Установленное Иосифом поминовение было тем более своевременно, что многие приснопамятные деятели воссоединения к тому времени уже отошли в вечность. В том же году скончался старейший представитель воссоединившегося из унии духовенства, член консистории, протопресвитер Антоний Тупальский, на 79-м году жизни. Архиепископ Иосиф, всегда любивший и доверявший вполне Тупальскому, выразил к памяти этого заслуженного старца внимание в трогательной почести – в своей домашней Тринопольской церкви он приказал художнику сохранить черты покойного протопресвитера в лице ветхозаветного первосвященника Аарона, изображенного на северных вратах. 225 Преосвященный Антоний Зубко, епископ Минский, вышел на покой по болезни, а на его место назначен, по указанию Иосифа, его ближайший сотрудник Михаил Голубович, епископ Брестский. К концу года Иосиф лишился весьма деятельного своего сотрудника, Платона, епископа Ковенского, назначенного епархиальным архиереем в Ригу, на место знаменитого борца за православие в Остзейском крае, епископа Филарета Гумилевского . На место Михаила высокопреосвященный Иосиф избрал себе в викарные настоятели Гродненского монастыря, архимандрита Игнатия (Железовского), бывшего некогда инспектором Жировицкой греко-униатской семинарии и весьма уважаемого за благочестие и кротость нрава. На место Платона избран был Иосифом в викарные епископы ректор Литовской духовной семинарии, архимандрит Евсевий. Ректором семинарии был назначен (1849 год), по представлению Иосифа, ректор Полоцкой семинарии, архимандрит Филарет (Малишевский), племянник архиепископа Василия Полоцкого. Сначала (20 мая 1848 года) Игнатий, а потом и Евсевий (1 января 1849 года) были посвящены в сан епископов высокопреосвященным Иосифом в Виленском Свято-Троицком монастыре. 2 июня Иосиф переселился в Тринополь. 23 июля, по случаю усилившейся в Вильне холеры, посетившей в том году многие местности России, архипастырь опять возвратился в город, чтобы своим личным присутствием и общими молениями поддержать бодрость духа среди пораженной бедствием, юной православной паствы. Еще ранее появления холеры архиепископ Иосиф дал предложение Литовской семинарии и духовным училищам сократить уроки на полчаса, не готовить неудобоваримых кушаний, совсем не производить обыкновенно утомительных экзаменов и отпустить учеников ранее срока на каникулы. Всему своему духовенству и всей своей пастве Иосиф внушал, чтобы они благовремению очистили свою совесть исповедью и причастием и бесстрашно ожидали предстоящего бедствия. К счастью, в Вильне, насчитывавшей тогда более 500 человек, принадлежавших к составу православного духовного ведомства, никто не умер от холеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Минская Учреждена 13 апреля 1793 года Минская, Изяславская и Брацлавская Кафедра в городе Слуцке Виктор (Садковский) 70 епископ, бывший еп. Переяславский, с 13.04.1793 по 12.04.1795 переименован архиеп. Минский и Волынский викарий Киевской епархии Минская и Волынская С апреля 1795 года Кафедра в Минске Виктор (Садковский) архиепископ, бывший еп. Минский, Изяславский и Брацлавский с 12.04.1795 по 13.05.1796 архиеп. Черниговский и Нежинский Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Феодосийский, викарий Екатеринославской епархии с 13.05.1796 по 16.10.1799 переименован архиеп. Минский и Литовский Минская и Литовская С 16 октября 1799 года Иов (Потемкин) архиепископ, бывший еп. Минский и Волынский с 16.10.1799 по 7.02.1812 архиеп. Екатеринославский, Херсонский и Таврический Серафим (Глаголевский) архиепископ, бывший еп. Смоленский и Дорогобужский с 7.02.1812 по 30.08.1814 архиеп. Тверской и Кашинский Анатолий (Максимович) архиепископ, бывший еп. Переяславский и Полтавский с 7.02.1816 по 10.02.1832 архиеп. Симбирский и Сызранский Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 17.02.1832 по 30.04.1833 переименован еп. Минский и Гродненский Минская и Гродненская С 30 апреля 1833 года Евгений (Бажанов) епископ, бывший еп. Минский и Литовский с 30.04.1833 по 1.09.1834 архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии Никанор (Клементьевский) епископ, бывший еп. Калужский и Боровский с 5.09.1834 архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиеп. Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Антоний (Зубко) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 5.04.1841 по 1.03.1848 на покое; † 15.02.1884 Михаил (Голубович) епископ, бывший еп. Брестский, викарий Литовской епархии с 1.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; † 6.03.1881 Александр (Добрынин) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиеп. Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов) епископ, бывший еп. Ковенский, викарий Литовской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

архиепископ с 21.04.1835 по 28.01.1840 архиепископ Волынский и Житомирский Минская и Бобруйская С 4 февраля 1840 года Имена Сведения Антоний (Зубко), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 28.01.1840 архиепископ с 05.04.1841 по 01.03.1848 на покое; 15.02.1884 Михаил (Голубович), епископ бывший епископ Брестский, викарий Литовской епархии с 01.03.1848 архиепископ с 19.04.1853 по 23.01.1868 на покое; 06.03.1881 Александр (Добрынин), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 14.08.1868 архиепископ с 27.03.1877 по 25.04.1877 архиепископ Донской и Новочеркасский Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Ковенский, викарий Литовской епархии с 16.05.1877 по 06.04.1878 переименован епископ Минский и Туровский; 22.03.1897 Минская и Туровская С 6 апреля 1878 года Имена Сведения Евгений (Шершилов), епископ бывший епископ Минский и Бобруйский с 06.04.1878 по 26.07.1880 епископ Астраханский и Енотаевский; 22.03.1897 Варлаам (Чернявский), епископ бывший епископ Выборгский викарий Санкт-Петербургской епархии с 26.07.1880 21.05.1889 Симеон (Линьков), епископ бывший епископ Орловский и Севский с 03.06.1889 31.08.1899 Викарии Минской епархии Житомирский епископ Викариатство учреждено в 1795 году Кафедра в Остроге Имена Сведения Варлаам (Шишацкий), епископ рукоположен с 03.06.1795 по 16.10.1799 епископ Волынский и Житомирский Могилёвская Учреждена в 1633 году. Кафедра в Могилёве Мстиславская, Оршанская и Могилёвская Имена Сведения Иосиф (Бобрикович-Анхожский), епископ рукоположен в конце 1633 09.04.1635 рукоположен с 1635 по 25.02.1647 митрополит Киевский и Галицкий Игнатий (Оксенович-Старушич), епископ рукоположен с 12.07.1650 Иосиф (Кононович-Горбацкий), епископ рукоположен с 02.05.1650 25.02.1653 С сентября 1654 года кафедра перешла под управление Московского патриарха, однако епископ не был поставлен. Заведовал Могилёвской епархией сам патриарх Никон . С сентября 1655 года патриарх Никон поставил наместником Филофея, наместника Иверского Святоезерского монастыря (на Валдайском озере) и его брата Серапиона.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XL. Епархия Литовская Литовская (Литовская и Виленская) епархия, второклассная (в порядке четырнадцатая) учреждена в 1840 г. 328 1. Иосиф Семашко , бывший еписк. униатский, с 25 мар, 1839 архиепископ православный; 30 мар. 1852 пожалован в митрополита; † 23 нояб. 1868. 2. Макарий Булгаков , архиепископ, 10 дек. 1868 перев. из Харькова. Викарии Литовской Епархии I. «Епископы Брестские» 1. Антоний Зубко , бывший епископ Брестский униатский, приобщён 6 мар. 1839; 28 янв. 1840 перев. в Минск. Михаил Голубович , с 28 янв. 1840, из викариев Пинских; 1 мар. 1848 перемещён на Минскую епархию. Игнатий Железовский 20 мая 1848 хирот. из архим. Гродненского Борисоглебского монастыря; 27 июня 1870 уволен, за болезнью, туда-ж; † 31 мар. 1872. 