612 ...пьесу «Черные вороны» сняли со сцены... – Имеется в виду пьеса В.В. Прото­попова «Черные вороны», рисующая закулисную сторону секты «иоаннитов». 25 октября 1907 г. епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганёв) послал обер-прокурору Св. Синода телеграмму, в которой просил походатайствовать о запрещении исполнения в саратовских театрах пьесы «Черные вороны», так как она «в карикатурной и крайне оскорбительной для религиозного чувства форме осмеивает монашество, отца Иоанна Кронштадтского , его почитателей» (Колокол. 1907. 514, 30 октября). Автор Протопопов ответил, что «написал свою пьесу для того, чтобы показать русскому народу ту грязь и тот ужас, в который превращается православное учение, как только он забывает великую заповедь: “не сотвори себе кумира!”» (Там же. 520, 6 ноября). 16 декабря 1907 г. распоря­жением председателя Совета министров П.А. Столыпина пьеса «Черные вороны» была снята с репертуара театров. 613 За наше поздравление его с назначением членом Святейшего Синода Батюшка поблагодарил... – 9 января 1908 г. открылась новогодняя сессия Святейшего Синода в обновленном и усиленном составе. К присутствию в Синоде были вызваны епископы Макарий (Невский) , Никон (Рождественский) , Алексий (Молчанов) , Гермоген (Долганёв), Серафим (Чичагов) , Митрофан (Симашкевич), а также «настоятель Андреевского собора в г. Кронштадте митрофорный прот. Иоанн Ильич Сергиев». Газета «Московские ведомости» по этому поводу писала: «Особенно знаменательно и радует его почитателей призвание к присутствию в Св. Синоде прот. о. Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. Назначение его является как бы увенчанием с высоты Престола сего доблестного чрезвычайного служения . И хотя отцу Иоанну по немощам плоти едва ли Бог приведет много потрудиться на высоком поприще , но он своим духом горящим и славным именем украсит скрижали истории Св. Синода» (МВ. 1908. 3, 4 января). 614 ...как он смотрит на предстоящий церковный Собор... – Вопрос о созыве Поместного Собора Российской Православной Церкви активно обсуждался в церковных и общественных кругах в марте 1905 г. Однако на доклад Святейшего Синода от 31 марта 1905 г. о «созвании собора епархиальных епископов для учреждения патриаршества и для обсуждения перемен в церковном управлении» император Николай II наложил следующую резолюцию: «Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание поместного собора. Предостав­ляю Себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных Императоров, дать сему великому делу движение и созвать собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления» (Русь. 1905. 3 апреля). Поместный собор Российской Православной Церкви состоялся только в августе 1917 – сентябре 1918 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

521 На эту телеграмму получен (не позднее 10 марта 1917г.) следующий ответ от двух протоиереев – членов IV Государственной думы: «С глубокою радостью, осведомившись с содержанием Вашей телеграммы председателю Госуд[арственной] Думы, мы всем сердцем приветствуем Вас, Архипастыри, духовенство [и] церковных старост епархии с наступлением новой светлой эры в жизни русского Государства и церкви и выражаем твердую уверенность, что Промысел Божий, устрояющий судьбы мира, сохранит нашу дорогую родину на том пути, на который, не без воли Божией, она вступила, завоевывая себе свободу, правду, справедливость, без которых немыслима мирная, счастливая жизнь Церкви и Государства. Члены [IV] Государственной Думы протоиереи [Сергий] Сырнев, [Иоанн] Караваев». 523 Вероятно, имеется в виду проповедь епископа Серафима, сказанная 2 марта 1917г. См. документ 430 и комментарий к нему. 525 О приветственной телеграмме Родзянко, посланной от епископа Кириона и содержащей слова «Да здравствует Временное правительство!», говорится в газете «Киевлянин» (Киев, 1917. С. 3). 527 Телеграмма подписана архиепископом Таврическим и Симферопольским, ректором семинарии, настоятелем кафедрального собора и др. представителями духовенства. 532 Архиепископом Донским и Новочеркасским Митрофаном (Симашкевичем) и викарием Донской епархии, епископом Аксайским Гермогеном (Максимовым). Обе телеграммы подписаны названными архиереями. Примеч. источника. 533 Членами Государственной думы IV созыва состояли 48 рядовых священнослужителей. См. алфавитный список духовенства, членов IV Государственной думы (см. приложение к документу 649). 538 Упоминаемый архимандрит Адриан, вероятно, один из известных деятелей право-монархического движения Крыма (упоминание о нем см.: Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 19111917 гг. М., РОССПЭН. 