Бог возжелал иметь этого безупречно чистого человека у Себя святым и взял его к Себе в благопотребное время, предоставляя делать дальнейшие ошибки, грехи и преступления тем, кто на это был способен и ранее. За время своего святительства (с 1920 г.) он не имел и двух лет свободы. До Соловков он уже был один год в ссылке в г. Архангельске. С патриархом в Москве он поработал не больше полгода. С 7/20 декабря 1923 г. он уже имел приговор в Соловки и прибыл в Кемский лагерь за неделю до Рождества. Здесь, увидев весь ужас барачной обстановки и лагерную пищу, даже он, жизнерадостный и бодрый, сказал: «отсюда живыми мы не выйдем». И он в Соловецких лагерях все же пробыл шесть лет, но все же живым не вышел из своего заключения. О последних днях арх. Илариона другой священник, бывший вместе с ним в Соловецком лагере, сообщает: до самого 1929 г. он находился в Соловках. Но вот большевики решили сослать архиепископа Илариона на вечное поселение в Алма-Ату в Средней Азии. Владыку повезли этапным порядком – т.е. от одной пересылочной тюрьмы до другой. По дороге его обокрали, и в Петербург он прибыл в рубище, кишащем паразитами, и уже больным. Из Петроградской тюремной больницы, в которой он был помещен, он писал: «Я тяжело болен сыпным тифом, лежу в тюремной больнице, заразился, должно быть, в дороге, в субботу, 15 декабря, решается моя участь (кризис болезни), вряд ли перенесу»... В этот день, т.е. 15 декабря 1929 года, Владыка Иларион и скончался... Когда ему в больнице заявили, что его надо обрить, Владыка сказал: «делайте со мною теперь, что хотите». В бреду говорил: «вот теперь-то я совсем свободен, никто меня не возьмет»... Ночью из тюрьмы в простом, наскоро сколоченном из досок гробу тело почившего архиепископа Илариона было выдано для погребения ближайшим родственникам. Когда открыли гроб, никто его не узнал. Так изменила ссылка Владыку, отличавшегося высоким ростом и крепким здоровьем. В гробу лежал жалкий старик, обритый, седой... Одна из родственниц упала в обморок... Митрополит Серафим (Чичагов) принес свое белое облачение, белую митру. По облачении тело Владыки положили в другой, лучший гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время невидимого присутствия Христа происходит «суд народов», (Мф 25. 23-46), который заключается в решении дальнейшей судьбы людей, исходя из понимания И. с. о Царстве Божием. Невидимый период царства Христа закончится Армагеддонской битвой, которая разрушит «безбожную мировую систему», включая все «ложные религии». И. с. подчеркивают в своем учении, что они не будут участвовать в этой битве, ее возглавит Христос (арх. Михаил). В битве будут уничтожены все те, кто противятся установлению Царства Божия. Только И. с. войдут живыми в тысячелетнее царство, к-рое наступит сразу же после битвы. По представлениям И. с., Божие Царство будет состоять из особо избранных 144 тыс. чел., духовно возродившихся по воле Иеговы после смерти. Поэтому сразу после телесной смерти они воскресают (1-е воскресение) и невидимо царствуют со Христом на небе. Они будут царствовать и во время миллениума, но уже видимым образом. Это малое стадо, к-рому Иегова благоволил дать Царство. Лишь с ними заключил Христос новый завет. Живя на земле, И. с. знают, что относятся к избранным. Только избранные имеют право принимать хлеб и вино во время ежегодной вечери «поминовения». Воскресшим (а точнее, «воссозданным», т. к. И. с. не признают посмертное существование души без тела) И. с. будет