4. Евгений Шерешилов хирот. из ректоров Литовской семинарии 9 авг. 1870; 10 февр. 1875 перев. в епископы Ковенские. 5. Владимир , ректор Самарской семинарии, хирот. 1875 … II. «Епископы Ковенские» 1. Платон Городецкий 8 сент. 1843 хирот. из архим. Виленского Свято-Духова монастыря; 6 нояб. 1848 перев. в Псковские викарии. 2. Евсевий Ильинский 1 янв. 1849 хирот. из архим. Виленского Свято-Духова монастыря; 29 мар. 1851 перемещён на Каменец-Подольскую епархию. 3. Филарет Малышевский , ректор Литовской семинарии, 28 мая 1851 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 13 сент. 1860 перемещён на Уфимскую епархию. 4. Александр Добрынин 21 нояб. 1860 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 14 авг. 1868 перев. на Минскую епархию. 5. Иосиф Дроздов 11 сент. 1868 хирот. из архим. Виленского Троицкого монастыря; 7 дек. 1874 перев. в Смоленск. 6. Евгений Шерешилов перемещён с епархии Брестской 10 февр. 1875. 328 Эта епархия и 8 следующих, по Туркестанскую включительно, в рукописи П. М. Строева помещены под особой рубрикой: «прибавление». Читать далее Источник: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви/Составил из достоверных источников Павел Строев… СПб., 1877. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Построенная здесь в 1869 году деревянная приходская церковь сгорела 2 февр. 1876 года. Она была построена по воле Вел. Княгини Елены Павловны усердием потомственного почетного гражданина города Кронштадта Платона Власьева Байкова. Нынешняя деревянная церковь заложена 13 мая 1876 года, на том же фундаменте, и освящена 13 марта 1877 года. Она построена по плану и фасаду прежней церкви, усердием помянутого выше Байкова и других благотворителей, напр. петербургского купца Кузьмы Ив. Волкова, Григория Ефимовича Громова, Григория Петровича Елисеева и петергофского купца Андрея Петрова. За постройкой наблюдали: епархиальный архитектор Григорий Иванович Карпов и Алексей Яковлевич Силин. Постройка стоила 25 т. р. с. Церковь освящали: ораниенбаумский протоиерей Гавриил Маркович Любимов, благочинный Владимир Беляев и местный священник Василий Пеньковский. Главный престол посвящен св. Николаю Чудотворцу; правый придел еще не окончен; по левую сторону – помещение для ризницы. Антиминс главного престола освящен преосв. Гермогеном и подписан митр. Исидором. Длина храма 12 саж. и ширина 7 саж.; высота колокольни с крестом 11 саж. В храме достопримечательны две иконы: Николая Чудотворца и Тихвинской Бож. Матери. Они стоят 3 т. р. с. Из колоколов самый большой в 20 пуд. Богослужебные книги пожертвованы киевским митрополитом Арсением. По штату 1869 года причт состоит из священника и псаломщика. Но, по ходатайству приходского попечительства, при церкви есть сверхштатный псаломщик Василий Александрович Устрицкий, окончивший курс в Новгородской духовн. семинарии, определенный сюда в 1881 г. Он получает квартиру и 300 р. жалованья от попечительства, но не пользуется доходами причта. Священником состоит Василий Петров Пень- ковкий, сын дьячка Старорусского уезда, села Пенькова, окончивший в 1857 г. курс в Новгородской духовн. семинарии и бывший сперва сельским учителем в деревне Пениках, здешнего прихода. Штатный псаломщик Михаил Алексеев Голубов, сын диакона села Мельниц (Гдов. у.), вышедший из 1-го класса Спб. дух. семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В честь иконы, доведшей Арсения с Афона до Коневца, – «Богоматери Коневския» – и сооружен скит на Валааме. …Михаил Алексеевич запирает лодку на ключ, мы входим в лес. Уже около трех, по-прежнему полутемно, а здесь, средь черных елей, вовсе тьма. По земле все засыпано сухою хвоей, меж стволов с корявыми корнями тропка – совершеннейшая сказка. Не хватает папоротника да избушки. Но у