2001. С. 247248). 541 Поскольку кафедры двух упоминаемых в телеграмме архиереев находились в г. Ставрополе (Булгаков С.В. Указ. соч. Т. 2. С. 1413), то речь, по всей видимости, идет о собрании духовенства г. Ставрополя (губернского).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святейший Синод от 5 июля/2 августа 1889 года за 1498 определил: «Представленную Московским духовно-цензурным комитетом рукопись – службу с акафистом преподобному отцу нашему Ферапонту, Можайскому Лужецкому чудотворцу – разрешить к напечатанию, но не иначе, как со сделанными в самой рукописи исправлениями». 4 августа 1888 года был послан указ Московскому духовно-цензурному комитету за 3001 270 . 104 Акафист свт. Симону, епископу Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу 20 июля 1891 года ректор Донской духовной семинарии прот. Митрофан Васильевич Симашкевич представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет составленный им «Акафист иже во святых отцу нашему Симону, епископу Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу» с просьбой разрешить его напечатание. 27 сентября 1891 года в Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете было найдено, что акафист свт. Симону, епископу Владимирскому, «по мыслям, изложенным с благочестивым чувством церковным языком, напоминающим язык богослужебных книг, производит доброе впечатление на христианское сердце и посему может быть одобрен к напечатанию». Одобрительный отзыв об акафисте комитет представил Св. Синоду 27 сентября за 1075. Святейший Синод поручил прочитать рукопись преосвященному Псковскому Гермогену, который 23 октября 1891 года доносил Святейшему Синоду, что «со стороны содержания и изложения нет препятствий к напечатанию и допущению в церковное употребление» означенного акафиста. Святейший Синод 30 октября/6 ноября 1891 года за 2729 определил: «Представленный прот. М. Симашкевичем акафист святителю Симону, епископу Владимирскому, разрешить к напечатанию». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 7 ноября 1891 года за 5345 271 . В акафисте цензурой были сделаны некоторые исправления. Больше всего подвергся исправлению 1-й кондак. 105 Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородице, честному Ее Знамению, еже в Великом Новгороде 31 августа 1888 года за 3665 Савва, архиепископ Тверской и Кашинский, в доношении Святейшему Синоду писал, что настоятельница Осташковского Знаменского женского монастыря Антония представила ему составленный А. Ф. Ковалевским акафист в честь иконы Знамения Божией Матери с просьбой ходатайствовать о разрешении его напечатания, причем печатание его брала на средства Осташковского монастыря. Святейший Синод, заслушав этот рапорт архиепископа Саввы, 7/21 сентября 1888 года за 1921 постановил препроводить акафист в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет. В цензурном комитете рукопись акафиста не была одобрена. Акафист был возвращен для исправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Соборный Совет – особый орган Поместного собора, учрежденный для решения «общих вопросов внутреннего распорядка и объединения всей деятельности» собора. Совет составляли председатель Поместного собора (он же – руководитель Совета), шесть его заместителей, секретарь собора и его помощники, а также три члена по избранию собора: один епископ, один клирик и один мирянин (Священный собор Православной российской церкви. Деяния. Кн. 1. Вып. 1. М., Изд. Соборного Совета. 1918. С. 42). 265 Великая среда – среда перед праздником Пасхи. В этот день вспоминается предательство Господа И. Христа Иудой. 266 Так в тексте. В протоколе заседаний Соборного Совета напечатано «Россия народная была...» (ГАРФ. ф. 3431. Оп. 1. Д. 130. Л. 30). 267 Внизу текста помета: «Делопроизводитель А. Румянцев». Первое слово напечатано, а автограф сделан чернильной ручкой. Свою роль в том, что праздник 1 Мая в послеоктябрьский период имел исключительно светский характер, сыграл и декрет Совета Народных Комиссаров «О свободе совести, церковных и религиозных обществах», опубликованный 21 января (3 февраля) 1918 г. В нем, в частности, говорилось: «1) Церковь отделяется от Государства. ... 4) Действия государственных и публично-правовых общественных установлений не сопровождается никакими религиозными обрядами или церемониями. 5) Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательством на права граждан и Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности» (Известия. Пг., 1918. 16(280). С. 2). 268 Эти же пункты дословно были воспроизведены и 23 января 1918 г. в декрете Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1918 г. М., б/и. 1942. 