Иисуса увели к Каиафе, а Пётр опять был спрошен: не из учеников ли Его и ты? (Ин 18:25). И он опять отрёкся. Пётр отрёкся от Иисуса Христа три раза, как Он и предсказал ему, клявшемуся в верности: истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:38). Если Господь “рече”, то так и должно произойти. Какие же основания говорить о возможности Петра “нарушить” слово Спасителя и остаться Его верным свидетелем? Господь сказал: вы рассеетесь каждый… (Ин 16:32), все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф 26:31; Мк 14:27); но апостол Иоанн остаётся. Господь попускает подобные дерзновения. Он не принуждает любить Его, и даже не осуждает некоторых “нарушений” Своих повелений ради этой же любви, предполагающей абсолютную свободу выбора. Иисус не осудил слепых, которые после того, как Он, исцелив их, строго сказал смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той (Мф 9:30–31). Когда прокажённый, сказавший Христу: если хочешь, можешь меня очистить (Мк 1:40), после прикосновения к нему Спасителя стал чист, Иисус, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город… (Мк 1:43–45; см. ткж Лк 5:12–15). Господь не осудил “дерзновение” очистившегося, как и тех, кто привёл “глухого и косноязычного”, после исцеления которого Христос повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали (Мк 7:36). Принуждаемый не может быть совершенен в любви. Каждому из Апостолов была дана возможность поступать “в силу своей немощи”, в силу совершенства своей любви к Учителю. “Дерзновение” в Божественной любви перестаёт быть противоречием; у Бога — в Его любви — всё возможно. Иоанн не клянётся “душу положить” за Иисуса, но остаётся с Ним до подножия Креста; Пётр клянётся, но делает лишь несколько шагов за Христом, до двора первосвященнического; Фома, хотя и сказал — предсказал когда-то: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16), но “рассеялся” дальше всех.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

Искушения Христа не ограничились И. в пустыне. Об этом говорится в Евангелии от Луки: «...окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк 4. 13). Христа искушают книжники и фарисеи (Мф 16. 1; ср.: Мк 8. 11; Мф 19. 3; ср.: Мк 10. 2; Мф 22. 18; ср.: Мк 12. 13-15; Мф 22. 34-36; Ин 8. 3-7), народ (Лк 11. 16) и даже ученики (Лк 22. 23-27). Требование знамения с небес, к-рое предъявили фарисеи Христу, а также провокационный вопрос о подати кесарю были в конечном счете направлены на выяснение природы Его власти. В обоих случаях Христос обличает фарисеев в лукавстве и утверждает, что Мессия не должен ни быть политическим вождем Израиля, ни привлекать к Себе последователей с помощью чудес. Он уклоняется от провозглашения Его царем после чудесного насыщения 5000 человек (Ин 6. 15); и перед лицом Пилата Он свидетельствует, что Его Царство не земное, а Сам Он не земной владыка (Ин 18. 36). О том, что за попытками помешать Иисусу Христу идти крестным путем стоит диавол, говорится в Евангелии от Марка: в ответ на уговоры не принимать крестных страданий Христос называет Петра сатаной (Мк 8. 32-33). Время, когда диавол вернулся, чтобы завершить искушение Христа, пришло тогда, когда Христос был предан: «...теперь ваше время и власть тьмы»,- говорит Господь первосвященникам (Лк 22. 53). Предложение сотворить чудо («если Ты - Сын Божий...»), с к-рым диавол обратился к Христу в начале И. в пустыне, повторяется и на Кресте: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Лк 23. 37; см.: Navone J. The Temptation Account in St. Luke (4. 1-3)//Scripture: The Quarterly of the Catholic Biblical Association. 1968. Vol. 20. N 51. P. 66). И., которым подвергается человек Молитва в Гефсиманском саду. Миниатюра из Евангелия. 1059 г. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 66r) Молитва в Гефсиманском саду. Миниатюра из Евангелия. 1059 г. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 66r) Христос учит быть бескомпромиссным в отношении соблазнов: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Церковь основывается на Христе, воспринимаемом человеческою верою. Если этот начаток Церкви в образе здания представлялся в виде скалы, в виде грунта, на котором воздвигается Здание, то в образе Тела он не может быть представлен иначе, как семя, зерно, зародыш, из которого вырастает Тело-растение или Тело-животное. Господь сказал своим ученикам: «Если бы вы имели веру с зерно горчичное (ς κκκον συνπεως) и сказали смоковнице (τ συκαμν; по другим 735 шелковичному дереву) сей: «исторгнись и пересадись в море», то она послушалась бы вас» ( Лк.17:6 ; ср. Мф.17:20 ). «Вера с зерно горчичное» – ς κκκον συνπεως – минимальная вера, ибо зерно горчичное – «наименьшее из всех семян» – μικρτερον μν στιν πντων τν σπερμτων ( Мф.13:32 ; ср. Мр.4:31 ). Но, несмотря на свои незаметные размеры, это самое горчичное зерно веры, посеянное в сердце человеческом (см. Мф.13:3 сл., Мк.4:3 сл., Лк.8:5 сл. – притча о сеятеле. Ср. Мф.13:24 сл., Ин.4:36 сл., Гал.6:5–10 ), как в поле, «когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его» 736 ( Мф.13:31 ; Мк.4:31–32 ; Лк.13:19 ), т. е. вырастает, по изъяснению Спасителя, в «царство небесное» ( βασιλεα τν ορανν).В только что перечисленных местах настойчиво и властно повторяется один и тот же образ – образ сеяния зерна и вырастания семени в развитое растение. Целые главы у синоптиков заняты рядом притч, в которых terminus comparationis 737 есть таинственная жизнь растения ( Мк.4 ; Мф.13 ): «Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встает ночью и днем, и как семя всходит и растет, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом полное зерно в колосе, когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва» ( Мк.4:26–29 ). И как некогда в доктрине Элевзинских мистерий, прорастание новой ликующей жизни из истлевающего в своей могиле семени служит символом обновления и воскресения, так же и в Христианстве: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» ( Ин.12:24 . Ср. 1Кор.15:35–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Боясь думать, что Христос говорит о смерти, встревоженный Петр спросил: « Господи, куда Ты идешь ?» « Куда Я иду, ты не можешь теперь идти …» (Ин.13:36) – ответил ему Христос. Но ревностный Петр хотел немедленно последовать за Христом, понимая, что «последовать за Христом» означает «умереть»: « Я душу мою положу за Тебя », — сказал Петр Учителю (Ин.13:37). « Душу твою за Меня положишь? Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды » (Ин.13:38). Христос знал характер Петра, но предвидел, что в страшный час сердце его дрогнет. Но Он также знал, что Петр раскается и впоследствии сможет утвердить в вере других апостолов. Оставляя апостолов, Господь дал им новую заповедь – о любви, образом которой стал Он Сам: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас… По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою… Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам » (Ин.13:34–35; 15.13–14). Господь предупредил апостолов, что их ожидает множество страданий. Ненависть мира, лежащего во зле, после ухода Христа обрушится на Его учеников. Но будущие страдания – ничто, потому что настоящая победа, победа над смертью и грехом, всегда останется за Христом: « В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир » (Ин.16:33). Гефсиманская молитва (Мф.26:36–46; Мк.14:32–42; Лк.22:39–46) Уйдя из горницы, Христос с апостолами перешел поток Кедрон, и направился в Гефсиманию – большой сад на склоне Елеонской горы. Утомленные ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, удалился вглубь сада. « Душа Моя скорбит смертельно , — сказал Он трем ученикам, — побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. Молитесь, чтобы не впасть в искушение » (Мф.26:38). Отойдя от них немного, Он пал на землю и стал молиться: « Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет » (Лк.22:42). Безгрешная человеческая природа Христа сопротивлялась чуждой ей смерти. Вернувшись к трем апостолам, Господь нашел их спящими и, обратившись к Симону-Петру, который недавно выказал готовность идти с Ним до конца, укорил его: « Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна » (Мк.14:37–38). Он трижды отходил от них и возвращался, но у уставших апостолов не было сил выполнить просьбу Учителя и они по-прежнему спали.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

