Когда умер Михаил Клопский и кто предсказал церк. карьеру новгородскому архиеп. Ионе?//Славяноведение. 2005. 4. С. 43-49; он же. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневек. Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 178-209; Поляева Н. К. «Житие Михаила Клопского» - оригинальный памятник древнерус. лит-ры XVI в.//Традиции и новации в отеч. духовной культуре: Сб. мат-лов 3-й Южно-Уральской межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск, 2006. С. 88-93; Великий Новгород: История и культура IX-XVII вв.: Энцикл. словарь. СПб., 2007. С. 176-177; Ранчин А. М. Житие Михаила Клопского//Лит-ра Московской и домосковской Руси: Аналит. пособие/Отв. ред. А. С. Демин. М., 2007. С. 355-362; СККДР. 2012. Вып. 2. Ч. 3. С. 146-148; Жуков Д. А. К истории текста Рассказа о предсказании Ионе Новгородскому архиепископства//Словне=Slovene. 2017 (в печ.). А. А. Турилов Иконография Прп. Михаил Клопский в молении Св. Троице на фоне Клопского мон-ря. Икона. Ок. 1865 г. (Успенская ц. в дер. Курицко Новгородского р-на) Прп. Михаил Клопский в молении Св. Троице на фоне Клопского мон-ря. Икона. Ок. 1865 г. (Успенская ц. в дер. Курицко Новгородского р-на) Облик М., описанный в толковых иконописных подлинниках, где содержатся сведения о форме бороды и об особенностях облачения, создает наглядное представление о внешности святого в ряду вселенских и рус. святых. Как в рукописях лицевых иконописных подлинников, так и в гравюрах календарных святцев в разные хронологические периоды (XVII-XX вв.) М. изображался иногда знаково-графично, иногда с элементами натурализма. Он имеет удлиненную, чуть суженную книзу бороду, образцом для которой служил чаще всего тип бороды, характерный для свт. Василия Великого, сщмч. Власия Севастийского, прп. Варлаама Хутынского. Так, в подлиннике XVII в. сказано: «Брада надседа, доле Василия Кесарийского, на конце поуже, риза худа преподобническая» (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 64, под 11 янв). В подлиннике 30-х гг. XIX в. (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524) описание М. приведено дважды, причем в одном случае его облик уподоблен облику прп.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Преподобный Михаил Клопский, Христа ради юродивый (+ ок. 1456) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 11 янв. в день преставления, 16 июлявместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг., и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых Клопский монастырь находится в 3 верстах от Новгорода, на берегу реки Вережи. Во время утрени на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), в 1412 г., служащий иеромонах, окадив церковь, пошел окадить и свою келью, которая находилась рядом. Он оставил ее запертой. К его изумлению, она оказалась открытой и в ней сидел у стола неизвестный инок и при свете свечи переписывал Послания апостольские. После утрени настоятель со всей братией пошел в эту келью. На этот раз она оказалась запертой на ключ, но в окно увидели, что тот же незнакомец сидит и пишет. Игумен громко сотворил молитву. Незнакомец повторил ее, не трогаясь с места. Взломали дверь и вошли. Незнакомец только повторял те вопросы, которые задавали ему. Тогда настоятель приказал окадить его фимиамом. Он крестился, но от каждения уклонялся. Держал он себя с благоговением, но, видимо, юродствовал. Во время Божественной литургии он вошел в церковь, принял благословение отца игумена, прочитал Апостол и пел на клиросе. После трапезы игумен о. Феодосий (+ 1425), муж опытный в духовной жизни, сам водворил его в ту келью, в которой его нашли, и здесь он прожил всю свою остальную монастырскую жизнь в суровых подвигах и строгом послушании. Спал он на полу и лишь в воскресенье вкушал немного хлеба и воды, проводя остальные дни недели в строжайшем воздержании. Ни имени его, ни рода никто не знал. В 1419 г. приехал в монастырь на праздник Преображения Господня князь Константин Димитриевич, младший брат вел. князя московского Василия I,— перед тем он был в Новгороде наместником вел. князя, и его очень любили.

