В социальном отношении, наконец, среди многих греков встречаешься с тем же непониманием обычаев, занесенных с Запада. Быть может, в этом выступает всего яснее разница в умственном строе этих двух рас. Идет ли дело о рыцарском вызове, с каким военачальник обращается к своему противнику, здравый смысл византийца отвечает, что «идиот тот кузнец, который берет рукой раскаленное железо, когда может взять его щипцами, и точно также следует поднять на смех полководца, который, имея хорошую и многочисленную армию, стал бы подвергать опасности собственную особу». На предложение, сделанное Михаилу Палеологу, прибегнуть к испытанию огнем, он иронически отвечает, «Вы хотите, чтобы я сделал чудо! Ну, так знайте, что я не имею власти творить чудеса. Когда до красна раскаленное железо падает на руку живого человека, я не вижу возможности, чтобы оно ее не сожгло, разве что этот человек изваян из мрамора Фидия или Праксителя, или вылить из бронзы». И Акрополит, записавший эти слова, прибавляет: «Вот что он сказал, и, клянусь Фемидой, он был безусловно прав». А вот продолжение истории, чрезвычайно характерное. Митрополит Филадельфийский, которому Палеолог, шутя, предлагает подвергнуться вместо него этому испытанию, под тем предлогом, что такой служитель Бога один только и мог бы еще иметь некоторое вероятие выйти счастливо из такого положения, замечает на это: «Такого обычая, мой милый, у нас, у римлян, в своде законов не имеется, нет его и в церковном предании, он не установлен ни гражданским законом, ни святыми и божественными законами. Это варварский обычай». И еще больше подчеркивая различие двух рас, Михаил в свою очередь прибавляет: «Если бы я родился среди варваров, если бы я был воспитан согласно варварским обычаям и усвоил их законы, я мог бы согласиться на оправдание согласно варварскому обычаю. Но я римлянин, рожденный от римлян, должен быть судим по римским законам и писаному судопроизводству». Трудно найти анекдот, более характерный. Он показывает в одно и то же время полный скептицизм, с каким здравый смысл греков относился к наивным и грубым судебным приемам, придуманным Западом, и непомерную гордость византийцев, чувствовавших за собою многовековую культурную традицию, то, что они не были, выражаясь одним словом, «варварами».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посмотрим, когда жили упомянутые агиографом люди. Первый из указанных им лиц, император Андроник II Палеолог правил в Византии с 1282 по 1328 г. Затем на троне его сменил Андроник III, царствовавший с 1328 по 1341 г. Правда, Епифаний не уточняет, о котором из них идет речь и поэтому хронологические рамки оказываются весьма широкими. Некоторое противоречие содержит упоминание патриарха Каллиста, который занимал патриаршую кафедру в 1350–1353 и 1355–1362 гг., т.е. уже после смерти двух Андроников. В свое время это несоответствие вызвало довольно много споров в ученой среде, пока не выяснилось, что дата патриаршества Каллиста была искажена в источнике, которым пользовался Епифаний. Поскольку даты, как известно, тогда обозначались буквами, небольшая описка всего в одном месте привела к тому, что вместо правильного: 6858 г. (от сотворения мира) было написано 6828. Эта ошибка дала основание агиографу считать, что Каллист стал патриархом в 1320 г. и, следовательно, Сергий родился в его правление 44 . Более точными оказываются даты, связанные с жизнью русских деятелей. Князь Дмитрий Михайлович Тверской стал великим князем владимирским в 1322 г., а митрополит Петр управлял русской церковью с 1308 по 1325 г. Таким образом, оказывается, что, согласно времени деятельности названных лиц, Сергий Радонежский родился в промежуток между 1322 и 1325 г. Окончательно же год рождения преподобного позволяет установить упоминание «Ахмуловой рати». Речь, в данном случае, идет о нападении на русские земли татарской рати под предводительством Ахмыла. Судя по летописям, оно имело место в 1322 г. 45 Н. С. Борисов, отвергая 1322 г. в качестве даты рождения Сергия, указал, что в русских летописях Ахмыл упоминается не только в 1322 г., но и за пять лет до этого – в 1318 г. В свое время это обстоятельство дало основание некоторым исследователям полагать, что Сергий появился на свет около 1318 г. 46 Однако, непосредственное обращение к тексту летописного известия показывает, что в конце лета 1318 г. Ахмыл появился на Руси лишь в качестве посланца хана Узбека к тверскому князю Михаилу Ярославичу 47 . Епифаний же говорит об «Ахмуловой рати». Тем самым становится понятным, что речь идет о 1322 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А о нечестиях в величайшем храме даже слышать