В Православной Церкви Таинство Святого Причащения совершается на Божественной Литургии. § 36. Молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском, взятие Его воинами и суд у первосвященников (Мф. 26:36–75; Мк. 14:32–72; Лк. 22:40–71; Ин. 18:1–27) После Тайной вечери Иисус Христос отправился с учениками в сад Гефсиманский. Здесь Он начал скорбеть и, преклонив колена, пламенно молился Богу. Во время молитвы Иисуса Христа вошел в сад Иуда предатель с воинами и архиерейскими слугами, которым он сказал: «Кого я поцелую, Тот и есть Иисус Христос, Его берите». Подойдя к Иисусу Христу, он сказал: «Учитель, здравствуй!» и поцеловал Его. Иисус Христос кротко заметил предателю: «Целованием ты предаешь Сына Человеческого?». Воины окружили Иисуса Христа, связали Его и повели из сада на суд к Иудейским первосвященникам Анне и Каиафе. У первосвященника Каиафы собралось множество ложных свидетелей, которые клеветали на Иисуса Христа, но ни один из них не мог придумать такой вины, за которую можно было бы осудить Его на смерть. Тогда первосвященник Каиафа спросил Иисуса Христа: «Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос, Сын Божий?». Иисус отвечал: «Да Я», – прибавил, – «отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную Бога и грядущего на облаках небесных»… Каиафа разодрал на себе одежды и сказал: «На что нам еще свидетелей? Вы слышите богохульство Его? Как вам кажется?». Все присутствовавшие Иудеи признали Его достойным смерти. После этого вывели Иисуса Христа на двор. Здесь воины и слуги архиерейские стали смеяться над Ним. Они закрывали Ему глаза, ударяли по ланитам (щекам) и с насмешкой говорили: «Скажи нам, Христос, кто ударил Тебя?». Все эти оскорбления Иисус Христос переносил с величайшим терпением. § 37. Иисус Христос на суде у Понтия Пилата (Мф. 27, 11–31; Мк. 15, 1–20; Лк. 23, 1–24; Ин. 18:28–19:16) Иудеи при жизни Иисуса Христа находились под властью Римлян, и смертные приговоры обыкновенно утверждал римский правитель. Поэтому в пятницу рано утром Иудеи, признав Иисуса Христа достойным смерти, привели Его к Понтию Пилату – Римскому правителю в Иудее, чтобы он утвердил их смертный приговор. Пилат спросил Иудеев: «В чем вы обвиняете этого Человека?». Они отвечали, что Он возмущает народ, запрещает давать подать кесарю и Себя называет царем. Пилат позвал к себе Иисуса Христа, наедине допрашивал Его и признал совершенно невинным. Тогда он вышел к народу и сказал: «Я никакой вины не нахожу в этом Человеке». Но Иудеи настойчиво требовали, чтобы Пилат предал Иисуса Христа на распятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

15. Ин. 6:15 . Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять его и сделать царём, опять удалился на гору один. Ин. 18:36 ; Деян. 1:6 . Видевшие чудо и пр.: люди видели чудо и поражены были им, но, как видно из дальнейшего (ст. 26), они не поняли внутреннего значения чуда, а остановились на одной его внешней чувственной стороне. Чудо так их поразило, что они подумали, что чудотворец есть Мессия, и хотели насильно поставить Его царём, черта, которою Иоанн опять восполняет сказания первых трёх евангелистов. – Пророк, Которому, на основании Втор. 18:18 , должно было прийти в мир: т. е. Мессия (ср. прим. к Мф 11:3 ). – Узнав: или чрез учеников Своих, или непосредственно, духом Своим, как 2:23–25 и 5:6. – Нечаянно взять: похитить, взять против Его воли (ср. Деян. 8:39 ; 2Кор. 12:2 ; 1Сол. 4:17 ) и сделать царём, конечно, в Иерусалиме, как столице теократического царства, куда скоро должны были отправиться на праздник многие из бывших теперь около Господа (ст. 4). – Опять (ср. ст. 3) удалился на гору: для молитвы ( Мф. 14:23 ; Мк. 6:46 ). 16. Ин. 6:16 . Когда же настал вечер, то ученики Его сошли к морю Мф. 14:13 д. п.; Ин. 6:1 . 