10 декабря 1795 года епископ Иоанникий сдал в свою Консисторию предложение об учреждении духовных правлений. В силу этого предложения с начала 1796 г. постепенно открывались духовные правления Брацлавской епархии. Прежде всего (15 февраля) учреждено: 1. Правление в г. Вербовец. В 1797 г. г. Вербовец остался за штатом, почему Правление из него было переведено в Могилев-Подольский: 2. 7 марта – Вроцлавское; 3. 4 марта – Литинское; 4. в начале того же марта учреждено Ямпольское правление. В начале 1799 г. Ямпольское духовное правление было переведено в центральное местечко Томашполь, откуда в начале XIX в. оно снова было возвращено в Ямполь; 5. в том же марте открыто Гаийсинское дух. правление; 6. 7 февраля Угшицкое – в местечке Миньковцах, вместо г. Ушица; 7. Грудецкое правление, за неимением места в г. Грудеке (ныне местечко Проскуровского у.), устроилось в с. Гриновцах; 8. Зиньковское – в Зинькове, ныне местечко Летичевского у.; 9. Проскуровское – в местечке Черноостровке (в апр. 1796 г.); через четыре месяца – 21 июля оно было переведено в Проскуров; 10. Винницкое – в г. Виннице; 11. Бершадское – в г. Бершаде (ныне местечко Ольгопольского уез.), в 1797 г. оно переведено в г. Ольгополь (быв. Чечельник); 12. Летичевское правление – в г. Летичеве, откуда в 1798 г. было переведено в местечко Меджибож, а через год оно возвращено снова в Летичев; 13. Хмельницкое – в г. Хмельнике, ныне заштат. городе Литипского уез.; 14. позже всех – 2 июня 1796 г. учреждено правление в Каменце-Подольском – в бывшем базилианском Свято-Троицком монастыре. Таким образом, в 1796 году в Брацлавской епархии открыто было – 14 духовных правлений. Три из них – Грудецкое, Зеньковское и Хмельницкое прекратили свое существование в 1797 г., когда их города оказались за штатом, т. е. без уездов. Любопытно, что г. Могилев с уездом, вследствие дерзости и неповиновения местного протоиерея Кунинского епархиальному начальству, остался без особого правления, пока Духовная Консистория оставалась в Шаргороде. 1065 Впрочем, духовные правления Брацлавской епархии окончательно устроились тогда, когда первоначальный состав епархии несколько изменился.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Я не обманщик, я пришел исцелить тебя» отвечал вошедший. И поднес ей в деревянном сосуде питье, красное цветом, кисло-сладкое на вкус, которое и велел ей выпить до капли. Выпивши, она пробудилась, и почувствовала такое облегчение, что могла правою рукою сотворить насебе крестное: знамение, чего не в силах прежде была сделать уже в течении двух лет; потом без всякой сторонней помощи спустила ноги свои с постели, и, опираясь на лавку, перешла в другой покой, и скоро сделалась здоровою, хотя и не в той мере, как была до болезни. 1796 год 33. Дочь Иркутского мещанина Ивана Дружинина девица Марфа, находясь в тяжкой болезни, дала обещание сходить к Угоднику и отслужить панихиду, и скоро выздоровела и исполнила обет свой. 34. Вдова Парасковья Чемезова в Мае 1796 года страдала трясавицею. В один вечер, когда приемы болезни сделались несравненно лютее прежних, она взмолилась Святителю, заснула и проснулась здоровою. 35. Того же года и в том же доме, девица Евдокия и женщина Марфа Жданова от той же болезни чрез усердное призывание Святителя Иннокентия получити исцеление. 36. В начале Июля 1796 года, вдова Иркутского купца Федора Киселева Агрипина Прокопьева, по случаю кончины 30-летнего сына, впала в невыносимую тоску, и сделалась тяжко больна. Во время сна ей виделось, что четыре священника внесли в ее комнату с пением гробницу под дорогим покровом и поставили. Больная спросила: чья это гробница? «молись, молись Иннокентию, и избавишься от недугов» отвечали ей священники. Сказав сие, они вынесли гроб со славою. Больная пробудившись, чувствовала облегчение от тоски и болезни, а вскоре и совсем выздорвела. 