Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ( Евр.3:6,13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18–19 ). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ), после Преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим ( Ин.12:28,30 ). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине ( Ин.18:37 ), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал ( Ин.18:37 ; ср. Ин.10:16 ). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный ( Мф.11:28–29 ), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» ( Ин.12:48–50 ). Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться ( Мф.3:9 ); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» ( Евр.3:14 ); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» ( 2Пет.2:21 ). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» ( Евр.3:13 ), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» ( Евр.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Потому-то вслед за вышеприведенными словами Спаситель высказывает одну из тех грозных, точно и ясно определенных Своих истин, которые не позволяют делать себе никакого ограничения: «Кто не со Мною, – говорит Он, – тот против Меня, и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Лк.11:23 ). Учение Иисуса Христа есть учение о Царствии Божием: «приблизилось Царствие Божие» ( Мк.1:15 ), «постиже на вас Царствие Божие» ( Мф.12:28 ; Лк.11:20 ), «Царствие Божие благовествуется» ( Лк.16:16 ), «ищите же прежде Царствия Божия и правды Его» ( Мф.6:33 ): «не приидет Царствие Божие с соблюдением... Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ), и «проповестья сие Евангелие Царствия по всей вселенней» ( Мф.24:14 ) – вот оглашение и оглавление учения Иисуса Христа, вот призыв Его, обращенный от маленькой Иудеи к подданным «всей вселенной»: «и приидут, – говорил Он, – от восток и запад и севера и юга, и возлягут во Царствии Божием» ( Лк.13:29 ; Мф.8:11 ). Этот призыв Спасителя обращен не к тем или другим якобы «сильным духом», но ко всем, «иже от Бога суть» ( Ин.8:47 ), и Царство Божие предназначено не тому или другому классу людей, а всем, приносящим плоды покаяния: даже «мытари и любодейцы вперед могут идти в Царство Божие» ( Мф.21:31 ), а якобы «прирожденные сына» онаго «увидят... себя изгоняемыми вон» ( Лк.13:28 ) и «извержены будут» ( Мф.8:12 ), так как в Царствии Божием и «последние» из людей могут быть «первыми и первые будут последними» ( Лк.13:30 ). На вопрос учеников: «кто больше в Царстве» Божием? Иисус Христос, призвав дитя, поставил его посреди их, и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:1–4 ); «кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» ( Мк.9:35 ); «цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий» ( Лк.22:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Ты бо рекл еси, Человеколюбче, пророком Твоим: Яко хотением не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему. – Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израелев? ( Иез.33:11 ). Не хощеши бо, Владыко, создания Твоего руку погубити, ниже благоволиши о погибели человечестей, но хощеши всем спастися, и в разум истины приити. Здесь приведены слова Послания апостола Павла, где сказано, что Господь хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (в Славянской библии: Иже всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити ) (Тим.2:4). Приме убо и мне, Человеколюбче Господи, якоже блудницу, яко разбойника, яко мытаря и яко блуднаго. Эта и последующие молитвы обращают нас к образу жены-грешницы, которая помазала ноги Иисуса миром ( Лк.7:36-47 ), благоразумного разбойника, воззвавшего на кресте: Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Лк.23:42 ), блудного сына ( Лк.15:11-32 ); образ мытаря, скорее всего, собирательный: мы можем вспомнить при этом и апостола, евангелиста – мытаря Левия-Матфея, который, оставив все, пошел за Господом и удостоился принять Его в своем доме ( Лк.5:27-32 ), и раскаявшегося начальника мытарей Закхея, который также удостоился посещения Христа ( Лк.19:2-10 ) и смиренного мытаря Христовой притчи, который пошел в свой дом более оправданным, нежели фарисей ( Лк.18:10-14 ), и, наконец, многочисленных мытарей и грешников, которые неоднократно делили трапезу с Христом и его учениками и следовали за Ним ( Мф.9:11, 11:19 ; Мк.2:15 ; Лк.5:30, 7:34, 15:1 ). Грех вземляй мира, и немощи человеческия исцеляяй, труждающияся и обремененныя к Себе призываяй и упокоеваяй, не пришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. Напомним места Евангелия, откуда взяты эти слова: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ). Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ; Мк.2:17 ; Лк.5:32 ). Молитва святого Иоанна Златоустого, 2я

http://azbyka.ru/molitvoslov/kak-nauchit...

