С годами развилась градация прошения о пище. Примерным образом она может выглядеть так: особое мурлыкание («просительная ектения»); сидение возле миски (пикетирование); лежание возле миски (сидячая забастовка), кружение вокруг ног со слабыми вскрикиваниями (мирная демонстрация); цепляние передними лапами за край стола с нежными и печальными взорами (попытка вызвать жалость); вспрыгивание на стол (крайняя мера). На старости лет этой крайней мере предшествует брюзгливый крик, мол, могли бы и запомнить мои привычки. Это он врет, потому что ест не по часам, а когда в голову взбредет, и постоянна только ночная прожорливость. В свое время Мишка, чтобы не угодить в воду, проделал сальто над ванной, нарушающее законы гравитации (а может, аэродинамики, не знаю точно) и, наверное, запомнил это как случай смертельной опасности, от которой он счастливо избавился. Справедливо не доверяя уровню моего физического развития и уяснив, что время от времени я принимаю водные процедуры, он решил на всякий случай бдить. Когда это произошло в первый раз, он меня сначала напугал, потом насмешил. Судите сами: я мирно пребываю в ванне, и тут под дверь, совершенно как в «Майской ночи», подсовывается страшная котовая лапа, которая скрежещет когтями по кафелю и всерьез намерена его выломать; одновременно дверь ходит ходуном под напором мощного плеча. Я, мокрая и несчастная, вылезаю из ванны и открываю ему дверь. Немного посуетившись, он выходит. Из двери дует; я ее закрываю. Все повторяется. Причем неоднократно. Со временем кот разработал методы убеждения (сидение на стиральной машине со взглядом в упор, хождение по краю ванны с паническим мяуканием) и даже принуждения (насильственное притаскивание Я. Г. с тем, чтобы тот положил конец экстремальной ситуации; кое-как домываясь и одеваясь, я имела неудовольствие слышать, как они препираются под дверью). Эту свою заботливость он перевез и на новую квартиру. Необходимо упомянуть и выкристаллизовавшийся с годами обычай вечернего прощанья. Я ложусь спать (перед этим – бурная сцена, потому что никакой кот не может вынести стеление постели и не вмешаться самым решительным образом) и вижу в изножье УШИ. У этих нехитрых органов слуха богатые выразительные возможности; сейчас они выражают добродетель и просьбу. Говорю: «Иди сюда». Вздох, прыжок, и со звонким торжественным мурлыканием кот пружинящей парадной походкой идет по мне. Дойдя до груди, начинает древний ритуал, очень для меня болезненный: он меня утаптывает, потому что некогда его прародичи в степях и саваннах именно таким образом готовили себе лежбище в травах. Очень больно, но можно прекратить, поглаживая ему с легким нажимом спинку; это возвращает его в цивилизацию. Улегся, помурлыкал (иногда, в лирическом настроении, потерся мордочкой о лицо), чуть вздремнул, потом, встрепенувшись, ушел на свое обычное место (стул около дивана).

http://foma.ru/mishka-i-nekotoryie-drugi...

Священник возглашает: «Благословенно Царство». Далее — мирная ектенья (как и во время обручения). Священник произносит три молитвы о сочетающихся браком и надевает им на головы венцы (если венцы не подходят по размеру, надо головами венчающихся их держат свидетели) — Венцы на головах молодоженов — символ венцов царских (в новосозданной семье молодые будут как бы царями и основателями рода) и одновременно мученических (подвиг христианского брака сравнивается с мученическим). Возложив венцы на головы венчающихся, священник обращается к Богу со словами: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их» Прокимен (стих, который поется перед чтением Священного Писания), Апостол, Евангелие — Традиционно читается отрывок Еф 5. 20-33 (о браке как о зримом образе союза Христа и Церкви и о взаимных обязанностях супругов) и Ин 2. 1-11 (о браке в Кане Галилейской). Краткая сугубая ектенья Молитва о новобрачных — одна из древнейших в чине венчания. Просительная ектенья Пение хором молитвы «Отче наш.» — Появление этой молитвы в чине венчания вызвано тем, что раньше во время венчания новобрачные причащались Святых Христовых Таин. Иногда добавлялись и другие элементы полной литургии, например, : благодарственная ектения после Причащения. Сегодня этого — как и Причастия — в чине венчания нет. Священник благословляет общую чашу с вином и дает жениху и невесте по очереди из нее испить - В древности существовал особый обряд и благословения первой чаши на брачном пире. В память об этом жених и невеста вкушали от общей чаши с вином в начале брачного пира. В чин венчания обряд вошел приблизительно к VIII в. Сегодня распространено мнение о том, что общая чаша заменила собой Причащение Святых Таин. Это неверно. В греческих рукописях указываются обе чаши — и евхаристическая, и общая. Сегодня связь общей чаши с брачным пиром утрачена. Чаша символизирует указание на единство супругов во всем. От чаши супруги вкушают трижды, по очереди (в совр. практике остаток вина обычно допивает невеста, хотя в греческих рукописях отмечается, что это должен делать жених. В одной из рукописей 15 века описан неясный обычай выливать остаток вина на головы новобрачным).