37. Иркутского Знаменского монастыря Игуменья Анфиса, в первых числах Ноября 1796 года, впала в тяжкую болезнь, и было ей такое видение: кто-то явился в ее келии в Святительских одеждах и сказал «не скорби, не скорби, скоро будеши здрава.» Сказав сие, стал невидим. Пробудившись, она чувствовала И по мере того, как она более убеждалась, что явившийся был Святитель Иннокентий, и обращалась к Нему с молитвою, здоровье ее поправлялось, и наконец совсем поправилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

 Над гробом императрицы Анны Иоанновны надпись: «Анна I, Императрица и Самодержица Всероссийская и пр. и пр. и пр. Родилась в Москве 1693 года января 28-го дня. Вступила на престол 1730 года января 19-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1740 года октября 17-го дня».  Над гробом императрицы Елисаветы Петровны надпись: «Елисавета I, Императрица и Самодержица Всероссийская и пр. и пр. и пр. Родилась в Москве 1709 года декабря 18-го дня. Вступила на престол 1741 года ноября 25-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1761 года декабря 25-го дня. Погребена в Петропавловском соборе 1762 года февраля 3-го дня».  Над гробом императора Петра надпись: «10-го дня. Перенесен в Петропавловский собор 1796 года декабря 18-го Петр Император и Самодержец Всероссийский, Герцог Шлезвиг-Голштинский и пр. и пр. и пр. Родился в Киле 1728 года февраля 10-го дня. Вступил на престол 1761 года декабря 25-го дня. Скончался в Ропше 1762 года июля 6-го дня. Погребен в Александро-Невской Лавре 1762 года июля дня».  Над гробом императрицы Екатерины II, надпись: «Екатерина II, Императрица и Самодержица Всероссийская, урожденная Принцесса Ангалт-Цербтская и пр. и пр. и пр. Родилась в Штетине 1729 года апреля 21-го дня. Вступила на престол 1762 года июня 28-го дня. Скончалась в Санкт-Петербурге 1796 года ноября 6-го дня. Погребена в Петропавловском соборе 1796 года декабря 16-го дня».  Над гробом Павла I, надпись: «Государь Император и Самодержец Всероссийский Павел I. Родился в 1754 году 20 сентября. Вступил на престол 1796 года ноября 6-го дня. Великим Магистром державного Ордена св. Иоанна Иерусалимского 1798 года декабря 16 дня, скончался 1801 года марта с 11 на 12, погребен того же месяца 23 числа».  Над гробом императора Александра I, надпись: «Александр I, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский и проч., и проч., и проч. Родился в Санкт-Петербурге 1777 года декабря 12-го дня, вступил на престол 1801 года марта 12 го, скончался в Таганроге 1825 года ноября 19 дня, погребен в Санкт-Петербурге 1826 года марта 13 дня». На этой гробнице находятся три медали: одна золотая в память кончины государя императора Александра II и две серебряные; из них одна в память 1812 года, а другая – вступления в Париж.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

А. Половцева, т. 2, стр. 172. 17 В это время прежнего покровителя Иерофея, пр. Кирилла, уже не было в живых (умер 14 мая 1770 года). 19 «Картинки из прошлого Черниговской духовной семинарии» в Черниговских Епархиальных Известиях, 1898 г. 16, стр. 640 и 17, стр. 665. Сравн. Филарет. Цит. соч., кн. 2, стр. 206 и 208. 20 К сожалению, печатание вышеупомянутых «Картинок» (содержание которых доведено до интересующего нас периода семинарии) почему-то приостановилось, безуспешны были и наши попытки – найти что-либо ценное среди рукописей, хранящихся в архиве Черниговской семинарии. 