С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял еп. Иосиф (Стоянович, † 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти еп. Даниила еп. Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Еп. Петр (Петрович ; 1774-1783) организовал епархиальную консисторию, к-рая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же). 2 нояб. 1783 г. на кафедру был поставлен еп. Иоанн (Йованович, впосл. епископ Бачский, † 1805), к-рый достроил резиденцию в Плашках. С 1786 г. на кафедре служил еп. Геннадий (Димович, † 1796), к-рый добился от местной власти исполнения нек-рых законов в отношении к православным: впервые австр. офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович ; 1798-1801) перенес кафедру из Плашек в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: еп. Петр (Йованович Видак ; 1801-1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашках, в 1804 г. там же - славяно-серб. школу. В 1809 г. по Шёнбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Г.-К. е. перешла к Франции. Новые власти повелели еп. Моисею (Миоковичу; 1807-1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г., после объезда приходов, маршал О. де Мармон рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Еп. Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и адм. центре каждой провинции. В том же году в Плашках была открыта богословская школа, к-рая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на к-рых служили 317 священников и 27 диаконов. Еп. Лукиан (Мушицкий; 1828-1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашках с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и нем. школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более 1/3 общего числа. Были открыты еще 4 серб. школы.

http://pravenc.ru/text/166231.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОИСЕЙ [Серб. Mojcuje] (Миокович; 23.08.1770, Йозефово (ныне в черте г. Нови-Кнежевац, Сербия) - 14.12.1823, Плашки близ г. Карловац (ныне в Хорватии)), еп. Горно-Карловацкий. Монашество принял в монастыре Раковац 1 июля 1785 г., 14 июля был рукоположен во диакона и направлен служащим в консисторию Горно-Карловацкой епархии в Плашки. В 1798 г. рукоположен во иерея и поставлен архимандритом монастыря Раковац. В 1801 г. был администратором епархии после отъезда в Вену еп. Стефана (Авакумовича) и до прибытия еп. Петра (Йовановича Видака) . Архимандритом Бездина во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы монастыря поставлен 1 июня 1803 г. В янв. 1807 г. избран епископом Горно-Карловацким. Хиротония состоялась 16 июня в г. Сремски-Карловци, восшествие на кафедру - 1 сент. в Плашки. Положение епархии, главой которой стал М., было весьма тяжелым. Австр. власти стремились ограничить влияние священства на народ и с этой целью ввели дополнительные сборы с приграничного населения. Было запрещено проведение больших празднеств, а священникам запрещено на них присутствовать. После поражения Габсбургской монархии, согласно Шёнбруннскому мирному соглашению 1809 г., земли, на которых располагалась епархия, отошли к Франции. Горно-Карловацкая епархия фактически вышла из-под юрисдикции Карловацкой митрополии , но М. остался ее главой. Епископ и священство епархии были вынуждены принести клятву верности франц. имп. Наполеону I. Франц. власти определили М. годовое жалованье в 3 тыс. дукатов и потребовали описать приходы и предложить меры, которые необходимо принять, чтобы улучшить положение священства и школ. М. предложил разделить приходы на 2 класса (более и менее тысячи верующих), в больших приходах поставить по 2 капеллана, в маленьких - по одному. Благодаря осуществлению этого плана (священнический сан в пограничной области защищал от мобилизации) численность священства возросла, нек-рые приходы были разделены. Впосл., после возвращения австр. власти и закрытия мн. новых приходов, часть священников осталась без приходов. В 1810 г. была открыта Богословская школа в Плашки, в к-рой помимо стандартных предметов изучали франц. язык. Этот язык выучил и сам М. Хотя считалось, что при франц. власти православное и католическое духовенство находилось в равном положении, часть серб. фондов и церковных ризниц была конфискована для нужд франц. армии.

