«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Рукописи не горят? (Анализ романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита») Разбор романа с точки зрения христианства — ведь это роман, претендующий на рассказ о том, как происходили «на самом деле» евангельские события. Состоит из 2-х частей. 1 часть посвящена образу Иешуа, и автор проводит параллели между ним и Иисусом. 2 часть посвящена образу Воланда и, соответственно, проводятся параллели с Сатаной. Отдельное внимание уделено «великому балу» Воланда. Настоящая статья представляет собой главу из книги «Вера в горниле сомнений» — сокращенный (1-томный) вариант основного труда «Православие и русская литература». Анализ романа М.Булгакова " Мастер и Маргарита " Михаил Михайлович Дунаев М.М.Дунаев Анализ романа М.Булгакова " Мастер и Маргарита "   I. " Как Отец знает Меня, так и я знаю Отца " (Ин. 10,15), – свидетельствовал Спаситель перед Своими учениками. " ...Я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец... " , – утверждает бродячий философ Иешуа Га-Ноцри на допросе у пятого прокуратора Иудеи всадника Понтийского Пилата Уже первые критики, откликнувшиеся на журнальную публикацию романа Булгакова " Мастер и Маргарита " , заметили, не могли не заметить реплику Иешуа по поводу записей его ученика Левия Матвея: " Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной./.../Ходит, ходит один с козлиным пергаментом и непрерывно пишет. Но я однажды заглянул в этот пергамент и ужаснулся. Решительно ничего из того, что там записано, я не говорил. Я его умолял: сожги ты Бога ради свой пергамент! Но он вырвал его у меня из рук и убежал " Устами своего героя автор отверг истинность Евангелия. И без реплики этой – различия между Писанием и романом столь значительны, что нам помимо воли нашей навязывается выбор, ибо нельзя совместить в сознании и душе оба текста. Должно признать, что наваждение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Thesaurus Syriacus. Oxf., 1901. T. 2. Col. 2422-2424; Brockelmann C. Lexicon Syriacum. Halle, 19282. P. 440-441); И. С. Ассемани фактически отказался от однозначного решения и предложил следующий вариант: «перевезли/перевели и издали» (tulerunt edideruntque - Assemani. BO. T. 3/1. P. 378; см. также: Ibid. T. 1. P. 350. Not. 2). Кроме того, в исследовательской лит-ре высказывались сомнения в исторической ценности самого повествования, а также в том, можно ли отождествлять упомянутого здесь Бар Сауму с митрополитом Нисибинским (подробнее см.: Gero. 1981. P. 29). Однако, несмотря на указанные неясности, нельзя отвергать вероятность того, что текст отразил роль Н. и митр. Нисибинского Бар Саумы в усвоении восточносир. традицией строгого дифизитства в форме учения Феодора Мопсуестийского. Той же линии следуют тексты, согласно к-рым Н. и Бар Саума посетили в Мопсуестии еп. Феодула, ученика и непосредственного преемника Феодора Мопсуестийского, и были благословлены им. Данная традиция отразилась в соч. «Причина основания школ» ( Barhadb. Halw. Caus. 1908. P. 380). Более поздний источник, «Хроника Сеерта», описывает событие несколько иначе: к Феодулу прибыли Н. и буд. католикос Востока Акакий I (см. Акакий Селевкийский ). Последнего епископ Мопсуестийский назвал «столпом Востока», Н. же получил именование «язык Востока» (Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 114). В списке восточносирийских католикосов (XI в.), который приводит Михаил Сириец († 1199), объединены обе традиции: Феодула посетили одновременно Н., Бар Саума и Акакий ( Mich. Syr. Chron. T. 4. P. 775). Феодул является исторической личностью: он жил в V в., был экзегетом, скончался в правление имп. Зинона (474-475, 476-491) (см.: Baumstark. Geschichte. S. 118; Pauly, Wissowa. R. 2. 1934. Bd. 5. Hbd. 10. Sp. 1967; Bardenhewer. Geschichte. 1962r. Bd. 4. S. 262). Геннадий Марсельский (2-я пол. V в.) и Авдишо бар Бриха († 1318), митр. Нисибинский, приводят названия его экзегетических сочинений ( Gennad. Massil. De script. eccl. 91; Ebediesus.

