У РФ круглий життя — та перспективи 14 травня 2013 р. 20:27 16 мая 2013 года в Общественной палате Российской Федерации состоятся слушания на тему: «Религия, общество, образ жизни — предварительные итоги и перспективы непростой дискуссии». Инициатором и ведущим круглого стола выступает член Общественной палаты Российской Федерации, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин . Что такое религия — только часть внутреннего мира человека, внутрисемейной и внутриобщинной жизни, или она задает правила, актуальные для всех сфер бытия верующих людей   от экономики до искусства, от военного дела до повседневного быта? Как сочетать в одном обществе образы жизни и модели социумов, основанные на разных религиях и на нерелигиозных мировоззрениях? На эти вопросы постараются ответить участники слушаний. В мероприятии примут участие члены Общественной палаты, представители исполнительных и законодательных органов власти, ученые, правозащитники, эксперты, представители общественных и религиозных организаций. Круглый стол пройдет по адресу: г. Москва, Миусская пл., д. 7 стр. 1, Общественная палата Российской Федерации, зал Совета. Начало в 11.00. Контактное лицо для справок и аккредитации  — ответственный секретарь Комиссии Елена Лазутина, тел.: (495) 221-83-91, моб. (910) 468-82-36, эл. адрес: e.lasutina@oprf.ru . Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2970923...

В параграфе 3 определялось место действия Общества: «Общество находится в г. Москве, но район его деятельности распространяется на всю Россию». Избираемый Совет Общества состоял из председателя, товарища председателя, секретаря и не менее трех членов Совета. Совет из своей среды избирал библиотекаря и казначея. Имелась и ревизионная комиссия. Канцелярия Общества находилась в домах, где проживала М.К. Морозова: Знаменка, 11 – Новинский бульвар, 103 Мертвый пер., 9. После возникновения в 1910 г. книгоиздательства «Путь» канцелярия Общества находилась при издательстве по тем же адресам. Собрания Общества открытые и закрытые проходили открытые и закрытые проходили по тем же адресам, а также по адресам: «Польская библиотека» (Милютинский пер., 18), Политехническое общество (М. Харитоньевский пер., 4), Университет им. А.Л. Шанявского (Миусская пл.), Синодальное училище (Б. Никитская, 14), Богословская ауд. Имп. Моск. Ун-та, Коммерческий ин-т (Б. Серпуховская, Стремянной пер., 28), Большая Соборная палата Епархиального дома (Каретный ряд, Лихов пер., 6). Е.К. Герцык оставила описание одного из собраний Общества в доме Морозовой: «Президиум заседал на фоне врубелевского Фауста с Маргаритой, выглядывающих из острогранной листвы. Умерший муж Морозовой был первым ценителем и скупщиком Врубеля. В перерыве по бесшумным серым коврам через анфиладу комнат шли в столовую пить чай с тортами – не все, а избранные» 1106 . Более пространное описание дал Ф.А. Степун: «Морозовский особняк в Мертвом переулке, строгий и простой, перестроенный талантливым Желтовским, считавшим последним великим архитектором Палладио, был по своему внутреннему убранству редким образцом хорошего вкуса. Мягкие тона мебельной обивки, карельская береза гостиной, продолговатая столовая, по-музейному завешанная старинными иконами, несколько полотен Врубеля и ряд других картин известных русских и иностранных мастеров, прекрасная бронза «empire», изобилие цветов – все это сообщало вечерам, на которые собирались иной раз до ста человек, совершенно особую атмосферу красоты, духовности, тишины и того благополучия, которое невольно заставляло забывать революционную угрозу 1905-го года» 1107 . А вот еще одно описание заседания Общества в Мертвом переулке, сделанное 20-летней Н.Ю. Фиолетовой: «Вниз по ступенькам лестницы, устланной ковровой дорожкой, спускаемся мы в низкое полуподвальное помещение, раздеваемся в гардеробной. Еще несколько ступенек вниз – и попадаем в буфетную, где на стойках у одной из стен разложены самые разнообразные вкусные вещи: аппетитные бутерброды, пирожные, ломтики кекса. Буфетная разделяет два зала: направо – большой зал заседаний с ровными рядами стульев и столиком для докладчика; налево –

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rus...

