«Он проникся своеобразным удовольствием к гонениям и мукам ( Лк. 6:22 и след.). Его кровь казалась Ему как бы водой, в которой Он должен был принять второе крещение ( Лк. 12:50 )». «Иногда взор Его простирался далеко в будущее; Он не скрывал от Себя той страшной грозы, которая должна была подняться в мире. «Думаете ли вы, – говорил Он с удивительной смелостью, – что Я пришел воврещи мир на землю? Нет, говорю вам, но меч; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться: трое – против двух и двое – против трех; отец будет против сына, и сын против отца; матерь против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки и невестка против свекрови. И враги человеку – домашние его ( Мф. 10:34–36 ). Огонь пришел Я низвести на землю, и как Я желал бы, чтобы он возгорелся ( Лк. 12:49 )». – «Изгонят вас из синагог, – говорил Он еще; придет даже время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он приносит этим службу Богу ( Ин. 16:2 ). Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Помните слово, которое Я говорил вам: раб не больше господина своего; если Меня гнали, будут гнать и вас». «Настоятельный, властный, Он не терпел никакого возражения; нужно отказаться от себя, Он ждет этого. Его природная мягкость, казалось, покинула Его; иногда Он делался суровым и странным ( Мф. 17:17 ; Мк. 3:5 ; Лк. 8:45; 9:41 ) 105 . Его ученики иногда не понимали Его и испытывали к Нему какой-то страх (в особенности черта эта проглядывает у Мк. 4:40; 5: 15; 9:31 ). 106 Иногда Его неудовольствие ко всякому сопротивлению доводило Его до непонятных и, повидимому, несообразных поступков ( Мк. 11:12–14, 20 )» 107 . Настало время, когда смерть должна была прекратить это до крайности напряженное состояние, освободить Его из безвыходного положения и безгрешным ввести в небесное лоно. 108 Начинала подниматься гроза. «Иисус часто жалуется на встречаемое Им неверие и ожесточение сердца. Хотя, конечно, в этих восклицаниях и упреках многое следует приписать нетерпению и преувеличению со стороны самого проповедника, однако ж ясно, что даже и в галилейском крае рвение к царствию Божию было далеко не общим. 109 «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе Вифсаида! – восклицал Он, – ибо если бы Тир и Сидон видели знамения, подобные тем, которых свидетелями были вы, то давно бы во вретище и пепле покаялись. А потому говорю: в день суда Тиру и Сидону отраднее будет, нежели вам» ( Мф. 11:21–24 ; Лк. 10:12–15 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Далее, как пишется, был в повиновении у них, то есть у матери и мнимого своего отца (Лк. 2:51). Повиновался людям Тот, Которому Ангелы со страхом и трепетом повинуются и вся тварь служит. Нас ради, меня ради и тебя, грешник, повиновался Создатель наш созданию Своему, нас ради, говорю, которые Богу, Создателю своему, не хотели повиноваться. Сатаной, противником Своим искушаем был, так что и на крыле церковном поставил Его, и сказал Ему: Если Ты Сын Божий, бросься вниз, – и на гору высокую возвел, и показал Ему все царства мира и славу их, и сказал Ему: Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4:5-6, 8-9). Такую дерзость и неистовство претерпел Господь и Создатель всех от злого духа, которому мановением одним запретить мог. Нас ради претерпел, человек, чтобы нам, искушаемым, помочь (Евр. 2:18). Странствуя по земле и проповедуя Божественное слово Свое, страшно фарисейскими языками хулим был. Божественные Его чудеса веельзевулу, князю бесовскому, приписали (Мф. 9:34; 12:24; Мк. 3:22; Лк. 11:15). Святое Его и небесное учение хулою на Бога почитали (Мф. 26:65; Мк. 2:7; 14:64; Лк. 5:21). Изрыгали на Него хулы и, как стрелы язвительные, бросали языками своими: В Нем бес; Он самарянин; Он вышел из себя; человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам, и прочее (Ин. 8:48, 52; Мк. 3:21-22; Мф. 11:19; Лк. 7:34). Хулы и клевету претерпел един Благословенный вовеки, дабы нас от клеветы дьявольской защитить. Пожил в нищете, так что не имел, где приклонить голову Тот, Кто Имеет престолом небо и землю подножием (Мф. 8:20). Нас ради, будучи богат, обнищал, чтобы мы нищетою Его обогатились (2 Кор. 8:9). Сюда относится и то, что Он ясно предвидел имеющие быть в свое время и ему предстоящие жесточайшие и умом человеческим непостижимые страдания. Посему апостолам и предсказывал о них: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Мф.12:24 .  Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. (Ср. Мк.3:22 ; Лк.11:15–16 ). Согласно Марку, это говорили не фарисеи, а книжники, пришедшие из Иерусалима. Так как многие книжники принадлежали к обществу фарисеев, то разногласий между евангелистами здесь нет. Согласно Луке, не все фарисеи обвиняли Христа, а только «некоторые из них». Дальнейшая речь по переводу: Он не изгоняет бесов, если не в Веельзевуле, князе бесовском (ср. Мф.9:34 ). Таким образом, выражение «не через» и «не силою» (как в русском переводе подчеркнутое) Веельзевула, а «в Веельзевуле», т.е. сообща с Веельзевулом. Обстоятельство, что упоминается не просто Веельзевул, но с прибавкой «князь бесовский», достаточно ясно показывает, что здесь имеется в виду, если, может быть, и не самый главный, то по крайней мере один из главных демонов, у которого, по понятиям фарисеев, были в подчинении другие бесы. Веельзевул во всяком случае считался злейшим и вместе с тем грязнейшим из демонских начальников. Поэтому и обвинение Христа в связи с ним было грязным и, как кажется, в глазах фарисеев и книжников особенно язвительным. Оно имело целью отвлечь от Христа народ и вызвать в нем вражду к Его деятельности, учению и чудесам. Мф.12:25 .  Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Ср. Мк.3:23–25 ; Лк.11:17 ). Подробная речь о том же у Марка, но у Луки еще короче, чем у Матфея, с незначительной разницей в выражениях. Иоанн Златоуст объясняет эту речь Христа так: «Если Я, имея в Себе беса, посредством его изгоняю других бесов, то, значит, между бесами несогласие и распря и они восстают один на другого; если же восстают друг на друга, то их сила погибла и рушилась». Мф.12:26 .  И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? (Ср. Мк.3:26 ; Лк.11:18 ). У Луки пропущено: «сатана сатану изгоняет», и заменено: «если же и сатана разделится (разделился?) сам в себе».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

3. Кто может выразить это словом? Если пророк, описывая творения, утомился и отступил, сказав: « как величественны дела Твои, Господи! » (Пс. 91:6), и если Павел, рассматривая один вид промышления Божия, воскликнул: « о, бездна богатства » (Рим. 11:33), то что скажет тот, кто станет описывать этот день? Все это предвидел пророк и сказал: « Господь Вышний страшен, Царь великий на всей земле », указывая на спасение вселенной. Он и прежде был великим Царем, но не был познан: « в мире был, и мир Его не познал » (Ин. 1:10); а теперь Он сделал и это, стал великим Царем и для нас, которых усвоил Себе. В самом деле, не велик ли тот, Кто, послав по всей вселенной рыбарей бедных, неученых, простых, числом одиннадцать, незнатных, оставивших отечество, безгласных, как рыбы, с одною одеждой, без обуви, почти нагих, уловил всех как бы по повелению? Истинно Он — великий Царь, очистивший вселенную от заблуждения, распространивший истину в короткое время и уничтоживший владычество диавола; Он и без подчиненных — великий Царь, имеющий силу и власть не от рабов, не по внешнему виду и одежде, но по самому своему естеству. « Я на то родился » (Ин. 18:37). Он — великий Царь, имеющий честь не отвне откуда–нибудь, не нуждающийся ни в чем для того, чтобы быть Царем, делающий все, что хочет. « Идите по всему миру и проповедуйте », сказал Он (Мк. 16:15), — и слово стало делом. « Хочу, очистись » (Мф. 8:3); « Иисус запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него » (Мк. 9:24); « умолкни, перестань » (Мк. 4:39); « идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его » (Мф. 25:41); « приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира » (Мф. 25:34). Видишь ли везде Его власть? Видишь ли Его силу? Он так привлек к Себе покорившихся Ему, что они готовы скорее положить душу свою, нежели