17. Ин. 6:17 . и, войдя в лодку, отправились на ту сторону моря, в Капернаум. Становилось темно, а Иисус не приходил к ним. Настал вечер: поздний вечер, как видно из сравнения с Мф. 14:15 ; Мк. 6:35 ; Лк. 9:12 . (ср. прим. к сим местам). – Ученики сошли к морю и, войдя в лодку и пр.: Господь Сам побудил учеников войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону ( Мф. 14:22 ; Мк. 6:45 ). Первые два евангелиста не говорят, почему Господь немедленно побудил их уйти оттуда, где происходило чудесное питание народа, Иоанн восполняет их указанием, что народ в неразумном увлечении хотел насильно поставить Господа царём. Положение Господа при этой вспышке народной было затруднительно. Если бы Он с учениками в это время поплыл или пошёл в Галилею, народ следовал бы за Ним шаг за шагом, и волнение могло распространиться по Галилее и далее и грозить опасностью делу Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Синоптики показывают Иисуса в борьбе с искусителем, которому Он трижды отвечает «написано...» и этим одолевает его. Примечат., что цитата из книги Моисея ( Втор. 8:3 ), которую при этом приводит Иисус, указывает на значение С.П. и его истин для жизни человека: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:1–11 ; ср. Втор. 32:46.47 ; Иер. 15:16 ; Ин. 6:63 ). Иисус – тот Человек, Который всецело жил словом Божьим. Его пищей было «творить волю Пославшего Его и совершить Его дело» ( Ин. 4:34 ; Ин. 5:30 ). Всю Свою жизнь, Свои деяния, Свою смерть и воскресение Он посвящает служению во исполнение Писания: «Не нарушить пришел Я, но исполнить» ( Мф. 5:17 ); «Вот, иду, как в начале книги [Священного Писания] написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр. 10:7 ; ср. Пс. 39:9 ). Он принимает крещение, указывая при этом, что «так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Первое выступление Иисуса в синагоге заканчивается зачтением текста из книги Исаии и словами: «...ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» ( Лк. 4:15–21 ). Иисус учит в синагогах ( Мф. 4:23 ; Мф. 9:35 ; Мф. 12:9 ; Мф. 13:54 ; Мк. 1:21.39 ; Лк. 13:10 ) и в конце Своей жизни свидетельствует: «Я всегда учил в синагоге и в храме» ( Ин. 18:20 ; Ин. 6:59 ). Сообщения всех четырех евангелистов согласуются в том, какое воздействие Иисус, как учитель С.П., оказывал на народ ( Мф. 7:29 ; Мк. 1:22 ; Лк. 4:32 ; Ин. 7:46 ). Его отличие от книжников состояло в том, что Он не просто толковал ветхозаветные Писания, но и исполнял их в Своей собств. жизни ( Ин. 19:28 ). На это «исполнение» С.П. вновь и вновь указывают евангелисты и апостолы ( Мф. 1:22 ; Мф. 2:15.17.23 ; Мф. 4:14 ; Мф. 8:17 ; Мф. 12:17 ; Мф. 13:14.35 ; Мф. 21:4 ; Мф. 26:54.56 ; Мф. 27:9 ; Мк. 14:49 ; Лк. 21:22 ; Лк. 22:37 ; Лк. 24:44 ; Ин. 13:18 ; Ин. 15:25 ; Ин. 17:12 ; Ин. 18:9 ; Ин. 19:24.28.36 ; Деян. 1:16 ; 1Кор. 15:54 ; Иак. 2:23 ). У Иисуса не было сомнений в том, что «не может нарушиться Писание» ( Ин. 10:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

15. Избрание двенадцати и семидесяти апостолов ( Мф.9:36–38; 10, 1–14 ; Мк.3:13–19 ; Лк.10:1–24 ; Ин.4:2 ) Видя толпы народа, которые ходили за Ним, изнуренные и рассеянные, как овцы, не имеющие пастыря, Иисус однажды сказал Своим ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф.9:37–38 ). Это значило, что кругом есть множество людей, которые нуждаются в проповеди, помощи и исцелении, а у Иисуса Христа мало помощников, которые бы разделили с Ним труд благовествования Царствия Божия и исцеления больных. Взойдя на гору, Иисус Христос провел всю ночь в молитве к Богу, а утром призвал к Себе учеников Своих. И те пришли к Нему. И Он поставил из них двенадцать и наименовал их апостолами, чтобы они с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (см. Мк.3:13–15 ). «Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» ( Мф.10:2–4 ). Этих двенадцать избранных апостолов Христос послал на проповедь и сказал им: «“Идите… проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное… Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” ( Мф.10:6–7, 16 ). Не бойтесь врагов, смело и решительно делайте Ваше дело, не жалейте ни сил, ни самой жизни вашей ради Меня и Евангелия». Выслушав это напутственное слово, двенадцать апостолов пошли на проповедь. Они крестили (см. Ин.4:2 ), проповедовали Евангелие Царствия Божия, исцеляли недуги людей. С избранием двенадцати апостолов проповедь Царства Божия стала быстро распространяться по всем городам Палестины. Духовная жажда народа была так велика, что двенадцать проповедников и целителей не успевали ее удовлетворять. Всегда было много людей, приходивших к апостолам со своими нуждами, так что у них зачастую не было времени на то, чтобы поесть хлеба (см. Мк.3:20 ). Тогда Господь избрал еще семьдесят других апостолов, дав им такую же власть и наставление, как двенадцати, и стал посылать «их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк.10:1 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

