Проблема духовно-нравственного воспитания и образования на основе православных ценностей стоит в России очень остро. Ясно ощутима настоятельная потребность спасать систему воспитания и образования от нахлынувшей волны суррогатной продукции, разрушающей учащуюся молодежь, отвращающей её от веры, от Церкви и от русской культуры. Внимание автора статьи Синельникова С.П. обращено к поиску возможных путей решения этой злободневной проблемы. Современные системы образования зачастую не соответствуют принципам православной педагогики и антропологии и даже явно нарушают их. Как же выработать правильную технологию и методику личностного воспитания? Чтобы ответить на этот вопрос, автор статьи Синельников С.П. предпринимает попытку вернуться к православной педагогике и антропологии, основанной на трудах святых отцов и некоторых выдающихся церковных и светских деятелей XIX–XX вв. Вопрос о соотношении философии и христианства издревле волновал умы мудрейших из людей. Может ли богослов быть философом? Помогает ли философия приблизиться к Богу или, наоборот, уводит от Него? Позволительно ли знакомиться со светской образованностью? Возможен ли диалог между философией и богословием? О том, что святые отцы и современные богословы говорят по этому поводу, пишет автор статьи. В статье С.П. Синельникова рассматриваются основные тезисы марксизма и его последователей в России относительно отмены всякого религиозного образования и введения безбожного воспитания. Теоретические посылы создателей учения о диктатуре пролетариата послужили основой для экспериментов в школьной образовательно-воспитательной деятельности. Отсутствие в настоящее время единодушия в обществе по поводу необходимости религиозного воспитания в школе говорит о том, что атеизм за десятилетия проделал в России большую разрушительную работу и далеко ещё не преодолён. Процесс секуляризации системы образования в Донской области был начат большевиками в декабре 1917 г. Противостояли этому органы церковного управления, в частности, Отдел народного просвещения Всевеликого войска Донского (под руководством В. Светозарова), сформированный в 1918 г., и Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ) на Юго-Востоке России, учрежденное в 1919 г. (под председательством Донского архиепископа Митрофана Симашкевича). О попытках восстановления религиозного образования на Дону повествуется во второй части статьи С.П. Синельникова.

http://bogoslov.ru/person/223515

20 и 21 мая 1922 года на допросах в Донском ГПУ митрополит Митрофан (Симашкевич) пояснял и оправдывал свою позицию, а также указывал причины, не позволившие ему обнародовать патриаршее воззвание. Он утверждал, что получил этот документ не по официальным церковным каналам, отсутствовал указ Патриарха, что давало повод, по словам донского митрополита, сомневаться в его подлинности. К тому же он счёл, что распространение воззвания будет выглядеть в глазах властей противозаконным деянием и может вызвать их негативную реакцию . В ДОГПУ зафиксировали следующие показания митрополита: " Является ли изъятие церковных ценностей святотатством, ... можно сказать, что святотатством будет являться то, если священник или мирянин отдаёт собственными руками не превращённый в слиток священный предмет, если же он превратит целый священный предмет собственными руками в слиток, т.е. из священной чаши сделает лом, то это передав вам не в виде чаши, он святотатство не совершает. В канонах говорится, что золотой или серебряный сосуд не может быть присвоен на своё употребление. Вообще, таких предметов, которые нельзя пожертвовать без ущерба нет, это только необходимо считаться со всенародным мнением. По моему мнению, патриарх Тихон [в] своём послании недосказал, я уверен, что ни один священник, ни один мирянин верующий освящённый предмет, не обративши его в слиток, не отдал бы собственными руками " . Организацию помощи голодающим в Донской епархии начали ещё в августе 1921 года, когда Патриарх объявил о создании церковного комитета помощи голодающим Поволжья и началась организация его структурных единиц в провинции. В Новочеркасске, Ростове и Нахичевани-на-Дону также был организован сбор пожертвований по церквам. Организация помощи была одобрена Донским ЧК, высказавшим даже благодарность представителям Церкви . Первоначально " деньги потекли рекой " , но вскоре в народе появились сомнения в том, что деньги доходят до голодающих Поволжья . Об этом написал священник Алексей Трефильев в статье, опубликованной 26 января 1922 года в газете " Советский Юг " .

