Но любовь и уважение к Спасителю нисколько не умалились в их признательных сердцах. Души учеников Его были соединены с Ним вечным небесным союзом. Гроб Его сделался для них святилищем, в котором заключены были все их святые помыслы, все чистые желания, вся вера. И с этою святою любовью непрестанно смешивалась ужасная мысль: " Он умер! Он не то, чем мы почитали Его! Он не Мессия! Он, Который был и есть для нас все!.. " (Сочинения Иннокентия, архиепископа Херсонского). Казалось, все было кончено, зло торжествовало. Сомкнулись Пречистые уста, вещавшие с такой силой глаголы жизни вечной; безжизненно опустились руки, когда-то с любовию благословлявшие приходивших к Нему и исцелявшие страждущих; перестало биться великое, любящее сердце, вместившее в себе весь мир. На все легла печать смерти. И под этим холодным веянием смерти поблекли надежды учеников видеть своего дорогого Равви в ореоле славы и мессианского величия. С какою безнадежной грустью признаются они: А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. XXIV, 21). В тучах скорби, повисших над головами учеников, казалось не было просвета... Но теперь мы уже знаем: минула Суббота, и лучезарная радость Воскресения осияла скорбные сердца! Воскрес Господь, воскресла погребенная правда! И ни камень, ни печати гроба, ни стража, ни вся сила ада не смогли удержать ее в темной пещере. Свет воскресения, как ослепительная молния, пронизал тучи зла. Господь воскрес и снова явился миру! Какой великий урок для нас — урок надежды! Как часто в жизни частной и общественной бывают положения, которые кажутся безнадежными. Особенно часто приходится переживать их христианину, порвавшему связь с мирскими стремлениями и привычками и вступившему на тесный, но прямой путь ко Христу. Весь мир вооружается против него. Если бы вы были от мира, - предупреждает Господь Своих последователей, — то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас... В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. XV, 19-20; XVI, 33). Вас преследует несправедливость высших, насмешка и презрение товарищей, злоба и зависть низших. Змеиный поток клеветы отравляет ваш покой. Вас называют юродивым, ханжой, святошей, лицемером. Кругом себя вы не встречаете ни дружеской поддержки, ни слов участия. В окутавшем вас мраке не видно ни одной светлой точки; кажется, нет исхода! И это может длиться годами!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1922...

Сергей 2014/03/10, 14:14:25 Друзья, очень необъективная статья. Я украинец, священнослужитель. В Украине все было хорошо. пока не пришли русские войска. Сохрани Господь, чтобы этот сайт не подогревал ненависть а нес Твой мир. Аминь. Сергей 2014/03/10, 13:59:26 Бытие гл. 4 2И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. 3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. ---------- Ты говоришь: у меня много горя. Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: Почему же я раньше так мучился и скорбел? Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: " мир Мой даю вам " . Так всякой смиренной душе Господь дает мир. Силуан Афонский. Еф.4:3. стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Как в теле дух все объемлет и объединяет, так и Церковь объединяет Святой Дух, хотя мы различны и по роду, и по характеру, и по занятиям. И чрез Святого Духа мы становимся единым телом. Итак, постараемся хранить это единение, живя в мире друг с другом. Ибо если мы не будем иметь союза любви и не будем жить в мире друг с другом, то погубим то единение, которое даровал нам Дух, – подобно тому, как если бы возник раздор у руки или ноги с остальным телом, и они отказались от союза с прочими членами, то они уже не были бы под властью одного духа. Итак, нужно великое тщание, и мы не леностно должны поддерживать мир, крепко соединясь друг с другом, дабы, куда один стремится, и другой тоже (ибо таковы союзники), а не самопроизвольно распоряжаясь собой; тогда только будем в едином Духе. Феофилакт Болгарский. Мк.11:24. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – и будет вам.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=1774...