невозможно». Дома, храмы, дворцы, могилы Императоров одни за другими грабились и опустошались. Священные сосуды сваливались в кучу среди обычных сосудов, когда пересчитывали награбленное и на мулах или лошадях перевозили на корабли. Святые мощи и церковные украшения забирались силой. Пускай же только в исторических книгах подробно рассказывается об изнасилованиях и подобных непотребствах, ибо если крестоносцы презирали всё божественное, то вряд ли они могли пощадить что-либо человеческое. «Потому тяжко было всякой голове, и слышались в переулках рыдания, вздохи и сетования, на перекрёстках крики, в храмах стоны, досада мужей и вопль женщин. Что говорить о насилии, пленении, грабежах и пытках! Родовитая знать подвергалась бесчестию, почтенные – поруганию, богатые – ограблению. Так было на площадях и на улицах, в алтарях и убежищах». Вот каковы были страдания свободных людей! Вот как страдало христианство ! 48 Когда прошла Пасха, начальники крестоносцев распорядились, чтобы каждый из рыцарей под страхом отлучения от Церкви сложил в трёх определённых церквах свою добычу, дабы затем поделить её поровну. Так крестоносцы разделили богатые сокровища Византийской державы и потом предались невоздержным наслаждениям и издевательствам над местными жителями. Они не замечали, что преступно разрушают страну, которую они должны почитать, как второе отечество. Они не задумывались над тем, что унижение побеждённых может впоследствии быть перенесено и на победителей и они, как теперь греки, тоже рано или поздно окажутся бедствующими. Когда они хоть ненадолго протрезвели от своего опьянения, они решили прежде всего утвердить свою власть над Константинополем и поставить Императора. Но так как каждый из народов, участвовавших в крестовом походе, именно себе предназначал скипетр и корону, то бароны и графы, чтобы избежать бедствий гражданской смуты, избрали двенадцать выборщиков, из которых шесть были венецианцами, а шесть – французами. Эти двенадцать поклялись перед священным Евангелием ответственно отнестись к избранию Императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Они, показав двойное благочестие – и в вере, и в делах – и потому неотступно предстоя Богу, удостоились будущей жизни и блаженства. Благодарим твоё царствование и за то, что по владычнему своему повелению ты показал и разъяснил нам то, что мы слышали очень по-разному и потому высказывали сомнения, а теперь всё ясно узнали. Знает твоё державное и святое царствование, что вся Христа Бога нашего паства есть единое тело, управляемое единой главой, которая есть Иисус Христос . Знает и закон любви, а закон любви – это закон Святого Духа. Если страдает один член, вместе с ним страдают все члены. И чтобы члены действовали воедино, держась друг за друга, они движимы единым Духом. И выносят они друг друга с любовью, и друг друга тяготы носят, и так исполняют закон Христов. Так и приходит истинное и полезное в души всей полнот      ы верующих. И прежде всего приходит в святую душу твоего величества,– и мы скажем только для напоминания мысли, которые знает и твоё святое величество. Ибо мы немощны для того, чтобы помыслить что-либо как будто от самих себя. Все наши способности – от Бога, Который и делает нас способными «сердцем веровать в праведность, а устами исповедовать во спасение». Поэтому нам не кажется безопасным молчать перед Богом, если недавние события были очень опасными, и мы убеждены, что святая твоя душа ни в коем случае не примет всего происходящего, ибо свыше она богобоязненна и убоится даже самого малого. Но только смущающие тебя, кто бы они ни были, понесут свою вину, как сказал великий апостол. Но по милости твоей, кроткий, как Давид, и христоподражательный Царь, окажи нам милость, даруй малое, преклони царственный и божественный слух к бедным монахам, которые поистине любят от всей души твоё святое царствование. Великий апостол Павел, который всю землю по кругу объял Благой вестью и имел Христа, глаголющего в нем, так сказал Галатам, один пункт закона нарушившим: «Если вы обрезываетесь, то вам никакой пользы от Христа», и ещё: «Вы отделили себя от Христа и отпали от благодати» и прежде этого: «Если бы не было некоторых, смущающих вас и желающих извратить благовествование Христово».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