http://e-vestnik.ru/science/donskoe_duho...

В настоящем издании осуществляется научная публикация источников по истории Юго-Восточного Русского Церковного Собора. Прежде всего это документы, появившиеся в результате его работы, но ими публикация не ограничивается. Составители сборника стремились к наиболее полному изданию, включающему все материалы, связанные с историей Собора. Основная часть публикуемых материалов относится к периоду подготовки и работы Собора до его закрытия, то есть с 27 апреля по 24 мая 1919 г. Позднейший из выявленных основных материалов о Соборе датирован 8 июля 1919 г. Единичные документы имеют даты 20 ноября 1918 г. и 16 июня 1930 г. Источники по истории Ставропольского Собора подразделяются на три основные группы: собственно документы Собора, материалы периодической печати, публиковавшиеся во время его работы и по его завершении, мемуары. Рассмотрим документальное наследие Собора, его историю, особенности и полноту. Документы Собора отложились в нескольких фондах Государственного архива Российской Федерации (далее – ГАРФ): Временного высшего церковного управления, Отдела пропаганды Особого Совещания при Главнокомандующем Вооруженными силами на Юге России, личном фонде Деникина. В фонде Р-3696 Временного высшего церковного управления: в деле 1 по 1-й описи и деле 4 по 2-й. В личном фонде Деникина Р-5827 отложились два документа – Обращение Собора к А. И. Деникину «и предводимому им Христолюбивому Воинству » от 21 мая 1919 г. и Обращение Председателя Собора архиепископа Митрофана (Симашкевича) к Деникину, датированное 24 мая 1919 г. 107 В фонде Р-440 Отдела пропаганды Особого Совещания отложились обзоры периодической печати и материалы, составленные отделом для публикации с пропагандистскими целями. Эти документы поступили из Русского заграничного исторического архива (г. Прага). Материалы Отдела пропаганды содержат тексты документов Собора полностью или в виде выписок и цитат. Здесь отложились позднейшие экземпляры посланий Собора, которые содержали призывы к борьбе с Красной армией и выражали поддержку Белому движению. Часть из них дошла до нас посредством двух источников – местной периодической печати и документов Отдела пропаганды, производившего ее мониторинг и составлявшего информационные сводки. В частности, подобным образом здесь отложился текст обращения Собора к Терскому казачьему войску 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1990-х гг. берет начало освободившаяся от идеологических оков отечественная историография Гражданской войны. При этом в подавляющем большинстве работ, посвященных Белому движению, церковная тематика не получила никакого рассмотрения. Исключением является интересная работа Я. А. Бутакова «Русские крайние правые и Белое движение на Юге России в 1919 г.» 15 . Исследователь рассматривает общее отношение традиционалистских монархических организаций к руководящим кругам Добровольческой армии, характер их участия в Белом движении. В контексте данной темы Бутаков делает важные наблюдения об использовании «правым центром» Церкви в качестве своей естественной опоры. Автор рассматривает вопросы участия духовенства в организациях данной направленности, в том числе некоторых членов Юго-Восточного Русского Церковного Собора. Не обременяя себя подробными обоснованиями, исследователь делает верный, с нашей точки зрения, вывод об отказе Юго-Восточного Собора от поддержки этих движений в церковной среде и в целом от использования авторитета Церкви в политической деятельности. Необходимость создания высшего церковного управления на Юге России, контролируемом Добровольческой