Лк. 8:20–24 ). Здесь же сказано: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся, а слово отпустить в устах Господа Иисуса Христа означает совершенное прощение или уничтожение грехов ( Мф. 6:12, 14, 15 . ср. Мк. 11:25, 26 . Лк. 7:47, 48. 23:34 ); выражение же держат (κρατητε), по свойству самого противоположения, означает действительную власть 594 не отпускать, не прощать грехов. След. приведенными словами Господь Иисус Христос предоставил св. апостолам, а в лице их и преемникам их служения, власть действительно прощать или не прощать грехи верующим в Него, но согрешающим естественно ( 1Ин. 1:8 ). Св. апостолы так и поняли слова те; ибо на данную им власть отпускать или удерживать грехи смотрели, как на божественную власть, и действовали ею, как божественным полномочием прощать или не прощать грехи верующим, как видно и из учения их об этом ( 2Кор. 10:4, 6. 13:10 ), и из поведения их по этому ( 1Кор. 5:1–6 . 1Тим. 1:20 ). Так точно понимали слова те и св. отцы и писатели церковные; ибо исповедывали, что ими Господь предоставил св. апостолам и преемникам их божественную власть прощать или не прощать грехи, смотря по тому, кто чего достоин 595 . Но могли ли св. апостолы и их преемники, пастыри Церкви, прощать или не прощать грехи кающемуся, если он сам не откроет им на исповеди свои дела обстоятельства, побуждения и цели при их совершении? Как люди, они не сердцеведцы, не обладают божественным всеведением. След., как не знающие ни того, как и какие грехи сделал кающийся, ни того, раскаивается ли он в них и в какой степени, они или вовсе не могли бы употреблять в дело богодарованную власть свою прощать или не прощать грехи, или же употребляли бы ее неправильно, прощая грехи заслуживающим того, чтобы они не были прощаемы им, или не прощая их заслуживающим того, чтобы они прощены были им, если бы кающиеся не рассказывали их своим отцам духовным сами 596 . А в таком случае зачем же и дана им от Господа власть прощать или не прощать грехи? II. Расслабленный, грешница, омывшая ноги Спасителя слезами, разбойник, покаявшийся на кресте, мытарь Закхей и мытарь, приходивший в церковь помолиться, получили прощение грехов своих без исповеди? Справедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

2) Вследствие вести, принесенной сначала Магдалиною, потом прочими женами, приходят ко гробу ученики Петр и Иоанн, а за ними и Магдалина (во второй раз), и здесь происходит то, что описано Иоанном ( Ин.20:3–17 ) и кратко Лукою ( Лк.24:12 ) и Марком ( Мк.16:9 ). Что с учениками или несколько после их пришла Мария ко гробу опять, – это ясно из повествования Иоаннова, что Мария, по отшествии учеников, оставалась одна при гробе ( Ин.20:10,11 и дал.), след. была с ними при гробе, хотя Иоанн и говорит, что только Петр и другой ученик побежали ко гробу. Что ученики и Мария пошли ко гробу именно в это время, как только получена весть от Марии и прочих жен, – это также видно из всего хода евангельского рассказа. Мария в смущении спешит к апостолам возвестить свою догадку, что тело Господа унесено, – весть странная, не позволявшая ученикам замедлять путешествием во гробу; за Марией прибежали другие жены с другою вестью о явлениях и речах Ангелов, – новое побуждение спешить, и вот, по сказанию Иоанна, Петр и другой ученик, а по словам Луки, един Петр, тотчас вышли и пошли к гробу. Что описанное Иоанном и Лукою путешествие учеников ко гробу – одно и тоже, хотя первый говорит о двух учениках, а последний об одном, это видно из следующих соображений: а) по обоим сказаниям, это путешествие – следствие одних вестей, принесенных сначала Магдалиною, потом прочими женами, – вестей, из которых первая описана Иоанном, вторая Лукой. б) По обоим сказаниям, Петр при путешествии своем ко гробу не совсем тверд был в вере своей. Евангелист Лука прямо говорит об этом: отъиде, в себе дивися бывшему, а Иоанн – прикровенно, говоря, что другой (только) ученик виде и верова. в) Даже самые выражения в описании этого путешествия у Иоанна и Луки чрезвычайно сходны и указывают на единство описываемого события: Лк.24:12 : Петр тече ко гробу; Ин.20:4 : те часта же (ученики); Лк.24:12 : приник виде ризы; Ин.20:5 : приник виде ризы; Лк.24:12 : и отъиде к себе – Иоан.: идоста паки к себе. Сходство очевидное; очевидно, что описывается одно и то же событие, только один евангелист говорит подробнее, другой сжатее. Почему Лука говорит об одном ученике, а Иоанн – о двух? Потому же, почему Иоанн упоминает только об одной Магдалине; потому же, почему они вообще говорят одни полнее, другие короче; потому же, почему у них вообще замечается различие в повествованиях. Таким образом и в описании путешествия учеников ко гробу нет никакого разногласия между евангелистами. Петр и Иоанн, вследствие вести, принесенной сначала Мариею, а потом м прочими женами, немедленно поспешили ко гробу и возвратились, один веруя, другой дивяся бывшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/o...

