24.  …покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4. 17). 25. Мф. 3. 2; 4. 17. 26.  …покайтесь и веруйте (Мк. 1. 15). 27. Пс. 50. 19. 28. Слово о вере. Добротолюбие. Ч. 1. 29. Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 16. Добротолюбие. Ч. 2. 30. Мк. 1. 14, 15; Деян. 20. 21. 31.  Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедую Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс. 31. 5). 32. Деян. 2. 38. 33. 1 Ин. 1. 9. 34. Мк. 1. 15. 35. Лк. 17. 10. 36. Слово 48. 37. Слово 71. 38. Слово 41. 39. Четьи-Минеи, 3 мая. 40.  …ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (Пс. 50. 5). 41. Мф. 26. 75. 42. Алфавитный патерик. 43. Священномученика Петра Дамаскина о восьми умных видениях, кн. 1. Добротолюбие. Ч. 3. 44.  …помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (Лк. 23. 42). 45.  …последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет. 2. 20). 46.  …всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. …Кто делает грех, тот от диавола… Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Ин. 3. 6–10). 47.  Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас (1 Ин. 1.8). 48. 1 Пет. 4. 3, 4. 49.  …видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь (Деян. 11. 18). 50.  От Господа спасение (Пс. 3. 9). 51. Лк. 18. 10–13. 52. Ин. 8. 44. 53. Мф. 9. 13; Ос. 6. 6. 54. Мф. 16. 7. 55. О Законе Духовном, гл. 32. 56. Рим. 12. 2. 57. Прп. Симеона Нового Богослова главы деятельные и богословские, гл. 4. Добротолюбие. Ч. 1. 58.  Научи меня исполнять волю Твою (Пс. 142. 10). 59.  …научи меня уставам Твоим (Пс. 118. 12). 60.  …не скрывай от меня заповедей Твоих (Пс. 118. 19). 61.  …укрепи меня по слову Твоему (Пс. 118. 28). 62.  …Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне (Пс. 118. 29). 63.  …не более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною (1 Кор. 15. 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Прит.22:20,18 ), попытаемся прибавить что-то к тому, что уже по нашим силам было сказано, чтобы показать, как в образах будущего (ср. 1Кор.10:11 ; Евр.10:1 ) один козел приносится в жертву Господу, а другой живым отсылается «в пустыню». Послушай, что говорит в Евангелии Пилат, обращаясь к священникам и народу иудейскому: «Кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?» ( Мф.27:17 ). Тогда все возопили, чтобы отпустил им Варавву, а Иисуса предал смерти (ср. Мф.27:21 и далее). Вот это и есть козел, которого живым отпускают в пустыню, чтобы он понес на себе беззакония тех, кто кричал: «Распни, распни Его!» ( Лк.23:21 ). Таким образом, первый есть козел, отпускаемый живым в пустыню, а второй – тот, которого приносят в жертву Богу как искупление за грехи, и Он воистину искупает грехи верующих в Него. И если ты спросишь, кто есть тот, кто отводит этого козла «в пустыню», дабы удостовериться в том, что и он омылся и стал чист, то за этого «подготовленного человека» можно принять самого Пилата (ср. Лев.16:21 ). Ведь он был судьей народа, пославшего его по его же приговору «в пустыню». Но послушай, как он был омыт и стал чист (ср. Лев.16:24 ). Когда он сказал народу: «Хотите ли, отпущу вам Иисуса, называемого Христом?» (ср. Мк.15:9 ; Мф.27:17 ) и весь народ кричал: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю» ( Ин.19:12 ), тогда, как сказано, «Пилат взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы» ( Мф.27:24 ). Таким образом, умыв руки, он, по-видимому, стал чист. Поэтому для нас, то есть тех, кто служит не «образу и тени» (ср. Евр.8:5 ), но истине, день умилостивления, в который нам даруется прощение грехов, наступил, когда «Пасха наша, Христос, [был] заклан за нас» ( 1Кор.5:7 ). И, «получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» ( Гал.4:9–10 ). Послушай также, как пророк отвергает подобный пост, говоря: «Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который смиряет 62 человек душу свою» ( Ис.58:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Труднее понять, почему апостол ставит пастырей выше учителей, когда в послании к Коринфянам дар управления помещается не только ниже учительства, но и среди частных даров исцелений, языков и т. д. Лишь одно объяснение можно дать в этом случае. К тому времени, когда писалось первое послание к Коринфянам (через 4 года по основании общины), руководители их не успели еще создать себе прочного авторитета, напротив к 62-му году, в который вероятно было написано послание к Ефесянам, за 10 лет существования общины, пастыри успели приобрести в ней высокий авторитет и пользовались большим влиянием, чем учители. Немного позднее, вероятно в 63 году, ап. Павел обозначает предстоятелей опять новым именем, тем самым, которому суждено было стать собственным именем их на все времена. В послании к Филиппийцам он приветствует всех святых, находящихся в Филиппах, с епископами и диаконами (σν πισποις α διανοις). Филиппы были может быть первой родиной имени „епископ“. Это был город почти совершенно латинский 271 ( Деян.16:21 ), поддерживавший самые живые связи с Римом ( Флп.4:22 ). Здесь была весьма немногочисленная иудейская община, которая не имела своей синагоги, но владела вне города молитвенным домом, нередко посещавшимся язычниками, „чтущими Бога“. Вероятно, осенью 52 года образованная ап. Павлом и его сотрудниками христианская община в Филиппах состояла преимущественно из язычников (ср. Деян.16:10, 14–15, 20–21, 33 ) 272 . Христиане Филипп были по-видимому одарены практическим смыслом и более других считались с потребностями жизни. Они постоянно оказывали материальную