легче, чем остальным людям, следовать законам Божиим, потому что они уже знают Иегову и его волю. Во время тысячелетнего царства И. с. будут заниматься обучением Библии тех людей, к-рые умерли до рождения Христа. Когда Иисус совершит все, что было велено Ему Иеговой, Он передаст Царство Своему Отцу. Затем Иегова освободит сатану и демонов из бездны, чтобы «испытать верой» воскресших и получивших «знание об истинной вере» людей. Иегова уничтожит сатану и всех тех, кто подчинились сатане. Люди, достигшие совершенства в тысячелетний период, будут продолжать жить вечно на земле. Остальные же, грешники, погибнут. Т. к. огненное озеро, по представлению И. с., является символом окончательного уничтожения грешников, на земле будет только вечное блаженство «помазанников». В дальнейшем (в связи со значительным возрастанием численности адептов) И. с. пришлось уточнить, что первые 144 тыс. «помазанников» получат новые духовные тела и вознесутся на небо, а все остальные верные последователи И. с. будут в обновленных физических телах наслаждаться райской жизнью на освободившейся от грешников земле в течение тысячелетия. В это время будут воскрешаться для Страшного Суда те, кому будет предложено стать иеговистами или погибнуть. При этом исключенные из числа И. с. противники учения (равно как все отрицательные библейские персонажи, в т. ч. Адам и Ева) не будут воскрешаться. Структура организации

http://pravenc.ru/text/293565.html

После нек-рого колебания К. обнародовал этот документ об отлучении митр. Евфимия. У него накопилось множество собственных претензий к неподконтрольному его власти митрополиту, начиная c неуплаты им податей и заканчивая венчаниями неканонических браков. Один из францисканских миссионеров в Дамаске, Томас Диас Кампайя, выступил посредником в примирении иерархов. Он убедил митр. Евфимия приехать в Дамаск и принести покаяние К. в обмен на снятие с него обвинений. Формальное примирение К. и митр. Евфимия произошло в кон. нояб. 1719 г., однако скрытая враждебность сохранялась. Многие верили, что именно по наущению митр. Евфимия патриарх был обвинен дамасскими властями в тайном венчании христианина и мусульманки и вынужден заплатить 3 тыс. киршей за свое оправдание. Вскоре после этого К. скончался от гангрены (видимо, вызванной диабетом), как о том сообщали в Рим францисканские миссионеры и митр. Евфимий. В правосл. историографии (свящ. Михаил Брейк) бытовала версия, что патриарх был отравлен Томасом Диасом Кампайей. Краткие воспоминания о К. оставили встречавшиеся с ним писатели-паломники: капеллан англ. фактории в Халебе Г. Мондрелл (1697) и черниговский иером. Ипполит Вишенский (1708), сообщающие также о церковной жизни христиан в Сирии этого периода. К. не имел хорошего образования, равно как и лит. дарований отца и деда. По собственному признанию и свидетельствам окружающих, он не владел греч. языком, поэтому атрибуция К. араб. перевода энциклики К-польского патриарха против митр. Евфимия Сайфи (1719) представляется неверной. Письменное наследие К. весьма ограниченно: помимо грамоты о прощении патриарха Никона и переписки с различными католич. корреспондентами 1715-1719 гг. он оставил ряд записей церковно-исторического содержания на полях сочинений своего деда патриарха Макария III в его рукописи-автографе (ИВР РАН. В 1227). Арх.: РГАДА. Ф. 52/1. 1683. 2; ИВР РАН. В 1227. Л. 31-38 об., 129. Ист.: Сказание о Сирийской унии/Пер.: еп. Порфирий (Успенский)//ТКДА. 1874. 9. С.

