«По возвращении 13-го числа вечером из Троицкой лавры в Москву, Митрополит Михаил прямо проехал к Высокопреосвященнейшему Митрополиту Иннокентию благодарить его, как архимандрита лавры. На другой день, 14-го, осматривал Университет, где принимал его г. Попечитель учебного округа, Храм Спасителя, который его удивил не столько размерами, сколько высоким достоинством работы; затем, в сопутствии Епископа Дмитровского, посетил он небольшую, но превосходно устроенную Троицкую больницу для неизлечимых, чтобы видеть действия монашествующих, и выразил основательнице и попечительнице Александре Николаевне Стрекаловой (благодарность за) то сердечное утешение, которое произвело на него это истинно христианское учреждение. По возвращении в Кремль он был в Вознесенском девичьем монастыре, поклонился святыне, обозрел собор с гробницами наших древних Великих Княгинь, слушал прекрасное пение монашествующих и входил в келлии почтенной игумении Паисии, которой принадлежит честь первоначальной заботы об употреблении монахинь к делу попечения о болящих. Вечером Высокопреосвященный Митрополит Михаил присутствовал в заседании Славянского Комитета, где на приветствие председателя Комитета ответил следующими словами: «Сердечно радуюсь, что нахожусь ныне в среде вашей, господа члены Славянского Комитета. Было время, когда мы, славяне, не знали и не смели знать друг друга. Но, слава Господу, время это прошло, и мы, славяне, ныне не только лучше узнали себя, но и смеем всем говорить без страха: «Мы – родные братья», нас уже не пугает своё родное имя славян; нет между нами преград; мы стали близки друг другу. Со времени Славянского съезда в России и Москве г.] идеи славянской взаимности стали быстро распространяться, а похвальная деятельность Благотворительного Славянского Комитета развивает и объединяет их, укрепляя духовные, братские отношения между всеми славянскими народами. Славяне – великий народ, одарённый от Бога всеми дарами природы. Славяне имеют жизнь общую со всеми европейскими народами, но у славян есть свои особые оттенки жизни; поэтому желательно, чтобы славяне не забывали своих народных начал жизни. Дай Бог, чтобы славяне на твёрдых началах устроили общий дом безопасности, свободы и славы, более и более укрепляясь в согласии, любви и братстве! Дай Бог, чтобы наука в мире славянском, одушевлённая православием, послужила счастию братских народов славянских так же мудро и величественно, как и оружие братского нам народа, славяно-русского, движимое духом веры и верности, возвеличило славу и счастие России, к которой и взоры, и сердца славян обращаются с чаянием лучшей своей будущности»…

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

И вот, он отправился на следующий день в институт, чтобы якобы «поговорить», чувствуя, что никакого разговора, конечно, уже не будет, а я пошла к Матронушке. Я еще в очереди стояла, звонит: – Меня рассчитали. Я сразу стала читать благодарственные молитвы всем святым, кого вспомнила, – это известное дело: надо сначала поблагодарить, потом поймешь за что. Благодарить – это всегда точнее, ближе к истинному смыслу событий, чем наоборот. Хотя то, как они расправились с Димой, – по-человечески можно понять: это все равно удар для того, кто всего себя отдавал преподаванию. Пережить такое можно, только если ты по-настоящему «утвержден во внутреннем человеке» (ср. Еф. 3, 16)… Рукоположение отца Димитрия Таланкина в монастыре Подмаине 29 августа 2019 г. И я, кстати, очень хорошо помню свою просьбу – я попросила Матронушку, чтобы она сделала нас по-настоящему церковными людьми. Хотя понятно, что мы давно воцерковлены, и я сама уже работала в церковном вузе более 15 лет. Но речь, конечно, не о внешней принадлежности Церкви… Потом уже, когда отец Димитрий принял диаконский сан, – в Черногории, 29 августа 2019 года, – первая его литургия после рукоположения прошла при таких обстоятельствах. Владыка Амфилохий благословил его служить с архимандритом Бенедиктом (Йовановичем): – Отец Бенедикт скажет где! Ни свет ни заря мы приезжаем к нему в монастырь Архистратига Михаила на Михольской Превлаке, а отец Бенедикт вдруг и объявляет: – Поедем-ка… Там монастырек, там будем служить. Едем, он показывает дорогу, – куда-то в горы… Отец Димитрий выруливает вверх, и – видим ма-а-ленький такой женский монастырь Блаженной Матроны Московской!!! Увольнение из института переживалось нами тогда как нечто библейское: исход из Египта Само то увольнение из института переживалось нами тогда как нечто библейское: исход из Египта, когда Сам Бог ожесточил сердце фараона (ср. Исх. 4, 21), – правда, тот не отпускал, а здесь наоборот, но этот «фараон» также потонул – в результате ряда таких же необычных поступков начальства, институт в тот же учебный год лишился сначала аккредитации, а потом лицензии и как высшее учебное заведение практически перестал существовать.