армией, была не без помощи протопресвитера Г. Шавельского осознана Главнокомандующим Вооруженными силами А. И. Деникиным. Он, в свою очередь, просил архиепископа Донского Митрофана (Симашкевича) созвать совещание для учреждения этого органа 16 . Из воспоминаний протопресвитера следует, что первоначально о созыве Собора речь не шла. Епископат настороженно отнесся к идее создания высшего органа церковного управления, главным образом, в связи с опасениями канонического характера – будет ли такой орган легитимным с канонической точки зрения. В конце концов 27 апреля 1919 г. по проблеме учреждения высшей церковной власти состоялось организационное собрание, которое, по сути, представляло собой заседание религиозно-просветительского отдела Совета государственного объединения 17 . Совет государственного объединения являлся антибольшевистской организацией, которая провозглашала восстановление «Великой, Единой и Неделимой России». Вместе с тем организация стояла на принципах «непредрешения» формы правления, предоставляя решение этого вопроса в свободной от большевиков России самому народу на Учредительном собрании. В целом такие взгляды соответствовали принципам Белого движения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Весной 1926 г. поддержал претензии на высшую церковную власть Ярославского митр. священноисп. Агафангела (Преображенского). Публичные выступления П. против заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) привели к разрыву общения П. с находившимися в Харькове высланными из своих епархий укр. архиереями. После отказа митр. Агафангела в июне того же года от претензий на полномочия патриаршего местоблюстителя П. вступил в переписку с руководителями григорианского раскола - архиепископами Свердловским Григорием (Яцковским) , Можайским Борисом (Рукиным) и Донским митр. Митрофаном (Симашкевичем) , но не согласился присоединиться к григорианскому Временному высшему церковному совету (ВВЦС). В течение неск. месяцев П., по его более поздним показаниям, «ни от кого не признавал административной зависимости и вел церковную работу самостоятельно», продолжал вести переписку с митр. Агафангелом. Резко отрицательно воспринял «Декларацию» 1927 г. митр. Сергия и Временного Синода РПЦ. Осенью 1927 г. обратился к митр. Агафангелу с письмом, в к-ром обвинил митр. Сергия в узурпации церковной власти. В ответном послании Ярославский архиерей поддержал эту позицию. После отделения митр. Агафангела и его викариев от митр. Сергия в февр. 1928 г. П., очевидно, принял решение о присоединении к «Ярославской оппозиции». В это время П. написал получившее известность среди церковной общественности письмо «Критические замечания по поводу второго послания митр. Сергия», в к-ром отрицалась каноничность власти заместителя местоблюстителя и делался вывод: «...самое широкое самоуправление православных епископов до времени Собора, согласно постановлению Патриаршего Синода от 7/20 ноября 1920 года, вот по нашему мнению, правильный лозунг нашего времени». В апр. 1928 г. П. направил митр. Сергию заявление об отделении от него, после чего был запрещен в священнослужении постановлением заместителя местоблюстителя и Временного Синода.

http://pravenc.ru/text/2578487.html