http://foma.ru/tainstvo-venchaniya.html

После прочтения данных молитв произносится мирная ектения. По ее окончании епископ облачает рукоположенного в священническое одеяние – епитрахиль, пояс и фелонь — и вручает ему Служебник – книгу, являющуюся основной для пресвитера во время совершения им священнодействий. Епитрахиль представляет собой диаконский орарь, но только сложенный вдвое. Огибая шею, епитрахиль спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты между собою. Епитрахиль знаменует собой особенную, двойную (по сравнению с диаконским чином) благодать, подаваемую пресвитеру для совершения Таинств. Без епитрахили пресвитер не имеет права совершать ни одной службы. Пояс знаменует собой Божественную силу, которая укрепляет священнослужителя в прохождении его служения. Символическое значение пояса заключается в напоминании верующим о том полотенце, которым препоясался Господь Иисус Христос при омовении ног Своим ученикам на Тайной Вечери. Фелонь (риза) – это длинная, широкая одежда без рукавов, с отверстием для головы сверху и с большим вырезом спереди для свободного действия рук. Она символически напоминает верующим о той багрянице, в которую был облачен Господь Иисус Христос во время Своих страданий. Ленты, которые нашиваются на фелонь, символизируют собой струи крови, текшие по одежде Спасителя. С другой стороны, фелонь символизирует собой одежду правды, в которую должен быть облачен пресвитер. В дальнейшем поверх фелони на груди у священника должен находиться наперсный крест. Также пресвитер может носить набедренник — четырехугольный плат, пришиваемый на ленте через плечо за два угла на правом бедре – символ духовного меча для борьбы с нечестием и безверием. Набедренник дается пресвитеру за долголетнее и усердное служение в Церкви. Могут быть у пресвитера и головные украшения – скуфья и камилавка. По окончании облачения возглашается: «Аксиос» – и происходит приветствие сослужителей данного Таинства целованием в плечи («в рамена») как символ приветствия новопоставленного на служение Христу и принятие его в союз апостольской любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

44 В ГИМ. Син. 680 и 909 о целовании образа не сообщается, но говорится, что святитель должен повернуться на горнем месте к востоку. 45 В ней ради удобства епископу могут подносить не один крест, а два, для каждой из двух сторон, где стоят священники. 48 Но в ГИМ. Син. 690 прямо утверждается обратное: правда, омофор здесь предписано возлагать не на левую, а на правую руку: Л. 39 об. 49 В современной практике, как известно, младший диакон просто держит омофор на вытянутых руках во время чтения Апостола и проносит его перед Евангелием. 50 Как известно, в Древней Руси епископу принадлежала полнота судебной власти над клириками, в т. ч. по гражданским делам. Ср. также, например, церемонию передачи изверженного из священного сана клирика под компетенцию светской власти в конце чина извержения из сана согласно первопечатному униатскому архиерейскому Чиновнику, где епископ, в частности, говорит: Изволю... да сего... Сдъ въ свою бласть, аки изверженнаго (ПОНТИФИКАЛЪ, с Слжебникъ Супрасль, 1716. Л. 42). 52 См. знаменитую монографию об этом священнодействии: Taft R.F. The Great Entrance: A History of the Transfer of Gifts and Other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom. R., 1975 [во 2-м издании в 1978 г. к названию книги добавлен подзаголовок: A History of the Liturgy of St. John Chrysostom; Vol. 2]. (=Orientalia Christiana Analecta; 200). Недавно была выпущена существенно дополненная версия этого исследования: Taft R.F., Parenti S. Il Grande Ingresso: Storia della Liturgia di S. Giovanni Crisostomo, vol. II (Edizione italiana rivista, aggiornata e ampliata). Grottaferrata, 2014. (=ΑΝΑΛΕΚΤΑ ΚΡΥΠΤΟΦΕΡΡΗΣ; 10). 53 Энарксис, то есть три антифона, перемежаемые малыми ектениями, исполняемые до малого входа, в классической византийской традиции IX–XII вв. ещё не стал частью литургии, оставаясь лишь вступительным последованием, которое могло исполняться вне храма или вовсе отсутствовать (см.: Mateos. La celebration... P. 27–45). В свою очередь, мирная ектения до XII в. читалась не перед антифонами, а после малого входа, непосредственно перед Трисвятым. Даже в современной традиции в тех случаях, когда литургия совершается на вечерне, энарксис опускается, и литургия начинается с ектении (правда, не мирной, а малой) перед Трисвятым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

