Глава четырнадцатая Мк.14:1 .   Через два дня надлежало быть празднику Пасхи и опресноков. И искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; Мк.14:2 .   но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе. Мк.14:3 .   И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову. Мк.14:4 .   Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира? Мк.14:5 .   Ибо можно было бы продать его более, нежели за триста динариев и раздать нищим. И роптали на нее. Совет против Христа составлен был в среду. И вот причина, почему мы постимся по средам. Враги хотели было переждать праздничное время, но это не было попущено им. Господь, определяя Сам для Себя страдания, благоизволил предать Себя Распятию на саму Пасху, ибо Сам был Истинная Пасха. Здесь надобно дивиться могуществу Его. Ибо когда враги хотели взять Его, тогда не могли, а когда не хотели, по причине праздника, тогда Он Сам волей предал Себя им. «И когда Он был в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина». О мире упоминают все четыре евангелиста. И думают некоторые, что у всех их разумеется одна и та же жена. Но несправедливо: это две разные жены, из коих одна упоминается у Иоанна ( Ин.12, 3 ), она же и сестра Лазаря, другая – у трех прочих евангелистов, А если вникнешь, то найдешь, что их было три: об одной упоминается у Иоанна, о другой – у Луки ( Лк.7, 37–38 ), а у прочих двух евангелистов – о третьей. Ибо упоминаемая у Луки была блудница и помазала Господа среди Его проповеди, а упоминаемая у Матфея сделала то же около времени страдания, и притом она не была явная блудница. Господь приемлет усердие ее, как издержавшей так много на миро. «Некоторые же вознегодовали», – замечает евангелист. А Иоанн говорит, что негодовал Иуда ( Ин.12,3–5 ). Можно думать, что и прочие апостолы упрекали жену, так как они постоянно слышали от Христа учение о милостыне. Но Иуда негодовал на жену не с той мыслью как прочие, а по сребролюбию, ради гнусной корысти. По этой причине Иоанн и упоминает о нем одном, как поносившем жену с лукавым намерением. «И роптали на нее», то есть негодовали, укоряли, поносили.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Мк.6:2 .  Когда наступила суббота, Он начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Христос выступил в качестве Учителя в Назарете только в субботу, раньше Его сограждане, очевидно, не выразили желания Его послушать. Даже и услышав Его учение и осведомившись о Его чудесах, сограждане Христа, по замечанию евангелиста Марка, признают в Нем только орудие какой-то высшей силы: Премудрость ему «кто-то дал», а только чудеса делаются «руками Его», т.е. через Него, а не Им Самим (ср. Мф.13:54 ). Мк.6:3 .  Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Евангелист Марк сообщает, что сограждане называли Христа «плотником», а не «сыном плотника», как в Евангелии Матфея. Но противоречия здесь нет, потому что у евреев было в обычае, чтобы отец обучал сына своему мастерству, так что и Христос, конечно, был обучен плотническому мастерству. Правда, Ориген говорит, что «нигде в принятых Церковью Евангелиях Христос не называется плотником» («Против Цельса», VI, 36), но другие древние церковные писатели знают это предание как сообщенное в Евангелии. Ориген , вероятно, имел под руками список Евангелия Марка, уже исправленный по Евангелию Матфея. «Брат Иакова»... (см. Мф.1:25 ). (См. Мф.13:55–56 ). Мк.6:4 .  Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем. (См. Мф.13:57 ). Может показаться странным то, что Христос говорил о неприятии Его в Назарете. Разве Его недавно ( Мк.5:17 ) не отвергли также жители страны Гергесинской? Но там Христос выступил как чужой человек, совершенно неизвестный, а здесь, в Назарете,Ему уже предшествовала молва о Его чудесах. Поэтому отвержение Его назаретянами представляло более оскорбительный для Него факт, чем отвержение гергесянами. Мк.6:5 .  