24 Троицкий монастырь закрыт по Высочайшему указу 10 апреля 1786 года, с тем чтобы в нем поместить университет, который правительство проектировало учредить в Чернигове (этот проект не состоялся). Филарет. Цит. соч., кн. 2, стр. 27–29; срав. «Черниговские иерархи» – Труды Киевской духовной академии, 1860 г., кн. 2-я, стр. 272. 25 Рункевич «История Минской архиепископии», стр. 165 и 323, Минские Епархиальные Ведомости, за 1892 г. «Материалы для истории Минской епархии», Письма Виктора к Иерофею: 12, стр. 348), 16, стр. 461) и CXVI 19, стр. 353–4). 31 Ук. кн. 1796 г. 30; Консисторское Архивное Дело 1796 г. 50; Лаврский Архив, связка 56, 1158. 32 Все дальнейшее описание встречи митрополита Иерофея заимствовано из цит. выше Дела Консисторского Архива, 1796 г. 50. 33 С этого селения начиналась тогдашняя Киевская епархия, простиравшаяся, как известно, и на левую сторону Днепра. 37 Так озаглавливается один, бывший в нашем распоряжении сборник студенческих стихотворений, написанных по случаю прибытия в Киев митрополита Иерофея. Было не мало и других стихотворений, поднесенных воспитанниками Академии, из которых некоторые написаны на латинском и польском языках. Все они напечатаны в Академической типографии при Киево-Печерской лавре. Сравн. Аскоченский, цит. соч., т. 2, стр. 545, прим. 421. 38 «Киев», т. 2, стр. 388. «Carmen panegyricum» Иринея Фальковского в рукописи Киево-Софийского собора за 580, стр. 167 (на лат.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ближайшие церкви: Нолинского уезда Ошетская в 15, Вятского уезда Верхнекуменская в 12, Рябиновская в 10, Раменская в 20, Бурматская в 30, Кырмыжская в 18 и Вожгальская в 20 вер. Опись церковного имущества с 1883 г. Копии с метрических книг с 1796 г., хранятся в целости. Исповедные росписи с 1796 г. ЦГАКО ф. 237 оп. 70 д. 370 лл. 557-558 На построение первого храма близ речки Кумены дана храмозданная грамота преосвященным архиепископом Вятским Ионой в 1678 г. В выписке из писцовых книг М. Воейкова и подъячего Ф. Прокофьева 1678 г. значится погост новый Куменский (церкви не показано). Этот Куменский погост показан в числе погостов, принадлежащих вотчине Вятского Трифонова монастыря (Древние акты). Храм построен во имя Нерукотворенного образа Спасителя. В 1703 г. вновь дана храмозданная грамота на построение, вместо первой церкви, пришедшей в ветхость, новой церкви, деревянной же, по плану хлыновской Богоявленской церкви, во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Последняя церковь строилась два с половиной года и освящена 8 сентября 1705 г. В 1738 г. была деревянная ветхая Спасская церковь. В этом году причт с прихожанами просили вятское епархиальное начальство построить, вместо ветхой деревянной церкви, вновь каменную церковь во имя Нерукотворенного образа Спасителя с приделом с северной стороны во имя Введения Пресвятой Богородицы. Вследствие такового ходатайства указом Вятской духовной консистории от 25 мая 1738 г. за 386 позволено приготовлять материалы для построения каменной церкви, а когда материалы будут готовы, то просить о заложении к основанию церкви. Каменная церковь холодная Спасская с приделом теплым Введенским построена и освящена в 1745 г. Старую деревянную церковь указом Вятской духовной консистории от 21 декабря 1751 г. за 1167 разрешено разобрать. В 1792 г. придельная теплая каменная церковь разобрана и начата постройка новой двухпридельной церкви. Во вновь построенной теплой церкви правый придел в честь Введения Пресвятой Богородицы освящен 27 сентября 1799 г., а левый придел в честь Св. Александрийских Афанасия и Кирилла освящен 21 ноября 1796 г. прежде правого по указу Вятской духовной консистории от 11 ноября 1796 г.