В «П. е. в.» неоднократно появлялись публикации, посвященные памяти еп. Пензенского и Саратовского Иннокентия (Смирнова) , подробно освещались торжества по случаю 100-летия со дня его рождения, подготовка к юбилею: «Освящение храма при склепе преосвящ[енного] Иннокентия, еп[ископа] Пензенского» (1883. 2. С. 22-23), «Столетний юбилей со дня рождения почивающего в Пензенском кафедральном соборе преосвященнейшего Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского» (1884. 10. С. 40-41), «Преосвященный Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, как проповедник» (1885. 20. С. 1-12; 23. С. 1-13; 24. С. 1-13). Особую группу публикаций составляют материалы о чудесной помощи по молитвам к свт. Иннокентию: «Благоговейное воспоминание о преосвященном Иннокентии, епископе Пензенском и Саратовском» Г. С. Рыбакова (1875. 18. С. 12-15), «Чудесное спасение» еп. Владимира (Благоразумова) (1883. 2. С. 18-22), «Памяти святителя Иннокентия» свящ. С. Архангельского (1885. 5. С. 26-27), «Исцеление по молитвам святителя Иннокентия» (1913. 1. С. 33), «О чудесных знамениях и исцелениях по молитвам святителя Иннокентия» (1915. 21. С. 903-916). В 1911 г. еп. Митрофан (Симашкевич) отправил эти статьи в Синод, их сведения были учтены при канонизации свт. Иннокентия в 2000 г. Среди статей этнографического характера примечательны «Краткий обзор благочестивых обычаев и установлений, существующих в Пензенской епархии» (1879. 24. С. 14-22; 1880. 2. С. 1-12); «Взгляд на историческое развитие славяно-русского язычества» (1875. 23. С. 1-9; 24. С. 15-27), «Исторический очерк видоизменения основных начал славяно-русского язычества под влиянием перемены местных и бытовых условий» (1876. 4. С. 1-24) и «Взгляд на происхождение суеверий и предрассудков» (1878. 13-15, 17-19, 23, 24) Озерецкого; «Очерки религиозно-нравственной жизни простого народа» (1892. 9. С. 348-355; 10. С. 388-392; 13. С. 509-519) и «Вера в колдунов при свете современной науки» (1897. 12. С. 416-423) свящ. Н. М. Соколова; «Город Саранск в религиозно-нравственном отношении 80 лет назад и в настоящее время» (1881. 6. С. 5-14; 7. С. 7-13) прот. А. Масловского; «Религиозное состояние русского православного народонаселения в пределах Пензенской епархии» (1876. 14. С. 1-11; 15. С. 1-9; 16. С. 1-10; 17. С. 1-13) и «Нравственное состояние русского народонаселения в пределах Пензенской епархии» (1876. 20. С. 1-7; 21. С. 1-9; 22. С. 1-6) Н. К. Смирнова; «Народное верование в русалок» (1892. 19. С. 767-782; 22. С. 941-954) и «Пятница в народном почитании» (1893. 21. С. 836-853; 22. С. 885-896; 23. С. 903-916) преподавателя ДС А. И. Троицкого. Публиковались также этнографические материалы, напр. «Обряды мордвов при погребении и поминовении умерших и вероучение их о загробной жизни» свящ. М. П. Иллюстрова (1866. 3. С. 76-82), «Мордовское население Пензенской губернии» Н. К. Смирнова (1874. 1, 2, 3, 5, 6, 9, 22, 24; 1875. 1, 2, 4-7, 10).

http://pravenc.ru/text/2579944.html

1941–1942: Геннадий Шипринкевич 11(24)06.1942–: Димитрий Маган Донская 10(23).01.1915–1922: Митрофан Симашкевич 1922–1924: 1924–09(22).12.1925: Митрофан Симашкевич, паки 1925–1927: Димитрий Добросердов 04 .1928–1928: Амфилохий Скворцов 27 .02(12.03).1929–1930: Антоний Романовский 1930–1932: 29 .07(11.08). 1932–08(21).03.1933: Владимир Горьковский, в. у. 10(23).10.1932–03(16).02.1933: Александр Раевский, в. у. 03(16)02.1933–1942: Иосиф Чернов, в. у. Донская (григ.) 1925–1930: Митрофан Симашкевич 1930–18(31).07.1935: Иннокентий Бусыгин Донская (обн.) 1922–17.02(01.03).1924: Митрофан Симашкевич 05 .1922–17.02(01.03).1924: Мелхиседек Николев 1923–1924: Андрей Одинцов 1924(?) –1925: Модест Никитин 1925–1927: 1927–1929: Николай Чудновцев 09(22).09.1929–20.06(03.07).1931: Сергий Киреев 1932–07.1934: Иоанн Острогорский Драгобычская и Самборская см. Самборо-Драгобычская Дриссненская (обн.) 04 .1930–1931: Варлаам Покровский Егорьевская 06(19).08.1921–08(21).04.1923: Вассиан Пятницкий 1923–1927: 1927–1927: Иоанн