И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 13. Молитва о единстве Прощальная беседа с учениками завершается молитвой, которую Иисус произнес в их присутствии. В христианской традиции эта молитва часто именуется первосвященнической, по-видимому, под влиянием богословия Послания к Евреям, где Иисус представлен как Тот, Кто должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа ( Евр. 2:17 ). Называя Иисуса Первосвященником великим, прошедшим небеса ( Евр. 4:14 ), автор Послания пишет: Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение ( Евр. 5:7 ). По словам Кирилла Александрийского , Сын Божий «ходатайствует опять как человек, Примиритель и Посредник Бога и человеков ( 1Тим. 2:5 ), и как истинно великий и всесвятой Первосвященник наш Своими молитвами умилостивляет Своего Родителя, Самого Себя священнодействуя за нас. Ведь Сам Он есть Жертва и Сам – Священник, Сам – Посредник, Сам – всенепорочное приношение, Агнец истинный, берущий грех мира ( Ин.1:29 ) 483 ». Иисус находился в постоянном молитвенном общении со Своим Отцом. Это явствует из упоминаний синоптиков о том, как Он восходил на гору, чтобы помолиться ( Мф.14:23 ; Мк.6:46 ); уходил для молитвы в пустынные места ( Лк.5:16 ); воссылал Богу благодарение ( Мф.26:27 ; Мк.14:23 ; Лк.22:17 ); возводил взор на небо ( Мф.14:19 ; Мк.6:41; 7:34 ; Лк.9:16 ). Иоанн приводит два случая, когда Иисус обращается к Отцу с молитвой: перед воскрешением Лазаря ( Ин.11:41 ) и во время беседы с иудеями ( Ин.13:28 ). Во втором случае ответом на молитву Иисуса становится голос Бога Отца, который слышат многие присутствующие. Все три синоптика приводят слова молитвы Иисуса в Гефсиманском саду ( Мф.26:39, 42 ; Мк.14:36 ; Лк.22:42 ), а Матфей и Марк – Его молитвенный вопль на кресте ( Мф.27:46 ; Мк.15:34 ). Наконец, произнесенные Им в последние минуты перед смертью слова, согласно Луке, были обращены к Отцу ( Лк.23:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Краткое объяснение мест Священного Писания, извращаемых иномыслящими с Православной Церковью при отрицании храмов Божиих О храмах вообще Мк.13:1–2 . «И когда выходил Он (Иисус Христос) из храма, говорит Ему один из учеников Его: Учитель! посмотри, какие камни и какие здания! Иисус сказал ему в ответ: видишь сии великие здания? Всё это будет разрушено, так что не останется здесь камня на камне». Объясн. Это пророчество относилось до храма евреев, не уверовавших во Христа, и исполнилось в 70 году по Рождестве Христове. Храмы же христианские есть и будут во вселенной домами молитвы у всех народов: Мк.11:17 ; Мал.1:11 ; Деян.15:16–17 , и до второго пришествия Христа: 2Фес.2:4 . Деян.3:1 . «Пётр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый». Объясн. Храмом для христиан первого времени служил Иерусалимский древний храм; пока он не был разрушен, в него стекались христиане, как в место особенного присутствия Божия: Мф.21:13 ; когда христианство распространилось по другим городам и селениям, стали устраиваться особые места для священных собраний, или церкви: Деян.11:26 , следовательно, кто отрицает необходимость храмов, тот отрицает и слова Спасителя, сказавшего: «домом молитвы наречётся для всех народов»: Мк.11:17 . Деян.16:13:16 . «В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, севши, разговаривали с собравшимися там женщинами. Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая чрез прорицание доставляла большой доход господам своим». Объясн. Но этот молитвенный дом принадлежал не верующим во Христа филиппским иудеям, просветить которых было видение апостолу Павлу: ст.9–10; неверующим иудеям подобны и те, кто собирается в своих незаконных собраниях: Откр.3:9 , а не в домах молитвы: Мк.11:17 , 1Тим.2:8 . «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения». Объясн. Слова «на всяком месте» не должно понимать в смысле отрицания храмов: Мк.11:17 . Эти слова как бы дополняют и объясняют другую заповедь апостола: непрестанно молитесь: 1Фес.5:17 . Христианин не мог бы непрестанно молиться, если бы молился только в храме. Слова «воздевая чистые руки» ясно предписывают телесное богопочитание: 1Кор.6:20 . Утверждающие, что молиться Богу должно только