В отличие от сочинений языческих авторов в ВЗ, несмотря на редкие упоминания того, что болезнью может поразить человека сатана (Иов 2. 7; сходная мысль встречается и в иудейской лит-ре эпохи Второго храма, напр.: 1QapGen 20. 12-29; Юб 10. 7-13; Ios. Flav. Antiq. 8. 2. 5. 44-46), твердо проводится мысль, что над болезнью всецело властен Сам Бог, Который может послать ее человеку или целому народу в наказание за грехи (непослушание, противление и т. п.; ср.: Исх 4. 11; 15. 26; Втор 28. 21-22, 35, 58-61; Ис 19. 22; 45. 7; Ам 3. 6; Сир 38. 15). Исцеление также исходит от Бога (Сир 38. 9; Тов 11. 14; Втор 32. 39; Пс 6. 1-3; 37. 1-3; Прем 16. 12). При противлении Богу врачи бесполезны (Иов 13. 4), а исцеление невозможно (Иер 46. 11; 51. 8-9). Корень всех болезней, согласно кн. Бытие, заключается в грехе прародителей (Быт 3. 16-17). В НЗ богословское осмысление болезни содержится в Ин 9. 1-3: «И, проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии». Хотя в др. случаях говорится о влиянии демонов на появление болезни (напр., в Лк 13. 16 говорится о том, что сатана связал некую женщину болезнью на 18 лет), в Послании ап. Иакова подлинными причинами болезней называются человеческие страсти (Иак 1. 13-14), поэтому описанное в этом Послании исцеление от болезней через Е. неразрывно связано с освобождением от грехов и страстей. Проповедь Евангелия и исцеления Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Христос исцеляет слепорожденного. Икона-таблетка. Сер. XVI в. (НГОМЗ) Все чудеса, совершенные Господом Иисусом Христом во время Его земного служения, связаны с возвещением пришествия Мессии и наступлением Царства Божия. Чудесные исцеления больных были одним из мессианских знаков (ср.: Лк 7. 18-23; Мф 4. 23-24). Они указывали на то, что больной человек не проклят и не отлучен от общения с Богом. Через врачевание болезней Иисус Христос прикосновением восстанавливал принадлежность к народу Божию тех, кто считались ритуально нечистыми, т. е. больных и грешников (даже мертвых, оставаясь неуязвимым для фарисейской критики, поскольку мертвые воскресали). Тесная связь исцелений с верой и проповедью, о к-рой свидетельствуют Евангелия (о вере - Мф 8. 7-8; 17. 14-20; Мк 5. 23, 27-34; 10. 52; проповедь Царства в связи с исцелениями - Мф 4. 23 след.; 9. 35; Лк 6. 18; 7. 9; 9. 2, 11, 42-44 и др.), не имеет аналогов в Древнем мире. Как и проповедь Самого Спасителя, проповедь апостолов о приближении Царства Божия также сопровождалась совершением исцелений (Мф 10. 1, 8; Мк 6. 7-11; Лк 10. 3-9).