Лукине (1898), дом уч-ща для мальчиков при часовне в дер. Рязанцы Дмитровского у. (1898). В 1900-1904 гг. по проекту Л. была возведена Успенская ц. Князь-Владимирского мон-ря в с. Филимонки Подольского у. Единый объем здания включает храм с 2 симметричными одноярусными приделами и трапезную. Центральный 2-ярусный четверик церкви выделялся по высоте и завершался компактным пятиглавием (ныне утрачено). С зап. стороны к зданию примыкало 3-частное помещение с папертью и лестницей на хоры, с востока - 3 граненые апсиды. В оформлении фасадов доминируют мотивы арочек и кронштейнов. Крупнейший храмовый проект Л.- собор во имя блгв. кн. Александра Невского на Миусской пл. в Москве - остался неосуществленным. Собор планировался грандиозным по размеру, круглым в плане, с обходной галереей, завершенным огромной луковичной главой. Однако проект, одобренный Московской духовной консисторией и Строительным отд-нием губернского комитета, не был принят Синодом из-за технического несовершенства. Храм был возведен акад. А. Н. Померанцевым. Была отвергнута и др. крупная работа Л.- Никольские торговые ряды в Москве, проектирование к-рых было передано Л. Н. Кекушеву, хотя Л. разработал 3 варианта проекта. Л., как правило, проектировал постройки в русском стиле с мотивами ярославского и московского узорочья сер. XVII в., с обилием дробных декоративных архитектурных форм и с богатой орнаментикой (московско-ярославский, или романовский). Этот стиль зодчества, восходящий к начальной эпохе династии Романовых, применялся им не только для церковных зданий, но и для сооружений гражданского назначения (лавки, торговые ряды). Вместе с тем Л. использовал в качестве образцов для своих храмовых проектов идеи ведущих архитекторов-современников. Избрав для проекта Александро-Невского собора на Миусской пл. тип центрического храма с огромным высоким куполом, архитектор продолжал поиск решений, намеченных в проектах и осуществленных в постройках таких зодчих, как Р. Р. Марфельд (храм Христа Спасителя в Борках, 1891-1894) и В. А. Косяков (ц. Богоявления на Гутуевском о-ве в С.-Петербурге, 1892-1899). Наследие Л. как архитектора оценивалось неоднозначно. Критику вызывали как выбор места для построек (мн. здания закрыли или исказили исторический вид на Троице-Сергиеву лавру), так и характерное для стиля Л. сочетание упрощенных архитектурных объемов с суховатым и графичным декором. Несмотря на спорную оценку, очевидным является значение работ Л. в создании современного ансамбля Троице-Сергиевой лавры, Сергиева Посада и его окрестностей.

http://pravenc.ru/text/2463183.html

В М. появляются посвящения престолов, связанные с обетной темой победы в войне 1812 г. (такие престолы, как во имя св. кн. Александра Невского, св. покровителя имп. Александра I и всех последующих государей, носивших это имя). Князь-победитель, чьи мощи были перенесены в 1724 г. из Владимира в С.-Петербург, стал в синодальную эпоху связующим звеном 2 столиц Российской империи. Во имя св. кн. Александра Невского и вмц. Екатерины основываются престолы в восстановленной ц. прп. Параскевы в Охотном ряду (в верхней церкви; 1815). Основой декорации этих приделов стали 14 икон, посвященных святым, праздники к-рых приходились на памятные даты крупнейших сражений 1812-1814 гг.- битв при Бородине, под Тарутином, освобождения М. и Смоленска, переправы через Березину, сражений под Кульмом и Лейпцигом, вступления в Париж, заключения мира и др. ( Розанов Н. П. Древние и др. особо замечательные предметы в приходских церквах Москвы//Древности: Тр. МАО. М., 1874. Т. 4. С. 131; Нащокина М. В. Архит. ансамбли Москвы в XIX - нач. XX вв.//Архит. ансамбли Москвы. 1997. С. 283). Если для академического искусства темы побед рус. оружия стали привычными в связи с созданием медалей и рельефов работы Ф. П. Толстого, посвященных этим победам, то для церковного искусства сер.- 2-й пол. XIX в. в качестве образца послужили иконы из этой церкви-мемориала. Разработкой в плане символики и семантики сходных композиций стали проекты скульптурной декорации храма Христа Спасителя, сюжеты для к-рых, посвященные тем же военным событиям, были выбраны в 1844 г. митр. Московским Филаретом (Дроздовым) ( Мостовский М. С. История храма Христа Спасителя в Москве. М., 1884. С. 213). Собор во имя св. кн. Александра Невского на Миусской пл. Проект архит. А. Н. Померанцева. 1911 г. Собор во имя св. кн. Александра Невского на Миусской пл. Проект архит. А. Н. Померанцева. 1911 г. В память манифеста 19 февр. 1861 г., даровавшего отмену крепостного права и личную свободу сословию крестьян, предполагалось возвести собор в М.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