И ещё: «Овцы мои гласа моего слышат, и за чужим не последуют, но бегут от него, ибо не знают гласа чужого. Земля и небо прейдут, а слова Мои не прейдут». И пророки сказали о Нём: «Верен Господь во всех словах Своих. Верны все Заповеди Его. Утверждены во век века. Сотворены во истине и прямоте». И апостол: «Основание положил Я вам, и другое положить, кроме уже лежащего, нельзя». Он на примере из человеческого мира подтверждает мысль о Господе. Ведь никто не будет отвергать человеком подписанное завещание, не будет его переправлять. Послушай, царь святый, ибо ты радуешься, слыша, и судишь судами прямыми и справедливыми, руководствуясь божественными установлениями. Честь царя любит суд и особенно царя во всём благочестивого. А тот, кто дерзает переправлять утверждённое и отвергать что-либо из написанного, и вводить что-либо из не написанного, он разве христианин? Разве не явно он отпал от веры? Какой же он христианин, если он не собирается следовать за Христом, но требует спора и столкновения с Ним. Даже великий Моисей, который во многих вещах был прообразом Христа, не искал ничего такого! Он сказал, что ведает Господа, и почитал задняя, и умолил о (даровании) представляющих Господа скрижалей. А они ещё дерзают вставать на пути Господа. Поэтому Он прямо обращается к ним: «Не увидите лица Моего никогда, решающиеся пойти против Меня». И к тому, что великий Моисей сказал, получив это от Бога,– что решающиеся пойти против Бога более всех пострадают,– добавить нечего. И нельзя ничего убавить, потому что Моисей всегда шёл вслед за Богом, по следам Божиим. И другим он предписал этот страх и благопослушливость в посвящении себя Богу. И, пользуясь каноном, можно увидеть, что они обратились к противоположному, как говорится – «диаметрально» противоположному. Позволь же нам обратиться к ним хотя бы с небольшой речью. «Бога никто никогда не видел, а только единородный Сын, сущий в недрах Отца», как проясняет нам Он Сам. Сей же несомненный Богослов страшных таинств сказал о Духе, сродном и сочисленном Ему, так: «Когда придёт Утешитель, Которого Я пошлю от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит».

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Современник этих поэтов, Феодор Метохит, в пылу увлечения античностью сочиняет стихи на древнем ионическом диалекте, понятном только высокообразованным людям. Поэт Феодор Мелитениот пишет поэму «О доблести» (3060 стихов политическим размером), которую К. Крумбахер охарактеризовал как «поэтический монстр» 416 , настолько чудовищна в ней смесь образов и идей древней Греции. Примеры удачного использования наследия античных авторов крайне редки. В этом отношении чрезвычайно любопытны 15 стихов императора Мануила II Палеолога (1391–1425 гг.)» обращенные «К какому–то невежде, который мелет вздор»: в первой строке использовано начало 246–го стиха второй песни «Илиады» Θερσιτ’ ακριτμυθε (в переводе Н. И. Гнедича – «Смолкни, безумноречивый…), только вследствие другого стихотворного размера – трохея – эти два слова переставлены: ’Ακριτμυθε Θερστα. Так, по выражению немецкого исследователя Ф. Ниссена, стих поздней византийской поэзии приветствует стих древнегреческой поэзии 417 . Огромным уважением пользовались античные традиции в области риторики. Большое количество риторических произведений того времени носит отчетливые следы прекрасно усвоенных византийцами правил античной риторики и умения претворять их в словесном искусстве. Это ясно и по нарочито серьезным рассуждениям на легкомысленные, надуманные темы – «Сравнение весны с зимой» Плануда, «Похвала солнцу» и «Похвала лету» Феодора Педиасима, – и по произведениям, темы которых взяты из реального прошлого или настоящего: многочисленные панегирики императору, святым Афанасию, Василию, Григорию Назианзину и Иоанну Хрисостому, надгробные речи Михаилу IX Палеологу и Ирине Палеолог, написанные Метохитом, «Похвала Андронику II» Хумна, его «Утешение к дочери своей Василисе, овдовевшей в 16 лет», и «Увещание к жителям Фессалоники о Справедливости». В области исторической литературы отрицательные примеры бездумного подражания великим древнегреческим историкам представляют собой труды Пахимера, Халкокондила и Критовула. Пахимер изощряется в составлении таких фраз, в которых цитаты из Гомера никак не уживаются с простонародными и иностранными выражениями, с богословской декламацией.