6), евангелист показывает, что оппоненты Иисуса отдают предпочтение смерти перед жизнью. При этом в словах Спасителя жизнь (ψυχ) приобретает более широкое значение, не ограниченное физическим существованием, как предполагает обыденное понимание этого слова. Речь идет о дарованной Богом человеку в творении и утраченной в грехопадении полноте бытия, к-рую Сын Божий пришел восстановить: «...ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19. 10; ср.: 9. 56). Такое понимание Д. (ψυχ) еще более категорично выражено в парадоксальном высказывании: «...кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк 8. 35; Мф 16. 25; Лк 9. 24; ср.: Мф 10. 39; Лк 17. 33; Ин 12. 25). Подлинная жизнь, как она была задумана Богом, является высшим благом и не тождественна обладанию здоровьем или богатством (Мк 8. 36; ср.: Мф 16. 26). Она не ограничена смертью, и найдет (ερσει - Мф 16. 25) ее тот, кто ради Христа и Евангелия откажется от нее в ее обыденном понимании: «...ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную» (Ин 12. 25). Т. о., ψυχ в этих высказываниях не является только физическим существованием и не противопоставлена ему, но представляет собой полноту жизни перед лицом Бога. Поэтому словам Евангелия от Марка, где речь идет о Д.: «...какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8. 36), в Евангелии от Луки соответствует высказывание о самом человеке: «...что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?» (Лк 9. 25). Положить конец дарованной Богом полноте бытия человек не в силах, это возможно тольку Самому Творцу: «...не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф 10. 28; ср.: Лк 12. 4-5; Прем 16. 13-15; 4 Макк 13. 13-15). Уничтожение тела (σμα) не приводит к прекращению жизни, так же как и не всякое существование может быть названо жизнью в полной мере: «...брат твой сей был мертв, и ожил...» (Лк 15.

http://pravenc.ru/text/180712.html

Выражение «близко, при дверях» не имеет подлежащего у Матфея и Марка, но у Луки – «близко Царствие Божие». Можно принимать γγς у Матфея и Марка за мужской род и переводить: Он, т.е. Мессия, близок; но можно и так, как в русском переводе. В последнем случае выражение должно означать скорое наступление предсказываемых событий. Мф.24:34 .  Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; (Ср. Мк.13:30 ; Лк.21:32 .) Златоуст говорит, что Спаситель «здесь говорит не о поколении, тогда живущем, но о верных. Род обозначается не только по времени, но по образу религии и жизни, как, например, когда говорится: «сей род ищущих Господа» ( Пс.23:6 )». Притч.21:11–14 ; Иер.8:3 . Иероним понимал выражение «род сей» двояко: aut omne genus hominum significat, aut specialiter Judaeorum (означает или весь род человеческий, или специально иудеев). Мф.24:35 .  небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. (Ср. Мк.13:31 ; Лк.21:33 .) У Марка и Луки выражения буквально сходны. У Матфея – незначительные отступления ( παρελεσεται согласовано с γ и παρλθωσαν). Подобные же слова сказаны были о ветхозаветном законе ( Мф.5:17 ; Лк.16:17 ). Теперь Спаситель говорит о Своих собственных словах. Мы не можем судить о том, какое исполнение получит это изречение в будущем. Но что слова Христа не «преходили» до настоящего времени, это засвидетельствовано историей. На этом основании следует думать, что они не прейдут и в будущем. Мф.24:36 .  О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; (Ср. Мк.13:32 .) В русском переводе у Марка прибавлено: «ни Сын»; но у Матфея эти слова опущены. Большинство экзегетов, в особенности древнейшие, считают, что выражение «ни Сын» было подлинным и у Матфея, причем неведение Сына относили к Его человечеству, а не к Божеству. Некоторые же объясняли неведение Христа Его смирением. Все, что Он слышал от Отца, Он сказал ученикам Своим ( Ин.15:15 ), но то, что Отец удержал в Своей власти, Ему не было известно в состоянии Его уничиженного человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010