http://pravenc.ru/text/1840391.html

обр. в составе разных типов и редакций Палеи. Относительно краткий апокрифический текст находится в Исторической Палее ( Попов А. Книга бытиа небеси и земли (Палея историческая): C прил. Сокращенной палеи рус. редакции//ЧОИДР. 1881. Кн. 1. С. 61-110), в болг. переводе XII или XIII в. (близкий греч. текст - Palaea historica, см.: Vassiliev A. Anecdota graeco-byzantina. Mosquae, 1893. Pars 1. P. 226-258). Апокриф начинается с рассказа о рождении М. и о событиях его детства: о том, как М. снимает венец с головы фараона, и о его испытании драгоценным камнем и свечой - М. вкладывает в рот горящую свечу и навсегда остается косноязычным, но т. о. спасает свою жизнь. По приказу фараона М. идет на битву с «ендианами» и побеждает их, выпустив вперед аистов, которые пожирают змей; убив египтянина, М. оставляет Египет и бежит в землю Мадиамскую, берет в жены дочь жреца Рагуила Сепфору, у него рождаются двое сыновей; сподобившись явления Бога в Неопалимой Купине на горе Хорив, М. отправляется к фараону и в состязании побеждает волхвов Анния и Амврия с помощью палицы, полученной от Бога; после егип. казней фараон отпускает евреев, которые уходят, взяв с собой кости Иосифа. Далее следует описание перехода через Чермное м., битвы с амаликитянами, ослаждения вод в Мерре и проч.- в соответствии с Библией; заканчивается апокриф рассказом о смерти М., где арх. Михаил борется за тело пророка с диаволом (Самаилом). В Толковой Палее, к-рая, по мнению исследователей, генетически не связана с Исторической Палеей (см.: Понырко Н. В. Апокрифы о Моисее//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 63-67), апокриф содержит те же сюжетные линии, но значительно расширен за счет более подробного описания библейских эпизодов, вставок других апокрифических мотивов (напр., «Сказания о 12 камнях»), а также христианских толкований и антииудейской полемики (см.: Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г.: Труд учеников Н. С. Тихонравова. М., 1896. Вып. 2. Стб. 475-648). Наиболее пространный рассказ о М. находится в переработке Толковой Палеи - Хронографической Палее (см.: Толковая палея 1477 г.: Воспроизв.

http://pravenc.ru/text/2563952.html

140 Дела Артил. арх. Списки генералитету, штаб и обер офицером 1762 году. Ос. Абр. Ганнибал и старший его брат, Петр, были тогда артиллерии поручиками. 141 Так, например, во время шведской войны, когда все русские, служившие на жалованье, не раз, за недостатком денег, подвергались известным вычетам или, вместо денег, удовлетворялись сибирскими товарами, иностранцы постоянно бывали изъемлемы из этой всеобщей меры и аккуратно получали все чистаганом. 142 При учреждении сената, в 1711 году, не было между сенаторами ни одного иностранца; а при кончине Петра, в 1725 году, оказывается только один, Девиер (впоследствии граф), хотя и португальский жид родом, но женатый на сестре князя Меншикова. 144 Dictionnaire universel d’Histoire et de Geographie, par Μ. N. Bouillet. Paris. 1757 г. c. 1035. 145 Anecdotes interessantes de Russie, tiréés de ses archives. Publiées par un voyageur, qui a séjourné treize ans en Russie. Londres. 1792 r. 148 Сражение Тоннинга тогда же вырезано на медном круге, с надписью: Марс у Тоннинга удивися мужеству Петрову. 1713 г. Точно так же увековечено и взятие Штетина, с надписью: Не стерпя силы Петровы Штетин покорился. 1713 г. Оба медные круга хранятся в кабинете Петра Великого. См. Кабинет Петра Великого. Спб. 1844 г., с. 12. 150 По переписке, сделанной в 1714 году всем домам новой столицы, их оказалось 34550. Там же, с. 118. 151 Именным указом 36-го декабря 1715 г., велено: «Взять из школы адмирала Апраксина таких детей, которые географию и геометрию выучили, и послать во всякую губернию по два человека для науки молодых ребяток из всяких чинов и людей». 152 Die Heutige Historie oder der gegenwärtige Staat von Russland, nach dem Englischen und Holländischen des Hrn. Salmon und Hrn. van Goth ins Deutsche übersetzt von Elias Kaspar Reihard. Altona und Leipzig. 1752 г. c. 397. 153 См. статью: «Госпитальный спорт в 1757 году», помещенную в отделе Смеси июльской книжки журнала «Русское Слово». 1859 г., с. 13. 154 Тогда государь собственноручно выпустил около 20-ти фунтов воды у голландской купчихи Борсте, и больная через несколько дней умерла. Императрица шутя говорила, что за такую операцию императора следовало бы сделать доктором. Нет, не доктором, а хирургом – пожалуй», отвечал император. См. Дневник камер-юнкера Берхгольца, перев. с нем. И. Аммона. 1860 г. Ч. III, с. 85.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