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И вот, началась упорная и горячая борьба патриарха с василевсом, силы моральной и физической, причем патриарх боролся «мечем духовным, которое есть слово Божие – δι τς μαχαρας το πνεματος, στι ρμα Θεο» 34 . Решив наказать царя не телесно, но, насколько возможно, подействовать на его душу, Арсений отправил во дворец Палеолога своего рефендария, который от его имени и объявил царю обличение за нечестивый поступок и отлучение от церкви (λεγχον κα φορισμν). «Здесь кое-кто, – говорит историк Пахимер, – мог бы упрекнуть патриарха за совершенное, так как (все) произошло «не по обычаю» – ς ο κατ τρπον γεγνασι, но с другой стороны, он может быть и оправдан, так как поступить иначе не представлялось возможным». Упрекать патриарха (продолжает историк) можно было бы за то, что он подвергнув царя отлучению, позволил членам клира петь для него, так что они через посредство священных служб находились в общении с ним, да и сам патриарх совершал священные богослужения, на которых открыто поминался тот, кого он связал духовными узами. А оправданием для патриарха могло служить то, что для такого лица, как император, назначенная епитимия была достаточной, так что, при условии увеличения ее, возникала опасность привести все в хаос и вызвать самолюбивого царя на что-либо и безумное 35 . Историк Никифор Григора, в свою очередь, говорит, что патриарх, подвергнув царя церковному отлучению и запретив совершать его поминовение за богослужением, поступил так из опасения, чтобы Михаил Палеолог, побуждаемый гневом, не произвел какие-либо нововведения относительно церкви и чтобы патриарху не пришлось – по пословице – попасть в пламя, избегая дыма (καπνν φεγειν θλων ες πρ μπεσεν 36 ). Из предложенных разъяснений византийских историков Пахимера и Григоры видно, что патриарх Арсений в применении к Михаилу Палеологу мер духовного наказания за нарушение клятвы относительно законного наследника византийского престола и за преступление ослепления его руководился принципом акривии канонов, но не во всей безусловной его силе и значении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

По ходатайству иконийского предстоятеля, Палеолог вызывается царем из Персии и, обласканный им, снова получает достоинство великого коноставла. Gregor. I. 3, p. 28. Михаил Палеолог отправляется с войском на запад и ведет удачно войну. Acrop. Hist. n. 70. Страдая подозрительностью, Феодор мучит сестру Палеолога Марфу и, боясь, как бы за это не возмутился брат ее, посылает Ходина на запад взять его и привезти в оковах. Предсказания царской власти Михаилу Палеологу. Михаил Палеолог выводится из тюрьмы и снова удостаивается царского благоволения. Царь Феодор умирает в августе, под осень, Acrop. n. 74. Gregor. I. 3, p. 29, оставив малолетнего своего сына на попечение патриарха Арсения и протовестиария Георгия Музалона. В девятый день по смерти Феодора, взбунтовавшееся войско убивает Георгия и Феодора Музалонов. Gregor. p. 30, 31. Phrantzes I. 3, p. 42. Михаил Палеолог объявляется опекуном царевича и провозглашается великим дуксом. Щедрыми подарками он привлекает на свою сторону вельмож. Делается деспотом. Испрашивает высочайшую власть в империи. Осенью этого года Ахайский князь, помогая Михаилу, деспоту запада, восставшему против царя, попадает в плен и приводится в Константинополь. Greg. p. 35. Михаил Палеолог 1. 5. Никифор 1 В первый день января Михаил Палеолог провозглашается царем – соправителем отрока Иоанна, которого был он опекуном. Greg. I. 4, p. 36. Acropol. Hist. n. 77, 89. Phrantzes I. 4, p. 43. Михаил, деспот запада, пользуясь помощью зятя своего Манфреда, короля Сицилйского, разбивает римлян при Трикорифе и берет в плен кесаря Алексея Стратигопула. Кесарь Алексей вскоре освобождается и возвращается к царю Палеологу. Палеолог еще до коронации обозревает западные границы империи и, следуя совету преданного себе царедворца Ходина, укрепляет пограничные замки, которые, однако ж, вскоре были потеряны. Назначается время коронования двух царей: но Палеолог своими происками достигает того, что коронуется один, без Иоанна. Патриарх Арсений уходит из Никеи и оставляет патриаршество. На его место восходит Ефесский епископ Никифор. Взяв Силиврию, царь долго, но безуспешно осаждает Галату. Сняв осаду, он возвращается в Нимфей, где патриарх Никифор умирает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наступил день коронации, и патриарх Арсений впервые жестоко разочаровался в своем простодушии. Накануне, когда вся церемония была уже проговорена и утверждена, Михаил VIII внезапно заявил некоторым архиереям, что негоже мальчику шествовать впереди взрослого мужа, прославленного на полях сражений и в мирной деятельности. Епископы согласились и пообещали убедить в необходимости корректировки торжественной процедуры патриарха Арсения. Но в действительности «Вселенский патриарх» узнал об этом только в самый день коронации. Естественно, он возмутился, но, как выяснилось, его поддержали только епископы Андроник Сардский, Мануил Фессалоникийский и Дисипат. Остальные архиереи были целиком на стороне Михаила VIII. Возникла непредвиденная заминка; день проходил, но никакого решения не принималось. Наконец, окружавшие патриарха сановники и архиереи буквально заставили его начать