http://sobory.ru/article/?object=08214

1, т. 1, стр. 338). Ещё оно упоминается в акте от 1650 года 12 января в дипломе на права, предоставленные русскому народу польским королём Явном Казимиром и Варшавским сеймом на основании Зборовского договора, причём здесь упоминается православная церковь св. Илии в Городке (Архив, ч. 2, т. 1, стр. 374). В 1870 году в с. Глинске местным священником М. Тарнавским случайно был открыт у южной части алтаря церковного надгробный красный камень (плита), на котором имеется след. надписы: «Преставися раба Божия Мария Покотиловна и положена бысть во храм Успения Пресвятыя Богородицы в лето от рождения Сына Божия Господа нашего Исуса Христа (1606 г.). Отсюда видно, что ещё около 1606 года в с. Глинске существовала православная церковь и что этот камень, находящейся ныне вне церкви, прежде находился внутри её. Полагают, что в смуты междуцарствия церковь эта была уничтожена и почти на её же месте впоследствии была сооружена каменная униатская каплица, к которой в 1775 году были пристроены две деревянные части храма – средняя и притвор, и таким образом вместо каплицы снова явилась церковь. Церковь эта была тогда униатскою: самые иконы старые писаны в латинском вкусе, кроме явленной иконы Богоматери – русской живописи, а также и метрические книги с 1785 до 1795 года писаны на польском языке. На основании метрического акта о родившихся, записанному собственноручно на польском языке ксёндзом Петром Сузанским в 1793 году 29 марта, можно предполагать, что он же, Сузанский, был самостоятельным униатским священником в с. Глинске во время основания и пристройки упомянутых деревянных частей храма в 1775 году до 1785 года. В 1785 году Сузанский уступил место зятю своему ксёндзу Василию Панькевичу «пароху Глинскому». С 1785 г. до ноября 1795 года запись метрических актов ведётся попеременно то Панькевичем, то Сузанским. Около 1795 года умирает Панькевич и Сузанский сам проходит должность священника в с. Глинске до июля 1796 г. В 1796 году Глинская церковь возвращена из унии в православие, и сам Сузанский, писавший доселе метрические акты на польском языке и подписывавшийся на них «ксёндзом», впервые, с января 1796 г., стал писать акты на русском языке и подписываться то «иереем», то «священником». По смерти Панькевича, дочь его Иулиания выходит замуж за Валериана Сурмачевского, который и был, здесь священником с половины июля 1796 г. до 27 мая 1819 г. После смерти Сурмачевского церковь состояла около двух месяцев под наблюдением Пятигорского священника Даниила Иваницкого, и окало 4 лет, – с июля 1819 г. до апреля 1823 г., – под наблюдением священника с. Кунина (Дуб. уезд) Иоанна Сагайдаковского. Затем дочь умершего свящ. Сурмаческого Елена выходит замуж за окончившего курс дух. семинарии Иоанна Червинского, который и состоял здесь священником с мая 1823 г. до июля 1865 года. Наконец в 1865 году последний уступил место зятю своему нынешнему священнику с. Глинска Матфею Тарнавскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Есаулово. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Николая Чудотворца , Прокопия Устюжского Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1796 и 1826. 1796-1804гг. приделы, 1826г. холодный храм.. Год утраты:Не установлен. Адрес: Красноярский край, Берёзовский район, село Есаулово. Координаты: 56.143667, 93.281656 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Село расположено в 40км. к востоку от Красноярска, на берегу р.