http://pravoslavie.ru/133864.html

6 авг. 1883 г. В. был перемещен на Томскую и Семипалатинскую кафедру. В период управления В. епархией были открыты жен. епархиальное 3-классное уч-ще в Томске, противораскольническое братство свт. Димитрия Ростовского в Бийске, устроена двухпрестольная каменная церковь при томском архиерейском доме, произведены основные работы по завершению строительства кафедрального собора. 8 апр. 1886 г. архиерей был назначен на кафедру в Ставрополь (Кавказский) с титулом «Ставропольский и Екатеринодарский». Его усилиями на Ставропольском архиерейском подворье была воздвигнута ц. во имя равноап. кн. Владимира (в честь 900-летия Крещения Руси), построен новый архиерейский дом (по проекту В.), открыт епархиальный свечной завод, учреждено благотворительное Свято-Владимирское об-во при Ставропольском кафедральном соборе с бесплатной столовой для нищих, с детскими приютом и школой, с домом для престарелых и немощных со школой грамотности при нем. В 1889 г. В. крестил 58 калмыков Большедербетовского улуса, содействовал учреждению среди калмыц. буддийских кочевьев оседлого с. Князь-Михайловского с миссионерским станом, деревянной церковью и избами для новокрещеных инородцев. Миссионером в селение В. направил своего брата игум. Антония (Петрова). 25 нояб. 1889 г. В. был назначен на Нижегородскую и Арзамасскую кафедру. Уделял большое внимание образованию в епархии, увеличил число церковноприходских школ. В авг. 1890 г. освятил новопостроенную Космодамиановскую ц. Учредил пенсионную кассу для заштатных священнослужителей, лично пожертвовав значительную денежную сумму. Во время голода в 1891 г. Святейший Синод по ходатайству В. выдал духовенству Нижегородской епархии 15 тыс. р. в виде безвозвратной ссуды. Тогда же архиерей учредил бесплатные столовые при всех обителях (муж. и жен.), а также пособия для особенно нуждавшихся. 7 мая 1892 г. в сане архиепископа В. возглавил Казанскую и Свияжскую епархию. Совершал миссионерские и архипастырские поездки по татар., чуваш., мордов. селам. В 1894 г. инициировал обсуждение вопроса о преобразовании миссионерских курсов, действовавших при КазДА; в 1897 г. курсы стали самостоятельным учебным заведением, их местопребыванием был определен казанский в честь Преображения Господня мон-рь , получивший статус миссионерского. Активной была благотворительная деятельность архиерея, он пожертвовал значительные суммы уч-щу глухонемых, школе детского трудолюбия, дому трудолюбия, различным учреждениям об-ва трезвости (больнице, ночлежному приюту, столовой, читальне) и пр. Существенные суммы (в неск. десятков тыс. р.) он направлял Алтайской миссии, КДА, Сербской Православной Церкви (на имя Сербского митр. Михаила (Йовановича)). В преклонные годы В. посвящал досуг пчеловодству и садоводству. На казанской архиерейской даче он устроил 200 ульев усовершенствованной конструкции, в демонстрационном стеклянном улье пчелы лепили соты в виде креста и митры.