http://pravenc.ru/text/2563996.html

Венские власти в этот период были заинтересованы в охране своих границ сербами, поэтому были готовы пойти на уступки (см. ст. Венгрия//ПЭ. Т. IX. С. 565.), но местные прокатолические власти были настроены к православным враждебно. Так в 50–60-х гг. XVIII в. Жумберак, почти наполовину православный город, был обращен в унию. Городские власти ставили униатов на свободные православные приходы, запретив въезд в город православным священникам. В ответ на протесты епископа Даниила направленные в город представители несколько комиссий докладывали, что не обнаружили никаких нарушений и что в городе православных мало. С 20 янв. 1754 г. Костайницко-Зринопольской епархией управлял епископ Иосиф (Стоянович, ум. 1775). В 1769 г. епархия была упразднена, а епископ отправлен на пенсию. После смерти епископа Даниила епископ Иосиф с титулом «Горно-Карловацкий» был поставлен над приходами обеих епархий, окончательно их объединив. В 1774 г. он снова ушел на пенсию. Епископ Петр (Петрович; 1774–1783) организовал епархиальную консисторию, которая работала, не учитывая регламенты 1777 и 1779 гг., ограничивавшие сербов в правах (Там же.). 2 ноября 1783 г. на кафедру был поставлен епископ Иоанна (Йовановича, впоследствии епископ Бачский, ум. 1805), который достроил резиденцию в Плашки. С 1786 г. на кафедре служил епископ Геннадий (Димович, ум. 1796), который добился от местной власти исполнения некоторых законов в отношении к православным: впервые австрийский офицер был оштрафован за оскорбление священника. Стефан (Авакумович; 1798–1801) перенес кафедру из Плашки в Карловац. Его преемники особое внимание уделяли образованию: епископ Петр (Йованович Видак; 1801–1806) распорядился проводить для всех желающих при церквах катехизаторские собрания, в 1802 г. открыл церковную школу в Плашки, в 1804 г. там же — славяно-сербскую школу. В 1809 г. по Шенбруннскому мирному договору между Австрией и Францией территория Горно-Карловацкой епархии перешла к Франции. Новые власти повелели епископу Моисею (Миоковичу; 1807–1823) управлять епархией самостоятельно, независимо от Карловацкой митрополии. В 1810 г. после объезда приходов маршал Мармонт рапортовал, что в епархии нет школ, а священство живет очень скудно. Епископ Моисей попросил генерала разрешить реорганизацию приходов и открытие 10 начальных школ и богословских семинаров в Карловаце и административном центре каждой провинции. В том же году в Плашки была открыта богословская школа, которая просуществовала до 1812 г. В 1813 г. в епархии насчитывалось 156 приходов, на которых служили 317 священников и 27 диаконов. Епископ Лукиан (Мушицкий; 1828–1837) в 1826 г. еще как администратор епархии открыл школу в Плашки с курсом обучения в один семестр, а затем школу для священников. В это время к епархии относились и немецкие школы, в 1832 г. их насчитывалось 38, более трети от общего числа. Были открыты еще 4 сербские школы.

http://pravoslavie.ru/41366.html

Очевидно, что это было очень неудобно, и в 1785 году Миоковичи и Сабов решились общими силами построить у себя церковь во имя Архистратига Михаила. Для этого в Громовке было выбрано удобное для церкви место. И далее подано прошение правителю Екатеринославского наместничества господину Синельникову исходатайствовать у первосвященного Никифора, архиепископа Славенского и Херсонского, благословение и разрешение на постройку церкви в слободе Громовка. По поводу этой просьбы господин Синельников от 31-го декабря 1785 года писал к первосвященному Никифору: «Донецкого уезда помещики секунд-майоры Авраам Миокович, Василий Сабов и капитан Исаак Миокович в поданном мне доношении представляют, что именно они в реченном уезде деревни Громовку, Васильевку и Исааковку, в которых состоит дворов 102, и в них жительствует подданных малороссиян мужеского полу 271, женска 241, всего 512 душ. Просят дозволения состроить им в слободе помянутого секунд-майора Миоковича Громовке во имя святого Михаила Архангела деревянную церковь, представя притом приписку, что они сами ту церковь сооружат, как иконостас, так и все церковные утвари». 12 июня 1786 года была выдана «благословительная храмозданная грамота» на закладку и сооружение церкви, а 5 июля того же 1786 года бахмутский протоиерей Петр Расевский освятил место под церковь. Доношением от 13 октября 1787 года Бахмутское духовное правление уведомляет преосвященнейшего Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Херсоно-Таврического, что «заложенная в слободе Громовке к сооружению Архангело-Михайловская церковь постройками и производством работ приведена в окончательное совершенство». А потому правление просило выдачи грамоты на освящение церкви и на освященный антиминс для совершения священнодействий. На стене южного придела храма за колоннами портика сохранилась мемориальная надпись: «Состроена Авраамомъ и Исаакомъ Miokobuчaмu 1787 г.». С июня 1788 года слобода Громовка в бумагах уже начинает называться Михайловкой. С северной стороны здания есть расположенная прямо против прежней следующая надпись: «Перестроена Павломъ и Михаиломъ Миоковичами».