Устрашенная всем этим, братия много оплакивала умершего злой смертью Евагрия, и похоронили его с открытыми глазами и устами, и расставленными руками. А сами стали внимательно оберегаться от вражды, прощая друг другу, если кто на кого имел жалобу ( Кол.3:13 ), и вспоминая, после наказания Евагрия, слова Господа, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду ( Мф.5:22 ), и слова, сюда относящиеся, святого Ефрема: «если кому случится умереть, он встретит неумолимый суд», и можно было сказать тогда о тех вразумленных братьях: «велик мир у любящих закон Твой» ( Пс.118:165 ). Но особенно сам блаженный этот пресвитер Тит, видя, что за то, что он искал мира с братом, он нашел мир с Самим Богом, и Им сохранен был от смерти душевной и телесной, с тех пор никогда не предавался вражде, но всячески ее искоренял в себе, и приобрел никогда не ослабевающую любовь в Боге ко всей братии любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ), как корень мира, любовь чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры, любовь долготерпящую, милосердствующую, не завидующую и содержащую все прочие добродетели, в особенности же целомудрие, пост и постоянную молитву ( 1Кор.13:4 ). Ибо воспринял этот блаженный слова Писания: «Будьте благоразумны и бодрствуйте в молитвах, больше всего же имейте усердную любовь друг к другу» ( 1Пет.4:78 ). Итак, при своих пресвитерских жертвах, совершал он память соответственного евангельского слова, что любить Бога и ближнего больше всех всесожжений и жертв ( Мф.12:33 ). Приобрел он и мир совершенный, и так он, покрытый совершенством любви, не мог поскорбеть и сказать: «Нет мира в костях моих от грехов моих» ( Пс.37:4 ). Но совершенный мир этого преподобного подвижника был таков, что над ним исполнились неложные слова апостола: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир» ( Рим.14:17 ). Потому ради мира и на небе преп. Тит удостоился того упокоения, в жажде которого он уснул в Господе после великих богоугодных трудов. И почивает он нетленным телом в пещере, где там много святых, как в дальнем небе, а равноангельным духом вознесен в горнее небо на вечный покой руками явившихся к нему прежде ангелов.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

" Христос принес мир " января 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре В четверг седмицы 30-й по Пятидесятнице, отдание праздника Рождества Христова , 13 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиереи Владимир Сорокин, Андрей Дьяконов, старший священник  иерей Дионисий Харин , иерей Павел Ермошкин, духовенство обители и другие священнослужители. За богослужением молились настоятельница игумения София (Силина)  с сестрами, игумении Людмила (Волошина), Илариона (Феоктистова), учащиеся Свято-Владимирской школы при обители. Среди молящихся был губернатор Александр Беглов. " Этим богослужением мы прощаемся сегодня с Рождеством Христовым до следующего года, - сказал владыка в проповеди. - В прошедшую неделю вся земля наполнилась радостью и благодарностью Господу за Его промышление о каждом из нас, за то, что Он пришел к нам, чтобы всех спасти. Мы слышали ангельское пение " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " (Лк. 2: 14). Глубинный мир Христос принес на землю: мир, который был нарушен падением наших прародителей, Он восстановил, завеса была разодрана Его искупительным подвигом, и теперь Спаситель призывает: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25:34), " Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим " (Мф. 11:29). Теперь каждый может откликнуться и пойти к Богу " . " Но чтобы попасть на небо, нужно иметь чистые душу, сердце и совесть, - продолжил архипастырь. - Надо иметь мир с ближними, " развязать " себя от всех страстей, грехов. Чтобы шарик улетел в небо, нужно выпустить его из рук. А мы часто привязаны к земле грехами, суетой, попечениями. Никак не можем оторвать взор от земли и обратить к небу. Ладья нашей жизни так привязана цепями к этому берегу, что мы не можем отплыть на другой берег. Господь как раз к этому и призывает - чтобы мы " развязали " себя от грехов. Он принес нам " свет разума " , о чем мы и поем в рождественском тропаре " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

