После торжественного входа в Иерусалим, Иисус Христос удалился «из города в Вифанию и провел там ночь. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; и увидел при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не нашед на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода во век. И смоковница тотчас засохла» ( Мф.21:17–19 ). Ев. Марк прибавляет весьма важную, частного характера, подробность о том, что «еще не было время смокв», – ο γρ ν καιρ[ος σκων ( Мк.11:13 ): следовательно, действия Иисуса Христа относительно смоковницы были действиями необыкновенными, намеренными, так сказать, специально и знаменательными! Поэтому самое состояние своего телесного «взалкания» Иисусом Христом включает в свое знаменательное и необыкновенное – как бы личное отношение к смоковнице, ибо «говорит» не относительно смоковницы, – не о «ней», а «говорит ей: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода во век» ( Мк.11:14 ; Мф.21:19 ). Да! суд Божий совершился над евреями, водимыми «еврейством оболганного, офальшивленного и олицемеренного Закона Моисеева, под руководством и водительством фарисеев и книжников»: это есть то «еврейство», которое исторически в христианском мире явило и являет себя непримиримо – злой и злобной ненавистью к личности и к имени Иисуса Христа, – которое истощало себя в «хуле» на Него – Сына Человеческого», при Его жизни, обзывая Его и «беснующимся», и о «князе бесовском изгоняющим бесов», и «безумным», и «самарянином», и «льстецов», «обманщиком народа», и «человеком-грешником» (Сн. Мф.9:34; 12:24 ; Мк.3:22 ; Лк.11:15 ; Ин.8:48; 10:20 ; Мф.27:63 ; Ин.9:24–25 ), – то «еврейство», которое заставило народ еврейский отречься от Иисуса Христа, как от своего Царя и Мессии, пред Пилатом и вознесло Его на Крест, как «Сына Божия», – то «еврейство», которое на Голгофе, у креста Христова, довело «вождей» еврейского народа, определивших собой дальнейшую историю еврейства в христианском мире, до исступленного богохульства, ибо они, – «первосвященники с книжниками с старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили «у креста Распятого Иисуса Христа: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти Если Он – Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него, уповал на Бога, пусть теперь избавить Его, если Он угоден Ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Далее, как пишется, был в повиновении у них, то есть у матери и мнимого своего отца (Лк. 2:51). Повиновался людям Тот, Которому Ангелы со страхом и трепетом повинуются и вся тварь служит. Нас ради, меня ради и тебя, грешник, повиновался Создатель наш созданию Своему, нас ради, говорю, которые Богу, Создателю своему, не хотели повиноваться. Сатаной, противником Своим искушаем был, так что и на крыле церковном поставил Его, и сказал Ему: Если Ты Сын Божий, бросься вниз, – и на гору высокую возвел, и показал Ему все царства мира и славу их, и сказал Ему: Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне (Мф. 4:5-6, 8-9). Такую дерзость и неистовство претерпел Господь и Создатель всех от злого духа, которому мановением одним запретить мог. Нас ради претерпел, человек, чтобы нам, искушаемым, помочь (Евр. 2:18). Странствуя по земле и проповедуя Божественное слово Свое, страшно фарисейскими языками хулим был. Божественные Его чудеса веельзевулу, князю бесовскому, приписали (Мф. 9:34; 12:24; Мк. 3:22; Лк. 11:15). Святое Его и небесное учение хулою на Бога почитали (Мф. 26:65; Мк. 2:7; 14:64; Лк. 5:21). Изрыгали на Него хулы и, как стрелы язвительные, бросали языками своими: В Нем бес; Он самарянин; Он вышел из себя; человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам, и прочее (Ин. 8:48, 52; Мк. 3:21-22; Мф. 11:19; Лк. 7:34). Хулы и клевету претерпел един Благословенный вовеки, дабы нас от клеветы дьявольской защитить. Пожил в нищете, так что не имел, где приклонить голову Тот, Кто Имеет престолом небо и землю подножием (Мф. 8:20). Нас ради, будучи богат, обнищал, чтобы мы