18. С. 286287). 270 Речь была сказана на митинге, проходившем на городской площади, у памятника Ермаку, в присутствии архиепископа Донского и Новочеркасского Митрофана (Симашкевича).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император поддержал епископов, и на зимнюю сессию в начале 1908 года был созван расширенный состав Синода, включавший трех митрополитов – Санкт-Петербургского Антония (Вадковского), Московского Владимира (Богоявленского) и Киевского Флавиана (Городецкого), архиепископа Томского Макария (Невского), епископов Вологодского Никона (Рождественского), Таврического Алексия (Молчанова), Саратовского Гермогена (Долганева), Орловского Серафима (Чичагова), Пензенского Митрофана (Симашкевича), настоятеля Андреевского собора в Кронштадте протоиерея Иоанна Сергиева , протопресвитеров придворного духовенства Иоанна Янышева и военного – Александра Желобовского. Вечером 6 января 1908 года епископ Гермоген отбыл в Петербург; на вокзал в Саратове его пришло провожать множество народа . Митрополит Антоний, узнав о новом составе Синода и предполагая, что может быть уволен, настолько расстроился, что объявил публично, что болен, и успокоился лишь только после того, как уверился, что слухи о его увольнении не имеют под собой серьезных оснований. 23 января 1908 года состоялось заседание Святейшего Синода под председательством митрополита Антония, сообщившего, что его посетили епископы Гермоген и Серафим, которые предложили ему послать от имени Синода телеграмму Императору с выражением благодарности за состав Синода и обязательствами приложить максимум сил для эффективной работы. Затем митрополит заявил, что получил от обер-прокурора Извольского доклад, подписанный членами Синода епископами Серафимом и Гермогеном, и «при глубоком молчании присутствующих объяснил, что Преосвященные Гермоген и Серафим... напрасно присваивают себе звание “членов Синода”, так как звание это дается ныне или по положению, как например митрополитам, или за особые заслуги, как звание почетное. Преосвященные же Гермоген и Серафим суть только “временно присутствующие” на заседаниях Синода... Окончив свою речь... митрополит Антоний попросил дежурного Обер-секретаря сделать свой доклад об очередных делах. Но тут епископ Гермоген поднялся со словами: “Нас здесь судят... прошу слова в свою защиту”.

http://fond.ru/kalendar/499/konstantin/

Гражданская война, разделившая страну на противостоящие друг другу лагеря, затрудняла связь между Патриархией и епархиальными архиереями, находившимися в городах, занятых белыми армиями. Епархии Сибири и Юга России переходят на самоуправление, организуя местные временные высшие церковные управления. В ноябре 1918 года в Томске состоялось Сибирское церковное совещание. В нем участвовали 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой колчаковскими войсками. Почетным председателем совещания был избран митрополит Казанский Иаков, а председателем - архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский). На совещании образовано было Высшее Временное Церковное Управление во главе с Омским архиепископом Сильвестром (Ольшанским). В Высшее Временное Церковное Управление вошли архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), Уфимский Андрей (Ухтомский), священник Я.Галахов и Владимир Садовский, профессора П.Прокошев и А. Писарев. Совещание постановило, что после прекращения своей деятельности Высшее Временное Церковное Управление обязано во всем дать отчет Святейшему Патриарху. После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин, епископы Уфимский Андрей, Златоустовский Николай и Тобольский Иринарх, остались на Родине. В мае 1919 года в Ставрополе состоялся Юго-Восточный русский церковный Собор. В Соборе участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики и миряне по выборам от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумско-Черноморской епархий, а также члены всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны, занятом войсками генерала А.И. Деникина. Своим Председателем Собор избрал архиепископа Донского Митрофана (Симашкевича). На Соборе было образовано Высшее Временное Церковное Управление. Его Председателем стал архиепископ Митрофан, членами - архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), епископ Таганрогский Арсений (Смоленец), протопресвитер Г.И.Шавельский, профессор протоиерей А. П. Рождественский, граф В.Мусин-Пушкин и профессор П. Верховский. Впоследствии почетным Председателем Юго-Восточного Высшего Временного Церковного Управления был избран митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).