http://pravenc.ru/text/159064.html

Александр Фёдорович Гильфердинг вновь произнёс речь, в которой напомнил о том, что Св. Александр и Св. Савва действовали в одну историческую эпоху, а также выразил надежду на возвращение Сербии силы эпохи Неманичей: «...Вы, Ваше Высокопреосвященство, изволили видеть в великолепной раке мощи Св. Александра Невского, положенные [Петром Великим] на том самом месте, где он мужественно отразил нападение шведов и где ныне располагается наша столица. А что сталось с мощами Св. Саввы? Их пепел был развеян по ветру и брошен в Дунай варваром – завоевателем [Православного] Востока. а Лавра Милешевская – дивная Лавра Св. Саввы, как я сам видел в своё время, лежит в развалинах... Но и для Сербии возгорается прекрасная заря будущего. В Белграде, где некогда взбешённый эфенди в припадке ярости сжёг мощи Святителя Савы, - сегодня свободно звучат колокола сербских православных храмов, и я слышал, что в последнее время Милешевская Лавра понемногу поднимается из своих развалин. Если сербский народ будет сохранять общинную сплочённость, как поступает русский народ; если сербы с присущим им самоотвержением пожертвуют личными и групповыми интересами ради общего блага своего Отечества – мы вскоре сможем наблюдать, как Сербия возвращается ко дням Неманичей» Митрополит ответил на речь Гильфердинга полным согласием, заявив, что разделяет надежды русского славянофила. Владыка также выразил пожелание снова увидеться со своими единомышленниками в России. 3 ноября 1869 года Митрополит покинул Петербург, выехав по железной дороге в Вильну. Перед отъездом Владыка посетил мастерскую М.О. Микешина. 4 ноября Митрополит Михаил и его спутники прибыли в Вильну. «Встреченный на дебаркадере железной дороги ректором Литовской семинарии архимандритом Евгением, наместником Духова монастыря архимандритом Иоанном, исправляющим должность попечителя Виленского учебного округа И.Я. Шульгиным и многими русскими жителями города Вильны… Митрополит… тотчас отправился в городской дом Архиепископа Литовского. Здесь встретил митрополита Высокопреосвященнейший Архиепископ Макарий с преосвященным Иосифом, Епископом Ковенским, и знатнейшим духовенством Вильны. После краткого отдыха гостям предложен был обед. В конце обеда, Высокопреосвященнейший Макарий, обратившись к дорогому гостю и выразив, как радостно для него видеть и принимать у себя Первосвятителя православной Сербской церкви, пожелал вообще благоденствия и преуспеяния Сербской церкви и всему сербскому народу, особенно же развития между сербами православной богословской науки, так необходимой для них при постоянных столкновениях с хитрыми иноверцами и неправославными. В ответ на это Митрополит Михаил высказал [мысль], что иправославная Сербия и все южные славяне с надеждою обращают свои взоры на могущественную православную Россию, от неё ждут братской помощи и в деле просвещения, и эти надежды, благодаря Бога, осуществляются: много уже сынов Сербии и других славянских племён получили в России религиозно-православное просвещение…