помощь ап. Павлу ( Флп.4:10, 15, 18 ; ср. 2Кор.11:8–9 ), и подобно другим македонским церквам, при своей бедности и испытаниях „по силам и сверх сил“ помогали иерусалимской братии ( 2Кор.8:1–4 ; ср. Рим.15:26 ). Думают, что в этой церкви раньше чем в других была осознана необходимость правильной организации и правильного разделения труда с более или менее определенными формами и терминами 273 . До сих пор мы встречали обыкновенно одну категорию лиц, посвящавших себя служению общине, её руководству и воспитанию. Это были ποστμενοι, οπιντες и ποιμνες. Теперь в 63 году после десятилетней давности филиппийской общины мы видим уже дифференциацию местного церковного служения. Из общего класса служителей местной церкви выделились две категории лиц. Не может быть никакого сомнения в том, что словом епископы обозначаются здесь высшие предстоятели, словом диаконы – низшие. За это говорит самый порядок, в каком эти термины стоят в приветствии, их лексическое значение, – из них одно указывает на положение начальника, другое на более служебное положение (Ср. Мф.20:26 ; Мф.23:11 ; Мк.9:35 ) – и наконец вся история этих терминов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Ст. 8. Этот стих в Деяниях святых апостолов относится к Иуде Искариотскому (см.: Деян. 1:20 ). Ст. 25. Этот стих напоминает о голгофских страданиях Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 27:29, 39 ).   Псалом 109 Мессианский псалом, пророчествующий о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Ст. 1. Этот стих цитируется Евангелистами (см.: Мк. 12:36 ; Лк. 20:42–43 ), а также в Деяниях святых апостолов (см.: Деян. 2:34–35 ) и в Посланиях (см.: Евр. 1:13 ). ...Сиди справа от Меня – образ Господа нашего Иисуса Христа, пребывающего справа от Бога, неоднократно встречается в Новом Завете (см.: Мф. 26:64 ; Мк. 14:62 ; Лк. 22:69 ); вообще, св. отцы этот стих толкуют как пророчество о Восшествии Христа на Небо, под врагами понимаются не признающие Христа иудеи, эллины, еретики и бесы; самый последний враг, подчиняющийся Христу, – смерть (см.: 1Кор. 15:25–26 ); ...к подножию ног Твоих – древние восточные цари ставили ногу на шею побежденного врага в знак власти над ним (см.: Ис. 51:23 ). Ст. 2. Жезл власти – символ силы (ср.: Иер. 48:17 ). Святые отцы усматривают в этом стихе иносказание о евангельском слове (свт. Афанасий Великий ) или о Кресте (свт. Иоанн Златоуст ). Ст. 3. ...в день славы Твоей – пророчество о Пришествии Христа; ...из чрева Моего – по толкованию св. отцов, эти слова произносятся от лица Бога Отца и указывают на то, что у Отца и Сына единое существо и что Сын существует вечно. Ст. 4. Клялся Господь – выражение, употребляемое Пророками, подчеркивающее непреложность того, что сказано Богом (ср.: Ис. 14:24 ; Иер. 22:5 ); ...по чину Мелхиседекову – священник Мелхиседек, царь Салима (Иерусалима), вышел навстречу Аврааму с хлебом и вином и благословил его (см.: Быт. 14:18–19 ). Мелхиседек прообразует собою Господа нашего Иисуса Христа, ибо он священник, предлагающий хлеб и вино (прообраз Тайной вечери) и не имеющий начала и конца, поскольку в Библии ничего не сообщается о его жизни. Ст. 5. ...в день гнева Своего – в день Страшного Суда (см.: Ис. 13:9–13 ). Ст. 7. Из потока на пути Своем будет пить. Поток – искушения; ...поднимет Он чело Свое – жест победителя. Пророчество о земном унижении и прославлении через Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В каждую эпоху, при любых исторических потрясениях всегда находились герои, не склонявшиеся перед идолами необходимости и целесообразности, в твердом убеждении, что «все возможно верующему» (Мк. 9:23) и укрепляемому Божией благодатью.    Проповедь богопросвещенных отцов о последних временах кроме слова Божия питалась и благодатными озарениями, в которых Святой Дух скреплял Своим действием все, о чем извещало их Священное Писание. Мы не вдаемся сейчас в рассуждения о пророческой силе веры, но твердо веруем в равноангельную жизнь и пророческое дарование отцов как мужей облагодатствованных и уже в земной жизни друзей Божиих и сынов Царствия. Бог открывает Свои повеления верным рабам не только «во время оно», но и во все времена, по Его же слову: «и прорекут сынове ваши и дщери ваша» (Иоил. 2:28). Сосуды благодати, отцы имели преестественные дары по мере, какую каждому уделил Бог: одни — дар учительства, другие — дар исцелений, третьи — дар помощи обуреваемым от невидимого врага и так далее. Дары прозорливости и проречения, как и все вышеперечисленные, не были достоянием лишь «отеческой эпохи», но встречаются в Церкви во все времена, ибо она просвещена Духом Святым и Господь пребывает в ней «до скончания века» (Мф. 28:20).    Этим напоминанием мы предваряем раздел, где собраны пророчества более поздней эпохи, часть которых уже исполнилась, остальные — несомненно исполнятся в дальнейшем, в чем убеждают и непрерывно умножающиеся знамения. А нам следует помнить и чаще применять к себе упрек Господа иудеям: «различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете» (Мф. 16:3).    Учение двенадцати апостолов. XVI, 1—8 Пер. прот. П. Преображенского. Цит. по: Писания мужей апостольских. М., 2003. С. 59—62.    Цит. по: Святитель Ипполит Римский. Творения (далее — Свт. Ипполит Римский). Выпуск 2: О Христе и антихристе. О кончине мира. Репр. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. С. 68.    Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 39.    Свт. Ипполит Римский. Выпуск 2. С. 17.    См.: Там же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