http://sedmitza.ru/lib/text/439992/

   В Соборе, заседания которого продолжались с 19 до 24 мая, участвовали епархиальные и викарные епископы, клирики и миряне, выбранные от Ставропольской, Донской, Кубанской, Владикавказской и Сухумско-Черноморской епархий, а также члены Всероссийского Поместного Собора, оказавшиеся на юге страны. Председателем избрали архиепископа Донского Митрофана.    С приветственным словом к членам Собора обратился генерал А. И. Деникин. В адрес Собора поступило воззвание, составленное накануне в Екатеринодаре членами братства Святого креста. Оно призывало «русский народ к покаянию в пролитии крови царской, святительской и миллионов жертв из разных слоев населения, к возвращению к православным устоям жизни и подготовке к избранию Земского Собора», к борьбе «за гонимую святую Церковь и за спасение распятой революцией России от жестокого ига еврейско-масонских организаций».    Это воззвание, подписанное протоиереем В. Востоковым, генералом от инфантерии Шатиловым, князьями П. Голицыным и П. Гедройцем и др., не вызвало поддержки большинства членов Собора. Его главный автор, протоиерей В. Востоков, в свою очередь резко возражал против проекта Соборного обращения к всероссийской пастве. Он считал, что необходимо осудить принципы безбожной преступной революции, раскрыть истинную природу антихристианского социализма и интернационализма и честно сказать народу, что Россия и «150 миллионов православных отданы во власть кучки комиссаров, в большинстве из евреев, которые подняли гонение против всего, что свято и драгоценно русскому человеку». Отец В. Востоков сказал, что никто еще до сих пор не обличил врагов народа и даже сама Церковь не имела мужества обличить их. Против последнего обвинения энергично возражал князь Е. Н. Трубецкой, напомнив протоиерею В. Востокову о послании святителя Тихона, за каждое слово которого ему угрожала смерть. Но Патриарх безбоязненно изрек анафему большевикам и в своем обращении в годовщину их владычества сказал всю правду, а затем в переполненном Казанском соборе в Москве заявил, что убийство Императора Николая II — злодеяние. На это протоиерей В. Востоков ответил, что в послании много высоких мыслей, но мало реальной жизненной правды. После этого заявления председатель Собора лишил его слова. На Соборе было образовано Высшее временное церковное управление, во главе с архиепископом Митрофаном (Симашкевичем). Впоследствии его почетным председателем был избран митрополит Киевский Антоний (Храповицкий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В 1893 г. открылось Об-во вспомоществования нуждающимся воспитанникам Пензенской ДС. Об-во выдавало денежные и вещевые пособия нуждающимся семинаристам, содержало б-ку для казеннокоштных и своекоштных воспитанников семинарии, а также приобретало для них муз. инструменты. В 1902 г. открыто Об-во вспомоществования учащим и учившим в церковных школах Пензенской епархии, к-рое выдавало безвозвратные пособия в случаях болезни, пожара и др. несчастий, а также предоставляло беспроцентные ссуды. В том же году начало действовать братство во имя свт. Тихона при Тихоновском ДУ в Пензе, к-рое помимо благоукрашения училищного храма оказывало материальную помощь учащимся. Во время вызванного неурожаем голода 1891-1892 гг. в каждом уезде Пензенской губ. имелись комитеты вспомоществования голодающим, в состав каждого комитета входил священник; духовенство епархии принимало и распределяло пожертвования в помощь голодающим, при нек-рых храмах и мон-рях действовали бесплатные столовые. При неск. мон-рях (напр., при пензенском Троицком, керенском Тихвинском) к сер. XIX в. имелись больницы; при Казанской ц. Пензы - богадельня, содержавшаяся епархиальным попечительством о бедных духовного звания. Мн. богадельни, основанные в уездах Пензенской губ., как правило, местными купцами, со временем преобразовывались в жен. мон-ри (нижнеломовский Успенский, Ковыляевский Троицкий, Чуфаровский Троицкий), другие оставались в своем первоначальном статусе (в с. Макаровка Саранского у., в с. Черкасском Керенского у., в с. Акшине Инсарского у.). Обычно богадельни находились при приходских церквах, численность призреваемых колебалась от 4-6 до 20-30 чел. В 1891 г. в епархии начали учреждаться приходские об-ва трезвости; первые из них появились при храмах в селах Вышелей, Макаровка, Калиновка, Чернышёво, Б. Ижмора, Поливаново, Салтыково. В 1911 г. еп. Митрофан (Симашкевич) учредил епархиальное об-во трезвости, в следующем году оно начало проводить религиозно-нравственные и антиалкогольные народные чтения. К нач.