Через очищение от страстей и упражнение в благочестии приходит и правильное понимание полового предназначения и отношений мужчины и женщины: жертвенная забота – с одной стороны («Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал себя за неё» (Еф. 5, 25)) и вдохновляющая преданность – с другой («Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5, 22–23)). Прп. Паисий Афонский так говорил о взаимосвязи веры и нравственности: «Безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду. Человек не верит в Бога и не считается потом ни с родителями, ни с семьёй, ни с деревней, ни с Родиной». Интересно, что к похожему выводу пришёл уважаемый демограф Дирк ван де Каа: «Главное – это то, что люди хотят от жизни. К какому состоянию они стремятся? В чём им видится сущность человеческого бытия? Живут ли они с целью достичь блаженства в загробной жизни? Или они чётко осознают, что жизнь одна и надо жить здесь и сейчас?» Действительно, ход любого процесса определяется целью, а настоящая цель всегда должна лежать за пределами самого действия. Поэтому, как подлинный смысл жизни лежит за пределами земного пути и состоит во встрече с Подателем жизни, так и настоящий смысл брака должен выходить за рамки самих земных отношений и возводить людей к его Создателю. Ведь, наряду с благословением и строгими словами о нерушимости супружества, Господь Иисус Христос призывает людей восходить от любви к родным в семье как в Малой Церкви – до любви в Церкви как в большой Семье, Главой которой является Он Сам: «Кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мк. 3, 35) (ср. также Лк. 14, 26; Мф. 10, 36–37; Мк. 10, 29–30). Созвучно с этим благовестием, социолог Питирим Сорокин, считавший для себя высшим нравственным идеалом Нагорную проповедь, в начале XX в. отмечал: «Расширившийся и вглубь и вширь альтруизм (любовь к ближнему) и теперь уже требует – количественно и качественно – большего простора, чем узкие границы семейного альтруизма».

http://pravoslavie.ru/122238.html

(Мф.14:22–34; Мк.6:45–53; Ин.6:16–21) После насыщения 5 тысяч человек, когда настала ночь, по повелению Господа апостолы сели в лодку и направились в Капернаум. Когда ученики были уже на середине пути, они увидели приближающегося к ним Христа, идущего по воде, подумали, что это призрак и от страха закричали. Господь успокоил апостолов, сказав: « Это Я, не бойтесь » (Мф.14:27). Ап. Петр, горячо любящий Христа, захотел немедленно приблизиться к Нему. Веруя, что Христос не только Сам может ходить по воде, но и ему может дать такую возможность, Петр сказал: « Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде » (Мф.14:28). Господь позволил, и Петр решительно переступил борт лодки и пошел по воде к Христу. Однако, оказавшись на воде, вера его ослабела: Петр испугался сильного ветра и стал тонуть, крича: « Господи, спаси меня » (Мф.14:30). Христос тотчас подал ему руку и сказал: « Маловерный, зачем ты усомнился ?» (Мф.14:31). Когда они вошли в лодку, ветер утих. Все апостолы были поражены и испуганы случившимся; они поклонились Христу и исповедали свою веру в Него, воскликнув: « Истинно Ты Сын Божий » (Мф.14:33). Случай с Петром был поучительным не только для апостолов, но и для всех последователей Христа: когда человек теряет веру во Христа, он гибнет. Отношение фарисеев и книжников к служению Иисуса Христа Среди видевших чудеса Спасителя была группа людей, раздраженная действиями Иисуса Христа и Его учением – книжники и фарисеи, а также следившие за Христом через особых наблюдателей иерусалимские священники (многие из них были саддукеями). Как и простой народ, их удивляла духовная власть Иисуса Христа, сила Его слова, мера внутренней свободы: « Народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи » (Мф.7:28–29). Но вместе с удивлением, ими владела и зависть к Христу – Его славе и возрастающему авторитету в народе. Самодовольство и зависть к Христу делали их духовно-слепыми и вместо того, чтобы признать во Христе Мессию и Сына Божия, они ненавидели Его и искали случай, чтобы опорочить Его в глазах народа и неоднократно пытались убить.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