Петропавловский 15(28).09.1927–18(31).10.1929: Павел Гальковский – 1934: 04(17).09.1934–01.1936: Иоанн Соколов 16(29).08.1937–01(14).09.1937: Алексий Сергеев Ейская 1923–1925: Евсевий Рождественский 1925–1926: Кирилл Соколов 1926–1931: 17(30).11.1931–22.11(05.12).1933: Николай Амассийский Ейская (обн.) 11(24).07.1922–14(27).07.1922: Николай Федотов Екатеринбургская см. Свердловская Екатеринодарская см. Краснодарская Екатеринославская см. Днепропетровская Елабужская 30 .01(12.02).1922–1925: Георгий Анисимов 19 .02(04.03).1925–09(22).12.1925: Ириней Шульмин 1926–1929: 1929–02(15).07.1930: Ириней Шульмин, паки 1930–1930: Ириней Шульмин, в трет. раз 01(14).12.1930–1933: Палладий Шерстенников 29 .07(11.08). 1933–02(15).03.1934; Александр Раевский Елабужская (григ.) 09(22).12;1925–1926: Ириней Елгавская 27 .09(10.10).1936–13(26).10.1943: Иаков Карп Елецкая 01(14).10.1914–26.05(08.06).1917: Павел Вильковский 26 .05(08.06).1917–1921: Амвросий Смирнов 17(30).04.1921–1922: Даниил Троицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОФАН Митрофан (Симашкевич), митр. бывш. Донской и Новочеркасский. Фотография. Ок. 1915 г. Митрофан (Симашкевич), митр. бывш. Донской и Новочеркасский. Фотография. Ок. 1915 г. (Симашкевич Митрофан Васильевич; 23.11.1845, Подольская губ.- июль 1934, Новочеркасск), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола . Из семьи священника. По окончании Подольской ДС поступил в СПбДА, которую окончил в 1871 г. со званием кандидата богословия. 21 сент. того же года назначен преподавателем истории Русской Церкви в Подольской ДС. С 1872 г. также преподавал французский язык. В 1875 г. защитил в СПбДА диссертацию на соискание ученого звания магистра богословия за соч. «Пророчество Наума о Ниневии: Экзегетическое исследование с очерком истории Ассирийского государства и историко-критическим решением вопроса о происхождении книги пророка Наума». В 1869-1884 гг. опубликовал более 30 статей по церковной истории края и по актуальным проблемам религ. жизни в «Подольских епархиальных ведомостях» и др. местных изданиях. 25 февр. 1877 г. рукоположен во иерея. В том же году назначен ректором Подольской ДС, был возведен в сан протоиерея. 16 окт. 1884 г. переведен на должность ректора Донской ДС в г. Новочеркасске. Под его руководством было отремонтировано здание семинарии, улучшено состояние семинарской больницы, открыты классы иконописи и музыки, введено преподавание древнееврейского языка. Одновременно был цензором проповедей, состоял в Донском комитете Императорского православного миссионерского об-ва, в совете Донского епархиального Аксайско-Богородичного братства, в комиссии по устройству епархиальной миссионерской школы; был председателем совета образцовой школы при семинарии, председателем Епархиального миссионерского съезда. В 1900 г. овдовел. 5 авг. 1904 г. принял монашеский постриг с сохранением мирского имени. 6 авг. того же года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2637314.html

1350 АСС., 1795 г., 35, лл. 4042. 4952. 5558. 5962. 6465. 6768. 7174. 7578. 7982. – АМДК., лл. 12. – АКОП., 1359, лл. 34. 1113. 1819. – АСС., 1803 г., 416, лл. 23. 28. 1351 АСС., 1795 г., 35, лл. 4042. 4952. 5558. 5962. 6465. 6768. 7174. 7578. 7982. – ПЕВ., 1873 г., 180185 прим. «Учреждение в Подолии православной епархии, под названием Брацлавской и Подольской, и назначение первым епископом преосвященого Иоанникия 1795 г.». П. Троицкого. 1355 АСС., 1795 г., 53, л. 9. БСС, Списки 1811 г., 18, 1813 г., 20 – Ср. ПЕВ., 1870 г., 385. «Кое-что из жизни преосвященного Иоанникия, первого архиепископа Подольского», Митрофана Симашкевича. Здесь преосвященный Иоанникий назван крестьянина (стр. 383391). 