нарушить Его заповеди. Обыкновенный царь принимает честь от своих подданных; а Он сам дарует честь Своим подчиненным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Таковы условия вступления в церковь и пребывания в ней. Члены Церкви Христовой, как ветви той лозы, которая есть Христос ( Ин.15:5 ), не должны быть ветвями бесплодными. Всякая, не приносящая плодов ветвь, отсекается, по учению Христа Спасителя, Отцом Небесным ( Ин.15:2 ). Если же и оставляется, то оставляется для того только – не принесет ли плодов ( Лк.13:6–9 )? Что касается самых плодов или свойств членов Церкви Христовой, то они могут быть, по учению Христа Спасителя, бесчисленны и разнообразны. Призывая быть совершенным, как совершен Отец Небесный ( Мф.5:48 ), Он указывает тем на целую лестницу добродетелей, восходящую от земли до неба. Началом ее служит, по учению Христа Спасителя, ограничение и даже уничтожение нашего чувственного, эгоистического начала: Кто хочет идти за Мною, говорит Он, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мк.8:34 ). Чем больше ограничивается это эгоистическое начало, тем заметнее и сильнее выступает другое, которое обозначается у Христа Спасителя словом „любовь“ и которое составляет, поэтому, исключительный признак учеников Христовых. По тому узнают все, говорит Он, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13:35 ). Будучи плодом любви к Нему и исполнением заповеди Его ( Ин.14:23, 13:34 ), она проявляет себя в самых разнообразных делах милосердия: в содействии душевному спасению другого ( Мф.5:16 ), в помощи неимущему ( Мф.5:42 ), в накормлении голодного, в напоении жаждущего, в посещении больного и в темнице заключенного, в приеме у себя странствующего ( Мф.25:35–36 ), в милосердии к самым врагам ( Мф.5:44 ) и, наконец, в пожертвовании за другого самою жизнью. Нет больше, говорит Он, той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих ( Ин.15:13 ). Восходя так от совершенства к совершенству, члены Церкви наслаждаются, по учению Христа Спасителя, самыми разнообразными блаженствами. Они блаженны и тогда уже, когда только приходят к сознанию нравственной нищеты своей. Блаженны нищие духом, говорит Он, ибо их есть Царство Небесное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Объясн. Уготовано тем, кому будет сказано на страшном суде: приидите, благословенные... Мф.25:34 , и кто будет веровать и креститься: Мк.16:16 ; Ин.12:48 . Ин.10:28 . «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек, и никто не похитит их из руки Моей». Объясн. Кому даст Господь жизнь вечную? Тем, кто верует в Него: Ин.3:36 , и исполняет всё повеленное Им: Ин.10:15 . Не может иметь этой жизни тот, кто хотя быть может и верует во Христа, но, как непослушный сын Церкви, считается не христианином, а язычником: Мф.18:17 , и ослушником Господа: Лк.10:16 . Рим.6:22–23 . «Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная. Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Объясн. Смерть называется возмездием за грех: Рим.5:12 , следовательно, чем-то заслуженным; тогда как вечная жизнь, следствие святости, есть не награда заслуженная, а дарование Божие: Еф.2:8 . Вслед за Иисусом Христом, прошедшим путём новым и вошедшим во внутреннее за завесу: Евр.6:18–19 , идут туда все уверовавшие в Него и пребывавшие верными законам веры, которые Сам Он установил: Ин.12:26 ; Лк.10:16 . Евр.2:9 . «Но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который немного был унижен пред Ангелами, дабы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех». Объясн. Хотя и не все люди принадлежат к числу верующих в Иисуса Христа: Ин.5:40 , но Он умер за всех, чтобы все люди, когда (если) уверуют и крестятся: Мк.16:16 , получили жизнь вечную: Евр.3:14–15 . Откр.22:17 . «И Дух и невеста говорят: приди! И слышавший да скажет: прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берёт воду жизни даром». Объясн. «Невеста» – Церковь , и в ней Дух взывает в сердцах наших: Авва Отче: Рим.8:15 , и призывает пришествие Единородного Сына Божия. И всякий верующий, слыша, чему научен, молится Богу и Отцу: Да приидет Царствие Твое. Жаждущий пусть приходит. Нужна жажда к питию жизни для прочного обладания приобретённым: Откр.21:6–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