http://sedmitza.ru/lib/text/436784/

И. Толковый словарь живого великорус. языка. М., 1955. Т. 4. С. 631; Записи в древнерус. рукописях 13-15 вв.: (Из архива М. Г. Гальченко)//Palaeoslavica. 2003. Vol. 11. C. 9. 16). Считается, что преподобный и епископ оказались единомышленниками, сторонниками политики Московского вел. кн. Василия I Димитриевича . Прп. Михаил и игум. Феодосий стали инициаторами возведения 1-го монастырского каменного храма. Строительство субсидировал кн. Константин Димитриевич , брат вел. кн. Московского Василия I Димитриевича. Житие прп. Михаила повествует о 2 посещениях обители кн. Константином. При 1-м посещении К. м. (до 1419) князь узнал прп. Михаила: «А се Михайла, Максимов сын, роду княжеска» ( Дмитриев. 1958. С. 118). В 1419 г., при 2-м посещении, преподобный рекомендовал князю построить в память о своих родителях каменный храм (Там же. С. 121). Сведения Жития согласуются с сообщением летописи о прибытии в 1419 г. кн. Константина Димитриевича в Новгород «на пригороды» (НПЛ. С. 412). Клопский Михайловский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2012 г. Клопский Михайловский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2012 г. Повелением кн. Константина Димитриевича игумен пригласил в К. м. артель мастеров-строителей. В одном из вариантов 1-й редакции Жития названы 3 мастера - Алексей, Иван и Олисей, во 2-м варианте - также 3 - Иван, Клим и Алексей. Автор редакции 1537 г., используя сведения ранних списков, упоминает 4 мастеров - Климентия, Алексея, Ивана и Александра. По-видимому, это была артель новгородских строителей, известная игум. Феодосию. В качестве образца для монастырского Свято-Троицкого храма мастера предложили Никольскую ц. (1364) Лядского мон-ря. По условиям договора, заключенного между князем и мастерами, они должны были получить в задаток 30 р. Расчет (100 р.) предполагалось произвести после окончания работ. Было разрешено кормить мастеров в монастырской трапезной. Этим правом не могли пользоваться наемные подсобные работники. Помимо денежного жалованья мастерам была обещана «по однорядке» верхняя широкая одежда.

http://pravenc.ru/text/1841457.html

20. Чудо святаго о расслабленном (Л. 348 об.; М. является лежащему на одре больному, склоняется над его постелью и благословляет, вверху - исцеленный молится перед ракой М. в Клопском мон-ре). В монументальной живописи самый ранний образ М., представленного прямолично в рост, сохранился на юж. грани сев.-вост. столба в нижнем ярусе в алтаре Троицкого собора в Александровской слободе (сер.- 2-я пол. XVI в., под записью нач. XXI в.). Лик святого узкий, со впалыми щеками, нос прямой, длинный, брови дугообразные, узкая седая борода опускается чуть ниже середины груди (до поновления она разделялась на 2 пряди с острыми концами, после - концы завиты). Роспись Троицкого собора связана с заказом Иоанна IV Грозного, также как и роспись царского моленного места в Софийском соборе в Вел. Новгороде. Об особом почитании государем М. в сонме Новгородских святых, а также о выделении его обители в ряду других свидетельствует тот факт, что после разгрома Новгорода Иоанн Грозный лишил большинство новгородских мон-рей земельных владений, но только Клопский мон-рь получил от царя новые земли в Поозерье. Кроме того, по велению государя в 1569 г. в обители был возведен новый каменный Троицкий собор, где были положены мощи М., единственного среди местных святых «приходившегося «сродником» вел. князьям Московским; его культ подчеркивал достоинство великокняжеского рода, причастность этого рода к святости» ( Сорокатый В. М. Храмовое строительство и иконостасы Вел. Новгорода в сер.- 2-й пол. XVI в.//ДРИ: Русское искусство позднего средневековья, XVI в. 2003. С. 246). На сев. грани юго-вост. столба собора Рождества Пресв. Богородицы Саввина Сторожевского мон-ря находится поясное фронтальное изображение святого в овальном медальоне. Роспись была создана в 1649 г. (под записью) по указу царя Алексея Михайловича артелью иконописцев во главе со Степаном Рязанцем и Василием Ильиным. В правой руке преподобный держит свернутый свиток, кисть согнутой в локте левой опущена, надпись: «Св. Преп. Михаилъ Кло». Прп. Михаил Клопский в молении Св. Троице на фоне мон-ря. Роспись Троицкого собора Клопского мон-ря. 1-я четв. XVIII в. Прп. Михаил Клопский в молении Св. Троице на фоне мон-ря. Роспись Троицкого собора Клопского мон-ря. 1-я четв. XVIII в.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