церемонию. Палеолог шел первым с венцом на голове, а Иоанн IV Ласкарис, накрытый всего лишь священным покровом, но без императорской диадемы, шествовал сзади 234 . Фактически это означало, что венчан на царство был один Палеолог – было от чего прийти в отчаяние патриарху. Отметим также, что первоначально Михаил Палеолог задумывал повести вместе с собой крошечного сына Андроника Палеолога как будущего соправителя Римской империи. Но затем передумал, опасаясь вспышки гнева со стороны аристократической партии, не желавшей восстанавливать монархические начала в их истинной редакции. Вскоре в Никею прибыли послы от Латинского императора Балдуина II, потребовавшего вернуть ему Фессалию. Спокойно, но твердо, как человек, чувствующий силу, Палеолог ответил в том духе, что это – земля его предков, которые правили в ней, а потому передавать Фессалию латинянам он не намерен. Тогда латинские послы начали требовать уступки других территорий, но Михаил VIII неизменно находил удачный повод, чтобы отказать им. Латинские послы уехали ни с чем. Надо сказать, Палеолог деятельно подтверждал свои права на власть, щедрой рукой раздавая деньги византийцам из государственной казны и быстро восстанавливая старые крепости и города. Вскоре он стал чрезвычайно популярным в народе. Победа над эпирцами, латинянами и сицилийцами открыла византийцам новые возможности: за освобождение из плена герцог Ахайи отдал Никейской империи три лучших города – Спарту в Лакедемонии, Монемвасию и Мену у Левктров, а также принес оммаж Михаилу как ленник. Палеолог отправил правителем этих городов брата Константина, наделив того широкими полномочиями, и уже вскоре севастократор отвоевал у пелопоннесских латинян множество новых греческих городов, одержав блестящие победы. Эти события также легли в «копилку» популярности Михаила VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Момент для печалования был избран необычный. Храм был переполнен богомольцами. Около василевса находилась блестящая его свита; придворные чины теснились близ царского места; в боковых частях храма стояли в большом числе лица духовные, монахи, знатные и богатые граждане. В алтаре был целый собор архиереев, во главе с патриархом, которого окружали многочисленные и разнообразные по назначению патриаршие архонты. Предстояло торжественное богослужение, и все ожидали начального в литургии возгласа. И когда, по-видимому, все было готово для этого начала, наступило непонятное для присутствовавших, томительное ожидание. Но вот из алтаря быстро вышел один из патриарших архонтов и направился к царю. Взоры всех невольно обратились в сторону царского места. А здесь василевс уже выслушал альтернативу патриарха по поводу освобождения Михаила Палеолога. Продолжительного колебания быть не могло... И император, в ответ на ходатайство патриарха, приказал тотчас (παραυτκα) освободить Михаила от оков и с удовольствием (σμνως) отпустил его к патриарху Мануилу вместе со сторонниками заключенного. При этом царь Иоанн Ватаци имел в виду поручительство патриарха, который для успокоения царя и для общей безопасности намерен был связать Михаила Палеолога духовными узами. И действительно, когда Палеолог получил свободу, то в тот же день явился к патриарху Мануилу. Патриарх составил собор архиереев, от имени которого и сделал Михаилу Палеологу необходимые увещания. Выслушав их, Палеолог, для большего подтверждения своих клятв пред царем, принял и соборное определение о наказании, которое должно было постигнуть его в случае клятвопреступления. Затем Палеолог отправился к императору и удостоился от него большого расположения. После этого Михаил Палеолог поступал, – по свидетельству историка, – весьма осторожно, был внимателен к себе и старался избегать всякого подозрения относительно своей деятельности, стремясь сохранить незапятнанным свое высокое достоинство 21 . Таким образом, лишь благодаря патриаршему праву печалования великий коноставл Михаил Палеолог был освобожден из заключения, которому был подвергнут по подозрению в измене, и был восстановлен в своем высоком достоинстве. Впрочем, последующая действительность показала, что Михаил не оправдал оказанного ему патриархом Мануилом доверия и нарушил данную императору Иоанну Ватаци клятву, – так как впоследствии путем преступления (ослепления малолетнего царевича Иоанна ΙV Ласкариса, внука императора Uoahha III Ватаци), он все-таки достиг цapckjro престола (1259–1282 г.), к которому долго и упорно стремился, – и положил начало царствованию в Византии новой фамилии – Палеологов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/p...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010