· Священное Предание – Деян.16:4 – они предавали верным... (не письменно, а духовно и устно); Ин.21:25 – миру не вместить бы написанных книг...; 2Фес.2:15 – стойте и держите предания...; Ин.20:30 – не написано в книге сей...; 1Кор.11:2 – держите предания...; 2Кор.3:3 – вы – письмо Христово,... написанное не чернилами, но Духом Бога живаго... (не письменно, а духовно и устно); Евр.6:2 – учению о крещениях и возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном... (подробности этих священнодействий здесь не раскрыты, но известны православным); Мк.1:15 – веруйте в Евангелие (до написания книг Нового Завета!)...; 2Тим.2:2 – что услышал от меня...; Мф.13:11 – вам дано познать тайны Царства Небеснаго, тем же не дано... (какие тайны – в тексте не указано); Кол.3:16–17 – делали словом или делом...; 2Ин.1:12 ( 3Ин.1:13–14 )- поговорить устами к устам...; 2Фес.3:5 – Господь же да направит ваши сердца... (не письменно, а духовно и устно); Мф.15:7–10 – уча учениям, предписаниям человеческим... слушайте и разумейте...; Мф.28:20 – уча их соблюдать все, что Я заповедал вам... (не письменно, а духовно); Иуд.3 – за веру, раз навсегда преданную святым (до написания книг Нового Завета!)...; Кол.1:5–7 – слышали раньше в слове истины... как научились... (не письменно, а духовно и устно); Ин.1:34 – я увидел и засвидетельствовал, что Он есть Сын Божий... (не письменно, а духовно и устно); Мк.4:11 – и говорил им: вам дана тайна Царства Божия... (не письменно, а духовно и устно); Деян.1:3 – которым Он и показал Себя живым, по страдании Своем, со многими доказательствами, сорок дней являясь им и говоря о Царстве Божием...; 8:12 – благовествующему о Царстве Божием и об имени Иисуса Христа...19:8 – он дерзновенно проповедовал в течение трех месяцев, споря и убеждая о Царстве Божием... (не письменно, а духовно и устно); 28:23,31 – говорил им, свидетельствуя о Царстве Божием, и убеждая их об Иисусе... проповедуя Царство Божие и уча о Господе Иисусе Христе... (не письменно, а духовно и устно); 1Тим.6:20 – вверенное тебе сохрани... (не письменно, а духовно и устно); 2Петр.1:20 – ни одно пророчество в Писании не допускает частного объяснения...; 3:16 – во всех посланиях... есть нечто трудно поддающееся пониманию, что невежды и неутвержденные извращают, как и прочие Писания, к собственной гибели... (понимается лишь в Священном Предании); 1Тим.2 :.6 – таково было в свое время свидетельство...; Откр.3:3 – вспомни, что ты принял и слышал, и храни... (не письменно, а духовно и устно).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Одно осуждение – греховное, а другое, как мы уже видели, не только не греховно, а предписывается самим Евангелием. И это вполне понятно: ибо, если мы никогда, никого и ни в каких случаях не будем осуждать, то мы скоро потеряем всякую способность различать добро и зло, и легко сможем сами быть увлечены на путь зла. Величайший из рожденных женами, святость и безупречная нравственная высота которого засвидетельствована Самим Христом-Спасителем, св. Предтеча Господень Иоанн, видя идущих к нему фарисеев и саддукеев, говорил им: «Рождения ехиднова, кто сказа вам бежати от будущего гнева?» ( Мф.3:7 ). Что это? Греховное осуждение? Сам Господь наш Иисус Христос, предлагавший Своим последователям брать пример с Него, говоря: «...научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ), тем не менее не раз употреблял в отношении к закореневшим во зле грешникам, не желавшим внимать Его Божественному учению, то же самое выражение: «порождения ехиднова» и нередко обращался к окружавшим Его людям, особенно к книжникам и фарисеям, с весьма резкими словами осуждения: «род лукавый и прелюбодейный!» ( Мф.12:34,39 ), «о, роде неверный и развращенный, доколе буду с вами, доколе терплю вам?» ( Мф.17:17 ). Книжников и фарисеев Он постоянно называл: «лицемерами», «безумными и слепыми», «змеями» ( Мф.15:7; 16:3; 16:6–12 , вся 23-я глава), царя Ирода называл однажды «лисицей» ( Лк.13:32 ); «поносил», как выражается само Евангелие, целые города: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум за то, что они «не покаялись» ( Мф.11:20–24 ). Мало того! Мы знаем из Евангелия, что кроткий и смиренный Господь, молившийся впоследствии за Своих распинателей: «Отче, отпусти им: не ведят бо что творят» ( Лк.23:34 ), не только употреблял резкие слова осуждения, но прибегал иногда и к очень сильным и решительным мерам физического воздействия: так, Он дважды – в самом начале Своего общественного служения – и вторично – в самом конце его, незадолго до Своих крестных страданий, совершил изгнание торгующих из храма. Живо и образно передают нам об этих событиях св. евангелисты. Не будучи в состоянии стерпеть безобразного торгашества, которое завели, под покровительством самих священников и даже при участии первосвященников, имевших большой доход от продажи голубей, иудеи в иерусалимском храме, Господь Иисус Христос, «сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул», сказав при этом продавцам: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли» ( Ин.2:14–16 ). А после Своего торжественного входа во Иерусалим перед Своими страданиями, Он снова, войдя в храм, «выгнал всех продающих и покупающих, опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано: Дом Мой Дом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» ( Мф.21:12–13 ; Мк.11:15–17 ; Лк.19:45–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Эти слова стали завещанием, которое Христос, покидая мир, оставил всем будущим поколениям Своих учеников. Страдания, смерть и погребение Иисус многократно предсказывал Свою смерть. Он знал, что пришел в этот мир, чтобы «отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ). На смерть Он шел, повинуясь воле Своего Отца. По-человечески Иисус боялся смерти. В ночь перед арестом Он говорил ученикам: «Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною». Обращаясь к Отцу, Он молился: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ( Мф.26:38–39 ). При этом «был пот Его, как капли крови, падающие на землю» ( Лк.22:44 ). В то же время, зная о неизбежности смерти, Он безропотно принял волю Отца. Послушание Отцу было у Него абсолютным: Он «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). Камень Моления о Чаше в Гефсиманском саду Поцелуй Иуды. Барельеф. Кафедральный собор св. Петра. Германия, Бремен. 14 век Иисус был осужден на смерть иудейским Синедрионом 39 и распят по приговору римского префекта Понтия Пилата 40 . На суде Он не искал оправдания, молчаливо сносил обвинения и насмешки, был подвергнут издевательствам и бичеванию. Иисус был распят на кресте. Умирал Он в тяжких мучениях. Когда римские воины прибивали Его к кресту, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). На кресте Он взывал к Своему Отцу: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Несение креста. Эль Греко. Испания. 1577 г. Распятие. Икона. Россия. 15 век Церковь верит, что Иисус ни на мгновенье не был оставлен Богом Отцом, но, чтобы спасти людей, Он должен был испытать тяжкие страдания – не только физические, но и душевные. Иисус добровольно принял на Себя чашу страданий и должен испить ее до дна. А дном человеческого страдания и самым сильным испытанием, которое может выпасть на долю человека, является богооставленность – молчание Бога, Его кажущееся отсутствие. В страданиях Иисуса на кресте в наивысшей мере проявилась Его солидарность со всеми страдающими – в том числе теми, кто, страдая, сомневается в присутствии Бога, жалуется на Бога, ропщет и унывает. Иисус не жалуется и не ропщет, Он не сомневается и не колеблется, но ощущаемая Им непереносимая физическая боль помножена на ту нравственную муку, которую Он испытывает как Человек, оставшийся наедине с ужасом предсмертной агонии. Он не был покинут Богом, но Ему надлежало пройти через опыт богооставленности, потому что Он «должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» ( Евр.2:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010