Михаила Клопского, произведение, соединяющее в себе черты житий преподобного и юродивого), ни от времени, отделяющего кончину святого от создания жития. Так, использование фольклорных источников в Житиях свт. Иоанна Новгородского († 1186; Житие датируется XV в.) и прп. Антония Римлянина († 1147; Житие было написано не ранее 30-х гг. XVI в.) можно было бы объяснить большим временным интервалом между кончиной святых и началом их прославления и в силу этого утратой документальных источников, однако с момента кончины прп. Михаила Клопского (в кон. 50-х гг. XV в. или в 1471) до создания его Жития прошло менее полувека (Дмитриев датирует первоначальный текст Жития 1478-1479; ср.: Турилов А. А. К биографии и генеалогии Михаила Клопского//Средневековая Русь. М., 2006. Вып. 6. С. 178-209), а 1-я редакция представляет собой подборку устных рассказов о святом легендарного характера (подробнее см.: Дмитриев. 1973. С. 185-198). Большинством исследователей используется понятие «севернорусская агиография», под которым подразумеваются жития святых, подвизавшихся в разное время на территории Новгородской епархии: Жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (и др. соловецких подвижников), прп. Антония Сийского, преподобных Сергия и Германа Валаамских, прп. Александра Свирского, прп. Александра Ошевенского и др. Долгое время первым памятником тверской Ж. л. считалось Житие блгв. вел. кн. Михаила Ярославича Тверского (20-е гг. XIV в., согласно датировке Кучкина). В первоначальной редакции (Пространная нелетописная редакция) этот памятник называется «Убиение… князя Михаила Ярославича», что явно ориентирует текст на традицию мученичеств. Не случайно центральной в этом произведении является сцена гибели князя (ср. Житие блгв. кн. Михаила Черниговского). В 1972 г. Л. В. Тигановой было введено в научный оборот Житие Софии Ярославны Тверской (РГБ. Рогож. 658), датированное ею 2-й пол. XV в., но после обнаружения 2-го списка (РГБ. Чув. 14) Кучкин отнес его составление к 1305-1306 гг. В составе различных летописных сводов XV-XVI вв. сохранились Повести о тверском кн. Михаиле Александровиче, в т. ч. и тексты, охарактеризованные Я. С. Лурье как «торжественно-агиографические» (в составе Рогожского летописца и Симеоновской летописи - Лурье Я. С. Житие Михаила Александровича//СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 299), и названные Е. Л. Конявской Житием (в составе Никоновской летописи - Конявская. 2007. С. 153), однако Михаил Александрович Тверской не был официально канонизирован, а летописная традиция почитания не вылилась в агиографическую. Тема княжеской власти была продолжена и развита в «Слове похвальном благоверному и великому князю Борису Александровичу» инока Фомы, однако этот текст, датируемый сер. XV в., сохранился в единственном списке (Архив СПбИИ РАН. Колл. Н. П. Лихачева. 689, 2-я пол. XVI в.), почитания кн. Бориса Александровича не сложилось. Чрезвычайно популярным стало созданное в кон. XV в. (вероятно, после открытия мощей в 1483) Житие свт. Арсения, еп. Тверского.

http://pravenc.ru/text/182317.html

На юж. стене диаконника Троицкого собора Клопского мон-ря, там, где был придел во имя М., помещена композиция с изображением святого в молении на фоне своей обители. Датировка росписи 1-й четв. XVIII в. основана на сведениях из описи Клопского мон-ря 1727 г. (в описи 1695 упоминания нет): «А та соборная церковь и пределъ Михаила Клопскаго подписаны настенным письмом» (Опись имущества Клопского мон-ря 1727 г. 2013. С. 173). До настоящего времени роспись плохо сохранилась; нижняя часть фигуры М. утрачена. Он изображен в 3/4-ном повороте в молении Св. Троице в облаках над мон-рем. Постройки обители воспроизведены достаточно точно и подробно: Троицкий собор (приделы и пощипковое покрытие), за ним Никольская церковь с трапезной, деревянные кельи, амбары, башни и монастырская ограда. Иконы с изображением М. на фоне мон-ря могут восходить к этой росписи. В описи Клопского м-ря 1581/82 гг. в старой Троицкой ц. упоминается «надъ чюдотворцом рака резана, образ преподобнаго Михаила Клопскаго чюдотворца, золочена, да приволока на нёмъ камка узорчата на таусинной земле, шолк жолт, а опушка у приволоки камка зелена» (Опись имущества Троицкого Клопского м-ря 1581/82 г. 2013. С. 148). В описи Новгорода 1617 г. отмечена «рака древяна резная позолочена, покрыта покровом, а на раке вырезан образ Михаила Клопскаго чюдотворца, а мощи лежат под спудом » (Описи Новгорода 1617 г. 1984. С. 95). Единственная, сохранившаяся до наст. времени рельефная фигура М. датируется О. В. Клюкановой 1569 г. (ГРМ; см.: Русские мон-ри. 1997), в описи Клопского мон-ря 1695 г. она не упоминается. Рельеф представляет собой деревянную фигуру в подряснике, мантии, схиме с куколем, опущенным на плечи. Наиболее детально вырезаны лик и руки. У святого широкие скулы, большие миндалевидные глаза, широкий нос (частично утрачен), длинная борода. Мастерски вырезана правая рука: резчик пластично передает сложную форму кисти в жесте благословения, детально проработав каждую фалангу пальцев; левая рука, со свитком, показана обобщенно. Одежда проработана графично, отдельными линиями. Раскраска сохранилась фрагментарно.