http://pravenc.ru/text/189773.html

Величайшее чудо в жизни Иисуса Христа есть Его воскресение: против сего чуда особенно вооружаются противники истины, потому что оно особенно обличает их нечестие очевидностью своего Божественного величия. Историческая истина воскресения Христова доказывается несомненными свидетельствами. 1) Иисус Христос ясно предсказывал о Своей смерти, о роде смерти и о Своём воскресении ( Мф.12:40 и след.). 2) По воскресении Своём Он явился не одному или двум из учеников Своих, но многим, и однажды явился более нежели пятистам братий, как свидетельствует апостол Павел: явися Кифе, таже единонадесятим: потом же явися боле пятисот братиям единою, от нихже множайшии пребывают доселе, нецыи же и почиша. Потом же явися Иакову, таже Апостолом всем. Последи же всех, яко некоему извергу, явися и мне ( 1Кор.15:5–8 ). Иисус являлся в разные времена, в разных местах; беседовал с учениками, давал им осязать Себя; и таким образом употребил все средства для уверения Своих учеников в истин Его воскресения, как повествует святой Лука: пред имиже и постави Себе жива по страдании Своем, во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятми являяся има, и глаголя яже о царствии Божии ( Деян.1:3 ). 3) Свидетели, передавшие нам истину воскресения Христова, заслуживают полное доверие. Ибо они а) не были легковерны. Когда жёны, ходившие ко гробу Иисуса с приготовленными благовониями, узнали от ангелов о воскресении Господа, и возвестили о сем апостолам; то сии почли повествуемое ими за мечтание, и поверили сему уже тогда, как сами увидели явившегося им Иисуса ( Лк.24:11, 35 и след.). Когда ап. Фоме прочие апостолы сказывали, что они видели Господа, Фома отвечал им: аще не вижу на руку Его язвы гвоздинныя, и вложу перста моего в язвы гвоздинныя, и вложу руку мою в ребра Его, не иму веры ( Ин.20:25 ). б) Ученики Христовы никак не хотели свидетельствовать о неправде: ничто их не побуждало к сему, и такой поступок был им совершенно несвойственен. От разглашения неправды им нечего было надеяться: они знали, что Богу противен обман, и что быть ложным свидетелем в таком важном деле есть великое нечестие, подвергающее тяжкому наказанию Божественного правосудия. От людей ничего не могли ожидать за сие, кроме презрения и наказания. Ничего не могли ожидать и от своего Учителя, Иисуса Христа. Ап. Павел писал: аще Христос не воста, тще убо проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и лжесвидетеле Божии, яко послушествовахом на Бога (поскольку свидетельствовали бы о Боге), яко воскреси Христа, егоже не воскреси ( 1Кор.15:14–15 ). Ученики Христовы не могли решиться на такое неправое дело по самим нравам своим: это было противно их добродушию и правдивости, а равно их кротости и боязливости. Ибо в этом деле предстояла немалая трудность и опасность (как из последующего видно), а евангельская история ясно показывает, как они, ещё неукреплённые Духом Святым, пред сим встречали подобную опасность ( Мф.26:56 ; Мк.14:51).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в Великую субботу Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшняя суббота – особая суббота в церковном календаре. Вчера мы вспоминали смерть и погребение Спасителя, сегодня мы вспоминаем сошествие Его во ад. История субботнего дня уходит в глубокую древность. Суббота появилась в тот момент когда Бог после шести дней творения «почил от дел Своих» (Быт. 2:2). Суббота Божия – это седьмой день, время тысячелетий покоя, когда законы мироздания запущены в силу, и человек развивается реализуя свою свободу без принуждения. Бог уже не изменяет материальный космос всемогущим Словом, но только наблюдает и помогает человеку когда это необходимо, промышляя о мире. Для того, чтобы люди не забыли о Божием промысле, для них суббота была введена в рамки закона. Это правило записал Моисей в связи с чудом ниспослания манны небесной Израильскому народу (Исх. 16:5,22-30; Исх. 20:8-11; 31:12-17). В рядовые субботы, в день отдыха в конце семидневной недели (Быт. 2:2 и след.), израильтянам было запрещено работать (Исх. 20:10; 31:14), зажигать огонь (Исх. 35:3); необходимую для субботы пищу надо было готовить накануне в пятницу (Мк. 15:42; Исх. 16:23); в субботу нельзя было покидать место своего проживания. Однако суббота – не день не безделия. В этот день народ собирался в храм (Лев. 23:3; ср. 4Цар. 4:23) для вознесения Господу хвалы и богослужения (Пс. 91). Ежедневная жертва всесожжения удваивалась (Чис. 28:9,10), а в святилище храма возлагали новые «хлебы предложения» (Лев. 24:8). Поэтому субботство, как время покоя, отрады и утешения (см. Ис. 58:13), распространялось и на праздники, независимо от того, на какие дни недели они приходились (см. Лев. 16:31; 23:32; ср. также ст. 24). Бог дал людям особый день, чтобы соблюдать его святость (Исх. 20:11; 31:17), посвящая это время Господу. Для древних израильтян субботний день был еще и знамением избавления от египетского рабства (Втор. 3:20; Нав. 1:13-15). Господь избавил от каждодневной подневольной работы (Исх. 5:4-9), которая заполняла все дни напролет в Египте, не давая ни покоя, ни утешения.