18 марта 1910 г. В. по болезни был уволен на покой и назначен настоятелем московского Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . По поручению Московского митр. сщмч. Владимира (Богоявленского) В. председательствовал на 5-м Всероссийском съезде русских людей (С.-Петербург, 1912). В 1913 г. Московский митр. св. Макарий (Невский) назначил В. в помощь своему 1-му викарию Дмитровскому еп. Трифону (Туркестанову) в делах епархиального управления и совершении торжественных богослужений. В. возглавлял комитет по возведению собора в честь св. Александра Невского на Миусской пл. в Москве (заложен в 1913, строительство не было завершено). В 1918 г. В. полтора месяца находился под арестом. После закрытия осенью 1919 г. Андроникова мон-ря жил в бараке возле собора Александра Невского. В 1921 г. Патриархом св. Тихоном возведен в сан архиепископа и назначен на Екатеринославскую кафедру, к месту служения уехал после ареста Патриарха в 1922 г. В 1924 г. был выслан из Екатеринослава в Москву без права выезда. 29 апр. следующего года В. вновь был арестован, заключен в Бутырскую тюрьму, обвинен «в распространении непроверенных слухов о притеснении со стороны Советской власти Тихоновской церкви». Виновным себя не признал. Находясь в тюрьме, дважды просил допустить к нему для исповеди сщмч. Василия Надеждина , оба раза ему было отказано. По постановлению Коллегии ОГПУ от 3 июля 1925 г. освобожден под подписку о невыезде из Москвы, 10 сент. дело в отношении В. было прекращено. В янв. 1926 г. В. примкнул к григорианскому расколу , был назначен на Днепропетровскую кафедру. В июне того же года принес покаяние Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) . Пребывая на покое, служил во Всехсвятской ц. в с. Всехсвятском (ныне Москва, близ станции метро «Сокол»). В этот период П. Д. Корин писал портрет В. для картины «Русь уходящая» (этюды и эскиз картины с портретом В. хранятся в Доме-музее Корина в Москве). В. погребен у алтаря Всехсвятской ц., могила не сохранилась. Чин отпевания совершил митр. Сергий в сослужении викариев Московской епархии Подольского еп. Иннокентия (Летяева) , Волоколамского еп. Иоанна (Широкова) и Дмитровского еп. Питирима (Крылова) .

http://pravenc.ru/text/159076.html

В память этого события уже возводили приделы в М.: во имя прп. Сергия Радонежского при Богоявленской ц. в Дорогомилове наряду с приделом в той же церкви во имя свт. Тихона, еп. Задонского, прославленного в 1861 г. Грандиозный храм строился в М. в течение неск. десятилетий. Синодальный указ об изыскании места для его строительства был издан 20 мая 1861 г., тогда же был учрежден при Чудовом мон-ре Комитет для принятия и хранения приношений на сооружение в Москве храма св. Александра Невского. С 1861 по 1894 г. были собраны значительные средства, первоначальное место для храма рассматривалось на площади Ст. Триумфальных Ворот или у Ильинских ворот (бывш. Белого города). В результате работы специально созданной комиссии в 1895 г. было предложено место в центре нового, быстро развивавшегося района в сев.-зап. части города - на Миусской пл., сеть улиц вокруг к-рой связывала ее с дорогой на С.-Петербург. В заключении комиссии было указано, что собор не может быть рядовым произведением ни по размеру, ни по облику, а должен быть воспроизведением «Софийского храма в Константинополе» (ЦГИА Москвы. Ф. 179. Оп. 21. Д. 1350. Л. 31; Архит. ансамбли Москвы. 1997. С. 377). Для современников этот храм был аналогом храма Христа Спасителя. Одним из первых был предложен проект епархиального архит. А. А. Латкова, но был отклонен из-за использования в плане окружности, а не крестообразной формы. Выбор был сделан в пользу проекта проф. А. Н. Померанцева, вдохновленного рисунком худож. В. М. Васнецова. Строительство собора было начато в 1904 г., чин освящения земли совершил свт. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Отделку предполагалось завершить к 50-летней годовщине отмены крепостного права в России имп. Александром II - в 1911 г. Храм был заложен 22 сент. 1913 г. в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны свт. Макарием (Невским), митр. Московским. До 1917 г. храм был возведен вместе с куполами, но отделка не была завершена. Он стал крупнейшим из ряда соборов, посвященных св. кн.