14: 27). И еще: “Я не один, потому что Отец со Мною. Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире скорбны будете, но мужайтесь: Я победил мир” (Ио. 16: 32–33). И опять за несколько недель до Голгофы: “Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать… и быть убиту, и в третий день ВОСКРЕСНУТЬ” (Мф. 16: 21). И снова: “Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших” (Лк. 23: 28). Не в Нем трагизм, а в нас.   Подобно сему и христианин, получивший дар любви Христовой, при всем сознании еще не достигнутой полноты, избегает трагизма всепоглощающей смерти; в болезненном сострадании и плаче в молитве за мир он не становится жертвой безысходного отчаяния безвозвратной гибели. Более ясным бывает видение — когда молитва каким бы то ни было образом войдет в вековой поток Гефсиманской   И странно, и горестно: мир в массе своей не принимает Духа Божия, и молитва возвращается к молящемуся не только с чувством безрезультатности, но еще и с умноженной скорбью. Но это, конечно, неверное ощущение. Да, искомого изменения духовной атмосферы вселенной не произошло, но если бы не было молящихся, то “власть тьмы” (Лк. 22: 53) усиливалась бы с еще большей динамикой.   Те, что еще не имели описанного опыта с силою, легко все же поймут меня, если молились за мир или отдельных дорогих им людей, вдохновленные Богом. Сердце при такой молитве, часто быстро, входит в самую жизнь того или тех, за кого молится, и знает, что с ними. Это: или радость и покой, или тревога и печаль, иногда же жуткий мрак ада, и подобное сему зло. Молящийся ощущает сии состояния, как его собственные. И это своего рода аберрация: в действительности чрез молитву душа видит–живет–сливается с теми, о ком молитва. Если при этом испытываемое нами тягостное чувство прелагается на радость или успокоение, то это верный знак, что молитва наша была услышана: больной будет поправляться, отчаянный получит свет надежды, грозившая беда минует, и подобное.   Именно таковое общение в бытии с людьми и даже вообще мира сего свойственно подлинной молитве.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

16. Итак, Христос вышел от дней века ( Мих. 5. 1 ) – ведь тогда для нас начался век, когда Он дал Израилю дни спасения 585 и вывел его пробежать поприще ( Пс. 18. 6 ) – до времени, доколе не родит рождающая ( Мих. 5. 3 ). К Израилю приходит Христос, приходит плодородие, приходит рождение, как пришло оно к Церкви, которая родила больше той, что имела сыновей и родила семерых 586 сыновей законных, тихих, несущих мир. И тогда душа принимает в себя, и рождается в ней Христос, в той душе, которая вновь обрела пришествие Его и пасется в богатствах Его ( Пс. 36. 3 ), так что ни в чем ей нет недостатка 587 и видя ее, и другие души возвращаются 588 на путь спасения ( Деян. 16. 17 ). 17. И будет ей мир ( Мих. 5. 4 ), 589 но не может быть испытана душа иначе как искушениями. Ибо тогда она удостоится своего мира и спокойствия, когда отбросит или подавит она суетные помыслы, когда укротит все волнения вздымающихся страстей, когда усилятся теснота, гонение, голод, опасность, меч. 590 Тогда будет, – сказано, – мир, ибо все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас ( Рим. 8. 37 ), поскольку полагаемся на Него, ибо ни смерть, ни какое-либо из искушений, да не отлучат нас и не отторгнут от Его любви ( Рим. 8. 39 ). Тогда Он пошлет искушения, чтобы испытать благочестивых. А Господь посылает искушения с тем намерением, чтобы никто не поддавался им, но поскольку по большей части немощные бывают побеждены, то искушениями испытывает Он тех, которые крепки. 18. Тогда будет им роса от Господа, 591 тогда настанет покой, тогда душа праведника будет как львенок посреди овец ( Мих. 5. 7 ). По евангельскому примеру я не сомневался бы отнести это ко Христу, ибо Сам Он сказал: Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их ( Мф. 13. 43 ). Укрощены будут колесницы его, 592 то есть неразумные побуждения и страсти сего тела, стихнут для него отвне – нападения, внутри – страхи ( 2Кор. 7. 5 ), но повсюду: и внутри, и вовне – будет мир. И не будет того, кто ответит 593 и восстанет против благой воли, ибо смирение плоти, разрушив стоящую посреди преграду, когда станет из обоих одно ( Еф. 2. 14 ), истребит все раздоры.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