Х., содержащимися в Евангелиях (Мф 13. 16-17; ср.: Лк 10. 23-24), нек-рые исследователи предлагают их также считать словами И. Х. ( K ö ster. 1990. P. 55-62). К аграфа также иногда относят и те фрагменты канонических Евангелий, к-рые сохранились лишь в части рукописной традиции или появляются в рукописях в разных местах евангельского повествования. К таким фрагментам относят не только тексты, известные в наст. время исключительно по рукописям (как, напр., добавленные в кодексе Безы к тексту Евангелия от Луки (после Лк 6. 5) слова: «Человек! Если ты знаешь, что делаешь, ты блажен. Если же нет, ты проклят и преступил Закон»), но и вошедшие в традиц. печатные издания, а затем и в распространенные библейские переводы (как, напр., Ин 7. 53-8. 11; Мк 16. 9-20). Свидетельства об И. Х. в писаниях мужей апостольских Иисус Христос Великий Архиерей. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГИМ) Иисус Христос Великий Архиерей. Икона. 2-я пол. XVII в. (ГИМ) В период формирования новозаветного канона, когда круг принятых Церковью текстов об И. Х. еще не был строго ограничен, в обращении находилось множество сочинений и устных преданий, которые не дошли до нас полностью, но сохранились в виде отдельных цитат в сочинениях древнехрист. писателей - мужей апостольских и апологетов. Примерами таких текстов являются: фрагмент поучений катехетического характера из 1-го Послания к Коринфянам сщмч. Климента Римского ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1-2): «Особенно будем помнить слова Господа Иисуса, которые изрек Он, научая кротости и великодушию. Он так сказал: «милуйте, чтобы быть помилованными, отпущайте, дабы вам было отпущено; как вы делаете, так вам будут делать; как даете, так вам дано будет; как судите, так сами судимы будете; как будете снисходить, так к вам будут снисходить; какою мерою мерите, такою отмерится вам» (ср.: Мф 7. 1-2; Лк 6. 36-38; см.: K ö ster. 1990. P. 66-71); переданный сщмч. Игнатием Антиохийским в Послании к Смирнянам рассказ о встрече воскресшего Спасителя с учениками: «И когда Он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный.

