Христианское милосердие — это отображение в делах человека Божественного милосердия. Ибо Господь сострадателен к людям не только тогда, когда они страдают безвинно, но и когда их горести являются результатом их собственных ошибок, навлекших на них беду. И не только на родных по плоти или по духу распространяется христианское милосердие, но и на всякого человека как творение Божие. Таким образом, речь здесь идет, во-первых, о доброте великодушной и сострадающей; во-вторых, о милосердии, не взирающем на лица; и наконец, о жалости действенной, практической, приносящей реальные плоды. Однако у библейского понимания милосердия есть еще одна очень важная особенность, указывающая на такие его признаки, как преданность, верность, постоянство. Бог Авраама, Исаака и Израиля являет Себя избранному Им народу как Бог, верный Своим обещаниям. Заключив завет-союз с Авраамом, Господь распространяет Свою милость на всех его соплеменников. На протяжении всей ветхозаветной истории мы наблюдаем, как неисчерпаемое милосердие Божие питает народ Израиля на всех путях его. И несмотря на то, что этот народ многократно впадал в грех отступничества, в ответ на его раскаяние Бог неизменно возвращал Израилю Свою милость. Милость Господа являет себя в спасении древних иудеев из египетского плена, она ясно видна в Его попечении о них в период сорокалетнего странствования в пустыне, ею отмечено вступление сынов завета в Землю обетованную. …Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6), — говорит Господь в Ветхом Завете, обращаясь через пророка Осию к Своему народу. Примечательно, что дважды на протяжении евангельской истории к этому выражению обращается Господь наш Иисус Христос и оба раза — для обличения криводушия фарисеев и забвения ими Бога. В одном случае Спаситель уличает их в лицемерном жестокосердии: если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных (Мф. 12, 7). А в другой раз Христос открывает перед слушающими Его путь истины, говоря: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

6  Митрополит московский Филарет говорит: «Царство Божие (или Христово) есть, во-первых, весь мир, во-вторых, все верующие на земле, в-третьих, все блаженные на небе. Первое называется царством природы, второе – царством благодати, а третье – царством славы». (Пространный христианский Катехизис. М., 1902, стр. 41). Таким образом, по мысли митрополита Филарета, Царство Божие универсально, всеобъемлюще. Нет ничего в мироздании, что было бы вне его, не касалось бы его, не было бы связано с Богом, как своим Творцом и Владыкой. 11  Идея всемирного религиозного братства лежит в основе современного экуменического движения, являясь его движимой силой. 14  Вслед за этими словами в Евангелии Луки сказано: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» ( Лк. 12:32 ) и добавлено: «Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах... ибо, где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» ( Лк.12:33–34 ). Царство Божие даруется Отцом Небесным за милосердие к людям. Оно – один из путей в это Царство. Сокровища наши должны быть духовными, небесными, чтобы к ним тяготело сердце наше, и открывался путь в Царство Небесное. Тяготение сердца к земному, к материальным благам отвлекает от благ духовных, небесных. Вот почему так трудно богатому «войти в Царство Небесное» ( Мф. 19:23 ). 15  Хотя такое Царство ещё не торжествует на земле, но именно к такому торжеству оно предназначено и призвано. 17  Проф. М. Тареев говорит: « Церковь живёт и растёт за счёт Царства Божия. Она из него берёт своих членов. Это улов Сына Человеческого, Его посев». (Богословский вестник, 1908, т. I, стр. 447–448). В. С. Соловьёв под Царством Божиим понимает процесс дорастания человеческого элемента в Церкви до Божественного, так что Царство Божие является идеалом Церкви. (Сочинения, т. 4. СПб. Издание товарищества «Общественная польза», стр. 127). 18  Свящ. С. Мансуров. Очерки из истории церкви. Богословские труды, сборник 6. М., 1971. стр. 90–91. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Было бы для нас счастьем, чтобы милость Божия снисходила на всю нашу жизнь, на наши труды. Так совершайте дела любви и милосердия! Слово Божие говорит нам: “…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет” ( 2Кор.9:6 ). Желаете вы испросить себе милосердие Божие на последнем и Страшном суде Христовом? Украшайте свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем суде: “…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня… был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… “…” Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” ( Мф.25:35-36, 40 ). Стремитесь вы к тому, чтобы благословение Божие почивало на ваших детях, на вашем потомстве, чтобы Господь не лишал вас и вашей семьи Своего Божественного попечения? Будьте сострадательны и милосердны. В слове Божием сказано святым пророком: “Я… не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба: он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет” ( Пс.36:25-26 ). Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его, привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: “Милуяй нища взаим дает Богови…” ( Притч.19:17 ). А Господь воздает всегда щедрым Своим Отеческим воздаянием. Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным Отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: “Блажен, кто помышляет о бедном!.. В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его и сбережет ему жизнь… “…” Господь укрепит его на одре болезни” ( Пс.40:1-4 ). Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Было бы для нас счастьем, чтобы милость Божия снисходила на всю нашу жизнь, на наши труды. Так совершайте дела любви и милосердия! Слово Божие говорит нам: " Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет " (2 Кор. 9, 6). Желаете вы испросить себе милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом? Украшайте свою душу делами милосердия. Скажет Господь на Своем последнем Суде: " Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы делали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне " (Мф. 25, 35-36, 40). Стремитесь вы к тому, чтобы благословение Божие почивало на ваших детях, на вашем потомстве, чтобы Господь не лишал вас и вашей семьи Своего Божественного попечения? Будьте сострадательны и милосердны. В слове Божием сказано святым пророком: " Я не видел праведника оставленным и потомков его просящими хлеба. Он всякий день милует и взаймы дает, и потомство его в благословение будет " (Пс. 36, 25-26). Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. То, что мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся; то, что мы делаем страдающему, плачущему, утешая его,- привлекает благословение Божие к нам. Сказано в слове Божием: " Милуяй нища взаим дает Богови " . А Господь воздает всегда щедрым Своим отеческим воздаянием. Кто из нас не хочет, чтобы в дни скорбей, болезней, испытаний был милостив к нам Господь, призрел бы на наши скорби и воздыхания Своим любвеобильным отеческим взором? К этому ведет путь милосердия. Слово Божие говорит: " Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь... Господь укрепит его на одре болезни " (Пс. 40, 1-40). Вот каковы плоды этой добродетели, этой священной заповеди нашего христианского закона о любви и милосердии, преподанной всем нам к неуклонному исполнению в жизни земной нашим Господом Спасителем!

http://pravoslavie.ru/put/propovedi/niko...

Зерно есть Слово Божие, а поле – сердце человеческое. Многие слушают Слово Божие, но в иных сердцах оно не находит себе почвы и пропадает. Зерно, которое упало на каменистую почву, изображает людей малодушных и непостоянных. Они принимают Слово Божие, но отказываются от него при первом затруднении или гонении. Зерно, затерянное в сорной траве, означает людей, в которых Слово Божие заглушается земными удовольствиями. Люди же с чистым сердцем, слушающие Слово Божие и исполняющие Его, подобны зёрнам, упавшим на добрую землю. Они приносят обильный плод добрыми делами. Милосердный самарянин Один иудейский учёный спросил Спасителя: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Он ответил ему: «В законе что написано?» Ученый сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты ответил, так поступай и будешь жить». Но ученый, желая оправдать себя, спросил: «А кто мой ближний?» Христос ответил ему: «На одного человека, который шёл из Иерусалима в город Иерихон, напали разбойники. Ограбили его, изранили и бросили едва живого. Случилось по той же дороге идти учёному толкователю закона. Он посмотрел на истекающего кровью ограбленного человека и прошёл мимо. Так же прошёл мимо и другой соотечественник. Проезжал по той же дороге человек из другого народа. Увидев израненного, он остановился, обмыл и перевязал его раны, посадил на своего осла, привёз в гостиницу. Там он всю ночь ухаживал за ним. Утром, уезжая, он оставил денег хозяину гостиницы, чтобы хозяин заботился о раненом и кормил его». Иисус Христос спросил учёного: «Кто из этих трёх был ближним пострадавшему?» «Ближний тот, кто оказал помощь несчастному», – последовал ответ ученого. Тогда Иисус ответил ему: «Поступай и ты так же!» Иисус учит нас, что все люди – ближние между собою. Они должны помогать друг другу и не считаться с разностью верования, ни с родом, ни с национальностью. Богач и Лазарь Это тоже притча. Жил один богатый человек. Каждый день устраивал роскошные пиры. Под крыльцом его дома ютился больной бедняк именем Лазарь. Питался он только тем, что находил в отбросах из кухни богатого. Оба они умерли. Богатый попал в ад, а бедный в рай. Мучась в аду, богатый увидел Лазаря счастливого в раю и стал просить принести ему хотя каплю воды. Из рая ответили: «Лазарь не может перейти глубокой пропасти, разделяющей рай от ада». Богатый тогда попросил, чтобы сообщили его братьям на земле, как надо праведно жить. Из рая ответили: «У них есть Священное Писание . Пусть слушают Писание. Но если же они Писание, Моисея и Пророков не слушают, то хотя бы кто пришел из мёртвых – не послушают».