http://pravenc.ru/text/2564704.html

Тут явный анахронизм, анахронизм настолько бросающийся в глаза, что о простой ошибке здесь не может быть и речи. Серапион Антиохийский известен нам из Церковной Истории [Hist, eccl., 6:12] Евсевия, как православный писатель и строгий поборник четырёх канонических Евангелий, каким был и его современник св. Ириней. Серапион избран был Антиохийским епископом в 190-м году и управлял епархией около 21– го года. Если всё-таки Серапион рукоположил Палута, то ни Палут не мог быть обращён в Христианство одним из 72-х учеников, ни царь Абгар, в царствование которого он жил, не мог быть современником нашего Господа. Итак, в Учении Аддая мы сталкиваемся с двумя теориями появления Христианства в Эдессе. По одной теории, положенной в основу произведения, Христианство появилось в Эдессе в первом столетии нашей эры; по другой, высказанной в заключении повествования, третий представитель христианской общины в Эдессе не был рукоположен в епископы до 200 года по Р.Х., и само Христианство не могло достичь этой области значительно раньше половины Второго столетия. Повествование Учения Аддая фактически продолжено в двух документах, называемых Деяния Шарбела и Мученичество Бар-Самьи 569 . Бар-Самья упоминается в Учении Аддая 570 , и мы знаем, что он сделался епископом Эдессы после Абшеламы, преемника Палута 571 . Бар-Самья, христианский епископ, обратил Шарбела, главного жреца Бела и Нево. Шарбел и Бар-Самья были схвачены, и первый, после жестоких мучений, умерщвлён. Бар-Самья приготовился претерпеть такую же участь, когда пришёл эдикт о веротерпимости от Императора (sic), и Бар-Самью отпустили с миром. В Мученичестве Бар-Самьи мы снова находим рассказ о том, что Палут был посвящён Серапионом и, согласно с этим, узнаём что Бар-Самья жил в дни папы Фабиана I, замученного в 250 году по Р.Х. в гонение Декия 572 . Но в другом месте в этих же документах Император называется Траяном, а судья-гонитель, бывший, вероятно, верховным правителем Эдессы – Лизанием или Люзианом, хотя упоминается также и языческий царь Абгар 573 . Мнение, что это было при Траяне, Императоре-гонителе, в позднейшее время возобладало. Летописец Михаил Сириец, яковитский патриарх в Антиохии в 12-м веке, относит мученичество Шарбела и Бар-Самьи к его, именно, царствованию 574 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Согласно его предложению, шах Пероз, а потом и шах Балаш повелели изгнать монофизитов из пределов Ирана, за исключением Тагрита, к-рый стал их основным центром. Симеон и Михаил (Сириец) сообщают о зверских убийствах монофизитских клириков, к-рые якобы совершал Б. С., однако нет надежных оснований считать эти сведения достоверными. Цель Б. С. заключалась в освобождении Католикосата от давления светской власти с одной стороны и в сопротивлении распространению монофизитства - с другой. Изгнание монофизитов из Персии было результатом интриги марзпана Кардага Нахвергана, считавшего монофизитство разновидностью «ромейской веры». Именно в контексте борьбы с монофизитской экспансией надо рассматривать попытку Б. С. подчинить влиянию Церкви Востока арм. земли, находившиеся под персид. контролем. Как сообщает арм. историк Товма Арцруни, Б. С. отправился в Арзан и в Мокк, но под давлением кн. Мершапуха Арцруни вынужден был оттуда удалиться. Деятельность Б. С. вызвала сопротивление армян и в определенном смысле способствовала росту среди них антидифизитских настроений. На Валаршапатском Соборе 491 г. Б. С. вместе с «нечестивым Собором Халкидонским» и «скверными хужиками» (т. е. хузистанцами) был предан анафеме. На Соборе 486 г. под председательством католикоса Акакия, несмотря на отсутствие самого Б. С., к-рому пришел указ шаха не покидать Нисибин, состоялась фактическая