духом, забывают пример, данный Самим Господом и апостолами: Лк.22:41 ; Деян.20:36 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Привязанного у ворот», на перекрестке (стих 4). Точнее: «у ворот, близ самой дороги, которая шла мимо дома» ( π το μφδου). «И привели» осла (стих 7). По свидетельству Евангелия Марка как будто выходит, что Господь совершил вход в Иерусалим только на молодом осле: об ослице, о которой говорит евангелист Матфей, Марк не упоминает. Этим, однако, он не говорит, чтобы ее при шествии Христа не было. Он дает понять, что Господь ехал именно на молодом осле – ослица же могла идти рядом. При этом евангелист Марк замечает, что на этого молодого осла еще никто не садился (см. комментарии к Мф.21:4–5 ). «Ветви с дерев» (стих 8), точнее: «подстилки, сделанные из зелени, которая росла на поле» ( στιβδας κψαντες κ τν γρν). Масличная гора в то время, как и теперь, была возделываема земледельцами, и на ней было немало растительности всякого рода. «Благословенно грядущее» ( «во имя Господа» – в лучших списках не имеется) «царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» (стих 10). Это значит, что народ признавал Христа законным потомком Давидовым, в Котором и с Которым должно наступить всеми ожидаемое обетованное Царство. Читатели Евангелия Марка до сих пор несколько раз читали о «Царстве Божием» ( Мк.1:14, 4:11, 9:1 и др.), которое должно скоро наступить ( Мк.1:15 ). Если же теперь народ называет приближающееся царство «Давидовым», то этим он хочет сказать, что Бог поставил Царем этого Божия Царства Иисуса, Которого слепой назвал Сыном Давидовым ( Мк.10:47 ), и что открытия этого Царства нужно ожидать в ближайшем будущем. «Осмотрев все...» (стих 11). Согласно Евангелию Марка, Христос в день входа за поздним временем не приступал к учению, а только внимательно осмотрел все, что делалось в храме. Очевидно, по представлению Марка, чего-либо особенно важного в тот день не было сделано Христом, хотя евангелист Матфей запомнил некоторые чудеса, совершенные в тот раз Христом ( Мф.21:14 ). Мк.11:12 .  На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; Мк.11:13 .  и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас для совершенной уверенности в надежде оказывал такую ревность до конца, дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования».    Время сокращается, ожидание становится более напряженным, уверенность — более радостной. Это звучит в чтении послания (Евр.9:28) пятой субботы:    «Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи, второе без греха явится, ждущим его во спасение».     «Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих его во спасение».     Это последнее чтение перед Лазаревой Субботой, когда от времени ожидания мы переходим ко времени исполнения ожидаемого.    Чтения Евангелия для великопостных суббот выбраны из Евангелия от Марка и тоже имеют свою последовательность.    Евангелие первой субботы объясняет нам смысл и значение этой последовательности. Христос опровергает лицемерные запреты еврейских суббот и говорит (Мк.2:27-28):    «... Суббота человека ради бысть, а не человек для Субботы. Тем же Господь есть Сын Человеческий и Субботы».     «... Суббота для человека, а не человек для Субботы: посему Сын Человеческий есть господин и Субботы».    Наступила новая жизнь, началось воссоздание человека. В субботу 2-й недели Поста мы слышим, как прокаженный говорит Христу: «Если хочешь, можешь меня очистить... (Христос) сказал ему: хочу, очистись» (Мк.1:40-41).    В 3-ю субботу мы видим, что вопреки всем запретам Христос «... ест с мытарями и грешниками...» (Мк.2:14-17).    В 4-ю субботу в ответ на «добро зело» творения мира (Быт.1) Евангелие радостно восклицает: «... все хорошо делает: и глухих делает слышащими и немых — говорящими» (Мк.7:37).    Наконец, в 5-ю субботу все завершается решительным исповеданием Петра: «Ты — Христос...» (Мк.8:29).    Это принятие человеком тайны Христа, тайны Нового Творения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2630...