нищетою Его обогатились (2 Кор. 8:9). Сюда относится и то, что Он ясно предвидел имеющие быть в свое время и ему предстоящие жесточайшие и умом человеческим непостижимые страдания. Посему апостолам и предсказывал о них: С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Такое «слово» было хулой на Сына человеческого, но, во всяком случае, представляло грех менее тяжкий, чем упорное и озлобленное неверие, – предстояло грех неведения, а не сердечного ожесточения. – По смыслу контекста, так. образ., «слово на Сына человеческого» и «хула на Духа Св.» одинаково означает неверие в Иисуса, как Христа, но только вытекающее из различных источников. Кто скажет слово на Сына человеческого, т. е. будет отрицать Его мессианство, введеннёй в заблуждение ошибочными представлениями о Мессии и в соблазн человеческим смирением Иисуса, тот согрешает по неведению, и его хула простится; а кто имеет ясное свидетельство Духа Божия о том, что Сын человеческий есть истинный Мессия, возвещённый пророками, кто видит Его вышечеловеческую силу, открывающуюся в знамениях и чудесах, и однако злобно отрицает Его мессианство, тот похуляет Духа Св., обнаруживает крайнее ожесточение своего сердца, совершает грех не прощаемый ни в сей жизни, ни в будущей. При Кесарии Филипповой торжественно была исповедана вера учеников Христа в Него, Сына человеческого, как в божественного Мессию ( Мф.16:13–16 ). Со времени этого открытого исповедания начинается ряд предсказаний его о страданиях Сына человеческого, Мф.16:21 : «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (ср. Мк.8:31 ; Лк.9:22 ). Изречения подобного содержания, многократно повторяющиеся в устах Христа от указанного сейчас момента до того времени, когда началось исполнение содержащихся в них предсказаний, весьма близки между собой и по форме, – одна и та же мысль повторяется почти в одних и тех же словах, лишь с немногими изменениями. В них предсказывается, что Сыну человеческому надлежит – по написанному о Нём – много пострадать и быть уничижену ( Мк.9:12 , – ср. Мф.17:12 ); что Он предан будет близким Ему человеком ( Мф.26:24 ; Мк.14:21 ; Лк.22:22 , – ср. ст. 48) в руки людей – грешников ( Мф.17:22 , – ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Gromoglas...

С именем Елисея связано еще одно чудо, имеющее косвенное отношение к нашей теме. На следующий год после смерти пророка в землю Израильскую пришли полчища моавитян. В это время хоронили какого-то человека. Увидев иноплеменников, хоронившие бросили тело умершего в могилу Елисея, и тот при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои ( 4Цар. 13:20–21 ). Все описанные истории были хорошо известны современникам Иисуса: родители пересказывали их детям; начальники синагоги зачитывали их на синагогальных собраниях, а потом комментировали. Не случайно и Сам Иисус в Своей проповеди в назаретской синагоге упомянул пророков Илию и Елисея как тех, с чьими именами связаны наиболее известные, бывшие у всех на слуху библейские рассказы. И не случайно Иисуса, когда Он начал совершать подобные чудеса, отождествляли с Илией, Иеремией или одним из древних пророков ( Мф. 16:14 ; Мк. 8:28 ; Лк. 9:19 ). Своими чудесами пророки заложили те духовно-нравственные парадигмы, которые легли в основу восприятия чудес всеми последующими поколениями иудеев, включая поколение современников Иисуса. 2. Воскрешение дочери Иаира Рассказ о воскрешении дочери Иаира имеется у трех евангелистов-синоптиков. Как и во многих других случаях, наиболее полную и подробную версию рассказа мы находим у Марка. У него рассказ следует сразу же за историей изгнания беса из гадаринского бесноватого: Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его ( Мк. 5:21–24 ). Здесь рассказ, как и у двух других синоптиков, прерывается эпизодом исцеления кровоточивой женщины. Эпизод заканчивается словами Иисуса, обращенными к женщине: Дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей ( Мк. 5:25–34 ). После этого евангелист возвращается к рассказу об исцелении Иисусом дочери Иаира:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лк.21:20 .  Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: Лк.21:21 .  тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, Лк.21:22 .  потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Лк.21:23 .  Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: Лк.21:24 .  и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников. О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком ( Мк.13:14 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности. «Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его... «Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха ( «увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20). «Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах ( Дан.9:26–27 ). «От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» ( στματι μαχαρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт.34:26 ; Втор.13:15 ). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев. «Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч. «Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6 ; Откр.11:2 ). «Доколе не окончатся времена язычников», т.е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст ). Окончиться эти «времена» ( καιρο) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» ( Рим.11:25 ) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф.24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ин.12:7 .  Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. См. комментарии к Мф.26:12 ; Мк.14:8 . «Оставьте». Более древние кодексы читают, «оставь», и это чтение здесь более подходящее, так как Иоанн говорит, что осуждал Марию только Иуда. «Она сберегла». Древнейшие кодексы читают здесь, «дабы она сберегала» (вместо τετρηκεν – να ... τηρσ). Господь, согласно этому древнему чтению, хочет сказать, что Мария, ныне помазавшая Его ноги, должна оставшееся еще в сосуде миро не продавать, чтобы полученные от продажи деньги раздать нищим, а сберечь на день Его погребения, когда ей можно будет, согласно обычаю, умастить тело Иисуса. Ин.12:8 .  Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда. (См. комментарии к Мф.26:11 ; Мк.14:7 ). Ин.12:9 .  Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. С 9-го по 19-й стих идет рассказ о входе Господнем в Иерусалим, который (вход) Иоанн в общем изображает согласно с синоптиками (ср. Мф.21:1–11 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:29–38 ). Но при этом у Иоанна встречаются и некоторые отступления от синоптиков, объясняемые особенностью плана его повествования. Тогда как у синоптиков шествие Христа в Иерусалим начинается от Иерихона, причем не говорится о захождении Христа в Вифанию, у Иоанна вовсе не упоминается об Иерихоне и, напротив, Вифания является главным остановочным пунктом для Христа в этом шествии. Сюда даже спешат иудеи, чтобы убедиться в действительности воскресения Лазаря. Очевидно, Иоанн и здесь пополняет повествование синоптиков. Ин.12:10 .  Первосвященники же положили убить и Лазаря, Ин.12:11 .  потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса. Первосвященники, заметив волнение в народе, видя, как из-за Лазаря, воскрешенного Господом, многие из иудеев удалились от них ( πγον, в русском переводе неточно – «приходили») и обращались ко Христу, решили умертвить и Лазаря. Ин.12:12 .  На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Деян.10:34–35 . «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». Объяснение. Вера в Господа и вступление в Церковь Христову не должна быть принадлежностью только одного какого-либо народа, но все люди, которые, подобно Корнилию, своими добродетелями подготовили себя к вступлению в Церковь Христову, призываются Богом ко спасению: 1Кор.12:13 ; Гал.3:28 ; Рим.10:12–14 . 2Пет.3:10 . «Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей». Объяснение. Сказанное здесь сбудется в последний день, т.