97. Пророк Софония в главе 3 стих 8: Ждите Меня до того дня, когда Я восстану на суд; глава 3, стих 9 – о явлении Христа Спасителя в мир, когда Он даст духовное обновление; в главе 3, стих 14 пророчествует о великой радости: ликуй, дщерь Сиона, ликуй Иерусалим. Радуйся, – сказал Воскресший, и радость о Святом Духе наполняла апостола Павла. У праведников в душе всегда Пасха, как у преподобного Серафима Саровского , мир, покой душевный; и апостол Павел: Желание имый разрешитися и со Христом быти ( Флп. 1, 23 ). Служение пророка Софонии: 640–629 го ды. Пророк порицает беззакония иудеев, возвещает их наказание и бедствие и спасение остатку иудеев и язычников. Память святого пророка Софонии – 3 декабря. 98. Пророк Аггей возвещает о Богоявлении в главе 2 стих 9: слава сего последнего храма будет больше первого и на сем месте дам мир. Второй храм менее великолепен, но Мессия освятил этот храм и посещал этот храм в земной жизни, храм прославлен небесной славой, и мир и благодать даны нам. Богоприимец Симеон принял Богомладенца, 12-летний Отрок Иисус учил, исцелял. Господь ревновал о храмовой молитве. После Вавилонского плена иудеи возвратились в 536 году в Иерусалим, и по указу Кира стали строить храм. Руки опускались у народа; самаряне язычники нападали и писали доносы, а пророк Аггей воодушевлял всех. И его Книга названа пророческим словом о втором храме Иерусалимском. Сын как слава Отца, и эта слава осенила пришествием Христовым и храм, и вселенную. Память святого пророка Аггея – 16 декабря. 99. Пророк Захария в главе 9 стих 9 пророчествует о входе Господнем в Иерусалим: Се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Земные цари шествовали на конях, а Господь Праведный и Смиренный – на мирном животном. И дали плату Мне 30 сребренников. За 20 сребренников Иосифа продали, а здесь Мессию продали и бросили сребренники за землю горшечника, предах кровь неповинную. А в главе 12 стих 10 вещает: изолью от Духа Моего и верным – говорит пророк от лица Господа. Сотник узнал Господа: Воистинну Человек сей Сын бе Божий ( Мк. 15, 39 ). И весь народ... возвращался, бия себя в грудь ( Лк. 23, 48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

(CCSL 9а. Chromatii Aquileiensis opera. Р. 169–170) Когда Господь и Спас наш обходил многие города и области, проповедуя и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в народе, «увидев народ, – как повествует нынешнее чтение, – Он взошел на гору» 639 . Разумно то, что вышний Господь идет на высокое место, чтобы проповедать высокие слова желающим подняться на высоту добродетелей. Уместно и то, что новый Закон проповедуется с горы, ибо и Моисеев Закон был дан на горе. Тот – в десяти словах для наставления и порядка в жизни сей, а этот – в восьми блаженствах, ибо он ведет тех, кто последует ему, к вечной жизни и к небесной Родине... «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» 640 . Кроткие должны быть мягкими духом и искренними сердцем 641 , и Господь ясно показывает, что заслуга их немалая, говоря: «Ибо они наследуют землю» 642 . То есть, конечно, ту самую землю, о которой написано: «Я верую, что увижу благость Господа на земле живых» 643 . Наследование той земли – это бессмертие тела и слава вечного воскресения 644 . Кротость не знает гордости, не знает дерзости, не знает честолюбия. Потому не без причины Господь в другом месте наставляет Своих учеников, говоря: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»... 645 «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» 646 . Не те, кто оплакивает потерю дорогих людей, а те, кто плачет о своих грехах, кто омывает свои проступки слезами; или, во всяком случае, те, кто оплакивает беззаконие этого мира или чужие преступления... 647 «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» 648 . Посмотри, какая награда у миротворцев, если они называются уже не рабами, а сынами Божиими! И не без причины, потому что тот, кто любит мир, любит Христа, Создателя мира, Которого апостол Павел называет «миром», говоря: «Ибо Он есть мир наш» 649 . Тот же, кто не любит мира, выступает за раздор, ибо любит диавола, который есть творец раздора. Ведь это он первый внес несогласие между Богом и человеком, сделав человека нарушителем заповеди Божией. Но для того и сошел Сын Божий с неба, чтобы осудить диавола, творца раздора, и установить мир между Богом и человеком, примиряя человека с Богом и возвращая Бога к милости к человеку. Поэтому мы должны быть миротворцами, чтобы заслужить именоваться «сынами Божиими». Ведь без мира мы лишимся не только названия «сыновей», но и самого имени «рабов», как говорит апостол: «Любите мир, без которого 650 никто не может угодить Богу»... 651 Слово 40. Введение в молитву Господню