http://pravoslavie.ru/30115.html

Важность этого свидетельства открывается из важности самого вопроса со стороны синедриона Иоанну, из значения самого лица Иоаннова, о котором весь народ думал: не Христос ли он ( Лк.3:15 ), и сами первосвященники и старейшины признавали его пророком ( Мф.21:23–26 ); наконец, из указаний на него Самого Христа, как на свидетельство об истине ( Ин.5:33 ) и как на единственное, которое было доступно его современникам. По свидетельству Иоанна, грядущий Мессия, в противоположность самому Иоанну, должен будет крестить верующих Духом Святым и огнём. Это крещение Христово не есть только сообщение даров Духа Святого в большей или меньшей степени, а есть полное, всеобъемлющее, обильное и в высшей степени животворное излияние Божественного Духа, которое по Апостолу, омывает, освящает и оправдывает верующих ( 1Кор.6:11 ), и, проникая в самое существо человека, возрождает его, делает новою тварью, даёт пакибытие ( Тит.3:5,6 ), или же делает людей – чад гнева – чадами Божиими, причастниками Божественного естества ( 2Пет.1:4 ). Вместе с тем, по самому свойству Духа Бога, Который есть огнь потребляяй ( Втор.4:24 ; Евр.12:29 ), крещение Христово будет огненное, потребляющее и очищающее всякую скверну, согревающее и возжигающее в душе пламенную ревность к жизни святой и Богоугодной, и, наконец, крещение, очень часто сопровождающееся тяжёлыми страданиями, испытаниями и всякого рода несчастьями ( Мф.20:22,23 ; Лк.12:49,50 и след.). Святой Иоанн Златоустый (беседа на Мф.11:5 ) и другие святые отцы в этом указании Предтечи на крещение Духом Святым и огнём видят пророчество о двух действиях Христа – Искуплении, когда Он сообщит верующим Духа Святого, и всеобщем Суде, когда Он подвергнет грешников огню неугасающему. Крещение Господне (Мф.3:13–17; Мк.1:9–11; Лк.3:21–22; Ин.1:29–34) Своё свидетельство о Мессии Иоанн запечатлел крещением Его. О Нём он проповедовал и через Него получил освящение своему служению. Когда к Иоанну приходили принять крещение из Иерусалима, всей Иудеи и со всей окрестности Иорданской, тогда явился к нему на Иордан и Иисус из Назарета Галилейского и требовал от него крещения. Иоанн удерживал Его, считая себя недостойным крестить Его, хотя и не знал ещё, что Он есть Мессия, а только судил о Нём по Его безупречной жизни – может быть, по рассказам о Нём своей матери, по слухам – наконец – о Его возрастании и о преуспеянии во всякой мудрости и любви у Бога и людей ( Лк.2:52 ), что, конечно, делало излишним для Него крещение Иоанна, назначенное для покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Нет. Иисус Христос делал последнее завещание Своим ученикам, акт, который обыкновенно делается в выражениях ясных и точных. Он предлагал Своим ученикам истину, которой они должны были научить других, которой должен был верить весь мир и следовать ей до конца времен, от которой зависит спасение или осуждение каждого. Все это требовало, чтобы благий и премудрый Господь Наш Иисус Христос употребил слова в их буквальном смысле и говорил точно и ясно. Вопрос. Нет ли в Ветхом Завете слов, которые имели бы отношение к словам Нового Завета: «сия есть Кровь Моя новаго завета»? ( Мф.26:28 ; Мк.14:24 ). Ответ. В 24-й главе книги Исход говорится, что Моисей взял кровь и окропил ею народ говоря: «вот кровь завета, который Господь заключил с вами» (ст. 8). Слова Иисуса Христа имеют очевидное отношение к словам Моисея (см. Евр.9:18–20 ): кровью Ветхого Завета была действительная кровь жертв, так и кровь Нового Завета есть действительная кровь жертвы небесной, Агнца Божия, Господа Нашего Иисуса Христа. Вопрос. Если бы Тело и Кровь Иисуса Христа не присутствовали в таинстве Евхаристии, какие были бы последствия сего? Ответ. Многие страшные последствия. Это значило бы, что Иисус Христос, бесконечно премудрый Бог и Спаситель мира, при установлении таинства Евхаристии выразился так, чтобы ввести в обман тех, которых Он пришел искупить, – поселить между христианами бесконечные споры, – повергнуть Свою