е. в день страшного суда Божия: Мф.24:29–30 , а до этого дня человек, как состоящий из души и тела, нуждается в благодатных действиях не только для очищения души, но и тела, а стало быть, и средствами для очищения должны служить не одни духовные силы и внешние, как, например, при Крещении вода: Ин.3:5:23 ; при елеопомазании – масло: Иак.5:14 ; да и при жизни апостолов все чудеса совершались чрез внешние видимые посредства: Деян.2:2–3 ; Мк.8:23 ; Ин.9:6:7 ; Мк.5:27–29 . Рим.10:13 . «Ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» ( Иоил.2:32 ). Объяснение. Не думай, что спасение зависит от одного словесного обращения к Господу: Мф.7:21 . Нужно, чтобы имя Господне обладало всеми нашими помыслами, желаниями и делами: Мф.19:17 ; Мк.8:34 . По действию Духа Божия и камни могут вопиять: Лк.19:40 , и ослица провещать: Чис.22:28 , но отсюда далеко до спасения, которое бывает плодом не одного исповедания веры, но всей жизни, направляемой по христианскому учению: 1Кор.13:4–7 ; Гал.6:9–10 . 1Кор.1:28–29 . «И незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом». Объяснение. Бог избирает немощных и уничиженных и чрез них спасает мир не потому, чтобы Он отрицал мудрость истинную: Иак.3:13–17 ; а потому, чтобы таким образом доказать человеку, что спасение его зависит не от его сил, а от Христа, Который сделался нашей мудростью и спасением: Ин.15:5 ; Деян.4:12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мк.9:14 . Пришед к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. Мк.9:15 . Тотчас увидав Его, весь народ изумился, и подбегая приветствовали Его. Мк.9:16 . Он спросил книжников: о чем спорите с ними? И пришед к учеником виде (увидел) народ мног о них (около них) и пр. С этих слов начинается сказание об ицелении бесноватого отрока. Сказание об этом исцелении у еванг. Марка гораздо подробнее, чем у Матфея ( Мф.17:14–21 ). Книжники стязающяся (книжников спорящих) с ними, – с прочими Апостолами, оставленными у подножия Фавора на время Преображения (о книжниках чит. в объясн. 6 ст. 2 гл.). Спор, как видно, происходил из-за того, что ученики Господа не могли изгнать нечистого духа из отрока, приведённого к Нему для исцеления в то время, когда Сам Господь был на Фаворе. Книжники, конечно, рады были этому случаю, и воспользовались им для издевательства над учениками, быть может, даже поносили и Самого Господа, и тем старались повлиять на народ, внушая ему ложные понятия о действиях и учении Христовом. И а6ие (тотчас) весь народ, видев Его (Иисус Христос, сходящего с горы), ужасеся (изумился). Изумился благовременному появлению Господа, потому что теперь Он может легко решить спор. Могло быть и то, что на лице Господа после преображения оставался еще отблеск славы Божественной, подобно отблеску на лице Моисея, после сошествия его с горы Синая ( Исх.34:29–30 ). Это и внушало народу изумление, соединенное с чувством страха; только необычная кротость Господа рассеяла это чувство страшливости, и все, радуясь появлению Господа и изумляясь благовременности появления Его, дерзновенно подбегали и приветствовали (пририщюще целоваху) Его. Что стязаетеся к себе (о чем спорите с ними)? Вопрос этот обращен был к книжникам. Но они, как видно, молчали – молчали и от стыда за то, что так унижали пред народом Иисуса Христа с Его учениками, и от опасения быть посрамлёнными пред Ним, как не один раз это было. Зач. 40. Исцеление бесноватого отрока Иисусом Христом (окончание) и новое Его предсказание о Своих страданиях, смерти и воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф. 9:18–26 ; Мк. 5:21–43 ; Лк. 8:41 – 56 У одного начальника синагоги (дома молитвы) по имени Иаира единственная дочь была при смерти. Он пришёл к Иисусу, пал к ногам Его и просит: «приди, возложи не неё руку твою и она будет жива». Христос пошёл за Ним шли ученики его и много народа. На пути сказали Иаиру: «дочь твоя умерла, не утруждай учителя». Но Христос говорит ему: «не бойся, только веруй и спасена будет». – Пришл в дом. Тут все плакали и рыдали. Иисус Христос утешал: «не плачьте, она не умерла, но спит». Потом выслал всех из дома, взял с собой только отца и матерь её и ещё из учеников своих – Петра, Иакова и Иоанна. С ними входит туда, где умершая лежала, берёт её за руку и говори: «девица, встань». Она тотчас встала и начала ходить. Христос велел дать ей есть. Все удивились. 