http://pravenc.ru/text/2564186.html

VI. После 1917 г. С многочисленными разрушениями и человеческими жертвами во время боев революционные войска в ходе Октябрьского вооруженного восстания 1917 г. захватили Кремль. Перевод столицы из города на Неве в М. (март 1918), отделение Церкви от государства со всеми юридическими и экономическими последствиями, отношение революционных властей к вопросу завершения войны, целостности гос. территории, свободе слова и нравственности, а также события во всех сферах жизни, потрясшие до основания устои гос-ва, общества и каждого человека, имели продолжение и в судьбе храмового зодчества М. Были прекращены церковное строительство и ремонтные работы в храмах. В 20-х гг. были закрыты храмы и религ. общины лишены права пользования ими. В 30-х гг. проводилось масштабное уничтожение самих зданий без учета исторической значимости, сложности работ и к.-л. иных смягчающих обстоятельств. Были разрушены церкви, наиболее знаковые для истории города и страны: самый древний каменный храм М.- ц. Преображения Господня (Спаса) на Бору (1325); крупнейшие храмы, способные вместить тысячи прихожан одновременно, а также напоминавшие о самых главных событиях отечественной истории XIX в.,- храм Христа Спасителя взорван в 1931 г., собор во имя св. Александра Невского на Миусской пл. был разобран, Богоявленский собор в Дорогомилове, с 20-х гг. ставший кафедральным собором РПЦ, разрушен в 1938 г. Были уничтожены те церкви и колокольни, высокие завершения к-рых играли роль ориентиров и доминант в перспективах улиц и площадей. По закономерности это были храмы, восхищавшие и привлекавшие своим уникальным архитектурным обликом, богатым декором или памятным значением: Покровская ц. на ул. Покровке, у Армянского пер.,- памятник нарышкинского барокко, Пятницкая ц. у Охотного ряда с приделами в воспоминание войны 1812 г. (не существовала к 1933), древние и новые церковные сооружения у стен и ворот Китай-города - часовня вмч. Пантелеимона и ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери у Ильинских ворот, как и сами стены Китай-города (уничтожены при строительстве метрополитена).

http://pravenc.ru/text/2564186.html

Москва. Собор Александра Невского в Миуссах. Александро-Невский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Слева Церковь Воздвижения Честного Креста Господня при Ямских училищах,Москва, Ленинградский просп., 4.Собор Александра Невского в память освобождения крестьян от крепостной зависимости.Собор Александра Невского на Миусской площади.Современный адрес Москва, ул. Александра Невского, [перед д. 4]; Миусская пл.Справа Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы. Москва, ул. Бутырский вал, 8/3.Фотография 1920 года Александр Качалин ?? Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя. Был построен по проекту Александра Померанцева и Виктора Васнецова и заложен к 50-летней годовщине отмены крепостного права в России Александром II. Его высота составляла 70 м. Храм был заложен в присутствии великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Начало Первой мировой войны затормозило строительство. К моменту Октябрьской революции гигантский 21-купольный собор, способный вместить более шести тысяч человек, был уже почти полностью завершён. Обветшавшая постройка была снесена в 1952 году, на её фундаменте в 1960 году был возведён Дом пионеров Фрунзенского района Москвы — ныне Дворец творчества детей и молодежи на Миуссах. Информация с сайта http://oldmos.ru/photo/view/31244 19 февраля (3 марта) 1855 года на престол вступил император Александр II. К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским. «Осени себя крестным знамением, народ русский!» – звучало во всех московских церквях в день опубликования Манифеста, 5 (18) марта. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского – по тезоименитству государя-освободителя. О строительстве храма заговорили сразу же после опубликования Манифеста, и в числе инициаторов состоял известный русский историк М.Н. Погодин. Новый благодарственный храм решено было строить в Москве, как в исторической столице России, где в том же 1861 году только началась роспись храма Христа Спасителя.