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

В прежнее время все стены, по свидетельству нашего древнего паломника Даниила (XII в.), были украшены мозаикой и фресками; против входной двери, у противоположной стены показывают место тайной вечери, огражденное деревянной решеткой. Другой покой верхнего этажа считают местом, где было сошествие Св. Духа, на апостолов ( Деян.2:1–42 ). Великие и священные события совершались на этом месте. Здесь произошло установление таинства тела и крови Христовой в замен ветхозаветных кровавых жертв. Здесь совершилось и исполнение обетования об облечении апостолов силою свыше и утверждение через него новозаветной Церкви. Трогательны и поразительны наставления Господа ученикам своим перед телесной разлукой с ними! – Желанием возжелех ясти пасху сию с вами, прежде Моей страсти ( Лук.22:15 ). Это были первые слова Его на этой трапезе любви. Какою скорбью и в то же время любовью проникнуты слова Его к ученикам Своим; какое видное сострадание в обращении Его к несчастному Иуде ( Мф.26:24,25 ; Мк.14:21 ; Лук.22:22 ; Ин.13:22–39 )! Какая сердечность слышится и в последних словах Избавителя, обращенных к ученикам: Чадца, еще с вами мало есмь, взыщете Мене, и якоже рех иудеом, яко аможе Аз иду, вы не можете приити: и вам глаголю ныне. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга якоже возлюбих вы, да и вы любите себе. О семь разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою ( Ин.13:33–35 ). Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в Мя веруйте. Не оставлю вас сиры: прииду к вам. Еще мало, и мир ктому не увидит Мене, вы же увидите Мя: яко Аз живу, и вы живи будете... Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не якоже мир дает, Аз даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает. Слышасте, яко Аз рех вам: иду и прииду к вам... ( Ин.14:1,2,18,19,27,28 ). – Кто без слез может вспомнить всю вечерю и поучение Спасителя во время ее о взаимной любви учеников между собою и мире со всеми, откровение Его ученикам о ненависти к ним со стороны людей века сего и обещание им от Отца небесного Духа Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:17).» Один талантливый, хотя и неверующий русский писатель М. Горький назвал человека существом или грудою костей, движимых страстями. Действительно, что лежит в основе иногда очень энергичной деятельности людей? Страсти. Вот под влиянием корыстолюбия один не спит ночей, рискует здоровьем и даже жизнью, решаясь на опасные торговые предприятия. Другой — ради сладострастия торгует своей совестью, разбивает чужое счастье. Третий — свои богатые способности отдает карьере, все уничтожая на своем пути, не стесняясь ни ложью, ни даже насилием и тайным убийством. Но все эти стимулы человеческой деятельности не только ложны, но и не устойчивы: они постепенно притупляются, а при испытаниях — болезни, позоре, нищете и особенно пред глазами смерти, они и вовсе падают; притом же не дают душе желанного наслаждения, так как всегда человек чувствует пустоту и неудовлетворенность. А что же должно руководить человеком в его деятельности? Воля, закон Божий. Пусть будет трудно нам исполнять заповеди Божий, так что мы с принуждением беремся за доброе и святое дело, но всякий раз, после совершения доброго дела в душу нашу нисходит мир, покой, радость. А впереди — вечная блаженная радость для исполнившего дело Божие, к которому Господом призван каждый в той или иной области. «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас (1 Ин. 4:5—6).» Когда христианский проповедник говорит слово истины и слушает его атеистическая молодежь, она искренно смеется над проповедником, так как не понимает Христова учения. А юноши и девушки христианские — охотно и радостно внимают слову истины. Слово одно и то же, а почва разная! Господи! Кто вразумит нашу несчастную неверующую молодежь! Призри на нее и просвети ее светом Твоего богоразумия, чтобы признали они Тебя, истинного Бога, для собственного их счастья вечного. «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения (1 Ин. 4:5—6).»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010