Лк.23:21–22 . «Но они кричали: распни, распни Его! Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу». Объясн. Кричали «распни, распни Его!» не христиане, а толпа еврейского народа, возбуждённая еврейскими же первосвященниками: Мк.15:11 ; теперь и за лжеучение религиозное не только никого не распинают, а даже и не заграждают лжеучителям уста: 1Пет.2:15 , перестали и страхом их спасать: Иуд.1:23 Ин.16:2 . «Изгонят вас из синагог: даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу». Объясн. Эти слова Евангелия относятся к святым апостолам и последователям истинного Христова учения, которых действительно преследовали за имя Христа язычники и иудеи, но кого преследуют не за имя Христово, а за своеволие и преступление, к тому не может относиться это изречение, а справедливее подходит вот какое: Иуд.1:23 ; 1Тим.6:3–4 ; Тит.1:10–11 . 1Пет.3:17 . «Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые». Объясн. Заблуждающиеся в вере и вводящие других в заблуждение если бывают вразумлены: 1Фес.5:14 , и наказываемы, то не за добрые дела, а за лжеучение: Деян.5:36–37 ; 2Кор.11:13–15 . 2Тим.3:12 . «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы». Объясн. Лжеучителей, вводящих пагубные ереси: 2Пет.2:1–2 , преследовали за своеволие и преступления, а не за Христа: Деян.5:36–37 , следовательно, за вероучение религиозное гонимы были не одни святые апостолы, но страдали за вероучение своё ложное и разные люди негодные, всё же от этого вера сих последних, конечно, не сделалась истинной: 2Тим.2:5 . Ис.66:5 . «Выслушайте слово Господа, трепещущие пред словом Его. Ваши братья, ненавидящие вас и изгоняющие вас за имя Моё, говорят: «пусть явит Себя в славе Господь, и мы посмотрим на веселие ваше». Но они будут постыжены». Объясн. У пророка Исаии говорится о преследовании благочестивых израильтян за имя Божие со стороны собратьев их, которые избирали собственные пути и находили удовольствие в мерзостях, т.е. предавались язычеству: ст.3–6. Евреи не пользуются расположением народа, но они – не ученики Христовы, так и еретики, если не пользуются расположением православных христиан, то потому только, что они извращают Писания: 1Пет.3:16 , противятся истине: 2Тим.3:8–9 ; 2Пет.2:1–2 . И Слово Божие повелевает остерегаться их и отвращаться: Рим.16:17 ; 2Тим.3:5 ; Тит.3:10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Марк продолжает: «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили» ( Мк.16:14 ). Лука же рассказывает, как все произошло, опять подробнее. Если доверять последовательности событий, в которой они описываются в его Евангелии, то это случилось сразу после рассказа эммауских путешественников. В «Синопсисе» эта главка называется: «Явление Воскресшего Господа ученикам без Фомы, Иерусалим, воскресение, 9 апреля 30 г.». «Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа» ( Лк.24:36–37 ). Смотрите, только что рассказывали о явлении Воскресшего Христа Петру, совсем недавно Лука и Клеопа сами приняли хлеб из рук Спасителя (ведь то, что Он преломил хлеб и дал им, произошло также неслучайно: взяв хлеб и, может быть, прикоснувшись к Его перстам и ладоням, они убедились в том, что это не призрак, не дух, а облеченный в плоть человек), и тут же – опять сомнение, продолжение внутренней борьбы. «Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» ( Лк.24:37–38 ). Интересно, что в греческом тексте сказано не «для чего такие мысли входят», а «почему такие мысли восходят в сердцах ваших». Это более соответствует учению Евангелия о том, что «из сердца исходят помышления злая» ( Мф.15:19 ): не входят, а именно исходят. «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» ( Лк.24:39 ). Из повествования остается неясным, осязали ученики Господа или нет. Но судя по тому, что жены-мироносицы это сделали, а Мария Магдалина даже не хотела выпускать Его из своих объятий, нужно думать, что и апостолы, хотя и сдержаннее, тоже проявили вполне объяснимое любопытство и прикоснулись к Телу Спасителя. Но поскольку мужчины – люди более рациональные и сохраняют трезвость ума даже тогда, когда, может быть, это неуместно, Спаситель, желая окончательно их удостоверить, предлагает новое доказательство, уже не просто осязание, а нечто большее.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