А с другой стороны, отсюда ясно нам и то, что как не станет никто отвергать царство и вообще власть, видимую из-за того, что названы мы в Апокалипсисе царями, так не вправе никто отвергать и священство видимое лишь потому, что названы мы там иереями. Напротив, самое это церковное наше священство, или пастырство, для того именно и установлено, чтобы созидать в нас такое иерейство духовное. Ибо так должен разуметь нас человек, заповедал ап. Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ); мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение, – писал он в том же послании несколько раньше ( 1Кор.3:9 ). Все мы освящаемся и вырастаем духовно в Церкви, через участие в ее жизни, ее таинствах, а таинства эти совершают и могут совершать только на сие поставленные преемники тех, кого Сам Он послал в мир (см.: Ин.20:21 ), т.е. законные служители ее, и потому они и даны ей от небесного Главы ее – к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (т.е. Церкви. – Ефес.4:12 ). И так именно созидается здесь Божий дом среди пребывающего на земле грешного мира, эта Христова Церковь , как истинный род избран, царское священие, язык свят, людие обновления ( 1Петр.2:9 ). Далее следует указание на главное и важнейшее событие Откровения: стихи 7–8 этой первой главы. Оно соответствует гомилетическому «предложению» в проповедническом слове 29 и как бы намечает основное содержание и главную тему всей книги Апокалипсис. 7. Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Се (δο – вот) употребляется обычно для живости представления того, о чем говорится дальше, а также чтобы оттенить степень уверенности писателя в том, что это так именно будет, как и дальнейшее грядет (ρχεται: Он, т.е. Иисус Христос, о Котором только что говорилось в славословии); слово это поставлено в настоящем времени вместо будущего для той же наглядной живости представления. Со облаки – μετ τν νεφελν – окруженный облаками. Мы уже видели, что Сам Господь указал на этот образ славного Второго пришествия Своего в ответе Своем на суде синедриона (см.: Мф.26:64 ; Мк.14:62 ), приведя дословно выражение об этом пророка Даниила (см.: Дан.7:13 ). Но символ облака и вообще в Библии был обозначением небесной славы, величия и могущества 30 , как, с другой стороны, грозная, мрачная туча являлась символом гнева и ярости Иеговы, шествовавшего на ней, как царь против врагов (см.: Пс.96:2–4 , ср.: Исх.19:16,18 ). Так как образ этот (шествия на облаках) сохранился и в Новом Завете (например, в истории Преображения и в эсхатологической речи Спасителя. – См.: Мф.24:30 и параллельные тексты), то несомненно, что и в данном случае μετ τν νεφελν указывает как на то, что Он придет со славою, во всем величии Небесного Царя, так и на то, что придет Он и как Судия всего мира (см.: Мф.25:31 и след.) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Ис.29:13 . «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо мною есть изучение заповедей человеческих». Объяснение. Здесь разумеются предания старцев, – древних мужей, не согласные с Божественной истиной или учением: Тит.1:9 . Господь говорит книжникам и фарисеям – иудейским старцам: «преступаете» заповедь Божию... Мф.15:3:6 ; Мк.15:6 , но этим не отрицаются всякие наставления старцев и отцов: 2Ин.1:1 ; 3Ин.1:1 ; Ин.7:22 . Смешивать одно предание с другим нельзя, так как под именем Священного Предания разумеется Слово Божие: 1Фес.2:13 . Не всё то записано в Евангелии, что необходимо для нашего спасения Лк.9:11 . «Но народ, узнав, пошёл за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял». Объяснение. Здесь подтверждается, что далеко не всё записано евангелистами, чему учил Господь: Ин.20:30:21:25 ; очевидно, в беседе о Царствии Божием Господь многие такие наставления давал, которые впоследствии и другим людям передавались устно апостолами: 1Фес.2:13 . Ин. 20:31. «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». Объяснение. Что не вполне достаточно для спасения рода человеческого одного писанного, можно видеть и из предыдущего 30 стиха, и особенно из Ин.21:25 ; из этих мест видно, что далеко не всё то записано, что творил и чему учил Иисус; значит, этими словами не имелось в виду отвергнуть Священное Предание: 2Фес.3:6 , а лишь внушалось, что и тех чудес, которые описаны в Евангелии, достаточно для того, чтобы уверовать, что Иисус Христос есть воистину Сын Божий. По Преданию писал апостол Лука своё Евангелие: Лк.1:2–3 ; учили соблюдать и хранить Священное Предание прочие святые апостолы: 1Кор.11:2 ; 1Ин.2:24 . 