Чтобы жить по-евангельски, по-христиански, мы должны научиться, братья и сестры, пренебрегать человеческим ради Божественного, земным ради евангельского, и тогда благодать Божия будет с нами. Если же мы будем оправдывать себя тем, что мы и так, кажется, живем нравственно, то тогда преуспевать мы не будем. Мы не только не будем преуспевать, но и начнем деградировать. Спаситель сказал: Кто не приобретает со мною, тот расточает 38 . Мы либо будем приобретать, все время двигаться вперед и хоть немного совершенствоваться, либо будем деградировать по причине пристрастия к чему-либо человеческому и терять благодать Божию, чем бы мы себя ни оправдывали. В этом следовании высшему, небесному, Божественному наперекор человеческому мы должны стараться уподобиться тому великому угоднику Божию, память которого мы сегодня празднуем, – апостолу Андрею Первозванному. Аминь. 13 декабря 1997 года Об исполнении заповедей блаженств Слово в день памяти святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Сегодня мы празднуем память святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. Этот святой жил в IV веке, однако приобрел такую славу, которая, может быть, превосходит славу более древних великих святых и даже апостолов. В любые времена человек имеет возможность стяжать благодать не меньшую, чем та, какую приобрели великие святые, потому что одно дело – это избранничество на служение, например пророческое или апостольское, а иное – благодать, которая может быть дарована каждому христианину. Святитель Николай стяжал благодать, возможно, такую же, какую имели величайшие святые – апостолы и пророки. Конечно, мы вправе только догадываться об этом, поскольку и сам апостол Павел сказал, что о духовном никто не может судить 39 , и, как люди малодуховные, мы не имеем подлинного разума, чтобы рассуждать, чт составляло внутреннюю жизнь людей духовно преуспевших, чéм они жили. Евангелие, которое читается в день памяти святителя Николая, – это отрывок из Нагорной проповеди в изложении апостола Луки. Стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись 40 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Православная стенгазета 50 (521) В номере: Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, Проповедь на Евангельское чтение, Вы – свет миру. Ничего себе планка? Вопрос священнику: Мама говорит о смерти. Как реагировать? Проверенный препарат не помог. 12 декабря, 2019 В номере: Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, Проповедь на Евангельское чтение, Вы – свет миру. Ничего себе планка? Вопрос священнику: Мама говорит о смерти. Как реагировать? Проверенный препарат не помог. В номере: — Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, — Проповедь на Евангельское чтение, — Вы – свет миру. Ничего себе планка? — Вопрос священнику: Мама говорит о смерти. Как реагировать? — Проверенный препарат не помог. У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 5 апреля, 2024 29 марта, 2024 22 марта, 2024 15 марта, 2024 8 марта, 2024 28 февраля, 2024 23 февраля, 2024 19 апреля, 2024 12 апреля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/pravoslavnaya-stengaze...

Мы посидели в кафе, купили какие-то безделушки… Мы не могли и представить, с каким ужасом столкнемся уже совсем скоро… Вечером мы отплыли. Наш теплоход шел средним ходом. Засыпая, я думала: завтра на рассвете мы встанем на якорь напротив Мир Ликийских и сойдем на берег… Сюзи помолчала, как бы собираясь с мыслями. «Пей чай, остынет», – напомнил я. Девушка кивнула, рассеянно улыбнулась. Она была погружена в какие-то воспоминания, похоже, что неприятные. Отхлебнув чаю, Сюзи встряхнула головой и продолжила … Незадолго до рассвета, наверное, около 4 часов утра, я проснулась от криков и топота ног. Я разбудила Алису – мы спали в одной каюте. Быстро одевшись, я вышла в коридор. В нашем коридоре было тихо, но наверху раздавался какой-то грохот, казалось, что там бегают, были слышны крики. Я быстро дошла до конца коридора и уже хотела подниматься по лестнице на палубу, как наверху кто-то показался. Я спряталась за лестницу, а сверху, загрохотав подкованными военными ботинками скатился человек… Это был бородач, с зеленой повязкой на голове и… с автоматом. Скатившись по лестнице он начал стучать автоматом в металлическую стену и дико кричать на английском: «Выходите все! Все выходите!» Сонные растрепанные люди: моряки, ученые – выглядывали из своих кают, а бородач надрывался, наставив на людей автомат: «Наверх, наверх, быстро!» А наверху был полный хаос. Вдали, на горизонте, был виден берег. Небо было еще темным. На востоке разгоралась розовая полоса, но в это утро рассвет не радовал. Машины корабля были остановлены, и наше обездвиженное судно покачивалось на волнах. Мы не могли понять, что это: какое-то шоу, или действительно, как мы все подумали, корабль подвергся нападению каких-то людей. Пиратов? Мусульманских экстремистов? Но что им было нужно на научном судне? Мы не везли никаких ценностей?.. И вообще какой-то абсурд… Пираты на чудовищном английском кричали – они почему-то все кричали, а не разговаривали. Они кричали, чтобы мы собирались в салоне. Был у нас такой зал, мы называли его кают-компанией. Там, стояло пианино, лежала гитара, были книжные полки.