победа его линии как в области канонического права, так и в богословии. В Церкви Востока были приняты нек-рые дифизитские формулы (две природы Христа, каждая со своими свойствами без смешения или сложения (Synodicon Orientale. P. 301-303). Какие-то антимонашеские настроения отразились в др. определении Собора, запрещающем монахам проникать в города, где уже есть женатое духовенство, под предлогом того, что «эти монахи проповедуют гнушение браком». Третьим определением было запрещено безбрачие клирикам и разрешена женитьба диаконов после рукоположения. Мирянам благословлялось вступать во второй брак. Решения этого Собора были окончательно подтверждены Собором 497 г., созванным католикосом Бабаем. Было окончательно утверждено главенство Селевкии-Ктесифона и решено предать забвению взаимные хулы Б. С. и Акакия.

http://pravenc.ru/text/77588.html

Болгары направились в пригородные местности, грабили, убивали и забирали все ценное, что попадало к ним в руки. Дерзость их простерлась до того, что их отряды появились под стенами столицы и подъезжали к Золотым воротам. Никакого сопротивления не было, по-видимому, оказано насильникам, которые с несметной добычей и множеством пленных вернулись в свои улусы. 805 Хотя Фракия имела свое войско и была организована, как фема, но это событие свидетельствует о полном расстройстве военных сил империи. На защиту Фракии против болгар было переправлено войско из фемы Опсикия, которое осталось здесь вместе со своим комитом и весной следующего года. Болгары не повторили набега, но присутствие в непосредственной близости к столице войск Опсикия имело роковые последствия для разыгравшихся тогда событий. Расстройство военных сил империи, обнаружившееся в беспомощности, проявленной в отношении болгар, сказывалось в еще большей степени в восточных областях, подвергавшихся непрерывным вторжениям арабов. Эмир Месопотамии Масальма продолжал теснить северные области Малой Азии и в 712 году овладел городом Амасией, центром провинции Понта (или Еленопонта) и разорил другие укрепленные пункты в стране. Одновременно с тем другой вождь, Аббас, сын Валида, действовал в южных областях Романии и овладел городом Мисфия в Писидии. 806 На следующий год Аббас прошел дальше к западу и овладел городом Антиохией в Писидии. 807 Под 712 годом Феофан сохранил загадочное известие о том, что Вардан изгнал армян из империи и принудил их поселиться в Мелитене и Четвертой Армении. 808 Какие были эти армяне и откуда выгнал их Вардан, остается неясным, а равно и то, как он мог заставить изгнанников поселиться в областях, находившихся под властью арабов. Михаил Сириец также сохранил известие об изгнании армян и поселении их в Мелитене и Четвертой Армении, но последнее является у него делом арабов, принявших к себе изгнанников, которые на новых местах жительства умножились, стали верными союзниками арабов и врагами империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

У «анатоликов», как теперь впервые в нашем предании названы полки южных областей Малой Азии, началось по этому поводу брожение, и к императору явились из Хрисополя (Скутари) депутаты от армии с требованием приобщить к участию в верховной власти отстраненных от нее братьев. Божественный элемент в понятии императорской власти, действовавший в течение веков до того времени, когда империя стала христианской державой, сохранял и позднее свое значение в обрядах, обычаях и самой форме обиходных выражений. Латинское слово sacer, применявшееся к особе императора и всему непосредственно от него исходившему и его касающемуся (sacra constitutio, sacra vesmís u moмy подобное), передавалось греческим словом ϑεος, божественный, божеский: ϑεα χερ, ϑεον κρτος. Это смешение божественного с человеческим нашло свое выражение