Есауловки у места впадения в Енисей. Выезд из Красноярска на Берёзовку/Сосновоборск. Не доезжая Сосновоборска - левый поворот на Есаулово. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Здание Спасской церкви строилось с 1796 года на средства прихожан взамен прежнего пришедшего в негодность деревянного двухэтажного трехпрестольного храма, срубленного в 1770-х годах. Строительство церкви осуществлялось приглашенными из Енисейска мастерами во главе с С.О. Дудиным. Основные работы завершены к маю 1804 года. В последующее время были достроены верхние ярусы церковной колокольни. Придельный храм Николая чудотворца был освящен 16 октября 1804 года. Освящение Прокопьевского придела состоялось пятого декабря этого же года. Главный холодный храм освящен 18 августа 1826 года. Первоначальное тесовое покрытие колокольни в 1833 году было заменено металлическим. Во второй половине XIX века у северного фасада колокольни появилась небольшая имевшая хозяйственное назначение одноэтажная постройка. Кирпичная с металлическими решетками церковная ограда появилась во второй половине XIX века. Здание церкви имело трехчастную планировочную структуру. С востока на запад вдоль продольной оси последовательно располагались: помещение храмового четверика с полукруглой алтарной апсидой, широтно скомпонованная трапезная, изначально пространственно объединенная с двумя оттянутыми с востока боковыми приделами, и основание церковной колокольни. К северному фасаду колокольни примыкало небольшое помещение поздней пристройки. Боковые фасады храмового четверика имели по три оси оконных проемов, расположенных в два яруса; в апсиде холодного храма находились три окна. Северный и южный придел имели по четыре окна, два из которых располагались в алтарных апсидах. Входы в здание находились на западном фасаде колокольни и на центральных осях боковых фасадов храмового четверика.

http://sobory.ru/article/?object=52883

27 . ИЛАРИОН Рогалевский переведён в 1735 году, Марта 29, из Казанской Епархии. В 1738 году, Сентября 11, оставив Епархию, отошёл на пребывание в Киево-Печерскую Лавру. Г) Разные 28 . НИКОДИМ Сребницкий, Епископ, хиротонисан в 1738 году, Декабря 6. В 1740 году, Мая 29, именным указом велено Его перевести, в Тобольск, наименовав Митрополитом. Но 1 Сентября 1742 года переведён в Санкт-Петербург Епископом же. 29 . АНТОНИЙ Черновский в Митрополита Молдавского хиротонисан в Яссах в 1739 году. В 1740 году, оставив Митрополию, приехал в Россию, и в том же году, Мая 29, определён в Черниговскую Епархию. В 1742 году, Сентября 1, переведён в Белгородскую Епархию. 30 . АМВРОСИЙ Дубневич, Епископ, хиротонисан в 1742 году, Сентября 8, из Архимандритов Троицкой Сергиевой Лавры. В 1750 году, Февраля 23, скончался в Глухове. 31 . ИРАКЛИЙ Комаровский, Епископ, хиротонисан из Архимандритов Троицкого Ильинского Черниговского монастыря в 1752 году, Сентября 8. В 1761 году уволен на пребывание в помянутый Троицкий Ильинской монастырь, и там скончался. 32 . КИРИЛЛ Ляшевецкий, Епископ, в 1761 году, Октября 22 &91;19?], переведён из Воронежа. В 1770 году, Мая 14, скончался. 33 . ФЕОФИЛ Игнатович, Епископ, пожалован из Архимандритов Савинского монастыря в 1770 году, Сентября 22 а хиротонисан Октября 17. В 1788 году, Сентября 27, скончался 34 . ИЕРОФЕЙ Малицкий, хиротонисан в 1788 году из Архимандритов Черниговского Елецкого монастыря. В 1796 году переведён Митрополитом в Киев. Д) Архиепископы 35 . ВИКТОР Садковский в 1796 году, Мая 13, переведён из Архиепископов Минской Епархии. В 1799 году велено ему именоваться Малороссийским Черниговским. В 1803 году, Ноября 11, скончался. 