(А. Введение) Глава 345: Асматики аколоуфиа или Песненное последование получено от Отцов. Все «кафолические церкви вселенной» (все соборы империи – наш перевод) соблюдали его сначала, и особенно великие церкви Константинополя, Антиохии и Фессалоники: та единственная сохранила его до сих пор. Глава 346: Об употреблении фимиама в Храме Иерусалимском. Глава 347: Об употреблении фимиама у византийцев. Он употребляется в начале Литургии и монашеской Вечерни. (Б. Песненная Вечерня) 1 . – Иерей перед престолом: Благословено царство Отца и Сына. 2 . – Иерей: « Еириника» (мирная ектения). Заступи, спаси. Певчие: И услыши мя. Слава Тебе, Боже. (Симеон объясняет сложную технику: как певчие поют перед концем ектении последние слова первого стиха антифона следующего за возгласом, вместе с припевом 597 ). Иерей: Пресвятую, пречистую. И велегласно славословит: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение. Пс. 85 целиком, один стих каждый хор. К каждому стиху: Слава Тебе, Боже. Иерей: 1-ую молитву из светильничных, содержащую смысл псалма (начало молитвы 3 . – Остальные молитвы также содержат смысл псалмов антифонов. 598 Ныне по небрежности антифоны не поются на Вечерне ежедневно – только на Утрене – вне Вел. Поста; поются шесть антифонов или одна кафизма 599 ; (поются) и в субботу вечером, но только в Св. Софии (Фессалоникийской) и только Пс. 1 (вероятно 1-ый антифон: Пс. 1 и 2. Припев: Аллилуиа) из-за недовольства ленивых. Иерей: Паки, паки. Заступи. Певчий: Вселенную. Аллилуиа. Иерей: Пресвятую, пречистую. Славословля : Яко Твоя держава. 4 . – Прокимен, также называемый «телеутаион» антифоном из-за других антифонов, которые раньше пелись и теперь пропускаются. По воскресеньям стих: Да воскреснет Бог ( Пс. 67, 2 : см. «телеутаион» Афины 2061 в субботу вечером, с. 281). Слава. И ныне. 5 . – И сразу: Пс. 140 с «упопсалмом»; Живоносное Твое (См. с. 283) исполняемое одным «воскресеньем» (хор недели В, по Афины 2061); другое: Спасительное Твое (см. с. 281: хор недели А). На стих: Яко к Тебе, Господи 600 84 ( Пс. 140,8 ), иерей, или иереи, с диаконами, прешествуемые светильниками и кадилом, совершают обычный вход. Иерей, или иереи, поклонившись, читают вечернюю молитву входа (начало и возглас молитвы Выпрямляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

От священника святость ожидается. Она желательна. Но начинать надо сегодня, а значит не со святости, которой нет, а с искренности без ханжества и с энергичности без дерзости. Будут шишки и ссадины. Будут падения и восстания. Но “бой идет не ради славы. Ради жизни на Земле”. Христианство православное призвано явить миру свой Лик – евхаристичный, деятельный и милосердный одновременно. И пусть никто не отлынивает, поскольку каждому приходу есть, что вложить в общую копилку. Вслушиваемся в возгласы Бог многоименит. Каждое Его Имя выражает одну из граней Его отношений к миру и людям. Все это мы слышим в возгласах священника на службе. Такие краткие славословия и молитвы, как возгласы или прокимны, редко становятся темами размышлений и поучений. Между тем, они бездонны. Великая, или мирная, ектения и на вечерне, и на утрене, и на Литургии оканчивается всегда одним и тем же возгласом священника: Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Что можно вынести из этих слов? Во- первых, призыв к, насколько возможно, большему прославлению Бога. Он – Царь Славы и полновластный Хозяин мира. Люди, построившие или придумавшие что-то, нередко пользуются огромным почетом и уважением. Бог создал все! “Глубиною мудрости” Он продолжает управлять сотворенным миром. И мы так мало хвалим Его и приносим Ему славу. Между тем, Ему “подобает всякая слава”, и больше всего это понятно тем, кого хвалят люди, но кто чувствует себя недостойным похвал. “Хвалить и благодарить нужно Бога”, – говорил святитель Лука после удачной операции. “Мы Богу молимся. Бог – наш генерал”, – говорил Суворов. Великие успехи давались таким людям потому, что они не приписывали себе удачу, а воздавали “честь и поклонение” Тому, от Которого получили милость. Итак, еще не прозвучал Херувимский призыв “отложить всякое житейское попечение”, еще только началась служба, а мы уже слышим призыв принести Богу всякую славу, честь и поклонение. Собственно, и слово Аминь нельзя произносить небрежно и по привычке. Аминь, это – Имя Христово. В Апокалипсисе говорится: “Так говорит Аминь, Свидетель верный и истинный”

http://azbyka.ru/katehizacija/missioners...

