не существовал, а на место его была построена церковь в 2 этажа, обновленная в 1782 г. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 882; Ратшин, 171; Ларионов, “Опис. Курск. намест.”, 20; “Памят. кн. Курск. губ. на 1860 г.”, 35, 60; “Курск. губ. в.”, 1854 г., 26 (ист. очерк губернии); 1857 г., 28 (м-ри Курск. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 639, 3 (здесь неправильно сказано, что м-рь был обращен в женский). 2125 . Троицкий – Вербский или Вербовский, мужской, ныне остров, образовавшийся от разлития р. Турии, среди болот, при селе Вербке, Волынской губ., Козельского у., в 3 вер. к сев.-вост. от Ковеля. Когда основан неизвестно, но уже существовал во второй полов. XVI ст. и здесь был погребен кн. Андрей Курбский. Из игуменов м-ря известны: Александр, духовник Курб­ского и его жены Марии Юрьевны; в 1578 г. упоминается Симеон, в 1582 г. Исаия, бежавший с захваченными им серебр. евангелием, серебр. чашею и др. церковными вещами. В церкви села Вербки находится древняя явленная икона св. Николая, поставленная, как пола­гают, здесь в 1560 г. “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5; Батюшков, “Волынь”, 3 (сказано, что основан в XVI ст. беглецом Андр. Курбским); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1869 г., т. II, вып. 2, матер. для археол. словаря, 35 (опис. поместий Курбского на Волыни: Ковель и Троиц. м-рь, с изображ. найденного склепа и надгроб­ного камня, а также с опис. образа св. Николая и состояния церкви и м-ря в 1760 г.). 2126 . Троицкий – Верхутный или Верхутынский, мужской, ныне по­гост Бутково, С.-Петербургской губ., Лужского у., в 38 вер. к вост.-сев.– вост. от Луги, при р. Орееже и оз. Ан­тонове. При описи 1499 г. Вятской пя­тины, он находился в самом погосте над оз. Верхутным и имел земли в погосте Никольском Бутковском. “Ист. Росс. Иер.”, III, 534; VI, 956; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. I, 23, 24; “Ист.-стат. свед. о С.-Пбург. епархии”, вып. I, Отд. 1, 12, 15; “Новгород. писцов. кн.”, III, 199, 276; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 33; “Опис. Москов. архива Мин.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

К. И. Острожский, то очевидно пожалования монастырь получил именно от него. Ряд обителей упоминается в жалованных грамотах Сигизмунда I волынским князьям: монастырь св. Иоанна Кущника в Перемиле в грамоте 1511 г. кн. Ивану и Федору Вишневецким (Архив Юго-Западной России. 1907. Ч. 8. Т. 4. 2, о патроне монастыря см.: Archiwum Sanguszkˆow. Lwˆow, 1890. T. 4. CXCVIII); монастырь Вознесения Богородицы в Дорогобуже на Горыни в грамоте 1514 г. кн. К. И. Острожскому (там же. Т. 3. CXLIX) и монастырь св. Николая в Лютовиже Владимирского повета в грамоте кн. Ф. М. Чарторыйскому (Архив Юго-Западной России. Ч. 8. Т. 4. 10). В грамоте Сигизмунда I 1518 г. кн. К. И. Острожскому упоминается монастырь Св. Спаса под Луцком (Archiwum Sanguszkˆow. T. 3. CLXXIII) — очевидно, монастырь Св. Спаса в Чернчицах (Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. СПб., 1897. Т. 3. С. 209. 2221). В документе 1543 г. как часть владений кн. Василия Михайловича Сангушко назван монастырь Св. Троицы у с. Вербки под Ковелем (Теодорович. Историко-статистическое описание. Т. 5. С. 57–58). На территории Белоруссии может быть указан монастырь Спаса в Могилеве. В описании города 1552 г. помещены сведения и о самом монастыре, и о его городских владениях (Витебская старина. Витебск, 1883. Т. 1. С. 343). В том же документе говорится о передаче части медовой дани с Могилевской волости «на монастырь Пустынскои под Оршою» (там же). К 1552 г. относятся сведения о существовании монастыря св. Пятницы в Клецке (Писцовая книга Пинского и Клецкого княжества Станислава Хвальчевского 1552–1555 гг. Вильна, 1884. Предисл. С. XXXVIII). 