http://sobory.ru/article/?object=24845

Михайловка. Церковь Чуда Михаила Архангела. Церковь. Действует.   Престолы: Чуда Михаила Архангела в Хонех Архитектурный стиль: Ампир Год постройки:1827. Адрес: Луганская область, Перевальский район, поселок Михайловка, улица Ленина, 115 Координаты: 48.496995, 38.903538 Проезд:Трасса Луганск-Донецк Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дата основания вырезана на плите, вмурованной в стену южного фасада. Аналогичная плита на северном фасаде сообщает о дате перестройки, 1824 г., при которой здание значительно расширено, западная ветвь удлинена притвором с колокольней. Полусферическое завершение было переделано в 1932 г. Кирпичная, облицована плитами песчаника, в плане — вытянутый прямоугольник с пристроенным с запада притвором, более широким, чем основное здание, над которым высится колокольня. Основное пространство перекрыто полусферическим куполом на высоком цилиндрическом барабане. Трансепт на южном и северном фасадах выступает в виде ризалитов с четырех-колонными портиками. Фасады и ризалиты завершены треугольными фронтонами, стены делит на два яруса поясок. В интерьере памятника тематические росписи конца XIX — начала XX вв. Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр.119, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год За ветхостью старой деревянной церкви в 1827 году старанием помещиков Павла и Михаила Миоковичей (сербов) построена каменная  однопрестольная церковь. Здание в длину около 35 м, в ширину 8,5 м, толщина стен у основания достигает 1,3 м. В 1900 году на средства прихожан она расширена постройкой новой трапезной и колокольни. К 1908 году, согласно Справочной книге Екатеринославской губернии, к приходу Михайло-Архангельской церкви относились деревни Елисаветовка, Алексеевка, Исаковка, Осиповка, Мало-Константиновка, Троицкое, Мало-Ивановка, Богодаровка, Мало-Михайловка, Константиновка. Всего в приходе числилось 467 дворов с 2621 прихожанином. При церкви имелась школа грамоты, а в деревне Константиновка - церковно-приходская школа. По штату церкви было положено: один священник и псаломщик, котороые были обеспечены общественными домами.

http://sobory.ru/article/?object=24845

6 июня 1820 года священник Николай Гатеша служил обедню уже в римско-католической церкви в Тржите. Узнав об этом, народ страшно возмутился и начал угрожать ему убийством; но так как это ни к чему не привело, то 9 июня народ привёл в исполнение свою угрозу. Уже спустя некоторое время после убийства Николая Гатеши, епископом горне-карловацким Моисеем Миоковичем было получено от военной власти («Генерал-команды») известие о том, что император Франц I повелел: «если священник Николай Гатеша примет унию, назначаю ему годичное жалование в 200 гульденов; также пусть управляет приходом в Тржите, если греко-католический епископ Станич найдет его к тому способным». Так кончилась попытка провести унию в Тржите; хотя попытки возобновлялись и после, но оставались без успеха. Особенное внимание обращал митрополит Стратимирович на сербские монастыри, которым придавал большое значение: «Сербские монастыри и монахи, говаривал он, это – столп сербской церкви». Этот замечательный иерарх карловицкой митрополии, принёсший много пользы сербской церкви и сербскому народу, умер 23 сентября 1836 г. В 1848 году мадьяры подняли восстание против Австрии с намерением основать своё вполне самостоятельное государство, управляемое своим же народным королём. Австрии, которую тогда спас русский император Николай I, с воодушевлением пришли на помощь и сербы, питавшие глубокую ненависть к мадьярам за их всегдашние притеснения, особенно усилившиеся за последнее время. Особенно сербы были недовольны тем, что в Венгрии мадьяры не хотели признавать другой народности и языка кроме мадьярского. 1 мая 1848 года собралась в Карловцах сербская народная скупщина, в которой принимали участие и сербы из Сербии, под председательством митрополита Иосифа Раячича. Скупщина выбрала из своей среды «народный одбор» (комитет), с целью руководить восстанием. На этой же скупщине сербы провозгласили себя политически свободным народом, живущим под державой австрийских императоров, и потребовали, чтобы провинции: Сремь, Бачка, Банат и Военная Граница, населённые сербами, вошли в состав особой правительственной территории под названием «Српска bojboдuha». При этом воеводой был избран Стефан Шупликац, а митрополит Иосиф Раячич провозглашён патриархом 140 . Император Франц Иосиф I, в это время вступивший на престол после отречения своего дяди импер. Фердинанда, зная заслуги сербов перед австрийским престолом и крайне нуждаясь в их помощи, признал и утвердил сербское воеводство и патриархию. Впоследствии, когда миновала опасность и когда мадьяры признали австрийского императора своим королём, тот же император Франц Иосиф I в 1860 году упразднил сербское воеводство и оставил только карловицкому митрополиту пустой титул патриарха. Вот чем отплатило австрийское правительство сербам за заслуги, оказанные ему ими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...