Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Воскрешение Лазаря. Роспись катакомб святых Петра и Марцеллина, Рим. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в. Событие входа И. Х. в Иерусалим вызвало недовольство иудейских учителей, весь город пришел в движение (Мф 21. 10). Евангелист Иоанн подчеркивает, что народ приветствовал Христа, потому что был потрясен совершившимся накануне чудом воскрешения Лазаря (Ин 12. 17-18); Матфей и Лука непосредственно связывают событие с последовавшим за ним изгнанием торгующих из храма. Иудейские первосвященники, книжники и старейшины из синедриона решают предать И. Х. суду, чтобы затем выдать на казнь рим. властям (Мф 26. 1-5; Мк 14. 1-2). В это время, по Евангелию от Луки, «вошел… сатана в Иуду», к-рый договорился с первосвященниками о предательстве (Лк 22. 1-3; ср.: Мф 26. 14-16). Согласно Мк 14. 3-14; Мф 26. 6-13, в Вифании, когда И. Х. находился в доме Симона прокаженного , женщина совершает помазание, пророчески символизирующее предстоящие страдание и смерть Учителя. Накануне праздника Пасхи И. X. в кругу 12 апостолов на Тайной вечери устанавливает таинство Евхаристии (Мф 26. 26-29; Мк 14. 22-25; ср.: Лк 22. 15-20; о времени совершения Тайной вечери и о согласовании повествований синоптиков и евангелиста Иоанна см. в ст. Евхаристия ). Во время трапезы Господь предсказывает, что один из учеников предаст Его, и, преломив хлеб и благословив его, подает ученикам со словами: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое». Затем Он взял чашу с вином, возблагодарил над ней и подал ее ученикам, сказав: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк 14. 22-23; Мф 26. 26-28: «...изливаемая во оставление грехов»). Установительные слова в Евангелии от Луки: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк 22. 19b); «Сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк 22. 20) (об особенностях повествования в Евангелии от Луки см. в ст. Евхаристия ). Евангелист Иоанн относит к этому событие умовения И. Х. ног учеников как поданный Им пример взаимного служения (Ин 13. 1-17; см. Умовение ног ).

http://pravenc.ru/text/Иисус ...

Глава 3 1–6. Исцеление сухорукого в субботу. – 7–12. Общее изображение деятельности Иисуса Христа. – 13–19. Избрание 12-ти учеников. – 20–30. Ответ Иисуса Христа на обвинение Его в том, что Он изгоняет бесов силою сатаны. – 31–35. Истинные родственники Иисуса Христа. Мк.3:1 .  И пришел опять в синагогу; там был человек, имевший иссохшую руку. (Об исцелении сухорукого см. комментарии к Мф.12:9–14 .) Евангелист Марк отмечает, что больной имел руку иссохшую, а не сухую ( Мф.12:10 ). Он, следовательно, не родился с такой рукой, а она усохла, вероятно, от какой-нибудь раны. Мк.3:2 .  И наблюдали за Ним, не исцелит ли его в субботу, чтобы обвинить Его. По свидетельству Марка, фарисеи – конечно, о них здесь идет речь – наблюдали с особенным вниманием ( παρετρουν), не исцелит ли ( θεραπεσει) его Христос в субботу. Конечно, они после такого исцеления намеревались обвинить Христа в нарушении закона о субботнем покое. Мк.3:3 .  Он же говорит человеку, имевшему иссохшую руку: стань на средину. «Стань на средину» – точнее: «Поднимись в средину!». Господь находился в средине народа – Его окружали, главным образом, фарисеи (ср. стих 5: «воззрев» или, точнее, оглядев сидевших около Него кругом). Господь таким образом переходит к открытому нападению на Своих врагов, требуя, чтобы они ясно высказали свои мысли о Нем. Мк.3:4 .  А им говорит: должно ли в субботу добро делать, или зло делать? душу спасти, или погубить? Но они молчали. «Добро делать» – делать вообще добрые похвальные дела ( γαθν ποισαι). В чем состоит «доброе дело», которое имел здесь в виду Иисус, Он сейчас же разъясняет. Если не помочь несчастному, когда можно, это значит предоставить его в жертву верной смерти. Очевидно, что сухорукий имел серьезную опасную болезнь, так называемую атрофию мускулов, которая должна была идти прогрессивно, и Господь не только исцелил ему одну руку, но уничтожил и саму болезнь в её корне. На вопрос Христа фарисеи ничего не могли ответить: согласиться с Христом они не хотели, а противоречить высказываемому Им в этом вопросе взгляду они не находили основания, так как шестая заповедь прямо говорила: «не убий».