Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Димитрия Солунского. Ιερς νας Αγου Δημητρου Карта и ближайшие объекты Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века. С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).  В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог " . С сайта http://fakty-o.ru Базилика Святого Димитрия - пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии - над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

http://sobory.ru/article/?object=16863

Закрыть itemscope itemtype="" > К истории перенесения мощей святого великомученика Димитрия 10.11.2008 235 Время на чтение 7 минут По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 5 ноября из Греции в Россию были принесены мощи святого великомученика Димитрия Солунского. Ковчег с частицей мощей великомученика Димитрия прибыл в Москву и был торжественно помещен в Храме Христа Спасителя. Мощи сопровождает греческая делегация во главе с митрополитом Верийским, Навусским и Кампанейским Пантелеимоном. Митрополит Пантелеимон уже не в первый раз приезжает в Россию, но его нынешний приезд связан с особой миссией - сопровождением одной из величайших святынь православного мира. 6 ноября 2008 года, Московская духовная академия встречала греческого митрополита. За теплой беседой митрополит Пантелеимон рассказал о своем непосредственном участии в обретении мощей святого великомученика. Его рассказ тем более актуален, что до сих пор некоторые искренне уверены в том, что мощи святого Димитрия утрачены. Митрополит Пантелеимон подарил академии свою книгу под названием «С нами мироточивый Димитрий: к 25-летию со времени обретения мощей святого великомученика Димитрия Солунского» (Верия, 2005). Ниже кратко излагается история обретения мощей святого Димитрия на основании сведений из этой книги, дополненных устным рассказом ее автора. Согласно «Мученичеству» святого Димитрия, святой был заколот копьями на месте римских бань, в которых он был заточен. Кончина святого великомученика произошла в 306 году. Его тело было погребено христианами на месте его мученической смерти. По окончании гонений внутри римских бань была воздвигнута «молельня» в честь мученика. Правитель (эпарх) Иллирика Леонтий после своего чудесного исцеления повелел построить в 412 году на месте «молельни» величественную базилику. Позднее по приказанию императора Юстиниана (VI в.) архиепископ Фессалоникийский попытался отослать вместе с другими мощами часть мощей святого Димитрия в обновленный храм Святой Софии. Однако после начала земляных работ в том месте, где «под землей лежали всесвятые мощи», произошли чудесные знамения, воспрепятствовавшие извлечению мощей. Из земли вышел огонь и раздался глас: «более не искушайте». Вместо мощей императору была послана только земля с кровью от гроба святого Димитрия. Об этом первом чуде от мощей святого Димитрия сообщается в «Повествовании» о его чудесах, составленном в VII в. архиепископом Фессалоникийским Иоанном.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

1990. Р. 194). Поскольку свидетельство Иоанна Каминиата (PG. 109. Col. 528) подвергается сомнению (предполагают, что эпитет «мироточец» добавлен переписчиком), то древнейшим бесспорным известием о мире Д. С. является Житие прп. Фантина, написанное в кон. Х - нач. XI в. ( Μντζος. Σ. 111). Паломники собирали считавшееся чудодейственным благовонное масло и увозили его в специальных сосудах - ампулах, напоминающих по форме раннехрист. евлогии. Древнейшие найденные ампулы датируются XI-XII вв., они имеют изображение Д. С. с одной стороны, Богородицы, прп. Феодоры Солунской, мч. Нестора или вмч. Георгия с другой. Воины натирали тело священным миром перед битвой. Получили распространение и иконы с небольшим сосудом для мира ( Walter. 1973. Р. 163). Никита Хониат рассказывает о бесчинствах, к-рые творили в храме захватившие Фессалонику норманны (1185): они набирали миро в кастрюли, жарили на нем рыбу, мазали обувь и проч. ( Nicet. Chon. Hist. Pars 1. P. 306). С нач. XIV в., по свидетельствам визант. авторов (Никифор Григора, Исидор Глава, Симеон, архиеп. Фессалоникийский), прослеживаются изменения в характере мироточения: миро-елей сменило миро-вода, проистекавшее потоками из колодца, где якобы находилось тело великомученика ( Μπακιρτζς. 1997. Η μυροβλησα. Σ. 518-524). Х. Бакирдзис связывает это изменение с перенесением мощей святого (или их значительной части) в аббатство итал. городка Сан-Лоренцо-ин-Кампо близ Сассоферрато. Когда точно произошло это событие, неизвестно. В 1520 г. при проведении ремонтных работ в соборе, под центральной частью алтаря, была обнаружена деревянная гробница с мощами. В надписи на медной табличке (к-рую исследователи по почерку датировали кон. XII - нач. XIII в.) сообщалось, что эти мощи принадлежат Д. С. По мнению Бакирдзиса, мощи были перевезены в Италию в период лат. господства в Фессалонике (1204-1224) и их отсутствие в храме породило легенду о местонахождении тела Д. С. в колодце ( Idem. Σ. 520-521). Мироточение прекратилось с превращением базилики в мечеть в 1493 г.