http://pravenc.ru/text/2563470.html

египетский от срацын, 11 дек.     Мирон (каплющий благовонным миром, мажущийся миром, греч.), пресв., муч. кизический, 17 августа.     Мирон, еписк. критский, 8 авг.     Миропия (делающая благоухающия мази, греч.), муч. хиосская, 2 дек.     Мисаил (тоже, что и Михаил: кто, как Бог, евр.), .из трех отроков, 17 дек.     Митродора (дар матери, греч.), муч. вифинская, 10 сент.     Митрофан (явленный материю, греч.), первый патриарх цаадский, 4 июня.     Михаил (Мишаель, тоже что Мисаил, евр.), Архистратиг, 8 ноября и 6 сентября.     Михаил, преп. зовийский, 1 октября.     Михаил, еписк. синадский, исповедник, 23 мая.     Михаил черноризец, из обители св. Саввы, муч., 23 мая. Михаил преп., сингелл царегадской патриархии, 18 дек.     Михаил Малеин, 12 июля.     Михаил воин, болгарянин, 22 ноября.     Михаил, первый митрополит киевский, 30 сент.     Михаил, князь муромский, 21 мая.     Михаил Ярославич, князь тверской, 22 ноября.     Михаил черниговский, 20 сент. и 14 февр.     Михаил юродивый, преп. клопский, 11 янв.     Михей (кто подобен Богу, евр.), прор., из колена Ефремова, 5 янв.     Михей прор., из колена Иудова, 14 авг.     Миан (т. е. Аммиан — материн, кормилицын, греч.), из Кандавал, муч., 4 сент.     Модест (скромный, лат.), муч. луканийский, 15 июня.     Модест, архиепископ иерусалимский, 18 дек.     Моико, мученица, из 26 муч. готфских, 26 марта.     Моисей (от воды взятый, егип.), прор. и Боговидец, 4 сент.     Моисей Мурин, преп. египетский, 28 августа.     Моисей, пустынник сирийский, 23 февр.     Моисей преп. и другий, из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв.     Моисей Угрин, преп. печерский, 26 июля.     Мокий (осмеивающий, греч. или Муций, лат.), 11 мая.     Мокий и Марк, мучч., 3 июля.     Мокий чтец, муч. емисский. 29 янв.     Муза (богиня наук и искусств, их было 9, греч.), блаженная, отроковица римская, 16 мая.     Муко, диакон вавилонский, муч. кордувский, 30 июля.     Надежда, муч. римская при Адриане, с Верою и друг., 17 сент.     Назарий (посвященный Богу, евр.), и друт., муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Первым священником при Богословской кладбищенской церкви был Михаил Косьмин, сын священника Благовещенской Новоторжской церкви отца Косьмы Андреева; отец Михаил в 1791 году овдовел и в 1799 году умер; единственная его дочь Анна вышла замуж за священника Александра Смирнова, заменившаго отца Косьму Андреева при Благовещенской (Архангельской) церкви. Вторым священником был до 1815 года Георгий Никитин, считавшийся вместе и священником городской Мироносицкой церкви до ея упразднения (1814). В 1815 году, по смерти отца Георгия, Иоанно-Богословская церковь была причислена к Преображенскому собору; в ней служил соборный причт до 1826 года, а в этом году указом консистории 26 апреля 1826 года к кладбищенской Богословской церкви определен священник Иоанн Ант. Соловьев, но с тем, чтобы он считался священником церкви села Упирвич, так как с 1815 года при Богословской церкви был закрыт самостоятельный причт. Отец Иоанн Соловьев, в ознаменование своей 25-летней службы при Богословской церкви в 1848 году и в память своих умерших 3-х сыновей, пожертвовал 200 рублей и расположил граждан к пожертвованиям (более 2000 рублей) для возстановления самостоятельнаго прихода. В 1855 году Священным Синодом был снова открыт при Богословской церкви причт и эта церковь была отписана от Упирвичского храма. Заместителем священника Иоанна Соловьева был его зять Михаил Клопский; сам же отец Иоанн Соловьев перешел к кладбищенской церкви (Неопалимыя купины) в Тверь, где также исхлопотал открытие самостоятельного причта. Священник Соловьев умер 84-х лет 10 мая 1875 года. Священник Михаил Клопский умер 1 марта 1890 года, вышедши за штат в 1887 году; его приемником был сын его Михаил Клопский, студент семинарии. Умер в 1889 году 24-х лет. На его место назначен Иоанн Некрасов, студент семинарии, рукоположенный сначала 24 июля 1883 года в село Хлепень, Зубцовского уезда, а в 1889 году перемещенный к Новоторжской кладбищенской церкви. Богословская церковь была закрыта в 1940 г. В 1990 г. началось восстановление храма. В 1993 г. храм был освящён и вновь открыт для богослужений.