Сию катавасию поем по каждой песне. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга: 1-й лик: Все святые земли Русской, молите Бога о нас. Заступники и покровители земли нашея вы есте,/Божии угодницы,/направите нас ко пристанищу спасения,/вы бо есте верным ограждение. 2-й лик: Все святые земли Русской, молите Бога о нас. Молим вас, блаженнии:/душевное смущение и печали бурю разорите/и тишину нам подати,/Начальника тишины Христа умолите. 1-й лик: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Святым древним подражавшие/и от Бога благодатию обогатившиеся,/помогайте нам, чадам вашим,/присно восхваляющим вас,/яко Божиих угодников. 2-й лик: И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Лютыми недугами и страстьми греховными обуреваемым,/и варварскими нападениями истязуемым,/и в ров погибели впадающим,/Ты нам помози, Богородице Дево. Катавасия: Молите Бога о нас,/все святые земли Русской,/яко мы усердно/к вам прибегаем,/скорым помощникам и молитвенникам о душах наших. Ектения сугубая: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молимся Тебе, услыши и помилуй. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о Великом Господине и отце нашем Святейшем Патриархе Алексии, и о господине нашем преосвященнейшем епископе нашем (имя рек), и о всей во Христе братии нашей. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о стране нашей и о спасении ея, и о еже возглаголати в сердцах правителей наших благая и мирная о Церкви Святей и о всех нас, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и благопоспешении рабов Божиих, архипастырей и пастырей и всех православных людей земли Русской и о еже умножити им лета жития их, избавити их от всякия болезни душевныя и телесныя и простити им всякое прегрешение, вольное и невольное. Лик: Господи, помилуй. (12 раз.) Еще молимся за всю братию и за вся христианы. Лик: Господи, помилуй. (Трижды.) Возглас: Яко милостив: По возгласе 1 лик поет: Седален, глас 2: Моление теплое/принесите, прехвальнии,/к милости источнику, Господу,/о Святой Руси молящеся,/Богородицу Владычицу вкупе с собою подвигните на молитву/и от бед избавите нас,/всем вскоре предстательствующии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Хор: Аминь. Dismissal Deacon : Wisdom! Priest : O Most holy Theotokos, save us. Choir : More honorable that the Cherubim, and incomparably more glorious than the Seraphim, thou who in virginity didst bear God the Word; thee true Mother of God, we magnify. Priest : Glory to Thee, O Christ, our God and our hope, glory to Thee. Choir : Glory to the Father, and to the Son, and to the Holy Spirit, now and ever, and to the ages of ages. Amen. Lord, have mercy. (Thrice). Father, bless. Priest : May He Who has power over the living and the dead, Who Himself rose again from the dead, Christ our true God, through the prayers of His Most holy Mother, of the holy and God-bearing Fathers, of all the Saints, assign to the abodes of the Righteous the soul(s) of His departed servants. Give him (them) rest in Abraham " s bosom, and number them among the Just, and have mercy on us, for He is good and the Lover of men. Choir : Amen. Вечная Память Диакон: Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшым рабом Твоим, имена, и сотвори им, вечную память. Хор: ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ. (Трижды) Memory Eternal Deacon : Give rest eternal, O Lord, in blessed repose, to the soul(s) of Thy departed servant(s), and make their memory eternal. Choir : MEMORY ETERNAL. (Thrice) Приложение Мирная Ектения Диакон: Миром Господу помолимся. Господи помилуй. Диакон: О свышнем мире, и о спасении душ наших, Господу помолимся. Диакон: О оставлении согрешений, во блаженней памяти преставльшихся, Господу помолимся. О приснопамятных рабех Божиих (имена), покоя, тишины, блаженныя памяти их, Господу помолимся. О же простити им всякое прегрешение вольное и невольное, Господу помолимся. О неосужденным предстати у страшнаго престола Господа славы, Господу помолимся. О плачущих и болезнующих, чающих Христова утешения, Господу помолимся. О причтении их в недрех Авраама, и Исаака, и Иакова, Господу помолимся. О избавитися нам от всякия скорби, гнева, и нужды, Господу помолимся. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Молитва Наташи лишена момента глубокого духовного «проживания» произносимых слов, поэтому она придумывает «себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них» и желает «иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них». Подобное «уничижение» себя, переживание «умиленного нетерпения в душе» и не глубоко православное, а восторженно-надуманное предание себя Божией воле («…Предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю…») необходимо Наташе, чтобы чувствовать себя вполне хорошей («я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра») и таким образом не иметь никаких «обязательств» перед Господом. Приобщение (не внутреннее, но внешнее) Наташи к соборной молитве не означает дальнейшего духовного развития героини: Толстой словно бы завершает путь исправления ее характера, отменив необходимость постоянного стремления человека к идеалу. Можно с уверенностью говорить, что в описании говения Наташи писатель идет не от поступка героя к определению характера, а наоборот: заданность характера определяет поступки. Поэтому данный эпизод воспринимается в единой парадигме характера героини: образ Наташи положителен, и все, что она делает, призвано это подтверждать. Заданность, непрочувствованность эпизода автором проявляется и в описании церковной службы. Незаметные восприятию расцерковлённого современного читателя, допущенные автором неточности не могли быть неведомы человеку, живущему в православном окружении 19 века. Причина их, как уже было замечено, в одном: в небрежении автора, в том, что эпизод молитвы – проходной, «необходимый» для характеристики образа, но никак не внутренне переживаемый писателем. Описанное поведение дьякона, который выправляет, «широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря», трудно представить воочию, так как облачение его не предполагает подобного действия. Мирную ектенью, начинающуюся словами «Миром Господу помолимся», Толстой завершает так: «дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: – «Сами себя и живот наш Христу-Богу предадим»» 57]. Здесь происходит смешение частей литургического богослужения: Великая, или мирная ектения, которая произносится диаконом после начального возгласа Литургии, оканчивается словами, завершающими 2ю Просительную ектению перед причастием во третьей части богослужения – так называемой Литургии верных. Перекрещивание орарем груди диакон совершает после произнесения 2ой Просительной ектеньи, а не перед, как мы видим у Толстого.