Церковь , в которой Он обещал пребыть до скончания веков, в грех служения обману. Вопрос. Какое следует из сего заключение? Ответ. То, что невозможно ни на один момент останавливаться мыслью на этих нечестивых предположениях. Иисус Христос говорил о теле и крови в смысле буквальном; Он желал, чтобы слова Его были поняты в этом именно смысле, и только в этом смысле понятны слова Его. Вопрос. Бог не употреблял ли точных выражений всегда, когда давал важные установления? Ответ. Да, употреблял. Чтобы убедиться в этом достаточно прочитать об установлении завета обрезания ( Быт.17:10 ), заклания пасхального агнца ( Исх.12:3 и след.), ветхозаветных обрядов в книге Левит.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Петра); сам же он, по всей вероятности, был очевидцем лишь последних дней жизни Спасителя; в том юноше, который следовал за Христом, когда Он предан был иудеем, и о котором упоминается только у Марка ( Мк. 14:51 ), древнее предание видит именно самого Марка. Из Рима, где он проповедовал вместе с ап. Петром, Марк направился в Александрию и был, по преданию, первым епископом этого города. Евангелие его писано для Римлян и вообще, для христиан из язычников: он неоднократно употребляет латинские термины (симулятор, претория, динарии), объясняет обычаи и установления иудеев, напр., обычай омывать руки (7:3; 15:42), объясняет еврейские слови и названия и т. д. (7:11; 12:42). Вместе, с тем он опускает в своем повествовании все то, что не имеет значения для христиан из язычников; в его евангелии Христос – не Мессия, а Сын Божий, Повелитель и Владыка вселенной; особенное внимание Марк останавливает на чудесах, как доказательствах божественного величия Господа-Искупителя. Евангелие Марка состоит из 16 глав, начинается явлением Иоанна крестителя и оканчивается отправлением апостолов на проповедь после вознесения Господа. – 3) Писатель третьего евангелия, св. Лука, по месту рождения был антиохиец сирийский, по роду занятий врач и живописец. Думают, что св. Лука был один из учеников, шедших в Эммаус (24:13 и след.); о себе он из скромности умалчивает, а называет только другого ученика, Клеопу. Со времени второго путешествия ап. Павла, Лука был почти неразлучным его спутником и помощником в деле проповеди. Написал он свое евангелие, как и Деяния св. Апостолов, для одного знатного римлянина, Феофила, жившего в Антиохии, причем он пользовался не только повествованиями очевидцев служения Господа, (разумеется, м. б., и Божия Матерь, о чем можно догадываться по обилию подробностей о рождении и детстве Иисуса Христа у Луки, сравнительно с другими евангелистами), но и некоторыми записями о жизни и учении Господа, уже появившимися к тому времени. Эти повествования и записи были подвергнуты им самим тщательному исследованию, и его евангелие отличается особенной точностью в определении времени и места событий и строгою последовательностью в расположении событий.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКАЯ СУББОТА [Церковнослав.        ; греч. Τ λδβλθυοτεΑγιον κα Μγα Σββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи , когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение . События В. с. Вера в Смерть и Воскресение Господа Иисуса Христа составляет основу христ. учения (1 Кор 15. 3-4). Согласно евангельскому повествованию, вечером в Великую пятницу тело Иисуса Христа было снято с Креста и спешно ввиду наступающего дня субботнего покоя погребено Его тайными учениками Иосифом Аримафейским и Никодимом в пещере (гробе), к-рая находилась в саду, неподалеку от места Распятия (Ин 19. 31-42). К двери гроба, по обычаю того времени, привалили большой камень. Прообраз нахождения во гробе, указанный Самим Спасителем, содержится в Книге пророка Ионы (ср.: Иона 2. 1-6; Мф 12. 40). Памятуя предсказания Христа о Его Воскресении, первосвященники и фарисеи на след. день пришли к Понтию Пилату и убедили его опечатать вход в пещеру и приставить к ней вооруженную охрану под тем предлогом, что ученики могут унести тело Учителя (Мф 27. 