http://sobory.ru/article/?object=23505

50 По плану, выданному управлявшим тогда строительною частью в Москве, генералом Башиловым, отчего и первая улица получила название „Башиловки“ 53 А вместе с тем и состав прихода значительно изменился: ямщицких домов в приходе осталось весьма мало и нашу местность заселили торговцы, ремесленники, наездники, купцы, мещане, и „разных чинов“ люди (впрочем дворян и высших чиновников в приходе нашем всегда было весьма мало). Из наиболее известных прихожан мог. быть указаны след.: 1) Иган Захар. Суриков, народн, поэт, живш. в св. д. на Миусск. пл., умерш. 24 апр. 1880 г. от чахот., погр. на Пяти, кл., (на отпевании его в наш. хр. были многие представ, тогдашнего литературн. мира); 2) фабрик, и коммерс. Даниил Борисов с сынов, (ъ св. д., у Твер. заст., по Петерб. шоссе); 3) Потом. Почетн. Гражд. Павел Ив. Челышев (в св. д. но Петерб. шос., – умерш. 4 февр. 1875 г.); 4) Потом. Почетн. Гражд. Григор. Савельев. Бардин, коннозаводч. (в св. д. по Петер, шос., удост. посещения Госуд. Импер. Александра (умерш. 20 июля 1878 г.); 5) Член Московок. Судебной Палаты Дмитрий Серг. Охлябинин (в д. по Петерб. шоссе, умерш. марта 1887 г. основании. вместе с прихож. А. Я. Кокориным (умерш. 24 сент. 1894 г.) и А. Р. Бакастовымъ (умерш. 17 апр. 1892 г.) наше приходское попечительство (въ 1882 г.) и бывш. первым его председателем. Из ямщицк. семей наиб, давние: Подъездковы, Кокорины, Гуськовы, Волочугины, Сметанниковы, Хухриковы, Храбровы, Новиковы, Морковкины и др. 54 По исповедным ведомостям нашей церкви за 1909 годъ в приходе значится: духовных м. п. 30, ж. п. 31; военных: домов II, м. п. 20, ж. п. 24; – статских: домов 20, м. п. 105, ж. п. 123; купцов, мещан, цеховых и проч, городских обывателей: домов 278, м. п. 885, ж. п. 1190; – крестьян: домов 144, м. п. 1912, ж. п. 2294, раскольников: домов 15, м. п. 57, ж. п. 61. Итого число дворов в приход: 468, м. и. 3009, ж. п. 3723– всего 6732 чел. Но в дйствительности, число живущих в приходе нашем, (если иметь в виду говеющих в домовых нашего прихода и других церквах, а равно и не бывших на исповеди), нужно считать на много более указанного в церковных ведомостях количества.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Я опешил. Слишком резок был переход от Метерлинка к вожатому трамвая. С гимназических лет я настойчиво думал о писательстве. Все перемены в жизни казались мне подготовительной школой для этого. Надо входить в жизнь, не брезгать ничем, – только так может накопиться жизненный опыт, создаться та кладовая, откуда я буду брать пригоршнями мысли, сюжеты, образы и слова. К тому же я понимал, что сейчас нельзя уезжать от мамы. Надо побыть с ней и помочь ей. А здесь заработок сам шел в руки. И я согласился. Когда я сказал маме и Гале, что поступаю вожатым на трамвай, мама только вздохнула и заметила, что она никогда не стыдилась никакой работы и приучила к этому и нас. А Галя начала волноваться – не убьет ли меня током. – Я где-то читала, – испуганно сказала она, – про слона из цирка. Его сожгло трамвайным током. Может это быть или нет? Я ответил, что все это чепуха. Мне не сиделось дома, и я пошел в трактир на Кудринской улице. Он курился чайным паром. Развязно, позванивая литаврами и бубенцами, гремел механический орган – трактирная «машина»: Вот мчится тройка удалая По Волге-матушке зимой… За соседним столиком старый человек с поднятым воротником пиджака что-то писал, беспрерывно макая перо в чернильницу и снимая с него волоски. Мне захотелось написать кому-нибудь из близких, из друзей о себе, о том, что жизнь переломилась и я буду работать вожатым на трамвае, но я тут же вспомнил, что писать мне совершенно некому. Ямщик умолк, и кнут ременный Повис в опущенной руке, — гремела «машина», и в ответ ей звенели пустые стаканы. Медная линия Меня приняли вожатым в Миусский трамвайный парк. Но вожатым я работал недолго. Меня вскоре перевели в кондукторы. Миусский парк помещался на Лесной улице, в красных почерневших от копоти кирпичных корпусах. Со времен моего кондукторства я не люблю Лесную улицу. До сих пор она мне кажется самой пыльной и бестолковой улицей в Москве. Воспоминание о ней связано со скрежетом трамваев, выползающих на рассвете из железных ворот парка, с тяжелой кондукторской сумкой, натиравшей плечо, и с кислым запахом меди. Руки у нас, кондукторов, всегда были зелеными от медных денег. Особенно если мы работали на «медной линии».

http://azbyka.ru/fiction/povest-o-zhizni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010