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Бусыгин Владимир Семенович; 14.07.1877, Иркутск - 31.07.1935, Каменск-Шахтинский, ныне Ростовской обл.), еп. бывш. Каменский, деятель григорианского раскола . Из купеческой семьи. В 1898 г., по окончании Благовещенской гимназии, поступил в КазДА. В академии специализировался на изучении буддизма, монг. и тибет. языков. Был сокурсником Виссариона (Зорнина ; впосл. один из руководителей григорианского раскола). Во время учебы не показал больших успехов. В 1902 г. окончил КазДА кандидатом богословия за соч. «Буддийское учение о загробной жизни и критика его с точки зрения христианства». Был рукоположен во иерея. Служил смотрителем Варшавского ДУ. Возведен в сан протоиерея. Настоятель московского храма во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. В 1924 г., овдовев, принял монашество с именем Иннокентий. 5 (по др. данным, 8) сент. того же года хиротонисан в Москве во епископа Каменского, стал викарием Донской епархии. Участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апреля 1925 г. , подписал акт о вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) . 22 дек. 1925 г., после ареста митр. Петра, И. принял участие в организованном Свердловским архиеп. Григорием (Яцковским) в Донской иконы Божией Матери московском мужском монастыре собрании архиереев, к-рые пытались при поддержке ОГПУ присвоить себе высшую церковную власть. Вошел в возглавляемый архиеп. Григорием Временный высший церковный совет (ВВЦС). 29 янв. 1926 г. вместе с др. членами ВВЦС запрещен в священнослужении Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Проживал в ст-це Каменской (с 1927 г. Каменск, с 1929 Каменск-Шахтинский). В нач. 30-х гг., после кончины также перешедшего в григорианский раскол Донского митр. Митрофана (Симашкевича) , И. временно управлял григорианскими приходами Донской и Новочеркасской епархии. Скончался вне общения с канонической Церковью. Похоронен в г. Каменске-Шахтинском. Арх.: НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 9897. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 241; Иоанн (Снычев). Церк. расколы. С. 17, 22, 23, 25, 37, 56, 57, 61, 73; Акты свт. Тихона. С. 415, 416, 424, 426, 427, 434, 435, 437, 497, 816, 908; Губонин. История иерархии. С. 160, 413, 671, 672. Е. В. Афонина Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе

http://pravenc.ru/text/389651.html

2 февраля 1918 год – Возобновил свою работу Поместный Собор. Тревожные события в Петрограде обсуждались на Соборе достаточно подробно. На его первом собрании было оглашено послание настоятеля Александро-Невской Лавры. О занятии синодальной типографии доложил протоиерей П. Н. Лахостский. Наконец, 6 февраля (24 января по ст. ст.), на другом заседании, сообщение о крестном ходе в Петрограде сделал протоиерей Ф. Н. Орнатский, призвавший выявить свою силу: «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели, но терпеть более невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души — святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но, если нам нужно пострадать и даже умереть за правду, — это надо будет сделать». Генерал А. И. Деникин 1919 год – Генерал А. И. Деникин предложил организовать церковное управление Юга России. На основе сделанного в начале февраля 1919 г . доклада протопресвитера Георгия Шавельского «о необходимости организовать высшую церковную власть» А. И. Деникин подписал письмо на имя архиепископа Донского Митрофана (Симашкевича), которого он просил «созвать совещание из епископов территорий (имеется в виду территория, занятая Добровольческой армией) и членов епархиальных советов по два от каждой территории». Протопресвитер Георгий Шавельский, с согласия А. И. Деникина, сообщил архиепископу Митрофану, что кроме указанных в письме от 2 марта лиц «следует вызвать на совещание еще всех пребывающих в Одессе архиереев и членов Всероссийского Церковного Собора, находящихся на территории, занятой Добровольческой армией». Однако предполагавшееся в Новочеркасске совещание не состоялось — в городе разразилась эпидемия тифа и не было свободных помещений для участников совещания. 1930 год – Папа Римский Пий XI обратился к верующим мира с призывом молиться о спасении Русской Церкви. Ситуация в советской России действительно беспокоила мировую общественность, в Европе и Америке все громче раздавались протесты против гонения на Церковь в СССР. Заявление Пия XI нарушило внешнеполитические планы руководства страны, которая готовилась вступать в Лигу Наций. Но своеобразие 1920–1930-х гг. состояло в том, что радением о гонимой в СССР Церкви Ватикан старался завуалировать свои прозелитические устремления. Рассылая «апостольское благословение как залог милостей небесных» всем тем, кто присоединится к объявленному против СССР в 1930 г . «крестовому походу», понтифик старался не думать о судьбах гонимых католиками православных вне российских просторов.

http://pravoslavie.ru/5345.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010