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Письма графини Антонины Дмитриевны Блудовой к протоиерею Петру Гавриловичу Лебединцеву//Киевская старина,1902. Январь .С. 84. 15. О посещении Острожского Кирилло-Мефодиевского братства Высокопреосвященнейшим Михаилом Митрополитом Сербии//Волынские Епархиальные ведомости. 1869. 16 декабря. С. 944. 16. Протоиерей Игнатий Викторович Зилитинкевич в 1851 году окончил волынскую духовную семинарию, с 1853 года служил на приходах Волынской епархии. С 1865 года принимал участие в деятельности Братства Свв. Кирилла и Мефодия и других учреждений графини Антонины Дмитриевны Блудовой в Остроге. В 1867 году назначен настоятелем храма при Острожской школе графини, По отзыву графини, о. Игнатий «душею отдался делу [Кирилло-Мефодиевского] братства и училища... Полтора года близких сношений с о. Игнатием скрепили ... узы духовные между ним и детьми, и членами братского Совета – такие сношения несомненно дороги и их нужно ещё более скрепить... (Письма графини Антонины Дмитриевны Блудовой к протоиерею Петру Гавриловичу Лебединцеву//Киевская старина,1902. Январь .С. 80-82). Кроме уроков Закона Божия, вёл также уроки географии. Замещал заболевшую начальницу женского училища. «Все девочки выучились ежедневным молитвам, не только зная их на память, но и умея растолковать их, благодаря неусыпному старанию и необыкновенному умению О. Игнатия наглядно и просто объяснить ребёнку всё, что требует объяснения...» (Сведения об училище, находящемся при Острожском Кирилло-Мефодиевском братстве, в память графа Блудова, и о братской приходской школе и аптеке [Из письма М. И. Бурцевой к Архиеп. Агафангелу от 6 апреля 1868 г. ]//Киевские Епархиальные Ведомости. 1868. С. 523) С 1873 года – настоятель городского собора Острога и благочинный городского округа Острожского уезда (Теодорович Н.И., сост. Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии. Том II. Почаев. 1890. С. 676). 17. Joш неколико речи о нашем г. Митрополиту у Pycuju//Пастир, 1869. С.723. 18. О проезде Сербского Митрополита через Волынскую губернию//Киевские Епархиальные ведомости. -1869. С. 833.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Затем к Митрополиту с приветственной речью обратился член Славянского Комитета Тертий Филиппов Его выступление отличалось своего рода аналитическим оттенком, он сравнивал посещения Владыкой Киева, Москвы и Санкт-Петербурга. Ключом к такому сравнению было упоминание Славянского съезда 1867 года: «Ты знаешь, что два года назад иноязычное имя этой столицы [Санкт-Петербурга] не помешало ей приветствовать собравшихся сюда славянских гостей с таким единодушием, которого не превзошла в своих изъявлениях даже самая Москва ...». Отметив как сходства, так и различия «трёх столиц» (Киева, Москвы и Санкт-Петербурга), Т.И. Филиппов подводил итог: «Представители трёх различных эпох русской истории, великокняжеский Киев, царская Москва и императорский Петербург (не вся ли тут нынешняя и историческая Русь?), слились в единой мысли и в едином чувстве, когда им пришлось принимать у себя высокого славянского гостя». Филиппов выразил убеждение, что упомянутое единодушие является знаком начала «служения великой идеи славянской взаимности, в которой близок залог избавления наших братий и нашей собственной крепости». Ответ Митрополита был весьма смелым: «Крепка надежда сербского народа на великодушие русских. Сербский народ искренно надеется на великого Государя русского и весь русский народ. Я уповаю и твёрдо верю, что мы дождёмся, наконец, той счастливой минуты, когда можно будет всем нам, православным, свободно воспеть хвалебную песнь Богу в храмах, не менее благоустроенных и благолепных, чем те, которые украшают великую славянскую державу на славу и честь всего славянства» Поэт Аполлон Майков прочёл свой перевод песни о Лазаре и Милице. ...И пребудут, яко звезды, Над землёй пленённой нашей Наши каменные церкви! Будут иноки честные Благодатью лишь богаты, Славить Господа в них Бога, Поминать Царей великих И мужей, на брани павших За Отеческую землю… Петербургский отдел Славянского Комитета ещё раз вернулся к темам, затронутым Владыкой Михаилом, на заседании 30 ноября 1869 года. Обсуждался вопрос о складе русских книг в Константинополе, поднятый Митрополитом Михаилом и А.А.Киреевым, и решено было запросить об этом Азиатский департамент МИД

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/26/...