438 Etudes de Théologie, de. philosophie et d " histoire, par les pères Charles Daniel et Jean Gegarine. Paris, 1857 г. I, c. 440. 444 «С.-Петерб. Вед.» 1747 г., 10. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвивского богородицкого большого мужского монастыря. С.-Петербург. 1859 г. с. 36–37. 447 Существует и до сих пор в Лештуковом переулке, которому сообщил название; выходит на самую Фонтанку, неподалеку от Чернышева моста. Кроме дома, гр. Лесток имел дачу по петергофской дороге, вторую за Красным кабачком, на левой стороне. 451 Гр. Андрей Алексеевич Бестужев не имел ни дарований, ни заслуг своего отца, ум. действительным тайным советником в 1768 г. В мае 1748 г. он был посылан в Австрию поздравить Марию-Терезию с новорожденным сыном, и там осыпан подарками. 452 Обычай такого дарения, непонятного в наше время, заведен Петром I В архивных документах его царствования рассеяно немало любопытных данных по этому предмету. И все они, по большей части, характеризуются следующей выдержкой из письма гр. А. Г. Головкина, русского посланника при берлинском дворе, к царскому кабинет-секретарю Макарову, от 31-го декабря 1717 г.: «Прислано королю (прусскому) в подарок: в 1712 г. 36 чел., из Померании; да в 1714 г. – 80 чел., из Санкт-Петербурга; да в 1715 г. 100 чел., из Польши. Всего 216 чел. И из того в больших гренадирах 33 чел., да в кронрегименте 98 чел., а достальные розданы по разным полкам, из которых некоторые в дальних отсюды провинциях обретаютца. Сверх того несколько за болезнями отпущены, такожде померли и розбежались, и тако того человек с 60 в тех полках еще осталось» (Дела Гос. Арх. Каб. II. В., отдел II, 31, л. 643–644). Из дел Главной Артиллерии видно, что такие «великаны» отпускались на чужую сторону с особыми «великанскими» фузеями, которых, напр., 1718 г, Никита Демидов изготовил на своих тульских заводах, по берлинскому образцу, 65 штук (Дела Артил. Архива в С.-Петербурге, кн. 29, листы не нумерованы). 494 За дерзкие речи о государыне; перед отправлением в ссылку, наказан кнутом. См.Russ. Günstl., Helbig. c. 207–208.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Стихия мужского начала и мужествен­ности, так подчеркнутая Зауером в пруссачестве и вообще германстве, имеет параллель в общем отсутствии Богоматерного начала в протестант­ском мировоззрении. Вследствие этого получается лютерански-прусское искажение всего христианства. Последнее принимает насильнические черты под личиной «пограничного воинствования и мужествен­ности». Архангел Михаил и «ангелы его», как вождь воинства небесного в борьбе с драконом, имеет очевидно, рядом с собой и арх. Гавриила, вестника! Благовещения и в этом качестве ангела Богоматери! Но он забывается в этом мужском начале. Мирочувствие, имеющее воински-мужское начало в качестве основания, является асофийным и становится антисофийным. Стихия творчества, в которой осуществляет себя женственное, рождающее, не насильническое, но органическое начало жизни, здесь упраздняется и пользу мужского насилия, которое в силу того же является не отцовским или сыновним, вообще не органическим, но воинственно-насилующим. То начало психеи, которое составляло душу романтизма и под знаком «das ewig Weibliche» ведомо было также и Гете, упраздняется, раздавленное каблуком немецкого сапога. В этом состоит основное извра­щение национальной души германства в расизме, как и его творческая пустота и духовное бесси­лие, прикрываемое воинствующим воодушевлением и... дисциплиной. Но