Мир все еще разделен. Как много раздоров и разделения даже среди тех, которые называют себя христианами! Мир между народами и, в первую очередь, единство среди христиан — вот наша непреложная и общая обязанность, самая насущная задача сегодняшнего дня. Судьба человека решается не на полях сражений и не в прениях политиков. Судьба человека решается в его сердце. Будет ли оно закрыто даже тогда, когда Отец Небесный стучит в его двери, или человек с готовностью ответит на призыв Божественной любви и отворит? Даже в наши мрачные дни остаются признаки надежды. Сейчас не только бывает “тьма в шестом часу” ; сейчас время, когда солнце ярко светит и глубокой ночью . Стремление к единству возрастает. Но истинное единство можно обрести только в самой Истине, в полноте Истины: “Утоли раздоры церквей, угаси шатания языческая, еретическая восстания скоро разори силою Святого Твоего Духа” (Молитва священника на литургии свт. Василия Великого ).  Жизнь даруется нам в изобилии. Мы должны бодрствовать, чтобы не пропустить дня нашего спасения, — ведь древний Израиль прошел мимо своего дня. “Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели ” ( Мф 23:37 ; курсив автора — Пер .). Давайте выберем жизнь в познании Отца и Его Единородного Сына, Господа нашего, и в силе Св. Духа. И тогда Слава Креста и Воскресения будет явлена в нашей собственной жизни. И славное древнее пророчество сбудется вновь. “…Вот, Я открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших и введу вас в землю Израилеву и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь” ( Иез 37:12,14 ).   Перевод Д. Лобова Примечания То есть в полдень; ср. Мф 27:45 ; Мк 15:33 ; Лк 23:44 . — Ред . Ср. Ин 1:5 . — Ред. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 32  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона:

http://azbyka.ru/propovedi/dolina-smertn...

Само воплощение (вочеловечивание) Сына Божия, вся его деятельность на земле, страдания и позорная смерть на кресте во искупление грехов человеческих были поняты евангелистами, а затем и святоотеческой мыслью, как акция глубочайшей любви Бога к людям. «Ибо так возлюбил Бог мир,- пишет евангелист Иоанн,- что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3, 16-17). Сопоставляя этот удивительный акт любви Бога к людям с уровнем их сознания, апостол Павел отмечает, что человек едва ли отдаст свою жизнь за другого, разве что кто-то решится пожертвовать собой за своего благодетеля. А «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим 5, 8), и этим спас нас для вечной жизни. С того великого и таинственного времени «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5), и «любовь Христова объемлет нас» (2 Кор 5, 14). Она столь велика и сильна, что превосходит всякое разумение (Еф 3, 19), ибо изливается не только во внешний мир, но и действует внутри самого Божества - связывает Отца и Сына. «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас,- взывает Иисус к людям,- пребудьте в любви Моей» (Ин 15, 9). Сам Бог подал людям пример бесконечной и спасительной любви и Новый Завет, а за ним и христианские мыслители на протяжении всей истории христианства неустанно призывают единоверцев к подражанию божественной любви. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил вас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное» (Еф 5, 1-2). Все три синоптические Евангелия передают (хотя и несколько в разной форме) эпизод с искушением Иисуса книжником, который вопросил его о наибольшей заповеди Закона и услышал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего как самого себя». На сих двух заповедях утверждается закон и пророки» (Мф 22, 37-40; ср.: Мк 12, 30-31; Лк 10, 27). Иисус фактически дословно повторил заповеди из Пятикнижия Моисея (Втор 6, 5; Лев 19, 18). Однако там они перечислены среди множества других наставлений и «уставов» и находятся в разных книгах. Иисус же выдвигает их на первое место в качестве главных и объединяет. Понятие же «ближнего», относившееся в Ветхом Завете только к «сынам Израиля», он распространяет на все человечество, подведя под него в ответе книжнику презираемого иудеями самарянина (см.: Лк 10, 30 - 37).