13 июля 1552 г. датируется грамота королевы Боны, утвердившей соглашение о передаче престарелой игуменьей монастыря св. Варвары в Пинске Анисьей Велятицкой управления обителью Ульяне Почаповской (Грушевский. Пинское Полесье. Прил. 68. С. 102–103). Возможно справедливо утверждение архим. Николая, что монастырь основан в 1520 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/436080/

483 Арх. ун. м. (по общ. нум.) 867–второе письмо. Упоминается о поездке его в Петербург еще: связка 451 – письмо Сушицкого от 26 февраля 1773 г., и также 867, первое письмо – копия письма самого Смогоржевского, 1005 – письмо из Варшавы от 19 апреля 1773 г. 485 Там же, 867 – второе письмо. Слич. Чт. м. общ. истор. 1863 г. кн. 4, ч. 2, стр. 10, 40, 46. 486 Письмо березвецкого игумена Артецкого от 21 октября 1772 из собрания униатск. писем О. С. Сидорского. 491 Арх. ун. м. 958 «Печально положение веры обоих обрядов (в присоединенных областях). Вера, до тех пор господствующая, становится терпимою. Если от такой перемены может предвидеть подрыв своей целости и величия римский обряд, то униатский обряд должен ожидать себе его в удвоенном виде ...» Письмо к примасу королевства. Писано в первое время после первого раздела Польши. 495 Арх. ун. м. 1005– письмо неизвестного от З окт. 1773 г. и письмо Марцинкевича от 10 окт. 1774 г. 533 Арх. ун. м., связка 441– копия, писанная польскими буквами. Есть известие, что в Погребыще созывал духовенство сам Переровский. Там же, связка 451.  536 Там же, связка 451, коллективное письмо пяти священников фастовского благочестия, от 2 октября 1772 г. 537 Арх. св. син. д. 1772, 327, л. 29 на обороте, прошения 6. Сохранилось, как мы видели выше, его приглашение (от 11 февраля 1773.) и скольким священникам явиться в Белую- Церковь , чтобы оттуда с ним ехать в Переяславль. Арх. ун. м., 640. 548 Там же, 641 по общ. нумерации. «Тенчинской двуротной команды капралу Леонтию Федорову. Командирован ты в силу повеления главной команды для отобрания благочестивым священникам епархиальных церквей Клевановки и Нестареварки (Нестарой вербки), по приезде ж тебе в оные села призвать униатских священников, без всякой обиды и наглости и излишних приметок (прижимок) отобрать от них церковные ключи и отдать благочестивым священникам оных сел Илии Хоревскому и Григорию Гипецкому, в их ведомость, и притом призвать тамошних сел правителя, войта или старосту и подстаростева кто есть, и объявить им, дабы впредь от сего постановления, как и прежде была благочестивая вера, так и до скончания века, неминуема быть может без нарушенна установленным законом, в таковом учреждении воля есть ея императорского величества, а если кто оное установление может нарушить или бунт начнет делать и людей к бунту приводить, в таковом случае неминуемо военною рукою взят будет под караул и по законам наказан будет и к единоверным с нами в том селе жителям по собрании всем объявить, притом же, ежели кто от кого услышит (что) может начати и бунт, и возмущение, то тотчас объявить тамошнему священнику благочестивому, а он по команде объявить может мне, притом же еще упомянуть неостались (на остаток), чтоб униаты и католики в сей вере православной простой народ не возмущали и их бы (по) одноверие (и) с нами на то не послушали.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...