2Ин.1:12 . «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна». Объяснение. Отсюда видно, что многое важное и полезное для утверждения в жизни христианской не заключено было апостолами в письмена: Деян.20:31 ; а что заключено туда, то заключено по нужде: 3Ин.13–14 ; при невозможности иного лучшего способа сообщения устного наставления. Это устное апостольское наставление и есть Предание, хранить которое настойчиво умоляет нас апостол Павел: 2Фес.3:6 ; 1Тим.6:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения ( Ин.5:25, 28–29 ). Воскресение мертвых – это часть предвечного Божия совета о мире и человеке. Об этом Спаситель благовествует: Воля же пославшего Меня есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день ( Ин.6:39 ; ср. Ин.6:40, 44, 10:28, 12:49–50 ). Впрочем, и задолго до последнего дня, еще во время Своей жизни на земле, Господь воскрешает Лазаря, дочь Иаира и сына Наинской вдовицы, показывая тем, что Он хочет и может воскрешать мертвых. Более того, Спаситель отчасти раскрывает нам тайну жизни воскресших из мертвых, благовествуя: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения ( Лк.20:35–36 ; Мф.22:30 ; Мк.12:25 ). Силой своей вечной значимости и несопоставимой важности Воскресение Владыки Христа стало фундаментом, на котором созидается жизнь всех христиан вообще и каждого христианина в частности. Цель человеческой жизни на земле – стяжать вечную жизнь, победив смерть жизнью в Богочеловеческом Теле Церкви воскресшего Господа через святые таинства и святые добродетели. Воскресение Христово, а благодаря ему и вслед за ним и воскресение всех людей – это то, что делает Евангелие Евангелием. Поэтому проповедовать Евангелие есть не что иное, как проповедовать воскресение через победу над грехом и смертью (ср. Деян.17:18, 32, 23:6 ). Евангелие без воскресения не имело бы права называться Евангелием=Благовестием, ведь главная горечь жизни – смерть – осталась бы в душе и теле человечества, лишая жизнь всякого смысла. Если Евангелие Христово не есть Евангелие Воскресения, если вера в него не уготовляет людям воскресение из мертвых и вечную жизнь, то оно ненужно и бесполезно, и его нужно отвергнуть как иллюзию. Ведь если Христос не воскрес – тщетна вера наша, тщетна наша жизнь, тщетна вселенная, тщетна совесть, тщетен ум, тщетен разум, тщетны все миры, тщетно всё, ибо грех остался бы тогда непобежденным, а вместе с ним – и самый большой враг, самое большое мучение человека и человечества: смерть ( 1Кор.15:14, 17, 26 ). Без Христова Воскресения как основы морали – невозможна новозаветная нравственность, невозможна новая жизнь во Христе и по Христу; и не только невозможна, но и бессмысленна, ибо если нет воскресения – то нет и бессмертия, нет и вечной жизни; в этом случае самой естественной и логичной моралью будет: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (см. 1Кор.15:30–32 ). Всеистинно благовестие святого Дамаскина: «Если нет воскресения, то чем тогда отличаемся мы от неразумных животных? Если нет воскресения, то нам следует считать счастливыми полевых зверей, проводящих жизнь беззаботную. Если нет воскресения, то нет ни Бога, ни Промысла».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Трубящий ангел. Роспись Успенского собора во Владимире. Прп. Андрей (Рублёв). 1408 г. Христос придет на землю в конце времен в славе (Мф 24. 30). Его явлению будут предшествовать космические знамения («…солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» - Мф 24. 29). Пришествие Христа будет подобно молнии, к-рая «исходит от востока и видна бывает даже до запада» (Мф 24. 27). «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф 24. 30), к-рое, по мнению свт. Иоанна Златоуста , будет представлять собой крест, являющийся знамением победы над грехом и смертью ( Ioan. Chrysost. In Matth. 