Спросит ли кто, как узнали апостолы пророков Моисея и Илию? Конечно, по откровению Божию. Несомненно, что отражение славы Господа могло просветить их духовные очи в это время (Прот. Горск.). Мк.9:5 . При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Равви, с еврейского, учитель. Апостолы нередко называли Иисуса Христа этим именем, и, конечно, в том смысле, что Он не простой учитель, а Божественный, посланный от Бога Мессия ( Мк.8:29 ). Мк.9:6 . Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. Апостол Пётр не знал, что сказать. Осчастливленный и вместе пораженный дивным видением во время преображения, он желал, чтобы это состояние продолжалось долго, – если можно, чтобы все они навсегда остались тут в палатках. Тем более ап. Петр думал так, что если они не пойдут отсюда (в Иерусалим), то и Христос не умрет, на Него не нападут и книжники. Причина же, почему Апостолы были в страхе в это время, следующая: тут они видели Иисуса Христа в особенном виде, чувствовали присутствие Бога в облаке, слышали Его голос и видели сошедших с неба Моисея и Илию. „И высота места, глубокое молчание, свет чрезвычайный и облако простертое, все это повергло их в сильный трепет, и они в ужасе пали и поклонились“, говорит Златоуст. О палатках для самого себя с прочими Апостолами Петр не говорит, думая, что им около Господа и пророков и без особых кущ будет хорошо. Мк.9:7 . И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный: Его слушайте. И бысть облак (явилось облако). Облако это было чудесное, оно служило знаком особенного присутствия Божия. Таковое облако являлось во Святом святых в еврейском храме ( 3Цар.8:10–11 ; Иез.1:4, 10:4 ). Облако осенило их, т. е. Самого Иисуса Христа и Моисея с Илией, но не Апостолов, потому что Апостолы слышали голос из облака. Голос из облака был такой же, какой был услышан с неба при крещении Христовом ( Мк.1:11 ), только с прибавлением слов: Того послушайте (Его слушайте), т. е. принимайте все, чему Он учит, что Он говорит. Слова Его слушайте указывают на пророчество Моисея о Спасителе: Пророка от братии твоея, якоже мене, восставит тебе Господь Бог твой. Того послушайте ( Втор.18:15 ), и на то, что это пророчество исполнилось именно на Иисусе Христе. Так Бог Отец два раза торжественно возвещал миру, что Иисус Христос есть Сын Его: в первый раз после крещения, когда Господь начинал открытое служение спасению рода человеческого, и во второй раз при преображении, вскоре после которого Он долженствовал пострадать и умереть за спасение мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

      Праздник Преображения празднуется и Восточной и Западной Церковью; они даже празднуют его в один и тот же день – 6 августа. Однако характер праздника различен. На Востоке преображение Христа на Фаворе празднуется с пятого столетия; на Западе же этот праздник стал общецерковным только в 1457 году. Он был провозглашен папой Каликстом Ш. Таким образом Западная Церковь начала его праздновать позднее Восточной на целое тысячелетие. Основа возникновения праздника на Востоке богословская: это размышления писателей и отцов греческой Церки о Боге как о Свете, Который сияет в глубинах бытия и поэтому человек может не только Его ощущать, но иногда даже ясно видеть. На Западе стимул к его празднованию носилобщественный характер, этому послужило поражение турков у Белграда в 1456 году. Что касается литургического ранга праздника Преображения, то он принадлежит к числу двунадесятых, наиболее значительных праздников Православной Церкви, таких как Рождество Христово, Крещение Господне, Пасха, Пятидесятница, Воздвижение Креста и других, которые особенно почитаются на Востоке. На Западе же этот праздник считается второстепенным, таким же как Новый Год, праздники апостолов и евангелистов.       Раннее установление праздника, глубокое его обоснование и высокий литургический ранг свидетельствуют о том, что праздник Преображения в Восточной Церкви особенно почитается и высоко оценивается. В чем же кроется особенное значение этого праздника? 1. ПРЕОБРАЖЕНИЕ  КАК  НОВОЕ  НАЧАЛО      Содержание праздника Преображения составляет одно из событий земной жизни Христа, о котором нам рассказывают Евангелия. Однажды Иисус, «взяв Петра, Иоанна и Иакова взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9, 28-29); такой белой, «как снег, как на земле белильщик не может выбелить» (Мк. 9, 3). Вскоре «явился им Илия с Моисеем» (Мк. 9, 4); которые, «явившись во славе» (Лк. 9, 31), «беседовали с Иисусом» (Мк. 9, 4), «они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9, 31). Когда Петр, восхищенный увиденным, заметил, что Моисей с Илией «отходили» от Иисуса (ср. Лк. 9, 33), он сказал Ему: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк. 9, 33). «Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их» (Лк. 9, 34); «облако светлое осенило их» (Мф. 17, 5) так, что они «устрашились» (Лк. 9, 34) и «пали на лица свои» (Мф. 17, 6). «И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте» (Лк. 9, 35). Ученики посмотрели вокруг, однако «никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» (Мк. 9, 8). «Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь» (Мф. 17, 7). «Когда же сходили они с горы, Он не велел никому рассказывать о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9, 9). «И они умолчали» (Лк. 9, 36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Мк.3:1–5 «И пришел опять в синагогу», т. е. в Капернаум же.