в форме требования, как оно было предъявлено анатоликами молодому императору. Депутаты заявляли: «Мы веруем в Троицу, троих и увенчаем». Успокоив солдат при посредстве Феодора из Колонеи, Константин принужден был уступить и признал за братьями титул августов. Но затем, пригласив к себе представителей от анатоликов, повесил их в предместье Сиках, а братьям урезал носы. 643 Звание августов они носили и в последующие годы, и имена их, как соправителей, выставлялись на официальных актах, как то засвидетельствовано протоколами заседаний Вселенского собора 680–681 года. Но в самом конце 681 года Константин лишил своих искалеченных братьев их сана. 644 Михаил Сириец сохранил свидетельство, что это дело обсуждалось в заседании синклита, и лишь один из числа высших сановников, по имени Лев, протестовал, за что и подвергся жестокой каре: ему был урезан нос и он был отправлен в ссылку. 645 Положение восточных областей империи в ту пору, когда Константин находился на западе, было весьма тяжко. Муавия, упрочив свое положение в халифате, направил опять грабительские инстинкты арабов на империю. В хронике Феофана под 663 годом записано о      вторжении арабов в Малую Азию и уводе в плен множества людей; под 665 – о вторжении под начальством вождя Абдаррахмана, сына Халида, «меча Божия», причем арабы остались на зимовку в пределах империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

– Но если гермические книги, как и книги астрологические и орфические, имели к христианству не прямое отношение, – именно то, что для язычников они имели значение источников религиозного ведения и символических книг, то книги, составленные на основании этих источников, уже прямо выступают против христианства. Порфирий, (233–304), сириец по происхождению, ученик и друг 218 Плотина, соединяя с превосходным знанием еврейского языка и всей мудрости современной ему философии достаточное знакомство со священными книгами христиан и глубокую ненависть к их имени, едва ли не первый из неоплатоников открыто выступил против христиан и их веры и был одним из самых страшных врагов христианства. В своих антихристианских сочинениях он старается с одной стороны оживить, осмыслить и поддержать язычество, а с другой подорвать доверие к христианству на основании тех средств, какими располагала тогда философия и теология язычников. К первому роду сочинений относится его „демонология», а ко второму „философия оракулов» и „15 книг против христиан». В демонологии 219 , как неоплатоник, он выходит из того положения, что верховный Бог не может иметь непосредственных сношений с людьми и что ему не должно приносить никаких жертв, кроме чистых представлений о нем и того созерцания его существа, которому учил Плотин, и продолжает: как существо совершенно нематериальное, он оскорбляется не только курением и животными жертвами, но даже и слышимым произнесением его имени. Для посредства между Богом и людьми созданы первым два рода духов, которые обладают материальной, хотя и не вещественной, оболочкой, облекающей духовную их сущность, – добрые и злые демоны. Добрые демоны обитают в эфире или эмпиреях и управляют отдельными частями мира, землею и звездами; они производят также добрые расположения в душах людей и все благодетельные явления в природе. Началом их доброты служит то, что в них разум господствует над духовным телом; напротив злые демоны не обладают этим господством над своими телами, а находятся в подчинении им, от чего они расположены к гневу и всякого рода страстям и отличаются от добрых безобразностью и уродливостью тел.