http://azbyka.ru/parkhomenko/udivitelnay...

Посещение гор. Мир-Ликийских, Милета и Троады       До этого времени апостола Павла сопровождал неотступно его ученик и сотрудник св. Тимофей. По крайней мере так должно предполагать потому, что Тимофей вместе с ним выбыл из Рима, вместе с ним был в городах Иконии, Листрах и Антиохии Писидийской. Что он был в этих городах и вместе с апостолом подвергался тем преследованиям, которые описаны в «Актах Павла и Феклы», на это довольно ясное указание находим в 2Тим.3:1 . Здесь, призывая своего ученика к терпеливому перенесению гонений и страданий со стороны не верующих и еретиков, апостол указывает ему на свой собственный пример, указывает именно на те гонения, которые ему пришлось перенести в Иконии, Листрах и Антиохии Писидийской. Перечисление этих именно городов и гонений и преследований, перенесенных именно в них, а не в других местах, будет достаточно понятными только лишь тогда, когда мы допустим, что св. Тимофей принимал самое живое участие в судьбе апостола за это время. Для св. Тимофея особенным средством ободрения могли служить, конечно, те апостольские страдания, которые он видел сам лично, и которые и на него ложились тяжелым бременем, как и его личные страдания. А такими и могли быть для Тимофея страдания апостола Павла в Иконии, Листрах и Антиохии, если Тимофей неотступно следовал за ним с самого острова Крита, кончая выходом из Антиохии. Только теперь где-нибудь на этом пути св. Тимофей оставил своего духовного отца и учителя. И ему необходимо было поступить так. Большое и трудное поприще для его просветительной деятельности представлял город Ефес. Прежде, идя из Антиохии Сирийской в Ликаонию и Фригию, апостол Павел может быть думал сам попасть в этот большой город. Но обстоятельства изменили его предположения; и он решил, минуя его теперь, отправиться на Балканский полуостров и прежде всего в Македонию. Сюда же, в Ефес, он мог надеяться прибыть после, побывав там, где быть он уже обещался давно, и где, может быть, были не терпящие отлагательства нужды. А пока в Ефес, для временного руководства его церковью, апостол мог послать св. Тимофея. Тимофей же был достаточно опытен и достаточно авторитетен, чтобы с пользой и успехом мог заменить собой апостола и на время удовлетворить нужды ефесских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Кондак 6 Проповедует весь мир о тебе, преблаженный Николай, о скором в бедах заступнике, ибо часто ты по земле путешествующим и по морю плавающим одновременно приходишь на помощь и всех сразу от зол сохраняешь, взывающих к Богу: Аллилуиа. Икос 6 Воссиял ты, как свет жизни, принеся избавление воеводам, смерти неправедной ожидавшим и тебя, добрый пастырь Николай, призывавшим, когда ты, вскоре явившись во сне царю, устрашил его, их же невредимыми отпустить повелел. За это и мы вместе с ними благодарственно взываем тебе: Радуйся, усердно призывающим тебя помогающий; радуйся, от неправедной казни избавляющий. Радуйся, сохраняющий от коварной клеветы; радуйся, разрушающий неправедные советы. Радуйся, разрывающий ложь, как паутину; радуйся, возвышающий славно истину. Радуйся, невинных от уз освобождение; радуйся, и мертвецов оживление. Радуйся, являющий правду; радуйся, помрачающий неправду. Радуйся, ибо тобою неповинные избавлены от меча; радуйся, ибо благодаря тебе они насладились светом. Радуйся, Николай, великий чудотворец! Кондак 7 Желая разогнать богохульный еретический смрад, миром воистину благоуханным таинственно ты явился, Николай: народом Мир Ликийских управлял и весь мир своим благодатным миром наполнил. И от нас богомерзкий греховный смрад отгони, дабы мы взывали благоугодно Богу: Аллилуиа. Икос 7 Нового Ноя, кормчего ковчега спасительного видим мы в тебе, святой отец Николай, бурю всех лютых бед разгоняющего управлением своим, тишину же Божественную приносящего взывающим так: Радуйся, носимых бурей тихое пристанище; радуйся, утопающих надежное спасение. Радуйся, плавающих среди пучин добрый кормчий; радуйся, волнение морское прекращающий. Радуйся, проводник застигнутым вихрями; радуйся, согревающий страждущих от морозов. Радуйся, сияние, мрак скорбей разгоняющее; радуйся, светило, все концы земли просвещающее. Радуйся, от бездны греховной людей избавляющий; радуйся, в бездну адскую сатану ввергающий. Радуйся, ибо мы с тобою бездну милосердия Божия дерзновенно призываем; радуйся, ибо тобою от потопа гнева избавленные, мир с Богом обретаем. Радуйся, Николай, великий чудотворец!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2432...