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Новая благодатная жизнь во Иисусе Христе уже дана нам при крещении. Господь призывает каждого из нас жить той жизнью, которую Он открыл нам – в неоскудевающей любви, милосердии, смирении, верности. Мы призваны жить по Богу и с Богом и хранить, как святыню, родство всех людей друг с другом. Нам выпало счастье уже сейчас, уже здесь узнать глаголы жизни вечной и идти по пути, указанному Спасителем, в Царство Божие. Спаситель благовествует о Своем Царстве «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). Господь начинает Свою проповедь , возвещая, что приблизилось Царствие Божие. Настал переломный момент в истории мира! Бог послал Сына Своего Единородного на землю – как Царя и Владыку всего сущего – принести людям Благую весть Царства Божия. Но Иисус Христос, и Иоанн Креститель, и все пророки Божии, бывшие до него, все говорят согласно между собою: всего лишь одно необходимо исполнить людям перед тем, как придет Царство Небесное. Нам нужно покаяться в грехах и уверовать в Благую Евангельскую весть. В этом занятии мы узнаем с вами, кто сможет войти в Божие Царство Небесное. Мы услышим слова Спасителя о том, как нам переменить всю свою жизнь, чтобы получить в награду нескончаемое Царство Божие. Господь постоянно напоминает нам, что Его Царство – вовсе не земное царство. Оно воистину «не от мира сего», но от «мира грядущего». Вспомним молитву Господню, в которой мы призываем: «Да приидет Царствие Твое». Изобрази это Когда Иисус Христос учил народ на горе, Он старался, чтобы Его понял и все, даже самые простые люди. Поэтому Он говорит людям о знакомом, привычном, как бы рисуя настоящие «словесные картины». Он говорит им, что Сам Бог позаботится об их насущных нуждах, необходимо только, чтобы он и уверовали в Него и не отреклись в час испытаний. Прочтите слова из Священного Писания и заполните пробелы: Мф.6:25–34; 7:7–11 ; Лк. 12:6–7, 22–31 . 1 . Взгляните на _____________ небесных: они ни ______________, ни ___________, ни _____________ в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше ________________?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святость всех существ и предметов, как и их бытие, сообщается им Богом. Святость есть неотъемлемое качество Бога, отличающее и отделяющее Его от всех созданий и всего сотворённого: Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес? ( Исх.15:11 ). Святость Бога обусловлена трансцендентностью, недостижимостью и величием Творца. Нравственным аспектом святости является непричастность греху, справедливость, милосердие и любовь. «Святость как свойство Божие означает, что Бог в Своих стремлениях определяется и руководствуется представлениями об одном высочайшем добре. Так как Бог чист от греха и не может согрешить, то Он любит в творениях добро и ненавидит зло» 142 . Синонимом святости является понятие о праведности Бога. «Особенность Ветхозаветного Откровения в том, что святость, отделённость поставляется в связь со святостью Божией. И в первую очередь это показывает, что Бог , будучи абсолютным Духом, будучи Творцом, отделённый от всей твари и чуждый всякого греха и всего греховного, имеет полноту нравственного совершенства. И всякая святость человеческая является откликом и приобщением к этой святости Божией. И в библейском употреблении понятие святости приобретает именно значение нравственного совершенства» 143 . Святость Божия распространяется и на Имя Божие, так как, по древним представлениям, существует теснейшая взаимосвязь между именем и его носителем, отсюда запрет на произнесение Имени Божия напрасно: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно ( Исх.20:7 ). К тому же Имя Божие, открытое Моисею, – Я есмь Сущий ( Исх.3:14 ) – содержит в себе высказывание о Божественной сущности, несёт мысль о Его святости, трансцендентности и абсолютном отличии от всего сотворённого, не имеющего бытия в самом себе, но получающего его от Бога. Как отмечает архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) : «В оригинале Имя Божие (в Исх.3:14 звучит как „Эхье ашер эхье“) означает одновременно как присутствие и покровительство Божие, так и Его абсолютную свободу и суверенность» 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Смотри, какой это добросовестный раб [пророк Даниил – С. М.]! Показав, что иудеи еще не потерпели столько, сколько заслужили грехами, и своими страданиями не загладили беззаконий, он прибегает наконец к благоутробию и человеколюбию Божиему, говоря: и ныне, Господи Боже наш, изведший народ Твой из земли Египетской рукою сильною и явивший славу Твою, как день сей! согрешили мы, поступали нечестиво (Дан. 9: 15). Как их Ты спас не за добрые дела их, но потому, что увидел (их) скорбь и тесноту, и услышал вопль их, так и нас освободи от настоящих бедствий по единому Твоему человеколюбию; другого права на спасение нет у нас. (2, с. 408.) Бог показывает долготерпение… Если же людские законы щадят ни в чем неповинных, то не гораздо ли больше, как и должно думать, сохранит корень Бог, предуготовляя плодам его благодеяние покаяния. Обрати, наконец, внимание на благодеяние покаяния и для самих грешников; причина божественного милосердия и в отношении к ним – та же самая. Если бы наказание предупреждало исправление, то