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Предисловие Наследие Феодора Абу-Курры несомненно заслуживает внимания как со стороны исследователей, так и широкого круга читателей святоотеческих творений. Очень мало фактов из жизни Феодора Абу-Курры доподлинно известны. Феодор родился где-то в середине VIII века в Эдессе, получил образование в Палестине, а затем, уже ближе к концу века занял епископскую кафедру города Харран (совр. Sanliurf на юго-востоке Турции). В бытность свою епископом Абу-Курра совершил несколько путешествий по территории халифата и за его границы, чтобы проповедовать христианское халкидонитское учение. Первая его поездка, из тех, о которых до нас дошли хоть какие-нибудь сведения, – это путешествие в Египет, где он в основном полемизировал с мусульманами о вопросах религии и произвел на них большое впечатление, как описывает это в своей хронике Михаил Сириец 1 . Другое путешествие Феодор Абу-Курра предпринял в Армению около 813 года по приглашению армянского ишхана (князя) Ашота Мсакера 2 и пробыл там, скорее всего, несколько лет. Причиной этого приглашения, возможно, послужило стремление Ашота сблизиться с Византийской империей, дабы с ее помощью противостоять халифату, причем препятствием для такого сближения было то, что армянские правители были монофизитами, а Византийские императоры – халкидонитами 3 . Предположительно, именно в стремлении преодолеть это препятствие Ашот и позвал Абу-Курру. Основным его оппонентом на диспутах, которые велись при армянском дворе, стал Нонн Нисибинский, тогда еще молодой дьякон. Реальным же противником, который почему-то не смог приехать в Армению, но послал обширное послание к армянам 4 , направленное против основных аргументов Абу-Курры в пользу халкидонского вероисповедания, был важнейший монофизитский богослов того времени, писавший на арабском языке – Хабиб Ибн-Хидма Абу-Раита. 5 По-видимому, Абу-Курра выдвинул сильные аргументы против Абу-Раиты, что заставило последнего написать еще одно послание к Ашоту. Чем закончился спор, мы точно не знаем, так как монофизитские и халкидонитские источники по-разному оценивают его результат.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Karskij...

106 Он позволял себе только писать двойными линиями начальную букву в первом слове молитвы. Побочных украшений весьма мало; именно: на л. 144 v нарисовано какое-то четвероногое жпвотное, в роде зебра; на л. 156 r – голова какой-то птицы; на л. 157 v – кисть руки; на л. 159 v – страус. Понятно, эти незатейливые рисунки сделаны на полях листов. 107 Начертанием некоторых скорописных букв заметно отличается М 1 от П 1 . Сравни фотографии. Напр., η и уголок для ει пишутся в М 1 всегда округло; ε часто пишется тахиграфически; ρ и ο соединяются внизу линиею; φ имеет небольшую округлость вверху (см. на фотографии: μν, τροφν, ξαποστελας, πρϑεδιν). 108 Собстввнно ъ 1877 года П 1 пользуется худой репутацией, как безграмотная, и копиист «сириец» считается невеждою в греческом языке. См. еп. Порфирия Первое путешествие в Афон. мон. И скиты в 1846 г. ч. II. отд. 1. Киев 1877. стр. 456 Мансветова Историко-библ. очерк стр. 3. 109 В таких вопросах, как этот, статистика есть незаменимое средство. Для примера можно указать на статистику в употреблении λλ и новозаветными кодексами у C. Tischend. (Prolegom. Ibid. p. 93–94). 113 Для этой же цели он иногда пользуется консонантом с. Напр., из форм ουτω и ουτως он непременно пишет последнюю. Вероятно отсюда объясняется происхождение конечного с в таком выражении: 1 κωσμιταις του κ ναως (л. 13 Г , 9). 114 См. к этому у С. Tischend. Proleg. ibid. p. 97. 73–78. Здесь Sinaiticus выделяется, как передовой, между всеми кодексами; немецкий ученый отчасти принял его орфографию в свое критическое издание новозаветного текста. Однако, прибавочный грамматаческий ν выдерживается П 1 последовательнее. 115 См. его Историко-библиографический очерк, стр. 3. О Сирийце, как писце, первым сказал сам еп. Порфирий. См. раньше прим. 25. 