озерца, внутреннего, узкого, становится немножко посветлей. Мы идем берегом. Березы кое-где белеют. Листики на воде недвижны, а вода темно-стальная, из нее опять лес смотрит, перевернутый. Идти недалеко, до моста на ту сторону. Вступаем на него. Справа опять озерцо, пошире, попросторней. Перед нами, на подъеме, в сереющем сумраке, едва тронутом прозеленью, небольшая лесная церковь. Направо домик отца Николая. Это и есть Коневский скит. Отец Феодор, высокий, крепкий старик за семьдесят, уже здесь, раньше нас доплыл со своего островка. Худенький, тихий отец Николай, небыстрый, легкий в движениях, добрый дух местности этой, зажигает в церкви у икон свечи, налаживает кадило… ему тоже за семьдесят. Начинается исповедь. Отец Николай выходит, в церкви один отец Феодор. А мы – кто на скамеечке пред озером, кто на церковном крыльце, кто взад-вперед ходит по дорожке, дожидаясь очереди. По одному подходим к аналою отца Феодора. Забудем ли когда это утро, сумрак, росу, стекло озера с отраженьем Юпитера, пустоту слабо освещенной церкви, Евангелие, епитрахиль отца Феодора, душную теплоту под нею и сверху мощный, как благословенный гром, разрешительный возглас – электрически сотрясающий. Потом началась литургия. Много веков назад, в церковке еще попроще, в ризах много скуднейших, но в чем-то и сходственно, служили литургию на Маковице, близ Радонежа. К той, как и к этой, могли бы, кроме людей, выходить из лесов смиренные звери, ждать у церкви. Служения этого тоже не забудешь: маленькая, с голубоватым иконостасом в белой с позолотой резьбе церковь, в полумраке, с несколькими свечами у образов, отец Феодор с доброю силой новозаветного Саваофа во всем существе. Тонкий и тихий, старенький ангел Николай на клиросе, небольшим, но верным голосом исполняющий песнопения…

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

Диаконы: Николай Павлович Богданов – окончивший курс в Олонецкой дух. семинарии, из псаломщиков училища Правоведения, поступил сюда на место отца в 1877 г.; Николай Андреевич Ставровский – из окончивших курс Спб. дух. семинарии, служил здесь сперва псаломщиком; диаконом сделан в 1873 г. Псаломщики: Иван Яковлевич Преображенский – служит здесь с 1853 г.; Александр Голубов – с 1854 г.; Михаил Ив. Семенов – с 1857 г.; Василий Ег. Преображенский – с 1872 г.; Петр Ив. Краснопевцев – с 1878 г. Управление кладбищем и состав служащих на нем Кладбищем управляют настоятель и церковный староста, при участии всего причта. Настоятель распоряжается церковными службами, принимает заказы их, распределяет их членам причта и наблюдает за церковно-кладбищенским хозяйством. Староста заведует содержанием кладбища, церквей и домов и наблюдает за правильным употреблением церковно-кладбищенских доходов. Причт – постоянный ответственный сотрудник настоятеля и старосты по управлению кладбищем. За отсутствием настоятеля его заменяет очередной священник. По важным хозяйственным делам настоятель и староста совещаются с причтом. Органами наблюдения за порядком служат: конторщик, смотритель и свечник. Конторщик или приказчик принимает заказы могил и погребений, заказы на окладку могил, выдает заказчикам билет, который они предъявляют смотрителю кладбища; принимает свидетельства о погребаемых, отсылая их потом в стат. комитет, ведет домовую книгу, выдает служащим жалованье, а вдовам и сиротам духовного звания – пособие. Он имеет квартиру при конторе и получает жалованья 35 р. в месяц. Смотритель кладбища отводит места для погребений, распоряжается приготовлением могил, обкладкою их кирпичем и дерном, охраняет кладбище от похитителей, наблюдает за чистотою кладбища и за исправностью могильщиков. Он получает квартиру и 20 р. с. в месяц. Свечник продает свечи, производит кружечный и кошельковый сбор, наблюдает за освещением и отоплением церквей, за чистотою в них. Во время, свободное от службы, исполняет поручения старосты по покупке потребных для церкви материалов и по ремонтным работам в церкви и в церковных домах. Он получает квартиру и 20 р. с. в месяц жалованья.