http://sobory.ru/article/?object=02442

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Поместных Православных Церквей МИХАИЛ Лисицын (19 октября 1862 – 26 февраля 1918), священник, священномученик (пам. 26 февраля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 15 сентября – день памятм новомучеников Кубанских) МИХАИЛ († 6.05.1402), еп. Смоленский (зима 1382/83 - весна 1396), свт. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых , в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) МИХАИЛ (между 1397 и 1400 (?) - 1471 (?)), прп. (пам. 11 янв.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Христа ради юродивый, Клопский МИХАИЛ Иванович Абрамов (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Петрович Адамонтов (Адамантов) (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Павлович Белороссов (1869-1920), прот., сщмч. (пам. 14 нояб., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Белюстин (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Александрович Березин (1889-1938), свящ., сщмч. (пам. 31 дек., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Иванович Блейве (1873-1919), прот., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых Эстонской земли и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Трофимович Богородицкий (1872-1937), прот., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Николаевич Богородский (1878-1937), прот., сщмч. (пам. 4 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Богословский (1883-1940), прот., сщмч. (пам. 15 марта; в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МИХАИЛ Константинович Борисов (1866-1942), прот., сщмч. (пам. 22 мая, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122324_85.html

Не игумен, а юродивый Клопский. О приходе его в Клопский монастырь, в 20 верстах от Новгорода, записано в летописи под 1408 годом: «прииде преп. Михаил, сродник великих князей Московских, с Москвы». (А.О. Бычков, Новгор. Летописи, стр. 252). Отличался прозорливостью и предсказал владыке Евфимию рождение великого князя Uoahha III и близкий конец Новгородской вольницы, а князю Дмитрию Шемяке несчастный исход затеянных им междоусобий. Ум. около 1456 года января 11. По исследованию В.О. Ключевского : «ни одна редакция жития Михаила не говорит, откуда он пришел на Клопско, и ничего не знает о прежней его жизни. Биограф архиепископа Ионы рассказывает, что прежде поселения в Клопской обители, Михаил явился в Новгород, пришедши туда из дальней земли и «иного отечества сый», при архиепископе Новгородском Иоанне, т.е. до 1415 г. Тогда, при первом появлении в Новгороде, Михаил предсказал архиепископство Ионе, бывшему еще мальчиком Ваней. Одна летопись сохранила известие, что это было в 1408 году. Неизвестно, долго ли жил Михаил в Новгороде. Когда он явился в Клопскую обитель, в монастырской церкви св. Троицы шла служба. По-видимому, это был тогда монастырь новый, недавно образовавшийся. По древней Новгородской летописи, деревянная церковь Троицы в монастыре построена в 1412 г. Несколько лет спустя когда была построена каменная церковь , Михаил жил уже в монастыре. Отсюда видно приблизительно время его прихода на Клопско; отсюда же обнаруживается другая неточность краткой редакции. По ее известию Михаил жил в монастыре 50 лет и 6 месяцев, следовательно скончался около 1462 года. Но биограф архиепископа Ионы, современник юродивого, знавший о последнем более всех редакций его жития, говорит, что он умер прежде смерти архиепископа Евфимия, т.е. до 1458 г. По этому более доверия внушает показание пространной редакции пророчеств, что блаженный жил в обители 44 года, следовательно умер около 1456 года» (Ключевский, 211, 212). Мощи почивают под спудом, в соборном храме Клопской обители. Память празднуется в день кончины, по определению Собора 1547 года. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием надсед, брада аки Варлаама Хутынскаго, лицем блад и худощав, ризы чернеческия» (Филимонов, стр. 247). 129. Преподобный Арсений игумен Коневский, преставися в лето 6900 месяца сентября в 9 день

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010