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Сообщение о даровании духа здесь напоминает творение Богом человека, дар самой жизни. Сам термин «дыхание» (μφυσν) используется также в переводе Септуагинты второго рассказа о творении в книге Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 ). Он появляется также и Иезекиилевом видéнии поля, усеянного сухими костями: «Дохни на этих убитых и они оживут» ( Быт.37:9 ). В обоих случаях – и Быт.2:7 , и Иез.37:9 – дыхание является символом творения жизни. В Своем воскресении Христос становится источником нового творения, завершающим и превосходящим первое. Согласно апостолу Павлу, Христос – это животворящий дух ( 1Кор.15:45 ). Во время Своего общественного служения, когда Иисус «поставил» двенадцать, Он действительно «создал» (ποησεν) их ( Мк.3:14 ), а теперь, в день воскресения, Он «освятил» их «истиной» ( Ин.17:19 ). Теперь они отделены для «поклонения» Отцу «в духе и истине» ( Ин.4:23–24 ). Силою Духа они заново рождены и крещены, чтобы жить в согласии с истиной, явленной в Иисусе. Те, кому Христос являлся и даровал Духа, – Его ближайшие ученики. Обращение в первосвященнической молитве – «Освяти (γασον) их истиною… за них Я посвящаю (γιζω) Себя, чтобы и они были освящены истиною (γιασμνοι ν ληθε)» ( Ин.17:17–19 ) – теперь исполняется в даровании Духа, ибо «освящение» или «посвящение» предполагает освящающую силу Святого Духа. Мы можем воспринимать это ниспослание Духа как рукоположение учеников, ибо власть вязать и решить, удерживать и прощать – это власть священническая, «их рукоположение подтверждено в Пятидесятнице» 238 . Согласно Андре Фойе, существует соотносимость между Ин.20:23 («Если кому отпустите грехи, отпущены им; если на ком удержите, удержаны») и Мф.18:18 («Истинно говорю вам: что свяжете на земле, будет связано на небе; и сто разрешите на земле, будет разрешено на небе»). Этот экзегет указывает, что упоминаемое в Ин.20:23 – «нечто большее, чем просто посылание на проповедь». Некоторые именно к этому сводили значение этого стиха. Но пассивная конструкция, которую здесь использует св. Иоанн, – «отпущены», «удержаны» – является иным способом указания «на Бога как источник, как и у Матфея небеса подтверждают сделанное на земле». Христос подготовил учеников к их рукоположению. Если умывание ног, описанное в Ин.13:1 и слл., является предварением апостольского освящения как священников, то дуновение Духа на них после воскресения показывает нам «дополнение священства» 239 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/per...

«Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие» ( Мф.19:24 ), – сказал Спаситель богатому юноше 12 . «Не собирайте себе, – убеждает Спаситель, – сокровища на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф.7:19–21 ). Непрочность земного благополучия, которым люди хотели обеспечить себе счастье, Христос подтверждает и примером – притчей о любостяжательном богаче, надежды которого на счастье жизни разрушились перед страхом смерти ( Лк.12:16–21 ). Вместо земных благ Спаситель предлагает людям озаботиться приобретением сокровищ духовных, которые, несомненно, ведут к истинной цели жизни и действительному счастью. Свойства членов Царства Божия указаны Господом в нагорной проповеди. Совершенствование жизни человеческой, по учению Господа, должно начинаться с совершенствования личного настроения каждого отдельного человека. «Блаженны нищие духом... блаженны плачущие... блаженны кроткие... блаженны алчущие и жаждущие правды... блаженны милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, претерпевшие всевозможные мучения и страдания за имя Господа И. Христа», – вот те заповеди, которыми Спаситель начал изображение истинной жизни человека, как члена царства Божия. Сознание своих несовершенств вместо фарисейского горделивого признания своей праведности, что Спаситель картинно изобразил в притче о мытаре и фарисее (1 заповедь блаженства, Лк.18:10–13 ); искреннее сокрушение о своих грехах по примеру плакавших у ног Спасителя и получивших утешение грешниц (2 зап., Лк.7:37–39 ); кротость и незлобие, к приобретению которых Господь приглашал коварных иудеев указанием на детей (3 зап., Мк.18:3 ); усердное искание правды в жизни, к познанию которой Христос и призывал людей Своей проповедью (4 зап., Ин.7:37, 8:32, 14:6 ); милость и помощь ближнему вместо обычных притеснений и насилий, оценить значение которых для жизни Великий Учитель приглашал в притче о милосердном царе и безжалостном заимодавце (5 зап., Мф.18:23–35 ); стремление к освобождению своего сердца от обольщений искушениями зла, так как интересы сердца, по мысли Спасителя, определяют и всё направление жизни человека (6 зап., Мф.6:21–25 ); желание и водворение мира по примеру Самого Спасителя, принесшего на землю мир (4 зап., Ин.14:27 , Лк.10:5 ); искренность убеждений до готовности претерпеть за них по примеру ветхозаветных праведников всякие невзгоды и мучения (8, 9 зап., Мф.11:7–9 Мф.23:31 , Ин.15:27, 16:1–5 ), – вот те духовные свойства и качества, которые должны составлять, по учению Спасителя, содержание духовных стремлений человека, поставившего своей целью жизни – совершенствование духа и искание царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