15. Усекновение главы святого Иоанна Предтечи Мф. 14:1–12 ; Мк. 6:14–29 ; Лк. 9:7–9 Святой Иоанн Предтеча пострадал за правду. Он смело обличал Галилейского царя Ирода и жену брата его Иродиаду в том, что они жили в беззаконии. Она уговорила царя посадить Иоанна в темницу, но тем дело не успокоилось, она желала убить его. Один случай помог ей в этом. У царя был пир. На этом пиру дочь Иродиады плясала, и так угодила царю пляской, что он при гостях обещал дать ей всё, что она ни попросит. Она, по наущению матери своей, сказала: «дай мне здесь голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, – он уважал святого пророка, но клятвы нарушить не мог, послал воина отсечь голову Иоанна. Принесли голову его на блюде и отдали девице, а она отнесла матери своей. Так скончался великий пророк, о котором Сам Христос говорил, что он достойнее всех, рождённых жёнами (Усекновение празднуется 29 августа). 16. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами Мф. 14:14–22 ; Мк. 6:34–46 ; Лк. 9:11–17 ; Ин. 6:8–15 За Христом Спасителем всегда следовало много народа. Однажды Он учил долго, до самого вечера. Место было пустынное. Ученики говорят Ему: «отпусти народ – они голодные и у нас только пять хлебов и две рыбы. Народу же было около пяти тысяч кроме женщин и детей. Иисус повелел принести хлеб и рыбу, помолился, благословил, преломил то и другое на куски и велел ученикам раздавать народу. Все насытились и ещё собрали остатков двенадцать коробов. Тогда все начали говорить: «это истинный тот Пророк, Которому должно прийт в мир» и хотели объявить Его царём, но Он удалился. Исцеление дочери Хананеянки

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Однако Ему было предопределено совершить то, что Он совершил, еще от создания мира: зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас (1 Петр. 1:18-20). См. также Откр. 13:8. Ибо Тот, Кто предопределил то, что мы будем искуплены, предопределил и то, что Христос нас искупит (Еф. 1:4). Искушение уклониться от Своей миссии было реальным (Мк. 14:26); реальным было и полностью свободное решение Господа испить сию чашу; тем не менее, Он знал, что Его судьба предопределена: Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену (Мк. 9:12). Сын Человеческий идет по предназначению (Лк. 22:22). Сын Человеческий идет, как писано о Нем (Мф. 26:24). См. также Мк. 14:21, 27. Так и в отношении нас действенно и то, и другое: мы сами делаем выбор и несем за него ответственность — притом, что Бог прежде создания мира предопределил, каким он будет. Рассмотрим еще один вопрос, который здесь может возникнуть: не предполагает ли такое безусловное предопределение некоторых людей ко спасению предопределения иных к осуждению? Писание не позволяет сделать такой вывод — прежде всего потому, что сам Бог неоднократно заявляет о Своем желании спасти всех людей (например, Мф. 18:14; 1 Тим. 2:4; Тит. 2:11). Писание нигде не говорит ни о каком предвечном предопределении к погибели, но всегда подчеркивает, что те, кто упорствуют в неверии и нераскаянии, делают это исключительно по собственной вине (Лк. 13:34; Деян. 13:46), а те, кто верует и кается, делают это исключительно по милости Божией (Ин. 6:44; 2 Тим. 2:25). В то же, что некоторые ко злу божественной властью предопределены, не только не веруем, но даже если имеются такие, кто желают верить в таковое зло, со всяким отвержением им анафему изрекаем. (Заключение деяний II Аравсийского собора, составленное Цезарием, епископом Арелатским).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=182...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010