Архиепископ Казанский 7 мая 1892 года был переведен на Казанскую кафедру в сане архиепископа . 27 мая он прибыл в Казань . В это время ему было 64 года, но многие в Казани воспринимали его как " дряхлого старца " . По сравнению со своими предшественниками он показался малообщительным, поддерживая и с подчиненными, и с верхами светского общества только официальные деловые отношения. Но при этом управление епархией он держал в своих руках достаточно жестко. Разумеется, в Казанском крае в первую очередь был востребован его опыт миссионера. Архиепископ Владимир поддерживал систему Ильминского , скончавшегося незадолго до его назначения в Казань, поощрял распространение богослужений на инородческих языках, охотно рукополагал в священники инородческих учителей. В 1894 г. инициировал обсуждение вопроса о преобразовании миссионерских курсов, действовавших при Казанской духовной академии ; в 1897 г. курсы стали самостоятельным учебным заведением, их местопребыванием был определен Казанский Преображенский монастырь , получивший статус миссионерского. Активной была благотворительная деятельность архиерея, он пожертвовал значительные суммы училищу глухонемых, школе детского трудолюбия, дому трудолюбия, различным учреждениям общества трезвости (больнице, ночлежному приюту, столовой, читальне) и пр. Существенные суммы (в несколько десятков тысяч рублей) он направлял Алтайской миссии, Киевской духовной академии, Сербской Православной Церкви (на имя Сербского митр. Михаила (Йовановича , с которым был дружен с академической скамьи, они вместе учились и приняли монашеский постриг в один день). По инициативе архиепископа Владимира при Казанском епархиальном женском училище был создан Ольгинский приют, названный в честь великой княжны Ольги, сестры императора Александра III . В 1895 - 1897 годах. для него было построено специальное здание, соединенное со зданием училища. В этом приюте жили девочки-сироты, которые во время обучения в начальных школах других приютов показали хорошие знания и способности и которым открылась теперь возможность получить в епархиальном училище среднее педагогическое образование.

http://drevo-info.ru/articles/13672079.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОСИФЕЙ [серб. Дocumej] (Васич; 5.12.1878, Белград - 13 или 14.01.1945, там же), исп. (пам. серб. 13 янв.), митр. Загребский Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1898 г. пострижен в монашество и вскоре последовательно рукоположен во диакона и иерея. Через год окончил Белградскую ДС. В 1900 г. Образовательным фондом митр. Сербского Михаила (Йовановича) направлен на учебу в КДА, получал стипендию от Синода РПЦ. В 1904 г. окончил КДА со степенью кандидата богословских наук за соч. «Действительность чуда воскресения Христа Спасителя из мертвых». Изучал богословие и философию в ун-тах Берлина и Лейпцига. В 1907 г. вернулся на родину, был назначен преподавателем Белградской семинарии. В 1909 г. Мин-вом просвещения и церковных дел направлен для продолжения учебы во Францию, изучал философию и социальные науки в Сорбонне и Высшей школе социальных наук. С 1910 г. студент ун-та в Женеве (Швейцария). Прервал учебу из-за начала 1-й Балканской войны (1912-1913). 25 мая 1913 г. хиротонисан во епископа и назначен на Нишскую кафедру. Во время первой мировой войны (1914-1918) оказывал помощь беженцам. В 1915 г. Д. остался в Нише после отступления серб. армии и был интернирован болг. оккупационными властями. Пребывание в болг. плену подорвало его здоровье, Д. вернулся на кафедру только в 1918 г. Организовал неск. приютов для детей, чьи родители погибли во время войны, и об-во «Царица Елена» для работы с беспризорниками, основал приют для слепых детей при Иоанновском мон-ре под Нишем, активно работал с молодежью. В качестве помощника председателя Центрального серб. архиерейского Собора участвовал в переговорах с К-польской Патриархией о восстановлении Сербского Патриаршества. Летом 1920 г., когда Д. находился на лечении в Карлови-Вари, к нему обратились представители недавно созданной Чехословацкой Церкви (ЧСЦ; см. Чешских земель и Словакии Православная Церковь ) с просьбой о посредничестве в переговорах о вхождении ЧСЦ в юрисдикцию СПЦ.