12. Ин. 14:12 . Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду. Мк. 11 д.; Мк. 16:17 ; Ин. 4:37, 14:38, 16:1 д.; Деян. 2:41, 5:15 . 13. Ин. 14:13 . И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Ин. 15 д.; Ин. 5:23 . 14. Ин. 14:14 . Если чего попросите во имя Моё, Я то сделаю. Ин. 16 д.; 1Ин. 5 д. Истинно, истинно говорю и пр.: ответ Филиппу с назиданием и всем ученикам окончен, и с новым уверением – истинно, истинно говорю вам Господь снова возвращается к мысли о близком Своём отшествии к Отцу (с которой начиналась эта речь, – 13:33) и к утешению учеников относительно этого отшествия, дабы не смущалось сердце их (14:1). Он обращает взор их на то, что по отшествии Его от них они не только не останутся бессильными для продолжения Его великого дела – распространения и утверждения Царства Его на земле, но получат необычайные силы для совершения этого дела, и именно потому получат, что Он идёт от них к Отцу. – Верующий в Меня: по связи со ст. 11 и 13, кажется, надобно полагать, что это относится собственно к апостолам – первым продолжателям Его дела на земле, а потом в соответственной вере степени – уже ко всем прочим верующим, и – кажется – вера разумеется в частном смысле – чудодейственная ( 1Кор. 13:2 ). – Дела, которые Я творю: разумеются, как и во всех подобных изречениях, дела необычайные, и в частности чудеса. – И больше сих сотворит: больше – не в смысле многочисленности только, но в смысле величия их и важности. Это говорится в том же смысле, в каком некогда Господь говорил Своим ученикам по случаю удивления их силе слова Его, когда Он проклял смоковницу: если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете – поднимись и ввергнись в море, – будет; и всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф. 21:21–22 ; см. примеч. к 17 и прим.), так как верующему всё возможно (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

«Ахитофел восстал против Давида, – говорит бл. Иероним, – и истинный Ахитофел – Иуда – против Христа» (тв. ч. 14, стр. 108). А св. Ефрем Сирин 114 отмечает то, что Давид на горе Елеонской молился и просил Господа разрушить совет Ахитофела; и Спаситель на этой горе ( Лк.22, 39–42 ) скорбел и молился ( Мф.26, 36–37 ; Мк.14, 32–33 ) (у о. Смирнова стр. 117–118). Гл. 16, 9 И речé Авéсса, сын Сарýин, ко царю: почтó проклинáет пéс умéрший сéй господина моегó царя? ныне пойдý, и отимý главý егó И сказал Авесса, сын Саруин, царю: зачем злословит этот мёртвый пёс господина моего царя? пойду я и сниму с него голову Гл. 16, 11 И речé Давид ко Авéссе и ко всем отрокóм своим… остáвите егó проклинáти мя И сказал Давид Авессе и всем слугам своим… оставьте его, пусть злословит В том, что Давид запретил Авессе убить Семея, ругавшегося Давида, когда тот бежал из Иерусалима от Авессалома, св. Ефрем Сирин видит предызображение того, как ап. Пётр, видя опасность, угрожавшую Иисусу Христу в саду Гефсиманском, прибегает к оружию для защиты Его, но удержан Им от кровопролития ( Мф.26, 51–54 ; Мк.14, 47 ; Лк.22, 49–51 ; Ин.18, 10–11 ) (у о. Смирнова стр. 118). А самый Семей, восставший против Давида, поражённого бедствиями, проклинавший несчастного царя и бросавший в него камнями (ст. 5–8), по мнению того же св. Отца, предызобразил иудейских первосвященников и книжников, хуливших Господа, изнемогшего под бременем креста и распятого на нём ( Мф.27, 42 и др.) (ibid.). Гл. 20, 9 И речé Иоáв Амессáю: здрáв ли еси, брáте? И взя Иоáв рукóю деснóю за брадý Амессáеву лобзáти егó И сказал Иоав Амессаю: здоров ли ты, брат мой? И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его Ты избавил меня от мятежа народа моего; Ты сохранил меня, чтоб быть мне главою над иноплеменниками; народ, которого я не знал, служит мне По толкованию бл. Феодорита, здесь содержится «проречение о Спасителе Христе, ибо в свет язычникам был не Давид, но происшедший от Давида по плоти Господь и Сын Давидов ( Лк.2, 32 )» (тв. т. 1, стр. 409).