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Зная помышления их, Господь, по прибытии в Капернаум, спросил их: «О чем дорогою вы рассуждали между собою?»( Мк.9:33 ) Тогда они спросили Его: «Кто больше в Царстве Небесном?» Под Царством Небесным Апостолы, по всей вероятности, разумели Царство Мессии, то есть то самое земное царство, о котором мечтали, а никак не будущую вечную жизнь. Господь же, отвечая им, имел в виду именно эту вечную загробную жизнь; и, чтобы напомнить им все прежде сказанное об этом Царстве, чтобы наглядно показать им, что люди гордые, уверенные в своем мнимом величии и превосходстве над другими, не войдут в него, Господь сказал им: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою " ( Мк.9:35 ). А затем взял дитя, поставил его посреди Апостолов, обнял его и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» ( Мф.18:1–4 ; Мк.9:33–37 ; Лк.9:46–48 ). Смысл этих слов Господа таков: «если вы не оставите своих мечтаний о земном Царстве Мессии, которые препятствуют вам верить Мне; если вы не обратитесь от этих мечтаний к вере в истинность Моих слов и не доверитесь Мне так, как это дитя вверяет себя отцу своему, то совсем не войдете в Царство Небесное; и будет больше других в этом Царстве не тот, кто здесь, на земле, порабощает себе других и господствует над ними, а тот, кто считает себя из всех последним и всем помогает, всем служит; так как и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). Вскоре после того Иисус пришел с Апостолами в Иерусалим на праздник кущей. Там, в храме, приступили к Нему книжники и фарисеи и вступили с Ним в спор, причем Иисус сказал им: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня...» ( Ин.7:16 ). «Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец, пославший Меня... Я не ищу славы Моей. Если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто: Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш. Он свидетельствует о Мне». Книжники и фарисеи должны были понять, что Иисус называет Себя Сыном Божиим, посланным в мир, творящим то, чему научил Его Отец, и принесшим людям учение Самого Бога. Книжники и фарисеи все это поняли, но притворились непонимающими и спросили Иисуса: «Кто же Ты?» Столько раз Иисус объяснял им, Кто Он, а они все-таки спрашивают Его, как бы желая услышать какой-нибудь новый ответ, не похожий на прежние. Зная их коварство, Господь сказал им: «От начала Своей проповеди я все говорю вам, все объясняю вам, Кто Я; и теперь ничего иного не скажу вам». А когда разговор коснулся Авраама, то Господь сказал: «Прежде, нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

«И весьма рано... при восходе солнца» (стих 2). Было так рано, что солнце еще только начинало восходить ( νατελαντος – причастие настоящего времени, совершенно точно обозначающее очень раннее время, ср. Ин.20:1 ; Лк.24:1 ). Небо чуть забелелось (блж. Августин). Та же мысль выражена и евангелистом Матфеем в выражении: «на рассвете» 17 . «Войдя во гроб» (стих 5). Гробница представляла собой довольно большое помещение, куда можно было войти сразу двум-трем. «Юношу...» т.е. Ангела (ср. Мф.28:2 ). «На правой стороне». Это не тот Ангел, о котором упоминает евангелист Матфей: тот сидел на камне, отваленном от гроба и, значит, вне гроба. «Ужаснулись». Очевидно, вид Ангела в белом одеянии произвел ужас в женщинах. Может быть, евангелист хочет сказать, что их повергло в ужас и отсутствие тела Иисуса во гробе. «И Петру» (стих 7). Это упоминание о Петре вполне естественно в Евангелии Марка, написанном со слов апостола Петра. Может быть, Ангел и действительно велел прежде всего или особенно сообщить о воскресении наиболее огорченному смертью Христа ученику. «Как Он сказал вам» (см. Мк.14:28 ). Господь сказал это Своим ученикам, но и женщины, очевидно, не были лишены надежды увидеть Его в Галилее. «Трепет и ужас» (стих 8). Евангелист Марк вовсе не говорит о чувстве радости; которое, согласно Матфею, наряду со страхом, испытывали в это время мироносицы. Точно так же евангелист Марк оттеняет то обстоятельство, что они ничего никому не сказали по причине овладевшего ими страха. В этом он опять отличается от Матфея ( Мф.28:8 ). Разрешить это противоречие в сказаниях двух евангелистов, кажется, лучше всего тем соображением, что евангелисты имеют в виду различных женщин: один говорит о тех, которые рассказали, другой – о тех, которые смолчали 18 . Мк.16:9 .  Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Мк.16:10 .  Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; Мк.16:11 .  но они, услышав, что Он жив и она видела Его, – не поверили.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Искушения Христа не ограничились И. в пустыне. Об этом говорится в Евангелии от Луки: «...окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени» (Лк 4. 13). Христа искушают книжники и фарисеи (Мф 16. 1; ср.: Мк 8. 11; Мф 19. 3; ср.: Мк 10. 2; Мф 22. 18; ср.: Мк 12. 13-15; Мф 22. 34-36; Ин 8. 3-7), народ (Лк 11. 16) и даже ученики (Лк 22. 23-27). Требование знамения с небес, к-рое предъявили фарисеи Христу, а также провокационный вопрос о подати кесарю были в конечном счете направлены на выяснение природы Его власти. В обоих случаях Христос обличает фарисеев в лукавстве и утверждает, что Мессия не должен ни быть политическим вождем Израиля, ни привлекать к Себе последователей с помощью чудес. Он уклоняется от провозглашения Его царем после чудесного насыщения 5000 человек (Ин 6. 15); и перед лицом Пилата Он свидетельствует, что Его Царство не земное, а Сам Он не земной владыка (Ин 18. 36). О том, что за попытками помешать Иисусу Христу идти крестным путем стоит диавол, говорится в Евангелии от Марка: в ответ на уговоры не принимать крестных страданий Христос называет Петра сатаной (Мк 8. 32-33). Время, когда диавол вернулся, чтобы завершить искушение Христа, пришло тогда, когда Христос был предан: «...теперь ваше время и власть тьмы»,- говорит Господь первосвященникам (Лк 22. 53). Предложение сотворить чудо («если Ты - Сын Божий...»), с к-рым диавол обратился к Христу в начале И. в пустыне, повторяется и на Кресте: «Если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого» (Лк 23. 37; см.: Navone J. The Temptation Account in St. Luke (4. 1-3)//Scripture: The Quarterly of the Catholic Biblical Association. 1968. Vol. 20. N 51. P. 66). И., которым подвергается человек Молитва в Гефсиманском саду. Миниатюра из Евангелия. 1059 г. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 66r) Молитва в Гефсиманском саду. Миниатюра из Евангелия. 1059 г. (Ath. Dionys. 587m. Fol. 66r) Христос учит быть бескомпромиссным в отношении соблазнов: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5.

http://pravenc.ru/text/674970.html

Корыстолюбие и мирское дело в храме превратило его в пещеру разбойников. А как всякая страсть гнусна пред очами Божиими, всякое житейское попечение недостойно дома Божия, то подумай, посетитель святого храма Божия: как ты его посещаешь и что из него делаешь своим посещением?“ У еванг. Матфея говорится, что Иисус Христос в храме исцелил многих слепых и хромых, и что тут дети, подражая старшим, тоже прославляли Господа, восклицая: Осанна Сыну Давидову! на что враги Христовы вознегодовали, но Господь сказал им: разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу ( Пс.8:3 )? Т.е. Господь указывает Своим врагам на пророчество, сказанное за 1000 лет царем Давидом, и тем поражает их. Разве вы никогда не читали и пр., т.е. разве вы не понимаете, что говорит псалмопевец о детях, что и они поют хвалу Богу? Они в своей младенческой простоте признают Меня за Мессию – не вразумляют ли они этим вас, престарелых? Св. Златоуст, толкуя сии слова Христовы, замечает, что эти, хвалящие Христа, дети знаменуют язычников, которые прежде немотствовали, потом стали вещать великие истины, приняв веру во Христа, и утешают апостолов, что Господь, Который научил отроков прославлять Его, сделает и их красноречивыми. Мк.11:18 . Услышали это книжники и первосвященники и искали, как бы погубить Его; ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его. Мк.11:19 . Когда же стало поздно, Он вышел вон из города. Мк.11:20 . И вспомнив Петр, говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Книжницы и архиерее (о них чит. Мк.10:33 ) искаху (искали), како Его погубят (как бы погубить Его). Погубить Иисуса Христа решено было начальниками народа, первосвященниками и книжниками еще раньше, как повествует еванг. Иоанн ( Ин.5:16; 7:32 и др.); теперь уже придумывали они, каким бы образом привести в исполнение свое решение, – придумывали тем более, что обстоятельства не благоприятствовали им в том: потому что народ так торжественно встретил Господа при входе в Иерусалим (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

