит, “видим” сердцем. Первая “ви­дящая” из людей — Богородица. Она складывала все слова Своего Сына в Своём сердце (Лк 2:51). Это значит — именно ими и жила. И нас призывала Его любить: Что скажет Он вам, то сделайте (Ин 2:5). Она выше всех Своим “слышанием”, “сле­дованием” и одновременно выше всех Своей безмолвной исповедью-проповедью о том, что увидела у Своего Сына. Как часто вздыхал Христос, глядя на слушающих: Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ин 3:12); имея очи, не видите? имея уши, не слышите? (Мк 8:18); Авраам и пророки хотели бы видеть то, что вы видите (ср. Мф 13:17; Лк 10:24), — не видя! отраднее будет Содому и Гоморре в день суда (Мк 6:10); вы не узнали (не увидели) часа посещения Моего (ср. Лк 19:44); не бывает пророк без чести (то есть не узнан), разве только в отечестве своем (Мф 13:57); и ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься (Лк 10:15); если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас (Ин 9:41); народ сей ослепил глаза свои (Ин 12:40). Своим ученикам Он говорил: не могли вы один час бодрствовать (то есть видеть) со Мною глаза их отяжелели (Мф 26:40,43). И ещё: видевший Меня видел Отца (Ин 14:9); еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас сердце? (Мк 8:17), то есть не слышите, не видите ни пророков, ни Христа. Скорбь Евангелия о нас — это то, что мы не услышали и не увидели Сына Божия: Его слов, Его жизни — Его образа. Причина же слепоты, на что много раз указывал Христос — в нашем лицемерии. И сострадая нам (!), говорил: Горе вам, лицемеры… (Мф 23:13–30). Как тяжко перепутать тьму со светом и свет с тьмою, так же тяжко более надеяться на свою многообразную “праведность” и волю, чем на спасение, подаваемое в покаянии. Ученики, слыша Иисуса Христа, не раз ужасались: так кто же может спастись? — Человекам это невозможно, Богу же все возможно, — отвечал на этот вопрос Иисус Христос (Мф 19:25–26). Нет такого дела, которым бы мы спаслись, оправдались, но есть воплотившаяся Любовь, которая может, “жаждет” спасти, простить.

http://pravmir.ru/ob-odnoy-zapovedi-hris...

Мф.18:5–6 . и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. «Кто примет» и пр.: ответ на вопрос учеников окончен; но Господь от этого, стоящего среди учеников, дитяти берет повод преподать ученикам Своим еще высокие нравственные истины о взаимных отношениях членов царства Христова. «Не только, говорит Он, если вы сами таковыми будете, получите великую награду; но даже если ради Меня будете почитать таковых, то в награду за почтение к ним назначаю вам Царство» (Злат.). – «Такое дитя»: не только дитя в собственном смысле, но и всякого человека, уподобившегося дитяти по вышесказанным нравственным качествам, т.е. всякого истинного последователя Христова (ср. Злат.). – Принять – значит с любовью обращаться с таковым человеком, помогать ему в том, в чем он имеет нужду (ср. Мф.15:35–40 ). – «Во имя Мое»: ради того, что он исповедует имя Мое, т.е. что он Мой ученик и последователь (ср. Мф.24:5,10:42 ; Мк.9:41 ), а не по каким-нибудь естественным, общественным или личным, вообще посторонним причинам. – «Меня принимает»: ср. Мф.25:40 ; Ин.13:20 , – «Соблазнит»: введет в грех или поставит препону добродетели (ср. Мф.5:29,11:6 . Златоуст под соблазнением разумеет здесь пренебрежение и обиды). – «Одного из малых сих»: не дети только здесь разумеются, но и все христиане, подобящиеся детям (ср. Мф.18:5 ). – «Лучше было бы» и пр.: лучше бы таковый умер, нежели соблазнил ко греху последователя Христова, ибо соблазном он может погубить душу человека, за которого умер Христос, следовательно, достоин величайшего наказания. – «Лучше было бы»: следовательно, наказание за соблазн будет гораздо тягчее, чем потопление в морской глубине с камнем на шее. – «Мельничный жернов»: собственно жернов ослиный или осельский (в противоположность ручному жернову – Мф.24:41 ), – верхний большой жернов на мельнице, приводимый в движение ослом, – «верхний камень на мельнице» (Исих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Божии дары не рассыпаются без разбора на всяком месте и для всяких глаз. Разве слепой увидит разнообразие красот? И при плохом зрении разве не искажается восприятие цветов, как они есть? Божии дары открываются по мере способности вместить их. Лишь «могущих вместить» Господь сподобляет быть свидетелями Своих тайн. Вот почему свидетелями воскрешения дочери Иаира Господь делает только трех избранных учеников и отца и мать умершей, ради их веры и родственной близости к ней. А прочие, что будут «судить по плоти» ( Ин.8:15 ), оставляются вне. И если ты хочешь быть с избранными, имей веру и больше сих узриши. Приходит (Господь) в дом... и говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит ( Мк.5:38–39 ). Умершая спит. Раз в последний день этого мира, на грани перехода в вечное Царство Славы, Господь из восстанавливаемого (воскрешаемого) тела человека сотворит для бессмертной души новое тело Царства Славы, то, конечно, смерть тела есть сон. Вот почему и в другой раз Господь сказал про Своего умершего друга Лазаря: «Лазарь, друг наш, уснул» – и далее говорит: «Я иду разбудить его» ( Ин.11:11 ). Так же исповедует Христова Церковь . Она называет умерших усопшими, т.