http://pravenc.ru/text/178231.html

Приветствуем Вас, дорогой, дорогой Еписк[оп] Афанасий, с праздниками – Всех скорбящих радостей и великомученика Димитрия Мироточ[ивого] и св[ятого] Архистратига Михаила. Желаем вам доброго здравия, простите, долго Вам не посылали посылочку. М. М[аргариту] во вторник проводил в Ярославль, посадил до Загорского [поезда], пересядет в поезд в Загорске. К 248 книг посылаю тет[радь?] [«Об усопших»] и словарь спиритизм. А А. Толстого нет у меня, еще из Владим[ира] записку, сообщи, как им поступить, они сомневаются, а ложечку с сеткой скажет Титовне, она не найдет ли? Я не мог найти. И [в] Ведомости [?] заедет м. М[аргарита] или поручит Титовне, о Цветовой приняли заявление, к юристу заходил, он был в другой кон[сультации?], нашли скоро, поговорил с нами ласково. Я его просил еще написать на другое имя, он сказал, что очень рано, пождите, месяца через три или четыре будет результат и на Ваше заявление 249 , тоже подождать, в особенности такое обширное, да непечатанное и рукописанное, мелкий шрифт, наверно, трудно разобрать Вашу руку, но что поделать, было бы чего ждать, не скажут ли, как вдовице судия непр[аведный]: хотя Бога не боюсь и людей не стыжусь защичу 250 , чтобы больше не надоедали 251 . Так ли выйдет? В Ярославль я заезжал, еп[ископа] Тих[она] 252 посмотрел, Ваше молебное пение одобрил. Еще как будет времечко, зайду к нему, еще сомнение меня берет, кого я заставлю перепечатать молебен. Я хотел показать настоятелю, но мать Сергия отговорила, не будет печатать такой продолжительный, они маленький 253 , торопится все бы скорее отдать непереписанный – затеряет. М. М[аргарита] куп[ила] конс[ервные] банки, сом. Я ей сказал, что не надобно бы их покупать, надо бы шпротов. Она бумажки содрала: не узнает, они хорошие, а потом раскаялась: не надо бы срывать, но у вас все сойдет: не у рыбы и рак рыба. Молоток забыл было, сегодня торопился с посылкой пока до праздника послать, а вчера ездил в Ярославль, хотел купить боч[ку] олифы, но не взял, хотели опутать, не взял, проездил, зря время провел. Простите, не прописал, какие книги, в следующий раз прогляжу и пришлю, пока все благоденствуем, просим Ваших святых молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

899 В 1650 году, 8 ноября, окружною грамотою предписаны были в нашем отечестве молебствие и пост, по случаю не урожая, наводнений, пожаров и скотского падежа. Истор. акт. арх. экспедиц. том. IV, 47. 926 В требн. гл. 74. Это последование ежедневно читал Патр. Никон в начале своих монашеских трудов. См. житие Никона, писан. Клириком, изд. 1784 г. 932 О священстве III слово, 6. Св. Златоусту приписывается молитва при Елеосвящении: «Господи Боже наш», Goari Evcholog. peg. 581. 945 Евсев. о жизни Констант. Вел. кн. IV, гл. 66. Григор. Богослов. в 40 слов даст также разуметь, что и прочих умерших христиане так снаряжали. 949 Евсев. кн. VII, гл. 22. О жизни Царя Конст. Вел. Кн. IV, гл. 66. У св. Златоуста в 27 беседе по случаю низвержения царских статуй, 3. Филолостор. из к. IX, 6. 954 Об употреблении светильников при Богослужении см. кн. 1. Симеон. Фессалоникийск. разговор. 326. 957 В V слове или во 2 обличительном на Юлиана. Об употреблении светильников при телах умерших и при заупокойных Богослужениях пишет св. Ефрем Сирин в предсмертном завещании о себе. Блаженный Иероним – о жизни Павлы, многие другие. 972 Св. Григорий Нисский сам нес тело сестры своей Макрины. О жизни ееу св. Григория нисского, т. 2. Евсев. кн. VII. гл. 16. В Африке 81 правилом IV карфагенск. Собора преднисано было выносить мертвых из домов и погребать кающимся. Путь погребальный часто усыпают зелеными ветвями, в знамение не прекращения, а обновления жизни. 984 Древле у нас она ииогда называлась грамотою душевною. См. софийск. летопись 6770–6772 годах. Она читалась над умершим издревле (о церк. иерарх. гл. VII отдел. 3 и 4). Гоар представляет образец этой молитвы, употреблявшейся в Греция (Eucholog. стр. 544). 985 Чет–мин. августа 14. Патер. Печерск, стр. 68–8. Вложение свитка в руку умершего для сильнейшего обязательства исполнять желание умершего бывало издревле (Филолосторг. кн. 2, гл. 16). 998 Сие последование совершается и над умершим архиереем. Симеон. Фессалон. разговор. 326. До 1767 года у нас совершали погребение архиереев по чину иноков; с этого же года постановлено совершать погребение по чину священническому. Описан. Киевософ. Собора, стр 226.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Галина 20 апреля 2012, 21:45 Эхмалотос точно напомнил нам слова Нила Мироточивого. И еще один старец, почивший в 2005г. сказал почти то же, что и Нил Мироточ. Он сказал, что начиная с 2008г. день будет проходить как час. Мне же Господь после молитвы сказал, что время сократилось в 2 раза. Это для того, конечно, чтобы греха на земле было меньше, недостойны люди уже жить столько, как раньше. Вот сег шла по улице, так и малые дети, и мамы с младенцами матерятся ужасно. Даже по городу идешь, как по какой-то духовной помойке... А у Натальи такие прекрасные стихи, у меня и мелодия пошла. Может, песня будет. Слушайте наши с сестрой песни (пока только 7 песен) на сайте Духовные-песни.рф Дуэт благодать. Уже 5-6 труб Апокалипсиса прозвучали. И сокращение времени - это благость Божия, т.к. на суде Его меньше будем отвечать за грехи свои, все же их будет меньше. Каждую минуту взывайте к Богу, просите прощения за все свои грехи. Алина 3 февраля 2012, 18:52 Здравствуйте. Хочу сказать большое спасибо тому кто написал это, кто выложил эту тему сюда. Она мне по истине помогла) Станислав 16 декабря 2011, 20:17 Святитель Феофан Затворник. Важнейшее в жизни - нравственное совершенствование Без дел и занятий нам быть нельзя.Бог дал нам деятельные силы,которые и требуют упражнения.У всякого потому есть свои дела и занятия.Они требуют внимания,но...нравственное преспеяние...требует,чтоб внимание всегда было в Боге.Как согласить то и другое?НАДО ВСЕ ДЕЛА И ЗАНЯТИЯ ДЕЛАТЬ КАК ДЕЛА БОЖИИ,БОГОМ НА НАС НАЛОЖЕННЫЕ,И ПОСВЯЩАТЬ ИХ БОГУ.Тогда, делая их,не будем упускать из внимания Бога,ибо при сем неизбежна забота,как бы всё делаемое сделать благоугодно Богу.Чтоб дела и занятия не поглащали всего внимания ,надобно делать их без увлечения,не пристращаясь к ним.Навык на это надо приобресть,постоянно напрягаясь и располагая себя делать дела свои не потому,что к тому или к другому душа лежит,а по сознанию долга....Тогда занятие делами будет и усердно ,и отрешенно - ...прямо к Богу.Тогда и приступая к молитве ,ничего не будет стоить выбросить их из внимания....Всё же сие от навыка быть не отходно в присутствии Божием и с благоговейным чувством.