( Мк.12:38–39 ): Берегитесь книжников, любящих длинные одежды и приветствия на площадях, и первые сиденья в синагогах, и первые места на званых обедах (д) Неизбежным следствием возрастающего универсализма является отход от языковых стереотипов, осуществляемых в рамках книжного законничества, с углублением нравственной установки, апеллирующей к конвалентным понятиям. # 111 ( Мф.15:19–20 ) Ибо из сердца Ибо изнутри , из сердца человеческого исходят злые помыслы, исходят дурные помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, [лжесвидетельства], кражи, [жадность, злоба, хитрость, распущенность, дурной глаз,] хуления. хула, [гордость, безумие.] Если перечень грехов у Мф в целом соответствует декалогу, то у Мк он значительно расширен (фактически удвоен) за счёт грехов нравственно-аскетического характера: жадность, злоба, хитрость, распущенность, дурной глаз (т. е. зависть), гордость, безумие. И вновь оговоримся: здесь также необходимо разглядеть, что подобное расширение (углубление) не противостоит варианту Мф, оно лишь вскрывает и развивает внутреннюю тенденцию, заложенную в исходной формулировке 21 – в основании беззакония лежат злые помыслы (διαλογισμο πονηρο), исходящие из сердца (изнутри σωθεν, из сердца человеческого в экспликации Мк). (е) Обетования, обращённые у Мф к ученикам (апостолам), распространяются в редакции Мк на всех христиан (Христовых Χριστο). # 112 ( Мф.10:42 ) И кто напоит одного из малых сих чашей холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам: не потеряет он награды своей. Ибо, кто напоит вас чашей воды во имя того, что вы Христовы, истинно говорю вам, что не потеряет он награды своей. Он же ответил говорившему Ему: И Он им ответил: кто матерь Моя, и кто братья Мои? И протянув руку Свою к ученикам Своим, кто матерь Моя, и кто братья Мои? [И обведя взором сидящих вокруг Него], сказал: вот матерь Моя и братья Мои. говорит: вот матерь Моя и братья Мои. Тогда ответил Ему Пётр: вот мы оставили всё и последовали за Тобой; [что же будет нам?]

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Мк.1:40 . Приходит к Нему прокаженный, и, умоляя его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить. Это повествование св. Марка об исцелении прокаженного совершенно согласно с повествованием еванг. Матфея ( Мф.8 :1–4 ), только несколько полнее. Прокаженный – больной проказою. Проказа, эта была страшная болезнь на востоке. Она встречается и доселе, и не на одном востоке. Проказа сначала обозначается пятнами на теле вроде лишаев; затем все тело покрывается струпьями и язвами, лицо распухает – глаза делаются слезоточивыми, голос сипнет, волосы выпадают, десны распухают и изо рта течет зловонная слюна. Иногда у прокаженного постепенно отпадают ногти, пальцы, составы рук и ног. С болезнью проказы несчастные живут 10–20 лет и более. Болезнь эта заразительна, и потому больных ею законом Моисеевым ( Лев.13:46 и далее) предписано было удалять от сообщества других, и они обыкновенно жили в убогих хижинах за чертой селений и не подходили близко к здоровым. Приходит (прииде) к Нему, Иисусу Христу. Прокаженный, слыша о чудесах Христовых, уверовал в Него, и потому вопреки закона подошел к Господу, прося Его исцелить себя. Если хочешь (аще хощеши), можеши мя очистити. В этих словах прокаженный выражает с одной стороны великую веру во Христа, а с другой, то, что исцеление совершенно в Его воле. „Аще хощещи, исцели меня, аще не восхощеши, да будет воля Твоя“, как бы так говорил прокаженный Христу. Очистить, т. е. от струпьев проказы, или исцелить. Мк.1:41 . Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись. Мк.1:42 . После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист. Простер руку, коснулся. Иисус Христос исцелял больных иногда одним словом Своим, а иногда прикосновением Своей руки. „Иисус Христос прикасается к нечистому, замечает св. Златоуст, для того, чтобы показать, что Он, как Господь, выше закона, и что надлежит страшиться не телесной проказы, а душевной, которая есть грех“. Мк.1:43 . И посмотрев на него строго, тотчас отослал его;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Однако конфликт был неизбежен. Направляясь (в Евангелии используется паломнический термин «восходить») в Иерусалим, Иисус знал, на что идет, так же как и ученики, объятые страхом: 32 Восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: 33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам (Мк. 10, 32-33). Конечно, в Мф., и Лк. эта идея сохраняется, но на нее наслаивается и многое другое. Показательно, например, что согласно Мк., единственным чудом, которое Иисус совершил в Иерусалиме, было, как его называют, проклятие бесплодной смоковницы (Мк. 11, 12-14. 20-21). Такое чудо повергает в смущение многих читателей, видящих Христа «в розовых очках»: ведь мало того, что чудо привело не к жизни, не к исцелению, а к смерти, к уничтожению, так ведь и не сезон был для созревания смокв. Гнев Иисуса выглядит как необоснованный каприз, а тут еще столь жестокое его удовлетворение. На самом деле перед нами притча в действии: Иерусалим, ветхий Израиль не принес доброго плода, и потому он отвергнут Богом. Со своей стороны, из Иерусалима не только направляется жесткая критика и неприятие Христа, но прямо зреет план погубить Его (см. Мк. 11, 18; 12, 12; 14, 1; 15, 1) — план, который и приводится в исполнение тоже в Иерусалиме. Наиболее остроумно этот трагический парадокс Священной истории выражается Иисусом в Лк. 13, 31: Не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима. В богословско-географическом смысле не является нейтральным и Галилейское море (озеро): «Западный берег иудейский, восточный — языческий. Несмотря на бурю, Иисус твердо направляется с учениками к языческому берегу, приготовляя их к миссии, которая ими поначалу плохо понимается» . «Мессианская тайна» Первый стих Мк. сразу посвящает читателя в главные истины христианского Благовестия: Иисус есть Христос (1, 1). Он — Сын Божий (1, 1). Заметим еще раз (см. § 16. 4), что «Сын Божий», как и «Сын Давидов», есть мессианский титул, таким образом, синонимичный непосредственно термину «Христос» («Мессия») .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Третий день по входе в Иерусалим (вторник) у евангелиста Матфея (21:23) определяется только замечанием: «и когда пришел он в храм и учил: приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь?» У евангелиста же Марка (11:20, 27) день этот ясно выделяется. Оба евангелиста свидетельствуют, что в этот день Господь учил еще в храме и при выходе из храма сказал: «не останется камня на камне; все будет разрушено» ( Мф. 24:2 ; Мк. 13:2 ), и потом с одними только учениками Своими удалился на гору Елеонскую ( Мф. 24:3 ; Мк. 13:3 ). Далее, оба евангелиста единогласно свидетельствуют, что за два дня до крестной смерти Господь говорил уже ученикам Своим: «вы знаете, что чрез два дня будет Пасха и Сын человеческий предан будет на распятие» ( Мф. 26:2 ; Мк. 14:1 ), а Иуда вошел уже в сношения с первосвященниками ( Мф. 26:14 : Мк. 14:10 ). Где был Господь в среду и четверток, евангелисты не говорят, а замечают только, что с того времени Иуда искал удобного случая предать Его. Святой же евангелист Лука делает одни общие замечания, что с воскресения (входа в Иерусалим) Господь учил каждый день в храме (19:47), а ночи проводил на горе Елеонской (21:37). Но и св. евангелист Лука также выделяет время от начала сношений Иуды с первосвященниками до Пасхи: «приближался (не настал еще и не приблизился) праздник опресноков, называемый Пасхою; и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его. Вошел же сатана в Иуду, одного из числа двенадцати; и он пошел и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег. И он обещал и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе» (22:1–6). Где же был Господь в среду и четверток? На этот вопрос дает ответ св. евангелист Иоанн. Сказав о воскрешении Господом Лазаря и о первосвященническом решении убить Иисуса Христа, он замечает, что Господь удалился в город Ефраим. 116 Но и евангелист Иоанн также говорит, что до удаления Господа к Нему приходили: народ, начальники и даже эллины; следовательно, Господь удалился не тотчас после входа в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010