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

15) 10-е Евангелие — Мк 15. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; 17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие — Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; 20) 12-е Евангелие — Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба); 21) Благо есть; 22) Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя ; 23) сугубая ектения; 24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...                   Все пункты этой схемы, за исключением 5-8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых — 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы — это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.   Евангелия утрени Великой пятницы Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария , то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения — воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части — это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям 6, 8 и 9.

http://bogoslov.ru/article/398799

P. 243-245); небольшой текст из 6 строк с акростихом ΩΣΑΝΝΑ (нач.: ρδβλθυοτεΟφθης κ παρθνου (Видим быв от Девы...); см.: Quinlan. P. 205). Предпразднственных песнопений в строгом смысле этого слова у праздника В. Г. в И. нет, однако трипеснцы, седальны и стихиры-подобны всей 6-й седмицы Великого поста имеют ярко выраженный предпразднственный характер (напр.:                                (понедельник, седален по 3-й кафизме);                                  (понедельник, заключительный тропарь трипеснца);                          (среда, заключительный тропарь трипеснца);                                                                  (четверг, подобен на «Господи, воззвах»)). Лит.: Νικδημος Αγιορετης. Εορτοδρμιον. Θεσσαλονκη, 19873. Τ. 1; Дебольский Г. С. , прот. Дни богослужения правосл. Церкви. СПб., 1840, 1901. М., 1996р; Красносельцев Н. Ф. Богослужение Иерусалимской Церкви в кон. IV в. Каз., 1888; Дмитриевский А. А. Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме IX-X вв. Каз., 1894; он же. Древнейшие патриаршие Типиконы святогробский, Иерусалимский и Великой К-польской ц. К., 1907; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. М., 20042; Quinlan A. Triodion Sinait. Gr. 734-735: Diss. R., 1991; Chourga ï a G. La Tradizione liturgica del sabato di Lazaro e della domenica delle palme nei manoscritti bizant. dei sec. XI-XII: Diss. R., 1996; Иоанн Златоуст в древнерус. и южнослав. письменности XI-XVI вв.: Каталог гомилий/Сост. Е. Э. Гранстрем, О. В. Творогов, А. Валевичюс. СПб., 1998; Иерофей (Влахос), митр. Господские праздники/Пер. с новогреч. Д. Гоцалюка. Симферополь, 2001. С. 321-355. Диак. Михаил Желтов Праздник В. Г. в И. в богослужении нехалкидонитов В армянском богослужении, к-рое во многом восходит к древней иерусалимской традиции (см. ст. Армянский обряд ), праздник В. Г. в И. носит название Воскресенья «цветов» (cakazard) или Благословенного воскресенья (oogomen, от греч. ελογημνος - Благословен [Грядый]). В чин утрени входят праздничные чтения: Песн 2. 8-16; 6. 2, 9b-10; Ис 62. 11-12; Еф 1. 3-10 и Мк 10. 46-11. 11. На литургии читаются Песн 1. 1-2. 3; Зах 9. 9-15; Флп 4. 4-7 и Мф 20. 29-21. 7. Вечером совершается вечерня по особому чину, восходящему к древней иерусалимской процессии с пальмовыми ветвями: все собираются перед закрытыми дверями храма; после праздничных чтений (Вар 4. 36-5. 4; 1 Петр 3. 9; Мф 24. 27-35) совершается вечерня по обычному чину вплоть до псалмов «Господи, воззвах»; далее поется Пс 117. 1-18 и между 2 священниками, один из к-рых находится внутри храма, а др. снаружи, происходит диалог, заимствованный из канона Великого вторника и парафразирующий евангельскую притчу о 10 мудрых девах; наконец, стоящий снаружи священник возглашает стих Пс 117. 19, все входят в храм и читается Евангелие о В. Г. в И. (Ин 12. 12-23) (Hebdomadae Sanctae celebratio. P. 54-57).