62-66). Ученики же, соблюдая ветхозаветную заповедь, всю В. с. провели в покое (Лк 23. 56). На др. день женщины, к-рые следовали за Иисусом, придя очень рано утром (Мф 28. 1; Мк 16. 2; Лк 24. 1; Ин 20. 1) ко гробу Спасителя, первыми узнали о Его Воскресении. «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) «Во гробе плотски...» Пятичастная икона. XVII в. (ГММК) Сам же Господь Иисус Христос, пребывая неизменным по Божеству, по Человечеству в В. с. покоился телом, подобно покою после сотворения мира (Быт 2. 2), ибо совершенное Им домостроительство спасения падшего человека есть новое творение, и в то же самое время душой сходил во ад, чтобы даровать спасение и тем праведникам, кто уже умер ко времени Воплощения и Страстей Господа: «                                                        » (тропарь 1-й песни воскресного канона 4-го гласа). Событие сошествия во ад не отражено в канонических Евангелиях, но упоминается в апостольских посланиях (Еф 4. 9; Рим 10. 7; 1 Пет 3. 18-21), о нем пророчески сказано в псалмах (15. 8-11; ср.: Деян 2. 27), о нем свидетельствует церковная традиция (см.: Иларион (Алфеев), игум. Христос - Победитель ада: Тема сошествия во ад в вост.-христ. традиции. СПб., 2001). Смерть и сошествие в преисподние глубины земли стали последним шагом самоумаления (кеносиса) Господа.

http://pravenc.ru/text/Великая ...

Разделения дарований, διαιρσεις δ χαρισμτων – различные дары. Под дарами здесь разумеются сверхъестественные силы или способности, Святым Духом сообщаемые христианам, обнаруживающиеся в различных необыкновенных действиях, – и преимущественно дары необходимые для проповедников Евангельского учения. Служения, διακοναι, у Апостола обыкновенно означают известные должности в Христовой Церкви (см. ниже, ст. 28). Рассматриваемые же как дары означают силы и способности, подаваемые от Святого Духа для прохождения церковных служений или Должностей. Действа, или действия, νεργματα, вообще – дела совершаемые при помощи сверхъестественных сил Святого Духа, служащие к утверждению и распространению Церкви Христовой, или, как другие принимают, различные чудеса. Каждому даётся открытое действие Духа такое, какое ему полезно или нужно не для себя одного, но и для блага Церкви (см. ниж. ст. 12 и след). Овому бо... слово премудрости, λγος σοφας, иному же слово разума, λγος γνσεως: – слово мудрости, по изъяснению Св. Златоуста, означает дар совершеннейшего ведения тайн Божиих, тайн веры христианской, какой имели Павел, Иоанн... а слово знания – тот же дар в низшей степени, какой получили от Святого Духа прочие верующие, которые не могли учить подобно Апостолам. Иному вера, πστιφ, – разумеется не та вера, которая необходима для спасения каждому христианину, но вера чудодейственная, или, как Златоуст изъясняет, «не вера в догматы, но вера в знамения, которая и горы прелагает» – πστις οκ τν δογμτων, λλ’ τν σημιων, κα τ ρη μεϑεστσα (слич. Мф.17:20 ; Лк.17:5–6 ; 1Кор.13:2 ). Дарования исцелений, χαρσματα αμτων дары врачевать разные болезни не какиминибудь естественными средствами, но силой сверхъестественной благодати (слич. Мк.16:18 ; Деян.5:15 ). Другому же действия сил νεργματα δυνμεων – дар совершать чудесные действия, невозможные для человека без сверхъестественной помощи Святого Духа. Дар исцелений есть только вид сего дара. Златоуст: «имеющий дар исцелений только врачевать, а приобрётший действия сил и наказывал. Ибо сила не исцелять только может, но и наказывать, как Павел сделал слепым (Симона волхва) ( Деян.13:8–11 ), как Пётр умертвил (Ананию и Сапфиру) ( Деян.5:1–10 )». Иному же пророчество, προφητεα – дар предсказывать будущее, и общее, уразумевать и объяснять другим тайны спасения ( Рим.12:6 ; 1Кор.13:2, 8, 14:3 ), также и открывать тайны других, как ( 1Кор.14:24–25 ) – Другому же рассуждения духовом, διακρσεις πνευμτων – различение духов. Златоуст. «Дар знать, – кто духовный, и кто не духовный, кто пророк, и кто обманщик».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010