мир окончательно бы погиб и уничтожился. Если бы Бог ускорял наказанием, церковь не приобрела бы Павла, не стяжала бы столь святого и великого мужа. Но Бог терпел его хулы, чтобы показать его обращение. Долготерпение Божие сделало гонителя проповедником, долготерпение Божие превратило волка в пастыря, долготерпение Божие из мытаря сделало евангелиста, через долготерпение Божие мы все помилованы, все переменились, все обратились. Когда увидишь, как бывший некогда пьяницей стал постником; когда увидишь, что хулитель стал богословом; когда увидишь, как сквернивший некогда свои уста постыдными песнями теперь очищает душу божественными песнопениями, – прославляй долготерпение Божие, восхваляй покаяние и, смотря на такую перемену, говори: вот изменение десницы Всевышнего (Пс. 76: 11). Бог благ ко всем людям, но преимущественно являет Свое долготерпение согрешающим. (3, с. 676.) Давид нигде не упоминает о своих добрых делах, но предоставляет свое спасение человеколюбию Божию. (1, с. 137.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Тот огорчается, потому что был очень богат и не хотел с этим богатством расставаться. Христос не утешает его, а говорит еще сильнее: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие. Дело не в богатстве как таковом. Христос не осуждает богатство. Он не сказал: «Невозможно имеющему богатство войти в Царствие Божие», – потому что это было бы вне Божией справедливости, которая милосердна. Он говорит: трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие . Трудно имеющим какую-то привязанность земную, преобладающую над привязанностью небесной, войти в Царствие Божие. Но то, что невозможно человеку, возможно Богу – когда человек свою привязанность, влюбленность, сердечность отдает Христу. Фото: patriarchia.ru Святые отцы дружно толкуют этот евангельский отрывок таким образом, что человек приходит к Богу со всякими своими соображениями, размышлениями, предрассудками, с предвзятым отношением. Человек уже сам для себя все решил, сам все знает и в Боге-то не нуждается для того, чтобы спасение получить. Он сам знает, как спасаться. И отвечает Христу довольно высокомерно: все это сохранил я от юности моей . А Христос ему говорит: стоп! Вот то, чем ты, как думаешь, богат, надо оставить. Надо учиться жить заново, думать заново, ходить заново. Ходить «стопочка в стопочку» – идти ко Мне. И тогда то, что нам кажется недосягаемым и невозможным – мы же видим свою греховность, – то, что кажется невероятным, вдруг становится возможным. Не случайно этот разговор начинается с приветствия: некто из начальствующих обращается к Иисусу с вопросом: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? А Иисус отвечает: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог . Вот мы очень любим давать друг другу разного рода величания, мы любим то, что Писание называет преждеседания на сонмищах . Христос в абсолютной простоте все эти разговоры останавливает: никто не благ, как только один Бог , – и подразумевает, ни слова об этом не говоря: «Если ты называешь Меня благим Учителем, то Я и есть Бог. Но ты реши: ты считаешь Меня благим Учителем, Богом? Если нет, тогда почему ты называешь Меня благим? Только Господь может быть благим».

http://pravmir.ru/ne-otnosis-k-svyashhen...

   Итак, чтобы в душе человека жила радость, ему необходима вера. Дети оттого счастливы, и незлобивы, и просты душой, что они верят. Лучше быть вечным ребенком, нежели досадующим, скучным и мрачным взрослым. Нашу веру ослабляет всего более гордый разум. Но ныне такое время, что юноша считает себя опытнее старика, маленькая девочка — умнее своей матери. Оттого наши юноши стары и наши девочки переросли свои лета. Юноша скучен, девочка скучна... Увы! Отлетели от них радости, отлетели потому, что в душе уже есть некоторая надломленность чувств. Бедные юноши! Как им свой век доживать?.. Не узнать им чудес Божия милосердия!     2. С истинной верой нераздельно соединено Божие милосердие. Апостол Павел говорит: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:5-7). Упование на благодать Божию отгоняет от человека отчаяние и сомнение. Нет такого греха, который превышал или побеждал бы милосердие Божие. Но для того, чтобы возжечь в душе такое упование, для этого требуется не быть беспечным и нерадивым о своем спасении. Так, если мы испрашиваем у Господа радостей, но с тем вместе прогневляем Его своими беспутными поступками, то, очевидно, наша молитва не донесется до неба. Истинное же упование христианское спасает нас от всех грехов и вместе с этим утверждает на пути правды и святости. Истинное упование низводит в душу ту тихую покорность воле Божией, которая делает человеческую душу кроткой.     3. От ищущих благодатной и нетленной радости Божие Правосудие требует, чтобы они сами способны были утешать других или, по крайней мере, сами бы ни на кого не огорчались. «Если станешь испрашивать себе милости Божией, — говорит Учитель Церкви св. Златоуст, — то она дается только сердцу примиренному, душе, чуждой всякой горечи, злобы, зависти и гордости».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010