е. уснувшими, и молится об их блаженном успении, т.е. мирном сне. И смеялись над Ним (потому что сказал Господь, что спит девица, дочь Иаира) ( Мк.5:40 ). Вот с какого времени идет насмешка над Христом. И понятно: «Я не от мира» и «они (христиане) не от мира». Христос и мир – два царства. Это – плоть и дух. Чем больше противоположность меж ними, тем непонятней для мира Христос, и тем больше недоумение мира и злее его насмешки. Христос и христианский дух. А мир судит по плоти ( Ин.8:5 ). (Господь), взяв девицу (умершую дочь Иаира) за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань ( Мк.5:41 ). Подмечай, с какой легкостью совершается величайшее чудо. Подходит к умершей, берет за руку и спокойно, властно говорит ей, как бы спящей: «Встань». И девица поднимается. Для Господа, для Божественной Силы одинаково свободно совершить и великое и малое. А забота человека должна быть о том, чтобы не препятствовать проявлению Божественной Силы и безраздельной веры, всю ее привлечь на себя (ср. Мк.5:25–29,34,36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Мк.5:40 .  И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала. Мк.5:41 .  И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань. Евангелист приводит здесь два слова на арамейском наречии, которым говорил Христос для того, чтобы дать своим читателям из язычников услышать звуки речи Христовой. Переводит он эти два слова с некоторым распространением, прибавляя выражение «тебе говорю». Мк.5:42 .  И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление. Мк.5:43 .  И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть. Господь не желает, чтобы весть о первом чуде воскрешения разнеслась по стране, Он не хотел, чтобы народ, возбужденный слухом об этом необыкновенном чуде, увидел в Нем своего Царя (ср. Ин.6:15 ), так как это могло бы преждевременно возбудить против Христа крайнюю злобу Его врагов. Поэтому Он запрещает распространять весть о случившемся, хотя только что вызвал исцелившуюся через прикосновение к Его одежде женщину к открытому исповеданию того чуда, которое с ней совершилось. Последнее, в самом деле, не было столь необыкновенным, как чудо воскрешения. Почему Христос велел «дать есть» воскрешенной Им девице? Древние толкователи полагали, что Он хотел этим подтвердить действительность возвращения девицы к жизни, но естественнее полагать, что Он в этом случае проявил Свою благость и заботливость о той, которую только что воззвал из области смерти к прежней жизни, когда все были заняты только что совершённым чудом. Он направляет внимание домашних девицы на ее положение... Гольцман старается доказать, что дочь Иаира находилась только в состоянии летаргии, а не была умершей и что она пробудилась, когда Христос взял ее за руку... Но, вероятно, ее брали уже за руки и до прибытия Христа, однако же это не повело к ее оживлению. Притом евангелист Марк с такой простотой рассказывает обо всем, что подозревать его в том, что он сочинил рассказ о смерти девицы и ее воскрешении, нет решительно никакого основания...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу ( Мк.15:38 ). Объятая ужасом пред распятой Правдой содрогается святыня. Святыня колеблется пред морем человеческого зла. Как будто она не выносит торжества злодеяний и отвертывает свое лицо во мраке ночи беззаконий. «Поклоняюся страсти, воспеваю погребение, величаю Твою державу, Человеколюбче, имиже свободихся от страстей тлетворных» (Великая Суббота, непорочны на утрени, 1-я статия). Сотник, стоявший напротив Его (Христа), увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий ( Мк.15:39 ). Голос языческого сотника – это свидетельство земной непредубежденности, когда она, хоть поверхностно, соприкоснется с правдой подвижника. Если она не втянута в борьбу с добром, если в ней не совершилось воцарение зла, вызывающее бешенство злобы при одном виде добра, то ее соприкосновение с подвигом Света вызывает и в ней невольное признание, что в Сыне Света – высшая Правда и Его путь – явление той же Правды. Голос сотника – это объективное суждение о пути подвига и Креста естественного человеческого разума, когда он не является рабом зла. Язычник-сотник, не знавший Христа, но не порабощенный злом иудейского преследования, смотрит на вещи спокойно и оценивает беспристрастно... И оценка беспристрастности знаменательна: «Истинно Человек Сей... Сын Божий». «Плач священный, приидите, воспоим Христу умершему, яко древле жены-мироносицы, да и радуйся услышим с ними» (Великая Суббота, непорочны на утрени, 2-я статия). Были тут (при кресте) и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим ( Мк.15:40–41 ). В вихре зла, крутящемся на земле, когда идет поругание и распятие Подвижника Правды, когда от Него отвертывается вся земля, когда изменяют любимые и избранные, не колеблется только чистое сердце, полное беззаветной преданности и нераздумывающей любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