Кротость это христианская добродетель, которая с трудом понимается современным человеком. Ведь мировоззрение человека во многом формируется окружающей средой — теми стандартами мысли, теми идеалами, теми стереотипами, которые присутствуют в общественном сознании. Но в современном общественном сознании менее всего присутствует такое понятие, как кротость, и практическое мировоззрение, формируемое повседневной жизнью, у нас как бы исключает это понятие. Сегодня многие считают, что в основе успеха — а успех является целью жизни многих людей — лежит непременно борьба. Мир устрояется по законам соревновательности, конкуренции. Если бы в этой соревновательности каждый стремился бы проявить себя с лучшей стороны, не обижая другого, то это было бы оправданно, объяснимо и, может быть, даже полезно. Но чаще всего соревновательность, в которую мы вступаем, сопровождается конфликтами, стремлением ослабить другого человека, победить его и на фоне его поражения обеспечить свою собственную победу. Какая уж тут кротость, ведь кротость есть не что иное, как проявление внутреннего смирения человека. Внешне это выражается в том, что человек не раздражителен, не гневлив, не злобен. Можно себя удерживать от раздражения, можно сдерживать чувство гнева, контролируя свои действия и эмоции волевыми установками, — но это не будет кротостью. Кротость проистекает из внутреннего состояния духа, ведь кротость есть внешнее проявление человеческого смирения. Это, если хотите, особая философия жизни — правильная философия, правильная картина бытия, когда человек вписывает себя в эту картину наилучшим способом. Это особое отношение к Богу, к окружающим людям и к самому себе. В смирении человек как бы уступает свое центральное место — Богу; в смирении человек обнаруживает свои лучшие качества; в смирении человек устанавливает особые отношения с другими людьми, так что эти отношения никоим образом не разрушают другой личности, не наносят ей ущерба. В конце концов, человеческое смирение это огромная сила, когда человек достигает поставленных перед собой целей, не обижая других людей, не нанося им ущерба и урона. Построение таких отношений дает сердцу радость и мир, покой и тишину. Совесть чиста: никого не обидел, ни на кого не наступил, никого не обманул. И как же сладка такая победа человека, какими замечательными кажутся достижения, когда они осуществляются без всякого ущерба для других. Действительно, нужно иметь огромную силу, чтоб так жизнь прожить. Но если в основе наших поступков есть мировоззрение, то в основе кротости также лежит определенное мировоззрение — христианский взгляд на жизнь, и он формируется христианской верой. Вот почему мы говорим, что святитель Николай есть «образ кротости», потому что он был «правилом веры». Если жизнь свою основать на вере, то тогда внутреннее смирение и кротость станут естественным проявлением этой веры.

http://patriarchia.ru/db/text/967398.htm...