http://pravoslavie.ru/48249.html

Труды: “Исследование Библейской хронологии”. (Магистерская диссертация). Киев, 1857. “Историческое описание Московского Спасо-Андрониева монастыря”. Москва, 1865. “Историческое описание Московского Знаменского монастыря”. Москва, 1866. “Полный Месяцеслов Востока”. T.I-й Восточная агиология; т.2-й Святой Восток. (Докторская диссертация). М.1875–1876 гг. Владимир, 1901. “Ответы на возражения против его «Месяцеслова”. 1876. «Годичный круг слов на воскресные и праздничные дни”. Владимир, 1878. Владимир, 1898. “Иверская святая и чудотворная икона Богоматери на Афоне и списки ее в России”. М.1879. «Слова доктора богословия архимандрита Сергия”. Москва, 1882. «О чтении Апостола и Евангелия в навечерие Рождества Христова, в субботу и воскресенья и об Апостоле и Евангелии субботы пред неделей свв. отец”. «Христ. Чтен.” 1879. «Лавсаик и история египетских монахов”. 1882. «Святый и Животворящий Крест Господень”. 1886. Могилев, 1890. Изд.4-е СПБ, 1899. «Могилевские Еп. Вед.” 1886, 5, стр.113–183. 1886, 8, стр.169–181. “Житие Иоанна преп.Ликопольского”. Могилев, 1890. «Православное учение о почитании святых икон и другие соприкосновенные с ними истины православной веры”. Могилев, 1887. СПБ, 1913. “Преп. Феодора Солунская». Могилев, 1890. “Св·великомуч. Димитрий мироточ.» СПБ, 1892. «Избранные жития святых». Владимир, 1893. “Преп. Феофан Сигрианский, исповедник». Москва, 1893. “О месте рождения вел. князя Михаила Феодоровича». «Преп. Михаил Малеин и 300-летие рождения благоч. вел. гос. царя и вел. кн. Михаила Феодоровича 12-го июля 1596–1896 гг.» Вязники, 1896. “Святый Андрей, Христа ради юродивый и праздник Покрова Пресвятыя Богородицы». из «Странника», СПБ, 1898. «Св. Симон, епископ Владимирский и Суздальский». Владимир, 1899. «Беседы об основных истинах святой православной веры». СПБ, 1899. Изд. 3-е исправл. и дополн. «Русская литература об иконах Пресвятыя Богородицы в XIX веке». СПБ, 1900. «Несомненная истинность евангельской и апостольской истории». Москва, 1867. «Древнейший восточный месяцеслов».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...