117 Записки Имп. Ак. Наук, т. 64. СПб. 1891. Приложение. Описание бумаг еп. Порфирия. Стр. 312. Эту расшифровку можно видеть в Библиотеке Имп. Акад. Наук. В волюме она занимает страницы 446–716. Кроме сырого греческого текста, с несколькими заметками по Бунзену, здесь нет ничего. Менологический и священный тексты отброшены; взамен недостающего начала литургии Василия Великого (которую рукопись начинается) сделана выдержка из неподходящего сюда текста Барбериновой рукописи. В волюме есть заметка самого ученого епископа (тогда еще архимандрита), что он, будучи в 1863 году в Александро-Невской Лавре (в С.-Петербурге), сделал свою расшифровку, и, именно, с тем, чтобы ее издать. Об этом он заявил после и печатно (См. Первое путешествие в Афон. Мон., там же, стр. 457). В настоящее время расшифровке епископа больше 40 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

Исследования. Tixeront J. Les Origines de L " Éguse D " Édesse et ia Legende D " Abgar. Paris, 1888; Duval R. Historie poetiques, reuqieuse et utter ire D " Édesse Jusqu " À la prem iere croisade. Paris, 1892; Avak Α., Vartan, Angiarakian. Notizie storiche sulla città e sede episcopale di Edessa. Roma (без даты); Baumstark. S. 99−100; Ortiz de Vrbina I. Le origini del cristianesimo in Edessa. Greg. 15 (1934). P. 82−91. 2. Анонимная (несторианская) хроника. Составлена неким несторианским монахом в Южной Месопотамии в 670−680 гг. Повествует о событиях от времени смерти Хормизда IV (590), вплоть до падения династии Сасанидов в Персии. Этот документ следует считать весьма важным свидетельством как по церковной истории, так и по светской истории персидских царей. Издания. Guidi I. Chronica Minora. P. 15−39; лат.перевод: Ibid. P. 13−32; нем. перевод: Nöldeke Th. Die von Guidi herausgegebene Syrische Chronik Übersetzt und kommentiekt. Sitzungsberichte der Wiener Akademie. Philologisch-Historische Classe. BD. 128. Wien, 1893. Исследование. Baumstark. S. 207. 3. Маронитская хроника. Содержится в рукописи Brit. Mus. Add. 17216 VIII−IX вв. Написана анонимным автором вскоре после 664 г. В тексте много лакун. Те же самые источники использует Михаил Сириец в своей «Хронике», а именно «Хронику» Евсевия, «Церковную историю», «Собрание еретических басен» Феодорита Кирского . Повествование начинается с Александра Великого. В хронике содержится фрагмент, чрезвычайно важный для истории маронитов: «В тот же месяц пришли епископы яковитов Феодор и Севохт в Дамаск и вели перед Муавией спор о вере с людьми паствы мар Марона». Издания. Chronica Minora. Ed. E. W. Brooks. CSCO. Vol. 3 (Ser. Syri 3). P. 43−74; лат. перевод: Chabot J. В. Op. Cit. P. 37−57; нем. перевод: Nöldeke Th. Zur Geschichte der Araber im L Jahrhundert der Higra aus Syrischen Quellen. ZDMG 29 (1875). S. 82−83. Исследование. Nau F. Opuscules Maronites. PAWS, 1899−1900. 4. Смешанная хроника, доведенная до 724 г. Также менее удачно названная «Книгой халифов», из-за списка халифов, содержащегося в ней. Сохранилась в рукописи Brit. Mus. Add 14643 VIII в. Насколько известно, эта хроника была составлена, между 724 и 743 гг., автором списка халифов, собравшим много более ранних трудов. В нее включены три хроники, завершающиеся 629, 636 и 641 гг. Эти хроники, в части хронологии и церковных событий, имевших место в Антиохии, зависят от более ранних источников. Кроме того, имеется некий географический обзор племен, который существовал по-латыни, и обнаруживает близость с таким же обзором в греческой «Пасхальной хронике». Наконец, присутствует генеалогия патриархов Ветхого Завета, взятая у Афраата, и список халифов.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/si...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010