1356 ПЕВ., 1870 г., 385. «Кое-что из жизни пр. Иоанникия», М. Симашкевича. – Ср. ПЕВ., 1873 г., 192. «Учр. В Под. прав. еп.», П. Троицкого. Здесь сказано, что Иоанникий родился в местечке Полонном. 1360 Богородицкий Казанский Нижеломовский монастырь в 2-х верстах от уездн. г. Нижнего Ломова, Пензенской губернии. – В. В. Зверинский, «Материал», II, 652. 1361 Ильинский Троицкий Черниговский – ныне Черниговский архиерейский дом, в 2-х верстах к юго-западу от Чернигова – В. В. Зверинский, «Материал», I, 214. 1362 Нижегородский Печерский Вознесенский, близь Нижнего Новгорода, на правом берегу Волги. – В. В. Зверинский, «Материал», II, 1055. 1363 Московский Донской Богородицкий ставропигиальный монастырь – в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище «Воробьёвский стан». – В. В. Зверинский, «Материал», II, 785. 1369 АСС., 1795 г., 35, лл. 117. – Преосвященный Иоанникий оставался на Подольской кафедре до самой своей кончины – 7 февраля 1819 г. С 15 сентября 1801 г. он состоял архиепископом. Скончался преосвященный на 78 году жизни, после продолжительной болезни (с 11 августа 1818 г.), приключившейся от параличного удара. Погребён в Каменецкой Иоаннопредтеченской Кафедральной церкви. – АСС., 1819 г., 207, лл. 1. 2. – АСС., 1795 г., 35, л. 9. – ПЕВ., 1870 г., 390. « Кое-что из жизни преосв. Иоанникия», М. Симашкевича. – БСС, « Списки» 1813 г., 20, 1811 г., 18.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Медовский. обн. протоиерей Саратовской епархии 243 Мелетий (Фомин), обн. архиепископ 421,532, 818 Мелетий II, патриарх Констанинопольский 461 Мелетий IV (Метаксакис), патриарх Константинопольский 90, 91, 362, 430, 451, 461, 988–989 Мелетий IV, патриарх см. Мелетий IV (Метаксакис), патриарх Константинопольский Мелетий см. Мелетий IV, Константинопольский патриарх Мелетий, патриарх см. Мелетий IV (Метаксакис), патриарх Константинопольский Мелхиседек (Николин, Николев). епископ 256, 309, 420, 530, 555, 571, 587, 819–821 Мелхиседек (Паевский), митрополит 74, 433 Мелхиседек, Архангельский см. Мелхиседек (Николин, Николев), епископ Мелхиседек, архиепископ, арестованный в Минске см. Мелхиседек (Паевский), митрополит Мелхиседек, епископ Каширский см. Мельхиседек (Николин, Николев), обн. епископ Мельхиседек (Аверченко), обн. епископ 819 Менжинский Вячеслав Рудольфович, председатель ОГПУ 31–33, 992 Менуэль 150 Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866–1941), русский писатель, один из основоположников декаденства 99, 168–170 Меринов Николай, обн. протоиерей 506, 522 Мерсье, католический кардинал 95 Мефодий (Герасимов), архиепископ Харбинский, авт. соч. 4, 68, 89, 111, 122 Мефодий, архиепископ см. Мефодий (Герасимов), архиепископ, авт. соч. Мечев Алексий, протоиерей см. Алексий (Мечев), прав., Московский Мещерский Константин, протоиерей, член обн. ВЦУ 228, 252, 253, 989 Минин Кузьма, организатор национально освободительной борьбы русского народа против польской интервенции 546 Миртов Иоанн, обн. протоиерей см. Иоанн (Миртов), обн. митрополит Митрофан (Краснопольский), архиепископ, свмч. 192, 197 Митрофан (Русинов), обн. епископ 821–822 Митрофан (Симашкевич), архиепископ 241, 249, 791, 822–824 Митрофан, епископ Донской см. Митрофан (Симашкевич), архиепископ Митрофоан, архиепископ см. Митрофан (Краснопольский). архиепископ. свмч. Михаил Александрович, вел. кн. 187 Михаил (Бирюков), обн. архиепископ 824–825 Михаил (Вяткин), обн. архиепископ 825–826 Михаил (Грибановский) , епископ 159, 174, 1002

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010