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В 1865 году епископ Минский Михаил (Голубович) впервые созвал собрание благочинных своей епархии. Его примеру последовали правящие архиереи других епархий. В повестку дня таких собраний ставились, помимо церковно-административных вопросов, также учебные дела, в частности, выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 1880-е годы, при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве , такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались уже обсуждением административных дел. Для надзора за монастырями архиерей из числа монастырских настоятелей назначал одного, двух или более монастырских благочинных. Надзор за женскими монастырями поручался благочинному мужских монастырей, а в отдельных случаях – смотрительницам благочиния из числа игумений. 40.3. Епархиальное управление по определениям Поместного Собора 1917 – 1918 годов. Собор 1917 – 1918 годов, на котором обсуждались важнейшие церковные дела, рассмотрел и вопрос о епархиальном управлении. Доклад на эту тему от имени епархиального управления сделал профессор А. И. Покровский . Проект организации епархиального управления, предложенный данным отделом, явился, по словам докладчика, «посильной попыткой возвратить Церковь к идеалу епископально-общинного управления, к тому порядку, который для Церкви является идеалом на все времена» 351 . Серьёзные споры разгорелись вокруг положения проекта о том, что епископ управляет епархией при соборном содействии клира и мирян. Предлагались различные поправки: целью одних было резче подчеркнуть богоучреждённую власть преемников апостолов (архиепископ Тамбовский священномученик Кирилл предлагал включить в «Определение о епархиальном управлении» слова о единоличном управлении епископа, осуществляемом лишь «при помощи епархиальных органов управления и суда» 352 , а архиепископ Тверской священномученик Серафим (Чичагов) говорил даже о недопустимости привлечения мирян к управлению епархией), другие поправки преследовали противоположные цели – наделить клир и мирян более широкими правами в решении епархиальных дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

По рекомендации И. были хиротонисаны 2 епископа из бывш. униатов: в 1839 г.- о. Михаил (Голубович) , а в 1848 г.- о. Игнатий (Железовский) . В 1845 г. И. перевел епархиальное управление и семинарию из Жировиц в Вильну - в центр полонизма и латинства в крае. 3 авг. 1847 г. между Римско-католической Церковью и Правительством Российской империи был заключен конкордат, который ободрил католич. общество. Т. о. после 1847 г. деятельность И., несмотря на знаки благоволения от властей (с 1847 член Синода), сводилась к охранению своей паствы от нападок «римлян», действовавших в обход существовавших законов. Архиерей подвергался клевете и запугиванию. В сент. 1840 г., желая воспрепятствовать освящению собора свт. Николая Чудотворца в Вильне, переоборудованного из костела св. Казимира (1596-1604; в 1834-1837 реконструирован), поляки распространили слух, что храм подготовлен к взрыву. Однако И. не побоялся войти в собор и возглавить богослужение. 25 июня 1843 г., во время богослужения в ковенском Александро-Невском соборе, из толпы поляков, присутствовавших в храме, в И. была пущена стрела, упавшая к его ногам. 