Архиепископ Николай знал, что стратиг Асии был подкуплен и теперь, оправдываясь, лукавит. Поэтому он не хотел прощать ипарха, угрожал ему за неправедный суд муками на Страшном Суде и грозно сказал: «О нечестивый человек, враг всякой справедливости! Не Евдоксий и Симонид, а золото и серебро убедили тебя казнить их. Если ты получил власть, то должен править беспристрастно, ведь в Писании сказано: Удаляйся от неправды и не умерщвляй невин­ного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника (Исх 23. 7). Только после того, как Евстафий со смирением во всем чисто­сердечно сознался и покаялся, великодушный Николай простил его. Константинопольские воеводы, сопровождавшие святителя из Плакомы, дивились бесстрашию и решительности богомудрого пастыря, спасшего своих сограждан от, казалось бы, неминуемой смерти. Затем Николай пригласил Непотиана, Урса и Герпилиона и трех освобожденных им мужей на трапезу. После обеда владыка попрощался со стратилатами: каждого из них святой благословил, обнял и поцеловал. Воины сели на корабли и отправились во Фригию усмирять бунт. Там войскам Императора удалось быстро подавить мятеж тайфалов. Полководцы убрали из их среды всех зачинщиков бунта и надолго восстановили прочный мир во Фригии. На обратном пути в Константинополь Непотиан, Урс и Герпилион захотели еще раз повидать великого старца. Воеводы поставили корабли в андриакской гавани и поднялись в город. Архиепископ Мир ласково встретил полководцев и пригласил на трапезу. Стратилаты рассказали Николаю о благоприятном для них походе и о том, как по его молитвам они одержали победу. Владыка был очень рад за них. Однако святой имел попечение не только о земных успе­хах людей, которые обращались к нему за помощью и покровитель­ством, — угодник Божий прежде всего заботился о спасении душ человеческих. Поэтому прозорливый Николай предсказал стратилатам, что они подвергнутся опасности, и долго увещевал их: «Чада мои, никогда не отчаивайтесь и не малодушествуйте, а имейте твердое упование на Бога, и Он не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли [его] перенести (1 Кор 10. 13).

http://patriarchia.ru/db/text/70543.html

Глава 21. Путешествие Павла от Милита до Кесарии (1–9). Павел в Кесарии и пророчество о его узах в Иерусалиме (10–14). Дальнейшее путешествие до Иерусалима (15–16). Последнее пребывание Павла в Иерусалиме: возмущение против него иудеев и его узы (17–40). Глава 22. Речь Павла к народу (1–21); крик народа, распоряжение о бичевании Павла и отмена его (22–29). Павел перед собранием синедриона (30). Глава 23. Ап. Павел пред синедрионом (1–10). Явление ему Господа Иисуса (11). Умысел иудеев убить Павла и открытие его (12–22). Отправление и прибытие узника Павла в Кесарию к прокуратору Феликсу (23–35). Глава 24. Ап. Павел пред судом прокуратора Феликса: обвинение его иудеями (1–9) и защитительная речь его (10–21). Отсрочка решения (22–23). Беседа Павла с Феликсом и Друзиллой и прибытие нового прокуратора (24–27). Глава 25. Прокуратор Фест в Иерусалиме и жалобы ему на ап. Павла (1–6). Павел на суде перед Фестом (7–12). Агриппа II и Вереника в Кесарии, предложение им дела Павлова и желание их слушать апостола (13–27). Глава 26. Защитительная речь Павла перед Агриппой и Фестом и другими присутствовавшими (1–29). Мнение Агриппы и присутствовавших о деле Павловом (30–32). Глава 27. Путешествие ап. Павла из Кесарии в Рим: от Кесарии до Мир Ликийских (1–5); от Мир до Крита и близ Крита (6–13); от Крита до Мальты (14–44). Глава 28. Путешествие ап. Павла в Рим (окончание): от Мальты до Рима (1–14); прибытие в Рим (15–16); двукратная беседа Павла с римскими иудеями (17–29). Заключение книги Деяний апостольских (30–31). 1       В особенности H. Biblischer Commentar über die sämmtliche Schriften des Neuen Testaments; H. Historisch-kritischer Kommentar über das Neue Testament; J. Dogmatisch-homiletisches Bibelwerk; J. Снг. Die heilige Schrift Neuen Testaments (в тех частях издания, какие доселе вышли); Alb. Barnes Notes explicatives et pratiques (на некоторые книги Апостола, в переводе с английского на французский язык par Nap. Roussel). 5       Подробное ученое исследование обо всем этом на русском языке находится в книге «Введение в новозаветные книги священного писания», соч. Герике, пер. с немецкого. М. 1862. Вторая половина. Отделение третье: история канона.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Император Ликиний – управлявал източната половина на Римската империя от 304 г. до 324 година. Ликия – гориста и плодородна област в Южна Мала Азия, граничеща на юг със Средиземно море, на изток с Писидия и Памфилия, на запад с Карея и на север с Фригия. В древност Ликия била населена от ликийците (според Херодот наричани също термилийци), които били възпети като изкусни стрелци от Виргилий и други поети. От VI в. пр.Хр. Ликия била владение на персите, след което била последователно в състава на държавата на Александър Македонски, държавата на Птоломеите и Римската империя, като провинция Ликия и Памфилия. От ок. 1300 г. на територията на Ликия съществувала държавата на Хамидите, до 1378 г., когато влиза в състава на Османската империя. В Св. Писание за Ликия се споменава в 1Мак. 15:23 и Книга Деян споменава за ликийските градове Патара (21:1) и Мир Ликийски (27:5), в които проповядвал св.ап. Павел. От Патара Ликийска е родом св. Николай МирЛикийски, а в Мир Ликийски той епископствал и бил при Диоклетиан и Максимиан затворен в тъмница. От Ликия бил също родом св. Герасий († 475), а по време на Диоклетияновите гонения в Ликия мъченически пострадали за вярата св. Власий Чудотворец и много други мъченици. Виж също: Лидия. Извън речника: Св. Трофим и Теофил. Св. Николай Мирликийски Чудотворец, Св. преподобни Герасим. Лимонар, Лимонарий или Духовна ливада (гр. Λειμωνριον, от Λειμν- ливада, пасище) – широко разпространено агиографско съчинение на гръцкия монах Йоан Мосх (VI-VII в.), наричано често и Синайски патерик. Мосх посетил манастирите на Палестина, Сирия, Египет, Кипър, Константинопол и Рим и записал чутото и преживяното в тях – най-вече за подвизите и чудесата на преподобните отци, техни нравствени поучения и назидателни разкази. Този негов сборник «Лимонарий» послужил за един от първоизточниците за агиографските съчинения на по-късните времена. Мосх завършил Лимонария в Рим, където го съпровождал ученикът му монах Софроний, впоследствие патриарх Иерусалимски. Като завършил Лимонария, Мосх го предал в разпореждане на Софроний. Виж също: Патерик.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