насильничество может внушать только страх, а не любовь, и в таком отношении – как это ни покажется неожиданным – расизм имеет большую аналогию с большевизмом. Оба они способны до времени увлекать и опьянять внешними успехами и государственными достижениями, но это здание, как построенное на песке, может рушиться от внешнего толчка, как не имеющее в себе внутренней связности. У самих пророков расизма прорывается против их воли это самосознание. Горделивые заявле­ния, что история человечества в нынешнюю войну определяется на 1000 лет вперед, чередуются с допущением возможности, что в случае военной неудачи вся эта храмина рассыплется. Теперешний германизм в своем милитаризме имеет внешние черты сходства с Римом, однако с той основной разницей, что Рим, невзирая на преобладание мужественности и слабо выраженную женственность, имел в себе все-таки органическое начало в своем происхождении из доброго, наивного, до-христианского язычества, и это до известной степени его охраняло, – по крайней мере, до времени – от окончательного идолопо­клонства государству и того человекобожия, которое проявилось лишь в императорский период в культе цезарей.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   Для родителей что утешительнее, как быть уверенным в блаженной участи детей. Детки ваши все пошли в рай. В этом и сомнения быть не может. А если б остались живыми, то уверенность в этом не могла бы иметь места. Она возможна и при этом; но много инстанций, не дающих положить, что так и будет.    Взирая теперь на сие лучшее и тем утешаясь, с уверенностью принесите сему в жертву удовольствие, какое доставили бы вам дети, оставаясь живыми, поставьте, в параллель сему возможности, каким могли подвергнуться дети, при всем старании о них. Таким образом видите, что Господь избавляет вас действительною светлою участью детей от встречи участи их худшей и непоправимой.    Милосердый Господь, Отец всех, и скорбящих паче, да пошлет вам струю утешения — откуда весть.    И Владычица, всех скорбящих радость, да порадует вас! Спасайтесь.     Ваш доброхот Е. Феофан. Письмо 93. О трудах для печати. Приписка об о. Т. и о Рашине.    Достопочтеннейшии отец Арсений!    Бог в помощь! Спасайтесь!    Просмотрел тетрадки ваши. Не умею сказать что-либо решительное. Тут много неопределенностей. Если и все так же писано: то поправляющему, если такой найдется, все надо будет переделывать. Впрочем эти статьи — о нравственных состояниях вообще трудно изобразить. Другие части может быть лучше. А если все так: то не большая находка от печатания. И лучше не тратить денег.    О Евангелиях. — Я все прилаживался, что и как лучше. — Случайно напал на мысль не толкование писать, а размышления о Евангельской истории, по порядку событий: чему и положено начало — и печатается сие в Домашней Беседе под заглавием: уроки из деяний и словес Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Можете догадаться, что сему делу конец очень-очень далеко. После можно будет издать отдельно; но ждать этого долго. Евангелие с толковыми примечаниями издает инспектор Московской Академии арх. Михаил. Печатается: скоро выйдет, если не вышло уже (вышло).    У петербургского вашего послушника я спрашивал про камни, как бы их взять у литографа. Ответ был такой, что можно взять, но деньги надо заплатить, — тогда как камни и с рисованием оплачены. — Он же представил какой-то дополнительный счет, то и другое недоуменно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Они дорожат нашим единством и царем». Следовательно и нужно вступить в переговоры с немцами, «приняв их поддержку и спешно освободить Москву», при этом немцы должны перевезти армию до крайнего возможного пункта... отказавшись (сами) от вступления в Москву. Отправившись в Киев и проникнувшись немецким настроением, П. Н. Милюков 29 июля писал между прочим в записке Правому Центру, из которого, как только что мы видели, кадеты ушли (очевидно, П. Н. Милюков не ушел): «Для выяснения возможностей этих (контакта с немцами) я не по моей, а по германской инициативе (Кстати, в московских переговорах с Рицлером в июле участвовал и к. – д. Котляревский, отнюдь не представлявший крайний правый фланг Правого Центра.), вступил в «необязательные» сношения с представителем Oberkommando и имел (впрочем, очень поверхностно) разговор с Муммом»... Дальше Милюков говорил об объединении русского общественного мнения для переговоров с немцами. Его политическая программа сводилась к установление национального правительства и обязательно «для этого необходимо, чтобы оно явилось на свет сразу, как монархическое»... Кандидатом намечался вел. кн. Михаил Александрович (Ген. Казанович в своих воспоминаниях («Арх. Рус. Рев.», VII, 194) уверяет. что деятели Правого Центра в Москве не прочь были видеть на русском престоле кого-либо из германских принцев.). Выставлялась и неприкосновенность всей прежней территории. Милюков выделял Финляндию и Польшу (в границах прежнего Царства Польского без Холмщины). Допускал Милюков «возможность идти относительно Украины несколько далее простой автономии». Относительно внутренней политики Милюков настаивал на устройстве коалиционной власти с «устранением из ее состава сторонников самодержавия, с одной стороны, и сторонников ориентации «левого центра», т. е. «Союза Возрождения» и прежнего Учредительного Собрания, с другой стороны. Далее Милюков считал необходимым «немедленно приступить к аграрной реформе, восстановляющей все нарушенные права (Этот реставрационный проект выходил таким образом не из кругов специфически реакционных.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Стихиры эти, заключающие в себе восхваление Михаила за подвиг с драконом, несомненно, основываются на описании этого подвига, примеры которого (описания) мы видели в Григоровичевой рукописи, использованной Веселовским. Следовательно, появление жития, предшествовавшего этой стихире, надо отнести до XIV в., к XIII веку, т е. к году перенесения мощей Михаила из Потуки в Тернов, в 1206 году. Но само собою разумеется, что легенда о змееборстве Михаила, давшая основание и для стихир стиховных и для похвального слова Евфимия Терновского, должна была сложиться значительно раньше века 1022 по всей вероятности, она существовала в устном виде. Определить, в каком именно, мы не в состоянии. Книжная легенда о змееборстве Михаила весьма естественно могла не совпадать с народной, но взаимоотношение тут большое. Слава Михаила, как воина, была известна какому-нибудь книжнику, ассоциация, которую я объяснял выше, привела к созданию змееборства Михаила в той форме, которая основными чертами совпадала с Георгиевской легендой даже в выражениях. Всякие географические имена могут быть вымышлены, и в текстах только случайно могут удержаться правильные чтения: судьба собственных имён в текстах хорошо известна. Поэтому мне кажутся рассуждения акад. Веселовского не вполне приемлемыми, когда он по данным жития Михаила возражает архиепископу Филарету с его мнением о локализации битвы Михаила в Раифской пустыни: по житию эта местность была-де с озером и городом, куда отправляется раб святого возвестить о поражении змея и куда возвращается девица. Но ведь и город, и девица, и змей – всё это существовало в воображении книжника, и можно ли на основании этого строить «географические гипотезы»! И арх. Филарет, и акад. Веселовский по-своему каждый правы и… не правы: всю обстановку книжник заимствовал из Георгиевской легенды. В самой легенде о Михаиле и девице можно усмотреть черты, дальнейшее развитие которых привело к осложнению легенды о змееборстве новыми чертами 1023 . Упоминание легенды о том, что Михаил получил смертельную рану, могло получить развитие в том именно направлении, что могло быть понято, как результат злоумышления девицы, уговорившейся со змеем, сказки же о неверных жёнах, добровольно отдающихся любовникам и изменяющих мужьям, были довольно распространены. Подобная, уже видоизменённая и развитая легенда, могла перейти чрез посредство странствующих певцов, калик-перехожих, к нам на Русь 1024 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010