36 . МИХАИЛ Десницкий в 1803 году, Декабря 18, переведён из Викариев Новгородских, с наименованием Черниговский и Нежинский. В 1806 году, Ноября 18, пожалован Архиепископом и находится доныне. Глава XI. Епархия Минская и Литовская Епархия сия учреждена в 1793 году. Архиепископы 1 . ВИКТОР Садковский в 1793 году, Апреля 13, переведён из Переяславской Епархии. В 1795 году, Апреля 13, велено ему именоваться Минским и Волынским и иметь вместо Викария Епископа Житомирского. В 1796 году, Мая 13, переведён в Черниговскую Епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

св. Гаяне в Эчмиадзине. И. был одним из инициаторов создания 1-го русско-арм. изд-ва в Астрахани. Его усилиями в российских городах, где проживали армяне,- в С.-Петербурге, Нов. Нахичеване, Астрахани было издано более 40 наименований книг, среди к-рых были и сочинения И. Архиепископ состоял в переписке с рус. гос. деятелями, с арм. католикосом Гукасом I Карнеци, с представителями арм. диаспоры в России, Грузии и Индии, с груз. царями Ираклием II и Георгием XII, с меликами Карабаха и со мн. др. важнейшими общественными и политическими деятелями своего времени. Сохранились копии писем И., являющихся ценными источниками кон. XVIII в. 18 сент. 1999 г. установлен памятник И. в сквере на пл. Л. Н. Толстого в Ростове-на-Дону, созданный на средства Новонахичеванской арм. общины (скульптор Д. Р. Бегалов, архитектор С. И. Бегалова). Соч.: Слово на освящение Армянской церкви в С.-Петербурге. СПб., 1780; Историческое описание побудительных причин посольства Карабахских меликов к императору Петру Великому и о изданных именных Его указах на обстоятельства их. СПб., 1790; Краткая тетрадь под названием «Врата Милосердия». Нов. Нахичеван, 1792 (на арм. яз.); Проповеди. Нов. Нахичеван, 1795 (на арм. яз.); Слово, сказанное о воплощении Богородицы в Армянской церкви. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Кондак благословения. Астрахань, 1796 (на арм. яз.); Речь, говоренная на случай ему пожалования ордена св. Анны. СПб., 1799; Таинство крещения Армянской Церкви. СПб., 1799; Чин священные и божественные литургии Армянской Церкви. СПб., 1799, 1857; Исповедание христианской веры Армянской Церкви. СПб., 1799; Письма о Грузии (1795-1796 гг.)//Кавказская старина. 1872. 2. С. 29-34; Речи, произнесенные имп. Екатерине II в бытность его в С.-Петербурге в 1793 г.//ЗапООИД. 1875. Т. 9. С. 312-316. Лит.: АКавАК. 1866. Т. 1. С. 417, 538-545, 548, 632, 638; Кр. известия о жизни Армянского архиеп. кн. Иосифа (Аргутинского-Долгорукого)//Сев. архив. 1823. 10. С. 221-226; Аганянц Г. Архив арм. истории. Тифлис, 1911. Кн. 9 (на арм. яз.); История арм. народа. Ереван, 1951. Ч. 1; Бархударян В. История арм. колонии Нов. Нахичевана. Ереван, 1967 (на арм. яз.); Багдыков М. Г. Архиеп. Иосиф, кн. Аргутинский-Долгорукий, предводитель армян России: Штрихи к портрету. Р.-н/Д., 2002; он же. Загадки портретов Архиеп. Иосифа, кн. Аргутинского-Долгорукого: (Эпоха, события, годы). Р.-н/Д., 2005; Чобанян П. Армяно-русско-грузинские отношения во 2-й пол. XVIII в. Эчмиадзин, 2006 (на арм. яз.); Абрамян Р. М. К вопросу о происхождении рода Аргутинских-Долгоруких//commons.hayazg.info [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/578487.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010