молиться стали на Химеру… Раскаяться не убоюсь: на сильных мира полагался, на них, гонителей Христа, чинов и званий домогался, на теле не было креста. На теле русского народа, во лбу, в носу, в ушах – звезда, какого племени мы, рода? - летим, как будто, в никуда! Пора, пора остановиться и устремить горе свой взгляд, и покаянно помолиться, чтоб не вернуться нам назад, в тот страшный мир, когда убили Царя и всю его Семью, народа душу попалили, прости, Господь, Тебя молю: прости хромых, глухих и сирых, заблудших, слабых и больных, прости предателей, трусливых, прости нас, грешников нагих. Одень нас в платье Правой Веры, в броню молитвы и поста, мы скудоумны, даже серы, когда творим все без Христа. Мы без Него – как животина, не сознающая Творца, что ни построим – все рутина, не видно этому конца. Хитон Твой, Спасе, раздираем, не понимая, что творим, упрямы больно, не признаем, что в адском пламени горим. Спаси, Господь, спаси Россию, спаси беспамятных людей, Своей Божественною силой, Любовью души отогрей. Прости, Господь, цареубийство народу нашему прости… Святой Никола Мир Ликийский, Ты помоги нам Крест нести! 27 июля 2000 Санкт-Петербург Скорее выходи! Мне постучал в окно осенний ветер и приказал: “Скорее выходи!” Лениво я ему тогда заметил: “Ты душу мне опять не береди. Уж сколько раз ты мне сулил усладу от жухлых листьев, плачущих дерев…? С тобой я не найду свою отраду, кончай очередной свой перепев. Но он стучал настойчиво и кротко: “Ну, может, выйдешь, ты проспал зиму?” И я услышал совершенно чётко: “Ну, выходи, встречай Меня – Весну!” Глазам своим не мог тогда поверить: вокруг всё обновилось и цвело… И радость ту нельзя было измерить, и пламень Жизни охватил меня зело. Тот пламень, что вселил в меня надежду, и растопил в застывшем сердце кровь… Так посетил Господь меня невежду, Так подарил Он грешнику Любовь! 12 ноября 2001 Санкт-Петербург Слово В начале было Слово, Оно было Отцово, и Слово это – Бог. Для многих нынче ново, что прежде было Слово, для некоторых – шок.

http://azbyka.ru/fiction/stikhotvorenija...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010