http://azbyka.ru/fiction/o-pravoslavnost...

   Заповедь новую Твоим учеником, еже любити друг друга, давый, Владыко, обнови сию благодатию Пресвятаго Твоего Духа действительно в душах, и в сердцах наших, да николиже о своих си, но всегда о Твоем благоугодии, и искренняго спасении и пользе попечение творити потщимся, молим Ти ся, Благодателю Милостивый, услыши и милостивно помилуй.    Первую и большую заповедь давый, еже любити Тебе Бога и Творца нашего от всея души, от всея мысли и крепости нашея, и вторую, подобную ей, еже любити искренняго, яко самех себе, и в сию двою всему закону и пророком висети научивый, делом исполняти сия всех нас благодатию Пресвятаго Твоего Духа убеди, да Тебе Спасу нашему, и искренняго спасению угождающе, обетованная Твоя получим благая, яко Владыце и Спасу нашему прилежно припадающе молимся, скоро услыши и милостивно помилуй.    Да совершени в любви Твоей, Боже наш, будем, ко искреннему нелицемерную имети любовь принуди нас Твоего Духа благодатию, Владыко: к Тебе бо любовь имети мняйся, брата же своего ненавидяй ложь есть, и во тьме ходит. Темже, Милостиве, в любви Твоей и братней распали души и сердца наша, молим Ти ся, яко Милостив, скоро услыши и, яко Щедр, помилуй.    Сице в нас Твою любовь, силою благодати Пресвятаго Твоего Духа, всели, Всещедрый Господи, еже не точию братию и друга, но и врагов наших по Твоему Божественному повелению, истинно любити, и ненавидящим нас благотворити, и о спасении их искренно тщатися, молим Ти ся, благости источниче, и человеколюбия пучино, скоро услыши и яко Благосерд помилуй.   § 12. Молебен о вразех, ненавидящих и обидящих нас    После обычного начала и 90-го псалма произносится мирная ектения.     На мирной ектении прилагаются сия прошения:    О еже простити нам вся согрешения наша, и милостивно избавити нас от обстояния врагов наших, Господу помолимся.    О еже не воздати врагом нашим по делом их, ни по лукавству начинания их, но обратити их от злаго их предложения ко благотворению и любви, Господу помолимся.    О еже неверных к правоверию обратити, верных же к благочестию, всех же вражду и ненависть в братолюбие, мир и совершенную любовь претворити, Господу помолимся.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010