http://pravenc.ru/text/161041.html

Он прорекает им: Горе вам! (Мф. 23, 13). Он сравнивает их с теми гонителями, которые убивали пророков, призывает учеников Своих беречься закваски фарисейской и саддукейской (ср.: Мф. 16, 6), предостерегает их: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20). И тем не менее Христос не настраивает Своих учеников на бунт против иудеев,– напротив, Он заповедует послушание: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте (Мф. 23, 2–3). Противостояние Господа и иудеев возникает не потому, что Он нарушает Писания, но потому, что это они сами не знают Писаний, ни силы Божией (ср.: Мк. 12, 24), устраняют слово Божие преданием своим, которое они установили (ср.: Мк. 7, 13), оставляют важнейшее в законе (ср.: Мф. 23, 23), этим самым они затворяют Царство Небесное человекам (ср.: Мф. 23, 13). Христос обличает их в лицемерии и неверии: есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его (Ин. 6, 64). В Евангелии сказано, что первосвященники предали Его из зависти, подстрекая народ к тому, чтобы был распят именно Он (см.: Мк. 15, 10–11). Не имея против Христа никаких реальных обвинений, они искали на Него лжесвидетельства (Мф. 26, 59), действовали подкупом и по воскресении Его распустили слух, что Христос не воскрес (см.: Мф. 27, 62–64; 28, 12, 13, 15). Вот как предвозвещал это событие пророк Захария: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице. Тогда сокрушен будет бранный лук; и Он возвестит мир народам (ср.: Зах. 9, 9–10). За это Господь неоднократно называет их лицемерами (ср.: Мф. 23, 13; 22, 18), змиями, порождениями ехидниными (ср.: Мф. 3, 7; 12, 34; 23, 33; Лк. 3, 7), вождями слепыми и безумными и слепыми (ср.: Мф. 23, 16, 17), слепыми вождями слепых (ср.: Мф. 15, 14), злым родом (Мф. 12, 45), родом лукавым и прелюбодейным (ср.: Мф. 16, 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2423...

3 . До плена иудеи разделяли ночь на три стражи ( Пс.62:7; 89:4 ): первая продолжалась от захода солнца до полночн ( Плач.2:19 ); вторая, или стража полночная, продолжалась до пения петуха ( Суд.7:19 ); третья, или стража утренняя, оканчивалась с восходом солнца ( Исх.14:24 ; 1Цар.11:11 ). – Во времена нашего Господа считали четыре стражи ( Мк.13:35 ), около трех часов в каждой. Первая начиналась с заходом солнца, продолжалась до девяти часов вечера ( Мк.11:11 ; Ин.20:19 ); вторая, называемая полночью ( Мф.25:6 ; Мк.13:35 ), продолжалась до средины ночи; третья носила название пения петуха, 586 потому что оканчивалась в три часа утра; четвертая, оканчивалась с началом дня ( Ин.18:28 ). 587 О неделе Евреи, как мы это делаем в свою очередь, делили время на периоды из семи дней, или на недели ( Быт.29:27–28 ). Седьмой день, соответствующий нашей субботе, был посвящен Богу в честь божественного покоя после творения, откуда название субботы, или покоя, которое ему было дано ( Быт.2:2 ; Исх.20:11 ). Целая неделя называлась также субботою ( Лк.18:12 ). Другие дни не имели отдельных названий; их обозначали „первым, вторым“ и т. д. днями, начиная от субботы, и они соответствовали нашим воскресенью, понедельнику и т. д. Еврейский оборот, встречаемый в наших евангелиях: μα τν σαββτων, единая от суббот ( Мк.16:2 ; Лк.24:1 ; Ин.20:1 ), значит то же самое, что πρτη ημρα το σαββτον, или первый день недели, потому что по-еврейски существовало лишь одно слово для выражения слов один и первый. Иудеи-еллинисты называли пятницу παρασχευ, ( Мф.27:62 ; Мк.15:42 ; Лк.23:54 ; Ин.19:14,31:42 ), т е. „приготовление“, в пятницу, действительно, приготовлялись к празднованию субботы. Другие иудеи называли ее просто кануном субботы. Этот канун начинался с девятого часа, т. е. с трех часов пополудни. – Неделя играла очень важную роль в Моисеевом обществе; различали, кроме недели в собственном смысле (седмицы), седмицу седмиц, или праздник седмиц (Пятидесятница) ( Втор.16:9–10 ); седмицы годов, из которых седьмой назывался субботним годом ( Лев.25 ), и седмицы субботних лет, которые оканчивались юбилейным годом, как мы увидим ниже. 588

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010