76. 3). Др. толкователи усматривали в «знамении» парусии звезду (по аналогии с Вифлеемской звездой, явившейся в начале Рождества Иисуса Христа); третьи полагали, что «знамением» будет Сам Сын Человеческий или всеобщее воскресение, к-рое произойдет в момент В. п. ( Лопухин. Толковая Библия. Т. 3. С. 375-376). Пришествие Иисуса Христа произойдет «в сопровождении ангелов» (Мф 24. 31; Мк 13. 27) или «гласа» архангела (1 Фес 4. 16) и звука трубы, к-рый, по-видимому, будет очень сильным: греч. μετ σλπιγγος μεγλης (с трубой великой) передается в Синодальном переводе выражением «с трубой громогласной», в слав. тексте переводится: «с трубным гласом великим». Ап. Павел называет эту трубу «трубой Божией» (1 Фес 4. 16). Она является символом окончательной победы Христа над силами зла, Его величия и славы, а также торжества всеобщего воскресения человеческого рода. Этот символ берет свое начало в ВЗ, где он мог означать победу над врагами (Нав 6), праздничное торжество (Лев 23, 24), величие царя (4 Цар 11. 14), собирание народа (Ис 27. 13) и т. п. (Числ 10, 2-10). Для ап. Павла «труба Божия» - это «последняя труба» (1 Кор 15. 52), звук к-рой при конце мира огласит просторы земли. Звук этот, по-видимому, будет не только очень сильным, но и весьма кратким. Все произойдет «во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор 15. 52).

http://pravenc.ru/text/Второго ...

Христос как Богочеловек обладал предельной полнотой жизни. Все блага были в Нем извечно в Его Божестве, и Он возрастал в них как человек, по мере роста Своей человеческой природы. Все человеческое во Христе было приобщено божественному, как бы возвышено до божественного бытия. Христос есть Сын Божий и как Бог, и как человек: Он происходит от Отца в вечности, но и как человек Он рождается силой Духа Божия от Матери, которая сама происходила через многие поколения от Адама, сына Божия. Личное отношение Христа к Отцу объемлет и человеческую Его жизнь. Когда Господь говорил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» ( Мк.12:30 ), то Он, очевидно, говорил то, что Сам переживал всем Своим существом. Кто может сомневаться, что Бог Отец любил Своего Сына и в вочеловечении? Конечно, и к Человеку Иисусу относились слова Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф.3:17 ), ибо этот Человек был совершеннейшим из творений Божиих, более достойным любви Божией, чем вся вселенная, которой любовался Бог, когда сотворил ее. Как мог не любить Он Того, Кто возлюбил Его даже до крестной жертвы? Поэтому одесную Отца, в божественной Славе воссел, после вознесения не Сын Божий только, но Богочеловек. Если Сын Божий во всем всегда следует Отцу, то вся земная жизнь Христа направлена только к тому, чтобы исполнить волю Отца, творить Его дела, учить Его истине, прославлять Его в жизни и в смерти. Христос есть Посланник Божий более даже как человек, чем как Бог, ибо Сын Божий в качестве Логоса и Премудрости Божией всегда был и действовал в мире, но Спасителем и Искупителем Он стал, сделавшись человеком... Христос и по человечеству знает Отца: если бы Он не знал Его, Он не мог бы благовествовать о Нем. Сын Божий есть Премудрость Божия, но Апостол Павел учит также, что Господь «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» ( 1Кор.1:30 ); очевидно, сделался в качестве человека... Сын Божий есть Слово – Логос Отца; но «Слово стало плотию» ( Ин.1:14 ) и потому и человеческий разум, и слово Христа содержали и выражали в себе божественное Слово. Сын Божий есть Образ Отца, но Христос восстановил и в Своей человеческой природе совершенный образ Божий, каким он должен был быть присущ нам изначально. Христос был Господом – не только как Бог, но и как человек. Он был единородным и по человечеству Своему, потому что нет второго Богочеловека. Он был не только Перворожденным всей твари (См.: Кол.1:15 ), то есть рожденным прежде творения мира, но и Первородным между братьями (См.: Рим.8:29 ) и Первенцем из умерших (См.: 1Кор.15:20 ), то есть первым Христианином или первым Человеком и первым воскресшим для вечной духовной и телесной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010