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Впоследствии не только Его враги пытались отвлечь Его от этого пути. По меньшей мере в трех местах заметны влияния из Его собственного окружения, которые хотели свести Его с раз навсегда принятого пути, ведущего Его к Страстям. Уже в Капернауме они начались тайным противодействием Его собственных последователей (Мк. 3, 21 и след.). Эти стремления сгустились в определенном протесте Петра у Кесарии Филипповой: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16, 22). Они привели в конце концов к тому, что отпала масса Его учеников, когда Иисус заговорил о еде Своего тела и питии Своей крови (Ин. 6, 57). «С того времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 66). Но Иисус продолжал идти своим путем, решившись, если нужно, идти совершенно один, в полном одиночестве. В этом пункте у Него не было ни одного успокоительного слова для учеников, — один только острый сжатый вопрос: «Не хотите ли и вы отойти от Меня?» Вот Иисус — с ясной волей, с целеустремленным делом. Во всей Его общественной жизни нельзя найти ни одного мгновения, когда бы Он раздумывал, колеблясь в нерешительности, или тем более взял бы обратно хоть одно Свое слово, отказался бы хоть от одного Своего действия. И от Своих учеников Он желает такой же твердой, целеустремленной воли. «Возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9, 62) «Кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек?» (Лк. 14, 28). «Какой царь, идя на войну против другого, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он... противостать идущему на него?» (Лк. 14, 31). Это Его собственный личный образ действий, который Он хочет вкоренить в души учеников. Необдуманно-поспешная деятельность, неуверенные колебания или тем более соглашательство, поиски компромиссов Ему совершенно чужды. Его существо и жизнь, это «да!» или «нет!», и ничего другого. Иисус всегда целен, всегда готов, так как Он никогда не говорит и не действует иначе, как в цельном, светлом сознании и с полнотой сильной жизненной воли. Потому Он и только Он один имеет право повелевать; «Да будет слово ваше: да, да; нет. нет; а что сверх того, то от лукавого» (Мф. 5, 37). Его существо и жизнь есть полное единство, законченность, светлость, изначальная ясность и правда. Он в такой степени был отмечен подлинностью, правдой, прямотой и силой, что даже Его враги не могли избавиться от этого впечатления. «Учитель, мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо» (Мк. 12, 14). Авторитет

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Успокоение бури и остановка ветра. На этом озере утихомирил Он ужасный шторм и сковал ураган, крикнув ему: Умолкни, перестань! И тогда Его ученики, дотоле устрашенные бурей, а теперь не менее пораженные чудом, говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? ( Мк.4:37–41 ). Хождение по воде. По поверхности этого озера Иисус ходил, как посуху ( Мф.14:25 ). Наполнение сетей. На этом озере Христос с избытком наполнил рыбой пустые сети Петра и его товарищей. И причем дважды: в первый раз прежде Своего Воскресения, а во второй – после него ( Лк.5:5–7 ; Ин.21:3,6 ). Чудо с рыбой и монетой. На том же самом озере произошло и следующее чудо. Когда сборщики податей запросили их у Иисуса, Он, ничего не имевший, повелел Петру забросить удочку в воду и взять первую же рыбу, которая попадется. Открыв у ней рот, найдешь статир, – сказал ему Иисус, – возьми его и отдай им за Меня и за себя ( Мф.17:24–27 ). Золотой статир. Умножение хлебов. Недалеко от этого озера, на пустынных холмах, Господь Иисус дважды насыщал тысячи людей досыта, причем в первый раз – пять тысяч мужчин не считая женщин и детей, а во второй – около четырех тысяч. Первую группу накормил Он пятью хлебами и двумя рыбками, а вторую – семью хлебами и несколькими рыбками. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных, а во втором случае – семь корзин ( Мф.14:17–21 ; Мк.8:5–9 ). Перед трапезой Иисус, взяв пять хлебов и две рыбы (а во втором случае – семь хлебов), воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И все ели, и все насытились, а пищи после трапезы осталось даже больше, чем было до нее. Божественный Сеятель и Умножитель, сказавший в притче о сеятеле и семени, что одно зерно на доброй земле приносит сторичный плод ( Мф.13:8,23 ), доказал это на деле, приумножив хлебы не в сто, а в тысячу раз. Чудо неслыханное и невиданное испокон веку. Однако с Божиим благословением все возможно, а без Божия благословения – ничего. Сербский народ собственным опытом свидетельствует о сем, говоря о «хлебе сытом» и о «хлебе голодном». Этим чудом дан ясный ответ и тем, кто мог усомниться в словах Христовых: Не заботьтесь… что вам есть ( Мф.6:25 ). Когда Господь окончил Свою Нагорную проповедь , народ дивился учению Его ( Мф.7:28 ). А когда напитал Он тысячи и тысячи человек несколькими хлебами, тогда люди видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир, и хотели взять Его и сделать царем, однако Он быстро удалился на гору один ( Ин.6:14,15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010