10 сент. 1845 г. И. получил сообщение от столоначальника Виленского уездного суда И. Пейкерта о планирующемся на него покушении. Во всех случаях И. просил власти не предавать фактам угроз огласку и не рассматривать их, т. к. полагал, что это помешает возрождению Православия в крае. В 1845 г. группа польск. помещиков сфабриковала дело некой М. Мечиславской, выдававшей себя за настоятельницу униат. жен. мон-ря. Мечиславская пыталась доказать, что она «много пострадала» от И. за веру. Вскоре Мечиславская была нелегально переправлена в Рим, где получила покровительство папы и привлекла к себе внимание европ. прессы. Это дело, невзирая на явную ложь, не только усилило негативное отношение к И. в России, но и подорвало его репутацию в Европе. И. не получал поддержки со стороны виленских генерал-губернаторов Ф. Я. Мирковича, И. Г. Бибикова, В. И. Назимова. Нападкам с разных сторон И. противопоставил строгую последовательность своих действий. Он не оставлял без внимания ни одного случая проявления враждебности к воссоединенным и неуклонно добивался восстановления законного порядка. Для этого он обращался в правительственные инстанции и в католич. Высшее церковное управление в России. Благодаря твердому руководству И. католическая миссия среди бывших униатов в нач. 50-х гг. XIX в. не принесла успехов.

http://pravenc.ru/text/578547.html

С конца 1860-х гг. в жизнь Церкви вошло такое явление, как регулярно проводившиеся епархиальные депутатские съезды, на которые собирались представители духовенства. На съездах обсуждалась, главным образом, постановка дел в семинариях, духовных и женских епархиальных училищах. Особое внимание съезды уделяли контролю над расходом средств, отпускавшихся на учебные заведения. Перед епархиальными съездами отчитывались и свечные заводы. Епархии, в соответствии с Уставом духовных консисторий 1841 г., были разделены на благочиннические округа. При этом упразднили промежуточные звенья между епархиальной властью и благочиниями – уездные духовные правления, которые по-старинному именовались протопопиями, потому что во главе их некогда стояли протопопы. Благочинный назначался по усмотрению епархиального архиерея из приходских настоятелей в сане протоиерея, реже священника. Благочинный был обязан дважды в год объезжать свой округ и докладывать архиерею о состоянии вверенных его надзору приходов. Каждый год благочинный представлял архиерею отчет – так называемые клировые ведомости. В эпоху реформ 1860-х гг. в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы. В эти же годы кандидатов на должность благочинных стало избирать само духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного правящим архиереем. Но выборность благочинных была отменена указом Святейшего Синода от 1881 г. В1865 г. архиепископ Минский Михаил (Голубович) впервые созвал собрание благочинных своей епархии. Его примеру последовали правящие архиереи других епархий. В повестку дня таких собраний ставились, помимо церковно-административных вопросов, также учебные дела, в частности выбор делегатов на окружные и епархиальные училищные съезды, изыскание средств для духовных школ. В 1880-х гг., при обер-прокуроре К. П. Победоносцеве , такие собрания были либо прекращены, либо ограничивались уже обсуждением только административных, а не учебных дел. По императорскому именному указу 1797 г., изъясненному в указе Синода 1799 г., для надзора над монастырями епархий была введена должность благочинных из числа монастырских настоятелей. Их назначал епархиальный архиерей по представлению духовной консистории. В епархии с большим числом монастырей могло быть по нескольку монастырских благочинных. Надзор за женскими монастырями поручался благочинному мужских монастырей, а в отдельных случаях – смотрительницам благочиния из числа игумений или старших сестер-монахинь, если в епархии был только один женский монастырь. Благочинным ставропигиальных монастырей назначался тот из настоятелей таковых монастырей, кто одновременно являлся членом Московской синодальной конторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010