http://pravenc.ru/text/180315.html

Параллельно проходило заседание секции «Высшее духовное образование и богословская наука в Российской империи», где ученые вспомнили деятельность П.И. Нечаева, богословие протоиерея Понтия Рупышева, художественный образ протоиерея Иосифа Васильева и переписку митрополита Михаила (Йовановича) с профессором И.С. Пальмовым. Также они обсудили издание «Творений» святителя Иоанна Златоуста, наследие кафедры церковной истории Казанского императорского университета и женские духовные учебные заведения Западной Сибири в конце XIX — начале XX в. Секцию модерировали иеромонах Ферапонт (Широков) и священник Константин Суржиков. Завершила первый день конференции работа секции « " Народное Православие " . Духовно-образовательная, просветительская и социально-благотворительная деятельность Русской Православной Церкви», модератором которой выступили священник Сергий Зяблицкий и А. Н. Красиков. Здесь участники научной дискуссии поговорили о надгробных проповедях как исторических источниках и роли начального духовного образования в России во второй половине XIX — начале XX вв. Кроме того, участники обсудили образ А.В. Суворова в Санкт-Петербурге, братьев Гепецких и историю прославления святого Прокопия Устьянского. Во второй день конференции, 12 апреля, работа также состоялась по тематическим секциям «Конфессиональная политика Российской империи. Русская Церковь на страницах церковной и светской периодической печати» и «Духовенство и приходы Русской Православной Церкви. Церковное Петербурговедение». Работу первой секции модерировали И.В. Петров и А.П. Сологуб. На этой площадке исследователи обсудили проблемы строительства Русской Палестины в 1857-1917 годах, рассмотрели вопрос о степени преемственности конфессиональной политики антибольшевистских правительств от дореволюционной политики Синода, поговорили о проблемах межконфессионального диалога в годы Первой мировой войны. Далее участники обсудили отношения между лютеранами и православными на примере похорон врача Ф.Х. Граля в Перми в июне 1835 года, рассмотрели проблемы конфессиональной проблематики в западнорусских епархиях Российской империи и порассуждали о Церковно-певческой тематике на страницах «Церковных ведомостей» в первые годы издания.

http://patriarchia.ru/db/text/6120444.ht...

В 1803 г. обитель разграбили разбойники, в 1812 г. братия погибла от чумы. К 1847 г. на месте старого храма известный болг. архит. Н. Фичев построил большой 3-купольный храм с открытым нартексом и подземной часовней, к-рый расписал Захарий Зограф . После освобождения Болгарии (1878) над нартексом возвели колокольню. В 1913 г. при землетрясении монастырский комплекс был полностью разрушен. В 1927 г. по чертежам Фичева возвели храм и над зап. входом воссоздали надпись: «обновися от основания в лето Христово 1847 г., апрель, 9, мастер Никола Йованович из села Дряново». При строительстве мастера использовали античные рельефы: так, престолом является бывш. языческий жертвенник с надписью: «Зевсу Олимпийскому, Гере и Афине в победу и долгоденствие императора цезаря Т. Элия Адриана Антонина», принесенный из г. Никиполис-ад-Иструм (сохр. развалины в 20 км от г. Велико-Тырново); под одну из колонн положен камень, при рим. имп. Адриане (117-138) обозначавший границу между Фракией и Мёзией (принесен из с. Хотница близ Велико-Тырново). В храме был установлен сохранившийся при землетрясении иконостас с неск. работами Захарии Зографа, образами арх. Михаила (1663) и Св. Троицы (1708, работа Цоню и Косты Пенюва). В 1946-1948 гг. были отстроены жилые и хозяйственные помещения. В 1946 г. в П. м. поселился мон. Севастиан (впосл. архимандрит; † 2008). В 1948 г. мон-рь был преобразован в женский, им управлял архим. Севастиан вместе с игум. Евдокией. Обитель объявлена памятником культуры Болгарии. Лит.: Сырку П. Монастырь Шишман или Шишманица//ЗРАО. 1886. Т. 2. Вып. 3. С. 299-320; Жеков А. Един светилник в миналото: Царският и патриаршески монастир Св. Троица и патриарх Евтимий: Кратки ист. очерк. София, 1936; Загорски И. Манастирите във Великотърновска епархия. София, 1947; Русев П. Школата на Евтимий Търновски в ман-ра Св. Троица//Търновска книжовна школа. Търново, 1971. Кн. 1. С. 27-38; Чавръков Г. Средища на българската книжовност, IX-XVIII в. София, 1987. С. 77-79; он же. Български ман-ри: История, култура, изкуство. София, 2000. С. 65-67, 223; Темелски Х. По въпроса за основаването и съдбата на търновските манастири «Св. Троица»//Минало. София, 1996. Год. 3. 3. С. 62-72.

http://pravenc.ru/text/2579758.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010