– «Там был» и и пр.: об исцелении сухорукого см. Мф.12:9–14 и прим. к этим стихам. – Ев. Марк рассказывает это событие несколько отлично от ев. Матфея, частью опуская то, что есть у него, частью восполняя новыми подробностями, так что только из сопоставления обоих выходит полный рассказ об этом событии в таком виде: фарисеи наблюдали за Иисусом Христом, не исцелит ли Он сухорукого в субботу (Марк), чтобы обвинить Его, и спросили Его, Можно ли лечить в субботу (Мк. и Мф.). Господь велел стать сухорукому посреди синагоги, и сказал: спрошу и Я вас, что должно делать в субботу, – доброе или злое? Они молчали (Мк.), Он же продолжал: кто из вас, имея одну овцу и пр. (Мф.). И, посмотрев на них с гневом (Мк.), повелел сухорукому протянуть руку, и она исцелела (Мк. и Мф.). – «Что должно делать в субботу» и пр.? Кажется, у иудеев было мнение (может быть, вроде присловия),что кто не делает добра ближнему при представившейся возможности или случае, то делает зло ему; кто не спасает жизни ближнего, тот губит его. В самом деле, если человек имеет случай и возможность спасти жизнь ближнего своего и не делает этого, он повинен в смерти его; если человек имеет возможность и случай сделать ближнему какое-либо добро и не делает его, он делает злое. Исходя из этого общего нравственного начала Господь и спрашивает фарисеев, должно ли в субботу облегчить страдания этого несчастного, или же должно оставить его страдать. Фарисеи, конечно, не могли не сознавать, что надобно сделать добро, облегчить страдания, но по извращенным понятиям о субботнем покое могли думать, что это лучше сделать не в субботу ( Лк.13:14 ). – Впрочем они молчали. Но Господь, « видя помышления их» ( Лк.6:8 ), указал им ясно их собственными действиями, что доброго дела не следует откладывать до другого времени из-за субботы, из-за опасения нарушить субботний покой. Он указал им, что по сказанию ев. Матфея, что сами они в субботы оказывают благодеяния, например своим домашним животным; как же не оказать благодеяния человеку, который несравненно ценнее, чем домашнее животное ( Мф.12:11–12 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.14:2 .  и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им. (Ср. Мк.6:14–16 ; Лк.9:7–9 ). У Марка ( Мк.6:14 сл.) царь Ирод услышал о том, о чем сказано было евангелистом в предшествующих стихах, т.е. о проповеди учеников, посланных на проповедь, изгнании ими бесов и других исцелениях ( Мк.6:12–13 ), а не «об Иисусе», как значится (подчеркнутое) в русском переводе. Лука ( Лк.9:7 ) говорит об этом еще яснее: «услышал Ирод четвертовластник обо всем происходящем» (в Синодальном переводе: «о всем, что делал Иисус» – π´ ατο неподлинно) с указанием на те же обстоятельства, на какие указано и у Марка. Впрочем, Марк прибавляет: «ибо имя Его, т.е. Христа, стало гласно» (в Синодальном переводе этот текст поставлен в скобках). То, о чем подробнее рассказывается у других синоптиков, Матфей излагает в сокращенных предложениях 1-го и 2-го стихов. У него Ирод говорит своим «отрокам» (т.е. рабам, или «служащим при нем», как в русском переводе). Мф.14:3 .  Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, (Ср. Мк.6:17 ; Лк.3:19–20 ). Этот стих есть возвращение назад к тому, о чем рассказал раньше евангелист Лука ( Лк.3:19–20 ). По времени так и должно быть, потому что Иоанн находился в темнице уже сравнительно продолжительное время, и евангелист желает теперь рассказать собственно о смерти Крестителя, приурочивая к своему рассказу и объяснения, взятые из ранней истории Крестителя. Самый краткий рассказ здесь у Матфея. Объяснение, столь же краткое, что брак Ирода был прелюбодейный, дается в следующем стихе. Марк ( Мк.6:17 ) добавляет: «потому что женился на ней»; а Лука ( Лк.3:19 ) – что Креститель обличал Ирода не только за то, что он женился на Иродиаде, но «и за все, что сделал Ирод худого». Иосиф Флавий указывает («Иудейские древности», XVIII, 5, 2) на опасение со стороны Ирода политических смут как на причину заключения Иоанна. В том, что к политическим опасностям примешивалось, как сообщают Евангелия, и недовольство Ирода и Иродиады по поводу обличений Иоанном их незаконного брака, нет ничего удивительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010