С таким телом как опять разлучаться душе, и такому телу, как и для чего входить паки во гроб? Посему-то свв. отцы издревле полагали, что воскресшие святые не умирали уже паки, а сопровождали невидимо Господа на небо при Его вознесении, составив вокруг Него начатки обновлённого человечества, к которому потом присоединилась в свое время Матерь Божия“. Мк.15:39 . Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. У еванг. Матфея сказано: сотник и с ним стрегущие Иисуса, увидев землетрясение и все бывшее, устрашились весьма, и говорили: истинно человек сей был (бе) Сын Божий. Сотник, т. е. начальник над сотней римских воинов, который распоряжался при распятии Иисуса Христа и с Ним двух разбойников. Устрашились весьма, потому что видели в затмении солнца и землетрясении гнев Божий и боялись, что они, служившие казни, подвергнутся наказанию Божию. Сын Божий. Распинатели, вероятно, знали, что Иисуса Христа судили за то, что Он называл Себя не только царем, но и Сыном Божиим, и в том спокойствии духа, с каким Он страдал, и в тех страшных знамениях, которые сопровождали смерть Его, видели, что действительно Он Сын Божий. Сотник этот назывался Лонгином и впоследствии сделался христианином и пострадал за Христа. Память его 16-го октября. Мк.15:40 . Были тут и женщины, которые смотрели издали; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия. Мк.15:41 . которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему; и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим. Бяху же (тут были) и жены (женщины). Это – последовательницы или ученицы Христовы, так как известно, что между последователями Его были и женщины ( Лк.8:2 ). Из Апостолов, кроме Иоанна Богослова, никого не было у креста Господня, страх пересилил любовь к Учителю. Зато любовь женщин-учениц превозмогла всякий страх. Издалеча зряще (издали смотрели), потому что приблизиться ко кресту не позволяли им римские воины, сторожившие крест.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.21:39 .  И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. (Ср. Мк.12:8 ; Лк.20:15 ). У Луки порядок действий злых виноградарей сходен с тем, какой у Матфея, но согласно рассказу Марка, виноградари сначала убили посланного сына (в винограднике), а потом выбросили оттуда его тело. Запись сказанного Спасителем у Матфея считают более древней и первоначальной. Но вряд ли можно согласиться с мнением, по которому, относя эти факты к истории страданий Спасителя и имея их в виду, Матфей хотел здесь обозначить, что Иисус Христос был распят вне города. В том же смысле выражается и Лука. На это можно просто ответить, что и особенные выражения Марка подходят также к рассказу о страданиях. Мф.21:40 .  Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? (Ср. Мк.12:9 ; Лк.20:15 ). У Матфея речь полнее, чем у других евангелистов. «Господь спрашивает их не потому, что не знает, что они ответят, но чтобы они осудили себя своим собственным ответом» (Иероним). Мф.21:41 .  Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. (Ср. Мк.12:9 ; Лк.20:16 ). У Марка и Луки опущены слова, которые здесь считают особенно важными: «говорят Ему». Трудно предположить, чтобы это сказали сами враги Христа и таким образом осудили самих себя. Притча, вероятно, сказана была перед народом, собеседование было публичным (ср. стих 26). Может быть, этот ответ дан был вместо первосвященников и старейшин самим народом. Впрочем, некоторые думают, что ответ мог быть дан и ими, потому что они не догадались, какой вывод будет сделан отсюда. Но встречающееся здесь сильное выражение κακος κακς указывает на противоположное. Далее, о том, кем был дан ответ, можно судить и по Евангелию Луки, по словам которого не все, слушавшие Христа, были согласны с данным ответом и некоторые прибавили: μ γνοιτο ( «да не будет»; равнозначно нашему «Боже, сохрани»). Само выражение κακος κακς (в русском переводе не точно; в славянском – «злых зле») есть классическое греческое выражение, подобное λαμπρς λαμπρς, μεγλοι μεγλως и т.п., не переводимое буквально на современный русский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010